Инновации Германии

  • автор:

Германия. Научно-технологическое развитие

( 2 Голосов )

До 1930-х гг. Германия была самым передовым в научном отношении государством. Однако фашистский режим, пришедший к власти, вынудил многих ведущих физиков, математиков, химиков покинуть страну (большинство из них выехало в США).

В результате научно-технологический потенциал Германии оказался в значительной степени подорванным. Гитлеровское руководство не сумело правильно оценить перспективы атомного оружия, в результате чего прежнее лидерство Германии в этом направлении перешло к американцам. В годы войны немецкая военная индустрия не смогла противопоставить равноценные аналоги советским реактивным установкам и танкам, а созданные в Германии ракеты «Фау-1» и «Фау-2», которые запускались на Англию, были в значительной мере нейтрализованы с помощью изобретенных англичанами радаров.

Потерпев сокрушительный разгром во Второй мировой войне, Германия вынуждена была принимать кардинальные меры по восстановлению разрушенной экономики. В начале 1950-х гг. правительство Германии, как и других ведущих индустриальных стран, стало увеличивать масштабы инновационного инвестирования. Однако оно было не в состоянии вкладывать большие средства в исследования и разработки и поэтому начало поиск эффективных методов управления инновационной деятельностью. В частности, активно поощрялись частные промышленные НИОКР, особенно в приоритетных научно-технологических направлениях.

В конце 1970-х гг. доля государства в финансировании НИОКР, проводимых фирмами, составляла около 20%. Одновременно правительство уделяло большое внимание мерам косвенного стимулирования инновационных процессов, в том числе амортизационным и налоговым льготам. Со второй половины 1970-х гг. правительство Германии стало уделять повышенное внимание развитию исследований и разработок в сфере малого и среднего бизнеса. Так, государственные расходы на эти цели за период с 1975 по 1980 г. увеличились более чем в 8 раз. Вместе с тем слабым местом инновационной политики Германии явилась недооценка роли венчурного бизнеса, что стало одной из причин отставания страны в конкурентной борьбе в области новых технологий. Так, если в США в 1982 г. насчитывалось уже несколько сот венчурных финансовых учреждений, то в Германии в это время было только одно подобное учреждение.

Для Германии характерна сложная структура управления в сфере НИОКР, содержащая множество органов и ведомств, что связано с разделением функций управления НИОКР между федеральным правительством и правительствами земель.

В 1972 г. создается Министерство научных исследований и технологий, в ведении которого становятся общие вопросы научно-технологической политики, планирование и руководство всей сферой научно-технологической деятельности (за исключением университетов), непосредственная организация исследований в области атомной энергии, космической техники, информатизации, новых материалов и т. д. Кроме того, вопросами научно-технологического развития занимается также ряд других федеральных Министерств (образования, обороны, внутренних дел). НИОКР, проводимые в университетах и региональных научно-исследовательских институтах, финансируются и контролируются правительствами земель.

Ввиду сложной структуры государственного управления НИОКР в Германии не нашла широкого распространения практика разработки общих программ научно-технологического развития. Вместе с тем получили распространение отраслевые программы в важнейших областях НИОКР (энергетика, охрана окружающей среды и т. д.).

По мере формирования инновационной политики Германии в ней выделился ряд характерных особенностей, к числу которых относится широко развитая сеть инновационных центров. В настоящее время насчитывается более 400 таких центров, в которые входит более 5000 инновационных фирм, научно-исследовательских институтов и организаций, оказывающих услуги по внедрению инновационных разработок. Инновационные центры, работающие в тесном сотрудничестве с промышленными компаниями, являются основой национальной и интернациональной кооперативной системы, направленной на поддержку инновационных проектов, наиболее важных для структурной реорганизации экономики Германии.

Одна из главных задач инновационных центров — поддержка малых высокотехнологичных фирм. В 1988 г. создана федеральная ассоциация технологических и инновационных центров — ADT, которая сегодня имеет более 200 членов. Ассоциация организует взаимодействие немецких центров между собой, а также с аналогичными центрами в других странах.

В Германии сформирована эффективная система научных объединений, являющихся действенным инструментом реализации государственной политики в области инновационного инвестирования. Наиболее известные из них — Германское научно-исследовательское общество, Общество им. Макса Планка, Общество им. Фраунгофера, Сообщество им. Гельмгольца и др.

Германское научно-исследовательское общество (DFG) — один из главных столпов, на котором держится наука Германии. DFG — это самоуправляемая организация в области науки, осуществляющая поддержку научных исследований в университетах и научно-исследовательских учреждениях Германии. Общество было создано вскоре после окончания Второй мировой войны. В настоящее время оно ежегодно выделяет на нужды почти 20 000 различных научно-исследовательских проектов более 1,2 млрд евро. DFG является центральным самоуправляющимся учреждением немецкой науки и основным партнером для зарубежных научно-исследовательских организаций. DFG содействует сотрудничеству между учеными, поддерживает молодых ученых и междисциплинарные исследования, а также создание сетей в сфере научных исследований.

Общество поддержки научных исследований им. Макса Планка (MPG) является учредителем различных научно-исследовательских институтов и включает около 80 ведущих научно-исследовательских учреждений Германии. MPG оказывает поддержку фундаментальным исследованиям в сфере естественных наук (преимущественно биологических), которые не вмещаются в университетские рамки или требуют наличия особенно крупных технических установок. Значительное внимание в Обществе уделяется также гуманитарным наукам.

Общество им. Фраунгофера является важным связующим звеном между наукой и производством. Общество занимается прикладными исследованиями. В своих 56 институтах оно проводит подрядные исследования в области естественных наук для нужд промышленности, предприятий сферы услуг и государства.

Сообщество германских научно-исследовательских центров им. Гелъм-гольца (HGF) объединяет 15 крупных исследовательских учреждений, образующих крупную научно-исследовательскую организацию вне университетов, которая на 90% финансируется федеральным правительством и на 10% — той землей, где расположены эти учреждения. В сферу задач институтов входят исследования в области элементарных частиц, авиации и космонавтики, онкологии, окружающей среды, климата, разработки ключевых технологий.

В Германии существует ряд академий наук — в Дюссельдорфе, Гет-тингене, Гейдельберге, Лейпциге, Майнце, Мюнхене, а также Берлин-ско-Бранденбургская академия. Они, тесно сотрудничая с университетами в сфере науки, служат центрами обмена научной информацией и поддерживают преимущественно долгосрочные проекты в области гуманитарных наук, например выпуск энциклопедий и академических научных изданий. Германская академия естествоиспытателей «Леопольдина» в Галле представляет собой сообщество ученых из сферы естественных наук и медицины.

Значительную роль в научно-технологическом развитии Германии играют крупные научные фонды, такие как Фонд Фрица Тиссе-на и Фонд концерна «Фольксваген». Эти фонды, а также Объединение учредителей фондов германской науки популярны как спонсоры университетских научных исследований.

В Германии, в отличие от многих других стран, предоставление стипендий находится вне компетенции университетов. Выделением стипендий, а также финансированием отдельных научно-исследовательских проектов занимается целый ряд специальных учреждений. Так, Германская служба академических обменов (DAAD) содействует развитию международных связей путем обмена студентами, аспирантами и учеными. Подобные функции выполняет Фонд им. Александра Гумбольдта. В его задачи входит финансирование научных командировок в Германию для высококвалифицированных ученых из-за рубежа, возраст которых не превышает 40 лет. Фонд присуждает также премии за выдающиеся достижения в области науки. Отличительная особенность его деятельности — индивидуальная опека ученых, приехавших в Германию по линии Фонда, в частности помощь вновь прибывшим в изучении немецкого языка. Фонд оценивает университеты Германии в плане их привлекательности для ведущих иностранных ученых и публикует результаты в Интернете.

Стипендии и другие формы финансирования предлагают также Организация по подготовке квалифицированных кадров и повышению квалификации, Фонд концерна «Фольксваген», многие другие общественные организации, государственные ведомства и частные фонды. Кроме того, существуют отдельные проекты, как, например, ELFI (Консультационный центр электронной информации по вопросам финансирования научных исследований). ELFI — это постоянно актуализируемая база данных, в которую внесены все организации, предоставляющие стипендии и финансирование. Каждый пользователь может составить свой индивидуальный запрос и получить здесь всю необходимую ему информацию.

В настоящее время Германия занимает ведущие позиции в мире по объемам продаж наукоемкой продукции, прежде всего в таких отраслях, как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность.

Германия имеет большой научно-технологический потенциал, однако динамика капиталовложений в новые технологии недостаточно высока и если не предпринять стимулирующих мер, то в будущем она может отстать по этому показателю от многих других индустриально развитых стран. В связи с этим в 2004 г. правительство Германии разработало программу действий по стимулированию развития малых и средних инновационных фирм, прежде всего венчурных. Совместно с Европейским инвестиционным фондом в стране создан фонд в сумме 500 млн евро, который предназначен для инвестирования инновационных идей молодых высокотехнологичных фирм. Предполагается также снижение налоговой нагрузки для инновационных фирм.

Правительство Германии целенаправленно поддерживает фундаментальные исследования и технологические разработки в таких областях, как химия и материаловедение, электроника, лазерная и плазменная технологии. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий. Сегодня Германия — одно из тех государств мира, где эти технологии развиваются наиболее активно: по исследованиям в области нанотехнологий Германия занимает третье место после Японии и США.

Германия является важным партнером в разработке научных и технологических основ промышленности и в повышении конкурентоспособности стран Европейского Союза. Она активно взаимодействует с европейскими странами в проведении научных исследований, связанных с использованием крупных научно-исследовательских установок, эксплуатация которых превышает финансовые возможности одной страны. К таким относятся, в частности, ускоритель сверхвысоких энергий Европейского центра ядерных исследований в Женеве, реактор с большой плотностью нейтронного потока в Институте Лауэ/Ланжевена в Гренобле, другое уникальное оборудование, находящееся в ведении Европейского космического агентства в Париже, Европейского центра синхрот-ронных исследований в Гренобле, Европейской южной обсерватории в Гархинге, Европейской лаборатории молекулярной биологии в Гейдельберге. Кроме того, правительство Германии предложило построить в Европе две новых установки: рентгеновский лазер под Гамбургом и установку для ионизированного излучения в Дармштадте. Совместная цель такого сотрудничества — координация научных исследований, проводимых в отдельных странах, и вместе с тем повышение европейской конкурентоспособности в мире.

Развитие международного сотрудничества в области науки и технологий является важным аспектом политики Германии. Сотрудничество осуществляется в рамках международных организаций, например ОЭСР. Широкая международная кооперация ведется по линии Фонда им. Александра Гумбольдта. С 2003 г. Фонд выполняет задачи национального центра мобильности, в том числе функцию плацдарма в европейском научно-исследовательском пространстве. Германия заключила двусторонние соглашения о научно-техническом сотрудничестве с более чем 30 государствами.

Особое внимание в Германии уделяется вопросам консультирования политиков, которые должны принимать решения в специфических областях научно-технологического развития на основе результатов научных экспертиз. С этой целью в последние годы создана сеть научно-исследовательских институтов — так называемых «мозговых трестов». В настоящее время их насчитывается около 100. Самые известные из них — Научно-исследовательский институт Германского общества внешней политики, Центр прикладных политических исследований, Германский институт экономических исследований, Фонд «Наука и политика», Гессенский фонд по исследованию проблем мира и конфликтов, Вупперталь-ский институт климата, экологии, энергетики. Эти учреждения консультируют федеральное правительство и правительства земель по вопросам программного и структурного развития науки.

В 2001 г. правительство Германии приняло решение об учреждении Совета по этике, который должен стать национальным форумом, призванным дать ответы на социальные проблемы, обусловленные развитием биотехнологий и генной инженерии.

Эта статья из раздела-особенности научно-технологического развития разных стран, которая посвящена теме-германия. научно-технологическое развитие. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про иновации

←Предыдущая Особенности научно-технологического развития разных стран

Инновационная политика Германии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Инновационная политика Германии на современном этапе

В.В. Французов

Зам. зав. отделом исследования текущей конъюнктуры (Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)

А.В. Газеев

Аспирант (Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)

Ключевые слова

Германия, национальная инновационная система, НИОКР, инновационная деятельность, наукоемкая продукция.

Germany, national innovation system, R&D, innovation activity, science-based production.

Аннотация

В статье раскрываются основные характеристики национальной инновационной системы Германии, дается анализ инновационного потенциала страны и ее конкурентоспособности. Особое внимание уделено самым последним инициативам и решениям правительства Германии по развитию инновационной деятельности, включая разработку Стратегии высоких технологий в Германии. Также представляет интерес рассмотрение решений постимулированию деятельности малых и средних предприятий в сфере высоких технологий, развитию кооперационных связей между научными учреждениями и предпринимательскими структурами.

Германия — признанная в мире страна передовых технологий, богатых научных традиций и высокой предпринимательской культуры. Немецкие товары со знаком “Made in Germany”, благодаря их высокому качеству и техническим характеристикам, пользуются на мировых рынках заслуженной репутацией у потребителей.

Созданные в Германии на протяжении многих десятилетий технологические и инновационные заделы являются одним из главных источников экономического роста и благосостояния граждан. Научно-технический, технологический и интеллектуальный потенциал рассматривается в немецком обществе как национальное достояние, позволяющее стране обес-

печивать мировое лидерство во многих областях знаний и социально-экономического развития.

Однако появление в мире новых вызовов, в частности в наукоемкой сфере, требует создания условий для дальнейшего развития творческого потенциала нации и ее успешного участия в международном разделении труда. Сознавая это, германские политические и научные элиты в последние годы активизировали усилия по модернизации национальной инновационной системы.

Значение вклада наукоемких отраслей хозяйства в развитие германской экономики подтверждается данными национальной статистики. Так, в 1995-2006 гг. ВВП Германии вырос

примерно на 20%, при этом производство нау -коемкой товарной продукции увеличилось на 60%, а прочих промышленных изделий — всего на 10%. Прирост промышленного производства в стране в указанный период на 4/5 был обеспечен за счет выпуска средне- и высокотехнологичной продукции.1

В 1995-2005 гг. удельный вес всех наукоемких отраслей хозяйства (включая сектор услуг) в созданной в Германии добавленной стоимости вырос с 40 до 46%, что свидетельствует об общей позитивной тенденции в развитии отраслевой структуры немецкого хозяйства. Наиболее динамично развивался сектор интеллектуальных услуг, и его доля в рассматриваемый период увеличилась соответственно с 27 до 31%, вдвое превысив аналогичный показатель по наукоемким отраслям промышленности (15% в 2005 г.).2

В промышленном наукоемком секторе в последние годы также происходили структурные изменения: опережающими темпами росло производство высокотехнологичных изделий по сравнению с прочей продукцией. В 2003-

2006 гг. показатели среднегодового прироста по указанным двум группам товаров были равны соответственно 11,5 и 5%. Наиболее динамично развивался сектор информационно-коммуникационных технологий — 20-30% ежегодно. По оценке, в среднесрочной перспективе тенденция опережающего роста выпуска высокотехнологичной продукции сохранится, однако она будет не такой ярко выраженной, как в середине текущего десятилетия.3

Независимая экспертная комиссия по исследованиям и инновациям, созданная по инициативе правительства ФРГ в 2006 г., использует следующую технологическую классификацию наукоёмкой продукции:

— высокотехнологичные товары — включают изделия, в производстве которых инвестиции в НИОКР на годовом уровне составляют 7% и выше общих продаж (биологически активные вещества для производства лекарств, ИТ-обо-рудование, авиакосмическая продукция и др.);

— среднетехнологичные товары — включают изделия, в производстве которых расходы на исследования и разработки ниже 7%, но не менее 2,5% общих продаж (лекарственные средства, двигатели, фильтры, станки, автомобили, рельсовые транспортные средства и др.).

К наукоемким услугам эксперты вышеназванной комиссии относят такие услуги, в предоставлении которых существенна (не менее 15%) доля специалистов с профильным высшим образованием. В данную категорию услуг входят телекоммуникационные, инжиниринговые, архитектурные, медицинские и другие интеллектуальные услуги.

Основные показатели инновационного развития и потенциала

По показателю валовых внутренних расходов на научные исследования и разработки Германия входит в тройку мировых лидеров, уступая лишь США и Японии. В 2005 г. затраты на эти цели составили: в США — 324,5 млрд долл., в Японии — 130,7 млрд долл. и в ФРГ -63,1 млрд долл.4

Динамика расходов на НИОКР в Германии в первые пять лет текущего десятилетия (20012005 гг.) была невысокой: прирост исчислялся всего в 7,2%. В значительной степени это объясняется сокращением в указанный период государственных инвестиций на 3,3% — до 15,8 млрд евро. Снижение активности государства в финансировании исследований и разработок, особенно в частном секторе, было обусловлено критическим (по параметрам ЕС) дефицитом государственного бюджета и неблагоприятной общехозяйственной конъюнктурой. По мнению немецких экономистов, активность основных субъектов инновационной деятельности в Германии находится под сильным воздействием конъюнктурных циклов и ориентирована во многом на удовлетворение краткосрочного спроса. Согласно оценке, в 2006-

2007 гг. в условиях улучшения общеэкономической ситуации инновационные расходы немецких предпринимательских структур выросли на 6 и 5,5% соответственно.

Основным источником финансирования НИОКР в Германии и одновременно ведущим сектором, реализующим научные исследования, является частный бизнес, на который приходится примерно 2/3 всех вложенных и освоенных средств. В 2005 г., согласно последним данным, в общем объеме финансирования НИОКР (55,7 млрд евро) доля частного сектора исчислялась в 67,8%, государственного — 28,4%, иностранных источников — 3,7% и немецких частных некоммерческих организаций — 0,3%.5

Таблица 1

Динамика внутренних валовых расходов на НИОКР в ФРГ в распределении по секторам, осуществляющим расходы, и источникам финансирования (млн евро)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

» Годы Показатели — 1995 2000 2003 2004 2005

Внутренние валовые расходы, всего 40461 50619 54539 54967 55739

В т.ч. по источникам финансирования: Частный капитал 24289 33431 36139 36586 37666

Г осударство1 15326 15893 16996 16779 15821

Частные некоммерческие организации 104 208 176 208 164

Иностранный капитал 741 1086 1228 1394 2089

Расходы по секторам Частный капитал, всего 26817 35600 38029 38363 38651

В т.ч. по источникам финансирования: Частный капитал 23470 32333 34805 35201 35585

Государство 2742 2448 2325 2251 1723

Частные некоммерческие организации 20 71 23 23 66

Иностранный капитал 584 748 876 888 1278

Государство и частные некоммерческие 6266 6873 7307 7514 7867

организации, всего В т.ч. по источникам финансирования: Частный капитал 214 151 175 187 777

Государство 5890 6444 6829 6925 6524

Частные некоммерческие организации 83 137 153 185 98

Иностранный капитал 79 141 151 217 469

Вузы, всего 7378 8146 9202 9089 9221

В т.ч. по источникам финансирования: Частный капитал 605 947 1159 1198 1304

Государство 6694 7001 7842 7603 7575

Частные некоммерческие организации — — — — —

Иностранный капитал 78 198 201 289 342

Примечание к таблице:

1. Здесь и ниже — расходы и финансирование НИОКР органами управления всех уровней.

Источник: ЗийегуегЬапё Wissenschaftsstatistik, 81аИ8118сЬе8 Виш^аш^ расчёты Министерства образования и научных исследований ФРГ.

Несмотря на отмеченное выше некоторое снижение объемов госинвестиций в НИОКР в начале текущего десятилетия, не вызывает сомнения основополагающая роль немецких государственных институтов (федеральных и земельных) в финансировании национальной науки и приоритетных инновационных и научно-технических проектов. Традиционно государство является основным источником финансирования фундаментальных научных исследований и при-

кладных опытно-конструкторских работ, осуществляемых в вузах и научно-исследовательских институтах. Значительные средства из бюджетов всех уровней выделяются на развитие инновационной инфраструктуры. Существенная господдержка оказывается также частному бизнесу (в основном крупному), в том числе для реализации научно-технологических проектов общегосударственного значения (в объеме свыше 2 млрд евро в год).

Таблица 2

Динамика общих расходов на науку в ФРГ по источникам финансирования1 (млн евро)

» Г оды Показатели — 1995 2000 2003 2004 2005

Г осударство,всего 27206 28496 30506 29709 30372

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе:

Федеральный бюджет 10375 10613 11206 10870 11132

Земельные бюджеты 16673 17695 19098 18637 19034

Местные бюджеты 159 188 202 202 206

Частные некоммерческие организации 1007 1408 1613 1786 1786

Частный сектор

Компании 24733 34333 38060 38394 39569

Фонды и спонсирование 317 330 350 350 360

Всего: 53262 64567 70530 70239 72087

Доля в ВНП (%) 2,9 3,2 3,2 3,2 3,2

Примечание к таблице:

1Включая НИОКР, академическую науку, подготовку научных кадров.

Источник: Bundesшinisteriuш Шег Bildung und Го^^ип§, Statistisches Bundesamt, Stifterverband Wissenschatsstatistik.

В начале текущего десятилетия доля государственных расходов на НИОКР в ФРГ по отношению к ВВП была равна 0,77%, аналогичный средний показатель в странах ОЭСР

— 0,63%. В последующие годы ситуация в Германии не изменилась, а среди других развитых стран рост господдержки наблюдался в первую очередь в США, где существенно увеличились ассигнования на проведение фундаментальных научных исследований, а также НИОКР в области естественных наук и в военной сфере. Так, к 2005 г. расходы на исследования только в области здравоохранения в США из государственных источников выросли до 34,5 млрд долл. (в ФРГ — всего 2,9 млрд долл.).6

В 2005 г. совокупные расходы на науку в Германии, включая НИОКР, академическую науку, подготовку научных кадров, проведение экспертиз и ТЭО научно-технических проектов, поддержку информационных систем и др., составляли 72,1 млрд долл., что на 11,6% больше, чем в 2000 г. За счет средств государства и частных некоммерческих организаций было обеспечено 45% всех расходов на науку и за счет средств частного бизнеса — 55%.

По мнению немецких экономистов, если Германия не будет наращивать усилий по стимули-

рованию НИОКР, то постепенно она утратит лидирующие международные позиции в данной сфере. К середине текущего десятилетия совокупная доля стран с динамично развивающейся экономикой (Восточная Азия, Россия, Индия, Бразилия, Мексика) выросла до 1/4 в общемировых расходах на исследования и разработки, в то время как в 1994 г. она была равна 14% (в расчете по ППС). Среди стран этой группы наиболее высокими темпами инвестиции в научные исследования росли в КНР, Республике Корея, на Тайване и в Сингапуре.7 Одновременно существенно вырос и показатель интенсивности научных исследований и разработок в этих странах (определяется как отношение внутренних валовых расходов на НИОКР к ВВП).

Из таблицы 3 видно, что ФРГ с показателем доли затрат на НИОКР в ВВП в 2,48% еще сравнительно далека от достижения амбициозной задачи доведения уровня расходов к 2010 г. до 3%, поставленной Советом Европы в Барселоне в 2002 г. По расчетам экспертов, для достижения указанной цели ФРГ придется направить на НИОКР в 2010 г. примерно 79 млрд евро, что практически нереально с учетом ухудшения ситуации в 2008 г. в немецкой экономике, а также в странах — основных торговых партнерах Германии.

Таблица 3

Удельный вес расходов на НИОКР в ВВП различных стран в 2005 г. (%)

< 1,5% 1,5 — 2.5% > 2.5%

Румыния 0,41 Норвегия 1,52 США 2,62

Аргентина 0,46 Люксембург 1,61 Исландия 2,78

Мексика 0,50 Нидерланды 1,73 Швейцария1 2,90

Греция 0,51 Австралия 1,781 Республика Корея 2,98

Словакия 0,51 Великобритания 1,78 Япония 3,33

Польша 0,57 Бельгия 1,86 Финляндия 3,48

Турция 0,79 Канада 1,98 Швеция 3,89

Португалия 0,81 Франция 2,13 Израиль 4,49

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮАР 0,92 Сингапур 2,36

Венгрия 0,94 Австрия 2,41

Россия 1,07 Дания 2,45

Италия 1,10 Тайвань 2,46

Испания 1,12 Германия 2,48

Новая Зеландия 1,17

Ирландия 1,26

КНР 1,33

Чехия 1,41

Словения 1,49

Примечание к таблице:

1 Данные за 2004 г.

Источник: OECD (Main Science and Technology Indicators 2/2007) и расчёты Министерства образования и научных исследований ФРГ.

Одна из основных системных проблем инновационной деятельности Германии состоит в чрезмерной концентрации НИОКР в традиционных отраслях хозяйства, выпускающих среднетехнологичную продукцию (в первую очередь, это отрасли тяжелой промышленности — химическая промышленность, машиностроение, а также автомобилестроение). В указанных секторах задействовано около 1/2 научно-исследовательского потенциала страны, при этом на протяжении многих лет структурных изменений практически не происходило.

Напротив, в целом в странах ОЭСР инвестиции в НИОКР среднетехнологичного сектора в общих расходах на эти цели снизились с 30% в начале 90-х гг. до 25% в настоящее время при одновременном повышении доли высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг.

В последние годы сформировалась следующая специализация ведущих стран ОЭСР в сфере высоких технологий: Япония добилась наибольших успехов в разработке компьютерных и медийных технологий, США — в предос-

тавлении наукоемких услуг, Германия — в разработке измерительной техники, освоении нового медицинского оборудования и в фармацев-тике.8

Одним из важных показателей, характеризующих инновационную активность национальной экономики, является доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий. Под инновационной деятельностью до последнего времени чаще всего понималось создание и внедрение новых продуктов или производственных процессов, т.е. по сути — технологические инновации. В 2005 г. эксперты ОЭСР расширили определение инновационной деятельности, включив в него инновации в организационной и маркетинговой сферах.

В Германии в результате проведенного в 2007 г. инновационного обследования предприятий в соответствии с новыми рекомендациями ОЭСР были установлены следующие данные: доля предприятий обрабатывающей промышленности, которые хотя бы один раз в 2006 г. использовали организационные или мар-

кетинговые инновации, составила 73%, в то время как аналогичный показатель по традиционным технологическим инновациям был равен 58%. Удельный вес предприятий осуществлявших научные исследования и разработки на регулярной основе, в 2006 г. исчислялся в 23% в промышленности и 15% в наукоемких секторах услуг.9

Инновационная деятельность в германской экономике сконцентрирована главным образом на крупных предприятиях (число занятых -свыше 500 чел.). По данным Центра европейских исследований (г. Мангейм), в 2006 г. на крупные предприятия приходилось 72% в общих расходах в стране на эти цели. Соответственно доля малых и средних предприятий в рассматриваемом году была равна 28%. В распределении по секторам экономики, однако, имелись значительные различия: так, в наукоемком секторе услуг показатель по МСП составил 41%, а в обрабатывающей промышленности — всего 22%.

Всего в Германии в 2004 г. насчитывалось 170 тыс. инновационных МСП, среди них 36 тыс. проводили НИОКР на регулярной основе.10

Примечания:

Рассчитано Нижнесаксонским институтом экономических исследований (NIW) на основе данных Федерального статистического ведомства ФРГ.

2Рассчитано Немецким институтом экономических исследований (DIW) на основе данных EUKLEMS Datenbasis 11/2007.

3EFI Gutachten 2008 (Доклад экспертной комиссии по исследованиям и инновациям -Expertenkommission Forschung und Innovation — EFI).

4ОЭСР и Министерство образования и научных исследований ФРГ.

5Bundesbericht Forschung und Innovation 2008.

6EFI Gutachten 2008.

7Endbericht 2007 zur Technologischen

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна
Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Инвестиции и инновации»

Введение

Национальная инновационная система (НИС) представляет собой взаимодействие государственных и частных структур, осуществляющих производство и коммерциализацию высокотехнологичной продукции в рамках созданных благоприятных инвестиционных условий. Формирование эффективной национальной инновационной системы является важной задачей для любого государства, поскольку именно успешно коммерциализированные инновационные продукты обеспечивают экономическую устойчивость и социальную стабильность в обществе.

Социально-экономическая устойчивость Германии основывается на развитии высоких технологий и направлена на производство и экспорт высокотехнологичной продукции. В этой связи национальная инновационная система Германии находится в непрерывном развитии и отвечает требованиям общества, национальной экономики и политики.

Основная часть

Если рассматривать инновационный статус Германия в мировом пространстве, то следует отметить, что Германия входит в топ-15 ведущих инновационных стран. В таблице 1 представлен рейтинг стран по Глобальному инновационному индексу, разработанный совместно бизнес-школой INSEAD, Корнельским университетом и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (учреждение Организации Объединенных Наций).

Таблица 1. Рейтинг стран по инновационному развитию, 2014-2015гг.

Страна

Место

Индекс

Место

Индекс

Швейцария

64,78

68,3

Великобритания

62,37

62,42

Швеция

62,29

62,4

Нидерланды

60,59

61,58

США

60,09

60,1

Финляндия

60,67

59,97

Сингапур

59,24

59,36

Ирландия

56,67

59,13

Люксембург

56,86

59,02

Дания

57,52

57,7

Гонконг (Китай)

56,82

57,23

Германия

56,02

57,05

Исландия

54,05

57,02

Республика Корея

55,27

56,26

Новая Зеландия

54,52

55,92

Лидирующими странами-инноваторами являются Швейцария, занимающая первое место вот уже 5 лет, Великобритания, Швеция, Нидерланды и США. Германия, в свою очередь, занимает 12 место (рис. 1), что свидетельствует о высоком инновационном уровне развития, но это не идет в сравнение со вторым местом, которое страна занимала в 2007-2009 годах. На инновационное развитие Германии и на ряд других стран значительно повлиял мировой кризис 2009 года, но тем не менее, Германия активно стремится восстанавливать свои позиции.

Рис. 1. Глобальный инновационный индекс в динамике, 2011-2015 г.г.

Для дальнейшего анализа Германии, следует отметить важную особенность, которую необходимо учитывать при исследовании национальной инновационной системы – для успешного развития и внедрения инноваций должна соблюдаться тесная взаимосвязь между развитием науки, высоким уровнем обучения персонала и будущих специалистов в учебных заведениях и готовностью государства и бизнеса инвестировать и внедрять инновации.

По большинству инновационных показателей Германия находится среди самых передовых стран мира. Расходы на исследования и разработки в Германии в период 2010 – 2014 гг. составили 3% от своего ВВП, в ЕС только Финляндия и Швеция имеют долю расходов в ВВП выше данного уровня. В рейтинге из десяти самых наукоемких компаний ЕС пять – являются немецкими. По числу научных публикаций ФРГ занимает 4-е место в мире с долей в 7,2% (после США, Китая и Великобритании).

Инновационная политика Германии осуществляется на федеральном уровне и основывается на следующих принципах:

1. Непрерывное наращивание объема государственного финансирования научно-исследовательских разработок с акцентом на преуспевающие области науки и технологии, а именно: машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, новые материалы, медицинская техника и технологии, а также лазерные, оптические, экологически чистые и нанотехнологии, энергосберегающие и энергоэффективные производственные технологии, биотехнологии и информационно-коммуникационные технологии.

2. Развитие механизма «инновационный лифт», а также создание институциональных условий, необходимых для внедрения и коммерциализации инноваций. Инновационная политика Германии, ориентирована на формирование интеграционных связей между научными структурами и бизнес-сообществом.

3. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников технических специальностей, инженеров, конструкторов. Ежегодно в экономику Германии вливается до 100 000 новых инженеров и ученых, получивших высшее образование в технических ВУЗах или университетах. Современная система образования обеспечивает немецкую экономику надежным притоком квалифицированных специалистов, которые востребованы бизнесом, в особенности малыми инновационными предприятиями.

Ключевую роль в развитии национальной инновационной системы Германии играет малый и средний бизнес, который представлен 3,5 млн. небольших компаний, что составляет 99% от общего количества предприятий. Доля малого инновационного бизнеса составляет 54%. Таким образом, можно утверждать, что каждая вторая немецкая компания занимается инновационной деятельностью.

Несмотря на то, что многие компании малого и среднего бизнеса финансово независимы, в Германии, как на региональном, так и на федеральном уровнях, действует свыше 200 программ поддержки предпринимателей. Их финансирование осуществляется через государственный банк “Kreditanstalt für Wiederaufbau” или его дочернее подразделение “Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft” (DEG – корпорация по инвестициям и развитию). Помимо этого, в стране предусмотрено льготное кредитование для малых и средних компаний.

В Германии действуют 12 организаций – операторов государственных программ в области инноваций: исследовательские и финансовые учреждения, предпринимательские и профессиональные объединения и структурное подразделение Федерального министерства экономики и технологий Германии. Из них три организации-оператора имеют наибольшую нагрузку: «ЕвроНорм» (три программы), Исследовательский центр «Юлих» (четыре программы), Немецкий центр авиации и космонавтики (пять программ). Организация – оператор госпрограмм выполняет следующие задачи:

— сбор заявок на получение государственной поддержки и помощь претендентам в оформлении документов,

— формирование профессионального независимого жюри, которое определяет победителей, получающих средства в рамках государственной программы,

— анализирует промежуточные и окончательные результаты реализации государственных проектов и оценивает эффективность с точки зрения соответствия затрат и результатов. На основании этих оценок формулируются выводы об эффективности действующей государственной программы.

Исполнителями инновационных программ и проектов в первую очередь являются такие научные общества и организации, как:

1. Общество Макса Планка – это независимая некоммерческая и самая известная научно-исследовательская организация Германии, которая специализируется на фундаментальных исследованиях в сфере естественных, биологических, гуманитарных и социальных наук. Условия финансирования общества предполагают равное долевое участие федерации и федеральных земель. С 1948г. 18 исследователей стали лауреатами Нобелевской премии.

2. Общество Фраунгофера является крупнейшим центром прикладных исследований и разработок новых технологий в Европе, основной целью которого является введение результатов исследовательской работы в создание новых и инновационных продуктов, технологий и услуг. Общество осуществляет инновационную деятельность по заказу промышленных предприятий, предприятий сферы услуг и государственного управления, а также предлагает информационные и сервисные услуги.

3. Объединение Гельмгольца – крупнейшая немецкая научно-исследовательская организация, основной задачей которой является достижение долгосрочных научно-исследовательских целей государства и общества, а также сохранение и улучшение основ жизнедеятельности человека.

4. Объединение Лейбница связывает 89 научно-исследовательских институтов, занимающихся актуальными для общества научными проблемами. Отличительной чертой Объединения является разнообразие изучаемых и разрабатываемых тем: от естественных и 
инженерных наук и экологии до экономических, социальных и гуманитарных наук. Федерация и федеральные земли финансируют Объединение на паритетной основе.

С 2005г. действует национальная программа финансирования «Инициатива совершенства», которая направлена на развитие инновационных исследований в университетах. Отбор участников программы проходит на конкурсной основе и разделен на три проектно-ориентированные линии поддержки: «Докторантура» (предлагает образование с первоклассным научным сопровождением и превосходными условиями), «Кластер совершенства» (поддерживает специализированные тематические исследования), «Концепция будущего» (нацелена на развитие всего университета). Во всех трех направлениях университеты сотрудничают с региональными, национальными и международными партнерами из науки и экономики. Именно этим сотрудничеством и знаменита немецкая наука.

Выводы

Подводя итог анализа инновационной системы ФРГ, необходимо отметить, что в стране реализуется концепция евроатлантической модели национальной инновационной системы, особенностями которой является:

  • концентрация усилий вокруг значимых научных центров,
  • формирование ядра профессиональных кадров технического профиля,
  • развитие программно-целевого механизма финансирования стратегически значимых инновационных проектов,
  • создание благоприятного климата и институциональных условий для развития предпринимательства в стране.

Государственный механизм управления инновационными процессами в Германии является мощным рычагом усиления своих позиций в глобальном научно-образовательном пространстве. Мощная финансовая поддержка, предоставляемая высшим учебным заведениям на конкурсной основе, позволяет университетам реализовывать передовые научные исследования, успешно коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности, а также наращивать кадровый потенциал. Эти действенные инструменты, позволяют создавать неповторимый образ конкурентоспособной немецкой системы высшего образования, способной реагировать на самые актуальные вызовы современной научно-технической и общественной жизни.

Инновационная сфера в большей степени, чем любая другая, зависит от экономических возможностей и эффективных инструментов государственного регулирования. Успех Германии основывается на рационально построенной системе исследовательских организаций, значительными инвестициями в науку и образование, а также тесным сотрудничеством между государственными структурами, бизнес-сообществом и научными учреждениями. Такой эффективный механизм национальной инновационной системы обеспечивает страну высоким процентом коммерциализации конкурентоспособных инновационных продуктов и позволяет Германии входить в рейтинг инновационно-развитых государств, экономика которых всецело использует потенциал и возможности 5-го технологического уклада.

Дата обращения: 23.10.2015

Составлено автором на основании таблицы 1

Поделиться в соц. сетях

Библиографический список

  1. The Global Innovation Index 2015 – – Режим доступа: Дата обращения: 23.10.2015;
  2. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности ФРГ в 2014 году – Режим доступа: (Министерство экономического развития РФ) (дата обращения: 30.10.2015);
  3. Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной системы Инновационная наука. 2015. №7. С.158-161
  4. Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом// Креативная экономика. 2013. № 8 (80). С. 3-9
  5. Удальцова Н.Л., Басаев З.В. Источники финансирования инновационных проектов в России и зарубежом/ Вопросы экономики и права. 2014. № 74. С. 85-88.
  6. Удальцова Н.Л. Инвестиции в инновации/ Экономические науки. 2014. № 116. С. 69-72.
  7. Удальцова Н.Л., Кучерова М.С. Инновационная активность России и Швейцарии: сравнительный анализ // Креативная экономика. — 2013. — № 5 (77). — c. 59-64. —
  8. Удальцова Н.Л. Условия, необходимые для развития инновационного бизнеса в России/ Инновационная наука, 2015, №5, С. 299-301.
  9. Хмелев И.Б. Венчурный бизнес в России и за рубежом / «Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам XXI международной научно-практической конференции 06 ноября 2013 г.
  10. Статья «РФ поднялась на 45-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности». // РИА Новости. – 30.09.2015:

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Удальцова Наталья Леонидовна»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *