Исторический опыт борьбы с контрабандой

  • автор:

Некоторые исторические аспекты борьбы с контрабандой со времен Древней Руси до наших дней

История развития таможенного дела всегда была связана с борьбой против таможенных преступлений, в том числе с контрабандой. Зарождение и развитие контрабанды произошло еще в древние времена, когда была введена пошлина на ввозимые вывозимые товары. Рост уровня контрабанды был пропорционален росту пошлин. Контрабанда была связана с незаконным перемещением товара помимо таможен или со скрытым провозом через таможни.

Термин «контрабанда» происходит от итальянского «против» и «правительственный указ». Контрабанда, таким образом, означает дословно нарушение нормативных актов государства.

С началом промышленной революции в Англии, Голландии, Франции и других странах огромный размах приобрела и контрабанда. Причина — введение протекционистского тарифа, а также других мер, направленных на защиту национальной экономики государств. Например, огромный размах приобрел незаконный вывоз английской шерсти, спрос на которую приобретал мировой масштаб.

В Древней Руси еще в десятом веке хорошо знали о контрабанде. В древнерусском своде законов «Русская Правда» еще тогда были закреплены правила торговли, применялись санкции за контрабанду, вводился строгий порядок уплаты таможенных пошлин.

В судебнике князя Владимира говорилось, что за попытку украдкой провести товар, не уплатив пошлину, следует наказание в виде конфискации товара и избиение плетью перевозчика.

В XII-XIII вв. в удельных княжествах в связи с тем, что были увеличены таможенные сборы, усилилось стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. Наряду с таким штрафом, как «промыт» появилась «заповедь» — т. е. пеня за неуплату пошлины; протаможи — штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможне, протамга — пеня за неявку в таможне. Таможенные пошлины и штрафы отличались в различных удельных княжествах.

В XVI-XVII вв. такой запрещенный промысел, как контрабанда, начал процветать. Причин тому было несколько: началось формирование внутреннего рынка — это привело к активному росту производительных сил, а также к развитию внешней торговли; выход на внешний рынок осуществлялся, как правило, через иностранцев, которые с середины XVI века получили льготные торговые грамоты.

Как российские, так и зарубежные источники свидетельствуют о том, что первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, например, представители Ганзейского союза в Новгороде в XIII-XIV веках, а потом английские купцы в XVI-XVII веках. Несмотря на огромные дивиденды, которые они получали в результате скупки товаров в России и их вывоза в свои страны, они в результате грабили нашу страну.

Порядок уплаты таможенных пошлин и система наказаний за уклонение от их уплаты были установлены в IX главе Соборного Уложения 1649 г.

Изложенные в статье 2 Уложения положения были направлены на борьбу с попытками незаконного провоза товаров (контрабандой).

Запрещалось самовольно, без разрешения Государя, строить заставы и собирать мыто, за это следовало наказание — изъятие всей полученной прибыли в казну. Введение этой статьи объяснялось тем, что нередко лжетаможенники самочинно устанавливали заставы на путях движения товаров и собирали пошлины. Злоупотребляли своим положением и местные феодалы, воеводы и другие должностные лица.

Большого размаха достигла контрабанда после отмены льгот на торговлю и установление высоких ставок пошлин с иноземных торговцев в соответствии с Новоторговым Уставом 1667 г., который включал в себя постановления относительно видов и размеров, как внешних, так и внутренних таможенных сборов, порядка устройства таможен и т. п. Этот документ мы можем рассматривать как первый таможенный устав русского государства.

В это же время были выпущены многочисленные государственные указы и другие документы, ужесточавшие борьбу с контрабандой в России.

В целом развитие таможенного управления в XVII веке отражало основные тенденции эволюции государственного строя. Главной была тенденция к централизации. К этому времени основная масса таможенных сборов поступала в государственную казну, деятельность таможен находилась под строгим контролем государственной власти. В дальнейшем эти задачи решались в ходе преобразований Петра I.

Для того чтобы прекратился беспошлинный ввоз товаров в 1723 г. Петром I был издан указ. Этот указ предписывал конфискацию всех тайно провозимых товаров. Ужесточались меры за контрабанду на морских судах. С незаконно провозимых товаров стали брать пошлину в двойном размере. В тех случаях, когда владельцы не могли выплатить двойную пошлину, их суда подлежали конфискации.

В 1724 г. был введен протекционистский тариф. После этого наблюдался период активизации контрабандной деятельности. До этого нелегальный ввоз товаров наблюдался в основном с торговыми судами, заходившими в наши порты на границе. В этот период в России стали появляться мануфактуры для производства товаров внутреннего рынка. Было введено ограничение ввоза зарубежных товаров, ужесточился контроль. В связи с этим контрабандная деятельность активизировалась и на сухопутной границе в западных районах страны, причем вне таможенных постов.

Таможенное законодательство получило дальнейшее развитие с выходом Таможенного устава 1775 г. Для охраны западных границ России Высочайшим Указом Екатерины II в 1782 г. Создается пограничная таможенная стража. Однако эти меры только на время смогли сдержать контрабанду.

Контрабандная деятельность вновь активизировалась в начале XIX века и превратилась в бедствие для страны. В связи с этим были приняты государственные меры по ее пресечению. В 1817 г. Россия перешла на протекционистскую таможенную политику, а в 1822 г. был введен новый протекционистский тариф. Тем не менее происходило расширение контрабанды не только на границе, но и промышленных и торговых центрах страны, т. к. началось строительство железных дорого и развитие внешней торговли на юге и востоке нашей страны.

Борьба с контрабандой выходит на новый уровень и становится государственным делом. Дальнейшее развитие получило законодательство по борьбе с незаконно провозимыми товарами. В России ужесточаются меры наказания за контрабандную деятельность, осуществляется переход от административных наказаний к уголовным, привлекаются к ответственности не только контрабандисты, но и их пособники.

В Таможенном уставе 1819 г. были изложены нормы карательного характера. Эти нормы затем были перенесены в Уложение о наказаниях 1845 года. В этих документах указывалось, что тайно провозимыми товарами считались те товары, которые провозились или проносились мимо таможни за границу или из-за границы, а также те товары, которые были привезены на таможню из-за границы, но нигде в документах не были упомянуты.

Особенность контрабанды во второй половине XIX и в начале XX веков состояла в переходе от бытовой контрабанды к промышленной, а также в росте числа различных уловок и ухищрений, на которые шли контрабандисты. Постоянно расширялась география контрабандной деятельности, стали просматриваться международные связи контрабандистов.

Государственный Совет России выделял значительные средства на борьбу с контрабандой, которая стала разворачиваться не только на границе, но и на подступах к ней. В 1864 г. Созданы судебные уставы, а в 1892 г. Был принят новый Таможенный Устав. Он стал основой для последующего совершенствования нормативной базы таможенного регулирования и сыграл определенную положительную роль в укреплении таможенной системы России. В Таможенном Уставе 1892 г. были сконцентрированы все постановления о контрабанде, которые издавались ранее. Согласно Уставу контрабандой признавались: провозимые или проносимые мимо таможен за границу или из-за границы товары, а равно и те, которые из-за границы привезены в таможню, но в грузовых документах и поданных объявлениях не показаны.

Производство по делам о контрабанде по подавляющему большинству статей согласно Уставу возлагалось на таможенное учреждение. По каждому факту обнаружения контрабанды в соответствии со ст.ст.1606–1610 составлялся протокол и производились оценка задержанного товара. Если контрабандист оказывался несостоятельным, то дело о контрабанде передавалось к судебному производству. Если незаконно перемещаемые товары задерживались в пограничной полосе, то согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных суд признавал такую контрабанду рецидивом. В этом случае кроме конфискации товара и денежного взыскания применялись выселение из пограничного района.

Квалифицированной контрабандой считалось выдворение контрабандных товаров «скопищем» (группой лиц), вооруженными людьми, и при сопротивлении задержателям. Средства перемещения контрабандных товаров, если они принадлежали частным лицам, — подлежали конфискации, а казенные — возвращались после уплаты их оценочной стоимости. По Уставу 1892 года взыскание за контрабанду накладывалось на хозяина, а не на лицо, провозившее его.

Первая мировая и гражданские войны привели Российское государство к социальным бедствиям: голоду, разрухе, распространению бандитизма, контрабанды. Недостаток продовольствия, промышленных товаров стал причиной того, что около 80 % населения на западной границе занимались контрабандой. Более ценная контрабанда шла из Советской России в зарубежные страны. В первую очередь — это предметы, представляющие историческую ценность, изделия из золота и серебра, антиквариат. Наибольшую опасность представлял вывоз золота, меха и расхищение водных богатств на Дальнем Востоке. В этой связи был принят ряд мер, направленных на пресечение контрабанды, что нашло отражение в законодательных документах Советского государства и в ряде правовых актов того периода (Постановление СНК РСФСР 1917 года, Декрет СНК РСФСР 1918 года, Декрет СНК РСФСР 1921). Были созданы специальные комиссии по борьбе с контрабандой при особых отделах ВЧК по охране границ. Для борьбы с контрабандой привлекалась пограничная охрана и местная милиция

В 1929 году был принят новый Таможенный кодекс. С позиций таможенного права рассматривалась и контрабанда. Согласно ст.166, квалифицированной контрабандой признавалось, в том числе и «занятие в виде промысла незаконным вывозом, пересылкой и перевозом за границу и из-за границы валютных и фондовых ценностей.

Во второй половине 40-х и в 50-е годы сложился механизм борьбы с таможенными преступлениями. Закон об уголовной ответственности за государственные преступления, принятый в 1958 году предусматривал состав контрабанды в группе иных государственных преступлений.

Постановлением Совета Министров СССР № 671 (1961г.) был утвержден новый Таможенный тариф. Согласно списку товаров, указанных в тарифе из СССР запрещалось вывозить- «предметы старины и искусства…; …ремесла всякого рода, другие предметы, имеющие археологическую ценность». Вышеуказанный предметы могли быть вывезены по особым разрешениям Министерства культуры СССР с уплатой Таможенной пошлины в размере 100 % с оценки, указанной в разрешении на вывоз. Более полно был изложен перечень произведений искусства и предметов старины: картины, скульптуры, рисунки, акварели, различные виды гравюр, миниатюры, изделия из фарфора, хрусталя, керамики, дерева, кожи, драгоценных и недрагоценных камней и металлов, кости, предметы народных художественных промыслов, ковры, гобелены, мебель, одежда и обувь, нумизматика, художественное оружие, книги, рукописи, грампластинки, музыкальные инструменты, почтовые марки и др., а также иные предметы, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность.

Характерной особенностью этого периода становится широкий обмен информацией и опытом борьбы с контрабандой между таможенными и пограничными органами стран — участниц Варшавского Договора и совместными действиями по задержанию контрабанды. Опыт борьбы с контрабандой широко освещался на страницах журнала «Социалистический таможенный контроль», обсуждался на двусторонних и многосторонних встречах представителей таможенных органов, совещаниях руководителей таможенных органов всех уровней.

На основе изменений и новых подходов был подготовлен Таможенный кодекс СССР 1964 года. В нем, наряду со многими другими правовыми нормами таможенного контроля, были изложены новые нормативные акты, регулирующие борьбу с контрабандой.

В ст. 102 Кодекса указывалось, что в уголовном порядке наказывается лицо, совершившее контрабанду, выразившуюся в незаконном перемещении через границу товаров и иных ценностей, если это деяние отягчается квалифицирующими обстоятельствами.

После 1989 года таможенное законодательство претерпевало значительные изменения в связи с новыми процессами в экономике государства. В 1991 году принимается Таможенный кодекс, в котором контрабанда была исключена из числа административных правонарушений. Однако спустя непродолжительное время таможенное законодательство вновь реформируется в соответствии с требованиями рыночной экономики и 18 июня 1993 года принимается Таможенный кодекс Российской Федерации, где устанавливалась четкая грань между контрабандой и иными преступлениями, а также непреступными нарушениями таможенных правил.

Уголовное законодательство в этой части также претерпело изменения. В раздел «Иные государственные преступления» были введены нормы, предусматривающие ответственность за незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения, невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран.

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года нормы, обеспечивающие охрану общественных отношений в области таможенного дела, были в значительной степени преобразованы. В первоначальной редакции УК РФ контрабанда культурных ценностей предусматривалась в ч. 2 ст. 188 УК РФ и относилась к преступлениям в сфере экономической деятельности. Целью данной нормы являлась уголовно-правовая охрана предусмотренного законом порядка и условий перемещения через границу товаров и иных объектов, в том числе культурных ценностей и связанных с этим законных прав и интересов государства, юридических и физических лиц.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ ст. 188 УК РФ была декриминализована, однако появилась ст. 226.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду, в том числе и культурных ценностей. При этом структурно данная контрабанда была перенесена в Раздел IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности».

Диспозиция ст. 226.1 УК РФ является исключительно бланкетной, и для правильной квалификации необходимо опираться на отраслевые нормативные акты, в частности: Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ; Закон РФ от 15.04.1993 № 4804–1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и др.

Согласно ч. 1 ст. 226 УК РФ контрабандой является незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС перечисленных в статье предметов.

При этом в ст. 226.1 УК РФ для культурных ценностей впервые был установлен такой обязательный признак, как крупный размер. В первоначальной редакции указанной статьи крупный размер составлял стоимость культурных ценностей, превышающую 1 млн. руб. Федеральным законом от 23.07.2013 № 245-ФЗ были внесены очередные изменения в ст. 226.1 УК РФ, в соответствии с которыми крупный размер культурных ценностей был снижен до 100 тыс. рублей.

Литература:

1. Беспалько В. Г. Проблемы уголовно-правовой охраны культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и невозвращения из-за границы / Монография. — М., 2008.

2. Беспалько В. Г. Доказывание по делам о контрабанде / Монография. — М., РИО РТА, 2003.

4. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность / Под ред. А. С. Кругликова. — М.: ИПО «Автор», 1996.

6. Михайлов В. И., Федоров А. В. Таможенные преступления: уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности. — М.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 1999.

7. Никольская А. Г. Преступления в сфере экономической деятельности / Учеб. Пособие. — М.: Изд. РТА, 2011.

8. Наумов А. В. Российское уголовное право: Курс лекций. — М., 2008.

10. Таможенный кодекс Российской Федерации. — М., 2007.

11. Фомичев С. А. Борьба с контрабандой культурных ценностей. — Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2005.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., 2013.

13. Таможенный кодекс таможенного союза. — М., 2013.

Борьба с контрабандой с древних времен и до наших дней

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях развития рыночных отношений в России, увеличения внешнеторгового товарооборота, постепенной интеграции экономики страны в мировое хозяйство возрастает роль таможенной политики, как важнейшего инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Формирование и совершенствование таможенной политики невозможно без учета отечественного и зарубежного исторического опыта выработки и осуществления государством системы экономических, юридических и административных мер, таможенных правил и процедур, составляющих сущность таможенной политики. Интерес к истории таможенной политики обусловлен также усилением значимости таможенных органов в системе государственного управления в настоящее время, расширением их функций.

Целью данной работы является изучение особенностей борьбы с контрабандой в различные периоды развития РФ.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является контрабанда как разновидность таможенного преступления. В качестве предмета исследования выступает законодательство древнего, дореволюционного и советского периодов, современное уголовное и таможенное и законодательство, положения отечественной науки уголовного права, судебная и следственная практика по уголовным делам о контрабанде и иным таможенным и экономическим преступлениям.

Российское законодательство о контрабанде: история становления и развития

уголовный контрабанда таможенный преступление

Оперативно-розыскная составляющая российских таможенных органов имеет свои исторические корни. Она зарождалась и развивалась вместе с отечественной историей борьбы с контрабандой и не является для российского таможенного дела чем-то абсолютно новым, ранее неизвестным.

Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками.

Истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары. Возрастание масштабов контрабанды проходило пропорционально росту пошлин и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием. Огромный размах приобрела контрабанда в средние века в связи с началом промышленного переворота в Англии, Голландии и других странах. Причина тому — введение протекционистского тарифа и других государственных мер, направленных на защиту национальной экономики государства. Никакие таможенные барьеры, полицейские посты, охранявшие остров, не могли воспрепятствовать незаконному вывозу, например, английской шерсти, спрос на которую приобретал мировой размах. Так было и в других странах, где производились дефицитные товары, где в основу таможенной политики был положен протекционизм.

Таможенное дело в России ведет свое начало со времен Древней Руси. Порядок взимания распространенной в тот период торговой пошлины — «мыта», которую можно считать предшественницей таможенной пошлины, был четко закреплен в Русской Правде Ярослава Мудрого.

Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками. В эпоху Ивана Грозного уже была широко распространена используемая Тайным Приказом практика осведомительства и доносительства. Легендарный организатор сыска Ванька Каин везде имел своих соглядатаев. Поставленные на таможенное дело (Большую таможню, Померную избу, Мытную избу, губернские таможни) купцы, целовальники и служивые люди активно использовали сыскной опыт.

Важнейшее значение Указа состояло в том, что им было установлено равное для всех таможенное обложение единой рублевой пошлиной торговых сделок. За утайку товара и в случае занижения его продажной цены товар подлежал конфискации. При повторном нарушении «тем людям сверх тех их взятых товаров чинить наказание, бить кнутом нещадно».

В Новоторговом Уставе говорилось об обязанности предъявлять все товары в таможню, купцы должны были представить росписи (списки) провозимых товаров. В соответствии с представленными купцами росписями, товары тщательно досматривались, после чего составлялся особый документ «выпись», в котором отражались результаты досмотра и суммы начисленных пошлин. В качестве основного вида наказания за нарушение установленных Уставом запретов выступала конфискация товаров.

Новоторговый Устав, как и ранее принятые акты, был направлен на решение важнейших государственных задач: пополнение казны за счет взимаемых сборов, осуществление государственного контроля за торговой деятельностью и, прежде всего, в торговле с участием иностранцев.

Таможенная политика во время правления Петра I

Следующий этап в истории развития законодательства, посвященного вопросам таможенной деятельности и организации борьбы с контрабандой относится на начало XVIII века. Развитие внешней торговли, сопровождаемое усилением контрабанды, требовало изменений в организации таможенного дела. В 1715 году Петром I учреждается Коммерц-коллегия, на которую возлагается руководство таможенным делом. В целях воспрепятствования беспошлинному провозу товаров в 1723 году был издан указ. Согласно ему на польской границе были выставлены форпостные команды, состоящие из числа военных формирований, в задачу которых входило не только охранять саму границу, но и препятствовать проникновению контрабанды.

Во времена Петра I в таможенное дело широко вовлекался стрелецкий и флотский люд, привнесший в методику борьбы с контрабандистами опыт войсковой разведки с использованием лазутчиков, наблюдателей, дозорных.

Учрежденные Указом Петра I (1723 г.) форпостные команды из состава воинских подразделений регулярно высылались в разъезды с задачами воспрепятствовать контрабанде, охраны границ и задержания беглых людей. Однако это не могло остановить незаконный провоз товаров, особенно после повышения размера пошлин в 1724 г., тем более что контрабанде потворствовали порой сами таможенные чиновники. Неизменно проявлялась закономерность: повышение тарифных ставок резко увеличивало поток контрабанды и число злоупотреблений служебным положением в таможенной среде.

Надо отметить, что для 20-х годов XVIII столетия характерен значительный рост контрабанды, чему во многом способствовало принятие протекционистского тарифа 1724 года, в соответствии с которым пошлины на многие ввозимые товары резко возросли. Одновременно с тарифом 1724 года продолжала существовать откупная система, восстановленная в 1712 году.

История борьбы с контрабандой в России. Создание военизированной пограничной охраны в первой четверти XIX века

В первой четверти XIX века охрана государственной границы Российской империи осуществлялась двумя линиями обороны. В первой линии находились реестровые казаки. В случае прорыва контрабандистов вглубь территории страны их поиск, преследование и задержание осуществлялись вольнонаемными сотрудниками пограничной стражи. Однако двойная подчиненность сил, охранявших граничу чрезвычайно отрицательно сказывалась на качестве работы. Опыт работы показывал, что борьба с незаконных переходом границы и контрабандным промыслом более качественно проводится военизированными формированиями. На повестке дня встал вопрос о создании пограничной стражи, формируемой по образцу армии. Одним из инициаторов создания военизированной пограничной охраны стал министр финансов Е. Канкрин. После поиска и обсуждения организационной структуры военизированной пограничной стражи в 1822 году было принято решение о расформировании Таможенной пограничной стражи и о создании новой Пограничной таможенной стражи. Формироваться она должна была из воинских полковых чинов, в основном из кавалерийских полков. Размещаться стража должна была на первой линии границы, при этом казачьи полки выводились во вторую линию.

Руководство пограничной стражи на местах осуществляли начальники таможенных округов гражданские чиновники из Департамента внешней торговли. Основной задачей стражи являлась экономическая охрана российских рубеже, то есть борьба с контрабандой. Пограничный надзор стал второй задачей.

Руководящие документы так описывали обязанности Пограничной стражи

— предотвращение переноса и провоза товаров, а также их задержание,

— предотвращение перехода и проезда лиц через границу вне установленных пунктов пропуска,

— недопущение грабежей, буйств и беспорядков на границе,

— осуществление карантинного надзора на определенных участках границы,

— оказание помощи на прибрежных участках морских акваторий, спасение грузов, людей и судов.

Таким образов основные усилия пограничной стражи были направлены именно на защиту экономических интересов Империи.

По Таможенному уставу 1906 г. контрабандой признавались:

1) Ввоз из-за границы помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля товаров иностранных, пошлинных или запрещенных;

2) Вывоз за границу или попытка вывоза помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля отечественных товаров, запрещенных к вывозу;

3) Выпуск на внутренний рынок поступивших в таможню товаров, запрещенных к ввозу и допущенных к обратному вывозу за границу, но не вывезенных из пределов России.

Борьба с контрабандой в настоящее время

Контрабанда. Понятие и состав преступления

Согласно части 1 статьи 188 уголовного кодекса РФ контрабанда — это перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Положение части первой статьи 188 во взаимосвязи с частью 1 статьи 16.2 и частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 №15-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Объектом данного преступления является установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Обязательным признаком контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным размером признается стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.

Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 15.06.2010) «О Федеральной таможенной службе»

Приказом Федеральной таможенной службы от 07.02.2005 г. №90 утвержден перечень подразделений ФТС России и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности. Данный перечень включает в себя региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями, которое делится на несколько отделов по борьбе с контрабандой, такие как:

Отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

Отдел по борьбе с контрабандой сырьевых товаров и преступлениями в кредитно-финансовой сфере.

Следующее управление в данном перечне это Главное управление по борьбе с контрабандой, который в свою очередь также делится на отделы.

Таможенные органы отнесены законодательством к правоохранительным органам, так как они правомочны пресекать неправомерные деяния и привлекать виновных к ответственности. Под содержанием правоохранительной деятельности принято понимать охрану законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. Правоохранительный характер деятельности этих органов обусловлен их соответствующими функциями, регламентированными п. 6 ст. 403 ТК РФ: они ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в таможенной сфере, пресекают незаконный оборот через границу предметов, запрещенных к перемещению, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

Наличие функции по ведению борьбы с контрабандой, иными преступлениями обусловлено положениями УПК РФ (ст. 151, 157), в соответствии с которыми на таможенные органы возложена борьба с контрабандой (ст. 188 УК РФ) и иными преступлениями, предусмотренными ст. 189, 190, 193, 194 данного уголовного закона.

Вместе с тем таможенные органы:

взаимодействуют с МВД России и ФСБ России по вопросам борьбы с контрабандой (ст. 28 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»). «Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной) («НОРМА», 2004)

Федеральным законом от 03.04.1995 г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» возложены обязанности на органы федеральной службы безопасности разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе контрабандой.

Пример

По приговору Приморского краевого суда от 26 мая 2009 г. К., Г., Л. и Я. осуждены за контрабанду в крупном размере, совершенную организованной группой, сопряженную с недекларированием. Кроме того, К. осужден за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации в составе организованной группы.

В кассационных жалобах осужденные просили приговор отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение, считали, что вывод суда о совершении контрабанды не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 12 ноября 2009 г. приговор оставила без изменения, а кассационные жалобы — без удовлетворения, указав следующее.

Виновность осужденных в совершении преступлений в мае — июне 2008 г. полностью подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана в приговоре объективная оценка.

Доводы жалобы Я. о том, что 31 мая 2008 г. он не знал о содержимом мешков, опровергаются его показаниями на предварительном следствии, оглашенными по его просьбе в связи с отказом от дачи показаний в суде, в которых он пояснял, что по просьбе Г. в конце мая 2008 г. помог ему на границе перебросить пакеты с трепангами через колючую проволоку в сторону Китая, за что получил 3 тыс. рублей.

Из показаний Г. и Л. также видно, что все участники совершенного 31 мая 2008 г. преступления были осведомлены об их общей цели — незаконной переброске пакетов с трепангами через заградительный забор на границе с Китаем. Доводы стороны защиты, не оспаривавшей фактические обстоятельства содеянного в ночь на 22 июня 2008 г., но утверждавшей, что действия виновных должны быть квалифицированы как покушение на контрабанду, не основаны на законе.

По смыслу ст. 188 УК РФ контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента пресечения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами. К их числу относятся действия с указанными предметами до фактического пересечения ими таможенной границы, в том числе непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы с товарами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.

Таким образом, действия осужденных, действовавших организованной группой, правильно квалифицированы судом как оконченное преступление — контрабанда.

Вопрос о размере контрабанды тщательно исследовался в судебном заседании, в том числе с учетом доводов защиты. Вывод суда о крупном размере контрабанды является обоснованным. Заключение эксперта, исследовавшего предмет контрабанды и определившего его стоимость, всесторонне проверено в судебном заседании.

Утверждение в кассационной жалобе об ошибочности выводов суда об организующей роли К. опровергается материалами дела.

Из установленных в судебном заседании фактических обстоятельств видно, что именно К. создал преступную группу и руководил ею при подготовке преступлений и их совершении.

Выводы суда о виновности осужденных обоснованны и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Квалификация содеянного является правильной.

Заключение

Таможня, по сути, является связующим звеном между отечественной и мировой экономикой. Несмотря на сложности исторического развития различных государств, таможня была и остается их «неотъемлемым институтом государственности»

Активность контрабандной деятельности зависит от внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности России и способствующим контрабанде, относятся:

— преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

— зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

— недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

— неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся:

— унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;

— вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно производителей потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

— высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

— несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;

— криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.

С какими трудностями приходится сталкиваться таможенным органам в борьбе с контрабандой? Прежде всего, есть проблемы кадровые. В среднем в каждой таможне шесть оперработников. При этом один из них выполняет обязанности по секретному делопроизводству, другой — по борьбе с контрабандой наркотиков, еще один — с экономическими правонарушениями, особо опасными видами контрабанды — флоры, фауны, оружия и так далее. То есть обычно по какому-то направлению «рабочий штык» один. Понятно, что шестью оперативниками полностью перекрывать субъект Федерации невозможно.

Список использованной литературы

1. «Таможенный кодекс таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010);

2. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 №61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009);

3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 01.07.2010, с изм. от 13.07.2010);

5. Федеральный закон от 03.04.1995 №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (принят ГД ФС РФ 22.02.1995) (ред. от 25.12.2008);

6. Закон РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 31.05.2010);

7. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 №459 «О Федеральной таможенной службе» (ред. от 15.06.2010);

9. Таможенное дело в России X — начало XX веков. СПб.: Изд-во Пик, 1995. С. 19.

10. Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 21.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *