Исправительно трудовой кодекс

  • автор:

<p>ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС РСФСР (Утратил силу с 1 июля 1997 года на основании Федерального закона от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 199) (в ред. — Законов Российской Федерации от 12.06.92 г. N 2988-1; от 18.02.93 г. N 4510-1; от 29.04.93 г. N 4901-1; от 06.07.93 г. N 5329-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 29, ст. 1687 ; 1993, N 10, ст. 360; N 22, ст. 789; N 32, ст. 1234; Федерального закона от 15.06.96 г. N 73-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2964; Федерального закона от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881) Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава первая ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОЮЗА ССР И РСФСР Статья 1. Задачи Исправительно-трудового кодекса РСФСР Исправительно-трудовой кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности. Исполнение наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Статья 2. Исправительно-трудовое законодательство Союза ССР и РСФСР Исправительно-трудовое законодательство Союза ССР и РСФСР состоит из Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, определяющих принципы и устанавливающих общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания, назначаемого судом, других законов Союза ССР, а также настоящего Кодекса и других законов РСФСР. Порядок и условия отбывания наказаний и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к обязательным работам и исправительным работам, ограничению свободы, аресту и лишению свободы, а также порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих приговоры к этим видам наказания, и участия общественности в исправлении осужденных устанавливаются настоящим Кодексом и другими федеральными законами (в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). (Часть третья исключена в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Порядок и условия исполнения и отбывания других видов уголовного наказания устанавливаются законодательством Союза ССР и законодательством РСФСР. Статья 3. Применение исправительно-трудового законодательства Союза ССР и РСФСР В соответствии со статьей 3 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, ссылке и исправительным работам без лишения свободы, отбывающих наказание на территории РСФСР, применяется исправительно-трудовое законодательство Союза ССР, а также РСФСР и другой союзной республики по месту осуждения. Статья 4. Основание отбывания наказания Основанием отбывания уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительно-трудового воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу. Глава вторая ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ, ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (название главы в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881) Статья 5. Учреждения и органы, исполняющие приговоры судов к исправительным работам, ограничению свободы, лишению свободы Приговоры судов к исправительным работам, ограничению свободы и лишению свободы исполняются на территории Российской Федерации специальными учреждениями Министерства внутренних дел Российской Федерации — исправительными центрами, исправительными колониями, тюрьмами, колониями-поселениями, воспитательными колониями, уголовно-исполнительными инспекциями. Исправительные центры, исправительные колонии, тюрьмы, колонии-поселения, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Статья 6. Места отбывания наказания Лица, осужденные к ограничению свободы, отбывают наказание, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации по месту постоянного проживания или осуждения. Лица, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного наказания, а также осужденные, по месту жительства которых не имеется исправительных центров, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации. Лица, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания в исправительные колонии, определенные для содержания этих категорий осужденных независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации они проживали до ареста или были осуждены. Осужденные к ограничению свободы и лишению свободы женщины; осужденные, нуждающиеся в специальном лечении, и несовершеннолетние осужденные при отсутствии соответствующей воспитательной колонии в субъекте Российской Федерации, где они проживали до ареста или были осуждены, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, исправительную или воспитательную колонию, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации (статья в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Статья 7. Основные средства исправления осужденных (название статья в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881) Основными средствами исправления осужденных являются: режим отбывания наказания, общественно-полезный труд, политико-воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка (в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности преступника, а также поведения осужденного и его отношения к труду (в ред. — Закона РСФСР от 07.07.87 г., — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060; Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Статья 8. Правовое положение лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и исправительных работ Лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и исправительных работ, несут обязанности и пользуются правами, которые установленны законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, с ограничениями прав и свобод человека и гражданина, предусмотренными федеральным законом для осужденных, а также с ограничениями, вытекающими из приговора суда и режима, установленного настоящим Кодексом для отбывания данных видов наказаний. Правовое положение осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и исправительных работ, определяется законодательством Российской Федерации, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима, установленного настоящим Кодексом для отбывания данных видов наказаний (статья в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Статья 8-1. Обеспечение свободы совести осужденных Осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Лицам, отбывающим наказание в исправительных центрах, колониях-поселениях, по их просьбе выдается разрешение на посещение культовых учреждений в пределах административного района (в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, ареста и ограничения свободы (кроме осужденных, содержащихся в карцерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах), по их просьбе приглашаются служители культа. В исправительных центрах, колониях-поселениях и исправительных колониях осужденным разрешается отправление религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Служителям культа по их просьбе и с согласия осужденных разрешается посещение исправительных центров, колоний-поселений и исправительных колоний для совершения религиозных обрядов (в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Отправление религиозных обрядов является добровольным, не должно нарушать правил внутреннего распорядка и ущемлять права других лиц, отбывающих наказание. (Введена Законом Российской Федерации от 12.06.92 г. N 2988-1; в ред. Закона Российской Федерации от 18.02.93 г. N 4510-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 29, ст. 1687; 1993, N 10, ст. 360). Статья 8-2. Право осужденных на личную безопасность При возникновении угрозы жизни, здоровью либо угрозы совершения иного преступления против личности осужденного со стороны других осужденных он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного центра, колонии-поселения, исправительной колонии с просьбой о переводе в помещение, где такая угроза отсутствует. В этом случае должностное лицо обязано принять незамедлительные меры по переводу осужденного в безопасное место (в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Начальник исправительного центра, колонии-поселения, исправительной колонии или спецкомендатуры принимает меры, устраняющие эти угрозы, либо решает вопрос о месте дальнейшего отбывания наказания осужденным. (Введена Законом Российской Федерации от 12.06.92 г. N 2988-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 29, ст. 1687; в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Статья 9. Участие общественности в исправлении и перевоспитании осужденных В исправлении и перевоспитании осужденных, а также в осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих приговоры судов к ограничению свободы, лишению свободы и исправительным работам, участвует общественность (в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Формы и порядок участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных устанавливаются настоящим Кодексом и другими законодательными актами РСФСР. (В ред. — Закона Российской Федерации от 18.02.93 г. N 4510-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360). Статья 10. Соблюдение законов при исполнении наказания Вся деятельность исправительных центров, колоний-поселений, исправительных колоний, воспитательных колоний и уголовно-исполнительных инспекций, основывается на строгом соблюдении законов. Должностные лица этих учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности (в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Лица, отбывающие наказание, обязаны неуклонно соблюдать требования законов, определяющих порядок и условия исполнения наказания. Осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные для них законом; им должен быть обеспечен доступ к законодательным актам, регулирующим исполнение уголовного наказания, и Правилам внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений. (В ред. — Законов Российской Федерации от 12.06.92 г. N 2988-1 и от 18.02.93 г. N 4510-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 29, ст. 1687; 1993, N 10, ст. 360). Статья 11. Прокурорский надзор за исполнением наказания Надзор за точным соблюдением законов при исполнении приговоров к лишению свободы исправительным работам ограничению свободы, осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР и нижестоящими прокурорами в соответствии с Законом СССР «О прокуратуре СССР». Осуществляя от имени государства высший надзор за исполнением законов, прокурор обязан принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности (в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Администрация исправительных учреждений и исправительных центров, колоний-поселений, исправительных колоний, воспитательных колоний и уголовно-исполнительных инспекций, обязаны выполнять постановления и предложения прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания, установленных исправительно-трудовым законодательством Союза ССР и РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.03.83 г. и Закона Российской Федерации от 18.02.93 г. N 4510-1; — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 10, ст. 319; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Статья 11-1. Депутатский и общественный контроль за деятельностью исправительно-трудовых учреждений и других органов, ведающих исполнением уголовного наказания Совет народных депутатов Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью исправительных центров, колоний-поселений, исправительных колоний, воспитательных колоний и уголовно-исполнительных инспекций, спецкомендатур и других органов исполнения уголовного наказания, расположенных на их территориях, непосредственно и через наблюдательные комиссии с привлечением общественных организаций (в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Члены наблюдательных комиссий и иные уполномоченные Советам народных депутатов лица, действующие по поручению Совета или его органов, по согласованию с соответствующим органом внутренних дел имеют право встречаться со всеми лицами, находящимися в местах исполнения наказания, принимать жалобы осужденных и участвовать в их разрешении, знакомиться с необходимыми для этой работы документами, кроме секретной оперативной документации. (Введена Законом Российской Федерации от 12.06.92 г. N 2988-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 29, ст. 1687). Раздел II ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Глава третья ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ В НИХ ОСУЖДЕННЫХ Статья 12. Виды исправительных учреждений, исполняющих приговоры судов к ограничению свободы и лишению свободы Исправительными учреждениями, исполняющими наказания в виде ограничения свободы и лишения свободы, являются: исправительные центры, исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы и воспитательные колонии. Совершеннолетние лица, осужденные к ограничению свободы и лишению свободы, отбывают наказание в исправительном центре, колонии-поселении, исправительной колонии или тюрьме, а несовершеннолетние до восемнадцати лет — в воспитательной колонии (статья в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Статья 13. Определение осужденным вида исправительного учреждения Вид исправительного учреждения с соответствующим режимом, в котором осужденные отбывают наказание, определяется судом на основании статей 58 и 88 Уголовного кодекса Российской Федерации (статья в ред. — Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5881). Статья 14. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению. В соответствии со статьей 12 Основ исправительно-трудового</p>

УДК 343.8

Первый исправительно-трудовой кодекс РСФСР об организации труда заключенных

А.М. ФУММ — начальник отдела НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

В статье анализируются нормы Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. о трудоиспользовании заключенных, подчеркивается его значение в совершенствовании процесса организации их труда.

Ключевые слова: наказание; исправительно-трудовой кодекс; труд заключенных; исправительно-трудовое воздействие; организация работ в местах заключения.

The first Forced Labor Code of the RSFSR on the organization

of prisoners labor

Keywords: punishment; Forced Labor Code; prisoners labor; correctional labor treatment; organization of work in prisons.

Советское исправительно-трудовое законодательство в качестве основных средств перевоспитания лиц, осужденных к лишению свободы, неизменно рассматривало труд и воспитательную работу. По мнению многих советских исследователей, в процессе исполнения данного вида наказания должны быть созданы все необходимые условия для привития заключенному уважения к труду. Приучение к труду рассматривалось как мощный фактор воспитания, с одной стороны, и как средство подготовки человека к честной жизни на свободе — с другой. Советские пенитенциаристы справедливо отмечали, что труд — лучший способ исключить развращающее влияние праздности и бесконечных разговоров заключенных между собой1. При этом элементы принуждения в организации и осуществлении трудо-использования заключенных должны быть сведены к минимуму. Привлечение осужденных к неквалифицированному тяжелому физическому труду допускалось только в случае необходимости и при отсутствии у них квалификации, позволяющей использовать их на другой работе2. Усиление воспитательного значения таких элементов лишения свободы, как труд и воспитательная работа, рассматривалось в качестве главного направления повышения эффективности исполнения данного вида наказания.

Исходным основанием привлечения заключенных к труду в Советском государстве являлась конституционная обязанность всех граждан трудиться. В силу этого виды трудовой деятельности осужденных, условия производства, техники безопасности и охраны труда в местах лишения свободы должны были соответствовать общим требованиям, установленным на любом предприятии (8-часовой рабочий день, оплата сверхурочных работ, повышение продовольственного пайка для лиц, занятых тяжелым физическим тру-

дом). Администрация исправительно-трудовых учреждений обязана была обеспечить привлечение заключенных к общественно полезной деятельности с учетом их трудоспособности, а по возможности, и специальности. Труд спецконтингента оплачивался в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, существующим в народном хозяйстве. Таким образом, при правильной организации труда заключенных содержание мест лишения свободы должно было окупаться, поскольку, как известно, и на свободе каждый человек сам обеспечивает свое существование.

Развитие пенитенциарной системы на всех этапах российской истории определялось социально-экономической ситуацией в стране. Кардинальные изменения, произошедшие в стране после Октябрьской революции 1917 г., требовали корректировки уголовной и уголовно-исполнительной политики государства3. Основной задачей советских исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) правящая партия большевиков видела превращение тюрем в воспитательные учреждения. Однако в условиях хозяйственной разрухи и затянувшейся гражданской войны решить эту задачу было весьма трудно.

В таких условиях требовалось по возможности сократить расходы на пенитенциарные учреждения, перевести их на самоокупаемость, сделать принудительный труд прибыльным. Именно первый Исправительно-трудовой кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее — ИТК РСФСР 1924 г.) послужил нормативной базой для проведения указанных преобразований.

Бесспорным достоинством рассматриваемого документа стало его широкое обсуждение: в течение 1923-1924 гг. законопроект получил одобрение не только специалистов, но и практических работников пенитенциар-

ной системы, а также представителей ряда заинтересованных структур, в частности Народного комиссариата труда.

Проект ИТК РСФСР 1924 г. обсуждался на заседаниях проходившего в Москве с 18 по 24 октября 1924 г. I Всероссийского съезда работников пенитенциарного дела, в котором приняли участие делегаты практически от всех губерний, областей и автономных республик РСФСР, а также представители Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) других республик. Всего на съезде присутствовало 239 чел. из 38 губерний, 9 автономных областей и 9 республик.

Доклады делегатов съезда были посвящены различным аспектам пенитенциарного дела, в том числе и организации тюремного труда. Как видно из материалов съезда, на пленарных заседаниях и секциях обсуждались все предложения с мест и каждая статья проекта. Во многом именно поэтому участники единодушно признали проект кодекса «крупным событием и реальным достижением» и утвердили его, высказав пожелание «принять меры к скорейшему проведению его в законодательном порядке, а до этого разработать все необходимые к нему дополнения в виде специальных инструкций»4.

Выступавшие на съезде единогласно отмечали, что наилучшей формой работы производственной части иТу является ее децентрализация, поскольку учреждения сами смогут решать, как им поступать в той или иной ситуации, и будут отвечать за свои действия.

При этом тюрьма не должна являться сугубо хозяйственным учреждением, которое руководствуется исключительно производственными соображениями. Труд при исполнении наказания выступает только средством исправления заключенных. Работы должны быть организованы в интересах заключенного, а не производства. Даже в тяжелых экономических условиях исключалась безвозмездность труда, дабы сохранить мотивацию осужденных к труду и стимулировать их исправление. Поэтому работы заключенных по мере возможности должны оплачиваться. При этом чем выгоднее исправительному учреждению работа, тем выше должна быть заработная плата осужденного5.

На съезде было вынесено решение о том, что обеспечение заключенных производственной деятельностью должно быть основной задачей советской пенитенциарной политики. Каждое учреждение по возможно-

сти обязано компенсировать трудом осужденных расходы на их содержание. Труд заключенных предписывалось организовать по принципу хозрасчета, децентрализовать рабочие части в местах заключения. Этим вопросам посвящена гл. 2 «Работы заключенных, их цели, характер и организация» (ст. 53-81) первого Исправительно-трудового кодекса РСФСР6.

Учитывая пожелания присутствовавших на съезде практических работников, коллегия НКВД в конце 1923 — начале 1924 гг. начала организовывать работу мест заключения в соответствии с основными положениями проекта кодекса. Первым шагом в этом направлении стало решение об ускоренном развитии сельскохозяйственных и производственных колоний и распределении исправительных домов по рекомендуемым проектом кодекса видам мест заключения.

ИТК РСФСР 1924 г. стал первым в российской истории законодательным актом, закрепившим принципы организации работ в местах заключения.

Общее руководство производственной деятельностью в местах заключения осуществлялось в рассматриваемый период Главным управлением мест заключения (ГУМЗ) посредством прямых распоряжений, инструктажа, указаний, общих распоряжений, истребования отчетов, а также планового обследования7.

Вслед за Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., закрепившим среди целей наказания «приспособление к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия» (ст. 8), ИТК РСФСР 1924 г. основой перевоспитания заключенных провозгласил целесообразный режим в сочетании с обязательным общественно полезным трудом и культурно-воспитательной работой (ст. 48).

Работы в местах заключения в соответствии с кодексом организовывались в целях обеспечения заключенных общественно полезной деятельностью, воспитания у них привычки к труду и формирования профессиональных навыков и знаний, способных обеспечить им трудовую жизнь при выходе на свободу (ст. 51), а также для получения возможности перевода мест заключения на самоокупаемость (ст. 9).

Основными задачами при организации работ в пенитенциарных учреждениях являлись: максимальное развитие таких работ с привлечением к труду всех работоспособных заключенных; организация в местах заключения таких работ, на которых заключенный получил бы квалификацию, наиболее

обеспечивающую ему возможность применить свой труд и знания на свободе, для получения средств к существованию.

Согласно кодексу принципы организации работ в местах заключения сводились к следующему:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— полностью поглотить рабочую силу здоровых заключенных (ст. 51);

— дать заключенным квалификацию в той профессии, на которую имеется спрос на рынке труда (ст. 54, 65);

— давать наибольший результат в смысле их доходности как материальной базы для развития работ и самоокупаемости места заключения (ст. 9, 77).

Все работы в местах заключения делились на внутренние (в пределах территории колонии) и внешние (за ее пределами). По характеру все арестантские работы распределялись на следующие виды:

— производственные (на предприятиях и в мастерских);

— чернорабочие (лесозаготовки, земляные, по очистке и благоустройству, производящиеся вне мест заключения по договорам подряда с другими предприятиями и учреждениями);

— сельскохозяйственные;

— хозяйственные по обслуживанию места заключения и самообслуживанию (ст. 60 ИТК РСФСР 1924 г.).

Работы в местах заключения должны были вестись на хозрасчете, то есть на их организацию государственных средств не выделялось. Все расходы покрывались за счет доходов, поступавших от этих работ, отчетность по ним велась отдельно от общей бюджетной отчетности.

Внутренние работы по разнообразию не ограничивались, а перечень внешних работ подлежал согласованию с местными отделами труда во избежание срыва мероприятий по борьбе с безработицей. При этом следовало выбирать такие внешние работы (особо неудобные и тяжелые), в которых меньше были заинтересованы вольные безработные.

При назначении заключенных на работы необходимо было учитывать состояние их здоровья, профессиональную подготовку, склонность к тому или иному виду труда, социальное положение (ст. 54, 55). Важно отметить, что подследственным разрешалось самим выбирать работу из числа организованных при месте заключения, поскольку лишение свободы являлось для них мерой пресечения, в то время как осужденные, подвергавшиеся исправительно-трудовому

воздействию, были лишены такого права: работы им назначались начальником места заключения.

Рабочей частью являлись все предприятия и мастерские, организованные для занятия заключенных трудом, включая сельскохозяйственные колонии, отделения или фермы, находящиеся за пределами места заключения. В соответствии со ст. 78 кодекса такие части оформлялись как юридические лица: им предоставлялось право заключать всякого рода договоры, соглашения, приобретать необходимые для производства материалы, реализовывать свою продукцию, кредитоваться в государственных учреждениях. Более крупные рабочие части получали статус хозрасчетного госпредприятия, уставное оформление. На наш взгляд, подобный опыт было бы целесообразно использовать в пенитенциарной практике современной России.

Согласно кодексу (приложение к ст. 61) работы заключенных могли быть платными и бесплатными. Платными являлись все работы, организованные по принципу хозрасчета, а также работы по обслуживанию места заключения (особо тяжелые работы, работы, требовавшие специальных навыков или выполняемые одним и тем же лицом). Это, например, ремонт зданий, инвентаря, стирка белья, приготовление пищи, если заключенный занят ими больше двух недель подряд. Все остальные хозяйственные работы признавались бесплатными и организовывались по очереди и нарядам администрации места заключения (уборка помещений и территории, колка дров, носка воды, работы по благоустройству и несложные сельскохозяйственные работы). Как правило, труд заключенных оплачивался в размере 50% от оплаты труда свободных лиц, за исключением поочередного выполнения бесплатных работ по обслуживанию мест заключения8.

Учет работ производился по рабочим табелю и ведомости, а также по расчетной книжке, которая выдавалась заключенному для его осведомления о размере заработанных им средств, оценке его труда и для правильного учета отработанного времени (ст. 72).

ИТК РСФСР 1924 г. (ст. 130-133) устанавливал также порядок использования осужденным заработанных ими средств с определенными ограничениями.

Основными направлениями повышения производительности труда являлись обеспечение заинтересованности в этом заключенных и меры их поощрения. На ра-

ботах должно было применяться урочное и сдельное вознаграждение (ст. 73) с обязательным установлением норм выработки и тщательной проверки качества работы. Мерами повышения производительности труда признавались продвижение заключенного по различным стадиям прогрессивной системы оплаты труда, особенно зачет рабочих дней, и периодические отпуска. При небрежном отношении к труду было необходимо сначала применять меры разъяснительного характера, а в злостных случаях — меры дисциплинарного взыскания, в том числе в виде снижения размера заработка.

Столь тщательная законодательная регламентация общественно полезной деятельности заключенных (в общей сложности

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Тюремное дело в РСФСР. М., 1919. С. 9.

2 См.: Доклады теоретической конференции, посвященной вопросам исправительно-трудового права. Томск, 1959. С. 11.

3 См.: Яковлева О.Н. Нормотворческая деятельность Главного тюремного управления как фактор развития пенитенциарной системы Российской империи // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2013. С. 138.

4 Всероссийский съезд работников пенитенциарного дела (г. Москва, 18-24 октября 1923 г): Стенографический отчет пленарных заседаний съезда с приложением проекта Исправительно-трудового кодекса. М., 1923. С. 250-251.

5 См.: Там же. С. 204-206.

6 См.: Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 гг.: Моногр. М., 1992. С. 37.

7 См.: Бехтерев Ю.Ю., Кесслер М.В., Утевский Б.С. Исправительно-трудовое дело в вопросах и ответах / Под ред. Е.Г. Ширвиндта. М., 1930. С. 62.

ей посвящено более 30 статей кодекса) свидетельствует, на наш взгляд, о том, что советская власть придавала ей важное значение. При этом не следует видеть в массовом принудительном привлечении заключенных к труду лишь их беспощадную эксплуатацию. Развитие трудоиспользования способствовало получению осужденными профессии и образования, укреплению материально-технической базы исправительных учреждений, оказанию помощи семьям осужденных, погашению задолженностей. И хотя влияние экономического фактора на эволюцию тюремной системы не всегда было одинаковым, учет и использование положительного опыта организации труда спецконтингента поможет в будущем избежать ошибок и просчетов.

1 Sm.: Tjuremnoe delo v RSFSR. M., 1919. C. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Sm.: Doklady teoreticheskoj konferencii, posvjashhennoj voprosam ispravitel’no-trudovogo prava. Tomsk, 1959. S. 11.

5 Sm.: Tam zhe. S. 204-206.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *