Исключение из реестра МФО

  • автор:

За первое полугодие 2019 года более 300 МФО были лишены права выдавать займы. Однако не все из них сразу же свернули свою деятельность, некоторые продолжили спокойно работать. Такие результаты были получены Zaim.com в ходе телефонного опроса микрофинансовых организаций, которые были исключены из реестра в период с января по июнь 2019 года, по методу «тайный покупатель».

Чем занимаются МФО после исключения из реестра

Аналитики Zaim.com выявили, что 13% компаний, исключенных из реестра в первом полугодии 2019 года, продолжают выдавать займы. 4% делают это на легальных основаниях, но под другим юридическим лицом (состоящим в реестре ЦБ), другие 9% — работают нелегально.

До 41% компаний мы дозвониться не смогли, у четверти вообще не смогли найти номера телефона.

21% организаций при телефонном разговоре заявили, что займы не выдают. Стоит отметить, что в одной компании сначала ответили, что деньги в долг взять можно, однако посовещавшись с кем-то, менеджер заявил, что «в кассе денег нет и вообще они теперь не работают». Скорее всего, эта компания продолжает работать, но «со своими» клиентами.

В другой компании заметили, что пока займы не выдают, но в сентябре снова начнут работать. Интересно, это будет та же компания (без разрешения на работу на рынке микрофинансирования) или другая, легальная? Может быть, собственники надеются снова попасть в реестр или открыть новую МФО? Пока непонятно.

Рис. 1 Результаты телефонного опроса МФО

📌 Реклама Отключить

МФО-фениксы

Среди тех, кто продолжает работать на рынке, но под другим ООО, было выявлено несколько историй.

Первая история. Когда МФО продолжают выдавать займы под новым ООО, собственником которой является тот же человек.
Скорее всего, в этом случае микрофинансист пытается объединить все свои МФО, которые он открывал в период расцвета микрофинансирования с целью диверсификации рисков или с целью разделения продуктов по отдельным компаниям, в одну. Делает он это для того, чтобы сократить временные и денежные затраты, связанные со сдачей отчетности в ЦБ, так как данный процесс с развитием регулирования становится все сложнее и сложнее.

Вторая история. Аналогичная первой (новое ООО и тот же собственник), только новое юрлицо было внесено в реестр незадолго до исключения МФО.
Например, компания МКК «Деньги-займ» была исключена из реестра по собственной инициативе 26 марта 2019 года. Однако теперь по принадлежавшему этой компании телефону отвечает сотрудник МКК «Деньги-займ-«, информация о которой была внесена в госсписок 14 февраля 2019 года. Собственник у компаний один и тот же человек. Зачем микрофинансист закрыл одну МКК и открыл новую, стоит только гадать.

Третья история. Когда новое ООО принадлежит другому собственнику.
В этом случае можно предположить, что произошла купля-продажа.

Четвертая история. Когда вместо исключенной из реестра МФО теперь займы выдает ломбард или КПК.
В одних случаях собственник у обеих компаний один и тот же, в других — это разные люди.

МФО, которые ушли из-под зоркого ока регулятора

Как уже отмечалось выше, 9% компаний продолжили работать на рынке после исключения из реестра на нелегальных основаниях. Лидерами среди регионов по количеству выявленных нелегалов являются Челябинская область (3), Чувашская Республика (2), Удмуртская Республика (2), Республика Татарстан (2), Москва (2).

Нелегалы в разрезе регионов

Примечательно, что половина из выявленных нелегалов была исключена из реестра по собственной инициативе. Можно предположить, что эти компании решили уйти в тень из-за неподъемного для них регулирования. Чуть менее четверти компаний регулятор вычеркнул из госсписка за непредоставление ни одного микрозайма в течение года. 16% лишились права выдавать займы за неисполнение предписаний ЦБ и/или представление отчетности с ошибками.

Рис. 2 За что были исключены из реестра МФО, которые подтвердили, что продолжают выдавать займы (те 9% компаний, о которых речь шла выше)

📌 Реклама Отключить

Стоит заметить, что преимущественно выявленные нелегальные кредиторы стараются работать по правилам рынка и предоставляют займы по ставке до 1% в день. Однако в двух компаниях стоимость займа составляет до 1,5%.

В приведенной ниже таблице представлены условия, по которым выявленные в ходе исследования нелегальные компании предоставляют займы.

Выдают как частное лицо (под расписку), потом в процессе разговора сказали, что еще и как микрофинансовая организация. Нужно скинуть на WhatsApp фото паспорта, потом договориться о встрече. Выдача/погашение происходит наличными или на карту. Условия: на 30 дней, до 10 тыс. руб. ставка 1,4%; 10 тыс.—15 тыс. руб. ставка 1%, 15 тыс.—20 тыс. руб. ставка 0,6%; свыше 20 тыс. руб. ставка 0,4%. Долг могут передать третьим лицам.

Условия: от 0,7%, до 21 дня, от 3 тыс. до 20 тыс. руб. Заявку на заем нужно подать в офисе. Выдача/погашение — наличными. Как правило, долги уходят в судебное производство.

Заявку подавать нужно в офисе. Условия: требуется залог, выдают 50% от стоимости залога, сроком до 3 лет, ставка 10% годовых, выдача/погашение — на счет. Задолженность возвращают через суд.

Условия: 10 тыс. руб. на 15 дней, ставка от 0,5% в день, выдача/погашение — наличными, заявку можно подать в офисе. С коллекторами не работают.

Условия: 10 тыс. руб., под 1%, на месяц. Заявка подается в офисе, необходимые документы: паспорт, ИНН, СНИЛС. Выдача/погашение — наличными. С задолженностью сначала разбирается служба безопасности, потом дело отдают в суд.

Условия: под залог ПТС: ставка до 7% в месяц, от 50 тыс. руб., сумма займа до 70% от расчетной стоимости автомобиля, на срок от 1 месяца. Надо приехать в офис. Получение на счет, погашение наличными или на счет. При неоплате долга компания имеет право продать автомобиль. С коллекторами не работают.

Сотрудник, который занимается займами, в отпуске.

Условия: под залог недвижимости, сумма от 30 тыс., до 5 лет, ставка 2-5% в месяц. Заявку необходимо подавать в офисе. Выдача — наличными/безналично, погашение безналично.

По условиям не сказали, нужно подойти в офис, заполнить анкету, более подробную информацию дадут там.

Условия: до 1 года, 16% в месяц, выдача — наличными, погашение — наличными/безналично, заявку можно оставить по телефону и в офисе. С коллекторами не работают.

Условия: под 2% в день, на 21 день, требуется паспорт. Заявка оформляется в офисе.

Условия: под ПТС, 100 тыс. руб., ставка 5,1% в месяц, на 1 год. Заявку необходимо подавать в офисе. Выдача/погашение — наличными. Коллекторам долг не передают, возвращают через суд.

Условия: 10 тыс. руб., ставка от 0,26%, срок от 15 дней до 3 месяцев, зависит от программы. Заявку можно оставить в офисе. Выдача/погашение — наличными.

Менеджер ответил, что договор можно заключить с МКК, а можно с ним как с физическим лицом. Условия: под залог недвижимости, 300 тыс. руб., под 6% в месяц, на 1-3 года. Выдача/погашение — наличными/безналично. Для подачи заявки нужно скинуть фото документов на WhatsApp, после проверки нужно подъехать в офис для подписания документов. Коллекторам долг не передают, взыскание через суд.

Условия: 10 тыс. руб. ставка до 1,5% в день, на 1 месяц. Необходимые документы: паспорт второй документ. Выдача/погашение — наличными. Заявку можно оставить по телефону и в офисе. Коллекторам долг не отдают.

Условия: 10 тыс. руб., на 1 месяц, 1,5% в день (ставка определяется индивидуально). Необходимые документы: паспорт и СНИЛС. Оформление в офисе. Выдача и погашение наличными. Про просрочку не стал ничего говорить. Сказал, что «если я уже хочу просрочить, то мне не выдаст заём, и бросил трубку».

Новым клиентам пока не выдают, только тем, кто у них уже оформлялся. По условиям сказали, что выдают под 1%, выдача/погашение — наличными, заявку нужно оформлять в офисе.

Заявку нужно оставить в офисе, ставка 1%, на срок 21 день, из документов — паспорт, выдача/погашение — наличными, по безналу нужно уточнять в офисе.

Выдают под залог недвижимости, можно сбросить документы на WhatsApp или подать заявку в офисе, на объект накладывается обременение через Росреестр. Условия: до 5 лет, ставка до 500 тыс. руб. — 4%, 500 тыс. — 3%, выдача/погашение — наличными/безналично, договор заключается с инвестором. В случае неоплаты долг возвращают через суд.

Выдают под залог недвижимости, ставка 4-5% в месяц, срок до 10 лет, документы можно выслать на почту, можно подойти в офис. Разговор вызвал подозрение и больше информации не предоставили.

Подойти в офис. Выдают под залог недвижимости и ПТС. Недвижимость: до 60-80% от реестровой стоимости. До 5 лет. От 4,5% в месяц, выдача наличными. Погашение наличными/на р/сч. При возникновении просрочки залог переходит компании. ПТС: 5,9% в месяц, до 80% от реестровой стоимости, на срок от месяца.

Новым клиентам не выдают, для повторных — условия на сайте.

Выдают только ЮЛ и ИП. От 100 тыс. до 3 млн руб., от 3% в месяц, до 12 месяцев, средства переводятся на расчетный счет. Погашение на р/сч. Нужно подъехать в офис, чтобы оставить заявку. При просрочке подают в суд.

Удалось только узнать, что выдают пенсионерам или инвалидам. Условия не озвучили, сославшись, что это не телефонный разговор.

Условия: до 16 тыс. руб., под 1% в день, более 16 тыс. руб. — под 0,86% в день, на 15 дней. Документы: паспорт и любой документ с работы. Получение и погашение наличными. Надо подойти в офис. Коллекторам не продают долг.

Таблица. Условия предоставления займов выявленными нелегалами

Ранее Zaim.com проводил аналогичные исследования. Так, в первом полугодии 2018 года было выявлено, что 5% исключенных из реестра компаний продолжили свою деятельность на незаконных основаниях; в июне—июле 2016 года таких было 23%.

Портал Zaim.com настоятельно рекомендует своим читателям при выборе МФО проверять, состоит ли она в реестре ЦБ или нет. Нелегальные компании могут не только выдавать займы по более жестким условиям, чем легальные МФО (добавлять в договор различные комиссии, не соблюдать правило 2Х (когда сумма всех выплат не может в два раза превышать размер займа) и т. п.), но и при взыскании задолженности пользоваться более жесткими методами, в том числе прибегать к услугам нелегальных коллекторов.

📌 Реклама Отключить

В данной статье рассмотрим основания, предусмотренные законодательством РФ, для исключения Банком России сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций (МФО), а также типичные нарушения требований законодательства РФ при осуществлении микрофинансовой деятельности.

По состоянию на 09.01.2020 государственный реестр микрофинансовых организаций (далее — реестр МФО), который ведет Банк России, насчитывал 1 774 микрофинансовых организации (МФО), из которых 38 микрофинансовых компаний (МФК).

Однако, в ближашее время количество МФО резко уменьшится. Это, в первую очередь, связано с проводимыми Банком России мероприятиями по консолидации рынка микрофинансирования, повышению качества его участников и контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении микрофинансовой деятельности.

Данные мероприятия Банк России проводит вполне на законных основаниях. В связи с тем, что Банк России является уполномоченным органом по ведению реестра МФО, то Банк России вправе как вносить сведения о юридических лицах в реестр МФО, так и исключать уже действующие МФО из реестра за допущенные лицензионные нарушения требований законодательства РФ о микрофинансовой деятельности.

Основания для исключения уже действующей МФО из реестра МФО установлены ст. 7 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — ФЗ № 151). К таким основаниям относятся:

  1. Ликвидация МФО как юридического лица.
  2. Неоднократное в течение 1 (одного) года нарушение МФО требований ФЗ № 151, Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», нормативных актов Банка России, за исключением нарушений, предусмотренных пп. 2 п. 1.1 ст. 7 ФЗ № 151.
  3. Осуществление МФО деятельности, запрещенной ФЗ № 151.
  4. Неоднократное в течение года нарушение МФО требований, установленных ст. 6, 7 (за исключением п. 3) и ст. 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  5. Неоднократное в течение года представление МФО существенно недостоверных отчетных данных.
  6. Если МФО в течение 1 (одного) года не предоставила ни одного микрозайма.
  7. Нарушение МФО требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей микрофинансовые организации (далее — СРО МФО), установленного ФЗ № 151 и Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
  8. Неоднократное в течение года снижение собственных средств (капитала) микрофинансовой компании (МФК) ниже минимального значения (70 млн. руб.), установленного ФЗ № 151, или в случае, если размер собственных средств (капитала) МФК ниже такого минимального значения в течение не менее 180 (ста восьмидесяти) календарных дней.
  9. В случае подачи МФО в Банк России заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.

Информация об исключении юридического лица из реестра МФО размещается на Интернет-сайте Банка России.

Стоит отметить, что решение Банка России об исключении сведений о юридическом лице из реестра МФО может быть обжаловано в судебном порядке.

Важным последствием исключения действующей МФО из реестра МФО, за исключением подачи заявления об исключении из реестра МФО по желанию самой МФО, является то, что в течение года после исключения из реестра МФО юридическое лицо не может быть повторно включено в реестр МФО.

К типичным нарушениям МФО требований законодательства РФ, за которые Банк России исключает действующую МФО из реестра МФО, относятся:

  1. Использование полного и сокращенного наименования, индивидуализирующее другую микрофинансовую организацию, сведения о которой внесены в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) ранее сведений о данной МФО.
  2. Наименование МФО не содержит словосочетание «микрофинансовая компания» (МФК) или «микрокредитная компания» (МКК).
  3. Невступление в установленный срок (90 дней) в саморегулируемую организацию микрофинансовых организаций (СРО МФО).
  4. Неисполнение или исполнение с нарушением срока обязательных для исполнения предписаний и/или запросов Банка России.
  5. Неразмещение копии Правил предоставления микрозаймов контактного и номера телефона, по которому осуществляется связь с МФО, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  6. Неразмещение в месте оказания услуг (месте приема заявлений о предоставлении потребительского займа) информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа.
  7. Представление в Банк России отчетности, предусмотренной законодательством РФ, с нарушением установленных требований и сроков или непредставление такой отчетности.
  8. Неоднократное в течение года представление существенно недостоверных отчетных данных (например, о соблюдении норматива достаточности собственных средств, количестве заключенных договоров потребительского займа, выданных микрозаймах, неотражение сведений о привлеченных денежных средств физических лиц и (или) юридических лиц при установлении Банком России их фактического привлечения) при условии, что расхождение составляет более 1 (одной) тыс. рублей, а также о наличии сведений о размере резервов на возможные потери по займам при установлении Банком России расхождения с указанными сведениями более чем на 20 процентов.
  9. Неуведомление Банк России об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа или об изменении учредительных документов юридического лица.
  10. Нарушение минимально допустимого значения экономического норматива достаточности собственных средств и норматива ликвидности, а также порядка расчета экономических нормативов.
  11. Неформирование резервов на возможные потери по займам или нарушение порядка формирования резервов на возможные потери по займам.
  12. Договор потребительского займа не соответствует требованиям законодательства РФ, в том числе несоблюдение требований к условиям его заключения.
  13. Несоблюдение табличной формы договоров потребительского займа.
  14. Табличная форма индивидуальных условий договора потребительского займа не соответствует требованиям, установленным нормативным актов Банка России.
  15. Отражение полной стоимости потребительского займа (ПСК) как в процентах годовых, так и в денежном выражении в квадратных рамках в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского займа перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа, с нарушением требований.
  16. Индивидуальные условия договора потребительского займа не содержат возможность запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского займа, а также сведений о наличии бесплатного способа исполнения заемщиком обязательств по договору потребительского займа.
  17. Отсутствие на первой странице договора потребительского займа условия, содержащего запрет на начисление заемщику – физическому лицу процентов по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает 1 (одного) года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае если сумма начисленных по договору процентов достигнет полуторакратного размера суммы займа.
  18. Начисление заемщикам – физическим лицам процентов по договорам потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которым не превышает 1 (одного) года, в случае, когда сумма начисленных процентов по договорам достигла полуторакратного размера суммы займов.
  19. Начисление заемщикам – физическим лицам процентов по договорам потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которым не превышает 1 (одного) года, на непогашенные заемщиками части сумм основного долга после достижения общих сумм подлежащих уплате процентов размера, составляющего полуторакратную сумму непогашенной части займа.
  20. Превышение средневзвешенного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) (ПСК) более чем на 1/3 (одну треть).
  21. Превышение предельного размера неустойки (штрафа) от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения обязательств.
  22. Нарушение порядка расчета полной стоимости потребительского займа.
  23. Неосуществление расчета отношения суммы среднемесячных платежей по всем потребительским кредитам (займам) заемщика к величине среднемесячного дохода заемщика по каждому заемщику при принятии решения о предоставлении потребительского займа в сумме более 10 тысяч рублей.
  24. Осуществление расчета среднемесячных платежей по потребительским займам, которые предоставлены микрокредитной компанией, с нарушением установленных требований.
  25. Непредоставление заемщику информации о датах платежей заемщика по договору потребительского займа.
  26. Непредоставление уточненных графиков платежей по договорам потребительского займа при осуществлении заемщиком частичного досрочного возврата потребительского займа.
  27. Ненаправление заемщику бесплатным способом информации о наличии просроченной задолженности в установленном порядке не позднее 7 (семи) дней с даты возникновения просроченной задолженности.
  28. Ненаправление и необеспечение доступа к сведениям о размере текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского займа.
  29. Непредоставление заемщику информации при его обращении о предоставлении потребительского займа в сумме (с лимитом кредитования) 100 000 рублей и более, что, если в течение 1 (одного) года общий размер платежей по всем имеющимся у заемщика на дату обращения о предоставлении потребительского займа обязательствам по кредитным договорам, договорам займа, включая платежи по предоставляемому потребительскому займу, будет превышать 50% годового дохода заемщика, для заемщика существует риск неисполнения им обязательств по договору потребительского займа и применения к нему штрафных санкций.
  30. Отражение полной стоимости потребительского займа в договорах потребительского займа без учета требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 353-ФЗ.
  31. Указание в договорах потребительского займа условия о передаче кредитору в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору потребительского займа части суммы потребительского займа.
  32. Осуществление деятельности, запрещенной Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в части привлечения денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ИП), не являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании.
  33. Предоставление иных займов, не являющихся микрозаймами, физическим лицам по договорам займа, исполнение обязательств по которым не обеспечивается ипотекой.
  34. Предоставление заемщику — физическому лицу микрозайма в случае, когда сумма основного долга заемщика перед МКК по договорам займа превысила 500 тыс. рублей.
  35. Взимание с заемщиков платежей, которые не указаны в индивидуальных условиях договора потребительского займа.
  36. Взимание вознаграждения за исполнение обязанностей, возложенных на МФО нормативными правовыми актами РФ, по изменению индивидуальных условий договоров потребительского кредита (займа) (за рассмотрение заявления об изменении срока возврата суммы займа по договору потребительского займа).
  37. Взимание вознаграждения за услуги, оказывая которые МФО действует исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщиков (например, за услугу по предоставлению сведений в бюро кредитных историй (БКИ).
  38. Увеличение в одностороннем порядке размера процентных ставок по договорам микрозайма.
  39. Нарушение порядка очередности погашения задолженности заемщика.
  40. Осуществление наличных расчетов с физическими лицами по выдаче (возврату) займов (процентов по займам) за счет наличных денег, не поступавших в кассу МФО с ее банковского счета (нарушение требований Указания Банка России № 3073-У).
  41. Непредоставление в течение года ни одного микрозайма.
  42. Осуществление бухгалтерского учета с нарушением требований в части ведения бухгалтерского учета не в соответствии с установленным планом счетов (единым планом счетов — ЕПС).
  43. Расчет амортизированной стоимости по договорам займа с нарушением установленных требований.
  44. Необеспечение возможности представления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России (неподключение личного кабинета (ЛК) на Интернет-сайте Банка России).
  45. Непредставление или представление с нарушением установленных сроков информации, необходимой для формирования кредитных историй юридических лиц и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ИП), в отношении заемщиков хотя бы в одно бюро кредитных историй (БКИ), включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях».
  46. Необеспечение содействия в проведении Банком России проверки, а именно необеспечение доступа руководителю рабочей группы или членам рабочей группы Банка России в ходе проведения проверки Банка России к документам (информации), программно-аппаратным средствам и электронным базам данных, обеспечивающим ведение первичного бухгалтерского учета, фиксацию и обработку информации, связанной с осуществлением деятельности МФО, необеспечение организации беспрепятственного доступа в помещения организации, привлеченной МФО в соответствии с законодательством РФ по договору для исполнения обязательств МФО, в которых находятся программно-аппаратные средства МФО.
  47. Неисполнение обязанности по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также бенефициаров, по фиксированию информации о сделках, имеющих необычный характер, а также иных обязанностей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
  48. Несоблюдение требования к форме и порядку ведения анкеты (досье) клиента.
  49. Проведение проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества с нарушением срока.
  50. Нарушение порядка и срока информирования Росфинмониторинга о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  51. Невключение в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программу управления риском порядка проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий.

Как мы видим, перечень нарушений требований законодательства РФ, за которые Банк России исключает из реестра МФО, достаточно обширен.

Остановимся более подробно на обязательном членстве действующей МФО в одной из СРО МФО. Фактически, это является одним из условий осуществления микрофинансовой деятельности в России. Все МФО, не вступившие в одно из СРО МФО, находятся вне закона и будут исключатся Банком России из реестра МФО.

С 11.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее – ФЗ № 223), который регулирует порядок получения статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (далее – СРО), требования к органам управления, базовым и внутренним стандартам деятельности СРО, а также отношения, возникающие между финансовыми организациями и СРО.

Согласно ст. 26 ФЗ № 223 Банк России ведет единый реестр СРО, который содержит наименование СРО, дату принятия решения о включении в реестр, виды деятельности, в отношении которых СРО осуществляет саморегулирование, а также список членов СРО.

В соответствии с пп. 1 п. ст. 7.2 Федерального закона от 02.07.2010 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» все действующие МФО обязаны стать членом одной из саморегулируемых организаций микрофинансовых организаций (СРО МФО) в течение 90 (девяносто дней) со дня получения некоммерческой организацией в Банке России статуса СРО МФО или с даты внесения в реестр МФО.

В настоящее время в РФ действует всего 3 (три) СРО МФО, получившие такой статус в Банке России. При этом СРО «МиР» и СРО «Единство» из них получили в Банке России статус СРО МФО 10.03.2016, а Союз «МИКРОФИНАНСОВЫЙ АЛЬЯНС» 04.08.2016. Таким образом, срок в 90 дней для обязательного вступления в одну из СРО МФО для уже действующих МФО закончился 08.06.2016.

ВАЖНО! Таким образом, невступление в СРО МФО в установленный срок 90 дней является основанием для исключения Банком России МФО из государственного реестра микрофинансовых оргнизаций.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Одним из направлений Юридической компании «ДЕКАРТ» (ЮК «ДЕКАРТ») является оказание услуг микрофинансовым организациям (МФО). В настоящее время ЮК «ДЕКАРТ» предлагает МФО весь спектр услуг по юридическому сопровождению микрофинансовой деятельности:

  1. создание МФО в виде МФК или МКК «под ключ»;
  2. внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО;
  3. разработка внутренних документов МФО, в том числе Правил предоставления микрозаймов, договора потребительского микрозайма, Политики в отношении обработки персональных данных и реализуемых требований к защите персональных данных;
  4. покупка и продажа готовых МФО;
  5. прохождение всех видов проверок Банка России;
  6. представление интересов в Банке России (внесение в реестр МФО, административное делопроизводство, подготовка и направление отчетности МФО, подготовка ответов на запросы и предписания Банка России);
  7. внесение изменений в реестр МФО, переоформление свидетельства МФО, исключение из реестра МФО;
  8. услуги в сфере ПОД/ФТ, включая разработку Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и обучение по ПОД/ФТ (целевой инструктаж или повышение уровня знаний (квалификации);
  9. сопровождение процедуры вступления в СРО МФО;
  10. и многое другое.

Полный перечень услуг ЮК «ДЕКАРТ» для МФО и их стоимость приведены в разделе «Услуги для микрофинансовых организаций (МФО)».

На начало 2020 года в России 1774 микрофинансовые организации, что в 4 раза превышает количество банков. Но число МФО все равно продолжает расти из-за большого спроса на микрозаймы и легкости оформления. Повышающийся спрос приводит к росту предложения. Поэтому МФО регулярно открывают, закрывают или реорганизовывают в другие типы компаний микрокредитования. Бробанк расскажет, где найти полный список МФО лишенных лицензии, как проверить компанию до получения займа и закроют ли все микрофинансовые организации в России.

Не пропустите наше больше исследование Закрытые МФО в 2020 году – исключенные из реестра ЦБ. Наши эксперты всегда поддерживают материал в актуальном виде.

Что такое МФО

МФО расшифровывается как микрофинансовая организация, к ним относятся все МКК и МФК. Такие коммерческие учреждения, выдают деньги в кредит физическим и юридическим лицам. МФО — не банковские организации, однако их деятельность контролирует Центробанк РФ. Поэтому, как и банки, МФО обязаны пройти специальную процедуру регистрации на осуществление кредитования, прежде чем начнут оказывать услуги частным лицам или компаниям. Каждую микрофинансовую организацию, которая прошла оформление в ЦБ РФ, вносят в госреестр.

Микрофинансирование появилось в юго-восточной Азии и оттуда распространилось по всему миру, в том числе и в России. И МФО, и банки выдают деньги под проценты клиентам на определенный срок, но при этом микроорганизации не требуют большого количества документов и подтверждения заработка. Они специализируются на небольших кредитных суммах. Однако процентная ставка у них гораздо выше, чем в банковских учреждениях.

Причины популярности МФО

МФО и банки слабо конкурируют между собой, у них разные целевые аудитории. При этом в глазах потенциальных клиентов у микрокредитных учреждений свои выгоды и недостатки. К положительным характеристикам можно отнести:

  1. Получение займа в любое время суток, в выходные и праздники. Многие организации работают онлайн, поэтому и обслуживают клиентов непрерывно.
  2. Лояльность по отношению к клиентам. Деньги МФО выдают даже людям с отрицательным или нулевым кредитным рейтингом и при минимальном доходе. Некоторые организации даже предлагают программы для улучшения кредитной истории тем заемщикам, которые уже основательно испортили взаимоотношения с банками.
  3. Минимум документов. Для получения займа через МФО не нужно предъявлять справки с места работы, документы о доходах или искать созаемщиков. Также не нужны поручители или залог. Чаще всего потребуется только заполнить анкету и оставить реквизиты паспорта.
  4. Возможность продлить возврат долга. Если не получается вовремя вернуть деньги, можно продлить договор. В этом случае все равно придется уплатить накопившиеся проценты, но сумма основного долга перенесут на определенный срок.

У займов в микрофинансовых организациях два основных минуса:

  1. Высокая процентная ставка. Проценты в МФО могут в десятки и даже сотни раз превышать банковские ставки по кредитам. При этом они начисляются ежедневно. Но так как сумма долга небольшая, переплата может оказаться приемлемой. В любом случае лучше заранее оценить свои финансовые возможности, до того как взваливать непосильное бремя.
  2. Большая пеня. При просрочке задолженности МФО начисляют штрафы, неустойки, пени или другие виды комиссий.

Некоторые МФО постоянным клиентам или тем, кто получает заем впервые, предлагают промокоды. Их используют, чтобы получить сниженную процентную ставку.

Получение денег в МФО

Для того чтобы взять деньги в долг под проценты в МФО, понадобиться прийти в отделение организации с паспортом РФ и заполнить заявление. Деньги выдают сразу же. Если МФО работает в онлайн режиме, то удобнее заполнить заявку на официальном сайте. Ответ приходит через несколько минут. Деньги вышлют любым удобным способом — на карту, электронный кошелек или денежным переводом.

Займ у Робота Займера

Сумма займа 30 000Р
Проц. ставка От 0%
Срок займа 7 — 30 дней
Кред. история Любая
Возраст 18 — 75 лет
Решение 2 мин.

Брать небольшую сумму на маленький срок в МФО намного удобнее, чем в банке. Там процесс может затянуться, если нужно приносить документы с подтверждением места работы или справку о доходах. Особенно выгодны микрозаймы клиентам с плохим кредитным рейтингом, которым уже отказали в банке. Обычно в МФО берут суммы до 20 тыс. рублей на 2-3 недели. Банкам невыгодно предоставлять кредиты на такие небольшие суммы, да и минимальные сроки возврата у них от 1-го месяца. Альтернатива микрокредиту — оформление кредитной карты в банке. Но если банк отказывает и в ней, то МФО незаменимы.

Причины появления МФО без регистрации

На территории Российской Федерации до сих пор встречаются микрофинансовые организации, которые работают незаконно. Центробанк не включает их в госреестр, но они все равно продолжают выдавать деньги взаймы. Основные причины появления МФО, работающих нелегально такие:

Причина Характеристика
Сложности в привлечении к ответственности Привлечь компанию к ответственности и закрыть нелегальную организацию можно только в том случае, если доказан факт выдачи кредитов. Органам контроля трудно отследить такие сделки. Нужно доказать совершение как минимум 4-х незаконных сделок и систематичность выдачи займов.
Недоработки в законе Владельцы МФО не опасаются привлечения к ответственности за незаконную деятельность. В прессе несколько раз появлялась информация о начале судебного процесса, но владельцы нелегальных МФО уходили от ответственности и продолжали свою работу.
Плохое финансовое образование у населения Люди, которым срочно нужны деньги, редко тратят время на то, чтобы убедиться в легальности организации. Даже если предупредить население о незаконных МФО, найдутся те, кто все же оформит там заем и не подумает проверить включение кредитора госреестр ЦБ.
Оформление МФО Законодательство установило определенный алгоритм открытия микрокредитных организаций. Но затраты по времени и средствам на легальную регистрацию слишком большие, поэтому часть учредителей не доводят процесс до конца.

МФО продолжают множиться как в легальном секторе, так и в нелегальном, так как спрос на такой тип кредитования среди россиян неуклонно растет уже на протяжении 8-9 лет.

Признаки МФО, которые исключены из госреестра

Для привлечения клиентов, нелегальные микрофинансовые учреждения обещают меньший процент, чем у других, но при этом заставляют платить при заключении договора. Сотрудники таких МФО пытаются выведать у клиентов любую личную информацию: паспортные данные, адрес, номера кредитных карт, сведения о близких родственниках. Один из верных признаков нелегалов — требование подписать соглашение о неразглашении сделки. Также сотрудники предлагают клиенту привести к ним своих знакомых или друзей за определенный бонус или понижение процентной ставки.

Нелегальные МФО в основном работают в маленьких городах. В некоторых случаях они даже не заключают договор о совершении сделки. Так как в небольших населенных пунктах все про всех знают, деньги выдают под расписку. Эта сделка впоследствии оказывается незаконной, что подвергают риску обе стороны:

  1. Если заемщик не выплачивает задолженность своевременно, МФО с трудом может потребовать деньги обратно. Организация не может подать в суд на недобросовестного заемщика, так как тогда придется признать деятельность нелегальной, что может привести к административной и уголовной ответственности.
  2. Если возникли проблемы с микрофинансовой организацией без госрегистрации обращаться к юристам нет смысла. Жалобы можно направлять только на законные организации.

Проверяйте заранее список МФО исключенных их госреестра и легитимность сделки. Откажитесь от займа как можно раньше, если выявите факт обмана или отсутствие документов у компании на проведение кредитования.

Как проверить легальность займа

Чтобы не попасть в мошенническую схему при обращении в МФО:

  1. Изучите всю информацию о компании-кредиторе. У нее должны быть все необходимые документы для осуществления деятельности.
  2. Не оставляйте залоговое имущество. В законных МФО не нужно оформлять в заклад машину или недвижимость.
  3. Не заключайте договор с компанией, у которой нет никакой информации, кроме адреса и номера телефона.

Часто случается так, что через полгода или год после выплаты займа организация присылает уведомление о том, что уплачена не вся часть долга. При возврате долга требуйте у сотрудников МФО справку о полном погашении задолженности и процентов. Либо документ, что у компании нет финансовых претензий к заемщику.

Также чтобы понять, работает ли фирма в рамках закона, проверьте информацию такими способами:

  1. Введите в поисковой системе название МФО. Напротив ссылки должен быть знак ЦБ РФ. Такие компании действуют по закону.
  2. Откройте сайт Центробанка и найдите список МФО исключенных из госреестра, но о которых говорят с отозванной лицензией. Если нужных компаний в перечне действующих нет, значит, микрозаймы там выдают неофициально, учреждения закрылись или теперь работают нелегально.

На сайте Центробанка опубликован список всех работающих организаций микрофинансирования.

Список МФО без госрегистрации Центробанка

Краткий список закрытых в РФ МФО, которые были исключены из госреестра в 2019 году:

  1. «Домашние деньги».
  2. «Русский капитал».
  3. «Быстрые Деньги».
  4. «Мой займ».
  5. ЗАО «Кредитный Союз».
  6. «Отличные наличные».
  7. «Минимани».
  8. «Живые деньги».
  9. НП СРМ «Солидарность».
  10. «ДонФинанс».

Неполный список закрытых микрофинансовых организаций в России в Москве:

  • МФО «Займ Экспресс»;
  • НП «Расчетные Системы, Технологии и Микрофинансирование»;
  • «ДД»;
  • «Капиталес»;
  • «МикроКредит»;
  • МФО «Гарант Инвест»;
  • «Кэщ Бэк»;
  • «МФО «МКБ»;
  • «Аванс Финанс»;
  • ЗАО МФО «Тиара».

Перечень некоторых МФО, исключенных из перечня легальных, которые перестали работать в Санкт-Петербурге:

  • «Консультативное бюро «Квилл»;
  • «Деньга Страхование»;
  • «Деньга2»;
  • «МД»;
  • «Авангард»;
  • «МаниКредит-СПб»;
  • «Альянс-Кредит»;
  • МФО «Общество доверительного кредитования»;
  • МКК «ДА!ДЕНЬГИ»;
  • «АСАРТА».

В 2016 году один из заемщиков подал жалобу на МФО «Быстроденьги», так как из-за несвоевременного погашения долга сотрудники звонили его родственникам. Банк России обязал организацию выплатить штраф в 500 тыс. рублей. Но при этом МФО «Быстроденьги» не была исключена из реестра.

Полный список МФО, которые исключены из госреестра, размещен на сайте Центробанка РФ. С 2011 года до начала 2020 года Банк России исключил из перечня 7717 компаний микрозаймов.

В 2018-2019 году правительство задумалось об упразднении МФО из-за нескольких случаев с привлечением сотрудников коллекторских агентств. Заемщики не успевали вовремя вернуть деньги и с ними начинали работу представители по возмещению долгов. Это привело к пересмотру законодательства в отношении, как коллекторов, так и самих МФО. Но все микрофинансовые организации в России закрывать не будут. Среди них немало успешных и соблюдающих закон компаний. Они удовлетворяют ряд клиентских потребностей, которые не охватывают другие кредитно-финансовые учреждения. Гораздо чаще микрофинансовые компании могут трансформироваться в МКК, чем полностью прекратить существование.

Отмена долга: нелегальным МФО запретят требовать займы с граждан

Микрофинансовым организациям, не входящим в реестр Центробанка, будет запрещено требовать долги с населения. Комитет Госдумы по финрынку готовит соответствующий законопроект, который будет принят до конца года, рассказал «Известиям» его председатель Анатолий Аксаков. Он отметил, что в законодательстве есть коллизия, которую необходимо устранить: выдавать займы нелицензированным МФО запрещено, а взыскивать средства — нет. «Черные кредиторы» загоняют население в долговую яму, а также привлекают коллекторов, которые используют криминальные методы при выбивании денег, констатировали эксперты. По их мнению, новация будет способствовать обелению рынка.

Казус кредитования

«Черные кредиторы» не смогут требовать возврата выданных займов, соответствующие поправки будут внесены в закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» до конца года, рассказал «Известиям» Анатолий Аксаков. По его словам, поправки уже прошли первое чтение и теперь готовятся ко второму. Ожидается, что изменения будут приняты до конца этого года.

— Есть коллизия в законодательстве: они (нелегальные МФО. — «Известия») займы выдавать не могут, а требовать могут. Чтобы не было этой коллизии, нужны поправки, — сказала Анатолий Аксаков.

Нелегальные МФО кредитуют население под крайне высокие проценты — 1000% годовых, хотя по закону вообще не имеют права выдавать займы. В результате долг быстро копится, а его взысканием занимаются так называемые черные коллекторы. С 1 июля 2019 года в России могут вступить в силу меры, ограничивающие величину ставки по кредиту 1% в день, то есть 365% в год. Однако не включенные в реестр ЦБ МФО далеко не всегда соблюдают действующее законодательство.

Закон не писан

Незаконная деятельность нелегальных кредиторов никак не регламентируется, не регулируется и не контролируется, отметили в пресс-службе Центробанка. Они не соблюдают установленных законодательством ограничений по полной стоимости займа, по начислению процентов, а также штрафов и пеней, пояснили в регуляторе. При этом при займе в такой компании долговая нагрузка может оказаться неподъемной для гражданина. За незаконное кредитование предусмотрена административная ответственность. Это штраф на 20–50 тыс. рублей для должностных лиц и на 200–500 тыс. рублей для компаний. В ЦБ подчеркивают, что такой подход не позволяет эффективно бороться с нелегалами.

— Поэтому Банк России неоднократно выступал с предложениями по ужесточению ответственности за осуществление нелегальной микрофинансовой деятельности: повышение размеров административных штрафов, введение кратности при повторных нарушениях, а также введение уголовной ответственности должностных лиц в подобных компаниях за неоднократные нарушения законодательства и нелегальное предоставление потребительских займов, — сказал представитель регулятора.

В частности, ЦБ считает важным лишить нелегальных кредиторов судебной защиты, то есть ограничить их право на судебное взыскание задолженности. Кроме того, регулятор вновь напомнил о необходимости повышать финансовую грамотность россиян.

— Ответственное поведение потенциального заемщика при выборе организации, в которой он получает кредит – является самым важным моментом в борьбе с мошенниками, — добавили в ЦБ.

Обеление рынка

Объем рынка нелегального кредитования практически сопоставим с легальным и превышает 100 млрд рублей, отметил гендиректор МФК «Городская сберкасса» Александр Мамонов. По его словам, развитию этого сегмента теневого бизнеса способствует спрос со стороны населения: клиенты с испорченной кредитной историей, которым отказали в банке и законном МФО, как правило, обращаются к нелегалам. Опасность здесь заключается в том, что они не только загоняют людей в долговую яму, но и используют незаконные методы взыскания, констатировал гендиректор финансового маркета «Юником.24» Юрий Кудряков. Дело доходит до откровенного криминала: в окна домов должников бросают бутылки с зажигательной смесью, отметил он.

По словам Юрия Кудрякова, в 95% «черные взыскатели» звонят должникам чаще, чем позволяет закон. Угрожать могут рано утром и поздно ночью. 70% нелегалов активно звонят на работу должникам, указал он. В этом году участились случаи отъема недвижимости у должников: договор займа составляется так, что при невыплате долга жилье переходит к преступникам, указал Юрий Кудряков.

Изменения в закон о деятельности микрокредитных и микрофинансовых компаний будут способствовать обелению рынка МФО, считает эксперт. Они могут обезопасить граждан от отголосков черного рынка взыскателей, уверен инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Запрет на взыскание нелегальных долгов сделает работу коллекторов невыгодной.

Компании, не включенные Центробанком в реестр МФО, вообще не имеют права выдавать ссуды, однако регулярно делают это. ЦБ признает, что «в области потребзаймов высока активность незаконных кредиторов, а люди, обращающиеся к ним, почти гарантированно становятся жертвами мошенничества». Регулятор разработал законопроект, усиливающий санкции для псевдомикрофинансистов. Если компания нарушила закон один раз, штраф составит 300–500 тыс. рублей, при рецидиве сумма может быть увеличена до 5 млн рублей. Законопроект уже внесен в Госдуму. Также комитет нижней палаты парламента по финрынку разрабатывает законопроект, который введет уголовную ответственность для псевдомикрофинансистов, срок тюремного заключения сейчас обсуждается.

МФК «Кредит 911» исключена из реестра МФО

Микрофинансовая компания «Кредит 911» исключена из реестра микрофинансовых организаций по решению ЦБ РФ.

Регулятор выявил в компании целый ряд нарушений. В основном они сводятся к 4 моментам:

1. Систематическое нарушение экономических нормативов, которые МФО обязаны соблюдать, в том числе падение капитала компании ниже минималки в 70 млн рублей. При этом в ЦБ подавались документы о том, что все соблюдается.

2. Нарушение прав заемщиков.

3. Мухлеж с наличкой, которая официально не проводилась по счетам.

4. Назначение и.о. бухгалтера без согласования с ЦБ. Вероятно, тут сказался корпоративный конфликт в компании, о котором MfoGuru.com писал еще весной 2019 года. Тогда же поползли слухи, что компания испытывает проблемы с ликвидностью.

Вот полный перечень нарушений, за которые ЦБ решился на крайнюю меру в отношении Кредит 911.

— за представление отчетов по форме 0420840 «Отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой компании» по состоянию на 31.12.2018, 31.03.2019, 31.05.2019, 30.06.2019, 31.07.2019, отчетности по форме 0420001 «Отчетность об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций» за декабрь 2018 года, март и июнь 2019 года, бухгалтерскую (финансовую) отчетность по состоянию на 31.12.2018, 31.03.2019, 30.06.2019 с нарушением требований;

— за возложение временного исполнения обязанностей главного бухгалтера Общества на лицо без предварительного согласия Банка России;

— за неуведомление в установленном порядке Банк России о возложении временного исполнения обязанностей главного бухгалтера и специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в микрофинансовой компании в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— за осуществление бухгалтерского учета с нарушением установленных требований;

— за осуществление наличных расчетов с физическими лицами по выдаче займов за счет наличных денег, не поступавших в кассу Общества с его банковского счета;

— за непредставление информации, необходимой для формирования кредитных историй юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в отношении заемщиков хотя бы в одно бюро кредитных историй;

— за осуществление взимания вознаграждения за услуги, оказывая которые Общество действовало исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщика;

— за нарушение очередности погашения задолженности заемщиком;

— за неосуществление изменений индивидуальных условий договоров потребительского займа с соблюдением установленных требований;

— за неотражение полной стоимости потребительского кредита (займа) в денежном выражении в квадратных рамках в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского кредита (займа) перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа);

— за неоднократное в течение года представление существенно недостоверных отчетных данных с учетом пунктов 2.2 и 2.5 Указания Банка России от 27.10.2016 № 4168-У «О порядке определения и критериях существенности недостоверных отчетных данных, представляемых микрофинансовыми организациями в Банк России» (Общество неоднократно в течение года предоставляло существенно недостоверные отчетные данные в части наличия сведений о соблюдении Обществом экономического норматива достаточности собственных средств по состоянию на 31.07.2019 и экономического норматива ликвидности по состоянию на 31.12.2018, 31.05.2019, 30.06.2019, 31.07.2019 при установлении Банком России фактов несоблюдения Обществом указанных экономических нормативов, в части наличия сведений о выданных микрозаймах при установлении Банком России фактов отсутствия выдачи микрозаймов);

— за неоднократное в течение года снижение собственных средств (капитала) Общества ниже минимального значения, установленного Федеральным законом № 151-ФЗ.

Теги:кредит 911

Статья была полезной? Поделитесь с друзьями;)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *