ХВС на содержание общего имущества

  • автор:

Правомерно ли УК начислять ГВС на содержание ОИ?

К сожалению из-за неполной информации дать полный ответ на Ваш вопрос невозможно. ГВС на содержание О.И. – 7,5 кубов – это общий объем услуг (ГВС) для всего МКД (за минусом данных ИПУ. В Вашем случае 1 куб.)
Между тем, на примере аналогичных ситуации сообщаю следующее.
УК делает расчеты по ОДН (по Вашему ГВС на содер. О.И.) следующим образом.
Объем коммунальных услуг, оставшейся после вычитания из всего объема услуг, потребленной МКД, объемов, потребленных жилыми и нежилыми помещениями согласно ИПУ, распределяются в полном объеме пропорционально квадратным метрам между собственниками всех помещений независимо от объема индивидуального потребления ЖКУ.
Если не все собственники помещений МКД подали данные ИПУ (или УК специально не принимает данные ИПУ), то возникает безучетное потребление услуг, которое входит в ОДН, объем которого УК распределяет пропорционально между всеми собственниками всех помещений, включая Вас.
УК выгодно чтобы было больше безучетного потребления ЖКУ, поскольку ВЫ, как и другие собственники помещений МКД, оплачивают безучетный объем услуг по ОДН, а затем оплачивают объем ЖКУ но уже по своим ИПУ, хотя эти объемы были уже были оплачены по ОДН Вами и другими собственниками помещений МКД, т.е. оплата за услуги осуществляется дважды (сначала в составе ОДН как безучетное, затем как учетное по ИПУ по счету-квитанции, выставленной УК)
Кроме того, управляющая компания в дальнейшем вправе также взыскивать с потребителя, не предоставившего показания ИПУ, сумму за среднемесячный объем потребления коммунального ресурса, несмотря на то, что данный объем был уже включен в ОДН, распределен и оплачен пропорционально другими собственниками помещений МКД по ОДН.
Все это свидетельствует о неосновательном обогащении УК.
Вам необходимо, вместе с Советом Дома, провести проверку приборов учета МКД, сделать запросы по обоснованности начисления по ОДН, выявить число лиц не подавших (не подающих) за определенные периоды показания ИПУ, сделать расчеты и предъявить претензию УК. Также можете обратиться в жилищную инспекцию о проверке УК по законности начисления по ОДН.

01.07.2019 | Водоотведение в целях СОИ

Казалось бы, остались в прошлом споры о порядке расчета «водоотведения на ОДН», всколыхнувшие всю страну. 1 июня 2017 года вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124), в том числе – введен в действие подпункт «в(4)» пункта 21, устанавливающий, что объем сточных вод, отводимых от многоквартирного дома (далее – МКД), при отсутствии общедомового прибора учета (далее – ОПУ) водоотведения определяется как сумма объемов горячего и холодного водоснабжения, поданных в указанный МКД. И вроде бы порядок расчета «водоотведения на содержание общего имущества» (далее – «водоотведение на СОИ») теперь окончательно определился, однако проблемы с этим коммунальным ресурсом по-прежнему существуют.

Нулевой норматив и его последствия

Органы госвласти ряда субъектов РФ по какой-то причине не посчитали нужным утверждать нормативы потребления такого коммунального ресурса как «водоотведение на СОИ». В таких регионах указанный норматив считается равным нулю, в связи с чем в случае отсутствия ОПУ водоотведения (а в подавляющем числе МКД в России такие ОПУ отсутствуют) предъявление потребителям к оплате «водоотведения на СОИ» неправомерно.

Очевидно, что если руководствоваться формулой, утвержденной подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения), учитывая наличие таких составляющих «содержания жилья», как «горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ГВС на СОИ) и «холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ХВС на СОИ), то в составе общего объема водоотведения МКД появляется такая составляющая как «водоотведение на СОИ» (объем рассчитывается как сумма ГВС на СОИ и ХВС на СОИ).

При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.

Если исполнитель УО/ТСЖ/ЖСК

УО/ТСЖ/ЖСК, предоставляющие потребителям в МКД коммунальную услугу «отведение сточных вод» (указанную услугу корректно также называть «водоотведение»), в соответствии с Правилами 124 обязаны оплатить в соответствующую РСО коммунальный ресурс, приобретаемый с целью оказания коммунальной услуги по водоотведению.

При отсутствии в доме ОПУ водоотведения и наличии ОПУ ГВС и ХВС объем указанного коммунального ресурса определяется в соответствии с подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения).

В такой ситуации, как указано ранее, при наличии таких составляющих «содержания жилья», как ГВС на СОИ и ХВС на СОИ, возникает некий объем «водоотведения на СОИ», фактическую стоимость которого нельзя предъявлять к оплате собственникам помещений.

Если органы госвласти субъекта утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», то УО/ТСЖ/ЖСК имеет право предъявлять указанный коммунальный ресурс к оплате потребителям в объеме утвержденного норматива потребления. Сверхнормативное потребление УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплачивать в РСО за свой счет, то есть стоимость такого сверхнормативного объема – это убыток УО/ТСЖ/ЖСК.

Если же в регионе не утвержден норматив потребления «водоотведения на СОИ» (то есть, норматив равен нулю), УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплатить в РСО весь объем указанного коммунального ресурса за свой счет.

В таком случае представляется верным обжалование в суд бездействия органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, которые не утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам УО/ТСЖ/ЖСК (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета соответствующих убытков на оплату «водоотведения на СОИ».

Кроме того, УО/ТСЖ/ЖСК могут инициировать общее собрание собственников помещений (далее – ОСС), предусмотрев в повестке дня вопрос о заключении договора на водоотведение между собственниками помещений МКД и РСО (так называемый «прямой договор»). В случае принятия собственниками решения о заключении договора на водоотведение непосредственно с РСО порядок расчета между РСО и УО/ТСЖ/ЖСК изменится, и формула, предусмотренная подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124, не будет подлежать применению.

Если исполнитель услуги РСО

В случае, если между собственниками помещений МКД и РСО заключен «прямой договор» предоставления коммунальной услуги по водоотведению (неважно, по чьей инициативе – РСО или ОСС), тогда исполнителем коммунальной услуги по водоотведению является РСО.

В этом случае РСО предъявляет «отведение сточных вод», потребленное в помещениях МКД, к оплате собственникам соответствующих помещений.

Разумеется, кроме коммунальной услуги по водоотведению, предъявляемой к оплате потребителям в МКД, РСО предъявляет к оплате лицу, управляющему таким домом (УО/ТСЖ/ЖСК) стоимость коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества (далее – КР СОИ). Порядок расчета объема КР СОИ определяется пунктом 21(1) Правил 124. В случае, если МКД не оборудован ОПУ соответствующего коммунального ресурса, необходимо применять формулу, утвержденную подпунктом «в» пункта 21(1) Правил 124, устанавливающую, что объем КР СОИ, подлежащий оплате от УО/ТСЖ/ЖСК в пользу РСО в случае отсутствия в доме ОПУ соответствующего коммунального ресурса, определяется исходя из норматива потребления указанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества.

Таким образом, при «прямом договоре» предоставления коммунальной услуги по водоотведению и отсутствию в МКД соответствующего ОПУ, РСО предъявляет к оплате УО/ТСЖ/ЖСК стоимость «водоотведения на СОИ» в объеме, рассчитанном исходя из норматива потребления. Разумеется, в случае, если в субъекте РФ такой норматив не установлен (то есть, равен нулю), РСО не имеет права предъявлять к оплате УО/ТСЖ/ЖСК какой-либо объем «водоотведения на СОИ». В этом случае указанный объем будет являться убытком РСО.

Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.

Выводы

В соответствии с действующим законодательством, в случае отсутствия ОПУ водоотведения потребителям в МКД может предъявляться к оплате «водоотведение на СОИ» в объеме норматива потребления указанного коммунального ресурса (если такой норматив не установлен, то есть равен нулю, предъявление «водоотведения на СОИ» к оплате потребителям неправомерно).

Сверхнормативное потребление «водоотведения на СОИ», образующееся в случае отсутствия ОПУ водоотведения и наличия ОПУ ГВС и ХВС, подлежит оплате из средств исполнителя коммунальной услуги по водоотведению: УО/ТСЖ/ЖСК (при «классической» схеме предоставления коммунальной услуги) или РСО (в случае заключения «прямых договоров» отведения сточных вод).

Как рассчитать оплату за электрическую энергию по своей квартире?

Электроснабжение является коммунальной услугой, и в соответствии с Жилищный кодексом Российской Федерации относится к обязательным платежам, за которые необходимо производить плату.

Расчет платы за электроснабжение

Правила расчета размера платы за электроснабжение определены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее — Правила), а также Постановлением Правительства №491 от 13.08.2006 года.

В соответствии с пунктом 40 Правил потребители в многоквартирном доме вносят плату за электроснабжение, предоставленное в жилом или нежилом помещении, а также плату за электроснабжение, потребленное при содержании общего имущества в многоквартирном доме — электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды.

С 01.01.2017 года плата за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, как коммунальная услуга по Правилам, рассчитывается для потребителей, если в многоквартирном доме собственникам помещений выбран способ непосредственного управления, или способ управления не выбран или не реализован.

Если собственниками многоквартирного дома выбран способ управления управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК или иной специализированный кооператив, потребляемое при содержании общего имущества электроснабжение, включается в состав платы за содержание жилого помещения и рассчитывается исходя из нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, или по показаниям общедомового прибора учета, если такое решение принято на общем собрании собственников помещений такого дома.

Согласно действующему законодательству расчет размера платы за электроснабжение, предоставленного в жилом помещении (квартире) определяется исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, если квартира таким прибором учета оборудована, или исходя из норматива потребления, установленного на электроснабжение, с применением повышающего коэффициента в размере 1,5, если в квартире есть техническая возможность установки индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, но такой прибор учета не установлен, и тарифа на электроснабжение, установленного в Вашем регионе.

Плата за электроснабжение, потребленного при содержании общего имущества, рассчитывается исходя из объема потребления, определенного согласно установленному нормативу, или показаниям общедомового прибора учета (в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом), общей площади занимаемого потребителем помещения и тарифа на электроснабжение, установленного в Вашем регионе.

В данной статье мы рассмотри порядок и примеры расчета размера платы за электроснабжение, предоставленного в жилом помещении, и за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, в соответствии с положениями Правил.

Расчет №1 — расчет платы за электроснабжение в квартире при наличии индивидуального прибора учета

Расчет №2 — расчет платы за электроснабжение в квартире при отсутствии индивидуального прибора учета, техническая возможность установки такого прибора отсутствует

Расчет №3 — расчет платы за электроснабжение в квартире при отсутствии индивидуального прибора учета, но есть техническая возможность установки такого прибора

Расчет №4 — расчет платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, при отсутствии на многоквартирном доме общедомового прибора учета

Расчет №5 — расчет платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, общедомовой прибор учета на многоквартирном доме установлен

Для начала рассчитаем размер платы за электроснабжение, предоставленного в жилом помещении (квартире).

Расчет №1 — в Вашей квартире установлен индивидуальный прибор учета на электроснабжение.

Если в Вашей квартире установлен индивидуальный прибор учета на электроснабжение расчет размера платы будет производиться по формуле № 1, как произведение количества электроэнергии, потребленного в Вашей квартире по показаниям Вашего индивидуального прибора учета и тарифа на электроэнергию, установленного для Вашего региона и поставщика услуг:

Формула № 1

Pi = ViП x Ткр

ViП — объем (количество) потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении электроснабжения, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.

Ткр — тариф (цена) на электроснабжение, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРИМЕР РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ПО ФОРМУЛЕ №1

В первую очередь определим, что данный расчет производится:

» для квартиры, расположенной в многоквартирном доме;
» в квартире установлен индивидуальный прибор учета на электрическую энергию;

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

Объем электрической энергии, потребленной по показаниям Вашего индивидуального прибора учета за январь 2019 года, составил 350 киловатт (ViП — в формуле).

Тариф на электроснабжение, установленный для Вашего региона и поставщика услуг, составляет 3,20 руб. за 1 киловатт (Ткр — в формуле).

Размер платы за электроснабжение по Вашей квартире будет рассчитываться следующим образом:

350 кВт х 3,20 руб. = 1120,00 рублей

Итого плата за электрическую энергию по Вашей квартире будет составлять — 1120,00 руб.

Расчет №2 — в Вашей квартире отсутствует индивидуальный прибор учета на электроснабжение, техническая возможность установки такого прибора отсутствует.

Если в Вашей квартире отсутствует индивидуальный прибор учета на электроснабжение, и отсутствует техническая возможность его установки, что подтверждается соответствующим актом, расчет размера платы будет производиться по формуле № 4, как произведение норматива потребления установленного для Вашего региона, количества проживающих в квартире граждан и тарифа, установленного на электроснабжение для Вашего региона и поставщика услуг.

Формула № 4

Pi = nj x Nj x Tкр

nj — количество постоянно и временно проживающих в квартире граждан.

Nj — норматив, установленный на электрическую энергию для Вашего региона.

Ткр — тариф, установленный на электрическую энергию для Вашего региона и поставщика услуг.

ПРИМЕР РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ПО ФОРМУЛЕ №4

В первую очередь определим, что данный расчет производится:

» для квартиры, расположенной в многоквартирном доме;
» в квартире не установлен индивидуальный прибор учета на электрическую энергию, техническая возможность установить индивидуальный прибор учета отсутствует;

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

В Вашей квартире проживает 4 человека (nj — в формуле).

Норматив на электроснабжение, установленный для Вашего региона, составляет 80 киловатт на 1 человека (Nj — в формуле).

Тариф на электроснабжение, установленный для Вашего региона и поставщика услуг, составляет 3,20 рубля за 1 киловатт (Ткр — в формуле).

Размер платы за электроснабжение по Вашей квартире будет рассчитываться следующим образом:

4 чел. x 80 кВт х 3,20 руб. = 1024,00 рублей

Итого плата за электрическую энергию по Вашей квартире будет составлять — 1024,00 руб.

Расчет №3 — в Вашей квартире отсутствует индивидуальный прибор учета на электроснабжение, но есть техническая возможность установки такого прибора.

Если в Вашей квартире отсутствует индивидуальный прибор учета на электроснабжение, но техническая возможность его установки есть, расчет размера платы будет производиться по формуле № 4(1), как произведение норматива потребления установленного для Вашего региона, количества проживающих в квартире граждан и тарифа, установленного на электроснабжение для Вашего региона и поставщика услуг, а также повышающего коэффициента в размере 1,5.

Формула № 4(1)

Pi = nj x Nj x Кпов x Tкр

nj — количество постоянно и временно проживающих в квартире граждан.

Nj — норматив, установленный на электрическую энергию для Вашего региона.

Кпов — повышающий коэффициент равный 1,5 с 1 января 2017 года.

Ткр — тариф, установленный на электрическую энергию для Вашего региона и поставщика услуг.

ПРИМЕР РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ПО ФОРМУЛЕ №4(1)

В первую очередь определим, что данный расчет производится:

» для квартиры, расположенной в многоквартирном доме;
» в квартире не установлен индивидуальный прибор учета на электрическую энергию, но есть техническая возможность установить такой прибор учета.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

В Вашей квартире проживает 4 человека (nj — в формуле).

Норматив на электроснабжение, установленный для Вашего региона, составляет 80 киловатт на 1 человека (Nj — в формуле).

Повышающий коэффициент — 1,5 (Кпов — в формуле).

Тариф на электроснабжение, установленный для Вашего региона и поставщика услуг, составляет 3,20 руб. за 1 киловатт (Ткр — в формуле).

Размер платы за электроснабжение по Вашей квартире будет рассчитываться следующим образом:

4 чел. x 80 кВт х 1,5 x 3,20 руб. = 1536,00 рублей

Итого плата за электрическую энергию по Вашей квартире будет составлять — 1536,00 руб.

Теперь рассчитаем размер платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды.

Расчет №4 — на многоквартирном доме отсутствует общедомовой прибор учета электрической энергии.

Расчет размера платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, будет производиться по формулам №10 и №15. Формула №15 рассчитывает объем электроснабжения, а формула №10 – сумму к оплате.

Формула № 10

Piодн = Viодн x Ткр

Viодн — объем (количество) электроснабжения, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.

Ткр — тариф на соответствующий коммунальный ресурс (электроснабжение), установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формула № 15

Nодн — норматив потребления на электроснабжение, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306

Si — общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме

Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме

Sои — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме

ПРИМЕР РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ, ПО ФОРМУЛЕ №15

В первую очередь определим, что данный расчет производится:

» плата за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, для квартиры, расположенной в многоквартирном доме;
» общедомовой прибор учета на электроснабжение на многоквартирном доме не установлен;

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

Норматив на электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, установленный для Вашего региона, составляет 1,5 киловатта на 1 м2 (Nодн — в формуле).

Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, составляет 400 м2 (Sои — в формуле).

Площадь жилых помещений (квартир) многоквартирного дома составляет 6000 м2 (Sоб — в формуле).

Общая площадь Вашей квартиры составляет 45 м2 (Si — в формуле).

Тариф на электроснабжение, установленный для Вашего региона и поставщика услуг, составляет 3,20 руб. за 1 киловатт (Ткр — в формуле).

Размер платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, будет рассчитываться следующим образом:

1. В первую очередь, необходимо определить объем электроснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, по формуле №15:

Итого объем электроснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, будет составлять — 4,5 кВт.

2. Затем, рассчитаем сам размер платы по формуле №10:

4,5 кВт х 3,20 руб. = 14,40 рублей

Итого плата за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, будет составлять 14,40 рублей.

Расчет №5 — на многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета

Расчет размера платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, в данном случае будет производиться по формулам №10 и №12. Формула №12 рассчитывает объем электроснабжения, а формула №10 – сумму к оплате.

Формула № 10

Piодн = Viодн x Ткр

Viодн — объем (количество) электроснабжения, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.

Ткр — тариф на соответствующий коммунальный ресурс (электроснабжение), установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формула № 12

VД — объем (количество) электроснабжения, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.

∑uVuнеж. — объем (количество) электроснабжения, потребленный за расчетный период в нежилых помещениях, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил.

∑vVvжил.н. — объем (количество) электроснабжения, потребленный за расчетный период в жилых помещениях (квартире), не оборудованных индивидуальными или общими (квартирным) приборами учета.

∑wVwжил.п. — объем (количество) электроснабжения, потребленный за расчетный период в жилых помещениях (квартире), оснащенных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета электроснабжения, определенный по показаниям такого прибора учета.

Vкр — объем электрической энергии, использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению.

Si — общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

ПРИМЕР РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ, ПО ФОРМУЛЕ №12

В первую очередь определим, что данный расчет производится:

» плата за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, для квартиры, расположенной в многоквартирном доме;
» на многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета на электроснабжение;
» нежилые помещения в многоквартирном доме отсутствуют.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

Объем электрической энергии, потребленной по показаниям общедомового прибора учета, составил 18 000 киловатт (VД — в формуле).

Объем электрической энергии, потребленной во всех жилых помещениях по показаниям индивидуальных приборов учета, составил 11 000 киловатт (Vwжил.п. — в формуле).

Объем электрической энергии, потребленной в жилых помещения, не оборудованных индивидуальными приборами учета, составил 6 000 киловатт (Vvжил.н. — в формуле), расчет объема электроснабжения, предоставленного в помещениях, не оборудованных ИПУ на электрическую энергию, производится исходя из количества проживающих в этих помещениях и установленного норматива потребления.

Площадь жилых помещений (квартир) многоквартирного дома составляет 6 000 м2 (Sоб — в формуле).

Общая площадь Вашей квартиры составляет 45 м2 (Si — в формуле).

Тариф на электроснабжение, установленный для Вашего региона и поставщика услуг, составляет 3,20 руб. за 1 киловатт (Ткр — в формуле).

Размер платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, будет рассчитываться следующим образом:

1. В первую очередь, необходимо определить объем электроснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, по формуле №12:

Итого объем электроснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, будет составлять 7,5 кВт.

2. Затем, рассчитаем сам размер платы по формуле №10:

7,5 кВт х 3,20 руб = 24,00 руб.

Итого плата за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, будет составлять 24,00 рубля.

Как рассчитываются тарифы на электроэнергию для предприятий

Для любой организации, будь то индивидуальный предприниматель или крупный завод, необходимо четко понимать из чего складывается себестоимость производимых товаров или услуг. Значительную долю в себестоимости организаций несут их затраты на покупку электрической энергии. Однако, если 5 и более лет назад стоимость электроэнергии для предприятий рассчитывалась с использованием регулируемых тарифов, которые были установлены, то в настоящее время тарифы на электроэнергию для предприятий не только никем не устанавливаются, но и меняются каждый месяц. Почему тарифы на электроэнергию для юридических лиц ежемесячно меняются и рассматривается в настоящей статье.

Все это обусловлено реформированием электроэнергетики и переходу к свободному ценообразованию на розничном рынке электроэнергии.
Уже достаточно длительное время в РФ функционирует оптовый рынок электроэнергии. Участниками оптового рынка являются производители электроэнергии (электрические станции), гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании, которые приобретают электроэнергию для своих потребителей.

В связи с этим гарантирующие поставщики приобретают электроэнергию на оптовом рынке для своих потребителей, при этом стоимость ее приобретения, и как следствие конечная стоимость электроэнергии для предприятий 2012, за счет различных факторов (фактического потребления потребителями, вывод электростанций в ремонт, природными и погодными факторами) каждый месяц разная.

Однако у организаций-потребителей электроэнергии возникают резонные вопросы: а как определить какие тарифы на электроэнергию для предприятий 2012 необходимо использовать. А также как проверить стоимость электроэнергии для юридических лиц, которая рассчитана поставщиком. То есть все сводится к тому, как осуществить расчет цен на электрическую энергию.

Однако на большинстве территории РФ уже длительное время тарифы на электроэнергию для организаций не устанавливаются, цены на неё каждый месяц разная. Ответ на вопрос: почему цена электроэнергии для предприятий величина непостоянная и рассмотрен ниже в рамках настоящей статьи.

Порядок расчета цен на электроэнергию (в том числе цена электроэнергии на оптовом рынке):

Территорию РФ по порядку осуществления расчета стоимости электроэнергии для юридических лиц можно разделить на две составляющие:

Ценовые зоны оптового рынка и неценовые зоны оптового рынка.

Ценовые зоны: те субъекты РФ, в которых возможно конкурентное ценообразование в отношении электроэнергии.

На территории РФ, за исключением территории Калининградской области, Республики Коми, Архангельской области, Дальнего Востока, в которую объединены территории Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области Гарантирующие поставщики, производят расчеты с потребителями с использованием цены, которая меняется каждый месяц, но которая не должна быть больше предельного уровня нерегулируемых цен. Чаще всего, цена, применяемая для расчетов с потребителями равна предельному уровню нерегулируемых цен.

Неценовые зоны:

Как рассчитывается стоимость квт электроэнергии для предприятий, которые находятся в неценовых зонах? Электроэнергия для предприятий в вышеуказанных регионах (Калининградской области, Республики Коми, Архангельской области, Дальнего Востока) поставляется по регулируемым ценам, которые утверждаются местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (РЭКами, РСТ, Управлениями по тарифам и ценам). Однако даже в этом случае гарантирующие поставщики транслируют все небалансы стоимости приобретённой электроэнергии с оптового рынка на потребителей.

Большинство субъектов РФ относится к ценовым зонам, поэтому в качестве тарифов на электроэнергию для предприятий, используется предельные уровни нерегулируемых цен на электроэнергию, которые рассчитываются по нижеприведенному принципу

Предельный уровень нерегулируемых цен меняется каждый месяц (в зависимости от цен на электроэнергию, складывающихся на оптовом рынке) и рассчитывается в соответствии с положениями «Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1179 для каждой ценовой категории отдельно (подробно об отличии ценовых категорий будет рассказано в следующей статье).

Однако в целом логика расчета цены на электроэнергию для предприятий и индивидуальных предпринимателей одинакова для всех ценовых категорий электроэнергии, и рассчитывается как сумма следующих составляющих:

  • цена приобретения электрической энергии с оптового рынка, которая ежемесячно рассчитывается и публикуется на своем сайте ОАО «Администратор торговой системы (организация, координирующая работу оптового рынка электроэнергии – интернет сайт – www.atsenergo.ru). Рассчитывается в тыс. руб. за МВт.ч. Меняется один раз в месяц..
  • тариф за услуги по передаче электроэнергии (в случае заключения потребителем договора энергоснабжения). Это так называемая «стоимость доставки» электроэнергии от производителя до потребителя. Эта плата рассчитывается и устанавливается местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (Региональная энергетическая комиссия) и публикуется на ее официальном сайте. Как правило, устанавливается в тыс. руб. за МВт.ч. Меняется один раз в год.
  • сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. Это плата организации, которая для потребителя покупает электроэнергию на оптовом рынке. Эта плата рассчитывается и устанавливается местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (Региональная энергетическая комиссия) и публикуется на ее официальном сайте. Как правило, устанавливается в тыс. руб. за МВт.ч. Меняется один раз в год.
  • плата за услуги, являющиеся неотъемлемой частью процесса снабжения электроэнергии. В ее состав входят плата ОАО «СО ЕЭС» (отвечает за надежность) и плата ОАО «Администратор торговой системы. Плата за эти услуги рассчитывается и устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ РФ) и публикуется на ее официальном сайте (www.fstrf.ru). Обычно, эта составляющая меняется только один раз в год.
  • плата за услуги ЗАО «ЦФР» (координирует расчеты на оптовом рынке электроэнергии между производителями и покупателями электроэнергии). Плата за эти услуги рассчитывается и устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ РФ) и публикуется на ее официальном сайте (www.fstrf.ru). Обычно, эта составляющая меняется только один раз в год.

Ежемесячно предельный уровень нерегулируемых цен рассчитывается по этому принципу гарантирующим поставщиком для каждой ценовой категории и публикуется на своем официальном сайте.

Стоит отметить, что в общем весе конечной цены электроэнергии для предприятий, наиболее значительна доля составляющей за услуги по передаче (около 50%), цены покупки на оптовом рынке (40%) и сбытовая надбавка (8%).

Также необходимо обратить внимание, что в случае, если у потребителя с энергосбытовой компанией заключен договор энергоснабжения (купли-продажи) то порядок расчета цены на электрическую энергию не регламентирован (цена может быть договорной), но в целом, логика расчета цен соответствует вышеуказанному порядку.

Как расчитать ОДН за воду

Коэффициенты сменились разделением на 2 составляющие:

  • общедомовые нужды,
  • индивидуальное потребление.

Согласно п. п. 40, 44 Правил, потребители ресурсов в многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачивают коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, – ОДН. Оплата прямо пропорциональна площади, которую занимают собственники.

Составляющие формулы

При расчёте потребления холодной воды на общедомовые нужды включается оплата:

  • полива газонов (палисадников),
  • внутридомовых водопотерь в сетях,
  • промывки коммуникационных сетей,
  • ресурса, отведённого на мытье лестничных площадок

При учёте горячей воде в общую сумму входит оплата:

  • внутридомовых водопотерь в сетях,
  • сброса воды в стояке (например, при ремонте батареи в многоквартирном доме),
  • технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону,
  • опрессовки системы отопления.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все помещения дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в доме, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации общего досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержаться в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).

На нормы ОДН по воде влияют:

  • степень благоустроенности дома и коммуникационных линий,
  • величина обслуживаемых прилегающих территорий,
  • этажность и количество подъездов,
  • наличие общедомовых приборов учёта воды.

Норматив на общедомовые нужды по водоснабжению (ГВС, ХВС, водоотведение) равен (=):

составляющая норматива (указываются в приложении к Приказу по региону)

  • (х) умноженная на количество проживающих в доме человек,
  • (/) разделённая на площадь помещений общего имущества.

Норматив потребления на ОДН по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном регионе и представлен как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц. Например, для Пермского края норма по горячему водоснабжению для жилых многоквартирных домов 1 группы (из 8) с сидячей ванной 120 см. с душем при закрытой системе теплоснабжения в 1-этажных зданиях равен 0,249, а для 9-этажных (при тех же условиях) – уже 0,579. В г. Королёв на 2015 год расчёт ОДН по холодной воде производился, исходя из 37,79 руб./ куб. м., и 108,34 руб./ водоснабжение 1 чел. и т.д.

Формулы расчёта

То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.

Отсутствие общедомового прибора

При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:

Наличие общедомового прибора

Общие нужды при наличии счётчика составляют разницу между значением, которое показал общедомовой прибор, и общей суммой значений индивидуальных счётчиков вместе с расходами по нормативам в необорудованных счётчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально занимаемой площади между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающей в многокомнатной квартире людей, расход ОДН на неё будет больше, чем для однокомнатной.

Способы уменьшить суммы оплаты и избежать спекуляций

Так как объём начислений зависит от площади, то оплата нужд дома производится и в том случае, если в квартире:

  • никто не прописан,
  • фактически живёт больше (меньше) человек, чем зарегистрировано,
  • собственник уехал отдыхать или переехал.

В ситуации, когда фактически в квартире проживает и потребляет воду большее количество людей, чем прописано, возникают проблема «резиновых квартир». Если таких становится очень много, общедомовые счётчики могут показать потребление в 1,5-2 раза большее, чем предусмотрено нормативом.

При этом владельцы «резинового» фонда считают, что финансово целесообразнее не ставить индивидуальные счётчики. Поскольку разница между нормой и реальным потреблением становиться частью общедомовых нужд, за перерасход платят все жители. Для предотвращения этого следует использовать следующие законодательные возможности:

  1. Пункт 56 Постановления № 354 указывает, что при временном проживании непрописанных жильцов (от 5 дней подряд), норматив устанавливается и рассчитывается сообразно фактическому числу проживающих потребителей. Сам факт фиксируется Актом о фактическом проживании, составить который имеет право и полномочия Совет дома.
  2. Пункт 19 (б) Постановления № 307 позволяет считать дату начала (и период) временного проживания с момента, указанного потребителем в уведомлении. Уведомление пишется в свободной форме с указанием ФИО, паспортных данных, периода пребывания и передаётся исполнителю.
  3. Если потребитель отказывается подавать уведомления и скрывает свои данные для фиксирования их в Акте, следует обратиться с письменным заявлением в УВД. В этом случае в присутствии участкового и свидетельствующих соседей составляется Акт, на основании которого начисляется плата на незарегистрированного жителя.

Постановлением № 354 оговаривается, что размер начислений на услуги ЖКХ не должен превышать соответствующие нормативы потребления. Если начисления превысят этот предел, разницу должна будет оплатить управляющая компания – поставщик-коммунальных услуг.

Для собственников, состоящих в ТСЖ или ЖКС, характерен вариант принятия на общем собрании решения о самостоятельном погашении такой разницы. Однако при исполнении коммунальных услуг не управляющей компанией, а ресурсоснабжающей организацией, независимо от решения, принятого на собрании, оплата образовавшейся разницы должна производиться собственниками.

Снижению расходов и предотвращению спекуляций со стороны владельцев «резиновых квартир» способствуют:

  1. Установка индивидуальных счётчиков и своевременная подача показания по ним. Сразу после установки собственнику необходимо передать в ЖЭУ Акт ввода в эксплуатацию. Это позволит бухгалтеру внести счётчики в расчётную систему. Если передача показаний происходит с опозданием, то для определения нужд дома, от данных расхода общедомового прибора отнимается среднее значение потребления за 3 последних месяца с последующим перерасчётом данных после получения точной информации.
  2. Достоверность информации о площади общедомового имущества, жилых и нежилых помещений.
  3. Сведения, собранные силами Совета дома, о реальном количестве людей, проживающих в квартире без индивидуального прибора учёта более 5 дней подряд.
  4. Установка в квартирах различных приспособлений для экономии воды (например, http://water-save.com/).
  5. Проверка состояния коммуникаций, которые должны соответствовать требованиям технического регламента. Ответственность за функциональность систем лежит на управляющей организации. Если перерасход по общедомовым нуждам происходит из-за подтекающей трубы в подвале, то оплата, при наличии доказательств, осуществляется тоже управляющей организацией.

Эксперимент, проведённый во Владивостоке по введению подобных мер экономии, уже в первый месяц показал снижение расходов на 7%.

Читайте далее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *