Идентификация клиентов

  • автор:

Национальный банк подготовил для банков изменения относительно подходов проведения дистанционной идентификации и верификации клиентов. Об этом сообщила пресс-служба регулятора.

Поскольку вместе со вступлением в силу нового Закона о финансовом мониторинге с 28 апреля 2020 года осуществление банками идентификации и верификации не будет требовать личного присутствия клиента, НБУ разработал с привлечением участников финансовых рынков новые инструменты и способы удаленной идентификации в зависимости от избранной модели и каналов привлечения клиентской базы.

Читайте также: Анализ нового Закона о финмониторинге от KPMG Law Ukraine

Банки смогут самостоятельно выбирать необходимую им модель в соответствии с собственными желаниями, возможностями доработки программных комплексов и соответствующей оценки рисков такой деятельности.

У банков будет возможность выбрать для себя:

1. полноценные модели удаленной идентификации и верификации;

2. упрощенные модели, которые будут содержать определенные лимиты на объемы операций и остатков на счетах клиентов.

Полноценные модели удаленной идентификации

К полноценным моделям дистанционной идентификации и верификации, на которые не будут устанавливаться лимиты, относятся:

  • верификация идентификационных данных клиента с помощью Системы BankID Национального банка и квалифицированной электронной подписи (дальше — КЭП);

  • проведение видеоверификации. Фактически идет речь об общении клиента и работника банка или агента банка по идентификации с помощью видеотрансляции. Национальный банк не ограничивает возможность использования во время видеоверификации паспортов старого образца (в формате «книжечки») в отличие от европейских практик, где по большей части граждане имеют идентификационные документы высокого уровня защиты и биоматематические документы.

Упрощенные модели удаленной идентификации

Кроме полноценных моделей верификации, банки будут иметь возможность предложить клиентам упрощенные механизмы верификации. Они являются проще с точки зрения построения процесса для банков. Также эти модели более доступны для определенных слоев населения, которое, например, не имеет высококачественного интернет-соединения или КЭП или доступ к BankID НБУ.

К арсеналу упрощенных механизмов верификации идентификационных данных клиента относятся:

  • верификация с помощью Системы BankID НБУ;

  • верификация с помощью КЭП;

  • осуществление платежа на отдельный счет банка с личного счета клиента, который сопровождается по крайней мере указанием фамилии, имени и отчество клиента;

  • дистанционное считывание клиентом данных с чипа своего биометрического документа (например, загранпаспорта или паспорта в формате ID- карточки) с помощью NFC модуля смартфона и соответствующего мобильного приложения банка;

  • верификация данных из бюро кредитных историй с подтверждением клиента через пароль, который поступил от банка на финансовый номер телефона клиента, отмеченный в его кредитной истории

Также во время применения некоторых упрощенных механизмов нужно будет осуществить фотофиксацию клиента с использованием метода распознавания реальности лица (liveness detection) и с собственным идентификационным документом.

По итогам обсуждения упрощенных моделей с участниками финансовых рынков Национальный банк согласился на предложенные банками лимиты относительно указанных упрощенных моделей верификации клиента, а именно:

  • общий лимит на проведение расходных финансовых операций по всем счетам, открытым клиенту в банке, не будет превышать 40 тыс. грн в месяц и 400 тыс. грн в год;

  • общий остаток по всем открытым клиенту счетам и электронным кошелькам в банке не будет превышать 40 тыс. грн.

Чтобы урегулировать возможность упрощенного режима идентификации пользователей электронных кошельков, регулятор предлагает применять такую модель идентификации — банк должен получить от клиента копии идентификационных документов и фотофиксацию клиента с его документами, которые удостоверяют лицо. В то же время режим использования таких электронных кошельков будет иметь определенные лимиты.

Все эти механизмы и модели будут детально освещены в обновленном Положении об осуществлении финансового мониторинга в банковской системе, утверждение и внедрение которого ожидается до конца апреля.

Также НБУ работает над вводом аналогичных норм регулирования по вопросам идентификации и верификации для небанковского финансового рынка.

Напомним, ранее Украинская ассоциация платежных систем сообщила, что с 28 апреля 2020 года участники финансового рынка возможно будут вынуждены остановить свою деятельность из-за нового Закона о финмониторинге. НБУ опровергает такую информацию и разъясняет, что постоянно коммуницируя с участниками рынка финансовых услуг, направил им соответствующие разъяснения относительно приведения внутренних процедур в соответствие с требованиями обновленного Закона.

Также НБУ отмечает, что новые правила финансового мониторинга не повлияют на оплату коммунальных услуг и денежные переводы.

Законом предусмотрены два основных требования:

— осуществить идентификацию и верификацию плательщика;

— сопровождать перевод средств необходимым перечнем данных относительно плательщика и получателя.

Обновленные требования Закона не распространяются на:

  • оплату жилищно-коммунальных услуг, оплату налогов, штрафов, других обязательных сборов и платежей (независимо от суммы);

  • уплату кредита в сумме до 30 тыс. грн;

  • переводы для оплаты товаров и услуг, которые осуществлены плательщиком с помощью платежной карточки (или другого электронного платежного средства), если ее номер сопровождает перевод (независимо от суммы);

  • все наличные переводы в пределах Украины в сумме до 5 тыс. грн;

  • снятие средств с собственного счета.

Обратите внимание. IT-компания ЛІГА:ЗАКОН создала в поддержку украинского бизнеса экосистему облачных продуктов LIGA360. Она сочетает единое рабочее пространство, чат с командой, анализ законодательства и медиа, изменений в деятельности партнеров, клиентов и конкурентов, возможность сформировать персональное комплексное решение для своего сегмента и совместно с командой оценивать бизнес-риски.

Вы можете заказать беспоатный полнофункциональный тестовый доступ по .

Идентификация клиента в банке регулируется в основном законом 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма», а также положением ЦБ 262-П.

Как правило, при совершении операций клиент обязан предъявлять паспорт. Согласно положению ЦБ 262-П, документами, удостоверяющими личность, кроме паспорта могут являться заграничный паспорт, паспорт моряка, военный билет, временное удостоверение личности, выдаваемое органами внутренних дел, и свидетельство о рождении для граждан, не достигших 14 лет. В положении также есть оговорка про иные документы, признаваемые в соответствии с российским законодательством как удостоверяющие личность, но обычно кредитные организации пользуются установленным перечнем и идут навстречу клиентам в редких случаях.

Законодательство разрешает банкам не проводить идентификацию клиента, если он совершает операцию по обмену валюты на сумму меньше 15 тыс. рублей, но некоторые финучреждения, руководствуясь своими внутренними правилами, требуют паспорт при совершении операций на любую сумму. При этом они ссылаются на норму 115-ФЗ, согласно которой работник банка может потребовать паспорт, если у него возникают подозрения, что данная операция проводится в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.

С паспортом по жизни

Росфинмониторинг разработал Положение о требованиях к идентификации клиентов.

Положение разработано для применения его, в частности, адвокатами и нотариусами.

Документ разъясняет процедуру идентификации клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для предотвращения рисков совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма.

Для идентификации клиентов организации и ИП имеют право:

  • Требовать от клиента сведения и документы, необходимые для идентификации. Некоторые сведения клиент может предоставлять устно, без документального подтверждения (например, контакты);
  • Привлекать третьих лиц для сбора необходимой информации;
  • Использовать сведения из единого государственного реестра (ИП, юрлиц и т.п.).

Положение определяет порядок идентификации клиентов, а также сведения, необходимые для этого.

Источник: «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», ID 02/08/01-18/00077539.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *