Информационные системы нефтяной компании

  • автор:

Информационные технологии в нефтегазовой отрасли

2019

Кибербезопасность — основное цифровое направление инвестиций для нефтегазовых добывающих компаний

Кибербезопасность стала основным направлением цифровых инвестиций нефтяных и газовых добывающих компаний. Это следует из седьмого международного отчета Accenture о цифровых технологиях в нефтегазовой отрасли (Accenture Upstream Oil and Gas Digital Trends Survey 2019), основанного на опросе 255 профессионалов отрасли, включая топ-менеджеров, функциональных лидеров и технических специалистов. Об этом 14 февраля 2020 года сообщили в Accenture.

Среди направлений цифровых инвестиций респонденты чаще всего упоминали кибербезопасность: ее отметили 61% опрошенных, что в 5 раз выше, чем в 2017 году (12%). В отчете также отмечается, что инвестиции в эту сферу резко возросли из-за стремления нефтяных компаний защитить свои активы и репутацию. Помимо этого, среди всех цифровых технологий именно кибербезопасность была отмечена наибольшим количеством респондентов (16% против 9% в 2017 году) как оказывающая максимальное влияние на эффективность бизнеса.

Несмотря на возросшие инвестиции в кибербезопасность, лишь 5% опрошенных считают уязвимость к кибератакам самым большим риском недостаточного финансирования в области цифровых технологий — это лишь треть от уровня 2017 года (18%). Возможно, это объясняет, почему лишь 35% респондентов планируют инвестировать в информационную безопасность в течение ближайших трех-пяти лет.

«По мере того, как работа нефтяных компаний подвергается все большей угрозе, киберустойчивость становится особенно важной для заинтересованных сторон, потребителей и правительства. Управление атаками — не только вопрос защиты репутации, стоимости акций и деятельность компаний, но и часть ответственности за безопасность государства. Добывающие предприятия должны продолжать осознанно инвестировать в кибербезопасность, поскольку они часто недооценивают свою уязвимость перед атаками, которые становятся изощреннее с технической точки зрения»,
отметил Рич Холсман, управляющий директор, руководитель направления цифровых технологий в нефтегазовом комплексе Accenture

Вторым по величине направлением инвестирования были названы облачные технологии (53% опрошенных). Более того, 15% назвали этот блок технологий оказывающим наибольшее влияние на эффективность бизнеса. В исследовании Accenture говорится о том, что нефтегазовые компании по-прежнему выделяют значительные средства на облачные решения, поскольку они являются основой для их цифровых трансформационных процессов и повышения безопасности операций.

Доля респондентов, назвавших искусственный интеллект (ИИ) главной движущей силой, оказывающей наибольшее влияние на эффективность бизнеса, увеличилась более чем в два раза — 9% против 4% в 2017 году.

На вопрос о том, в какие цифровые технологии нефтяные и газовые компании планируют инвестировать в течение ближайших 3-5 лет, большинство респондентов (51%) указали ИИ и машинное обучение (30% в 2017 году). Следом идут большие данные/аналитика (50%), интернет вещей (43%) и мобильные/носимые технологии (38%).

Почти половина (47%) респондентов самым большим риском, связанным с отсутствием инвестиций в цифровые технологии, назвали потерю конкурентных преимуществ. А 42% опрошенных назвали снижение затрат самой значительной бизнес-задачей, которую могут решить цифровые технологии.

При этом результаты исследования говорят о том, что за последние несколько лет уровень инвестиций добывающих компаний в цифровые технологии практически не изменился. Число руководителей, заявивших, что их компании планируют в ближайшие 3-5 лет увеличить инвестиции в цифровые технологии, остался на уровне 2017 года (72% против 71% в 2017 году).

Данные отчета Accenture говорят о том, что нефтяные и газовые компании с трудом масштабируют цифровые инициативы. Только 9% респондентов отметили, что их департамент или подразделение смогли масштабировать хотя бы половину разработанных ими за последние два года прототипов (proof of concept, POC). Лишь каждый пятый респондент (20%) сообщил, что им удалось масштабировать более чем 20% своих POC, прошедших этап пилотирования.

В исследовании также отмечается, что пока добывающим компаниям масштабирование цифровых технологий необходимо для получения выгод от своих инвестиций в технологии в виде добавочной стоимости, трудности сохранятся.

В частности, треть (34%) опрошенных назвали самым серьезным барьером для получения отдачи от цифровых инвестиций недостаточно четкую стратегию бизнеса — этот показатель вырос с 26% в 2017 году. Лишь каждый седьмой респондент (15%) подтвердил, что цифровые инвестиции принесли более 50 млн долларов добавочной стоимости. И лишь каждый двадцатый (5%) отметил, что цифровые инвестиции добавили более 100 млн долларов его добывающему бизнесу — 2 года назад таких респондентов было 12%.

«Хотя добывающие компании продолжают увеличивать свои инвестиции в цифровые технологии, они не трансформируют свои инвестиции в ощутимые выгоды — более того, их способность извлекать выгоды из инвестиций даже снижается. Добывающие компании сталкиваются с организационными сложностями: им трудно масштабировать технологии, что препятствует преобразованию основного бизнеса и высвобождению капитала. Инвестиции в цифровые технологии, построение правильной операционной модели и цифровые возможности, необходимы добывающим компаниям чтобы стать гибкими и увеличить свою ценность. Это потребует не только дополнительной поддержки со стороны руководства, но и гораздо более широкой экосистемы партнерских отношений»,
отметил Рич Холсман, управляющий директор, руководитель направления цифровых технологий в нефтегазовом комплексе Accenture

«Можно выделить два перспективных направления инвестирования в российских добывающих компаниях нефтегазовой отрасли: это цифровые месторождения и цифровое капитальное строительство. О первом из них говорят уже многие годы, и здесь основной вопрос состоит в том, как новые технологии могут кардинально изменить и повысить эффективность цифрового месторождения. Второе же направление является принципиально иной темой на повестке дня — цифровизация капитального строительства. Идет активное развитие технологий, помогающих удаленно контролировать комплексные строительные объекты, их статус, реальную оперативную ситуацию на производственной площадке, что приведет к снижению затрат и повышению уровня оперативного контроля»,
отметила Татьяна Берштейн, управляющий директор департамента «Природные ресурсы» Accenture в России

Цифровое исследование нефтегазовых тенденций 2019 года, проведенное компанией Accenture Upstream, было организовано PennEnergy Research совместно с журналом Oil & Gas Journal в период с марта по май 2019 года. В опросе приняли участие 255 респондентов из 47 стран, среди которых были руководители высшего звена, вице-президенты, руководители бизнес-подразделений, руководители среднего звена, специалисты в области информационных технологий, инженеры и руководители проектов из различных национальных нефтяных компаний, международных нефтяных компаний, независимых нефтяных компаний и нефтесервисных компаний.

Accenture выделила 5 ключевых трендов цифровой трансформации нефтегазовой отрасли

Компания Accenture провела международное исследование энергетического сектора Accenture Technology Vision for Energy 2019 и опросила топ-менеджеров и ИТ-руководителей 168 нефтегазовых компаний из Европы, Азии, Америки и Австралии.

Подавляющее большинство опрошенных (94%) заявили, что за последние три года темпы технологических инноваций в их организациях значительно ускорились. В частности, 79% руководителей из добывающих и 75% из перерабатывающих нефтегазовых компаний отмечают, что социальные, мобильные, аналитические и облачные технологии (SMAC) становятся фундаментом их технологического развития.

В исследовании Accenture выделила пять трендов, которые окажут наиболее сильное влияние на нефтегазовую отрасль в ближайшие годы. Среди них использование технологий DARQ, технологическая идентичность, усиление профессиональных навыков сотрудников новыми технологическими решениями, управление рисками кибербезопасности и готовность работать в «мгновенном рынке».

Первый тренд – использование технологий группы DARQ, в которую входит распределенный реестр (D — Distributed ledger technologies), искусственный интеллект (A — Artificial intelligence), расширенная реальность (R — Extended reality), квантовые вычисления (Q — Quantum). В ближайшие три года, по мнению 42% респондентов в добывающих и 30% в перерабатывающих компаниях, на организации максимально повлияет искусственный интеллект.

Следом идут квантовые вычисления. Прорывной характер этой технологии отметили 23% топ-менеджеров добывающих и 22% перерабатывающих компаний. Третье место у расширенной реальности: в эту технологию верят 15% руководителей добывающих и 28% топ-менеджеров перерабатывающих компаний. Четвертое место у технологии распределенного реестра, свой голос им отдали 19% руководителей компаний, занимающихся добычей и 17% руководителей перерабатывающих холдингов.

При этом 80% топов компаний, занимающихся добычей, и 76% из перерабатывающих предприятий согласны, что наибольшие изменения в бизнесе принесет комплексное использование DARQ. 80% менеджеров из добывающих компаний и 90% из перерабатывающих уже экспериментируют с одной или несколькими технологиями DARQ.

Тренд номер два – применение технологий для выяснения уникальных потребностей каждого заказчика, поиск новых запросов со стороны потребителей и новых рыночных возможностей. Такой подход помогает не только лучше понимать новое поколение клиентов, но и строить с ними индивидуальные отношения с учетом всего предыдущего опыта взаимодействия. Это подтверждают цифры исследования: 83% опрошенных из добывающих компаний и 76% из перерабатывающих считают, что технологии создадут новые способы находить и удовлетворять потребности клиентов, которые ранее не были выявлены.

Третьим трендом эксперты Accenture назвали интенсификацию навыков сотрудников с помощью технологических инструментов. Исследователи отметили необходимость применения в нефтегазовой отрасли концепции «Человек +», в которой каждый работник будет использовать комбинацию своих собственных навыков и знаний вместе с постоянно меняющейся связкой технологий, от искусственного интеллекта до обучающих платформ.

Чтобы связка работала, нефтегазовым компаниям придется уделять большое внимание непрерывному обучению персонала. 76% топ-менеджеров из добывающих и 63% из перерабатывающих компаний уверены, что сотрудники обладают более высоким уровнем «цифровой зрелости», чем организации, в которых они работают, и ожидают от работодателя активной цифровой трансформации.

Четвертый тренд – усиление киберзащиты. Создавая вокруг себя экосистемы, компании из нефтегазовой отрасли должны усиливать безопасность киберпространства таким образом, чтобы защитить себя и всех партнеров. 91% руководителей из добывающих компаний и 85% из перерабатывающих согласны с тем, что действительно устойчивыми могут быть лишь компании, переосмыслившие подходы к информационной безопасности.

В качестве пятого тренда аналитики назвали готовность работать с «мгновенным рынком». Прямой цифровой доступ к клиентам в сочетании со сложными бэкэнд-технологиями позволяют переориентировать бизнес и выводить на рынок новые продукты и услуги быстрее, чем когда-либо. Благодаря технологиям, компании могут не просто формировать предложения для конкретных заказчиков, а соответствовать их потребностям в каждый момент времени.

85% руководителей добывающих компаний и 78% перерабатывающих уверены, что предоставление персонализированных продуктов и сервисов в режиме реального времени – конкурентное преимущество. 67% опрошенных в добывающих и 47% в перерабатывающих компаниях считают, что 5G окажет значительное влияние на бизнес в ближайшие три года. А топ-менеджеры 84% добывающих и 76% перерабатывающих компаний не сомневаются, что технология произведет революцию в отрасли, предложив новые способы предоставления продуктов и услуг (например, технологии беспилотной доставки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *