Иностранный гражданин

  • автор:

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С РАБОТНИКОМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНИНОМ ИЛИ ЛИЦОМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

В представленном материале рассмотрим особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установленные трудовым законодательством.
Иностранные граждане или лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, статья 4 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ)).
Законодательство гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации, право на свободу и личную неприкосновенность. Они вправе свободно передвигаться по территории Российской Федерации. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц.
Трудовая деятельность иностранных работников или лиц без гражданства регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), Законом N 115-ФЗ, а также нормами, установленными международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 115-ФЗ иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (статья 2 Закона N 115-ФЗ).
Следует отметить, что в целях применения Закона N 115-ФЗ понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Информация актуальна на 01.06.2015

***

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных законодательством или международными договорами Российской Федерации.

Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (ЛБГ) обязаны иметь:

— документ, удостоверяющий личность (паспорт иностранного гражданина или вид на жительство, разрешение на временное проживание, или иные документы, предусмотренные законодательством и международными договорами Российской Федерации);

— визу (за исключением случаев въезда на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами);

— уведомление о прибытии иностранного гражданина (отрывная часть с отметкой Миграционной службы);

— миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию (освобождаются от заполнения миграционных карт Российской Федерации при пересечении государственной границы и могут находиться на территории России без их наличия граждане Республики Беларусь).

Иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации, обязаны встать на учет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на гарантированное соблюдение конституционных прав каждого, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, а также на реализацию национальных интересов в сфере миграции. Органы миграционного учета, в соответствии с законодательством, фиксируют и обобщают сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях формирования полной, достоверной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий этих перемещений, управления в кризисных ситуациях, а также для решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

Российское законодательство выделяет три категории иностранных граждан:

— временно пребывающие в Российской Федерации;

— временно проживающие в Российской Федерации;

— постоянно проживающие в Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства определяется сроком действия выданной ему визы. В случае прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, этот срок не может превышать 90 суток. При получении разрешения на работу (с обязательным заключением договора)- на срок действия договора, но не более 1 года с момента въезда на территорию России.

Срок временного проживания в Российской Федерации иностранного гражданина составляет 3 года. Разрешение на временное проживание может быть выдано временно пребывающему иностранному гражданину в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством.

Срок постоянного проживания в Российской Федерации иностранного гражданина (по виду на жительство) не ограничен. Для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на 5 лет и может продлеваться по его заявлению каждые пять лет многократно.

Иностранный гражданин обязан покинуть территорию России, если срок действия его визы или иной срок временного пребывания, предусмотренный законодательством или международным договором, истек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен или сокращен, если изменились условия и обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Если иностранный гражданин уклонился от исполнения этой обязанности, то, как лицо, утратившее законные основания для дальнейшего пребывания или проживания в Российской Федерации, он может быть принудительно выслан из России (депортирован).

Постоянно проживающий (по виду на жительство) иностранный гражданин вправе свободно избирать место жительства в пределах Российской Федерации, за исключением территорий, для въезда на которые, в соответствии с законодательством, требуется специальное разрешение. Перечень таких территорий утверждается Правительством Российской Федерации.

Проверять документы у иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России имеют право лишь сотрудники миграционной службы и сотрудники полиции при наличии достаточных оснований подозревать их в нарушении законодательства, в том числе и миграционного. При этом и сотрудник полиции, и сотрудник миграционной службы обязан представиться и предъявить служебное удостоверение.

Если у иностранного гражданина украли или он потерял документ, удостоверяющий личность, он должен заявить об этом в органы внутренних дел по месту совершения кражи или утраты документа. Восстановить утраченный документ можно лишь в консульском учреждении государства своей принадлежности.

Если сотрудники полиции изъяли у иностранного гражданина документ, удостоверяющий его личность, это незаконно. За такого рода незаконные действия должностное лицо может быть привлечено к ответственности. В таких случаях иностранному гражданину необходимо обратиться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, в Управление собственной безопасности ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В случае непринятия должностными лицами органов внутренних дел мер по его жалобе иностранный гражданин вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.

К административной ответственности иностранного гражданина можно привлечь, если он:

— нарушил правила въезда на территорию России или режим пребывания (проживания) в России (порядок миграционного учета, передвижения, транзитного проезда через территорию России, выбора места пребывания или жительства);

— не имеет документов ( в том числе потеряны), подтверждающих его право на пребывание( проживание) на территории России, и он не подал заявления об их утрате в милицию;

-не уведомил миграционную службу о своем проживании в России или уклоняется от выезда из России по истечении срока пребывания;

— уклоняется от прохождения иммиграционного контроля, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном миграционной службой для временного пребывания, а также нарушает правила пребывания в указанных местах или уклоняется от предоставления сведений или предоставляет недостоверные сведения во время определения статуса иммигранта в России;

— занимается деятельностью, не соответствующей цели его приезда в Россию (например, въехал с частным визитом, а сам работает);

— совершил иное административное правонарушение.

Необходимо знать, что иностранный гражданин, не соблюдающий Российское законодательство, может быть не только оштрафован, но и выдворен из Российской Федерации. Решение об административном наказании в отношении иностранного гражданина принимает либо должностное лицо миграционной службы, либо суд. Причем, решение о выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации принимает исключительно суд.

Если иностранному гражданину предлагают уплатить штраф без составления протокола и выдачи квитанции, то это незаконно. О таких фактах обязательно нужно сообщать в Управление собственной безопасности ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Высококвалифицированный специалист (ВКС) – определение:

Высококвалифицированный специалист — это сотрудник, который обладает необходимыми знаниями и навыками. Чаще всего статус высококвалифицированных специалистов получают работники руководящих должностей или квалифицированный технический персонал. По ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан» фирма-работодатель сам определяет квалификацию и признает его ВКС высококвалифицированным.

Размер зарплаты ВКС

Для приема на работу в ваш штат высококвалифицированного специалиста, нужно выплачивать ему зарплату не меньше 167 тыс. рублей в месяц.

Зарплата ВКС может быть и меньше всего в нескольких случаях, которые установлены законом:

  • Научные или педагогические сотрудники вузов, академий наук, национальных исследовательских центров, с государственной аккредитацией 83,5 тыс. руб. в мес.;
  • Резиденты промпроизводственных, туристско-рекреационных, особых экономических зон 83,5 тыс. руб. в мес.;
  • Специалисты в области ИТ при условии наличия документа о госаккредитации организации в области ИТ 83,5 тыс. руб. в мес.;
  • Специалисты, работающие на территории Крыма и Севастополя 83,5 тыс. руб. в мес.
  • Иностранцы, привлеченные на работу в технико-внедренческую особую экономическую зону 58,5 тыс. руб. в мес.
  • Медицинские, педагогические или научные работники для международного мед.кластера 1 млн. руб. в год
  • Иностранцы, работающие в Сколково – принимаются без учета требований к размеру зарплаты.

Кто имеет право принять на работу специалистов ВКС?

  • коммерческие организации России
  • научные организации, профобразовательные организации и вузы (кроме духовных), учреждения здравоохранения при наличии гос. аккредитации
  • представительства, филиалы иностр. компаний
  • Спорт. некоммерческие организации, которые привлекают спортсменов как ВКС

Для каких видов деятельности запрещено оформлять разрешение на работу ВКС

Запрещено в Россию привлекать ВКС специалистов:

  • для проповеднической и иной религиозной;
  • для розничной торговли тнп (включая фармацевтические товары), за исключением сотрудников, осуществляющих руководство деятельностью, связанной с ведением торговли (топ менеджеры, ген. директора и т.д.);
  • eсли есть неисполненные постановления о назначении админ. наказания за нарушение режима пребывания/проживания иностранцев в РФ;
  • eсли для организации действует решение о запрете привлекать иностранцев к трудовой деятельности в РФ в качестве ВКС.

В каком порядке оформляется разрешение на работу ВКС?

Какие документы нужны для получения разрешения на работу ВКС?

Представляем вам список документов, которые нужны для оформления РНР (разрешения на работу) и приглашения на раб. визу:

  1. обращение работодателя о привлечении высоко-квалифицированного иностранца специалиста;
  2. письмо гарантийное;
  3. доверенность на сдачу документов;
  4. трудовой договор (оригинал) с иностранным сотрудником (заверенный печатью);
  5. перевод паспорта иностранца (нотариально заверенный);
  6. одна матовая цветн. Фотография 30 х 40 мм;
  7. копия Свидетельства ОГРН (заверенная нотариально);
  8. копия Свидетельства ИНН (заверенная нотариально);
  9. копия Устава (заверенная печатью компании);
  10. оригинал полиса ДМС и его со сроком действия не менее 3 лет;
  11. пошлина 3500 руб., заверенная синей печатью банка, (на оформление РНР с указанием, ОКТМО, КБК, и ФИО иностранца).

Что мы можем для Вас сделать при оформлении РНР для ваших ВКС?

  • Избавить вас от бюрократических процедур;
  • Проверим и выявим недостатки и некорректно оформленные документы, проинформируем о вероятных рисках;
  • Оформим перевод документов, медицинские полисы ДМС для ВКС;
  • Осуществим весь комплекс работ с документами: подготовим, напечатаем, подадим и получим. Вам останется только подписать документы.

По данным органов статистики и миграционной службы, в России наблюдается ежегодный прирост трудовых мигрантов. Усугубила ситуацию и обстановка на Украине, повлекшая за собой поток беженцев из этой страны. Принимая иностранных граждан на работу, компания должна не только учесть особенности их трудоустройства, но и знать, какие последствия ожидают ее в области обложения доходов таких работников НДФЛ и страховыми взносами. Наша статья поможет не допустить ошибок.

Три категории

В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) все иностранцы в России разделены на три категории:

  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

­НДФЛ

Доходы иностранных граждан, работаю­щих на территории РФ, облагаются ­НДФЛ. Порядок налогообложения доходов таких работников зависит от многих факторов. Например, являются ли иностранные граждане резидентами РФ, есть ли у них статус беженцев, прибыли ли они в Россию в безвизовом режиме, являются ли они гражданами стран Евразийского союза.

Новые правила для безвизовых граждан

Если иностранный гражданин прибывает в Россию в безвизовом режиме (например, с территории Украины), то с этого года для получения возможности трудоустройства на территории нашей страны ему необходимо получить патент (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Обратите внимание: гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении не нужно получать патент для работы в России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

За период действия патента безвизовые иностранцы уплачивают фиксированные авансовые платежи по ­НДФЛ. Сумма платежа установлена в размере 1200 руб. в месяц. Она индексируется на коэффициент-дефлятор, а также на региональный коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарной год субъектами РФ. Напомним, что коэффициент-дефлятор на 2015 г. равен 1,307 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685). Такие правила установлены в ст. 227.1 НК РФ.

В случае заключения с иностранным гражданином трудового договора организация признается налоговым агентом по ­НДФЛ. То есть компания в любом случае должна исчислить, удержать из доходов работника сумму ­НДФЛ. В отношении безвизовых иностранных работников ст. 226 НК РФ устанавливает особые правила. Так, согласно п. 2 ст. 226 НК РФ в таком случае сумма налога уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей по ­НДФЛ, которую иностранец перечислил самостоятельно в бюджет. Для этого у работодателя должно быть соответствующее заявление от работника и до­кумен­ты, подтверждающие уплату фиксированных авансовых платежей.

Кроме того, налоговому агенту необходимо получить из налоговой инспекции уведомление о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы ­НДФЛ. Сделать это можно, подав в инспекцию заявление на получение уведомления. Обратите внимание: письмом ФНС России от 19.02.2015 № БС-4-11/2622 налоговые органы направили для использования в работе рекомендованные формы заявления и уведомления.

Резидент — нерезидент

Основная ставка ­НДФЛ для налоговых резидентов в силу ст. 224 НК РФ равна 13%, а для нерезидентов — 30%. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в России в совокупности не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанного срока в Налоговом кодексе нет.

Подсчет указанных 183 дней производится налоговыми агентами — организациями, которые заключили договоры с иностранными работниками, на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемую в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ.

В письме от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584 специалисты ФНС России отметили, что для исчисления сумм ­НДФЛ при каждой выплате доходов иностранному работнику налоговый агент должен принимать во внимание количество дней пребывания иностранца в РФ на дату фактического получения дохода за 12-месячный период, предшествующий этой дате. Датой фактического получения дохода в виде зарплаты признается последний день календарного месяца, за который она выплачивается (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Таким образом, при определении размера налоговой ставки в отношении заработной платы, например, за май 2015 г., принимается совокупное количество дней пребывания физического лица в РФ за период с 1 июня 2014 г. по 31 мая 2015 г.

Тонкости перерасчета

Налоговый агент рассчитывает сумму ­НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом с начала года применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Такой порядок установлен п. 3 ст. 226 НК РФ. А как применять эту норму Кодекса, когда в течение налогового периода (календарного года) статус работника меняется с нерезидента на резидента?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 01.09.2011 № 03-04-06/6-195. Финансисты указали следующее. Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%. Следовательно, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом.

Как видите, из разъяснений Минфина России следует, что перерасчет ранее удержанного ­НДФЛ в связи с изменением налогового статуса работника производится на дату, после которой налоговый статус работника за текущий налоговый период уже не изменится.

Пример 1

Иностранный работник прибыл в Россию 1 октября 2014 г. и продолжал работать до конца 2015 г.

183 дня пребывания в России, необходимые для установления налогового резидентства, истекли для него 1 апреля 2015 г. То есть с апреля 2015 г. его доходы облагаются по ставке 13%. Однако, исходя из позиции Минфина России, на эту дату перерасчет делать еще рано. Ведь налоговый агент пока не знает, сколько дней иностранный работник будет находиться на территории РФ в 2015 г.

Перерасчет можно будет произвести только в июле 2015 г., так как 2 ­июля 2015 г. истекут 183 дня нахождения работника в России в 2015 г. С этого момента налоговый агент должен пересчитать иностранцу ­НДФЛ по ставке 13% с начала 2015 г.

Обратите внимание: в п. 1.1 ст. 231 НК РФ сказано, что возврат суммы ­НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового перио­да в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговиками при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Но это не означает, что работодатель должен отправить иностранного работника в налоговую инспекцию за возвратом налога. В письме от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301 специалисты Минфина России сообщили, что в этом случае налоговые агенты — работодатели должны руководствоваться все-таки п. 3 ст. 226 НК РФ.

Таким образом, иностранный работник обратится в налоговую инспекцию только в том случае, если по итогам года сумма налога, удержанная по ставке 30%, окажется больше суммы налога, исчисленной по ставке 13%.

Особый статус

В письме ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628 налоговики рассказали о некоторых тонкостях налогообложения доходов беженцев. Понятие «беженец» содержится в подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528-1). Беженцем на территории РФ признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлеж­ности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Если российские влас­ти признают человека беженцем, ему выдается соответствующее удостоверение. Этот статус теряется, когда беженец получает разрешение на проживание в России или гражданство РФ, либо уезжает из России (ст. 9 Закона № 4528-1).

Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ. Согласно им ставка ­НДФЛ от осуществления трудовой деятельнос­ти иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с законом о беженцах, устанавливается в размере 13% вне зависимости от наличия налогового резидентства РФ.

Обратите внимание: такой порядок налогообложения относится к доходам только от трудовой деятельности. Если беженец получает еще какие-то доходы и при этом не является налоговым резидентом России, ему придется платить ­НДФЛ по ставке 30%.

Беженец, получивший вид на жительство в РФ, с одной стороны, получает право на проживание и работу в России, но, с другой стороны, если он не имеет необходимых для налогового статуса резидента 183 дней, то с момента получения вида на жительство тут же лишается права на ставку ­НДФЛ в размере 13%. Работодатель при получении работником статуса беженца удерживает ­НДФЛ по ставке 13%, а после того, как работник получит вид на жительство, — по ставке 30%. Такой вывод следует из письма ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628.

Пример 2

Украинский гражданин получил статус беженца 13 января 2015 г. На следующий день он устроился на работу. 13 мая 2015 г. беженец получил вид на жительство в РФ.

За январь — апрель 2015 г. работник получил доход от своей трудовой деятельности в размере 123 300 руб., с которых был удержан ­НДФЛ по ставке 13%. Сумма налога составила 16 029 руб.

Так как беженец в 2015 г. до момента получения вида на жительство пробыл в России только 120 дней, то он не является налоговым резидентом РФ. Следовательно, после получения вида на жительства он потерял статус беженца и право на ставку 13%. Поэтому налоговый агент должен дополнительно удержать с него ­НДФЛ в размере 20 961 руб. .

Обратите внимание: если бывший беженец продолжит жить и работать в России в 2015 г., то уже в этом году он приобретет статус налогового резидента РФ, и работодателю как налоговому агенту придется опять пересчитать ­НДФЛ с доходов работника по ставке 13%.

Льгота для союзников

С 1 января 2015 г. вступил в силу До­говор о Евразийском экономическом ­союзе от 29.05.2014 (далее — Договор). Его подписали четыре страны — Россия, Респуб­лика Беларусь, Республика Казахстан и Армения. Статья 73 Договора предусмат­ривает особый порядок обложения доходов, полученных гражданами указанных стран от работы по найму. В частности, доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении от трудовой деятельности на территории РФ облагаются по ставкам, предусмотренным для налоговых резидентов РФ, то есть по ставке 13%, с первого дня их работы в России.

Правомерность использования данной ставки подтвердили специалисты Минфина России и ФНС России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561).

Страховые взносы

Сразу скажем, что порядок обложения страховыми взносами доходов иностранных граждан, временно проживаю­щих в России, ничем не отличается от правил, предусмотренных для обычных российских граждан. Дело в том, что иностранные работники, временно проживающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № ­255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ), п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ)).

Трудности возникают при обложении страховыми взносами на обязательное социальное и пенсионное страхование доходов иностранных граждан, временно пребывающих в РФ. Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в России, на основании ст. 10 Закона № 326-ФЗ не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

ФСС России

Стандартный тариф страховых взносов в ФСС России равен 2,9%. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), с 1 января 2015 г. применяется страховой тариф в размере 1,8% (подп. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Пенсионный фонд

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Страхование от несчастных случаев

Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Страховые взносы для союзников

Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *