Инвариантная часть учебного плана

  • автор:

Основы базисного учебного плана{Из пояснительной записки для средних школ)

Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования.
В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области «Математика» и предметов физики и химии, может быть выделено 10-15 процентов времени на региональный компонент содержания образования.
Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.
Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.
Инвариантная часть Базисного учебного плана представлена следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания этих областей.
Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам.
Образовательная область «Филология» может быть реализована в трех вариантах, обус-ловленных особенностями обучения в образовательных учреждениях.
В школах с преподаванием на русском языке как родном изучаются русский язык, русская литература, литература народов России, иностранный язык. При этом используется суммарное количество часов на изучение русского языка как государственного и образовательного компонента «Языки и литература».
В школах с преподаванием на родном (нерусском) языке изучаются русский язык как государственный, родной язык, родная литература, русская литература, литература народов России, иностранный язык.
В школах с преподаванием на русском языке как неродном изучаются русский язык как государственный, родной язык, родная литература, русская литература, литература народов России, иностранный язык.
При этом для указанных двух последних вариантов на изучение образовательной области «Филология» используется суммарное количество часов, включающее часы на изучение русского языка как государственного, определенные инвариантной частью Базисного учебного плана, и учебное время, выделенное в инвариантной части на изучение образовательного компонента «Языки и литература».
Кроме того, по усмотрению регионального органа управления образованием возможно увеличение количества часов на эту образовательную область за счет вариативной части Базисного учебного плана.
Изучение иностранного языка в начальных классах в каждом из вариантов, при наличии определенных условий, обеспечивается за счет часов вариативной части Базисного учебного плана со второго класса.
В образовательную область «Математика» входят: математика, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, информатика. За счет инвариантной части учебного плана информатика может изучаться как самостоятельный курс в X—XI классах. Изучение данного курса начинать в более раннем возрасте (VII—IX кл.) возможно за счет часов вариативной части.
Образовательную область «Естествознание» составляют: физика, химия, биология, экология, естествознание как интегрированный курс.
Образовательная область «Обществознание» представлена следующими предметами: история России и всеобщая история, география, обществознание и экономика (за счет часов вариативной части Базисного учебного плана).
Примечания.
1. Обязательная минимальная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения для общеобразовательных учреждений региона, в том числе для школ с углубленным изучением, лицеев, гимназий, определяется региональными органами управления образованием. При этом обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую.
2. Число часов на вариативную часть определено для пятидневной и шестидневной учебной недели.
3. При проведении занятий по иностранному языку (IV-XI кл.) и трудовому обучению (V—XI кл.), физической культуре (X-XI кл.), по основам информатики и вычислительной техники, физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.
4. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также деление на группы в I—III классах при изучении иностранного языка.
5. В связи с тем что в малокомплектных и однокомплектных школах трудно решаются вопросы дифференциации обучения, особенно на III ступени образования, где практически нет возможности открыть несколько классов с углубленным изучением различных предметов, предлагается организовать по две профильные группы, например: группы с гуманитарной и естественно-научной направленностью или группы с гуманитарной и технической направленностью и т.д. При этом максимальная учебная нагрузка на одного учащегося X и XI классов составляет 32 часа в неделю, из них 26 часов отводится на совместное (всем классом) изучение выбранных предметов двумя группами по 6 часов на каждый профиль. В том случае, если выбраны два профиля, например гуманитарный профиль — 26 часов на общее изучение предметов и 6 часов на профиль, математический профиль — 26 часов на общее изучение предметов и 6 часов на профиль, то общее финансирование этих про¬фильных классов (X и XI классы) составит 26 ч + 6 ч + 6ч = 38чв неделю в каждом классе.
6. Базисный учебный план финансируется во всех видах общеобразовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся.
Факультативные, индивидуальные, групповые занятия финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *