Имеет ли право ГИБДД проверять путевой лист

  • автор:

Содержание

Что такое путевой лист

Путевой лист — это документ, в котором отмечают информацию о времени работы водителя, цели поездки, потраченном топливе и состоянии автомобиля.

Путевые листы должны оформлять организации и ИП, которые:

  1. Возят пассажиров за деньги.
  2. Доставляют товары клиентам и перевозят грузы — свои или за деньги.
  3. Ездят на служебной машине по работе.
  4. Постоянно ездят на своей машине по работе.

Путевые листы не нужны, только если сотрудник компании поехал на служебном автомобиле по своим делам: на рыбалку, за грибами или в магазин. Поездка за счёт компании будет считаться доходом сотрудника. Бухгалтерия заплатит с этого дохода налог на доходы физических лиц (письмо Минфина).

В Додо Пицца есть специальный человек, который ежедневно оформляет путевые листы. Источник: joblab.ru

Зачем нужны путевые листы

Снизить налог. Это касается бизнесменов на ОСНО и УСН 15%. Чтобы включить затраты на топливо, платные парковки и СТО в расходы, нужны данные об израсходованном топливе и подтверждающие чеки. Учёт топлива можно вести с помощью путевых листов или данных системы ГЛОНАСС (письмо Минфина). Без подтверждающих документов включить затраты на автомобиль в расходы не удастся.

Контролировать водителя. Перед и после смены в путевых листах отмечают количество израсходованного топлива и километраж. Водитель не сможет слить топливо и заехать потусить к друзьям вместо работы или «залить» 120 литров бензина в машину с баком 40 литров. Без документов ничего не докажешь, а с путевыми листами водителя легко прижучить.

Доказать, что водитель и автомобиль в порядке. Перед сменой штатный водитель обязан пройти медицинский осмотр, а автомобиль — техосмотр. Если в дороге что-то случится и люди или груз пострадают, это поможет доказать, что машина была исправной, а водитель — здоров. Если в путевом листе не будет этой информации, доказать свою правоту не удастся.

Пройти проверку ГИБДД. Это касается индивидуальных предпринимателей и компаний, которые перевозят пассажиров и чужие грузы. Они должны иметь путевые листы (ст. 6 закона 59-ФЗ). Если машина зарегистрирована на ИП или компанию, а багажник и салон забиты круассанами, инспектор наверняка поинтересуется, куда везёте, и попросит путевой лист. Но если вы забросили на заднее сидение десяток ромовых баб для кофейни, ему вряд ли удастся вас прижучить. ГИБДД не имеет права спрашивать у вас путевой лист, если вы едете по делам бизнеса на своём или служебном автомобиле, но ничего и никого не перевозите.

Что должно быть в путевом листе

Путевой лист оформляет индивидуальный предприниматель или сотрудник компании, которому это поручили. Он выписывает документ на каждый автомобиль и заверяет подписью с расшифровкой. Путевой лист нужно оформить до начала рейса, а если водитель за смену делает несколько рейсов — до начала первого.

Обязательные реквизиты путевых листов — в приказе Минтранса №152

Организации или индивидуальные предприниматели могут использовать формы путевых листов Минтранса или составить свои. Форму нужно закрепить в учётной политике. Если создаёте свои формы путевых листов, в них нужно вписать обязательные реквизиты — остальное можно добавить от себя.

Название и номер путевого листа. Например, «Путевой лист легкового автомобиля А №11».

Срок действия путевого листа. Если смена водителя не больше одного дня — дата, когда путевой лист можно использовать. Если дольше — даты начала и окончания срока.

Информация о владельце транспорта.

Для юридического лица:

  1. Название.
  2. Организационно-правовая форма.
  3. Адрес.
  4. Номер телефона и основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

Для индивидуального предпринимателя:

  1. ФИО.
  2. Почтовый адрес.
  3. Номер телефона.
  4. ОГРН.

Информация о транспортном средстве:

  1. Тип: легковой или грузовой автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус.
  2. Модель автомобиля и прицепа, если он есть.
  3. Государственный регистрационный знак.
  4. Показания одометра при выезде автомобиля с парковки.
  5. Как проводить проверку транспортного средства перед рейсом — в приказе Минтранса

  6. Дата и время выезда с парковки и заезда на парковку. Если на одном транспортном средстве работают несколько водителей, показатели при выезде с парковки ставят в путевом листе первого водителя, а при въезде на парковку — в путевом листе последнего водителя.
  7. Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния. Для этого не обязательно брать в штат автослесаря — можно сотрудничать с автосервисом или автомастерской на аутсорсе.

Информация о водителе:

  1. ФИО водителя. Если автомобиль используют несколько водителей, нужно оформить путевой лист на каждого.
  2. Дата и время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Его должен проходить только штатный водитель. Если автомобилем управляет другой сотрудник компании или индивидуальный предприниматель, проходить медицинский осмотр не нужно (ст. 23 закона 196-ФЗ).
    Брать в штат медика не обязательно — можно сотрудничать с частной клиникой на аутсорсе.

Пример заполнения путевого листа:

Чтобы затраты на бензин можно было включить в расходы, к путевому листу нужно приложить кассовые чеки. Если заправка находится в стороне от маршрута, у налоговой возникнут вопросы. Налоговики могут потребовать убрать топливо из расходов и доплатить налог.

Что будет нарушителям

Госорган Нарушение Штраф для ИП Штраф для юрлиц Статья закона
Трудовая инспекция Данные в табеле учета рабочего времени и в путевом листе отличаются 1 000 — 5 000 ₽ 30 000 — 50 000 ₽ ст. 5.27 КоАП РФ
Водителю не оплатили переработанные часы 1 000 — 5 000 ₽ 30 000 — 50 000 ₽ ст. 5.27 КоАП РФ
Потраченное на мед- и техосмотры время не вошло в рабочее 1 000 — 5 000 ₽ 30 000 — 50 000 ₽ ст. 5.27 КоАП РФ
Повторное нарушение 10 000 — 20 000 ₽ 50 000 — 70 000 ₽ ст. 5.27 КоАП РФ
Автомобиль не прошёл техосмотр 2 000 — 5 000 ₽ 50 000 — 80 000 ₽ ст. 5.27.1 КоАП РФ
Водитель не прошёл медосмотр 15 000 — 25 000 ₽ 110 000 — 130 000 ₽
Повторное нарушение 30 000 — 40 000 ₽
или приостановление деятельности до 90 суток
100 000 — 200 000 ₽
или приостановление деятельности до 90 суток
Налоговая Нет документов, по которым можно учесть расход топлива 200 ₽ за один путевой лист 200 ₽ за один путевой лист ст. 126 НК РФ
ГИБДД Водитель перевозит пассажиров или грузы без путевого листа 500 ₽ 500 ₽ ст. 12.3 КоАП РФ
Водитель не прошёл медосмотр 3 000 ₽ 30 000 ₽ ст. 12.31.1 КоАП РФ
Автомобиль не прошёл техосмотр 3 000 ₽ 30 000 ₽

Госорган: Трудовая инспекция

Нарушение: Данные в табеле учета рабочего времени и в путевом листе отличаются

Штраф для ИП: 1 000 — 5 000 ₽

Штраф для юрлиц: 30 000 — 50 000 ₽

Статья закона: ст. 5.27 КоАП РФ

Госорган: Трудовая инспекция

Нарушение: Водителю не оплатили переработанные часы

Штраф для ИП: 1 000 — 5 000 ₽

Штраф для юрлиц: 30 000 — 50 000 ₽

Статья закона: ст. 5.27 КоАП РФ

Госорган: Трудовая инспекция

Нарушение: Время, потраченное на мед- и техосмотры, не вошло в рабочее

Штраф для ИП: 1 000 — 5 000 ₽

Штраф для юрлиц: 30 000 — 50 000 ₽

Статья закона: ст. 5.27 КоАП РФ

Госорган: Трудовая инспекция

Нарушение: Повторное нарушение

Штраф для ИП: 10 000 — 20 000 ₽

Штраф для юрлиц: 50 000 — 70 000 ₽

Статья закона: ст. 5.27 КоАП РФ

Госорган: Трудовая инспекция

Нарушение: Автомобиль не прошёл техосмотр

Штраф для ИП: 2 000 — 5 000 ₽

Штраф для юрлиц: 50 000 — 80 000 ₽

Статья закона: ст. 5.27.1 КоАП РФ

Госорган: Трудовая инспекция

Нарушение: Водитель не прошёл медосмотр

Штраф для ИП: 15 000 — 25 000 ₽

Штраф для юрлиц: 110 000 — 130 000 ₽

Статья закона: ст. 5.27.1 КоАП РФ

Госорган: Трудовая инспекция

Нарушение: Повторное нарушение

Штраф для ИП: 30 000 — 40 000 ₽ или приостановление деятельности до 90 суток

Штраф для юрлиц: 100 000 — 200 000 ₽ или приостановление деятельности до 90 суток

Статья закона: ст. 5.27.1 КоАП РФ

Госорган: Налоговая

Нарушение: Нет документов, по которым можно учесть расход топлива

Штраф: 200 ₽ за один путевой лист

Статья закона: ст. 126 НК РФ

Госорган: ГИБДД

Нарушение: Водитель перевозит пассажиров или грузы без путевого листа

Штраф: 500 ₽

Статья закона: ст. 12.3 КоАП РФ

Госорган: ГИБДД

Нарушение: Водитель не прошёл медосмотр

Штраф для ИП: 3 000 ₽

Штраф для юрлиц: 30 000 ₽

Статья закона: ст. 12.31.1 КоАП РФ

Госорган: ГИБДД

Нарушение: Водитель не прошёл техосмотр

Штраф для ИП: 3 000 ₽

Штраф для юрлиц: 30 000 ₽

Статья закона: ст. 12.31.1 КоАП РФ

Памятка

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перевозят пассажиров или грузы за деньги или для своего бизнеса, должны заполнять путевые листы. Это нужно, чтобы:

  • снизить налог;
  • контролировать водителя;
  • доказать, что с машиной и водителем всё в порядке, если в дороге что-то случится;
  • пройти проверку ГИБДД — инспекторы штрафуют тех, кто использует служебный транспорт для бизнеса без путевых листов.

Путевой лист не нужен, только если сотрудник компании или предприниматель использует служебный транспорт не по работе. Например, для поездки на рыбалку, шашлыки или за грибами.

Медосмотр перед каждой сменой должен проходить только штатный водитель, а техосмотр нужен в любом случае — неважно, кто вы: транспортная компания или ИП, который перевозит товары для своего магазина. Не обязательно брать в штат медика и слесаря — можно работать со специалистами на аутсорсе.

Путевые листы оформляет сам индивидуальный предприниматель или сотрудник компании, которому это поручил руководитель. Компания может использовать формы путевых листов Минтранса или придумать свои, но в них должны быть обязательные реквизиты. Форму нужно прописать в учётной политике и добавить образец в приложении к ней.

Формы путевых листов Минтранса

Все документы на автотранспортные средства должны быть заполнены корректно для учета в бухгалтерии, налоговых органах, ГИБДД. Поэтому ни одна организация, занимающаяся перевозкой пассажиров или грузов, не может обойтись без диспетчера – нарядчика – специалиста, отвечающего за заполнение документов.

Обязанности

У диспетчера – нарядчика три главные обязанности, которые подразделяются на множество сопутствующих работ:

  1. Организация работы водителей: заполнение путевых листов, расчет ГСМ, отслеживание отклонений от расчетных показателей.
  2. Контроль работы диспетчерского пункта: отслеживание графика выхода автотранспортного средства на рейс или смену и возвращение обратно, учитывает и контролирует перевозимый груз.
  3. Ведение путевых листов, журналов заявок на перевозки грузов или пассажиров и другой документации.

Также диспетчер – нарядчик составляет отчеты по итогам прошедшего рейса или смены, перераспределяет график выхода водителей на работу или маршрута движения – если изменились обстоятельства, контролирует соблюдение транспортной дисциплины.

В вашей компании каждый штатный специалист на счету? Нет желания нанимать специалиста на постоянную основу, а документы необходимо заполнять ежедневно? Компания «ПредРейс МСК» предлагает оформление диспетчера – нарядчика по договору аутсорсинга на любой срок.

Почему это выгодно

Вам не придется оплачивать за диспетчера страховые взносы, отпускные и больничный. По договору в вашу организацию придет столько специалистов, сколько нужно для обслуживания определенного количество транспортных единиц с учетом сезона. Работаем в том числе и с теми предприятиями, у которых в наличии всего одна машина.

Обратившись в компанию «ПредРейс МСК» и доверив нашим специалистам административную работу, вы сэкономите свое время, которое могли бы потратить на поиски персонала и финансовые средства на зарплату специалиста кадрового отдела. По всем вопросам по оформлению диспетчера – нарядчика на аутсорсинг в Москве звоните по указанным контактам.

Наша компания оформляет по договору аутсорсинга следующих специалистов:

  • механика по выпуску отдела технического контроля (ОТК);
  • медицинского фельдшера;
  • инженера по безопасности дорожного движения (БДД).

Поделиться страницей:

Документ о назначении руководителя на должность, если сертификат ключа подписи выдается на руководителя организации.
Копия документа, удостоверяющего личность владельца сертификата, а также личность представителя владельца сертификата (в случае получения сертификата ключа подписи представителем владельца) в соответствии с законодательством РФ — паспорта на разворотах с фотографией и местом регистрации по месту жительства.
Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Карточка организации: адреса (юридический, фактический, почтовый, электронный, в т.ч. электронный адрес и телефон владельца ЭЦП), банковские реквизиты, система налогообложения (ОСНО или СРНО), коды статистики (ОКАТО, ОКПО, ОКВЭД или копия кодов статистики).
Доверенность, подтверждающая полномочия лица (потенциального владельца сертификата), не являющегося руководителем организации.
Доверенность, выдаваемая представителю владельца сертификата (в случае если сертификат ключа подписи получает представитель владельца сертификата).
СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета владельца сертификата электронной подписи.
Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Копия документа, удостоверяющего личность владельца сертификата, а также личность представителя владельца сертификата (в случае получения сертификата ключа подписи представителем владельца) в соответствии с законодательством РФ — паспорта на разворотах с фотографией и местом регистрации по месту жительства.
Банковские реквизиты, система налогообложения (ОСНО или СРНО), коды статистики (ОКАТО, ОКПО, ОКВЭД или копия кодов статистики), электронный адрес и телефон владельца ЭЦП).
Доверенность, выдаваемая представителю владельца сертификата (в случае если сертификат ключа подписи получает представитель владельца сертификата).
СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета владельца сертификата электронной подписи.

Обязательно ли оформлять путевой лист на автомобиль, который используется для перемещения товаров со склада в торговые точки, а не для оказания услуг по перевозке груза третьим лицам?

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Минтранс России издал Приказ от 18.09.2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет.

Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

Чтобы от начала и до конца разобраться в порядке оформления путевых листов с учетом новых требований, смотрите вебинар Контур.Школы «Автотранспортные расходы: путевой лист, бухгалтерский учет и налогообложение». В рамках видеоурока показан образец самостоятельно разработанной формы путевого листа, которую можно использовать.

Нужен ли арендатору автомобиля без экипажа путевой лист для подтверждения расходов по налогу на прибыль?

По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться без экипажа (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.

При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ. Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе: его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Правда ли, что с 1 марта 2019 года нельзя оформлять путевые листы на срок более одного дня?

Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. При этом в Письме Минтранса от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ говорится, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого путевой лист может быть использован. В случае если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Таким образом, путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе следующие обязательные реквизиты:

  • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Действительно, в Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами. При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Кто проводит технический контроль транспортного средства?

Разрешается ли проводить дистанционные предрейсовые медосмотры водителей при помощи компьютера и специального оборудования?

Проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3). На сайте онлайнинспекция.рф говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр. Но невозможно проверить состояние кожных покровов, слизистых глаз, склер, зрачков и их реакцию на свет.

Суд также отмечает, что прохождение предрейсовых медосмотров удаленным способом с использованием телемедицинских технологий не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).

Если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы, скорее всего, расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа:

  • для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.

Если генеральный директор управляет служебным автомобилем во время поездок к контрагентам, обязан ли он проходить предрейсовый медосмотр?

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств.

По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Есть и противоположные мнения судов о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Исходя из сказанного безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства. Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В целях предотвращения риска исключения при проверке из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля.

Обязательны ли нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, для принятия расходов по ГСМ при налогообложении?

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий. Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта было исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Таким образом, организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать как Минтрансовские, так и собственные нормы расхода ГСМ, только не забывая прописать в своей учетной политике выбранный вариант. Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Путевые листы можно заполнять на компьютере или только от руки?

Способ заполнения путевых листов Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не установлен. Однако из положений этого документа следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств, проводивший соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Таким образом, все отметки медика и технического контролера могут быть сделаны только от руки.

Кроме того, путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказа, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

При этом путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который может быть составлен не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом: частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *