Инструкция по производству полетов в районе аэродрома

  • автор:

действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минтранса РФ от 31.01.2011 N 29 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ В РАЙОНЕ АЭРОУЗЛА, АЭРОДРОМА (ВЕРТОДРОМА) И ТИПОВЫХ СХЕМ АЭРОНАВИГАЦИОННОГО ПАСПОРТА АЭРОДРОМА (ВЕРТОДРОМА), ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ»
Вид документа приказ, инструкция
Принявший орган минтранс рф
Номер документа 29
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Номер регистрации в Минюсте 19983
Дата регистрации в Минюсте 03.03.2011
Статус действует
Публикация
  • «Российская газета», N 54, 16.03.2011
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 31.01.2011 N 29 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ В РАЙОНЕ АЭРОУЗЛА, АЭРОДРОМА (ВЕРТОДРОМА) И ТИПОВЫХ СХЕМ АЭРОНАВИГАЦИОННОГО ПАСПОРТА АЭРОДРОМА (ВЕРТОДРОМА), ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ»

Типовая ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА (ВЕРТОДРОМА)

I. Общие положения

1.1. Класс аэродрома (вертодрома). В чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении находится аэродром (вертодром). Часы работы аэродрома (вертодрома).

1.2. Указатель (индекс) местоположения аэродрома (вертодрома). Название аэродрома (вертодрома).

1.3. Подразделения государственной, экспериментальной авиации и организации, базирующиеся на аэродроме (вертодроме).

1.4. Типы обслуживаемых (эксплуатируемых) воздушных судов.

1.5. Старший авиационный начальник аэродрома (вертодрома). Почтовый адрес, электронный адрес, адрес авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, контактные телефоны.

1.6. Используемая система координат.

II. Описание аэродрома (вертодрома)

2.1. Общие сведения.

Расположение аэродрома (вертодрома) относительно ближайшего крупного населенного пункта. Географические координаты (широта, долгота в градусах, минутах, секундах) контрольной точки аэродрома (вертодрома). Превышение (абсолютная высота) контрольной точки аэродрома (вертодрома). Магнитное склонение с точностью до ближайшего градуса. Номер часового пояса.

2.2. Характеристика летного поля.

Форма, размеры, характер поверхности, грунт и его плотность, покров летного поля, пригодность к эксплуатации при выпадении осадков в зависимости от времени года по типам воздушных судов.

2.3. Характеристика площади маневрирования.

Количество взлетно-посадочных полос (далее — ВПП). Расстояние между осями ВПП, смещение относительно друг друга. Для каждой ВПП: класс, размеры (длина, ширина), тип покрытия и его конструкция, абсолютные высоты порогов, высоты опорных точек радиомаячных систем, истинный путевой угол с точностью до одной минуты, магнитные путевые углы взлета и посадки (номера ВПП), значение «классификационных чисел аэродромных покрытий», уклон, концевые полосы торможения, размеры спланированной части полосы, размеры свободных зон, географические координаты (широта, долгота в градусах, минутах, секундах и сотых долях секунд) каждого порога ВПП. Расположение и размеры запасной ВПП. Пригодность к взлету и посадке в зависимости от типов воздушных судов. Располагаемые дистанции (разбега, взлета, прерванного взлета, посадочная). Маркировка ВПП.

Расположение, номера и размеры (ширина несущей части) магистральных рулежных дорожек, мест стоянок. Истинный путевой угол магистральных рулежных дорожек с точностью до одной минуты, значение «классификационных чисел аэродромных покрытий» для магистральных рулежных дорожек, рулежных дорожек, мест стоянок. Ширина и обозначение рулежных дорожек, маршрутов для руления по воздуху вертолетов.

2.4. Характеристика перрона.

Расположение и номера перронов, значение их «классификационных чисел аэродромных покрытий». Маркировка мест стоянок, перронов.

2.5. Характеристика вертолетных площадок и стоянок.

Расположение относительно ВПП магистральных рулежных дорожек, рулежных дорожек. Географические координаты (широта, долгота в градусах, минутах, секундах и сотых долях секунд) геометрического центра зоны приземления и отрыва. Характер поверхности, размеры. Значение «классификационных чисел аэродромных покрытий». Пригодность для взлета и посадки в зависимости от типа вертолетов. Маркировка и регламент работы вертолетных площадок.

2.6. Минимумы аэродрома (вертодрома).

Минимальные безопасные высоты пролета препятствий для захода на посадку по правилам полетов по приборам. Минимумы аэродрома (вертодрома) для взлета и посадки по категориям воздушных судов для каждого направления ВПП. Минимумы при отказах отдельных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи, светосигнального и метеорологического оборудования.

III. Район аэродрома (вертодрома)

3.1. Характеристика района аэродрома (вертодрома).

Краткая характеристика местности, рельефа, навигационных ориентиров в районе аэродрома (вертодрома). Краткое физико-географическое описание района аэродрома (вертодрома) и его климатическая характеристика. Естественные и искусственные препятствия в районе аэродрома (вертодрома), их высота относительно контрольной точки аэродрома (вертодрома), маркировка и географические координаты (широта, долгота в градусах, минутах, секундах). Препятствия в границах полос воздушных подходов, их расположение и превышение относительно используемого порога ВПП. Препятствия, учитываемые при определении взлетной массы воздушного судна.

3.2. Структура воздушного пространства.

Горизонтальные и вертикальные границы воздушного пространства района аэродрома (вертодрома). Горизонтальные и вертикальные границы класса (классов) воздушного пространства района аэродрома (вертодрома). Горизонтальные и вертикальные границы диспетчерской зоны, диспетчерского района. Границы полос воздушных подходов.

Схемы вылета, захода на посадку, ухода на второй круг, полета по аэродромному кругу и в зоне ожидания. Стандартные маршруты вылета и прилета, маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, маршруты зональной навигации, местные воздушные линии и специальные зоны. Маршруты входа (выхода) в зоны ограничения полетов. Постоянные маршруты полетов воздушных судов (на воздушную разведку погоды, учебные, облет авиационной техники, по планам боевой подготовки, на испытания и исследования авиационной техники) (далее — постоянные маршруты).

Географические координаты (широта, долгота в градусах, минутах, секундах) посадочных площадок и пунктов запуска шаров-зондов, расположенных в районе аэродрома (вертодрома). Горизонтальные и вертикальные границы специальных зон в районе аэродрома (вертодрома). Номера, горизонтальные и вертикальные границы запретных зон, расположенных в районе аэродрома (вертодрома). Номера, регламент работы, горизонтальные и вертикальные границы зон ограничения полетов, постоянных опасных зон, установленных в интересах подразделений государственной, экспериментальной авиации и организаций, базирующиеся на аэродромах (вертодромах). Воздушные трассы, маршруты зональной навигации, местные воздушные линии, постоянные маршруты полетов воздушных судов, проходящие через район аэродрома (вертодрома).

IV. Выполнение полетов

4.1. Наземное движение воздушных судов на летном поле.

Порядок передвижения (буксировка, руление) воздушных судов на летном поле. Меры предосторожности при рулении с учетом условий видимости и состояния рулежных дорожек. Заруливание воздушных судов на места стоянок (указывается наименование места стоянки). Применение визуальных сигналов типа «АГНИС». Маршруты заруливания. Места стоянок для заруливания на тяге собственных двигателей и буксировкой. Выруливание с мест стоянок на тяге собственных двигателей и буксировкой. Места обработки воздушных судов противообледенительными жидкостями, места запуска маршевых двигателей, девиационные площадки.

4.2. Порядок выполнения полетов в районе аэродрома (вертодрома).

Порядок взлета воздушного судна. Выполнение полетов по стандартным маршрутам вылета и прилета, полетов по схеме снижения и захода на посадку по правилам полетов по приборам. Особенности выполнения полетов в условиях ограниченной видимости. Порядок входа (выхода) на воздушные трассы, маршруты зональной навигации, местные воздушные линии, специальные зоны. Порядок входа (выхода) в зоны ограничения полетов, постоянные опасные зоны, установленные в интересах подразделений государственной, экспериментальной авиации и организаций, базирующиеся на аэродромах (вертодромах). Выполнение полетов по постоянным маршрутам. Порядок сбора и роспуска групп воздушных судов. Выполнение маневра для внеочередного захода на посадку или ухода на запасной аэродром (вертодром). Полеты в зоне ожидания. Полеты на сверхзвуковых скоростях. Облеты наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродрома (вертодрома). Выполнение полетов с двух и более ВПП. Особенности выполнения полетов на аэродромах совместного базирования, аэродромах совместного использования.

V. Обеспечение безопасности полетов воздушных судов и обслуживания воздушного движения

5.1. Основные рекомендации по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и обслуживания воздушного движения в районе аэродрома (вертодрома).

5.2. Минимальные безопасные высоты, эшелон перехода, высота перехода. Минимальные интервалы по категориям воздушных судов, используемые органом обслуживания воздушного движения (управления полетами), между взлетающими и выполняющими заход на посадку воздушными судами, между поочередно взлетающими воздушными судами, между воздушными судами, выполняющими заход на посадку.

Внеочередной заход на посадку. Уход на второй круг. Аварийный слив топлива. Порядок использования аэродромной аварийной тормозной установки (при наличии). Концевые полосы торможения, если они предназначены для уменьшения риска повреждения воздушных судов, в случае выкатывания за пределы ВПП.

5.3. Действия экипажа воздушного судна и органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при получении сигналов «Режим», «Ковер».

VI. Обслуживание воздушного движения

6.1. Орган обслуживания воздушного движения (управления полетами), осуществляющий обслуживание воздушного движения, его позывной и частота (частоты), часы работы.

6.2. Особенности обслуживания воздушного движения:

при выполнении полетов по стандартным маршрутам вылета и прилета, полетов по схеме снижения и захода на посадку, для входа (выхода) на воздушные трассы, маршруты зональной навигации, местные воздушные линии, специальные зоны;

при выполнении полетов по постоянным маршрутам;

при выполнении полетов в зонах ограничения полетов, постоянных опасных зонах, установленных в интересах подразделений государственной, экспериментальной авиации и организаций, базирующиеся на аэродромах (вертодромах);

при полетах воздушных судов, следующих транзитом через район аэродрома (вертодрома);

при выполнении полетов воздушных судов в целях проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ;

при обеспечении воздушному судну посадки в аварийной ситуации;

при выполнении полетов воздушных судов на аэродромах совместного базирования, аэродромах совместного использования;

при выполнении полетов с двух и более ВПП.

6.3. Рубежи приема/передачи обслуживания воздушного движения, взаимодействие между диспетчерскими пунктами (секторами) органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

6.4. Порядок перехода на запасные пункты управления (при их наличии) и осуществления обслуживания воздушного движения с них.

6.5. Порядок временного совмещения функций по обслуживанию воздушного движения диспетчерских пунктов, секторов обслуживания воздушного движения.

6.6. Управление наземным движением на перроне при наличии специализированного подразделения аэропортового комплекса на крупных аэродромах с большой площадью перрона, где диспетчерский пункт руления органа обслуживания воздушного движения не может наблюдать за всем перроном из-за сложности его конфигурации. Зоны ответственности между диспетчерским пунктом руления органа обслуживания воздушного движения и специализированным подразделением аэропортового комплекса по управлению движением воздушных судов на перроне, а также процедуры, которые необходимо соблюдать при обслуживании наземного движения, и методы взаимодействия в переходных зонах между перроном и площадью маневрирования.

VII. Обеспечение полетов

7.1. Предоставление аэронавигационной информации.

Порядок подготовки и предоставления аэронавигационной информации авиационному персоналу, связанному с обеспечением и выполнением полетов.

7.2. Предоставление метеорологической информации.

Организация метеорологического обеспечения полетов (название, идентификационные данные авиационного метеорологического подразделения, часы работы, почтовый адрес, электронный адрес, адрес авиационной наземной сети передачи данных и телеграфных сообщений, контактные телефоны), аэродромы (вертодромы), по которым осуществляется прогнозирование. При отсутствии на аэродроме (вертодроме) авиационного метеорологического подразделения указывается, за каким авиационным метеорологическим подразделением закреплен аэродром (вертодром) для составления прогнозов погоды, объем метеорологической информации, предоставляемой пользователям воздушного пространства.

Метеорологические наблюдения и сводки (пункты наблюдений, виды наблюдений, особенности; сроки регулярных наблюдений; критерии выпуска специальных сводок и порядок их распространения; порядок проведения наблюдений за ветром на высотах и передачи данных; порядок проведения радиолокационных наблюдений и передачи данных).

Виды авиационных прогнозов погоды по аэродрому (вертодрому), предупреждения об опасных для полетов метеорологических явлениях.

Обеспечение метеорологической информацией органов обслуживания воздушного движения (управления полетами). Виды предоставляемой информации и способы ее доведения. Порядок действия смены авиационного метеорологического подразделения при поступлении сигнала «Тревога».

7.3. Орнитологическое обеспечение полетов.

Орнитологическая обстановка в районе аэродрома (вертодрома) для основных периодов годовой активности птиц. Основные мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов.

7.4. Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь.

Состав и размещения средств наблюдения, радионавигации, посадки и авиационной электросвязи. Основные радиосети. Использование основных и резервных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. Состав дежурных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи при использовании аэродрома (вертодрома) в качестве запасного. Применение средств объективного контроля.

7.5. Электросветотехническое обеспечение полетов.

Описание светосигнального оборудования аэродрома (вертодрома), в том числе для посадки на ВПП с каждого направления захода на посадку. Описание светосигнальных средств на летном поле аэродрома (вертодрома). Энергоснабжение на аэродроме (вертодроме).

7.6. Аэродромное обеспечение полетов.

Порядок осмотра ВПП днем и ночью, а также в условиях ограниченной видимости. Мероприятия по поддержанию аэродрома (вертодрома) в постоянной эксплуатационной готовности. Порядок движения по аэродрому (вертодрому) людей, аэродромно-технических и транспортных средств. Порядок и очередность очистки элементов летного поля, включая критические зоны радиомаячных систем. Порядок и сроки определения толщины слоя осадков на ВПП и коэффициента сцепления. Подготовка к полетам вертолетных площадок. Порядок встречи и отправки воздушных судов с мест стоянок авиационным персоналом.

7.7. Медицинское обеспечение полетов.

Содержание и порядок проведения медицинского обеспечения полетов.

7.8. Поисково-спасательное и аварийно-спасательное обеспечение.

Границы района ответственности по осуществлению аварийно-спасательных работ. Состав аварийно-спасательных средств.

Порядок действий авиационных сил и средств поиска и спасания при получении сигнала бедствия или другой информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие.

7.9. Обеспечение авиационной безопасности.

Содержание и порядок проведения режимно-охранного обеспечения. Организация охраны воздушных судов и иных объектов на аэродроме (вертодроме).

Ограждение аэродрома (вертодрома).

7.10. Обеспечение полетов на аэродромах совместного базирования, аэродромах совместного использования.

Особенности обеспечения полетов на аэродромах совместного базирования, аэродромах совместного использования.

VIII. Рекомендации по уменьшению неблагоприятного воздействия воздушных судов на окружающую среду

8.1. Факторы, учитываемые при разработке мероприятий по снижению воздействия авиационного шума.

8.3. Основные рекомендуемые методы снижения воздействия авиационного шума.

: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

IX. Приложения

9.1. Карта структуры воздушного пространства района аэродрома (вертодрома) масштаба 1:500000 (1:200000), на которую наносятся:

элементы структуры воздушного пространства, указанные в пункте 3.2 настоящей Типовой Инструкции;

препятствия высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома (вертодрома).

9.2. Схема стандартных маршрутов прилета и вылета воздушных судов.

9.3. Схема набора (снижения) высоты и ухода (выхода) воздушных судов на маршруты, специальные зоны, зоны ограничения полетов, постоянные опасные зоны для всех направлений взлета (посадки).

9.4. Схема снижения и захода на посадку для каждого направления ВПП.

9.5. Схема выполнения маневра для внеочередного захода на посадку или ухода на запасной аэродром (вертодром).

9.6. Схема рельефа местности для точного захода на посадку.

9.7. Схема постоянных маршрутов полетов для воздушной разведки погоды.

9.8. Схема районов обслуживания воздушного движения для органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), с рубежами приема, передачи обслуживания воздушного движения.

9.9. Схема связи между органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и обеспечивающими службами.

9.10. Схема расположения радиотехнического оборудования аэродрома (вертодрома).

9.11. Схема облетов наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродрома (вертодрома).

9.12. Схема препятствий в полосе воздушных подходов каждой ВПП.

9.13. Схема расположения мест стоянок и движения воздушных судов по аэродрому (вертодрому).

9.14. Схема движения людей и спецавтотранспорта по аэродрому (вертодрому).

9.15. Схема размещения метеорологического оборудования на аэродроме (вертодроме).

9.16. Схема концентрации и перелета птиц в окрестностях аэродрома (вертодрома).

9.17. Схема расположения зон шумов.

9.18. Схема приаэродромной территории.

X. Лист регистрации изменений и дополнений к Инструкции

Приложение N 3
к Приказу Минтранса России
от 31 января 2011 г. N 29

1. Авиационные работы — работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 №114-ФЗ, от 30.12.2008 №309-ФЗ)
2. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
3. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей. Согласование указанных условий и ограничений возлагается на заказчика авиационных работ.

Автор комментария: О.И. Аксаментов

1. В соответствии с п.1 комментируемой статьи к авиационным работам относятся работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Цитируемая норма указывает, что авиационные работы выполняются посредством транспортного средства, предназначенного для перемещения в воздушном пространстве, воздушного судна. Причем, гражданского воздушного судна. Гражданские воздушные суда используются в целях гражданской авиации (коммерческой гражданской авиации и/или авиации общего назначения). Использование воздушного судна в целях коммерческой гражданской авиации означает, что на воздушном судне осуществляются воздушные перевозки и/или выполняются авиационные работы (п.1 ст.21 ВК РФ). Иными словами, коммерческая гражданская авиация предполагает использование воздушного судна в качестве средства производства, в отличие от авиации общего назначения, где воздушное судно используется для удовлетворения личных потребностей, то есть является предметом потребления.

2. Использование гражданского воздушного судна для полетов является обязательным признаком всякой авиационной работы. Лицо, использующее гражданское воздушное судно для полетов в целях коммерческой гражданской авиации, является эксплуатантом коммерческой гражданской авиации (отсылаем читателя к комментарию к ст.61 ВК РФ). Порядок проведения обязательной сертификации юридических и физических лиц, выполняющих, в частности, авиационные работы, установлен приказом Министерства транспорта РФ от 04.02.2003 №11 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации».

3. Использование гражданского воздушного судна в качестве средства производства во всяком случае предполагает вступление эксплуатанта в имущественные отношения с другими участниками гражданского оборота и опосредуется гражданско-правовым договором. В том случае, если объектом договора являются действия (деятельность), требующая использования гражданского воздушного судна, то данный договор характеризуется как договор на выполнение авиационных работ. Стороны договора на выполнение авиационных работ самостоятельно выбирают договорную конструкцию, соответствующую виду авиационной работы, которую необходимо выполнить. Соответственно, выбор сторонами договорной конструкции непосредственно зависит от природы объекта договора, то есть от конкретного вида действий (деятельности), которое(-ую) обязуется выполнить подрядчик с использованием воздушного судна.
Таким образом, под авиационными работами следует понимать один из способов использования воздушного судна в целях коммерческой гражданской авиации.

4. В п.1 комментируемой статьи приводится примерный перечень сфер общественной деятельности, где возможны авиационные работы: в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Из буквального толкования п.1 ст.114 ВК РФ видно, что «другие цели» выполнения авиационных работ могут быть установлены только уполномоченным органом в области гражданской авиации, что противоречит такому принципу гражданского права, как «свобода договора».
На сегодняшний день нет уполномоченного органа в области гражданской авиации к компетенции которого относится установление перечня различного целевого назначения авиационных работ. Следовательно, дать исчерпывающий перечень конкретных видов деятельности относящихся к авиационным работам сегодня не представляется возможным. Более того, положение об отнесении установления перечня целей выполнения авиационных работ (читай, видов авиационных работ) к компетенции уполномоченного органа в области гражданской авиации de lege ferenda не должно существовать, поскольку является нарушением принципа свободы договора (п.2 ст.1, ст.421 ГК РФ).
Однако, до сих пор сохраняет юридическую силу ведомственного нормативного правового акта приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 09.12.1999 №130 «О классификации авиационных работ по видам и их назначению», содержание которого не вполне корректно соотносится с его названием. Так, в п.1 приказа от 09.12.1999 №130 впервые вводится дефиниция «транспортной работы», которая раскрывается через понятие «перевозка».
В п.2 приказа от 09.12.1999 №130 приводится перечень работ по применению авиации в отраслях экономики, где также несложно отметить слабый уровень юридической техники. Так, несмотря на то, что цитируемый приказ принят в целях дальнейшего совершенствования классификации авиационных работ по видам и их назначению, в нем отсутствует единый классификационный критерий перечня «работ», которые раскрываются через: «полеты» (пп.2.1-2.2., 2.9-2.11, 2.13); «обслуживание» (пп.2.4-2.6, 2.12); «производство» (п.2.7); «перегонка» (п.2.8); «перевозки» (п.2.14).
Более того, в п.2.15 приказа от 09.12.1999 №130 говорится, что к работам по применению авиации в отраслях экономики относятся также прочие виды работ по договорам с предприятиями и организациями, оплачиваемые заказчиком. Данное положение позволяет говорить о том, что приведенный в приказе от 09.12.1999 №130 перечень видов авиационных работ является открытым, а следовательно, стороны договора на выполнение авиационных работ могут согласовать любые иные работы, нежели приводятся в цитируемом приказе, что в целом согласуется с принципом свободы договора, а также принципом дозволительной направленности гражданско-правового регулирования (п.2 ст.1, ст.421 ГК РФ).

5. В п.2 комментируемой статьи говорится, что общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами. Под правилами выполнения авиационных работ (как общими, так и отдельных видов), следует понимать обязательные для сторон договора на выполнение авиационных работ правила поведения публично-правового характера. Однако, как представляется, установленная п.2 комментируемой статьи норма изложена не совсем корректно с юридико-технической точки зрения. Речь, в данном случае, следует вести о правилах, устанавливающих порядок выполнения полетов при выполнении авиационных работ, что в целом соответствует предмету регулирования воздушного законодательства, и воздушного кодекса в частности.
Так, в п.18 Федеральных правил использования воздушного пространства (ФПИВП), утвержденных постановление Правительства РФ от 22.09.1999 №1084, сказано, что район авиационных работ является отдельным элементом структуры воздушного пространства, что предполагает соответствующий публично-правовой режим. Для проведения авиационных работ могут устанавливаться районы авиационных работ. Границы постоянных районов авиационных работ устанавливаются военными секторами центров ЕС ОрВД по представлению пользователей воздушного пространства (п.39 ФПИВП).
В п.97 ФПИВП сказано, что федеральные авиационные правила, регулирующие порядок выполнения полетов воздушных судов по воздушным трассам, местным воздушным линиям, в районах авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, разрабатываются с учетом требований настоящих Федеральных правил и утверждаются Федеральной службой воздушного транспорта России по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

6. В п.3 комментируемой статьи говорится, что органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей. Согласование указанных условий и ограничений возлагается на заказчика авиационных работ.
Данная норма является бланкетной, поскольку отсылает к правопорядку, установленному на уровне органов государственной власти субъекта РФ. В то же время, цитируема норма является альтернативной, поскольку установление условий выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнения зависит от усмотрения компетентного органа государственной власти субъекта РФ. Однако, для данного усмотрения не достаточно только одной воли органа законодательной или исполнительной власти субъекта РФ. Необходимо, чтобы установленные условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение были сопряжены с одним из (или с двумя одновременно) предусмотренных в п.3 комментируемой статьи юридических фактов, а именно: экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *