К административным методам относятся

  • автор:

Административные методы управления

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Различают 5 основных способов административного воздействия:

  1. Организационные воздействия
  2. Распорядительные воздействия
  3. Материальная ответственность и взыскания
  4. Дисциплинарная ответственность и взыскания
  5. Административная ответственность и взыскания

Организационные воздействия — основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретной организации.
К ним относятся: устав организации, коллективный договор, правила трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание, положения о подразделениях, должностные инструкции, организация рабочего места.
Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов организации и обязательно вводятся в действие приказом руководителя организации. Они обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.
В организациях, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те организации, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии. Также реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания работать по правилам, утвержденным администрацией. Поэтому использование организационного воздействия эффективно с параллельным применением социально-психологических методов и воспитанием корпоративной культуры.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления организацией путем прямого административного регулирования.
К ним относятся: целевое планирование; нормирование труда; координация работ; контроль исполнения; приказы; распоряжения; указания и инструктирование, которые направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников; наставления — руководитель аргументировано объясняет целесообразность трудового задания.
Материальная ответственность и взыскания с работников выражаются в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием предприятию.
К ним относятся: ответственность за задержку трудовой книжки (по вине администрации), добровольное возмещение ущерба предприятию, удержания из зарплаты, депремирование, полная материальная ответственность, коллективная материальная ответственность.
Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение трудовых обязанностей работника.
К ним относятся: замечания, выговор, строгий выговор, понижение в должности, увольнение.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых Кодексом об административных правонарушениях. Факт привлечения к административной ответственности не влечет за собой судимости и увольнения с работы.
К ним относятся: предупреждение, штраф, административный арест, исправительные работы.

Позитивные и негативные воздействия методов административного управления

Позитивные воздействия методов административного управления
1. Рост уровня регламентации управления:

  • Наличие хорошо проработанного устава организации со свободным доступом к нему работников, четких должностных инструкций;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор.

2. Эффективные виды распорядительных воздействий:

  • четкие приказы, распоряжения, устные указания на всех уровнях управления;
  • применение системы контроля исполнения документов в организации

3. Баланс между административными методами наказания и поощрения:

  • сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения разработка и мер по их устранению;
  • исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников;
  • эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты;
  • использование японского правила — упущения записываются, достижения поощряются.

Негативные воздействия методов административного управления
1. Неэффективное организационное воздействие на персонал:

  • типовой устав организации, хранящийся за «семью печатями»;
  • принятие формальных коллективных договоров;
  • конфронтация с профсоюзами; -отсутствие должностных инструкций;
  • пользование устаревшими положениями о подразделениях

2. Неэффективные виды распорядительных воздействий:

  • противоречивые, расплывчатые приказы и распоряжения без четких мероприятий;
  • отсутствие системы контроля исполнения документов в организации

3. Дисбаланс между административными методами наказания и поощрения:

  • рост текучести, отсутствие анализа причин увольнения;
  • безразличное отношение к увольнению сотрудников, расправа с неугодными подчиненными;
  • частое и не всегда обоснованное использование методов наказания;
  • отсутствие четких правил наказания и поощрения.

Преимущества и недостатки административных методов управления

Преимущества административных методов:

  • наиболее эффективны в простых ситуациях;
  • устанавливают строгую дисциплину;
  • обеспечивают выполнение технологии.

Недостатки административных методов управления:

  • не способствуют творческому отношению к труду;
  • приводят к концентрации власти;
  • обязательное оформление решений затягивает время их реализации;
  • не всегда позитивно оцениваются персоналом.

Самый главный недостаток административных методов состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу.
Административные методы активны, т.к. на их основе происходит вмешательство в саму деятельность. По-другому они называются методами властной мотивации. Эти методы ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению, либо на создание реальной возможности такого принуждения.
Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, необходимость соблюдения жесткой дисциплины. Поэтому наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например на транспорте.
На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, при этом руководители имеют возможность в одностороннем порядке запрещать или устанавливать определенный порядок действий.

Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п.

Особенность административных методов:

– прямой характер воздействия – любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению;

– соответствие административных методов нормам органов управления.

Способы административного воздействия.

1. Материальная ответственность и взыскания.

Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный организации, с которой они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием.

2. Дисциплинарная ответственность и взыскания используются в случае нарушения трудового законодательства, когда возникает дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

Невыполнение работником трудовых обязанностей существует в случае, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. В случае если работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Условия, необходимые для привлечения работника к дисциплинарной ответственности:

– неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных)обязанностей;

– противоправные действия или бездействие работника;

– нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия и другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законом порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и т. д. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

За провинности в сфере трудовых правоотношений могут применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К ним относятся: лишение провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам года и т. д. В некоторых случаях допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания.

3. Административная ответственность и взыскания используются в случаях совершения административных правонарушений.

Разновидности административного взыскания:

– штрафы;

– предупреждения;

– административный арест;

– исправительные работы;

– конфискация или возмездное изъятие предметов.

Роль административных методов управления: являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.

Административные и экономические методы государственного регулирования экономики – краткая характеристика.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов.

· Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования.

· Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов.

Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используется метод регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.

Экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора.

Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

· Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, — необходимое условие формирования и саморазвития рынка.

· Демонтаж системы административных регуляторов, т. е. предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой систем.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.

Предыдущая12345678

3 основных метода управления персоналом: административный

В современном менеджменте принято выделять три основных метода управления коллективом, которые в свою очередь имеют массу подвидов. Это административный, экономический и социально-психологический.

Причины, по которым компании останавливаются на определенном методе управления, могут быть самыми разнообразными, но чаще всего это специфика отрасли, функции компании, личность руководителя, уровень конкуренции на рынке.

В этом посте мы постараемся на живых примерах разобрать административный метод управления, выявить какие у него есть плюсы и минусы и для решения каких задач он наиболее эффективен.

Особенности административного стиля управления

Административный (организационно-распорядительный) метод управления базируется на строгих правилах внутреннего трудового распорядка, четкой иерархии в коллективе и распределении обязанностей. Приказы при таком стиле управления, как правило, не обсуждаются, авторитет руководства – безоговорочный. Часто в организациях с этим стилем управления существует материальная ответственность и высоко развита корпоративная культура.

Основные черты административного стиля управления это:

  • Четкое соблюдение правил и инструкций.
  • Строгая дисциплина.
  • Иерархия.
  • Контроль персонала.
  • Учет рабочего времени.
  • Материальная ответственность.
  • Корпоративная культура.

Когда необходим административный метод управления?

Кому-то административный метод управления может показаться жестоким и бесчеловечным, но иногда задачи, поставленные перед руководством, могут быть сложно решаемыми при помощи других методов. Организационно-распорядительный метод наиболее эффективен в следующих случаях:

— когда персонал выполняет стандартные операции и нужно строгое выполнение регламента (например, бухгалтерия, операционисты, колл-центр);

— когда в организации занят низкоквалифицированный линейный персонал и поэтому четкое соблюдение установленных правил способно минимизировать процент ошибок;

— когда нужно быстро организовать рабочий процесс (внедрение экономического и в особенности социально-психологического метода требует больших временных затрат);

— при низком уровне доверия руководства к сотрудникам.

Плюсы и минусы административного метода управления коллективом

Как и все остальные методы управления, административный имеет свои недостатки и достоинства. Разберем их на примере двух наиболее типичных, по нашему мнению, отзывов, найденных на просторах Интернета.

Виталий, специалист по урегулированию убытков

Не знаю, как другим, но мне нравится работать в крупной компании с именем, где четко обозначены твои должностные обязанности, руководство всегда приходит на помощь в трудную минуту, есть адекватная система мотивации (премирования за выполненный план по продажам), скидки на продукцию компании. Причем касается это не только топ-менеджмента, но и линейного персонала. В исключительных случаях могут попросить поработать в выходной день, но переработки всегда оплачиваются. Из других плюсов: есть корпоративный бассейн и ДМС со стоматологией, никто не заставит тебя сделать что-то, не касающееся твоих должностных обязанностей, даже если очень захочет. Из минусов – однообразная работа, реально чему-то обучаешься только в первые месяца два-три, но это компенсируется довольно быстрой карьерной лестницей, есть примеры, когда простой специалист за 4 года дорос до директора департамента.

Плюсы

  • Позволяет организовать персонал, выполняющий стандартные операции.
  • Четкие должностные обязанности.
  • Зачастую хорошие возможности для карьерного роста.
  • Зачастую развитая корпоративная культура.

Олег, контент-менеджер

Я проработал в … 7 месяцев, занимался выкладкой товаров на сайт. Шеф был бывшим военным, который в 90-е смог раскрутиться и открыть свой бизнес в сфере торговли, отсюда и его маниакальная любовь к дисциплине. Авторитет его в компании был безграничным, все как по струнке перед ним ходили, начальник нашего отдела боялся его как огня и делал все, лишь бы не наслать на себя немилость высшего руководства. У меня был четкий план, сколько в день товаров я должен загрузить на сайт, сколько новостей написать в неделю, какой должен быть в них процент уникальности и т.д, в общем, все было рассчитано так. Чтобы мне даже покурить было некогда. Не выполнить этот план означало – в лучшем случае получить по шапке от руководства, которое в свою очередь боялось главного босса, в худшем – лишиться премии, что тоже практиковалось вокруг да около. Стоит ли говоришь, что качество того, что мы делали, мягко говоря, хромало. Если захочешь что-то сделать хорошо и на совесть, то просто не успеешь допилить все остальное, поэтому все всё делали абы как, лишь бы успеть в срок. Из других плюшек – СКУД и штрафы за опоздания, тайм-трекер и камеры наблюдения… Ладно, что в туалет не надо было по расписанию ходить, и на том спасибо…

Минусы

  • Не способствуют творческой самореализации.
  • Зачастую приводят к концентрации власти.
  • Зачастую способствует текучести кадров.

Как мы видим, отношение к административному методу управления может быть самым разным: все зависит от руководства и существующего в коллективе устава. Наша система учета рабочего времени и контроля сотрудников Kickidler идеально подходит для этого метода управления, поскольку содержит в себе следующие функции:

— Учет рабочего времени сотрудников. Эта функция позволяет вести строгий контроль сотрудников, работающих за компьютером, и фиксировать, сколько времени тот или иной сотрудник занят выполнением своих непосредственных обязанностей.

— Анализ продуктивности сотрудников. Позволяет определять насколько эффективно сотрудник или структурное подразделение использует свое рабочее время, на основе анализа открываемых сайтов и приложений.

— Онлайн трансляция мониторов. Позволяет видеть, чем тот или иной сотрудник занят в настоящее время, выявлять малозанятых и перезагруженных сотрудников и распределять обязанности.

Читать также:

Социально-психологический метод управления персоналом

Экономический метод управления персоналом

Понравилась статья? Подпишитесь на нас в соцсетях.

Административные методы как методы воздействия субъекта управления на управляемый объект характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, т.е. налицо отношения ″власть – подчинение″. Субъект управления в рамках предоставленных ему полномочий односторонне через соответствующие формы (акты) выражает свою властную волю, дает обязательные для исполнения предписания, распоряжения, которые управляемые обязаны выполнять. Содержание этих предписаний составляют указания управляемых о том, какие действия, каких образом и в какие сроки надлежит совершить или от совершения каких действий следует воздержаться. Подобные методы совершенно необходимы в целях согласования усилий, достижения целей управления, поддержания порядка и дисциплины.

В административных методах наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Использование административных методов в управлении позволяет субъекту управления прямо воздействовать на управляемых, добиваться необходимого в управлении подчинения. Однако, это отнюдь не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учитывать интересы последних. Напротив, научное управление предполагает учет интересов управляемых при разрешении управленческих ситуаций. Применение административных методов дает наиболее положительный результат в том случае, если команда, исходящая от субъекта управления, соответствует материальным и духовным потребностям управляемых. При использовании административных методов важно учитывать социальные потребности и психологические особенности подчиненных, а также принимать во внимание экономические интересы. Эффективность использования административных методов управления определяется их восприимчивостью коллективом, приемлемостью в данных условиях работы, соответствием другим методам управления. И, наоборот, если цели и интересы руководителя и руководимого не совпадают, последний либо выполняет команду не лучшим образом, либо не выполняет ее вообще. Поэтому субъект управления должен исходить не только из силы приказа, но и учитывать общие и частные интересы управляемых.

Практика управления показывает, что нередко инициатива применения административных методов (принятие односторонних актов, приказов) может исходить от объекта управления, который ″ставит вопрос″ перед вышестоящим органом о принятии соответствующего распоряжения, приказа и т.п. Кроме того, в управленческой деятельности широко практикуется предварительное обсуждение проектов административных управленческих решений на заседаниях коллегий, советов, на совещаниях, собраниях трудовых коллективов, а также визирование и согласование проектов указанных решений. Односторонне принятое решение нередко оформляет коллективную мысль, является результатом предварительно согласованных действий, поведения.

Административные методы, обладающие волевым, обязывающим характером, иногда ошибочно отождествляют с волюнтаризмом, произволом, голым администрированием, которые являются, в сущности, антиподами административных методов управленческого воздействия.

Рассматриваемые методы в той или иной мере используются повсюду, где осуществляется управление. Они применяются в сфере управления экономикой, в социально-культурной сфере, а также в области социально-политической деятельности. Особую роль административные методы играют в управлении обороной, государственной безопасностью и внутренними делами. В связи с этим вопросы правильного применения административных методов в системе органов внутренних дел приобретают особую важность. От их умелого использования зависит эффективность деятельности органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и функций. Правильное применение административных методов способствует четкой и слаженной работе в органах, повышает оперативность и гибкость управления ими. Недооценка роли административных методов, напротив, влечет отрицательные последствия, затрудняет управление, ведет к утрате оперативности, к снижению дисциплины и организованности.

Особая роль административных методов управленческого воздействия в органах внутренних дел обусловлена спецификой сферы управления внутренними делами государства, требующей широкого применения административных методов, непосредственного их действия. Если результаты использования социально-психологических и экономических методов управления могут последовать не сразу после их применения, то результаты административных методов, в большинстве случаев, проявляются непосредственно после их использования. Особенно это заметно при решении оперативных, текущих вопросов управления в сфере внутренних дел государства.

Правильный выбор административных методов управления в деятельности органов внутренних дел определяется: целями и характером задач, решаемых органами; организационными традициями, сформировавшимися в коллективе органа или подразделения; сложившимся соотношением (взаимодействием) административных методов с социально-психологическими и экономическими методами в коллективе.

Классификация административных методов может быть проведена по следующим основаниям: по форме выражения; юридическим свойствам; по способу воздействия на поведение объектов управления; по форме предписания.

По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые и административно-организационные.

Административно-правовые методывыражаются в том, что они носят государственно-властный юридический характер. Указания, распоряжения и т.п. субъекта управления, выраженные в правовой форме, носят обязательный характер для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Административно-организационные методы управления обеспечивают единство действий субъекта и объекта управления, их взаимопонимание в процессе решения практических задач. Использование этих методов позволяет упорядочить систему управления, устранить то, что мешает успешному управлению, проявлению творческой инициативы в управлении. Административно-организационные методы находят свое выражение в совершении субъектом управления непосредственных организационных действий, иных мероприятий, которые основываются на авторитете органа, руководителя или иного лица, осуществляющего управление и являющегося организатором деятельности управляемых. Например, организация и проведение руководителем органа внутренних дел занятий с подчиненными по изучению нормативного акта, проведение совещания с личным составом органа по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, обобщение и распространение положительного опыта работы и другие действия не содержат государственно-властных предписаний и не выражаются в форме юридического предписания. Однако эти организационные действия преследуют определенную цель и оказывают регулирующее управленческое воздействие на управляемых.

К наиболее распространенным административно-организационным методам, применяемым в органах внутренних дел, относятся согласование; взаимодействие; координация; контроль и проверка исполнения; инспектирование; инструктирование и др.

Согласование – это обсуждение и выработка несколькими органами внутренних дел, их подразделениями или работниками единого мнения по тому или иному вопросу управления или получение от вышестоящего органа, иного заинтересованного в деле органа согласия на совершение каких-либо управленческих действий. Согласование возникает по инициативе одного или нескольких равноправных участников совместной деятельности. Например, один горрайорган согласовывает свои действия с другим или работник ГИБДД согласовывает свои действия с работником криминальной милиции и т.п.

В предусмотренных юридическими актами случаях согласование может носить обязательный характер. Так, при решении наиболее важных вопросов управления нижестоящий орган внутренних дел должен получить на это согласие от вышестоящего органа. Обязательный характер согласование носит и в том случае, если действия, которые предстоит совершить, затрагивают интересы других органов и служб. Например, при решении вопросов финансового или материально-технического обеспечения необходимо получить согласие от соответствующих финансовых и хозяйственных служб.

Взаимодействие – это взаимное согласование действий двух и более служб, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно решающих какую-либо общую задачу. Взаимодействие может быть между отдельными органами внутренних дел (например, одно управление взаимодействует с другим), между подразделениями и службами разных органов (например, служба охраны общественного порядка одного горрайоргана взаимодействует со службой охраны общественного порядка другого горрайоргана), между различными подразделениями, службами и работниками одного и того же органа (например, работник уголовного розыска взаимодействует с участковым инспектором милиции). Взаимодействие в органах внутренних дел выражается в следующих формах: совместное планирование мероприятий, обмен информацией, совместное проведение мероприятий и др.

Координация, в отличии от взаимодействия, означает не просто достижение единства действий равноправных, не подчиненных друг другу участников процесса управления, а подчинение их совместной деятельности воле координирующего органа или должностного лица. Координация охватывает также вопросы разделения труда в органе между его структурными подразделениями и работниками, распределения функциональных обязанностей между ними, осуществления единой стратегии и тактики действий отдельных участников, установления взаимосвязи и взаимоотношений между органами, подразделениями и сотрудниками. В органах внутренних дел координацию отдельных подразделений, служб и работников в процессе руководства их деятельностью организует начальник органа или специально уполномоченный на то работник.

Контроль и проверка исполнения как административно-организационные методы являются средством обнаружения недостатков, выявления причин, препятствующих реализации решений и оказания конкретной практической помощи в выполнении поставленных задач. Контроль и проверка исполнения позволяют сопоставить фактическое положение дела с намеченными целями. Наиболее распространенными формами контроля и проверки исполнения в деятельности органов внутренних дел являются комплексное инспектирование деятельности органов; контрольные проверки хода выполнения мероприятий по результатам инспектирования; специальные (целевые) проверки по отдельным направлениям (вопросам) деятельности; текущий оперативный контроль фактического исполнения органами, аппаратами, службами, подразделениями решений вышестоящих органов, а также планов и указаний руководителя органа; отчеты исполнителей на служебных совещаниях, заседаниях коллегий; изучение сводок и других материалов о деятельности подчиненных органов и др.

Инспектирование как административно-организационный метод является разновидностью контроля. Вместе с тем, инспектирование может иметь и самостоятельное значение. Оно соединяет в себе функции контроля и распорядительства. Инспектирующий может дать указание о том, какие действия необходимо совершить, в какой последовательности и какими способами, а также принять иные меры распорядительного характера по устранению обнаруженных недостатков.

Инструктирование заключается в ознакомлении исполнителей с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, объяснении ситуации, задач, возможных трудностей, в предостережении от возможных ошибок и промахов, в даче советов по выполнению тех или иных заданий или видов работ и т.п. Инструктирование может выражаться в оказании методической и информационной помощи, направленной на успешную реализацию задач. К инструктированию относятся оборудование стендов с наименованием структурных подразделений органов внутренних дел, разработка схем их дислокации, обучение на собственном опыте и опыте лучших работников, показ передовых приемов работы, проведение практических занятий, совещаний и т.п. Инструктирование может осуществляться посредством личных контактов, телефона, радио, видеоустройства и других средств связи с инструктируемым.

По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными.

Нормативные административные методы рассчитаны на неопределенное число объектов управления (органов, организаций, лиц), которые при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права, содержащейся в предписании (диспозиции), обязаны действовать в строгом соответствии с правилом нормы. К административным методам этого вида относятся, например, утвержденные МВД России правила, наставления, инструкции, положения, регулирующие деятельность аппаратов и служб милиции и других органов, входящих в систему МВД России. Эти методы закрепляют организационные связи в системе управления, определяют статус различных должностных лиц, органов, аппаратов, служб и подразделений, их задачи, функции, обязанности и права, ответственность, регламентацию административно-процессуального порядка осуществления управленческих действий (операций), нормирование численности работников, установление норм времени и норм выработки и др.

Индивидуальные административные методы выражаются в виде прямых предписаний, адресуемых конкретным исполнителям. Эти распоряжения обязательны для тех, кому они адресованы. Посредством административных предписаний осуществляется текущее оперативное вмешательство в процесс управления в целях направления усилий участников процесса для достижения поставленных задач.

Индивидуальные предписания – это основные способы разрешения конкретных ситуаций как предусмотренных в нормативных актах, так и в случаях, когда возникшая ситуация не укладывается в установленные нормативными актами границы. Административные предписания могут быть приказами, указаниями, распоряжениями, резолюциями. Это не документы как таковые, а виды административного распорядительства. Оно наиболее широко применяется в ходе повседневной организационной работы, когда система управления и ее аппараты уже сформированы, общие правила деятельности аппарата определены, а объект управления функционирует в установленном режиме. Документы с названиями, аналогичными перечисленным названиям административных предписаний, являются формами внешнего выражения административного распорядительства.

К группе индивидуальных административных методов относятся также способы дисциплинарного воздействия на управляемых.

По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются на: обязывающие к совершению определенных действий; уполномочивающие совершать определенные действия; поощряющие совершение социально-полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.

Обязывающие методы предписывают объекту управления совершать те или иные действия. Данный вид методов реализуется посредством выполнения указанных в предписании действий.

Уполномочивающие методы предоставляют возможность, дозволяют, управомочивают объект на совершение тех или иных действий. Эти методы реализуются путем совершения действий теми, на кого они распространяются.

Поощрительные методы воздействуют на объект управления посредством морального и материального поощрения, стимулов к труду, выполнению служебного и общественного долга. Мерами поощрения могут служить награды, премии, льготы и т.п.

Запретительные методы содержат запрет совершать то или иное действие. Они не способствуют совершению тех действий, которые объективно препятствуют достижению целей и задач управления, наносят вред процессу управления, противоречат общественным интересам. Запретительные методы реализуются путем воздержания от совершения запрещенных действий.

Для успешной реализации целей и выполнения задач управления необходимо наличие строгой дисциплины исполнения. Невыполнение требований запретов и предписываемых действий или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей ведет к привлечению виновного работника к дисциплинарной ответственности, являющейся разновидностью административных методов управления. Дисциплинарную ответственность сотрудник органов внутренних дел может нести лишь в рамках его обязанностей и прав, закрепленных в правовых актах, а также в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Разновидностью административных методов управления является также материальная ответственность работников органов внутренних дел, состоящая в возмещении материального ущерба, причиненного неправомерными действиями, по решению управомоченного руководителя органа внутренних дел в соответствии с действующими нормами права.

По форме предписания административные методы могут быть подразделены на: категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диспозитивные.

Категорические методы характеризуются однозначностью предписаний, в которых непосредственно определяется поведение объекта управления. В этих случаях управляемому (исполнителю) не представляется выбора, он обязан точно выполнить то, что ему предписано субъектом управления. Вместе с тем категорический метод может выражаться не только в однозначном предписании, исключающем возможность выбора исполнителем варианта поведения. Так, к примеру, вышестоящий орган внутренних дел может строго определить границы действий нижестоящего органа (подразделений), предоставив ему право по-своему применять предписание, не искажая смысла и целей предписания.

Поручительные методы обязывают управляемого к разрешению того или иного вопроса или к совершению конкретных действий. Этот вид административных методов встречается преимущественно в сфере взаимоотношений вышестоящих органов с нижестоящими. Вышестоящий орган может поручить нижестоящему органу выполнение таких функций, которые не входят в его компетенцию. В отличие от категорического поручительный метод, предписывая действия, не определяет порядок их совершения. Он предоставляет решение этого вопроса на усмотрение исполнителя.

Рекомендательные административные методы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения управляемыми тех или иных действий. Рекомендательные методы предоставляют объекту управления возможность самостоятельно определить пути и способы выполнения, реализации содержащихся в них советов и рекомендаций с учетом особенностей его функционирования и фактических обстоятельств, а также сложившейся ситуации.

Диспозитивные административные методы управления содержат предписания, которые предоставляют возможность управляемым по взаимной договоренности самим определять взаимные права и обязанности, связанные с выполнением предписания субъекта управления. Например, на основании диспозитивного предписания вышестоящего органа внутренних дел договариваются о совместных действиях по выполнению этого предписания. При этом они по взаимной договоренности распределяют между собой функции и определяют действия по реализации предписания вышестоящего органа.

В заключение хотелось бы отметить, что все рассмотренные выше административные методы управления в той или иной степени используются в деятельности всех органов, отраслевых служб и аппаратов, а также подразделений органов внутренних дел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *