Как отменить закупку по 44 ФЗ?

  • автор:

Вопрос:

Как заказчику отменить закупку по Закону N 44-ФЗ?

Ответ:

Готовое решение: Как заказчику отменить закупку по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Вы можете отменить закупку на любом этапе: как до публикации извещения, так и после.

В первом случае просто удалите закупку из плана закупок и плана-графика.

Если извещение уже опубликовано, то вы можете отменить только аукцион, конкурс или запрос котировок. Для этого нужно соблюсти сроки, разместить решение в ЕИС, внести изменения в план закупок и план-график.

Если нарушите сроки или порядок отмены, вас оштрафуют на 30 тыс. руб.

Чтобы отменить закупку в плане закупок, создайте его новую редакцию, удалив из нее ту закупку, которую хотите отменить. То же самое нужно сделать и с планом-графиком. Эти изменения нужно согласовать с руководством и оформить приказом.

Чтобы отменить аукцион, конкурс, запрос котировок после размещения извещения, определите, не прошел ли срок для отмены закупки:

— аукцион и конкурс можно отменить не меньше чем за пять календарных дней до даты окончания подачи заявок;

— запрос котировок можно отменить не меньше чем за два календарных дня до даты окончания подачи заявок.

Такие сроки установлены в ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ.

Позже этих сроков закупки можно отменить, только если наступит форс-мажор (ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

См. также:

  • Какие обстоятельства относятся к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) и какие последствия они влекут
  • Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся

Примите решение об отмене закупки и разместите его в ЕИС в тот же день (ч. 3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Если закупку нужно отменить по предписанию контрольного органа, то срок будет указан в предписании.

Требований к содержанию такого решения нет. Его можно оформить приказом, в котором указываются: ИКЗ, предмет, НМЦК закупки, номер и дата извещения, должность и Ф.И.О. ответственного лица, причина отмены закупки.

Чтобы разместить в ЕИС решение об отмене закупки, зайдите в Личный кабинет в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)», заполните форму и нажмите кнопку «Разместить». Закупка будет отменена в момент публикации решения об отмене.

Обратите внимание: дата приказа и дата размещения его в ЕИС должны совпадать (ч. 3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно части 7 статьи 82 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона N 44-ФЗ) на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе котировок котировочная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в запросе котировок требованиям, установленным в запросе о предоставлении котировок. В случае если в срок, указанный в запросе о предоставлении котировок, подана только одна заявка на участие в запросе котировок или не подано ни одной заявки на участие в запросе котировок, запрос котировок признается несостоявшимся, и заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 93 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, частью 2 статьи 79 Закона N 44-ФЗ установлено, что, если запрос котировок признан не состоявшимся, то заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, в случае, указанном в обращении, продление срока подачи заявок на участие в запросе котировок начинается на следующий день после даты окончания срока подачи таких заявок. При расчете срока исключайте день, указанный как отсчетная точка — конкретная дата или момент совершения действия либо наступления события, предусмотренного Законом N 44-ФЗ. Считайте срок начиная со следующего рабочего дня (ст. 191 ГК РФ).

При этом срок, исчисляемый рабочими днями, должен быть продлен на весь рабочий день (ст. 190 ГК РФ).

Торги не состоялись: что происходит с имуществом?

Если торги не состоялись или лоты никто не купил, возможны несколько вариантов развития событий.

Торги по банкротству проходят в три этапа и цена на лоты постоянно снижается, поэтому большинство объектов рано или поздно продается. Разберемся в том, какое имущество остается непроданным, почему это происходит и что с ним будет дальше.

Что и где продается на торгах?

Если физическое или юридическое лицо банкротится, то всё его имущество продается в виде лотов путем проведения электронных торгов. Недвижимость, транспорт, техника, драгоценности, ценные бумаги и другие активы со всей территории РФ поступают на площадки торгов.

Вырученные от продажи активов деньги конкурсный управляющий использует для того, чтобы закрыть полностью или частично долг перед кредиторами.

Организаторы торгов публикуют исчерпывающие данные о каждом лоте, а недостающую информацию можно получить по запросу у конкурсного управляющего или осмотреть объект вживую.

На сайте Росимущества проводятся аукционы по продаже арестованного имущества. Однако на торгах по банкротству также продается залоговое и арестованное имущество, переданное на реализацию в ходе процедуры банкротства.

Если хотите подробнее узнать, как происходит продажа арестованных объектов, читайте мою статью.

Статья: «Порядок продажи арестованного имущества»

Как проходят торги по банкротству

Лот достается участнику торгов, предложившему самую высокую цену. Однако аукционы проходят в три этапа, и у каждого из них есть свои особенности.

Первичные торги

Это начальный этап мероприятия, на котором устанавливается стартовая цена на объект, близкая к его рыночной стоимости.

Участники торгов имеют право повышать ставку раз в 30 минут, основываясь на величине шага. Этот показатель определяется заранее и известен на этапе подачи заявки.

Повторные торги

Они проводятся только в том случае, если лот никто не купил на первичных торгах. На этом этапе стартовая стоимость объекта снижается на 10%, а механика проведения торгов такая же, как и на первичном аукционе.

Публичные торги

Если имущество должника не было реализовано на вторичных торгах, то организаторы переходят к публичному предложению. Для этого этапа характерно максимальное снижение цены на лот, иногда скидка достигает 99%. Участники могут купить объект, если правильно подадут заявку на участие и предложат более высокую цену на конкретном этапе торгов.

Кстати, скоро в сфере торгов по банкротству планируются серьезные изменения.

Минэкономразвития оценило минимальную выгоду для кредиторов и предлагает ввести голландскую модель проведения аукционов, о которой вы узнаете из этого видео.

Голландский аукцион онлайн — теперь в России?

Почему не все объекты «уходят» с торгов

Согласно данным исследований Федресурса, до 90% всех выставленных лотов продаются на этапе публичного предложения, когда цена на них падает ниже всего.

Однако случается и такое, что лоты никто не покупает. Иногда имущество не удается реализовать по объективным причинам, например:

  • объект явно неликвидный и не представляет собой интереса ни для кого из участников торгов;
  • в составе одного лота много объектов разбросанных по большой территории;
  • недостаточно информации об объекте или не получается его осмотреть;
  • специфические объекты, которые интересуют немногих участников торгов;
  • покупателям не подходит цена.

Если никто не подал заявку на участие в торгах или победитель отказался подписывать договор купли-продажи, торги объявляются несостоявшимися. В этом случае имущество также остается нереализованным.

Впрочем, иногда лот просто теряется в обилии предложений или, как это часто бывает, на первый взгляд неликвидные объекты при ближайшем рассмотрении оказываются очень интересными.

И за счет того, что большинство участников торгов проходят мимо таких предложений, вы можете покупать эти объекты по минимальным ценам, с дисконтом в 50-70%.

На бесплатном мастер-классе мы расскажем вам, как находить такие золотые объекты с помощью специальной методики Шерлока Холмса и покупать их без риска и без собственных вложений.

Интересно?

Кликни по кнопке и запишись на бесплатный мастер-класс, чтобы узнать о 5 шагах Формулы Доктора Ватсона, как скупать автомобили, квартиры и дома на торгах по банкротству со скидкой 50 – 90%!

Что происходит с нереализованным имуществом

Если имущество не ушло с молотка и на последнем этапе торгов, то его могут снова выставить на торги. Если аукцион проводится по привычной схеме, то заново стартуют все три этапа: первичные торги, повторные торги, стадия публичного предложения.

Конкурсный управляющий и совет кредиторов могут начать с третьего этапа аукциона, в таком случае сразу стартуют публичные торги.

Однако если торги не состоялись и имущество не реализовано, его могут передать кредиторам в порядке очереди.

Существует порядок передачи имущества кредиторам. Рассмотрим два случая.

  1. Единственный кредитор имеет право забрать непроданное имущество.

Однако если стоимость активов превышает сумму долга, то разницу в стоимости кредитор должен перечислить на счет банкрота.

  1. Если кредиторов несколько, то они получают имущество в долевую собственность, размер долей пропорционален размеру долга банкрота перед каждым из них.

Кредитор, завладевший непроданным имуществом, также должен вернуть разницу между стоимостью объектов и размером долга. Эта сумма идет на удовлетворение требований других кредиторов, которые не хотят принимать имущество и согласны только на денежный расчет.

В первую очередь на непроданное имущество претендуют приоритетные кредиторы. В случае нарушения этого условия соглашение о передаче активов банкрота может быть расторгнуто.

Если речь идет об имуществе фирмы, то иногда используется хитрая схема. Кредиторы специально отказываются от отступных активов, и они отходят учредителям предприятия-банкрота. Неправомерность действий кредиторов в такой ситуации нелегко доказать. Однако это один из способов того, как можно оставить непроданное имущество за должником.

Многих же интересует вопрос: «Если арестованное имущество не реализовалось, что с ним происходит дальше?». В таком случае судебные приставы могут предложить кредиторам выкупить его за 75% от стартовой цены.

Только в случае отказа всех кредиторов принимать отступное имущество его может получить сам должник или его передадут в федеральную собственность.

Выгодно ли кредиторам забирать непроданное имущество?

Принимать отступное имущество нецелесообразно в следующих случаях:

  • если стоимость активов равна или немного больше совокупной суммы долга перед приоритетными кредиторами, так как после оплаты разницы у кредитора ничего не останется;
  • если объекты неликвидны и кредитор не сможет их продать или использовать.

Иногда забрать имущество выгодно, тем более что часто на торгах оно продается буквально за копейки. Вырученных денег может не хватить, чтобы закрыть хотя бы часть долга.

А если рассуждать с позиции участника торгов, то нам выгодно постоянное снижение цены. Хотя не всегда стоит дожидаться максимальной скидки, чтобы не упустить выгодный лот.

Зная, как анализировать ликвидность и рассчитывать момент подачи заявки, на торгах можно выстроить полноценный бизнес, приносящий стабильную прибыль. В своей статье я собрал лучшие идеи для начинающих инвесторов.

Статья: «3 способа заработать на торгах по банкротству»

Научитесь покупать объекты на торгах без денег

Команда Академии торгов по банкротству покупает объекты на торгах уже более 6 лет и разработала собственные методики и стратегии для получения максимальной выгоды с минимальными рисками.

Одна из них позволяет зарабатывать на торгах по банкротству, даже не имея стартового капитала.

Мы обучаем лучших специалистов в этой теме и объединяем студентов в сообщество единомышленников, вместе с которыми можно совершать крупные сделки. Наши студенты сотрудничают друг с другом в процессе поиска и осмотра объектов, покупают объекты с общим капиталом или инвестируют в покупку лотов.

Приходите на наш мастер класс, который проходит в прямом эфире, и вы узнаете о лучших стратегиях создания бизнеса на торгах и получите ценные бонусы. Например, мы расскажем вам об уловках конкурсного управляющего и дадим список топовых электронных площадок торгов по банкротству.

Вы узнаете «план Б» для участия в торгах на тот случай, когда у вас осталось мало времени на подачу заявки и нет полностью всей суммы для покупки объекта.

Запишитесь на мастер-класс и приходите на онлайн-встречу без опозданий, чтобы не пропустить самое интересное.

Интересно?

Кликни по кнопке и запишись на бесплатный мастер-класс, чтобы узнать о 5 шагах Формулы Доктора Ватсона, как скупать автомобили, квартиры и дома на торгах по банкротству со скидкой 50 – 90%!

УДК 346.5

А. В. Камаева Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЗАКУПОК, ПРОВЕДЕННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье рассмотрены правовые основания для признания недействительными закупок, проведенных с нарушением законодательства о контрактной системе. Закупки проводятся в форме торгов, которые являются одним из наиболее сложных, но при этом эффективных способов заключения взаимовыгодного договора. Востребованность торгов объясняется их состязательным характером, позволяющим благодаря привлечению широкого круга потенциальных контрагентов выбрать оптимальное с экономической точки зрения предложение. Присущая указанному способу заключения договора конкуренция способствует определению максимально выгодных для обеих сторон условий сделки. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа судебных споров, связанных с признанием недействительными договоров, заключенных по результатам государственных закупок, и реализацией соответствующих имущественных притязаний сторон. Нередко иски о признании заключенного на торгах договора недействительной сделкой, основанные на любом формальном несоответствии торгов законодательству о контрактной системе, предъявляются недобросовестными лицами с целью уклонения от исполнения обязательств по такому договору и избежания ответственности. Признание закупок недействительными может отрицательно повлиять на интересы лиц, не являющихся сторонами заключенного на них договора, и негативно сказаться на стабильности гражданского оборота в целом. Автор анализирует гражданско-правовые и административные последствия признания недействительными торгов, проведенных с целью размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Слабая теоретическая разработанность и недостаточное законодательное регулирование вопросов недействительности заключенных по результатам процедуры закупок контрактов диктует необходимость глубокого изучения возникающих в данной сфере проблем, а также формулирование научно обоснованных практических рекомендаций.

Ключевые слова: контрактная система, контракт, договор, торги, закупки, размещение заказа, государственные и муниципальные нужды

Одним из наиболее сложных, но при этом эффективных способов заключения взаимовыгодного договора являются торги.

Характерной чертой торгов, отличающей их от других способов заключения договора, является состязательность. Торги предполагают наличие как минимум двух конкурентных предложений от потенциальных контрагентов, принятие наилучшего из которых исключает остальные. При этом конкуренция должна быть добросовестной и эффективной, что достигается путем соблюдения принципов открытости (обеспечение доступности информации), равноправия, ответственности как организатора, так и участников торгов за допущенные нарушения .

Такой способ заключения договора является обязательным в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, что следует из императивных норм Феде-

рального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Несмотря на возникновение указанных правоотношений в публичной сфере, сами торги и заключаемый на них договор имеют гражданско-правовой характер вне зависимости от предпосылок их проведения, которые могут быть и государственно-властными.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (далее -ГК РФ) торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Между тем Закон о контрактной системе предусматривает и иные конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Так, контрагент по договору может быть определен по результатам проведения запроса котировок и запроса предложений .

© Камаева А. В., 2016

В соответствии со статьей 47 Закона о контрактной системе в случае нарушения положений главы 3 Закона о контрактной системе «Осуществление закупок», регламентирующей определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица. Такие иски, независимо от способа закупки, рассматриваются по правилам статей 447-449 ГК РФ.

Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, которое непосредственно юридически заинтересовано в исходе дела. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой . Поэтому лицо, обращающееся с требованием о признании закупок или торгов недействительными, должно доказать наличие у него защищаемого субъективного гражданского права, а также возможность восстановления нарушенного права способом, отраженным в предмете искового требования (статья 4 АПК РФ, статьи 11 и 12 ГК РФ).

Лица, заявляющие требования о признании торгов недействительными, чьи права и законные интересы не были нарушены вследствие отступления от предусмотренного законом порядка проведения торгов, не могут служить основанием для признания таких торгов недействительными .

Право на иск об оспаривании договора, заключенного по результатам государственного заказа, имеют лица, участвовавшие в аукционе (конкурсе) или необоснованно не допущенные к участию в нем, а также уполномоченный государственный орган и заказчик как сторона сделки .

Кроме того, в соответствии с частью 22 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

Основным гражданско-правовым последствием признания торгов недействительными является

признание заключенного по итогам проведения торгов контракта недействительным.

Для того чтобы признать торги недействительными, необходимо наличие определенных условий. Так, по прямому указанию пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

• кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

• на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

• продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

• были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

• были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Арбитражные суды, удовлетворяя требования о признании торгов недействительными, исходят из того, что существенные нарушения порядка проведения торгов, такие как нарушение срока внесения изменений в конкурсную или аукционную документацию, нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке , неверное определение цены государственного контракта , незаконный отказ в допуске лица к участию в конкурсе или аукционе , приводят в итоге к неправильному определению победителя закупки или цены контракта.

Однако в силу того, что перечень оснований признания торгов недействительными является не исчерпывающим, в судебной практике нередки случаи, когда иск о признании торгов недействительными основан на любом формальном несоответствии закону и предъявлен недобросовестным лицом с целью уклонения от исполнения обязательств по такому договору и избежания ответственности.

Судебная практика исходит из того, что незначительные нарушения, допущенные при проведении торгов, не повлиявшие на их результат и выявление победителя, не отнесены к достаточным основаниям для признания торгов недействительным .

Таким образом, распространение практики признания договоров недействительными по несущественным основаниям является негативным явлением. В связи с этим следует согласиться с позицией Высшего арбитражного суда РФ, который указал, что суд должен оценивать обстоятельства дела в их взаимосвязи в пользу сохранения, а не аннулирования обязательств .

Торги могут быть признаны недействительными при нарушении прав или охраняемых законом интересов лица, оспаривающего торги, если торги повлекли неблагоприятные для него последствия и имеется возможность восстановить нарушенное право. Если из материалов дела следует, что на день рассмотрения спора судом первой инстанции государственный контракт исполнен, приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, исковые требования удовлетворению не подлежат .

Суды правомерно отказывают в удовлетворении иска о признании размещения заказа недействительным, поскольку удовлетворение требований не может привести к защите либо восстановлению прав заявителя в связи с исполнением государственного контракта .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ. Следовательно, основным имущественным последствием недействительности заключенного на торгах договора является двусторонняя реституция — возврат сторонами всего полученного ими по недействительной сделке, а при невозможности вернуть полученное в натуре — возмещение его стоимости в денежном выражении (ч. 2 ст. 167 ГК РФ). Данное правило направлено на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.

Верховный суд РФ занял аналогичную позицию, указав, что, согласно правилам двусторонней реституции, вещь необходимо возвратить прежнему собственнику, которым организатор торгов не является. Нельзя отказать в иске о признании торгов недействительными в связи с тем, что при удовлетворении такого требования двусторонняя реституция невозможна .

Применяя указанный подход при рассмотрении дел об оспаривании торгов и заключенных государственных контрактов, суды указывают, что удержание продавцом полученного по сделке, заключенной на публичных торгах, после признания ее недействительной признается неосновательным обогащением .

Несмотря на прямое указание закона о необходимости применения последствий недействительности сделки, судебная практика, особенно по искам органов Федеральной антимонопольной службы, исходит из того, что все-таки истец должен заявить такие требования, и по инициативе суда реституция не всегда применяется .

В правоприменительной практике часто встречаются ситуации, когда заключенный с нарушением законодательства государственный контакт частично исполнен. Некоторые суды прямо указывают, что, если из материалов дела свидетельствует, что возврат исполненного по нему невозможен, суд, в соответствии с пунктом 3 статьи 167 ГК РФ, признает сделку недействительной и прекращает ее действие на будущее время . Аналогичная практика применяется и по делам, в которых оспаривались торги, проведенные для заключения договора на оказание услуг .

Однако чаще в практике встречаются противоположные позиции. Суды могут прийти к выводу о возможности приведения сторон недействительной сделки в первоначальное положение и удовлетворить заявленные требования .

Недействительными могу быть признаны только состоявшиеся торги. Торги, признанные несостоявшимися, не могут быть признаны недействительными, поскольку отсутствует их результат .

Если на дату рассмотрения дела в суде итог проведения закупки выражен в виде государственного (муниципального) контакта, то оспариванию подлежат торги в целом. Применительно к госзакупкам это правило означает, что признание судом недействительным размещения заказа влечет недействительность контракта, заключенного с победителем торгов .

Кроме того, если торги не состоялись в результате недобросовестных действий организаторов торгов либо в связи с незаконным отказом отдельным участникам в допуске к участию в закупке, интересы участников размещения заказов могут быть защищены с помощью административной процедуры путем обращения с жалобой в Федеральную антимонопольную службу.

Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Контроль в сфере закупок осуществляется путем проведения:

а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Федеральным законом отдельные

полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;

б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля по основаниям, установленным в пункте 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона.

При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок имеют достаточно широкие полномочия.

В соответствии со статьей 23.66 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации антимонопольный орган как контрольный орган в сфере закупок рассматривает дела об административных правонарушениях в сфере нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе. За нарушения Закона о контрактной системе должностные лица заказчика, члены комиссий в сфере закупок могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 7.30-7.32.3 КоАП РФ.

Антимонопольные органы имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в том числе об отмене протоколов рассмотрения заявок, об аннулировании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и т. д. .

Также органы ФАС России имеют право обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными . Такая мера реализуется, когда контракт по результатам процедуры закупок уже заключен.

Как свидетельствует практика, нарушения порядка организации и проведения торгов, определения их победителя могут носить разнообразный характер, но при этом, без сомнения, затрагивают права и законные интересы лиц, участвующих в процедуре закупок.

В целом давая общую оценку полномочиям антимонопольного органа по защите прав и законных интересов субъектов в ходе проведения процедуры закупок, необходимо отметить, что выдача соответствующих предписаний, как и обращение в суд с исковыми заявлениями, представляет собой деятельность антимонопольного органа по защите гражданских прав и законных интересов субъектов, осуществляемую в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе и в рамках положений пункта 2 статьи 11 ГК РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке.

_Ш_

1. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства». Пункт 1. . Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 01.03.2016).

3. Камаева А. В., Чернова О. М. Судебная практика по делам о признании недействительным размещения государственных и муниципальных заказов в форме торгов // Экономические Споры: проблемы теории и практики. 2012. № 3.

4. Камаева А. В., Чернова О. М. Торги как признать результаты их проведения недействительными // Арбитражная практика. 2012. № 8.

7. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2015 № Ф05-7732/2015 по делу № А41-58453/14, решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.12.2009 по делу № А38-6012/2009. . Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 03.03.2016).

8. Постановление Арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 25.01.2012 по делу № А69-860/2011. . Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 29.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 1.01.2015 № 11АП-18414/2014 по делу № А65-20418/2014; решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 7.10.2015 № А38-4300/2015. . Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 01.03.2016).

11. Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.07.2010 по делу № А19-5100/09, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.04.2011 по делу № А73-9247/2010. . Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 02.03.2016).

12. Пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными». . Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 01.03.2016).

21. Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

22. Статья 24 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

Статья поступила в редакцию 19.02.2016 г.

Для цитирования: Камаева А. В. Признание недействительными закупок, проведенных с нарушением законодательства // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 1 (5). С. 57-62.

Об авторе

Камаева Анастасия Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, nkamaeva@mail.ru

A. V. Kamaeva Mari State University, Yoshkar-Ola

INVALIDATION OF PURCHASES MADE IN VIOLATION OF THE LAW

Keywords: contract system, contract, bidding, purchasing, ordering, state and municipal needs

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Punkt 7 Informacionnogo pis’ma Prezidiuma VAS RF ot

13. Reshenie Arbitrazhnogo suda Respubliki Marij Jel ot

11.06.2010 po delu № A38-6681/2009. . URL: http://kad.arbitr.ru/ (data obrashhenija: 15.02.2016).

14. Reshenie Arbitrazhnogo suda Respubliki Marij Jel ot

17. Reshenie Arbitrazhnogo suda Respubliki Marij Jel ot

12.10.2015 po delu № A38-1439/2015. . URL: http://kad.arbitr.ru/ (data obrashhenija: 15.02.2016).

21. Sobranie zakonodatel’stva RF. 08.04.2013. № 14. St. 1652.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *