Как оплатить недоимку по НДФЛ

  • автор:

Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. А между тем, она далеко не всегда бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчете налогов или при заполнении платежных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов. Когда возникает недоимка и чем она грозит? Какие меры предпримет ИФНС, чтобы заставить компанию уплатить налоги? Что делать, чтобы избежать досадных оплошностей? Об этом – в нашей статье.

Что такое недоимка по налогам и когда она возникает?

Сначала разберемся – что из себя представляет недоимка и почему возникает.

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам?

Обратимся к определению, которое содержится в статье 11 НК РФ. Согласно ему, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода.

Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

Во-вторых, речь идет именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое.

Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам.

Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например – компания сдала декларацию по НДС за третий квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 руб. По правилам, которые установлены статьей 174 НК РФ, НДС надо платить равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 руб. 22 октября.

Таким образом, у нее числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 руб. (9000 руб. – 3000 руб.). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 НК РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

  • недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;
  • недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Почему может образоваться недоимка

Это может произойти в силу разных обстоятельств. Например:

  • бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога. Либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;
  • сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации. Ошибка возникла при заполнении платежного поручения;
  • сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в «платежке» верно. Но платеж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчетов с бюджетом;
  • бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Ответственность за неуплату налога и возможные последствия

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчета зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А ее руководство – к ответственности административной и, в особо тяжелых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и ее должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчете либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платеж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в «платежке») или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании «грозят» только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице.

Порядок и сроки взыскания недоимки

Образовавшуюся у компании недоимку инспекторы будут взыскивать. При этом они будут действовать по такому алгоритму.

Шаг № 1: направят требование об уплате налога (сбора, страхового взноса)

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:

В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.

Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.

Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Шаг № 2: вынесут решение о взыскании и спишут деньги со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадежной и списана;
  • компания подала «уточненку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыщут недоимку за счет имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.

Шаг № 4: заблокируют счета и арестуют имущество

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.

Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.

Подведем итог

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определенных обстоятельствах – и к уголовной – ответственности.

В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование предприятия.

Парадоксальность такой ситуации заключается в том, что директор и/или собственник компании оказываются в зависимом положении. Поскольку могут пострадать из-за низкой квалификации, невнимательности или безответственности бухгалтера.

Всего этого можно избежать, если передать бухгалтерию на аутсорсинг. В этом случае вы можете быть уверены в том, что налоги будут правильно рассчитаны и вовремя перечислены по верным реквизитам. Также мы регулярно проводим сверки с налоговой, чтобы убедиться в отсутствии у компании налоговых долгов.

Заказать услугу

По тем или иным причинам налогоплательщики допускают нарушения в сфере обложения НДФЛ и военным сбором. Это может быть как несвоевременное перечисление указанных налогов в бюджет, так и ошибки в расчетах. Какая ответственность грозит за это налогоплательщику, рассмотрим в данной консультации.

Общие положения

Вопросы, касающиеся ответственности в сфере уплаты НДФЛ и военного сбора, сходны между собой, ведь согласно пп. 1.6 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК плательщики военного сбора должны исполнять налоговые обязательства по правилам, установленным ст. 176 НК (обеспечение исполнения налоговых обязательств по НДФЛ). Следовательно, при несоблюдении порядка начисления и/или уплаты военного сбора к налоговому агенту применяется та же ответственность, что и при аналогичных нарушениях по НДФЛ.

За нарушения, допущенные при начислении и уплате НДФЛ и военного сбора, к налогоплательщику (налоговому агенту) могут быть применены следующие виды ответственности:

  • финансовая (штраф и пеня);
  • административная;
  • уголовная.

Рассмотрим подробнее каждый вид ответственности.

Финансовая ответственность

Данный вид ответственности применяется в виде наложения штрафа и/или пени. Размер штрафных санкций при тех или иных правонарушениях для удобства представим в табл. 1.

Таблица 1. Размеры финансовых санкций

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/14457-0

Суть правонарушения

Санкция

Норма НК

Неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога, если такие недостоверные сведения либо ошибки привели
к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств и/или к смене налогоплательщика

Штраф в размере 510 грн., а при повторном правонарушении в течение года – в размере 1 020 грн.

П. 119.2

Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физлиц либо об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или с использованием недостоверного регистрационного номера, помимо случаев, определенных в п. 119.2 НК

Штраф в размере 170 грн.

П. 119.3

Самостоятельное определение контролирующим органом налогового обязательства налогоплательщику по следующим основаниям:

– неподача налоговой декларации в установленные сроки (пп. 54.3.1 НК);

– нарушения правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов, подтвержденные данными налоговых проверок (пп. 54.3.5 НК)

Штраф в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства, а при повторном определении контролирующим органом налогового обязательства по этому налогу в течение 1 095 дней – в размере
50 % указанной суммы

П. 123.1

Неуплата согласованной суммы денежного обязательства в сроки, установленные НК

Штраф при задержке уплаты:

– до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем уплаты денежного обязательства, – в размере 10 % погашенной суммы налогового долга;

– более 30 календарных дней –
в размере 20 % такой суммы

П. 126.1

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налоговым агентом

Штрафы* в размере:

– 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет;

– 50 % указанной суммы – при повторном совершении правонарушения в течение 1 095 дней;

– 75 % указанной суммы – при совершении аналогичного правонарушения в течение 1 095 дней в третий раз и более

П. 127.1

* Эти штрафы не применяются к налоговому агенту в случае, если такие нарушения самостоятельно выявляются налоговым агентом при проведении перерасчетов и исправляются в следующих налоговых периодах в течение одного налогового (отчетного) периода (п. 127.1 НК).

Порядок применения финансовых санкций

Контролирующий орган по месту регистрации налогового агента направляет правонарушителю почтой (либо вручает нарочным) налоговое уведомление-решение, в котором указаны финансовые санкции и их размер. Если налоговый агент не согласен с принятым решением, он может его обжаловать в сроки и порядке, установленные ст. 56 НК.

Следует помнить, что применение к налоговому агенту финансовой ответственности за нарушение законодательства не освобождает его должностных лиц от привлечения к административной или уголовной ответственности (при наличии соответствующих оснований). А применение штрафных (финансовых) санкций не освобождает налогоплательщика от уплаты в бюджет надлежащих сумм налогов и сборов.

Какой срок исковой давности установлен для начисления финансовых санкций?

Срок исковой давности составляет 1 095 дней (ст. 114 НК).

Порядок начисления пени

Пеня устанавливается в процентах к своевременно неуплаченному налоговому обязательству, ставшему налоговым долгом, либо к налоговому обязательству, начисленному самим налогоплательщиком или контролирующим органом.

В данном случае пеня начисляется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу налогоплательщиков – физических лиц. Начисление пени осуществляется со дня наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при уплате (начислении) доходов в пользу налогоплательщика-физлица и/или контролирующим органом во время проверки налогового агента. Такого же мнения придерживается и ГФС (см. ОИР, категория 132.06).

Как правильно начислить пеню?

Порядок начисления пени изложен в Инструкции № 953. По основному правилу пеня начисляется в день фактического погашения налогового долга (его части) по формуле:

SПБ х Кд : 100 % х UНБУ х 1,2

П = ,

Д

где П – сумма пени, которая начисляется на фактически погашенную сумму налогового долга;

SНД – фактически погашенная сумма налогового долга;

Кд – количество дней задержки уплаты налогового обязательства;

UНБУ – большая из учетных ставок НБУ, действовавшая на день возникновения налогового долга либо на день его погашения;

1,2 – коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых;

Д – количество дней в году.

Обратите внимание: сумма пени всегда округляется до второго знака после запятой (например, если при расчете пеня составила 285,48423 грн., то ее надо округлить до 285,48 грн.).

Что будет с пеней при отмене начисленного налоговым органом денежного обязательства или его части в процессе административного или судебного обжалования?

В данном случае пеня за период занижения такого обязательства либо его части будет отменена (п. 129.2 НК).

Административная ответственность

При совершении определенных правонарушений в сфере начисления, удержания и уплаты НДФЛ и военного сбора должностные лица предприятия (физлица-предприниматели), допустившие такие правонарушения, могут привлекаться к административной ответственности.

Меры административного воздействия применяются:

  • исключительно по результатам проверки контролирующими органами;
  • к должностным лицам субъекта хозяйствования, а не к самому субъекту (как в случае с финансовой ответственностью);
  • с учетом сроков давности, предусмотренных ст. 38 КУоАП: в рассматриваемых нами случаях не позднее двух месяцев со дня совершения налоговым агентом правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его выявления.

При несоблюдении порядка удержания и перечисления НДФЛ, а также подачи сведений о выплаченных доходах к налоговому агенту может применяться админответственность, предусмотренная ст. 1634 КУоАП, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 2 до 3 НМДГ (от 34 до 51 грн.). Повторное правонарушение в течение года лицом, на которое было наложено админвзыскание, повлечет за собой штраф в размере от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн.).

Может ли применяться административная ответственность по ст. 1634 КУоАП для аналогичных правонарушений, касающихся военного сбора?

По мнению ГФС (см. ОИР, категория 132.06), в данном случае применяется именно ст. 1634 КУоАП. Однако мы не можем согласиться с такой позицией ГФС, поскольку ст. 58 Конституции предусмотрено: нельзя быть привлеченным к ответственности за действия, которые на момент их совершения не определялись законом как правонарушение. Также в ст. 7 КУоАП четко указано, что уполномоченные органы и должностные лица могут применять меры административного воздействия только в пределах их компетенции, а также в точном соответствии с законом. Исходя из этого, считаем, что административная ответственность, предусмотренная исключительно за нарушения в сфере НДФЛ, не может применяться по аналогии закона для правонарушений, касающихся военного сбора.

Применяется ли за нарушение порядка удержания и перечисления НДФЛ админответственность по ст. 1632 КУоАП (неподача или несвоевременная подача должностными лицами предприятия платежных поручений) и ст. 1633 КУоАП (невыполнение законных требований должностных лиц)?

Нет, при нарушении порядка удержания и перечисления НДФЛ, а также подачи сведений о выплаченных доходах применяется только административная ответственность, установленная ст. 1634 КУоАП. Аргумент – в отношении одного и того же правонарушения не могут применяться два вида ответственности, тем более что в данном случае ответственность по ст. 1634 КУоАП носит специальный характер.

За нарушения при начислении, уплате и перечислении военного сбора КУоАП предусмотрены следующие меры административного воздействия:

  • при неподаче, несвоевременной подаче платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов – штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) – ст. 1632;
  • при невыполнении руководителями и должностными лицами предприятий законных требований должностных лиц органов доходов и сборов – штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.), а при повторном нарушении в течение года – в размере от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.) – ст. 1633.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность применяется к налогоплательщику в случае умышленного уклонения от уплаты налогов. При этом размер штрафа зависит от суммы средств, не поступивших в бюджет (см. табл. 2).

Таблица 2. Применение уголовной ответственности

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/14457-1

Суть нарушения

Наказание (согласно ст. 212 УК)

Уклонение от уплаты налогов в значительных размерах (т. е. в 1 000 и более раз превышающих НМДГ, см. ниже)

Штраф в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ (см. ниже) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Уклонение от уплаты налогов в крупных размерах (т. е. в 3 000 и более раз превышающих НМДГ) либо совершение данного правонарушения по предварительному сговору группой лиц

Штраф в размере от 2 000 до 3 000 НМДГ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах (т. е. в 5 000 и более раз превышающих НМДГ)

Штраф в размере от 15 000 до 25 000 НМДГ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества

Обратите внимание на особенности применения уголовной ответственности:

  • для квалификации данного вида правонарушений применяется НМДГ в размере НСЛ, действующей на соответствующий год (в 2016 году – 689 грн.). Например, уклонение от уплаты налогов в значительном размере составит 689 000 грн. (689 грн. х 1 000);
  • для расчета размера штрафов применяется НМДГ, равный 17 грн. (п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НК);
  • лицо, совершившее указанные выше правонарушения, может быть освобождено от уголовной ответственности, если до ее применения уплатит налоги и возместит государству ущерб за их несвоевременную уплату (заплатит штраф и пеню) – ч. 4 ст. 212 УК.

Несвоевременная уплата налогов в бюджет – явление в бизнесе нередкое. При этом далеко не всегда недоимка бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчёте налогов или при заполнении платёжных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов и т.д. О том, когда возникает недоимка и чем она грозит бизнесу, в своём корпоративном блоге рассказала бухгалтерская компания 1С-WiseAdvise.

Что такое недоимка и когда она возникает

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам? Согласно статье 11 Налогового кодекса, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода:

  • Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

  • Во-вторых, речь идёт именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое. Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам. Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например, компания сдала декларацию по НДС за III квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 рублей. По правилам, которые установлены статьей 174 Налогового кодекса РФ, НДС надо платить равными долями в течение трёх месяцев, следующих за отчётным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 рублей 22 октября. Таким образом, у неё числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 рублей (9000 рублей минус 3000 рублей). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 Налогового кодекса РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

  • недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;

  • недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Почему может образоваться недоимка

Это может произойти в силу разных обстоятельств, например, следующих:

  • бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;

  • сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации, а ошибка возникла при заполнении платёжного поручения;

  • сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в платёжке верно, но платёж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчётов с бюджетом;

  • бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Ответственность за неуплату налога и возможные последствия

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчёта зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Такой порядок следует из статьи 75 Налогового кодекса РФ, пункта 9 статьи 13 закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ, статьи 9 закона от 27 ноября 2018 года № 424-ФЗ, писем Минфина от 1 августа 2017 года № 03-02-07/1/48936, от 10 июля 2017 года № 03-02-07/1/43489.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А её руководство – к ответственности административной и, в особо тяжёлых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и её должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчёте либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платёж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в платёжке) или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании грозят только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24 мая 2017 года № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице:

Порядок и сроки взыскания недоимки

Образовавшуюся у компании недоимку будут взыскивать налоговые инспекторы. При этом они будут действовать по следующему алгоритму:

Шаг № 1: направление требования об уплате

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам. В общем случае требование направляют в течение трёх месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки. Эти правила установлены статьей 70 Налогового кодекса РФ.

Пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ устанавливает то, какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию его заплатить.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из постановления президиума ВАС от 22 июля 2003 года № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приёме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 Налогового кодекса РФ и пунктов 5 и 12 порядка, утверждённого приказом ФНС от 27 февраля 2017 года № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Шаг № 2: вынесение решения о взыскании и списание денег со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролёры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истёк срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролёры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадёжной и списана;
  • компания подала «уточнёнку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счёт средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублёвого расчётного счёта. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчётном счёте недостаточно, могут быть задействованы (при определённых условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счёт, депозитные вклады, счёт в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролёры вправе взыскать недоимку за счёт электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыскание недоимки за счёт имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать её за счёт прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 Налогового кодекса РФ).

Перечень такого имущества приведён в пункте 5 статьи 47 Налогового кодекса РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на её балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 Налогового кодекса РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179.

Шаг № 4: блокирование счёта и арест имущества

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролёры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на её имущество. Основание – статьи 76 и 77 Налогового кодекса РФ.

Блокировка счёта производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Когда недоимку признают безнадёжной

Решение признать недоимку безнадёжной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ. В частности, контролёры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадёжной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть её за счет средств учредителей и участников невозможно;

  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;

  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий её банк был ликвидирован;

  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 рублей, а с момента её образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать её и в своем учёте.

Подведём итог

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определённых обстоятельствах – и к уголовной – ответственности. В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование компании. Поэтому руководству компании крайне важно следить за тем, чтобы недоимки в идеале либо не возникали вообще, либо своевременно погашались.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *