Исправления в путевом листе

  • автор:

На что обращать внимание

Работая с путевыми листами, человек может допускать некоторые ошибки. Согласно Федеральному закону под номером 402 в ст. 9, в первичной документации допускаются некоторые исправления, если они не противоречат федеральным законодательным актам. Любые правки должны подтверждаться подписями ответственных лиц и содержать точную дату. Подписи обязательно нужно расшифровывать. Это относительно новое требование. Главное, делая корректировку, не допустить при этом такие ошибки:

  • Нет расшифровки подписи ответственного сотрудника.
  • Не проставлена дата внесения изменения.
  • Нет подписи человека, который составил документ.
  • Внесенное изменение не содержит информацию о том лице, которое данное изменение внесло, и нет его подписи.

Во время заполнения путевого листа, когда правятся ошибки, корректором пользоваться воспрещается. Ведь в Федеральном законе четко прописано, что внесение правок возможно лишь одним способом, путем зачеркивания неверных данных и написания рядом с ними верных. Причем зачеркивать отдельные буквы или цифры воспрещается. Нужно зачеркнуть все слово или полную цифру. Подробный и наглядный образец исправлений, представленный , может стать хорошим примером, на который можно смело ориентироваться.

При исправлении ошибок в путевом листе корректором пользоваться воспрещается.

На вопрос, допускаются ли исправления в путевых листах, можно однозначно ответить, что допускаются. Но при этом обязательно следует соблюдать некоторые правила исправления, которые действуют для всех документов первичного вида. Федеральный закон № 402 как раз и говорит, можно ли делать такие корректировки, и ему надо следовать.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6714) приказываю:

Внести изменения в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам оснащения тахографами транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, и транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, согласно приложению к настоящему приказу.

Министр Е.И. Дитрих

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 декабря 2019 г.

Регистрационный № 56679

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 15 октября 2019 г. N 339

1. В Порядке оснащения транспортных средств тахографами, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31407), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 314 (зарегистрирован Минюстом России 11 ноября 2015 г., регистрационный N 39665), от 2 декабря 2015 г. N 348 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2015 г., регистрационный N 40118), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821), от 30 января 2018 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2018 г., регистрационный N 50061):

1) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

«1. Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее — Порядок) разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы»1 и устанавливает процедуру и сроки оснащения транспортных средств тахографами.

2. Настоящий Порядок применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее — владельцы транспортных средств), в целях повышения безопасности дорожного движения.»;

2) в пункте 3:

а) в абзаце первом слова «приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36» заменить словами «приложении N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2018 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2018 г., регистрационный N 50061) (далее — приказ Минтранса России N 36)»;

б) в абзаце втором:

слова «городские и пригородные» исключить;

после слов «регулярные перевозки» дополнить словами «пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях»;

после слов «от 14 февраля 2009 г. N 1121» дополнить словами «, а также транспортных средств категорий М2 и М3, эксплуатируемых физическими лицами»;

в) абзац третий после слов «используемых для перевозки опасных грузов» дополнить словами «(за исключением транспортных средств, эксплуатируемых физическими лицами)»;

г) абзац четвертый после слов «для перевозки опасных грузов» дополнить словами «, а также транспортных средств, эксплуатируемых физическими лицами»;

д) абзац пятый после слов «предназначенных для междугородных перевозок» дополнить словами «, а также транспортных средств, эксплуатируемых физическими лицами»;

е) абзац шестой после слов «не относящихся к опасным» дополнить словами «(за исключением транспортных средств, эксплуатируемых физическими лицами)»;

ж) в абзаце десятом:

слово «пригородные» исключить;

после слов «регулярные перевозки» дополнить словами «пассажиров в пригородном и междугородном сообщении»;

з) в абзаце одиннадцатом: слово «городские» исключить;

после слов «регулярные перевозки» дополнить словами «пассажиров в городском сообщении»;

слова «до 1 июля 2019 г.» заменить словами «до даты, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);»;

и) дополнить абзацами следующего содержания:

«транспортных средств категории N 3, экологический класс которых не определен, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2020 г.;

транспортных средств категории N 3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2020 г.;

транспортных средств категории N 3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 сентября 2020 г.;

транспортных средств категории М3, экологический класс которых не определен, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 ноября 2019 г.;

транспортных средств категории М3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2020 г.;

транспортных средств категории М3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 мая 2020 г.;

транспортных средств категории N 2, экологический класс которых не определен, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 декабря 2020 г.;

транспортных средств категории N 2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2021 г.;

транспортных средств категории N 2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2021 г.;

транспортных средств категории М2, экологический класс которых не определен, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 августа 2020 г.;

транспортных средств категории М2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 ноября 2020 г.;

транспортных средств категории М2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2021 г.;

транспортных средств категорий М2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.».

2. В приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2018 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2018 г., регистрационный N 50061):

1) в Требованиях к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 приказу):

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее — Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности.»;

б) в подпункте 4 пункта 4 слова «юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее — транспортные предприятия),» заменить словами «юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее — владельцы транспортных средств)»;

в) в подпункте 1 пункта 7 слова «вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей)» заменить словами «регистрации информации тахографом»;

г) в подпункте 2 пункта 11 слова «непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя» заменить словами «времени труда водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности, и (или) времени управления транспортным средством водителем (далее — время управления транспортным средством), а также времени отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности, и (или) времени отдыха водителя от управления транспортным средством (далее — время отдыха), в том числе совокупного времени управления транспортным средством и времени отдыха»;

д) в пункте 13:

подпункт 1 изложить в следующей редакции:

«1) автоматическое определение и регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются периоды времени управления транспортным средством;»;

абзац второй подпункта 2 изложить в следующей редакции:

«вывести на дисплей информацию о дате и времени последнего извлечения этой карты и вывести запрос, означает ли данный ввод карты продолжение текущего периода времени управления транспортным средством;»;

в абзацах втором, пятом — седьмом подпункта 5:

слово «работы» заменить словами «времени управления транспортным средством»;

слово «ежедневный» в соответствующих падежах исключить;

абзац четвертый подпункта 5 изложить в следующей редакции:

«если держатель карты водителя вводит отрицательный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается период времени управления транспортным средством», то на дисплей выводится запрос о вводе в ручном режиме данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени после извлечения карты до момента завершения управления транспортным средством;»;

е) в пункте 15:

в подпункте 1 слова «транспортного предприятия, которому принадлежит транспортное средство» заменить словами «владельца транспортного средства»;

в подпункте 3 слова «транспортным предприятием» заменить словами «владельцем транспортного средства»;

ж) в абзацах третьем и четвертом пункта 24 слово «работы» заменить словами «времени управления транспортным средством»;

з) в пункте 32:

в абзаце первом слова «транспортным предприятием» заменить словами «владельцем транспортного средства»;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

«владелец транспортного средства;»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«адрес владельца транспортного средства.»;

и) абзац четвертый пункта 33 изложить в следующей редакции:

«наименование/фамилия, имя и отчество (при наличии) владельца транспортного средства или наименование мастерской.»;

к) в подпункте 8 пункта 38:

в абзацах третьем — шестом слова «непрерывного вождения» заменить словами «управления транспортным средством»;

в абзацах третьем и четвертом слова «суммарное время перерывов» заменить словами «отдыха от управления транспортным средством»;

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

«суммарное время управления транспортным средством водителя за текущий период;»;

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«суммарное время управления транспортным средством второго водителя за текущий период.»;

л) в абзаце первом пункта 60:

слова «работы, введенные водителем» заменить словами «времени управления транспортным средством»;

слово «ежедневные» исключить;

м) в подпункте 8 пункта 69:

слово «работы» заменить словами «времени управления транспортным средством»;

слово «ежедневных» исключить;

н) в пункте 73:

в подпункте 4 слова «название транспортного предприятия» заменить словами «наименование или фамилия, имя и отчество (при наличии) владельца транспортного средства»;

в подпункте 5 слова «транспортного предприятия» заменить словами «владельца транспортного средства»;

о) в абзаце первом пункта 74 слова «транспортного предприятия» заменить словами «владельца транспортного средства»;

п) пункт 75:

после слов «маршруте движения транспортного средства,» дополнить словами «времени управления транспортным средством и времени отдыха водителей транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности»;

слова «времени периодов труда и отдыха водителя транспортного средства» исключить;

р) приложение N 2 к Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, изложить согласно приложению к настоящим изменениям.

2) Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение N 2 к приказу), после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:

«транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);»;

3) в Правилах использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 3 к приказу):

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Использование тахографов осуществляется:

1) водителями — в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха;

2) владельцами транспортных средств — в целях контроля работы тахографов;

3) контролерами — в целях контроля за соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха.»;

б) в подпункте 2 пункта 9:

слово «работы» заменить словами «времени управления транспортным средством»;

слово «ежедневный» исключить;

в) подпункт 3 пункта 9 изложить в следующей редакции:

«3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;»;

г) в пункте 13:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«13. Владельцы транспортных средств:»;

в подпункте 6:

слово «предприятия» заменить словами «владельца транспортного средства,»;

слово «обеспечивать» заменить словом «обеспечивают»;

в подпункте 10 слова «транспортного предприятия» заменить словами «владельца транспортного средства,»;

дополнить подпунктом 12 следующего содержания:

«12) обеспечивают проведение поверок тахографов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.»;

4) в Правилах обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства» (приложение N 4 к приказу):

а) в подпункте 4 пункта 9 слова «в транспортное предприятие» заменить словами «владельцу транспортного средства»;

б) в подпункте 1 пункта 11 слово «предприятию» заменить словами «владельцу транспортного средства»;

в подпункте 2 пункта 11 слово «предприятию» заменить словами «владельцу транспортного средства»;

в) в абзаце первом пункта 12 слова «Транспортное предприятие» заменить словами «Владелец транспортного средства»;

5) в Правилах контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 5 к приказу):

а) в пункте 1 слова «транспортными предприятиями» заменить словами «владельцами транспортных средств»;

6) в подпункте 7 пункта 4 слова «ежедневных работ» заменить словами «периодов времени управления транспортным средством».

ПРИЛОЖЕНИЕ
к изменениям

Приложение N 2
к Требованиям

Внешний вид карт тахографа

1. Карта водителя (лицевая сторона):

в верхний левый угол карты водителя наносится обозначение Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 г., белыми буквами на синем фоне.

В верхнюю часть карты водителя крупными четко различимыми буквами наносится надпись на русском языке «Карта водителя. Российская Федерация».

Содержание позиций на карте водителя:

позиция 1 — фамилия водителя;

позиция 2 — имя водителя;

позиция 3 — дата рождения водителя;

позиция 4а — дата начала действия карты водителя;

позиция 4b — дата окончания действия карты водителя. Срок действия карты водителя — три года;

позиция 4с — наименование организации-изготовителя карты водителя;

позиция 5а — номер водительского удостоверения;

позиция 5b — номер карты водителя;

позиция 6 — фотография водителя;

позиция 7 — личная подпись водителя;

позиция 8 — почтовый адрес водителя.

Номер карты водителя имеет следующую структуру:

Оборотная сторона карты водителя содержит следующие данные:

1. Фамилия 2. Имя 3. Дата рождения 4а. Дата начала действия карты 4b. Дата окончания действия карты 4с. Наименование организации-изготовителя карты 5 а. Номер водительского удостоверения 5Ь. Номер карты 6. Фотография 7. Личная подпись 8. Адрес

Просьба вернуть в (наименование организации-изготовителя) по адресу
(адрес организации-изготовителя)

2. Карта предприятия (лицевая сторона):

в верхний левый угол карты предприятия наносится обозначение Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 г., белыми буквами на синем фоне.

В верхнюю часть карты предприятия крупными четко различимыми буквами наносится надпись на русском языке «Карта предприятия. Российская Федерация».

Содержание позиций на карте предприятия:

позиция 1 — наименование или фамилия, имя и отчество (при наличии) владельца транспортного средства;

позиция 2 — фамилия руководителя юридического лица или лица, назначенного ответственным за эксплуатацию тахографов (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей);

позиция 3 — имя лица, указанного в позиции 2;

позиция 4а — дата начала действия карты предприятия;

позиция 4b — дата окончания действия карты предприятия (срок действия карты предприятия три года);

позиция 4с — наименование организации-изготовителя карты предприятия;

позиция 5b — номер карты предприятия;

позиция 6 — личная подпись владельца транспортного средства или лица, указанного в позиции 2;

позиция 7 — почтовый адрес владельца транспортного средства.

Номер карты предприятия имеет следующую структуру:

Оборотная сторона карты предприятия содержит следующие данные:

1. Владелец транспортного средства 2. Фамилия 3. Имя 4а. Дата начала действия карты 4b. Дата окончания действия карты 4с. Наименование организации-изготовителя карты 5b. Номер карты 6. Личная подпись 7. Адрес

Просьба вернуть в (наименование организации-изготовителя) по адресу
(адрес организации-изготовителя)

3. Карта мастерской (лицевая сторона):

в верхний левый угол карты мастерской наносится обозначение Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 г., белыми буквами на синем фоне.

В верхнюю часть карты мастерской крупными четко различимыми буквами наносится надпись на русском языке «Карта мастерской. Российская Федерация».

Содержание позиций на карте мастерской:

позиция 1 — наименование мастерской;

позиция 2 — фамилия руководителя мастерской;

позиция 3 — имя руководителя мастерской;

позиция 4а — дата начала действия карты мастерской;

позиция 4b — дата окончания действия карты мастерской. Срок действия карты мастерской — один год;

позиция 4с — наименование организации-изготовителя карты мастерской;

позиция 5b — номер карты мастерской;

позиция 6 — личная подпись руководителя мастерской;

позиция 7 — почтовый адрес мастерской.

Номер карты мастерской имеет следующую структуру:

Оборотная сторона карты мастерской содержит следующие данные:

1. Наименование мастерской 2. Фамилия руководителя мастерской 3. Имя руководителя мастерской 4а. Дата начала действия карты 4b. Дата окончания действия карты 4с. Наименование организации-изготовителя карты 5b. Номер карты 6. Личная подпись руководителя мастерской 7. Адрес

Просьба вернуть в (наименование организации-изготовителя) по адресу
(адрес организации-изготовителя)

4. Карта контролера (лицевая сторона):

в верхний левый угол карты контролера наносится обозначение Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 г., белыми буквами на синем фоне.

В верхнюю часть карты контролера крупными четко различимыми буквами наносится надпись на русском языке «Карта контролера. Российская Федерация».

Содержание позиций на карте контролера:

позиция 1 — наименование контрольного органа;

позиция 2 — контактный телефон контрольного органа;

позиция 3 — электронный адрес контрольного органа;

позиция 4а — дата начала действия карты;

позиция 4b — дата окончания действия карты. Срок действия карты — два года;

позиция 4с — наименование организации-изготовителя карты контролера;

позиция 5b — номер карты;

позиция 6 — почтовый адрес контрольного органа.

Номер карты контролера имеет следующую структуру:

Оборотная сторона карты контролера содержит следующие данные:

1. Наименование контрольного органа 2. Контактный телефон контрольного органа 3. Электронный адрес контрольного органа 4а. Дата начала действия карты 4b. Дата окончания действия карты 4с. Наименование организации-изготовителя карты 5b. Номер карты 6. Адрес

Просьба вернуть в (наименование организации-изготовителя) по адресу
(адрес организации-изготовителя)

Водитель сдал в бухгалтерию путевые листы.
Возможно ли вносить исправления в путевые листы?

6 мая 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исправления в путевых листах действующим законодательством допускаются в том числе в части корректировки маршрутов.

Обоснование вывода:
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — УАТ).
Для целей налогообложения путевой лист является основным первичным документом для учета использования ГСМ, который подтверждает расходы перевозчика на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161). Кроме того, он в целом подтверждает экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта.
В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Для путевого листа подобные ограничения не установлены.
При этом в письмах ФНС России от 23.03.2018 N СД-4-3/5412@, от 12.01.2018 N СД-4-3/264, Минфина России от 23.10.2017 N 03-03-10/69280, от 22.01.2016 N 07-01-09/2235 разъяснено, что законодательством не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом в случае обнаружения в нем ошибок.
Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Конкретный порядок исправления ошибок в первичных документах содержится в действующем в настоящее время Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 N 105 (смотрите информацию Минфина России от 11.09.2015 N ПЗ-13/2015), из п.п. 4.2, 4.3 которого следует, что ошибки в первичных документах, составленных на бумажных носителях, исправляются следующим образом (смотрите также письмо Минфина России от 31.03.2009 N 03-07-14/38):
— зачеркивается неправильный текст или суммы и надписывается над зачеркнутым исправленный текст или суммы;
— зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное;
— исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.
Однако такой способ внесения исправлений в первичные учетные документы является не единственно возможным. Так, Минфин России и ФНС России отмечают, что Закон N 402-ФЗ не предусматривает возможности исправления первичных учетных документов посредством их замены новыми документами, однако при этом организация вправе самостоятельно разработать способы внесения исправлений в первичные учетные документы, составленные на бумажном носителе и в виде электронного документа, исходя из требований, установленных Законом N 402-ФЗ, нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и принимая во внимание особенности документооборота. Так, внесение исправлений в первичный учетный документ может осуществляться путем составления нового экземпляра документа, в котором указывается номер и дата документа, составленного до внесения в него исправлений, а также порядковый номер и дата исправления (по аналогии с исправлением счетов-фактур) (письмо Минфина России от 22.01.2016 N 07-01-09/2235, письма ФНС России от 23.03.2018 N СД-4-3/5412@, от 05.03.2018 N СД-4-3/4226@, от 12.01.2018 N СД-4-3/264).
В постановлении АС Поволжского округа от 24.05.2017 N Ф06-20469/17 по делу N А72-5811/2016 указано, что налоговое законодательство не содержит запрета на внесение недостающих сведений в первичные документы и исправление первичных документов путем их полной замены на новые документы с теми же реквизитами в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, внесение исправлений в путевой лист, в том числе в части корректировки маршрута, допускается в соответствии с вышеуказанными правилами.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Путевой лист;
— Энциклопедия решений. Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли);
— Энциклопедия решений. Исправление первичных документов;
— Оформление исправлений в первичных учетных документах (И. Молчанов, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2018 г.);
— Вопрос: Филиал частного образовательного учреждения оказывает платные услуги по подготовке водителей категории «В». При применении каких систем налогообложения необходимы путевые листы? На кого следует оформлять путевой лист: на инструктора или обучающегося? Существуют ли нормы расхода топлива на учебные автомобили и на курсанта? Считаются ли действительными путевые листы при наличии в них исправлений или фальсифицированной подписи обучающегося? (журнал «ЭЖ Вопрос-Ответ», N 2, февраль 2017 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Отметка медика в путевом листе — это штамп врача, который удостоверяет, что работник здоров и может исполнять трудовую функцию.

Реквизиты и порядок заполнения путевых листов

Правила заполнения утверждены Приказом Минтранса № 152. Текст приказа не оставляет сомнений, обязателен ли медосмотр в путевом листе. Среди обязательных реквизитов «путевки»:

  • сведения о водителе, в том числе информация о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах (ППМ) (п. 7 Приказа);
  • сведения о транспортном средстве (в том числе информация о техосмотрах).

Таким образом, и отметка врача, и отметка механика в путевом листе являются обязательными, что подтверждается п. 1 ст. 20 закона № 196-ФЗ. Цель таких осмотров — обеспечение безопасности дорожного движения юридическими лицами и ИП, деятельность которых связана с использованием ТС.

О том, что осмотр пройден, делается отметка, которая оформляется так, как показывает образец штампа медика на путевом листе 2020.

Так выглядит «путевка» с визой механика и медика (использована унифицированная форма):

Подробнее о медосмотрах и отражении их результатов

Обязательность ППМ установлена п. 3 ст. 23 закона № 196-ФЗ, в соответствии с которым медицинское освидетельствование:

  • перед рейсом — обязательно для водителей всех ТС, за исключением водителей, управляющих ТС, которые выезжают по вызову экстренных оперативных служб;
  • после рейса — если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Порядок проведения таких осмотров утвержден Приказом Минздрава № 835н. Приказу утверждает, что проводить их должны медработники с высшим или средним профессиональным образованием, медорганизации с лицензией на ведение медицинской деятельности, которой предусмотрено выполнение работ (оказание услуг) по проведению ППМ.

По результатам предрейсового медосмотра при отсутствии признаков воздействия вредных и опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей (п. 16 Порядка), ставится отметка медработника в путевом листе легкового автомобиля:

«Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».

По результатам послерейсового медосмотра при отсутствии у водителя признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения ставится отметка в путевом листе о прохождении медосмотра:

«Прошел послерейсовый медицинский осмотр». Дата _____ Время __________ Подпись медработника ________
ФИО _____________________

Правильно оформленная отметка в путевом листе о прохождении медосмотра обязательно должна содержать:

В случае послерейсового осмотра образец печати медика на путевом листе 2020 аналогичен отметке о предрейсовом, меняется лишь основная формулировка.

ВАЖНО!

Отсутствие отметки медработника о предрейсовом осмотре не влияет на признание расходов на ГСМ в целях налога на прибыль.

Ответственность

Итак, обязательные предрейсовые медосмотры проводятся в отношении всех водителей ТС, а обязательные послерейсовые медосмотры — только водителей, работа которых связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Наличие отметки о прохождении медосмотра на «путевке» для водителей, осуществляющих такие перевозки, позволит избежать ответственности, установленной КоАП РФ в виде штрафа для граждан — в 3000 рублей; для должностных лиц — в 5000 рублей; и для юрлиц — в 30 000 рублей.

Выявляют подобные нарушения, протоколируют их и рассматривают представители органов внутренних дел (полиции), в том числе ГИБДД (п. 5 ч. 2 и ч. 1 ст. 23.3 КоАП).

Поскольку закон обязывает провести оформление путевого листа, если нет механика и медика в штате, прибегают к услугам внештатных специалистов. Отсутствие штатных работников с нужной специализацией не оградит от привлечения к ответственности.

Путевой лист является сводным документом. В нем предусмотрено отражение разнообразной информации: от учетной (движение ГСМ, время работы на линии, показания спидометра) до организационной (отметка механика о допуске транспортного средства к дорожному движению, врача – о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра (освидетельствования)). Именно в разнообразии отражаемой в путевом листе информации заключается универсальность этого документа, который позволяет фиксировать такие сведения в единой и вполне краткой форме. При этом информация делится на 2 группы:

1) указываемая исходя из требований законодательства;

2) необходимая организации, в т.ч. с целью обеспечения учета и контроля за работой транспорта |*|.

* Информация о порядке учета горюче-смазочных материалов

Зимой 2018 г. в правилах применения путевых листов произошли революционные изменения.

23 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА

Транспортные документы разрабатывает Минтранс

Постановлением Минфина Республики Беларусь от 24.10.2017 № 36 с 23 января 2018 г. признано утратившим силу постановление Минфина Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь», которым были утверждены форма путевого листа грузового автомобиля и порядок его оформления. Вызвано это вступившими с 23 января 2018 г. изменениями и дополнениями в Закон.

Так, ранее в ст. 40 Закона предусматривалось, что транспортные документы оформляются в порядке, установленном Минфином Республики Беларусь по согласованию с Минтрансом Республики Беларусь. Исключение – оформление международной товарно-транспортной накладной «CMR», которое осуществляется в порядке, установленном Минтрансом Республики Беларусь по согласованию с Минфином Республики Беларусь. С 23 января 2018 г. Законом установлено, что транспортные документы оформляются в порядке, установленном Минтрансом Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами и нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь.

Так как с 23 января 2018 г. обязанности по утверждению порядка оформления транспортных документов, в т.ч. путевых листов, возложены не на Минфин, а на Минтранс, Минфин отменил принятый ранее по данному вопросу документ.

С 23 января 2018 г. порядок оформления путевых листов должен был установить Минтранс Республики Беларусь. В связи с этим постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2018 № 29 дополнено Положение о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 985 «Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь». В данное Положение добавлен п. 5.40-1, который обязывает Минтранс устанавливать порядок оформления транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов.

Однако в силу разных причин Минтранс не утвердил форму и порядок оформления путевых листов грузовых автомобилей |*|. При этом и после 23 января 2018 г. продолжали действовать постановление Минтранса Республики Беларусь от 29.03.2012 № 25, которым установлены формы путевых листов легкового автомобиля, автомобиля-такси, автомобиля-такси индивидуального предпринимателя, автобуса, автобуса, осуществляющего перевозки пассажиров в регулярном сообщении, индивидуального предпринимателя, а также Инструкция о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров.

* Информация об осуществлении автомобильных перевозок без оформления путевых листов

Применять ли старый путевой лист?

Несмотря на тот факт, что с 23 января 2018 г. форма путевого листа грузового автомобиля законодательно перестала быть утвержденной, требование о наличии путевого листа при осуществлении автомобильной перевозки грузов сохранилось (ст. 40 Закона). В таких условиях организациям можно было рекомендовать с 23 января 2018 г. принять одно из 2 решений:

– либо применять путевые листы грузового автомобиля в том же порядке, который существовал до этой даты;

– либо утвердить для себя удобную форму, содержащую реквизиты для фиксации необходимой организации информации.

С 5 октября 2011 г. в связи с изменениями, внесенными постановлением Минфина Республики Беларусь от 31.08.2011 № 88 в Инструкцию о порядке оформления транспортных документов, утвержденную постановлением Минфина Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138, путевой лист не является первичным учетным документом. Это – транспортный документ. Однако на основании отражаемой в нем информации в т.ч. составляются первичные учетные документы, являющиеся основанием для отражения в бухгалтерском (и, как следствие, в налоговом) учете стоимости израсходованного топлива. Такими документами согласно п. 83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133, являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работник организации, ведущий оперативный учет ГСМ, делает соответствующую отметку.

26 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА

С этой даты вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», п. 4.5 которого предусмотрено, что при осуществлении транспортной деятельности автомобильные перевозки выполняются без оформления путевых листов. Таким образом, в настоящее время путевой лист может не оформляться. При этом возможность неприменения привычного путевого листа не следует путать с отменой регулирования транспортной деятельности по тем аспектам, выполнение которых и ранее требовалось законодательством:

– требования к выпуску автомобиля и водителя на линию;

– учет времени и характера работы, целевое использование транспорта;

– обеспечение контроля за расходом ресурсов, например ГСМ, и т.д.

Однако теперь организации могут самостоятельно устанавливать систему фиксации и оформления всех подобных процедур. Выбор формы документирования отдается организациям, чтобы они могли выбрать удобный для себя вариант, предусмотрев в нем возможную специфику работы организации.

Нужен первичный документ по учету транспортной работы

Очевидно, что организациям, эксплуатирующим автомобильный транспорт, в любом случае необходимо будет оформлять документ, в котором будет осуществляться первичный учет показателей работы транспорта, а также зафиксированы результаты иных процедур, связанных с эксплуатацией транспорта. То есть, по сути, тот же путевой лист. Ведь это необходимо самим организациям: для обеспечения материальной ответственности водителя, для фиксации показателей работы водителя и автомобиля, движения ГСМ, оформления осуществляемых транспортных процедур и т.п.

Следовательно, с 26 февраля 2018 г. организациям необходимо было утвердить собственную форму ведения первичного учета транспортной работы. Можно предложить, например, следующие варианты:

1) разработать документ, по смыслу похожий на путевой лист |*|;

2) вести учет показателей работы транспорта в специально разработанных журналах (для учета выпуска на линию, маршрутов следования, времени работы, приемки-передачи транспортного средства, движения ГСМ и т.п.). Данный вариант видится менее рациональным в силу своей громоздкости.

* Информация об учете топлива, когда путевые листы можно не оформлять

Выбранный вариант рекомендуется утвердить локальным нормативным правовым актом (приказом) с приложением предусмотренных к оформлению в данной организации форм, а также указанием особенностей их оформления.

И еще раз – привычный путевой лист в настоящее время можно не применять. При проведении разнообразных мероприятий, в т.ч. контрольных, требовать его предъявления незаконно. Но необходимый учет и контроль, как и ранее, организация обеспечить должна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *