Как отказаться от ИНН

  • автор:

В Государственную Налоговую инспекцию
района, города, области, субъекта РФ
От (Ф.И.О. заявителя) проживающего по адресу

ЗАЯВЛЕНИЕ

По религиозным убеждениям считаю для себя неприемлемым и оскорбительным использование идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Как гражданин РФ, утверждаю и настаиваю, что введение ИНН нарушает мои личные права и ограничивает свобод, гарантированные мне ст. 18, 19, 21, 23, 24, 27, 28, 55, 56 Конституции РФ, а также пп. 2, 3 ст. 2 и пп. 3, 6 ст. 3 Федерального Закона от 26.09.97 г. » 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях граждан». Данные выводы сделаны мною самостоятельно и не зависят от мнений и высказываний религиозных и общественных деятелей и иных лиц, а также различных точек зрения по данному вопросу, излагаемых средствами массовой информации.

Обращаю внимание, что ст. 83 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что постановка на налоговый учет физических лиц, не являющихся предпринимателями, осуществляется самим налоговым органом, независимо от каких-либо заявлений об ИНН со стороны гражданина. Никакой Федеральный Закон не возлагает на граждан обязанности обращаться с заявлениями о присвоении ИНН и не устанавливает санкций или дискриминации за отказ от ИНН. Подзаконный акт, регулирующий порядок присвоения и применения ИНН — Приказ МНС РФ от 24.12.98 г. » ГБ-3-12/309 («Российская газета» от 5.04.2000г.) — предлагает всего лишь следующее:

  • п. 3.10: «Физическое лицо в случае возникновения необходимости указания ИНН в документах …вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением по форме » 12-2-2 (приложение » 20 к настоящему Приказу) для получения свидетельства о постановке на учет в налоговом органе»;
  • п. 4.5: «Лица, обязанные в соответствие с Кодексом представлять в налоговый орган сведения о налогоплательщике, могут указывать в подаваемых в налоговый орган документах ИНН, подтвержденный свидетельством…»

Здесь применительно к ИНН даже не употребляются выражения типа «должен», «обязан». Таким образом, как по содержанию этого документа, так и по его статусу (ведомственный акт МНС, в отсутствии прямого закона, имеющий лишь рекомендательный характер) — очевидно, что получение и использование ИНН для граждан не является обязательным. Установленные действующим законодательством требования по налоговому учету, исчислению и уплате налогов могут выполняться в полном объеме и без применения ИНН. Отказ гражданина от ИНН по любым основаниям налоговые органы не вправе расценить как уклонение от налогового учета или от уплаты налогов.

«В случае Вашего отказа в присвоении налоговыми органами ИНН по религиозным соображениям. Вы имеете право написать заявление об отказе в получении Уведомления или Свидетельства о постановлении на налоговый учет действующим законодательством РФ для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не предусмотрено. Если свидетельство о постановке на налоговый учет Вами уже получено. Вы можете сдать его в налоговую инспекцию по месту жительства…»

Дата, личная подпись.

20.07.2009 – 26.07.2009, № 08 (08)

Работник без идентификационного номера: что делать

Идентификационный номер имеют далеко не все. Некоторые работники ввиду своих убеждений отказываются от его получения. Но и без такого номера вполне можно обойтись. Что для этого нужно? Об этом расскажет «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН».

Альтернатива идентификационному номеру

Отметим, что в соответствии с п. 1.2 Положения № 43 использование идентификационных номеров (далее – ИН) обязательно для граждан, которые:

1) постоянно проживают в Украине, имеют объекты налогообложения и обязаны уплачивать налоги и другие обязательные платежи;

2) не имеют постоянного места жительства в Украине, но в соответствии с действующим законодательством обязаны уплачивать налоги в нашей стране;

3) открывают счета в учреждениях банков.

В эту категорию попадают также те граждане, данные о которых используются в других информационных системах Украины.

Иными словами, почти для всех работающих граждан ИН обязателен. Но есть и исключения. Так, в соответствии со ст. 1 Закона № 320 те физлица, которые из-за своих убеждений (в том числе религиозных) отказываются принимать ИН, имеют возможность официально уведомить об этом соответствующие налоговые органы и получить в паспорте отметку о наличии у них права осуществлять любые платежи без указанного номера.

Так что прежде рассмотрим, куда нужно обращаться работнику с целью реализации такого своего законного права.

Отметка – в паспорт

Как указано в п. 1.4 и п. 1.5 Порядка № 602, физлицо, которое хочет отказаться от ИН из-за своих религиозных или иных убеждений, должно письменно уведомить налоговые органы по своему месту регистрации об отказе:

1) от принятия ИН (заявление по форме № В1, приложение № 1 к Порядку № 602);

2) от ИН (заявление по форме № В2, приложение № 2 к Порядку № 602).

В зависимости от вида заявления физлицо вместе с ним подает налоговым органам информацию о своих персональных данных по утвержденной форме, ксерокопию паспорта и, при наличии, копию документа о присвоении ИН.

Также подается свидетельство о рождении и следующие документы (при их наличии):

– свидетельство о браке;

– свидетельство о расторжении брака;

– свидетельство о смене имени.

Отметим, что физлицо, обменявшее старый паспорт с отметкой об ИН на новый паспорт, для получения такой отметки вновь предъявляет вышеназванные документы.

Посредством подачи заявления физлицо подтверждает то, что оно не является учредителем юридических лиц. А все дело в том, что в соответствии со ст. 17 Закона № 755, в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей предусмотрено учитывать информацию только по тем учредителям юридических лиц, которые имеют ИН. Кстати, на это обращает внимание и Госкомпредпринимательства, отмечая, что несогласованность норм действующего законодательства приводит к возникновению проблем во время проведения изменений в учредительных документах юрлица в случае отсутствия ИН у физлица, являющегося учредителем такого юрлица (письмо Госкомпредпринимательства от 06.07.2007 г. № 4904).

«Б&З» обращает внимание на то, что в бланке свидетельства о государственной регистрации предпринимателей-физлиц указывается в том числе:

– или идентификационный номер (для тех, кто его имеет);

– или номер и серия паспорта (для тех, кто из-за своих религиозных или иных убеждений отказывается от принятия ИН и имеет соответствующую отметку в паспорте). Правда, такие физлица должны быть готовы доказывать свою правоту в суде, так как есть практика отказов в регистрации предпринимателей по номеру и серии паспорта.

В течение 30 календарных дней со дня приема заявления налоговые органы предоставляют заявителю справку по форме № В3 (приложение № 3 к Порядку № 602) или отказывают в ее предоставлении с указанием причин отказа.

С полученной справкой, которая действительна в течение 30 календарных дней, и паспортом заявитель обращается в органы внутренних дел по своему месту регистрации относительно внесения отметки в паспорт. Должностное лицо органа внутренних дел на основании предоставленных документов и при отсутствии несоответствий в них делает в паспорте (7 – 9 страница, «Особые отметки») отметку, форма которой приведена в приложении № 4 к Порядку № 602 (образец 1).

Образец 1. Форма отметки в паспорте в случае отказа от идентификационного номера

После передачи налоговым органам отрывного корешка к справке по форме № В3, что указывает на наличие в паспорте соответствующей отметки, учет налогоплательщиков в этих органах осуществляется уже по номеру и серии паспорта. Причем если ИН был в наличии, то он изымается из Государственного реестра физических лиц (далее – ГРФЛ).

В случае если данные справки по форме № В3 не соответствуют информации, приведенной в предоставленном паспорте, должностное лицо органа внутренних дел возвращает эти документы заявителю. То есть ему придется с самого начала пройти процедуру отказа от ИН.

Замена паспорта с соответствующей отметкой осуществляется по установленной процедуре – с обращением в территориальное подразделение органа внутренних дел. В свою очередь, должностное лицо органа внутренних дел при замене старого паспорта на новый переносит в него отметку (образец 1), внесенную на основании требований Порядка № 602 или же по решению суда, о чем уведомляет налоговые органы.

Отказ детей от идентификационного номера

По этому поводу в письме ГНАУ от 13.06.2007 г. № 2961/д/29-2115 приведена интересная точка зрения: ребенок может отказаться принять ИН по своим убеждениям (в том числе религиозным) только после достижения им 16-летнего возраста и получения паспорта гражданина Украины.

Такое мнение имеет право на существование, ведь:

1) в соответствии с Порядком № 602 граждане Украины, отказавшиеся от принятия ИН, учитываются в качестве плательщиков налогов и других обязательных платежей по номеру и серии паспорта. Проще говоря, нет паспорта, нет и альтернатив;

2) ребенок, в большинстве случаев, не имеет обязанностей относительно уплаты налогов, не получает доходов, подлежащих налогообложению, и не классифицируется в качестве налогоплательщика, поэтому оснований для получения ИН у него нет. То есть не от чего и отказываться.

В то же время, если объект налогообложения у малолетних или несовершеннолетних лиц есть, их регистрация в ГРФЛ может быть осуществлена на основании учетной карточки физического лица – плательщика налогов и иных обязательных платежей (форма № 1ДР, приложение № 1 к Порядку № 722). Эта учетная карточка подписывается ребенком или его родителями (усыновителями, опекунами) и предоставляется налоговым органам.

Причем налоговые органы предостерегают: сведения о ребенке не могут быть включены в ГРФЛ и нельзя присваивать ему ИН принудительно или без предоставления надлежащим образом оформленной учетной карточки по форме № 1ДР.

Изменение убеждений

Если физическое лицо изменило свои убеждения и желает вновь получить ИН, оно должно предоставить налоговым органам по своему месту регистрации такие документы (п. 7.1 Порядка № 602):

– паспорт гражданина Украины, в котором есть соответствующая отметка;

– заявление в свободной форме, где указать просьбу об аннулировании предварительно внесенной отметки с целью повторного получения ИН.

Получив такое заявление, должностное лицо налоговых органов аннулирует ранее сделанную отметку. Это осуществляется методом внесения в паспорт (7 – 9 страница, «Особые отметки») оттиска штампа по форме, приведенной в приложении № 6 к Порядку № 602 (образец 2).

Образец 2. Форма отметки в паспорте при повторном получении ИН

Если же такой штамп отсутствует, под отметкой «Имеет право осуществлять любые платежи без идентификационного номера» осуществляется надпись «Запись аннулирована». Эта надпись удостоверяется подписью должностного лица и печатью налогового органа.

После внесения в паспорт оттиска штампа или надписи физлицо опять проходит установленную процедуру регистрации в ГРФЛ и получает ИН.

Об учете работников

Не случайно во время трудоустройства от физлиц на предприятии требуют предоставить вместе с ксерокопией паспорта и другими документами (например, трудовой книжкой, документами, подтверждающими квалификацию, и пр.) также копию документа о присвоении ИН (как указано в Порядке № 602, до марта 2002 года – это Справка о присвоении идентификационного номера, а с марта 2002 года – Карточка физического лица – налогоплательщика2).

____________
2 Приложение 8 к Положению № 43.

Ведь предприятию приходится отчитываться перед различными органами и фондами, учитывающими физлиц – плательщиков налогов (сборов, обязательных платежей) по ИН.

«Б&З» обращает внимание на ст. 7 Закона № 320, в соответствии с которой не имеющие ИН первичные и учетные документы, связанные с проведением операций по выплате доходов (с которых удерживаются налоги и иные обязательные платежи согласно действующему законодательству), с заключением гражданско-правовых соглашений (предметом которых являются объекты налогообложения и относительно которых возникают обязательства по уплате платежей) и по открытию счетов в учреждениях банков, являются недействительными.

Кроме одного случая, касающегося отчетных и учетных документов, в которых отсутствуют ИН лиц, отказавшихся от такого номера ввиду своих религиозных или иных убеждений и официально уведомивших об этом соответствующие государственные органы.

Из сказанного понятно, что предприятие, в том числе его бухгалтерская служба, имеет право в пределах действующего законодательства использовать в учетных (первичных) документах вместо ИН работников, имеющих убеждение, номера и серии их паспортов. Для этого работник во время трудоустройства (или позже, после отказа от номера) должен подать предприятию копию той страницы паспорта, где есть отметка об осуществлении любых платежей без ИН.

Особенности заполнения формы № 1ДФ

Особенностью составления Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога (далее – форма № 1ДФ) является то, что в нем приводится не ФИО работника, а его десятизначный ИН. Такое требование содержится в пп. 3.1.13 Порядка № 451.

Учитывая это, рассмотрим порядок заполнения графы 2 «Идентификационный номер» таблицы формы № 1ДФ при возникновении ситуаций, когда у работника:

1) нет ИН, но есть соответствующая отметка в паспорте;

2) есть ИН, но он от него отказывается, т. е. подано соответствующее заявление в налоговые органы;

3) нет ИН ввиду того, что он его не получал, и нет еще соответствующей отметки в паспорте.

В письме от 05.05.2004 г. № 8001/7/17-2117 налоговые органы разъясняют, что если в паспорте есть отметка об отказе от ИН, внесенная во исполнение решения суда, то в графе 2 «Идентификационный номер» таблицы формы № 1ДФ следует отображать серию и номер паспорта.

По аналогии, учитывая данное разъяснение и требования Порядка № 602 относительно того, что учет налогоплательщиков, отказавшихся от ИН, осуществляется по серии и номеру их паспорта, в первой из приведенных нами ситуаций в графе 2 таблицы формы № 1ДФ необходимо указать паспортные данные (т. е. номер и серию).

Во второй ситуации в обозначенной графе указывается именно ИН работника, причем независимо от его убеждений, – ведь в его паспорте еще нет соответствующей отметки

В третьей ситуации надо было еще до принятия работника на работу обязать его получить ИН или сделать соответствующую отметку в паспорте. Иначе у предприятия не будет возможности достоверно отразить данные о работнике и полученных им доходах, чем нарушаются нормы Закона № 889.

Рассмотрим пример.

Пример 1. Данные бухгалтерского учета предприятия относительно начисленного и удержанного налога с доходов физических лиц (далее – НДФЛ) за II квартал 2009 г. следующие (все суммы условные):

1. Белоконь Л. Н. (ИН – 2222222222) – начислено 3000,0 грн. заработной платы, удержано и перечислено НДФЛ – 433,80 грн;

2. Пашаев С. Н. (в бухгалтерии есть данные об ИН (3333333333), но работник объявил, что от него отказывается, и подал соответствующее заявление в налоговые органы) – начислено 3600,0 грн. заработной платы, удержано и перечислено НДФЛ – 520,56 грн.;

3. Марчук Л. О. (у нее нет ИН, но в бухгалтерии есть ксерокопия паспорта (СК002999) с соответствующей отметкой) – начислено 4500,0 грн. заработной платы, удержано и перечислено НДФЛ – 650,70 грн.

Для этих работников предприятие является основным местом работы с прошлого года. Налоговая социальная льгота не применяется. Заработная плата выплачена работникам в соответствующих месяцах II квартала 2009 г. Учитывая данные примера 1, бухгалтерии предприятия нужно заполнить таблицу формы № 1ДФ (образец 3):

Образец 3. Заполнение таблицы формы № 1ДФ за II квартал 2009 г.

№ п/п

Идентификационный
номер

Сума начис-
ленного дохода
(грн.,
коп.)

Сума выпла-
ченного дохода
(грн.,
коп.)

Сума удержанного налога
(грн., коп.)

При-
знак
дохода

Дата

При-
знак налог.
соц. льго-
ты

При-
знак
(0,1)

начис-
лен-
ного

пере-
чис-
лен-
ного

приема на работу
(дд/мм/гггг)

уволь-
нения с
работы
(дд/мм/гггг)

С

К

х

х

х

х

х

х

х

Следует сказать о том, что физлица-предприниматели, получившие соответствующую отметку, при заполнении формы № 1ДФ по наемным работникам должны указывать в шапке этой формы вместо ИН серию и номер паспорта (так, как приведено в строке 3 таблицы образца 3).

Фонды и отметка в паспорте

Фонды государственного общеобязательного социального страхования и Пенсионный фонд Украины (далее – ПФУ) также должны придерживаться требований Закона № 320 относительно учета по номеру и серии паспорта тех физлиц, которые из-за своих религиозных или иных убеждений отказались от ИН. Учитывая это, отметим лишь несколько моментов.

1. Физлица-предприниматели при регистрации в фондах должны подтвердить то, что они имеют соответствующий статус (т. е. предоставить копию свидетельства о государственной регистрации, где указана серия и номер паспорта вместо ИН, и копию паспорта с соответствующей отметкой).

2. Отчетность страхователей-работодателей для системы персонифицированного учета ПФУ в соответствии с Порядком № 7-6 основывается на использовании ИН работника (застрахованного лица). Но практика показывает, что ПФУ пытается идти навстречу тем лицам, которые имеют религиозные или же другие убеждения, и учитывать их в системе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах по номеру и серии паспорта (естественно, при подтверждении факта наличия соответствующей отметки в паспорте).

3. Пенсионерам, которые отказались от ИН в силу своих религиозных убеждений, в пенсионном удостоверении этот номер не указывается (п. 4.3 Порядка № 4-1). При этом, в соответствии с п. 7 Порядка № 22-1, к заявлению о назначении пенсии (например, по возрасту, в связи с инвалидностью, по выслуге лет) прилагается справка налоговых органов о присвоении ИН или же копия страницы паспорта с отметкой о том, что лицо имеет право осуществлять любые платежи без ИН.

4. В Порядке № 219 указано, что для получения статуса безработного гражданин лично подает в центр занятости соответствующее заявление, к которому прилагается:

– или копия справки об ИН – для всех лиц;

– или копия паспортной страницы с отметкой – для тех лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от ИН.

Счета в банках

Банкам запрещается открывать и вести анонимные (номерные) счета. Проще говоря, они обязаны идентифицировать клиентов, которые открывают счета, а также лиц, которые уполномочены действовать от имени таких клиентов (п. 2.1 Инструкции № 492).

В соответствии с п. 2.2 Инструкции № 492 основанием для идентификации физлица-резидента является паспорт или заменяющий его документ, а также документ о присвоении ИН.

Вместе с тем, если в паспорте физлица-резидента сделана отметка об осуществлении любых платежей без ИН, банк имеет право открыть ему счет. В этом случае документ о присвоении ИН не подается.

Процедура предоставления данных проста. Так, работник банка в присутствии физлица, открывающего счет, делает копию страницы его паспорта с соответствующей отметкой. Эта копия удостоверяется подписями работника банка и физлица, чем подтверждается ее соответствие оригиналу, и хранится в деле юридического оформления счета.

Эти требования касаются и того случая, когда для осуществления некоторых выплат в пользу физлиц (заработной платы, дивидендов, стипендий и пр.) предприятия открывают им текущие счета (естественно, заключив с банком договор об открытии счетов в пользу физлиц).

Заключение…

Те физлица, в паспорте которых есть отметка об осуществлении любых платежей без ИН и которые окрыли депозит в банке – участнике Фонда гарантирования вкладов физических лиц, имеют такие же права, как и физлица с ИН. То есть, в соответствии с п. 5 р. 2 Инструкции № 13, физлица с отметкой в паспорте включаются в базу данных о вкладчиках – физических лицах.

Это один из многих позитивных моментов для физлиц, которые имеют свои убеждения (в том числе религиозные).

В то же время, анализируя требования действующей нормативной базы, можно сделать вывод о некоем несоответствии определенных нормативно-правовых актов Закону № 320. Из всего вышесказанного ясно, что в каждом органе (службе) есть своя позиция относительно некоторых операций с использованием отметки в паспорте вместо ИН. Более того, законодатель несколько ограничил использование серии и номера паспорта.

Это касается и требований Закона № 889. Например, в соответствии с пп. 5.4.1 данного Закона налоговый кредит по НДФЛ может быть начислен исключительно резидентом, имеющим ИН.

«Б&З» считает, что в Украине, как европейском государстве, по рассматриваемому вопросу должна быть единая государственная политика. А значит, государственным органам следует привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями Закона № 320.

Евгений Губа, консультант
по налогообложению
и бухгалтерскому учету

Правовой глоссарий:

1. Закон № 320 – Закон Украины «О Государственном реестре физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей» от 22.12.94 г. № 320/94-ВР.

2. Закон № 755 – Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

3. Закон № 889 – Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

4. Порядок № 219 – Порядок регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, ищущих работу, и безработных, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2007 г. № 219.

5. Порядок № 602 – Порядок внесения отметки в паспорт гражданина Украины относительно идентификационного номера физического лица – плательщика налогов и других обязательных платежей, утвержденный приказом ГНАУ и МВД Украины от 19.10.2004 г. № 602/1226.

6. Положение № 43 – Положение о карточке физического лица – налогоплательщика, утвержденное приказом ГНАУ от 27.01.98 г. № 43.

7. Порядок № 722 – Порядок формирования и ведения Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей, утвержденный приказом ГНАУ от 24.11.2008 г. № 722.

8. Порядок № 451 – Порядок заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451.

9. Инструкция № 492 – Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

10. Инструкция № 13 – Инструкция о порядке формирования базы данных о вкладчиках – физических лицах в участниках (временных участниках) Фонда гарантирования вкладов физических лиц, утвержденная решением административного совета Фонда гарантирования вкладов физических лиц от 14.11.2002 г. № 13.

11. Порядок № 7-6 – Порядок формирования и представления органам Пенсионного фонда Украины сведений о застрахованном лице, используемых в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 10.06.2004 г. № 7-6.

12. Порядок № 4-1 – Порядок учета, хранения, оформления и выдачи пенсионных удостоверений в Пенсионном фонде Украины и его органах, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.03.2004 г. № 4-1.

13. Порядок № 22-1 – Порядок предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 г. № 22-1.

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу реализации конституционных прав при уплате налогов и сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением ИНН осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет физических лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях граждан» (далее — Закон № 125-ФЗ) установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (пункт 4 статьи 3 Закона № 125-ФЗ).

Ведение налоговыми органами в установленном порядке учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 кодекса, либо на основании заявления физического лица (пункт 7 статьи 83 Кодекса). При этом налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (пункт 10 статьи 83 Кодекса).

Процедура постановки на учет в налоговом органе на основании сведений, полученных от органов, поименованных в статье 85 Кодекса, происходит без участия физических лиц, в отношении которых поступили сведения.

Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов ИНН.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРН (6 знаков) и контрольное число (2 знака).

Таким образом, ИНН фактически является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 84 Кодекса налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику налоговых уведомлениях.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Кодекса.

При этом применение ИНН физического лица в документах не предусматривает замену имени номером. Фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах, независимо от указания или не указания в них ИНН.

Кроме того сообщается, что согласно подпунктам 2 и 3 пункта 20 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, разработанного в соответствии с пунктом 7 статьи 84 Кодекса и утвержденного приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика», ИНН физического лица может быть признан недействительным в случаях:

— снятия с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью;

— обнаружения у физического лица более одного ИНН.

Учитывая изложенное, признание ИНН недействительным предусмотрено только в вышеуказанных случаях.

Процедуры «аннулирования и (или) отказа от присвоенного ИНН, либо уничтожения, обезличивания или признания ИНН недействительным по религиозным убеждениям, выдача свидетельства, не содержащего ИНН» не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Одновременно сообщается, что в определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2000 № КАС00-273 сказано, что ИНН по своей структуре не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 № 287-О установлено, что нет оснований утверждать, что абзац первый пункта 7 статьи 84 Кодекса нарушает свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Кодекса поручение на перечисление налога в бюджетную систему России на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Платежные документы на перечисление налогов, сборов и иных платежей заполняются налогоплательщиками в соответствии с положениями Приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил значение ИНН плательщика — физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания уникального идентификатора начисления (индекс документа), который формируется налоговым органом.

В случае, если Вы по религиозным убеждениям не желаете оплачивать налоги по присланной Вам налоговым органом квитанции с указанным ИНН, Вы имеете право в любом банке самостоятельно заполнить квитанцию, указав все необходимые реквизиты для уплаты налога, исключая ИНН.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределённого круга лиц, носит информационный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

19 марта 2000 года православные организации Москвы провели крестный ход, посвященный 83-й годовщине явления Державной иконы Божией Матери. Одновременно участники шествия выразили единодушный протест против принудительного навязывания Министерством по налогам и сборам (МНС) пресловутого идентификационного номера напогоплательщика (ИНН). На следующий день, 20 марта, в Кремль Президенту В.В.Путину была направлена следующая телеграмма: «Участники пятитысячного крестного хода, состоявшегося в Москве 19 марта, просят Вас избавить православных верующих от принятия идентификационного номера ИНН, определить альтернативную форму учета налогов. Владимир Осипов, Союз «Христианское Возрождение», Леонид Симонович, Союз православных хоругвеносцев, Константин Гордеев, общество «Святая Русь», Валентин Лебедев, Союз православных граждан».

В канун православного шествия 19 мая, посвященного дню рождения Царя мученика Николая Второго (и тоже собравшего не менее 5000 участников), В.Н.Осипов получил ответ на телеграмму В.В.Путину и передал его в «Русский Вестник».

Управление Министерства Российской Федерации но налогам и сборам по г. Москве, рассмотрев телеграмму от 20.03.2000 г. (их входящий 1392-р от 17.04.2000 г.), сообщило следующее:

«…В случае Вашею отказа в присвоении налоговыми органами идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) по религиозным соображениям, Вы имеете право написать заявление об отказе в получении Уведомления или Свидетельства о постановке на налоговый учет. Никаких юридических последствий в случае отказа в получении Уведомления или Свидетельства о постановке на налоговый учет действующим законодательством Российской Федерации для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не предусмотрено. Если Свидетельство о постановке на налоговый учет Вами было уже получено, Вы можете сдать его в налоговую инспекцию по месту жительства…

Заместитель Руководителя Управления
Р. М. Досмухамедов».

Ответ властей вселяет надежду, что конституционные права и свободы православных будут обеспечены, что никто не заставит их принимать ИНН и никто не будет ущемлять верующих за отказ от присвоения личного пожизненного номера. Однако, к сожалению, поступают сведения об угрозах со стороны бухгалтеров и начальников организаций уволить верующих за отказ от ИНН. Поэтому мы не должны успокаиваться. К тому же возможность заниматься предпринимательством для верующих оказывается под вопросом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *