Исполнение общественных обязанностей

  • автор:

Исполнение государственных и общественных обязанностей – это долг каждого гражданина. В зависимости от обязанностей, которые приходиться исполнять гражданам, законодательством предусмотрены определенные компенсации и гарантии. Закрепление в Трудовом Кодексе, нормативных актах и Федеральных законах правил предоставления гарантий и компенсаций, направленно на регулирование отношений, возникающих в таких случаях, между работником и работодателем, а так же между работником, исполняющим государственные или общественные обязанности, и органом, который привлек его к их исполнению.

Государственные и общественные обязанности, на которые распространяются компенсации и гарантии, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ:

  • осуществление избирательного права;
  • исполнение депутатских обязанностей;
  • явка в орган предварительного следствия, дознания;
  • явка к прокурору или в суд в качестве эксперта, специалиста, свидетеля, потерпевшего, понятого, переводчика;
  • участие в судебных заседаниях в качестве представителей общественных организаций и трудовых коллективов, народных заседателей, общественных защитников или обвинителей;
  • явка по вызову в орган соцзащиты населения в качестве свидетелей;
  • исполнение других общественных или государственных обязанностей.

Согласно ст. 170 ТК РФ за гражданами, которые привлекаются к исполнению государственных и общественных обязанностей, сохраняется место работы. При этом в Трудовом Кодексе не предусмотрена оплата среднего заработка работнику за дни исполнения таких обязанностей. Недополученная работником оплата, выплачивается из средств органа, привлекшего работника к исполнению государственных и общественных обязанностей.

Размер выплаты компенсации может быть равен среднему заработку, привлеченного работника, а может быть установлен нормативными актами, или федеральными законами, так, например, арбитражному заседателю выплачивается вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи, но не более 5-кратного минимального размера оплаты труда. Расчет производиться пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых работник был призван к исполнению этой работы.

Работник должен быть освобожден от работы на время исполнения таких обязанностей и никакие причины производственного характера не могут препятствовать этому. Находящийся в ежегодном отпуске работник, может прервать отпуск для выполнения общественных и государственных обязанностей. В таком случае ежегодный отпуск будет продлен (ст. 124 ТК РФ) на количество дней выполнения соответствующих обязанностей.

В ТК РФ, в некоторых случаях, предусмотрено сохранение среднего заработка за, привлеченным к выполнению общественных и государственных обязанностей, работником. Так, в соответствии со ст. 405 ТК РФ, за членами примирительной комиссии трудового арбитража, сохраняется средний заработок на время участия в разрешении коллективного трудового спора. Срок сохранения среднего заработка не может превышать трех месяцев.

Избрание в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам – гарантии.

В ст. 171 ТК РФ относительно гарантий предоставляемых работникам, избранным в комиссии по трудовым спорам и профсоюзные органы сделана отсылка к другим разделам кодекса.

Предоставление гарантий работникам профсоюзных организаций, освобожденных от основной работы, обусловлено направлением их деятельности, а именно их противостоянием работодателю, разъяснительной работой с другими работниками по их правам и обязанностям и работе по не допущению ущемления трудовых прав работников.

Гарантии освобожденным работникам профсоюзных организаций:

  • предоставление прежней или другой равноценной работы (после окончания срока выборных полномочий);
  • учет времени работы в профсоюзном органе в общий и специальный стаж;
  • предоставление льгот, гарантий, и трудовых прав наравне с работниками организации;
  • сохранение среднего заработка на период трудоустройства работника (в случае отсутствия на предприятии должности соответствующего уровню и квалификации работника или при ликвидации организации).

Работники профсоюзов не освобожденные от основной работы имеют несколько меньшее число гарантий по сравнению с освобожденными работниками.

Гарантии работникам профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы:

  • освобождение от основной работы на период участия в работе выборных коллегиальных органов профсоюзов и на период участия в качестве делегатов в съездах и конференциях профсоюзов;
  • освобождение от основной работы на период краткосрочной профсоюзной учебы;
  • увольнение только с согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа (в случае инициации увольнения работодателем).

Гарантии членам комиссии по трудовым спорам:

  • предоставление свободного от работы времени для участия в работе комиссии;
  • сохранение среднего заработка (расчет производиться исходя из последних трех месяцев работы);
  • инициированное работодателем увольнение работника, входящего в состав комиссии по трудовым спорам, возможно только в согласия профсоюзного органа предприятия.

Избрание на выборные должности в органы местного самоуправления или в государственные органы, также дает определенные гарантии. Освобожденные от основной работы в связи с избранием на выборные должности работники, имеют право на предоставление той же самой должности после окончания срока избрания.

При отсутствии такой работы им предоставляется иная равноценная должность в той же организации. Если работник согласен другая равноценная работа может быть предоставлена в иной организации. Другая равноценная или прежняя работа предоставляется не только после срока окончания полномочий, но и в случае досрочного их окончания, при наличии уважительных причин.

Как показывает практика, не всегда работодатели соблюдают действующее законодательство, оказывая при этом полное содействие работникам, которые исполняли общественные и государственные обязанности. В таком случае, единственный выход обратиться за помощью к адвокату по трудовым делам.

Помощь адвоката по трудовым делам – это гарантия выплаты всех надлежащих компенсаций органами, призвавшими работника к исполнению общественных или государственных обязанностей, а так же обеспечение выполнения работодателями своих обязанностей по отношению к работникам.

Советуем прочесть также:

  • выходные и нерабочие праздничные дни, перерывы в работе

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Согласно положениям статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ТК РФ) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

В свою очередь государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.

Таким образом, по общему правилу при привлечении работника к выполнению государственных или общественных обязанностей, расходы на выплату в пользу них среднего заработка или заменяющих их сумм (в частности, вознаграждения) должны производиться органами, привлекшими работника, а не работодателем. В обязанности работодателя согласно статье 170 ТК РФ входит только сохранение места работы (должности).

Однако в силу положений статьи 423 ТК РФ, допускающей применение и иных нормативных актов в сфере трудового законодательства (включая те из них, которые были приняты до 1 февраля 2002 г., — даты вступления в силу ТК РФ), в ряде случаев расходы по оплате труда могут нести и сами работодатели. На таких случаях мы остановимся ниже особо.

К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего порядок предоставления гарантий и компенсаций лицам при исполнении ими государственных обязанностей в настоящее время не существует. В связи с этим в каждом конкретном случае привлечения работника тем или иным органом, работодателю следует учитывать правомерность отрыва работника от производственной (хозяйственной) деятельности, а также какая из сторон (работодатель или привлекающий орган) должна нести расходы по оплате труда работника и какие.

Привлечение сотрудников к исполнению воинской обязанности
или обеспечению исполнения воинской обязанности

Согласно положениям действующего законодательства воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает собой в том числе воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

За период медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения граждан для решения вопроса о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, граждане освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы (учебы) в размере не более 1000 руб. Таковы положения статьи 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Кроме этого, указанным гражданам возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Согласно пункту 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157) финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых по разделу «Национальная оборона» (подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки», целевая статья «Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации»). При этом выплаченные гражданам средства компенсируются военными комиссариатами в месячный срок после представления работодателями необходимых документов.

Таким образом, в части расходов по оплате труда в пользу лиц, привлеченных для исполнения предусмотренной законом воинской обязанности, установлена схема, при которой работодатель за счет своих средств производит соответствующие расходы, которые затем возмещаются военными комиссариатами, по требованиям которых лица были отвлечены от выполнения трудовых обязанностей.

Суммы среднего заработка выплачиваются в размере не свыше 1000 руб., и как можно предположить указанная сумма определена из расчета за полный месяц. Вся остальная сумма (то есть превышающая) должна погашаться за счет собственных средств организации, и при этом она не будет приниматься в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Для определения причитающейся к выплату в пользу работника суммы следует сначала рассчитать сумму среднего заработка, и затем сопоставить ее с установленной законом суммой ограничения.

При этом расчет среднего заработка осуществляется в порядке, установленном статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213.

Если иное не установлено коллективным договором организации, расчет среднего заработка должен производиться исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им рабочего времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы.

Для определения среднего заработка в соответствии с пунктом 8 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы используется средний дневной заработок, определяемый путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В свою очередь средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате.

Пример 1

Работник организации в период с 13 по 14 сентября 2004 г. по требованию районного военного комиссариата проходил медицинское обследование с целью принятия решения о добровольном поступлении на военную службу по контракту.

За указанные дни за работником должно быть сохранено место работы, и выплачен средний заработок в размере не свыше 1000 руб. из расчета за месяц, который затем должен быть компенсирован военным комиссариатом.

Коллективным договором организации специальный расчетный период для исчисления среднего заработка не установлен, в связи с чем должен применяться общеустановленный в 12 месяцев, предшествующих месяцу его исчисления.

В расчетном периоде с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2004 г. работнику начислено заработной платы и им отработано:

Месяц расчетного периода Количество фактически отработанных дней Количество рабочих дней по графику работы (пятидневная рабочая неделя) Сумма учитываемой заработной платы (рублей)
Сентябрь 2003 г. 22 22 6200
Октябрь 2003 г. 23 23 6400
Ноябрь 2003 г. 19 19 5800
Декабрь 2003 г. 22 22 7400
Январь 2004 г. 19 19 6800
Февраль 2004 г. 15 19 5200
Март 2004 г. 22 22 7200
Апрель 2004 г. 22 22 7300
Май 2004 г. 18 18 7200
Июнь 2004 г. 21 21 7800
Июль 2004 г. 2 22 820
Август 2004 г. 22 22 6800
ИТОГО: 227 251 74920

Остальные рабочие дни в феврале 2004 г. работник болел, в подтверждение чего им представлен листок нетрудоспособности, а в июле 2004 г. работнику был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Указанные дни, а также выплаченные за них суммы пособия по временной нетрудоспособности и среднего заработка за отпуск при исчислении среднего заработка за время привлечения работника к выполнению государственных обязанностей не учитываются.

Для определения сумм среднего заработка необходимо:

  1. Определить сумму учитываемой заработной платы — 74920 руб.
  2. Определить количество фактически отработанных в расчетном периоде дней — 227 дней.
  3. Определить среднедневной заработок работника — 330 руб. 04 коп. (74920 руб. / 227 дней).
  4. Рассчитать сумму среднего заработка — 660 руб. 08 коп. (330 руб. 04 коп. x 2 дня).

Исчисленные суммы среднего заработка необходимо сравнить с законодательно установленным ограничением суммы среднего заработка в размере 1000 руб.

Всего в сентябре 2004 г. 22 рабочих дня по календарю пятидневной рабочей недели, а потому сумма ограничения выплачиваемого среднего заработка составит 90 руб. 91 коп. (1000 руб. / 22 рабочих дня x 2 дня).

Из исчисленных сумм (сумма среднего заработка и законодательно установленные ограничения) следует принять меньшую, то есть 90 руб. 91 коп. Именно данная и сумма и должна быть предъявлена к возмещению районному военному комиссариату.

Из собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, может быть выплачена доплата до суммы среднего заработка в размере 569 руб. 17 коп. (660 руб. 08 коп. — 90 руб. 91 коп.).

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 53-ФЗ привлеченные на военные сборы граждане за время их прохождения освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 рублей. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Выплачиваемый организациями, где работают граждане, средний заработок также возмещается военными комиссариатами в месячный срок после представления необходимых документов. Выплаты оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и возмещение командировочных расходов за время нахождения в пути осуществляются воинскими формирования, где граждане проходят военные сборы.

Согласно статье 5 Федерального закона № 53-ФЗ для проведения медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинского переосвидетельствования, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также для осуществления иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, привлекаются необходимые врачи-специалисты, средний медицинский персонал, другие специалисты и технические работники.

Гражданам, участвующим в указанных мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, а также возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно и командировочные расходы. Как видим в этом случае средний заработок выплачивается без его ограничения какой-либо суммой, то есть исходя из фактически начисленной работникам по месту постоянной работы заработной платы.

Согласно пункту 5 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 157 Положения возмещение организациям выплаченных гражданам средств осуществляется военными комиссариатами в месячный срок после представления необходимых документов. Возмещению подлежат как полные суммы среднего заработка граждан, так и оплаченные в их пользу расходы по найму жилья, оплате проезда, а также суточные при служебных командировках.

Во всех случаях суточные должны возмещаться по нормам, установленным постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» и от 8 февраля 2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», то есть в размере 100 руб. за каждый день исполнения соответствующих обязанностей вне места постоянного жительства.

Что касается расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, то они в силу положений Федерального закона № 53-ФЗ должны оплачиваться и затем возмещаться военными комиссариатами по фактической сумме.

На начисленные в пользу соответствующих категорий граждан суммы среднего заработка в общеустановленном порядке начисляется единый социальный налог, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также указанные суммы включаются в объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Льгот в части налогообложения указанных выплат действующее налоговое законодательство не содержит, хотя и компенсируются они затем за счет средств федерального бюджета.

Если же касаться сумм, выплачиваемых в возмещение найма жилья, проезда, а также командировочных расходов, то они освобождаются от налогообложения по общеустановленным правилам, а именно в пределах установленных норм.

Как представляется, исчисленные со среднего заработка суммы единого социального налога и страховых взносов также должны возмещаться военными комиссариатами. В части сумм, начисленных в пользу граждан, участвовавших в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, особых вопросов возникнуть не должно, хотя напрямую указанные расходы в статье 5 Федерального закона № 53-ФЗ не поименованы. А вот в части тех сумм, по которым законодательством установлены ограничения в 1000 руб., вопрос об источнике финансирования расходов на оплату сумм единого социального налога и страховых взносов остается открытым. По мнению редакции, указанные суммы также должны возмещаться военными комиссариатами сверх сумм среднего заработка в размере 1000 руб. В случае отказа военных комиссариатов компенсировать суммы единого социального налога и страховых взносов организациям рекомендуется обращаться за защитой своих интересов в судебные органы. Следует избегать случаев оплаты единого социального налога и страховых взносов за счет собственных средств, так как исчислены они не от выплат, отнесенных в установленном порядке в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а потому по требованию налоговых органов они могут предъявляться к оплате за счет собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.

Как отмечалось ранее, доплачиваемые до фактического среднего заработка работника суммы не могут быть приняты в целях исчисления налога на прибыль, а потому должны погашаться за счет собственных средств организации. При этом исчисленные с таких разниц суммы единого социального налога и страховых взносов организация вынуждена будет также производить за счет собственных средств.

Так как начисленные в пользу работника суммы должны быть впоследствии возмещены военными комиссариатами, то они в соответствии с утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций отражаются по счетам учета расчетов или целевого финансирования:

Дебет счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование» Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

— начисленные в пользу работников суммы среднего заработка (с соблюдением законодательно установленных ограничений), а также суммы в возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья, оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочных расходов;

Дебет счета 70 Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»

— удержание налога на доходы физических лиц с сумм начисленного среднего заработка, а также с командировочных расходов, превышающих установленные нормы;

Дебет счетов 76, 86 Кредит счета 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению»

— начисления с сумм среднего заработка, а также с командировочных расходов, превышающих установленных нормы, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» Кредит счетов 70, 69

— доплата сумм среднего заработка, а также начисление с указанной доплаты сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное страхование;

Дебет счета 70 Кредит счета 50 «Касса»

— выплата сумм среднего заработка, а также возмещение командировочных расходов;

Дебет счета 51 «Расчетные счета» Кредит счетов 76, 86

— возмещение военными комиссариатами расходов, понесенных работодателями в пользу работников, привлеченных к исполнению воинской обязанности или к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.

Привлечение сотрудников в качестве свидетелей
и иных лиц в судебные органы, органы дознания и следствия

Порядок привлечения граждан в качестве свидетелей и иных лиц в судебные органы, органы дознания и следствия регулируется положениями соответствующих кодексов, а также рядом иных нормативных правовых актов.

В частности, согласно пункту 2 статьи 95 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ за работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей по гражданскому процессу, сохраняется средний заработок по месту работы. При этом средний заработок сохраняется за все время их отсутствия в связи с явкой в суд без каких-либо ограничений выплачиваемой суммы.

Возмещений указанных сумм среднего заработка судебными или иными органами законодательством не установлено, в связи с чем указанные расходы должны нести работодатели. Расчет среднего заработка должен производиться по общеустановленным правилам.

Средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику, установленному для конкретного работника по месту постоянной работы.

Пример 2

В период с 13 по 16 сентября 2004 г. работник по требованию суда другого населенного пункта привлекался в качестве свидетеля по гражданскому процессу.

За указанные дни работник вправе требовать от работодателя получения сумм среднего заработка, исчисленного по правилам, установленным трудовым законодательством.

Предположим, что в расчетном периоде в 12 месяцев, предшествующих сентябрю 2004 г., работник отработал 174 дня по графику пятидневной рабочей недели, и за тот же расчетный период работнику начислено учитываемой заработной платы в размере 42230 руб.

Размер среднедневного заработка составит 242 руб. 70 коп. (42230 руб. / 174 дня), а сумма среднего заработка — 970 руб. 80 коп. (242 руб. 70 коп. x 4 рабочих дня по графику пятидневной рабочей недели в период с 13 по 16 сентября 2004 г.).

Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию за потерю времени исходя из фактических затрат времени и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Кроме того, свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд и проживание, а также выплачиваются суточные. Все приведенные расходы несут судебные органы.

В отличие от лиц, вызванных в качестве свидетелей, эксперты и специалисты права на сохранение по месту основной работы среднего заработка не имеют. Согласно пункту 3 статьи 95 ГПК РФ данным лицам выплачивается вознаграждение за выполненную по поручению суда работу, если только эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.

В настоящее время порядок возмещения расходов по явке в судебные органы, а также выплаты вознаграждения, регулируется положениями Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 14 июля 1990 г. № 245.

За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой в суд (пункт 4 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ).

Возмещение указанных расходов арбитражными судами не предусмотрено, в связи с чем соответствующие расходы должны нести сами работодатели. Правда, такие расходы организации могут принимать в целях налогообложения прибыли. Относятся в уменьшение налоговой базы также и исчисленные с начисленного среднего заработка суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени, исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Эксперты, свидетели и переводчики имеют право на возмещение понесенных в связи с явкой в арбитражный суд расходов на проезд, найм жилого помещения и выплату суточных. Все данные расходы оплачиваются судами.

Лицам, привлеченным судами в качестве экспертов, также выплачивается вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если только эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом.

Лица, вызванные в качестве свидетелей в налоговые органы, имеют право на сохраняемый по месту основной работы средний заработок в соответствии с пунктом 3 статьи 131 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом работодатель обязан выплатить работнику среднюю заработную плату, исчисленную исходя из фактически начисленной ему заработной платы без каких-либо ограничений.

За лицами, вызванными в налоговые органы в качестве переводчиков, специалистов и экспертов, средний заработок по месту основной работы не сохраняется, а судебные органы выплачивают им вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если только данная работа не входит в круг их служебных обязанностей.

Оплата вознаграждения осуществляется по нормам, установленным постановлением Минтруда России от 18 февраля 2000 г. № 19 «Об утверждении норм оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля».

Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Порядок возмещения указанных сумм определен в Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 298.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона РФ от 2 января 2000 года № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» за народными заседателями в период исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, и в этом случае выплата среднего заработка должна осуществляться за счет средств организации.

Кроме этого, за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда, а также возмещает командировочные расходы.

Учитывая практическую значимость рассмотренных вопросов, а также многообразие случаев привлечения граждан к исполнению государственных или общественных обязанностей, редакция журнала просит читателей высказать свою точку зрению, а также изложить в своих письмах для рассмотрения и анализа возникающие на практике ситуации.

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Исполнение работником государственных или общественных обязанностей (Куревина Л.В.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

Законодательством РФ предусмотрены случаи, когда работник должен быть освобожден от работы, например, чтобы выступить в суде в качестве эксперта или пройти медицинское обследование в связи с призывом в армию и т.д. Все эти случаи объединены в Трудовом кодексе и названы исполнением работником государственных или общественных обязанностей. В статье рассмотрим, что относится к таким обязанностям, в каком порядке работник освобождается от работы, каким образом и за чей счет происходит оплата времени его отсутствия на работе.
В силу ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Таким образом, работник освобождается от работы при наличии двух условий:
— случаи привлечения работников к исполнению государственных или общественных обязанностей должны быть предусмотрены Трудовым кодексом или иными федеральными законами;
— исполнение таких обязанностей осуществляется только в рабочее время.
При наличии этих условий за работником в первую очередь сохраняется место работы, а во вторую очередь ему выплачивается денежная компенсация.
Обратите внимание! Если исполнение государственных или общественных обязанностей приходится на выходной для работника день, предоставлять ему дополнительный день отдыха работодатель не обязан, а если на время ежегодного оплачиваемого отпуска, то в соответствии со ст. 124 ТК РФ отпуск работнику продлевается или переносится.
Конкретный перечень государственных и общественных обязанностей Трудовым кодексом не предусмотрен, но к общеустановленным обязанностям можно отнести:
1) явку в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру, налоговую инспекцию или суд в качестве свидетеля, потерпевшего и его законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного заседателя;
2) исполнение воинских обязанностей, в том числе вызов в военкомат, медицинское освидетельствование, военные сборы и т.п.;
3) исполнение обязанностей зарегистрированного кандидата на замещаемую выборную должность в органе государственной власти или местного самоуправления;
4) исполнение обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума;
5) участие в деятельности профсоюзных организаций и комиссий по трудовым спорам;
6) деятельность в качестве добровольных пожарных;
7) донорство.
Оплата (компенсация) времени исполнения государственных или общественных обязанностей
Обязанность работодателя сохранять за работниками, привлекаемыми к исполнению государственных или общественных обязанностей, средний заработок на время исполнения ими таких обязанностей Трудовым кодексом установлена не всегда. В большинстве случаев обязанность по сохранению заработка или выплате компенсаций за исполнение государственных обязанностей возложена на государственный орган или общественное объединение, которые привлекали сотрудника к работе. Рассмотрим все по порядку.
1. Оплата времени участия работника в деятельности судебных, правоохранительных и налоговых органов в качестве:
— присяжных заседателей. Согласно ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее — Закон N 113-ФЗ) присяжному заседателю на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Кроме того, присяжному заседателю возмещаются командировочные расходы, а также расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, которые установлены законодательством для судей конкретного суда;
— арбитражных заседателей. В силу ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (далее — Закон N 70-ФЗ) арбитражному заседателю за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного МРОТ, установленного законодательством РФ, пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия соответствующим арбитражным судом субъекта РФ. Арбитражному заседателю также возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые предусмотрены для судей при командировании в пределах РФ. Кроме того, за арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняется средний заработок по основному месту работы и ему полагаются гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ;
— свидетелей, переводчиков, специалистов, экспертов. В качестве указанных лиц работники могут быть вызваны в суд, а также в правоохранительные и налоговые органы.
В гражданском судопроизводстве в силу ст. 95 ГПК РФ свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). При этом денежная компенсация работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и среднего заработка.
Порядок внесения денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам, установлен ст. 96 ГПК РФ. Если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета, если по инициативе мирового судьи — за счет средств бюджета субъекта РФ. Если вызов указанных лиц осуществляется по просьбе сторон судебного процесса, стороны вносят денежные суммы на счет соответствующего суда. Оплата услуг переводчиков и возмещение понесенных ими расходов в связи с явкой в суд производятся по выполнении ими своих обязанностей за счет средств соответствующего бюджета (ст. 97 ГПК РФ).
В уголовном процессе расходы, касающиеся производства по уголовному делу (процессуальные издержки), связанные с вызовом свидетелей, потерпевших и их законных представителей, экспертов, специалистов, переводчиков и понятых в органы следствия, дознания, прокуратуру и суд, также возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников процесса.
Что касается выплат свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, вызванным в налоговый орган, то в силу ст. 131 НК РФ налоговый орган возмещает им расходы на проезд, наем жилого помещения и суточные. Кроме того, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым выплачивается вознаграждение за работу, если она не входит в их должностные обязанности, а за свидетелями сохраняется заработная плата на время их отсутствия на работе.
Аналогичные выплаты установлены для свидетелей, вызываемых в арбитражный суд (ст. 107 АПК РФ).
2. Оплата времени и расходов, связанных с выполнением воинской обязанности. На основании ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) граждане на время исполнения ими воинских обязанностей освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и среднего заработка. Кроме того, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы. А согласно ст. 13.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гражданам, призванным на военные сборы, выплачивается также оклад по воинской должности и воинскому званию и применяется районный коэффициент за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Изначально работодатель оплачивает все расходы и выплачивает средний заработок работнику, исполняющему воинскую обязанность, а затем компенсирует эти расходы из средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны. Согласно п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ.
3. Компенсация членам избирательной комиссии или комиссии референдума. Согласно п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон N 67-ФЗ) за членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется место работы (должность), также ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
4. Оплата времени участия в деятельности профсоюзов. Прежде всего следует отметить, что члены профсоюза могут исполнять общественные обязанности, совмещая их с основной работой или освобождаясь от нее.
Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, — на время краткосрочной профсоюзной учебы. При этом условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).
Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — с письменного согласия работника — другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации или отсутствием соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования — на срок до одного года. При отказе работника от предложенной ему соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза (ст. 375 ТК РФ).
К сведению. Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации в соответствии с коллективным договором.
Если работник является членом комиссии по трудовым спорам, работодатель предоставляет ему свободное от работы время для участия в комиссии и сохраняет за ним средний заработок (ст. 171 ТК РФ).
5. Оплата донорских дней. Сдачу работником крови и ее компонентов также можно отнести к общественным обязанностям. Для этих целей работодатель обязан освободить сотрудника от работы в день сдачи крови и ее компонентов и для прохождения медицинского обследования, а также предоставить ему дополнительный день отдыха после дня сдачи крови.
При этом, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход сотрудника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха.
Если день сдачи крови приходится на период ежегодного оплачиваемого отпуска, выходной или нерабочий праздничный день, работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха.
Работодатель также обязан сохранить за работником средний заработок за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ).
6. Компенсация добровольным пожарным. Прежде всего поясним, что добровольная пожарная охрана — это общественное объединение, созданное по инициативе физических и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
В силу ст. 18 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее — Закон N 100-ФЗ) работающие добровольные пожарные освобождаются от работы без сохранения заработной платы, но с сохранением за ними места работы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды.
Компенсацию за участие в тушении пожаров и несение дежурств выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.
Кроме того, им выплачивается компенсация за несение службы (дежурства) сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени, возмещаются расходы, связанные с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессионального обучения и обратно, и командировочные расходы, связанные с прохождением профессионального обучения.
7. Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления. Такие гарантии им устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус указанных лиц и порядок осуществления ими деятельности (ст. 172 ТК РФ).
Поскольку при нахождении на выборных должностях работники получают заработную плату по данным должностям, основная гарантия, как правило, заключается в сохранении за ними прежнего места работы (должности) или предоставлении им равноценной должности.
Другие гарантии работникам, исполняющим государственные или общественные обязанности
Помимо сохранения за работником места работы (должности) и оплаты времени исполнения им государственных или общественных обязанностей, могут устанавливаться и другие гарантии. Это, в частности, гарантии, связанные:
— с трудовым стажем. Так, время исполнения присяжными и арбитражными заседателями обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (ст. 11 Закона N 113-ФЗ, ст. 7 Закона N 70-ФЗ), в общий и специальный трудовой стаж засчитывается время работы освобожденных профсоюзных работников (ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») и т.д.;
— с отпуском. Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней (ст. 18 Закона N 100-ФЗ). А работникам, награжденным знаком «Почетный донор России», работодатель должен предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время (ст. 23 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»);
— с увольнением. Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденных от основной работы в связи с сокращением штата и за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе, допускается только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. 374 ТК РФ). Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, члены комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу (п. 19 ст. 29 Закона N 67-ФЗ).
Оформление периода исполнения государственных или общественных обязанностей
Для того чтобы освободить сотрудника от работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, нужно основание, то есть соответствующий документ.
Так, например, основанием для освобождения от работы работника, призванного на военные сборы, является повестка по форме, приведенной в Приложении 1 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333.
Вызов работника в суд в качестве лица, участвующего в деле, в том числе свидетеля, эксперта, специалиста или переводчика, согласно ст. 113 ГПК РФ, осуществляется судебной повесткой.
Если такого документа не предусмотрено (например, при сдаче крови), желательно, чтобы работник уведомил работодателя о предстоящем освобождении его от работы письменным заявлением.
При этом заявление с работника лучше запрашивать всегда: когда есть соответствующий документ и когда его нет.
Освобождение сотрудника от работы осуществляется приказом работодателя об освобождении работника от работы в связи с исполнением им государственных или общественных обязанностей, в основании которого указываются реквизиты заявления и подтверждающего документа. Если срок окончания исполнения сотрудником государственных обязанностей неизвестен, по возвращении работника придется издать еще один приказ о том, что он приступил к работе.
В свою очередь, если работнику положена компенсация, выплачиваемая из федерального бюджета органом, в который работник был вызван для исполнения государственных обязанностей, работодатель должен выдать работнику справку о среднем дневном заработке и заверенную копию трудовой книжки. Такое требование установлено, например, при участии работника в уголовном процессе.
Чтобы получить компенсацию расходов в связи с исполнением воинской обязанности, работодатель направляет в военкомат письмо, в котором указывает суммы фактических расходов, связанных с призывом работника на военную службу, размер среднего заработка работника, банковские реквизиты для перечисления компенсации. При этом расходы должны быть подтверждены заверенными в установленном порядке копиями табеля учета рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости, справки из военкомата о прохождении работником медицинского освидетельствования.
Освобождение сотрудника от работы фиксируется в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23».
В заключение еще раз напомним, что работодатель обязан освободить сотрудника от работы для исполнения государственных или общественных обязанностей. В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Л. В. Куревина

Журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2017

Что относится к государственным и общественным обязанностям? Какова компенсация за их исполнение? Как оформить исполнение работником государственных обязанностей? Какие расходы необходимо возместить ему?

В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан отпустить работника с работы для исполнения им государственных или общественных обязанностей. При этом конкретного перечня таких обязанностей не существует и приходится руководствоваться другими федеральными законами. В результате часто возникает недопонимание: работник не выходит на работу, как ему кажется, по уважительным причинам, а работодатель увольняет его за прогул. В статье расскажем, в каких случаях работодатель обязан отпустить работника и какой порядок при этом должен быть соблюден, как и кем оплачивается время его отсутствия на работе, и рассмотрим одну из наиболее распространенных причин отсутствия сотрудника на работе, которая относится к государственным обязанностям, – его явку в суд.

Что относится к государственным и общественным обязанностям?

В силу ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Из данного положения следуют две обязанности работодателя по отношению к таким работникам:

1) освободить их от работы;

2) сохранить за ними место работы.

Что же является государственными и общественными обязанностями? Трудовой кодекс относит к ним, в частности:

  • участие работников в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения (ст. 39);

  • рассмотрение трудовых споров в качестве члена комиссии (ст. 171);

  • сдачу крови и ее компонентов в качестве донора (ст. 186);

  • участие членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от работы, в качестве делегатов в работе съездов, конференций, участие в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случае, если это предусмотрено коллективным договором, – также краткосрочную профсоюзную учебу (ст. 374);

  • участие в разрешении коллективного трудового спора работниками, являющимися членами примирительной комиссии, трудовыми арбитрами (ст. 405).

Другие федеральные законы к таким обязанностям относят:

  • проведение и обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае мобилизации;

  • исполнение обязанностей зарегистрированного кандидата на замещаемую выборную должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления;

  • исполнение обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума;

  • исполнение воинских обязанностей, в том числе вызов в военкомат, медицинское освидетельствование, военные сборы и т. п.;

  • участие педагогических работников в проведении ЕГЭ;

  • участие в тушении пожаров или несении службы (дежурстве) добровольными пожарными;

  • явку в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру, налоговую инспекцию или суд в качестве свидетеля, потерпевшего и его законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика и понятого;

  • исполнение обязанностей присяжного или арбитражного заседателя.

Компенсация за исполнение государственных или общественных обязанностей.

По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 170 ТК РФ, государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами либо решением соответствующего общественного объединения.

При этом Трудовым кодексом для исполнения некоторых обязанностей установлена не выплата компенсации, а сохранение за работником среднего заработка, в частности, для лиц, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39), членов комиссий по трудовым спорам (ст. 171), доноров (ст. 186), членов примирительных комиссий и трудовых арбитров (ст. 405).

А вот порядок оплаты участия в работе профсоюзов членов их выборных коллегиальных органов, не освобожденных от основной работы, определяется коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).

К сведению:

Средний заработок за освобожденными от основной работы членами проф­союза сохраняет общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз. Он сохраняется на период трудоустройства (не более шести месяцев) профсоюзного работника, если по окончании срока его полномочий работодатель не смог предоставить ему прежнее место работы (ст. 375 ТК РФ).

Средний заработок работодатель также должен сохранять за работниками, проходящими военные сборы (ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Кроме того, им компенсируются другие расходы, например, связанные с наймом жилья и оплатой проезда, командировочные.

Однако впоследствии все эти расходы работодателю возмещает Минобороны.

В остальных случаях исполнения государственных и общественных обязанностей работник получает компенсацию от государственных органов или общественных объединений, которые привлекли его к исполнению таких обязанностей.

Работнику пришла повестка.

Для начала разберемся, по каким делам и куда работник может быть вызван повесткой. Это могут быть гражданско-правовые, административные и уголовные дела. Все они рассматриваются судами общей юрисдикции. В арбитражных судах рассматриваются споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также существуют налоговые правонарушения, которые рассматриваются налоговыми инспекциями. Соответственно, работник может быть вызван в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, налоговую инспекцию.

Кроме того, его могут вызвать органы дознания, следственные органы и прокуратура. Здесь следует отметить: чтобы квалифицировать такие вызовы как исполнение государственных обязанностей, работник должен иметь определенный статус. Так, руководствуясь нормами Гражданско-процессуального кодекса, при рассмотрении гражданских дел работник может выступать в качестве:

  • стороны (истца или ответчика);

  • свидетеля;

  • присяжного заседателя;

  • специалиста, эксперта, переводчика.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства при рассмотрении административных дел работник может быть:

  • стороной (административным истцом или административным ответчиком);

  • свидетелем;

  • специалистом, экспертом, переводчиком.

Наконец, при рассмотрении уголовных дел в силу положений Уголовно-процессуального кодекса работник может быть:

  • потерпевшим (его законным представителем);

  • обвиняемым;

  • гражданским истцом;

  • свидетелем;

  • понятым;

  • специалистом, экспертом, переводчиком.

В арбитражный суд работник может быть вызван в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, а также арбитражного заседателя.

Однако не все эти статусы дают работнику право на получение гарантий в соответствии со ст. 170 ТК РФ. В частности, не считается исполнением работником государственных обязанностей его участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика и, конечно, обвиняемого. Для всех остальных такая обязанность установлена независимо от того, в рамках какого процесса (гражданского, административного или уголовного) происходит разбирательство.

Руководствуясь положениями ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, НК РФ, УПК РФ и других федеральных законов и нормативных актов, работник исполняет государственные обязанности, если он вызван в суд, налоговую инспекцию, органы дознания, следственные органы и прокуратуру в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, потерпевшего (его законного представителя), понятого, а также если он исполняет обязанности присяжного или арбитражного заседателя.

К сведению:

К органам дознания относятся органы внутренних дел, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы ФССП, органы пожарного надзора (ст. 40 УПК РФ).

Оформление исполнения государственных обязанностей.

Освобождение сотрудника от работы для исполнения государственных обязанностей оформляется приказом работодателя, который издается в произвольной форме.

Основанием для издания приказа при вызове работника в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию либо органы дознания и следствия является повестка (извещение). Судебная повестка признается одной из форм судебных извещений и вызовов по уголовным, административным и гражданским делам.

Судебные повестки и иные судебные извещения содержат:

  • наименование и адрес суда;

  • время и место проведения судебного заседания;

  • наименование адресата – лица, извещаемого или вызываемого в суд;

  • указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;

  • наименование дела, по которому осуществляется извещение или вызов адресата.

Повесткой также вызываются органами дознания на допрос свидетели и потерпевшие. В повестке указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, отражаются дата и время явки на допрос (ст. 188 УПК РФ).

Кроме того, в повестке указывается на обязанность вызываемых лиц явиться, а также обозначаются последствия неявки без уважительных причин.

К сведению:

Присяжные и арбитражные заседатели вызываются для участия в судебных заседаниях путем направления присяжным извещения или определения суда.

Обращаем ваше внимание, что если работник представил повестку или другое извещение, из которого не следует, что он вызывается как свидетель, потерпевший или другое лицо для исполнения государственных обязанностей в рамках уголовного или иного дела, то освобождать его от работы работодатель не обязан.

Так, в Апелляционном определении Московского областного суда от 12.09.2016 по делу № 33-22689/2016 причина отсутствия сотрудника на работе в связи с его вызовом в суд была признана неуважительной, а приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания – законным.

Суть дела состояла в том, что следователь по собственной инициативе вызвал работника в суд в качестве свидетеля, поскольку ему это было необходимо для поддержания ходатайства по уголовному делу.

При этом доказательств вызова работника в суд либо правоохранительные органы для дачи показаний в качестве какого-либо процессуального статуса представлено не было.

Судьи указали, что уведомление следователя о явке работника не признается подтверждением его вызова в качестве свидетеля по уголовному делу в соответствии с требованиями УПК РФ. При этом указанное уведомление также не является вызовом истца для осуществления каких-либо следственных действий, дачи показаний следователю в рамках уголовного дела и совершения им следственных действий, а признается лишь инициативой самого следователя для поддержания поданного прокурором представления в суде.

Кроме того, было установлено, что самим судом работник не вызывался в качестве свидетеля.

Конечно, в данной ситуации можно сказать, что работник пострадал не по своей вине. Вероятно, он думал, что честно исполнил свой долг. Но получилось по-другому.

Поэтому нужно внимательно изучить повестку. Если из ее содержания не следует, что работник имеет статус лица, исполняющего государственные обязанности, и тем более если он является истцом или ответчиком или их представителем в рамках гражданского или административного судопроизводства, работнику сначала нужно это объяснить. И освобождать его от работы в соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель не обязан.

Здесь возможны и другие варианты. Например, работнику можно предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Помимо повестки многие работодатели запрашивают с работников заявление об освобождении от работы. Несмотря на то, что такой документ Трудовым кодексом не предусмотрен, считаем, что он будет нелишним. Обязанность представлять его можно установить локальным нормативным актом.

Отсутствие сотрудника на работе в связи с исполнением государственных обязанностей следует отметить в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23» (невыход на работу на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству).

Возмещаемые работнику расходы.

От того, каков статус работника в случае его вызова в суд и другие органы, зависит, какая компенсация ему положена за период исполнения государственных обязанностей и кто ее выплачивает. Для наглядности представим эту информацию в таблице.

Статус работника

Обязанность работодателя в части оплаты

Что возмещает и (или) выплачивает работнику суд или иной госорган

Норма закона

Свидетель по делу об административном правонарушении

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере

– средний заработок за время выполнения государственных обязанностей;

Часть 2 ст. 108 КАС РФ

Свидетель по гражданскому делу

среднего заработка для представления в суд или госорган, копию трудовой книжки

– расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 2 ст. 95 ГПК РФ

Свидетель, потерпевший (их представители), понятой в уголовном деле

Пункт 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, п. 32, 34 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 12402

Понятой или потерпевший по делу об административном правонарушении

Нет

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Статья 24.7 КоАП РФ, п. 2 – 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1240

Свидетель по арбитражному делу

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 4 ст. 107 АПК РФ

Свидетель по делу о налоговом правонарушении

Пункт 3 ст. 131 НК РФ, п. 2, 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 № 2983

Понятой по делу о налоговом правонарушении

Нет

Статьи 98, 131 НК РФ

Присяжный заседатель

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере среднего зара-

– вознаграждение в размере 1/2 оклада судьи этого суда пропорционально числу дней, потраченных

Части 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях феде-

ботка для представления в суд

на исполнение государственных обязанностей, но не менее среднего заработка по основному месту работы за этот период;

– командировочные и транспортные расходы

ральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражный заседатель

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

– вознаграждение в размере 1/4 оклада судьи арбитражного суда пропорционально количеству рабочих дней участия в процессе, но не менее пятикратного МРОТ;

– командировочные расходы

Пункты 1, 2 ст. 6, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

Обратите внимание:

Выплата среднего заработка осуществляется только работодателем по основному месту работы, поскольку это установлено соответствующим федеральным законом, в частности, ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 70-ФЗ, ч. 3 ст. 131 НК РФ. Данное правило при этом не применяется для свидетелей по арбитражному делу.

Выплата работнику среднего заработка государственным органом осуществляется исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами и их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания. При этом неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по гражданскому или уголовному делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

* * *

Итак, если работник представил повестку в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию, орган дознания или следствия, которой он вызывается в рамках рассмотрения уголовного, гражданского, административного или арбитражного дела в качестве свидетеля, потерпевшего (их представителя), эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного или арбитражного заседателя, работодатель обязан освободить его от работы на период, который указан в повестке. В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности. Если же помимо всего прочего работник, оставивший работу, будет уволен за прогул или привлечен к дисциплинарной ответственности, возможно, придется готовиться к судебным разбирательствам.

При этом работодатель должен сохранить за работником не только место работы, но и (в некоторых случаях) средний заработок, в частности, если работник является свидетелем по делам, рассматриваемым в арбитражном суде и налоговой инспекции, и арбитражным заседателем.

Если работник во время исполнения государственных обязанностей находился в отпуске, в соответствии со ст. 124 ТК РФ отпуск ему нужно будет продлить.

Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704.

Вопрос:

Здравствуйте. Я военнослужащий. ВВК поставлена категория «Д» — не годен к военной службе и вынесено заключение, что «необходимо предоставить освобождение от исполнения обязанностей военной службы на срок до дня исключения из списков л/с части». Не увольняют, так как не обеспечен жильем. Написал рапорт об освобождении и на службу не ходил (22 дня), но сегодня мой командир батальона позвонил и сказал, чтобы я каждое утро прибывал на службу для того, чтобы командиры убеждались, что я живой. Вопрос, на сколько это правомерно?

Николай, 38 лет, г. Знаменск

Ответ:

Николай, здравствуйте. В соответствии с пп. «г» п. 2 ст. 13 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:

г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе, — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе.

Согласно п. 34 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», в случае если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан не годным к военной службе, военно-врачебная комиссия одновременно с заключением о его негодности к военной службе выносит заключение о необходимости предоставления освобождения на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Николай, действия должностного лица неправомерны. Предложите командованию принимать доклады о Вашем состоянии посредством телефонной связи.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *