Исполнение поручений следователя

  • автор:

В. Нечаев, кандидат юридических наук.

Условие повышения эффективности взаимодействия органов предварительного следствия и дознания — установление и соблюдение сроков исполнения поручений следователя. Этому в немалой степени может способствовать их законодательное закрепление.

В ст. 157 УПК РФ не указан срок исполнения поручения следователя. В правоприменительной же практике существует устойчивое мнение, что он составляет 10 суток. Однако он установлен законом только для поручений, исполнение которых предполагается вне места производства предварительного следствия (ст. 152 УПК). Можно предположить, что учитывается и время на пересылку ответа следователю.

Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений (утверждена Приказом МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334) более категорична: срок исполнения поручения не должен превышать 10 суток. Вместе с тем она предлагает и механизм его корректировки: при невозможности выполнения поручения за этот период следователь и руководитель соответствующего подразделения определяют срок с учетом обстоятельств дела (п. 4.1.10).

В науке единой точки зрения по этому вопросу не сформировалось. Одни ученые высказываются за установление общего десятидневного срока исполнения поручений следователя, оставляя за последним право его продления в случае необходимости по согласованию с органом дознания.

Другие отстаивают более дифференцированный подход, в основу которого положена зависимость сроков исполнения поручения от характера предполагаемых розыскных и следственных действий и сложившейся следственной ситуации. Соответственно временные рамки варьируются здесь от одних суток при расследовании по «горячим следам» до предельного срока расследования при выполнении особо сложных розыскных заданий. С таким подходом при всей его кажущейся простоте согласиться трудно. Вряд ли на практике всегда возможно заранее установить границу между «относительно сложным»,»сложным» и «особо сложным» розыскным заданием, определить развитие оперативной обстановки. Кто может гарантировать, что первое не перерастет во второе или третье?

На наш взгляд, следует согласиться с неоднократно высказываемым в литературе предложением, чтобы в каждом случае следователь определял срок исполнения своего поручения самостоятельно, а в случае его невыполнения устанавливал новый с учетом мнения органа дознания <1>. На целесообразность подобного подхода указывают и 49% опрошенных нами следователей.

<1> См.: Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. 2002. N 2. С. 6; Хомков В.П., Капинус Н.И. Отдельные поручения следователя органу дознания // Актуальные проблемы досудебного производства по уголовным делам: Сб. науч. трудов. М.: Академия управления МВД РФ, 1999. С. 172.

Не менее важна проблема качественного исполнения поручений следователя, тем более что УПК РФ процессуальных гарантий на этот счет не содержит. Это при том, что 33% опрошенных следователей в основном недовольны своевременностью и качеством выполнения данных ими поручений.

Прежде всего нет прямых указаний о полномочиях следователя по обеспечению своевременности исполнения данных им заданий. Отсюда различие в трактовках такого рода полномочий. Одни считают, что имеющиеся законодательные формулировки лишают следователя возможности контролировать исполнение поручений. Другие полагают, что он вправе осуществлять контроль за исполнением поручений.

Более четко этот вопрос прописан на ведомственном уровне, хотя и здесь далеко до совершенства. Так, Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений закрепляет полномочия по контролю за качественным и своевременным выполнением отдельных поручений следователя лишь за начальником криминальной милиции, начальником милиции общественной безопасности в пределах их компетенции (п. 3.3.3).

Более широкие полномочия следственному аппарату дает Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп, которое возлагает осуществление контроля за своевременным и полным выполнением поручений и указаний следователей СОГ (бригады) на руководителя СОГ (бригады), начальника следственного подразделения и территориального органа дознания. Надзор за законностью исполнения поручений обеспечивается прокурором (п. 5.2).

Думается, что следует согласиться с позицией авторов, которые указывают на необходимость закрепления в УПК РФ санкций за неисполнение поручений и постановлений следователя, что сказалось бы на качестве исполнения обоснованных решений следователей. В целом соответствующую статью в УПК можно было бы представить примерно в следующей редакции.

«Поручение следователя

  1. В случае необходимости производства отдельных следственных действий в другом месте, производства розыскных или оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе поручить производство этих действий соответственно органу предварительного следствия и дознания, который обязан выполнить это поручение в установленный срок.
  2. Срок исполнения поручения определяется следователем исходя из характера поручения, сложившейся следственной ситуации и реальных возможностей органов предварительного следствия и дознания. По их ходатайству следователь может продлить срок исполнения поручения. В любом случае срок исполнения поручения не может превышать срока предварительного следствия.
  3. Следователь имеет право осуществлять контроль за соблюдением исполнителем сроков выполнения поручений и давать указания по устранению недостатков, допущенных при оформлении соответствующих процессуальных документов и иных материалов».

Понятие места совершения преступления

Определение 1

Место совершения преступления – это то место, где происходили криминальные действия и наступили уголовные последствия.

Определение места преступления имеет тесную связь с принципом земли. Место совершения преступления как категория имеет множество функций:

  • оно свидетельствует о том, что на какой территории и какого государства содеяно правонарушение;
  • указывает на принцип (например, это может быть принцип земли либо принцип крови), который должен стать основой для предпочтения уголовного закона.

Понятие места совершения преступления определяет конструкция, главным образом, беспристрастной стороны злодеяния. То есть территория может быть признана как место совершения преступления с формальным составом в том случае, если в ее пределах было сделано криминальное действие. Также территория признается местом преступления с материальным составом, если в ее пределах наступили последствия. Преступление, которое совершено с материальным составом, считается произведенным на территории Российской Федерации в происшествиях, если:

  • преступление начиналось и закончилось на территории России;
  • действия совершались на территории РФ, а последствия настали за пределами данной территории;
  • было совершено сложное преступление, и часть его действий в некоторой степени произведена на территории России, а другая за пределами;
  • подготовка к злодеянию либо посягательство на него произведено за пределами РФ, а само злодеяние было реализовано на ее территории.

Замечание 1

Помимо этого, территория, на которой преступные действия были прерваны, например, когда преступник явился с повинной либо его задержали, будет считаться местом совершения длящегося преступления. Местом преступления также будет территория, где происходило конечное перед задержанием происшествие злодеяния.

Общее правило признает местом совершения преступления территорию, где исполнитель совершил злодеяние или покушался на него. Аналогичным образом находит решение вопрос в случае, когда поступки организатора, подстрекателя или соучастника воплощались в действительность за пределами территории России, а исполнитель реализовывал свои деяния на территории России либо напротив.

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве указывает на исключение из правил, которое закреплено частью 4 статьи 11 Уголовного Кодекса РФ. Оно формулирует правило об экстерриториальности, т.е. другими словами, неподсудности по месту совершения правонарушения.

Понятие дипломатического иммунитета

Право экстерриториальности (внеземельности) по большей части используют дипломатические представители государств иных стран и иностранные граждане, которые обладают правом дипломатического иммунитета.

Определение 2

Дипломатический иммунитет – это совокупность специальных прав и преимуществ, дающихся в абсолютном объеме (к примеру, это могут быть главы дипломатических миссий) либо отчасти (к примеру, дипломатические курьеры) дипломатическим представителям государств иных стран для удачного выполнения ими собственных функций.

В данном случае пребывание таких лиц освобождается от уголовной и правовой юрисдикции. Их уголовная ответственность рассматривается согласно нормам международного права. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях и международной Конвенции о предупреждении и наказании правонарушений против лиц, которые обладают международной защитой, в особенности дипломатических агентов, дипломатический иммунитет в России принадлежит:

  • главам дипломатических миссий;
  • послам;
  • поверенным в делах;
  • временным поверенным в делах;
  • посланникам;
  • советникам;
  • первым, вторым и третьим секретарям;
  • атташе;
  • торговым представителям.

Дипломатическим иммунитетом обладают и члены их семей, который проживают с ними и не являются гражданами Российской Федерации. Дипломатический иммунитет принадлежит также представителям государств иных стран, членам парламентских и правительственных делегаций, сотрудникам государств иных стран и другим лицам, которые посещают Россию с официальным визитом. Существенным в дипломатическом иммунитете является личная неприкосновенность того либо иного представителя государства других стран. Его не могут арестовать либо задержать в какой-либо форме. Право неприкосновенности получают служебные и жилые помещения, а также транспортные средства. В ситуациях, когда указанные лица производят правонарушение, их оглашают фигурой нон грата, иными словами, персоной, чье нахождение на территории России нежелательно. Именно по этой причине они должны тут же уехать за пределы страны, в которой пребывают. Такие правила существуют не только России, но и в других странах.

Вывод 1

Таким образом, Венская конвенция о дипломатических сношениях дает обширные права неприкосновенности и привилегии техническому персоналу. Они обладают теми же правами, что и дипломаты, однако освободить от уголовно-правовой юрисдикции страны пребывания можно лишь в том случае, если действия были совершены во время исполнения служебных обязанностей.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Принцип определения места совершения преступления

Часть 1 статьи 12 Уголовного Кодекса Российской Федерации содержит в себе закрепленный принцип гражданства. Его существенное значение в том, что граждане России, в равной степени, как и стабильно живущие в РФ лица без гражданства, которые произвели злодеяние за ее пределами, должны нести ответственность согласно УК Российской Федерации. Согласно закону «О гражданстве РФ» к гражданам России причисляются:

  • лица, имеющие гражданство Российской Федерации в день, когда вступил в силу указанный Федеральный закон;
  • лица, получившие гражданство России согласно с данными Федерального закона.

Замечание 2

Важно отметить, что постоянно проживающие в Российской Федерации – это лица, которые получили вид на жительство. Оно возобновляется спустя каждые пять лет. В данном случае лица не принадлежат к гражданству России и обладают доказательствами принадлежности к иному государству.

Такие лица могут обладать уголовной ответственностью согласно Уголовному Кодексу РФ, однако, при этом соблюдая некоторые условия, а именно:

  • произведенное ими действие УК РФ признается злодеянием, суверенно от того, признает или нет данное действие преступление по уголовному закону того государства, на территории которого оно было совершено;
  • произведенное злодеяние покушается на интересы, которые охраняются Уголовным Кодексом РФ;
  • если по отношению к названным лицам не было решения суда государства иных стран.

Данные условия должны рассматриваться в совокупности, а не отдельно. Общее правило содержит в части 2 статьи 12 УК РФ исключение. Суть исключения в том, что оно затрагивает военных воинских частей России, дислоцирующихся за пределами РФ. Это отражено в принципе специальной миссии. Если военнослужащие совершают преступления территории иных государств, то ответственность устанавливается согласно Уголовному Кодексу России. В прочих случаях, который предусматривает международный договор России, те же военные при совершении преступлений несут уголовную ответственность по уголовному законодательству страны, где они находятся.

Из части 3 статьи 12 Уголовного Кодекса РФ следует вывод о том, что поступок уголовного закона в пространстве направляет и на реальный принцип. Суть данного принципа заключается в ситуации, когда иностранный гражданин либо лицо без гражданства, произведет злодеяние за пределами РФ, должно быть привлечено к уголовной ответственности Согласно Уголовному Кодексу РФ. Необходимо также соблюдать условие: если произведенное указанными лицами злодеяние обращено против интересов России, гражданина РФ либо лиц, постоянно проживающих в РФ лица без гражданства, то данные преступники будут привлечены к уголовной ответственности.

Определение 3

Лицом без гражданства – это лицо, которое получило разрешение на временное (не более трех лет) проживание.

Международные правовые обязательства РФ обусловливают универсальный принцип деяния уголовного закона в пространстве (ч. 3 ст. 12 УК РФ). Подобный принцип исполняется только в том случае, если гражданин другой страны либо лицо без гражданства, которое не проживает стабильно в России, производит правонарушение за пределами РФ. Они должны быть привлечены к уголовной ответственности согласно Уголовному Кодексу России, основываясь при этом на международные договора, которые ратифицированы Россией. Например, это может происходить во время угона воздушного судна.

Вывод 2

Таким образом, подобный принцип функционирует при условии, если лицо, которое совершило преступление, не было осуждено ранее в государстве других стран и попадает под уголовную ответственность на территории Российской Федерации.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Важно отметить, что по смыслу УПК РФ производство следственных действий является процессуальной обязанностью следователя. Поэтому поручение их производства органу дознания возможно лишь в случаях, когда у следователя отсутствует реальная возможность сделать это лично. Такая ситуация может быть обусловлена различными причинами, например, значительной удаленностью следователя от места производства следственного действия, перегруженностью следователя по причине большого количества уголовных дел, находящихся единовременно в его производстве, необходимостью производства нескольких следственных действий одновременно и др.

Сущность данной процессуальной формы взаимодействия следователя и органа дознания состоит в оказании органом дознания помощи следователю путем эпизодического выполнения его процессуальных обязанностей но производству следственных действий.

Результаты изучения уголовных дел, расследуемых в форме предварительного следствия, показывают, что чаще всего органы дознания производят по поручениям следователей:

Следует отметить, что в последние годы количество поручений следователей органу дознания о производстве отдельных следственных действий стало увеличиваться.

2. Поручение следователя органу дознания о производстве иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Определение понятия процессуального действия содержится в п. 32 ст. 5 УПК РФ. Таковым является любое действие, предусмотренное УПК РФ.

Некоторые виды процессуальных действий, которые следователь вправе поручить органу дознания, указаны в законе. Это исполнение постановлений о задержании, приводе, об аресте. Однако перечень этот является открытым, о чем свидетельствует указание на возможность поручать производство «иных процессуальных действий».

3. Оказание органом дознания содействия следователю при производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 cm. 38 УПК РФ).

Закон не ограничивает следователя по количеству и видам процессуальных действий, при производстве которых он вправе рассчитывать на содействие со стороны сотрудников органа дознания. Следовательно, таковыми могут являться любые процессуальные действия, указанные в УПК РФ.

Необходимость в совместном производстве отдельных следственных или иных процессуальных действий может возникнуть, когда следователь нуждается в организационной или технической поддержке со стороны сотрудников органа дознания, если, например, требуется произвести обыск большой территории, при производстве иных трудоемких следственных действий с большим количеством участников, таких как опознание, следственный эксперимент и др.

Как правило, конкретная помощь сотрудников органа дознания следователю выражается в организации участия в следственном действии понятых, использовании технических средств фиксации хода и результатов следственных действий, обеспечение участников следственного действия автотранспортом, конвоирование и др.

4. Поручение следователя органу дознания о производстве оперативно- розыскных мероприятий (п. 4 4.2 cm. 38, ч. 4 cm. 157 У ПК РФ).

Производство оперативно-розыскных мероприятий поручается органу дознания следователем в случаях, когда получить необходимые для расследования данные процессуальными средствами невозможно или нецелесообразно. Посредством таких поручений, например, устанавливаются очевидцы преступления, которые впоследствии будут допрошены следователем в качестве свидетелей, местонахождение предметов, которые затем будут изъяты следователем в установленном УПК РФ порядке в ходе обыска (выемки), осмотрены и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств, лица, совершившие преступление, которые в дальнейшем будут привлечены следователем в качестве обвиняемых по уголовному делу, и др.

Как уже отмечалось, производство оперативно-розыскных мероприятий является исключительной компетенцией специально уполномоченных на то органов, перечень которых содержится в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Перечень оперативно-розыскных мероприятий содержится в ст. 14 этого Закона.

Важно отметить, что при составлении таких поручений следователь вправе поставить только общую задачу, которую необходимо решить органу дознания (например, установить круг знакомых подозреваемого и проверить их на причастность к совершению преступления), и не может указывать органу дознания, как именно это сделать. Оперативные сотрудники самостоятельно решают, какие именно оперативно-розыскные мероприятия и в каком объеме произвести в целях исполнения поручения следователя.

5. Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных мероприятий (п. 38 cm. 5 УПК РФ).

Розыскные меры — это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст. 5 УПК РФ). Данное законодательное определение розыскных мер не является исчерпывающим.

К розыскным мерам относятся объявление в розыск лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, направление запросов в различные учреждения и организации, изучение архивных уголовных дел и др.

В отличие от следственных действий, розыскные меры могут осуществляться как до, так и после приостановления производства по уголовному делу (ст. 209 УПК РФ). В отличие от оперативно-розыскных мероприятий розыскные меры могут осуществляться и следователями.

Среди розыскных мер, поручаемых следователем органу дознания, важное место занимает поручение органу дознания розыска подозреваемого, обвиняемого (ст. 210 УПК РФ).

Поручение следователя об объявлении в розыск оформляется его постановлением. При этом если розыск объявляется до приостановления предварительного следствия, то выносится отдельное постановление. Если розыск объявляется одновременно с приостановлением производства по делу, то об этом решении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия. В последнем случае документ будет называться «Постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении розыска».

Розыск может быть местный, региональный, федеральный, международный. Следователь не определяет вид розыска. Он просто объявляет розыск и поручает его органу дознания. Орган дознания, получив соответствующее постановление следователя, самостоятельно решает вопрос о том, какой вид розыска применить вначале.

Постановление о розыске, справка о личности и, возможно, некоторые другие документы (копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, копия постановления об избрании меры пресечения) направляются следователем в орган дознания.

В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами орган дознания не позднее 10 суток с момента получения соответствующего постановления следователя заводит розыскное дело, по которому в плановом порядке осуществляются розыскные действия. Это местный розыск, который осуществляется после проведения первоначальной проверки.

По истечении шести месяцев со дня начала местного розыска специальным постановлением начальника органа дознания объявляется федеральный розыск. Начальник органа дознания вправе объявить федеральный розыск и до истечения указанного срока, если есть основания полагать, что местный розыск нс даст положительных результатов.

Международный розыск объявляется в случае, когда федеральный розыск не дал положительных результатов или есть сведения о том, что разыскиваемый покинул пределы страны. Ответственными за объявление в международный розыск являются розыскные подразделения МВД России, УВД, НЦБ Интерпола России1.

6. Осуществление розыскных и оперативно-розыскных мероприятий для установления лица, совершившего преступление, с уведомлением следователя о результатах розыска (ч. 4 cm. 157 УПК РФ).

Речь идет о ситуациях, когда орган дознания возбуждает уголовное дело, по которому производство предварительного следствия обязательно, в течение 10 суток производит по нему неотложные следственные действия, и, так и не установив лицо, совершившее преступление, направляет уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

Состав ст. 199.2 УК РФ является материальным (апелляционные постановление и определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 23.01.2014 № 22-144/14 и Хабаровского краевого суда от 29.11.2016 № 22-3758/16), предусматривающим причинение ущерба бюджету. Соответственно, преступление может быть оконченным только с момента непоступления налогов в бюджет, в противном случае любые действия по сокрытию средств не будут признаваться преступлением, если конкретный размер непоступивших налогов и сборов как ущерба установлен не будет. Таким образом, местом совершения преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, является местонахождение инспекции. С этим согласны Кемеровский областной суд (апелляционное постановление от 21.11.2014 №22-5093/14) и Архангельский областной суд (апелляционное определение от 02.02.2015 № 22-259/15).

Однако, другие суды имеют иное мнение.

В апелляционном постановлении Верховного Суда Удмуртской Республики от 24.07.2014 № 22-1958/14 утверждается, что события не связаны с обязанностью должностных лиц общества представлять какие-либо документы налоговой и бухгалтерской отчетности, совершать действия или воздержаться от таковых по месту нахождения налогового органа, как при уклонении от уплаты налогов. Действия и управленческие решения совершались в служебных помещениях фирмы.

При определении места преступления следует руководствоваться не местом регистрации организации налогоплательщика или адресом налогового органа — взыскателя налоговых платежей, а местом фактического нахождения организации налогоплательщика (апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 27.07.2013 № 22-2129/13).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления пунктами 1, 2 и 20 разъяснено, что «общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему» в отношении налогов и сборов, представленных в НК РФ, образующих недоимку, установленную в требовании об уплате в бюджет налога или сбора.

«Рассмотрение уголовного дела незаконным составом суда или с нарушением правил подсудности относится к существенным нарушениям уголовно-процессуального закона, влекущим безусловную отмену приговора или иного судебного решения» — к такому выводу пришел Президиум Красноярского краевого суда в постановлении от 19.09.2017 № 44у-174/17.

Думается, в новом постановлении Пленума вопрос о месте совершения преступления по ст. 199.2 УК РФ можно разъяснить более точно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *