ГСМ 05 руководство

  • автор:

Хранение ГСМ на предприятии: правила хранения, емкости

Для обеспечения бесперебойной работы многим организациям требуется создание запасов ГСМ. Запасают топливо многие потребители, использующие его для отопления. Поэтому порядок хранения ГСМ интересует всех потребителей этих материалов. Поскольку ГСМ при испарении образуют взрывоопасные смеси с воздухом, этот порядок регламентируется государством.

Хранение ГСМ производится на специализированных предприятиях (базах), промышленных предприятиях, АЗС, стройплощадках и прочих организациях. Все организации, хранящие ГСМ, обязаны иметь изолированные помещения для хранения топлива.

Складские помещения, осуществляющие хранение ГСМ, не требуют особого оборудования. При плюсовой температуре большая часть горюче-смазочных материалов может храниться под навесом на специальных площадках. Складирование ГСМ на открытых площадках практикуется обычно для кратковременного хранения.

Первейшие требования к хранению ГСМ – наличие специальных емкостей, соответствующих ГОСТу, обеспечение свободного доступа к ним и присутствие противопожарного оборудования при хранении.

Возможно Вас также заинтересует следующее:

Свяжитесь с нами по телефону, и мы с радостью ответим на все интересующие вопросы.

Емкости для хранения ГСМ

Емкости для хранения ГСМ чаще всего имеют форму цилиндра в различных вариантах. Встречаются емкости горизонтального типа и вертикальные. По типу установки они подразделяются на подземные и наземные. По способу изготовления бывают одностенные, двустенные и трехстенные емкости, а также многосекционные и односекционные.

Для заполнения емкостей и забора из них топлива резервуары оборудуются патрубками или кранами, датчиками уровня и другой сертифицированной аппаратурой. Емкости могут заполняться топливом только организациями, у которых есть лицензия на хранение ГСМ. Стоит отметить, что оная лицензия выдается лишь тем организациям, которые обеспечили надлежащие условия хранения и гарантируют безопасность.

Услуги хранения ГСМ

Организации, по каким-то причинам не имеющие возможности хранить горюче-смазочные материалы, могут обратиться к предприятиям, оказывающим услуги хранения ГСМ. Такие услуги обычно оказывает база хранения ГСМ, располагающая необходимым оборудованием.

Между организациями заключается договор хранения ГСМ. В договоре обязательно прописываются условия соглашения между договаривающимися сторонами и цена хранения ГСМ.

Хранение ГСМ на предприятии

В том случае, если складирование топлива на предприятии вызвано производственной необходимостью, предприятие получает разрешительные документы. Для хранения оборудуется отдельное помещение, соответствующее всем требованиям пожарного надзора.

Правила хранения ГСМ на предприятии предусматривают организацию свободного доступа к хранящимся емкостям и наличие подъемных механизмов для обслуживания цистерн.

Для перелива топлива в мелкую тару из больших резервуаров обязательно оборудуется специальная площадка, свободная от пыли.

Кроме того, предприятия должны соблюдать нормы хранения ГСМ, в которых указывается допустимое количество складируемых материалов. В помещении склада обязательно вывешивается список материалов, разрешенных для хранения, с указанием их максимального количества.

Хранение ГСМ на складе

Сильное влияние на качество топлива оказывают условия, при которых происходит хранение ГСМ на складе. Больше всего на качество хранимой продукции влияет температура в помещении склада, она не должна в летнее время сильно повышаться.

Также важно следить за влажностью помещения, поскольку с повышением влажности возможна коррозия металлической тары. Правила хранения ГСМ на складах требуют обязательного согласования всех условий с инспектором пожарной охраны.

Хранение ГСМ на стройке

Хранение ГСМ на строительной площадке производится на специальных складах, расположенных в отдельных помещениях, располагающих изолированным выходом. За некоторым исключением, большинство материалов могут храниться какое-то время на открытых площадках. Для предотвращения коррозии тары, площадки должны быть оборудованы навесами.

Хранение ГСМ в бочках требует применения специальных поддонов, так как оставлять бочки на земле запрещается, они могут проржаветь. Оборудование таких площадок также должно подчиняться требованиям пожарной безопасности.

ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Одним из основных источников экономии материальных и денежных средств на большинстве предприятий является сокращение потерь горюче-смазочных материалов (ГСМ), специальных жидкостей сверх установленных норм при их хранении, транспортировании, выдаче и так далее.

Приемке и хранению ГСМ на страницах различных бухгалтерских изданий недостаточно часто уделяется внимание. Однако практика показывает, что повышенная заинтересованность небеспочвенна, поскольку при приемке и хранении ГСМ возникают потери и недостачи, которые являются существенными статьями расходов предприятия. Таким образом, предприятиям важно не только приобрести, но и грамотно использовать данную расходную статью, не превышая установленные нормы расхода.

Наиболее часто задаваемые работниками бухгалтерских служб вопросы следующие: что понимается под естественной убылью ГСМ; каковы предельно допустимые величины безвозвратных потерь ГСМ, возникающих непосредственно при их транспортировании, перевалке, хранении; какими нормативными документами следует руководствоваться для расчета естественной убыли по складу ГСМ и каков порядок отражения списания таких потерь на счетах бухгалтерского учета? Рассмотрим эти вопросы подробно.

Виды потерь ГСМ

Потери ГСМ обычно разделяют на две группы:

— в первую группу включаются потери, которые не предусмотрены нормами естественной убыли. Наиболее распространенной причиной таких потерь являются утечки. Утечки ГСМ могут возникнуть в результате отсутствия контроля со стороны ответственных лиц за способами хранения ГСМ, из-за износа резервуаров и по другим причинам. С целью сокращения потерь топлива необходимо своевременно проводить профилактические осмотры, ремонты и обновление резервуарных средств хранения ГСМ;

— во вторую группу включаются потери, предусмотренные нормами естественной убыли, и технологические потери при зачистке резервуаров.

Рассмотрим более детально вторую группу. Основными нормативными документами, регулирующими порядок применения норм естественной убыли и технологических потерь ГСМ, являются:

— Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 21.12.2011 N 171 «Об утверждении рекомендаций по применению норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при поставках на экспорт и внутренний рынок» (далее — Приказ N 171);

— Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 09.12.2011 N 43 «Об установлении норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при поставках на экспорт и внутренний рынок» (далее — Постановление N 43);

— Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.09.2004 N 31 «Об утверждении Правил технической эксплуатации складов нефтепродуктов» (далее — Постановление N 31);

— Приказ Министерства экономики Республики Беларусь от 11.10.1999 N 99 «Об утверждении Норм технологических потерь нефтепродуктов при зачистке резервуаров» (далее — Приказ N 99).

Справочно. В тех случаях, когда отдельные нормы естественной убыли ГСМ не предусмотрены Постановлением N 43, по мнению автора, следует руководствоваться нормами Постановления Госснаба СССР от 26.03.1986 N 40 «Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании» (далее — Постановление), при этом предприятию необходимо предварительно предусмотреть эти нормы в учетной политике.

Согласно пункту 2 Рекомендаций по применению норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при поставках на экспорт и внутренний рынок, утвержденных Приказом N 171 (далее — Рекомендации N 171), под естественной убылью нефти и нефтепродуктов понимаются потери (уменьшение массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств нефти и нефтепродуктов, воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих в настоящее время средств защиты нефти и нефтепродуктов от испарения и налипания при транспортировании, перевалке, хранении и приемке. Для светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, газовый конденсат и т.п.) более свойственно испарение, для темных (мазут и т.п.) — смачивание и прилипание.

Следует помнить, что образовавшиеся в результате естественной убыли недостачи списываются на себестоимость, но в пределах установленных норм. В случае превышения этих норм суммы потерь (недостач) подлежат возмещению за счет виновных лиц.

Под нормами естественной убыли нефти и нефтепродуктов (нормы естественной убыли) понимаются предельно допустимые величины безвозвратных потерь нефти и нефтепродуктов, возникающих непосредственно при их транспортировании, перевалке, хранении и приемке как на внутреннем рынке республики, так и при осуществлении импортно-экспортных операций вследствие сопровождающих их физико-химических процессов, а также потерь, неизбежных на современном уровне состояния применяемого технологического оборудования (потери от испарения через неплотности насосов, задвижек, технологического оборудования), а также потерь от налипания на внутренние стенки и оборудование резервуаров, транспортных средств и трубопроводов (абз. 3 п. 2 Рекомендаций N 171). В нормы естественной убыли не включены потери нефти и нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткой резервуаров и трубопроводов, аварийные потери и потери от хищений, потери, вызванные последствиями стихийных бедствий, а также потери при внутрискладских перекачках. Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи нефти и нефтепродуктов.

Пунктом 3 Рекомендаций N 171 установлено, что нормы естественной убыли не распространяются на нефтепродукты, принимаемые и сдаваемые по счету (фасованные продукты), транспортируемые или хранящиеся в герметичной таре (запаянные, с применением герметиков, уплотнений и др.), а также хранящиеся в резервуарах повышенного давления.

Необходимо также учитывать и то, что применение норм естественной убыли ГСМ возможно только в том случае, если предприятия имеют емкости для хранения ГСМ и специальные разрешения.

Применяемые в настоящее время нормы убыли ГСМ установлены Постановлением N 43.

Для каждого вида ГСМ установлены свои нормы естественной убыли. Расчет таких лимитов зависит от многих факторов. Перечислим основные.

1. Группа нефтепродуктов. Например, к первой группе относятся бензины автомобильные всех марок, прямогонные бензины, газовый конденсат стабильный, бензин газовый стабильный (из газового конденсата); во вторую группу входят бензины авиационные всех марок, бензол, топливо для реактивных двигателей Т-2 и др.; в третью группу — керосин для технических целей, этилбензол технический и др.; в четвертую группу — керосины осветительные всех марок, в пятую группу — топливо печное бытовое, топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизельных двигателей; в шестую группу включены мазуты всех марок, масла смазочные всех марок, битумы нефтяные жидкие; в седьмую группу — битумы твердые, пластичные смазки, пасты; в восьмую группу — нефть.

2. Типы резервуаров, в которых хранятся ГСМ. Например, выделяют резервуары наземные металлические с нормой загрузки 95 процентов и выше, резервуары наземные металлические с нормой загрузки менее 95 процентов, резервуары заглубленные. Также установлены нормы убыли в зависимости от вместимости этих резервуаров: наземные вместимостью до 400 куб.м; 700 — 1000 куб.м; 2000 куб.м и более, наземные стальные с понтоном.

Приемка и хранение ГСМ предприятиями должны осуществляться на специально оборудованных и огражденных нефтескладах, соответствующих требованиям, установленным Правилами технической эксплуатации складов нефтепродуктов, утвержденными Постановлением N 31 (далее — Правила N 31), стационарных пунктах (постах) заправки транспортных средств, машин, механизмов, соответствующих требованиям, установленным Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденными Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.12.2003 N 38.

Согласно пунктам 225 — 227 Правил N 31 каждый эксплуатирующийся резервуар должен:

— соответствовать типовому проекту, иметь технический паспорт;

— быть постоянно оснащен полным комплектом оборудования, предусмотренным типовым проектом;

— иметь порядковый номер, четко написанный на корпусе согласно технологической схеме резервуарного парка;

— иметь номер заглубленного резервуара, указанный на специально установленной табличке.

На каждый резервуар должна быть составлена технологическая карта согласно приложению 6 к Правилам N 31. Для каждого резервуара должна быть определена базовая высота (высотный трафарет), то есть расстояние по вертикали от днища резервуара до верхнего края замерного люка или замерной трубы в постоянной точке измерения. Величину базовой высоты следует проверять ежегодно и оформлять актом.

Следует также обратить внимание на специфику производственно-хозяйственной деятельности предприятий, а именно особенности заправки специальной техники (сельскохозяйственной, строительной, лесной промышленности и др.). В силу особенностей такой техники ее заправка на обычных АЗС невозможна, поэтому на таких предприятиях должны числиться топливозаправщики, обеспечивающие потребность специальной техники в топливе.

ГСМ в мелкую тару, в баки транспортных средств могут отпускаться только через топливо- или маслораздаточные колонки, соответствующие требованиям распространяющихся на них технических нормативных правовых актов и прошедшие в установленном порядке контроль.

3. Календарный период. Средняя климатическая зона. Нормы естественной убыли установлены для двух календарных периодов — осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября) и двух климатических зон — средней и южной.

Для определения соответствующих календарных периодов используются даты (периоды) завершения операций с нефтью и нефтепродуктами, указанных в названиях таблиц, содержащихся в приложениях 1 и 2 к Постановлению N 43.

Для определения соответствующих климатических зон используются климатические зоны завершения операций с нефтью и нефтепродуктами, указанных в названиях таблиц, содержащихся в приложениях 1 и 2 к Постановлению N 43.

Справочно. Республика Беларусь относится к средней климатической зоне, ее географическая территория находится в пределах между 50° и 70° северной широты включительно или между 50° и 70° южной широты включительно.

4. Срок хранения ГСМ. В зависимости от сроков хранения ГСМ выделяют:

нормы естественной убыли ГСМ, образовавшиеся в первый год длительного хранения;

нормы ежемесячной естественной убыли нефтепродуктов при хранении сроком свыше одного года (длительном хранении) начиная со второго года хранения;

нормы технологических потерь ГСМ при зачистке резервуаров.

Нормы технологических потерь нефтепродуктов при зачистке резервуаров установлены Приказом N 99 (далее — Нормы N 99). Так, согласно подп. 1.2 — 1.4 Норм N 99 нормы распространяются на все вводимые, действующие и реконструируемые нефтебазы, склады топлива и АЗС и предназначены для использования при определении безвозвратных потерь и потерь от снижения качества нефтепродуктов при зачистке резервуаров.

Нормы распространяются на вертикальные резервуары, в том числе оснащенные понтонами и плавающими крышами, и горизонтальные (наземные и подземные).

Нормы установлены для нефтепродуктов I, II и III групп в зависимости от их вязкости и степени испаряемости. Распределение нефтепродуктов на I, II и III группы приведено в приложениях 1, 2, 3 к Нормам N 99.

В соответствии с подп. 1.5 — 1.8 Норм N 99 в процессе технологических операций по зачистке резервуаров значительная часть нефтепродукта сохраняет кондицию, т.е. соответствует требованиям стандартов, часть нефтепродукта теряется безвозвратно, а другая часть снижает показатели качества.

Безвозвратные потери — учитываемые потери нефтепродуктов вследствие вентилирования, промывки, пропарки, механической или ручной зачистки и других операций. Безвозвратные потери нефтепродуктов устанавливаются в единицах массы и подлежат списанию при оформлении учетных документов.

Потери от снижения качества устанавливают количество нефтепродуктов в единицах массы, переведенных в смесь отработанных нефтепродуктов (СНО).

Подпунктами 1.9 — 1.12 Норм N 99 предусмотрено, что за нормы безвозвратных потерь и потерь от снижения качества принимаются допустимые величины соответствующих потерь нефтепродуктов при зачистке резервуаров, зависящие от их физико-химических свойств, а также от технических средств и технологии зачистки резервуаров.

Резервуары подвергаются периодической зачистке в соответствии с требованиями ГОСТ 1510-84. Они должны зачищаться также перед ремонтом, градуировкой, нанесением антикоррозионных покрытий на внутреннюю поверхность резервуара, сменой нефтепродукта. Зачистка резервуаров выполняется с соблюдением техники безопасности и противопожарных требований. После удаления основного нефтепродукта из резервуара на его стенках и на днище остается невыбираемый насосом технологический остаток.

Нормы безвозвратных потерь и потерь от снижения качества нефтепродуктов I группы приведены в табл. 1 приложения 4 к Нормам N 99.

Нормы безвозвратных потерь и потерь от снижения качества нефтепродуктов II и III групп приведены в приложениях 5 и 6 (табл. 2 и 3 соответственно) к Нормам N 99.

Таким образом, на предприятиях, где не предусмотрена возможность приобретения и хранения ГСМ, недостачи и потери топлива образуются вследствие его перерасхода в результате эксплуатации транспортных средств. В этом случае превышение норм расхода ГСМ списывается на виновных лиц и подлежит возмещению посредством удержания из заработной платы или внесения сумм наличными в кассу предприятия.

Учет потери топлива

И.В. Перелетова, генеральный директор ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало»

Опубликован: Журнал «Консультант Бухгалтера»

Имеет ли право организация-переработчик учесть в составе расходов стоимость потерь топлива дизельного (зимнего) при его транспортировке в железнодорожных цистернах в процессе доставки от поставщика до собственного склада. Величина потерь составляет 600кг. при массе всего отгруженного поставщиком топлива 1000 тонн (согласно отгрузочным документам, представленным поставщиком и подписанных представителем перевозчика). Стоимость одной тонны составляет 1000 руб. без НДС (условно). Право собственности на топливо переходит к организации при получении груза перевозчиком (железной дорогой) на станции отправления. Виновные в возникновении потерь лица не установлены.

Бухгалтерский учет.

В соответствии с п.5 ПБУ 10/99 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н, расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.

В рассматриваемом случае потери материальных ценностей возникли в процессе доставки их до склада организации. На наш взгляд, подобные потери необходимо учитывать в составе прочих расходов. Соответственно отражать такие расходы, на наш взгляд, необходимо на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Изначально подобные расходы необходимо учитывать на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При этом стоимость потерь топлива должна быть подтверждена документально. К таким документам относится расходная накладная поставщика, документы, предоставляемые железной дорогой о сдаче груза грузополучателю и акт, составленный представителями организации совместно с представителем железной дороги, о количестве принятого топлива.

Список проводок.

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Первичный
документ
Получено дизельное топливо (субсчет «Материалы, право собственности на которые перешло, но фактически не поставленные») 60 1 000 000 Накладная на отгрузку товара по форме ТОРГ-12, железнодорожная накладная
Учтена сумма НДС 19 60 180 000 Счет-фактура от поставщика, накладная
Получено топливо по факту (999,4тнх1000) 10 (субсчет «Материалы фактически полученные») 10(субсчет «Материалы, право собственности на которые перешло, но фактически не поставленные») 999 400 Акт о количестве принятого от железной дороги топлива
учтена сумма потерь топлива (0,6х1000) 94 10(субсчет «Материалы, право собственности на которые перешло, но фактически не поставленные») 600 Акт о количестве принятого от железной дороги топлива
Сумма потерь учтена в составе прочих расходов 91 94 600 Бухгалтерская справка, приказ руководителя

Налог на прибыль.

В соответствии с пп.2, пп.3 п.7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи при транспортировке МПЗ в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ, а также технологические потери при транспортировке товаров.

Представители налогового ведомства разъяснили свою позицию по данному вопросу в отношении потерь нефтепродуктов на АЗС в письме УФНС по г.Москве № 20-12/11315 от 10.02.2006г. По нашему мнению этими разъяснениями можно руководствоваться и организации в рассматриваемой ситуации.

Приведем некоторые выдержки из письма.

«В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Действие данной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

На основании пункта 1.2 Порядка применения норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске, хранении и транспортировании, утвержденного постановлением Госснаба СССР от 26.03.86 N 40 (далее — Порядок), под естественной убылью нефтепродуктов понимаются потери (уменьшение массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств нефтепродуктов, воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты нефтепродуктов от потерь при приеме, хранении и отпуске.

При этом к естественной убыли не относятся потери нефтепродуктов, вызванные нарушениями требований стандартов, технических условий, правил технической эксплуатации, хранения.

В пункте 1.4 Порядка установлено, что под нормой естественной убыли понимается допустимая величина безвозвратных потерь нефтепродуктов, происходящих непосредственно при товаротранспортных операциях вследствие сопровождающих их физических процессов, а также потерь, неизбежных на данном уровне состояния применяемого технологического оборудования (потерь от испарения из всех видов емкостей, через сальниковые уплотнения насосов и задвижек, потерь от налипания и др.).

Нормы естественной убыли нефтепродуктов являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи нефтепродуктов, выявленной при приеме нефтепродуктов или при инвентаризации в процессе их хранения».

Согласно п.11.2. Порядка, утвержденного постановлением Госснаба СССР от 26.03.86г.№40, естественная убыль нефтепродуктов при железнодорожных перевозках определяется умножением нормы в процентах на количество принятых к перевозке нефти или нефтепродуктов в тоннах, деленному на 100.

При этом сами нормы естественной убыли приведены в указанном выше документе в зависимости от группы нефтепродуктов.

То есть, организация имеет право отнести в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, потери нефтепродуктов при железнодорожных перевозках в пределах норм естественной убыли, утвержденных постановлением Госснаба СССР от 26.03.86 № 40, при условии подтверждения фактических потерь документами поставщиков и получателей нефтепродуктов (актов приемки нефтепродуктов).

В рассматриваемом случае количество топлива, которое может быть учтено в составе расходов (в соответствии с нормами, утв. Постановлением Госснаба СССР № 40) составит 140 кг. ((0,14х1000)/1),

где 0,14кг – норма естественной убыли в килограммах дизельного топлива на 1 тонну перевозимого груза (топлива).

При этом может оказаться (как в данном случае), что фактическая недостача нефтепродуктов превышает предельный размер потерь нефтепродуктов, рассчитанный с использованием норм естественной убыли, утвержденных постановлением Госснаба СССР от 26.03.86г. № 40. В таком случае, разницу между стоимостью фактических потерь и стоимостью потерь, рассчитанных на основании норм, установленных Госснабом, по мнению представителей налоговых органов, учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль нельзя.

В таком случае с величины указанной разницы Общество, по мнению работников налоговых органов, обязано восстановить возмещенный ранее НДС (в случае принятия суммы НДС со всей стоимости полученных нефтепродуктов к вычету).

Согласно пп.2 п.1 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории РФ, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ. В случае непринятия стоимости нефтепродуктов, в части недостач, в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, указанные нефтепродукты (в части недостач), по мнению некоторых представителей налоговых органов, не будут использоваться Обществом для осуществления операций, подлежащих обложению НДС. А соответственно НДС со стоимости таких нефтепродуктов нельзя поставить к вычету.

Кроме того, в случае, если в соответствии с гл.25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Такова позиция Минфина РФ, изложенная в письме от 15.08.06г. № 03-03-04/1/628. То есть, по мнению чиновников из Минфина, суммы НДС по потерям от недостачи при транспортировке товаров принимаются к вычету в размерах, соответствующих нормам естественной убыли.

Однако пп.3 п.7 ст.254 НК РФ позволяет учесть в составе материальных расходов и технологические потери при транспортировке.

При этом технологическими потерями признаются потери при транспортировке товаров, обусловленные технологическими особенностями процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками товаров.

А потери нефтепродуктов при их перевозке железнодорожным транспортом (в цистернах) могут быть отнесены, в том числе, и к технологическим потерям при транспортировке. При этом потери нефтепродуктов не должны быть связаны с нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждения тары, несовершенства средств защиты нефтепродуктов от потерь и т.д. (письмо Минфина РФ от 19.04.2005г. № 03-03-01-04/1/195).

В каком объеме можно учесть при исчислении налога на прибыль указанные расходы?

По мнению чиновников из Минфина для правомерного списания сумм технологических потерь в состав расходов необходимо иметь нормативы образования отходов в связи с технологическими потерями. Эти нормативы должны быть установлены в технологической карте (ином аналогичном документе) и утверждены надлежащими лицами (письмо Минфина РФ от 02.09.2003г. № 04-02-05/1/85). В письме от 01.11.2005г. № 03-03-04/1/328 чиновники из финансового ведомства разъяснили, что нормативы, регламентирующие порядок расчета технологических потерь, организация может утвердить самостоятельно. При этом для этих целей могут быть задействованы специалисты организации, контролирующие технологический процесс или процесс транспортировки.

Если в организации не составляется расчет технологических потерь при транспортировке или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь при транспортировке являются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса или процесса транспортировки.

Таким образом, представители Минфина считают, что для обоснованного отнесения сумм технологических потерь в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, необходимо иметь в наличии нормативы этих потерь, разработанные самим предприятием или используемые отраслевые нормы. При этом сам порядок расчета нормативов потерь должен быть утвержден в приказе об учетной политике предприятия.

В составе расходов, при исчислении налога на прибыль можно учитывать суммы технологических потерь, рассчитанных на основе нормативов (отраслевых норм). Такова позиция Минфина, изложенная в письме от 27.03.2006 года № 03-03-04/1/289. Поддерживают данную позицию и представители налоговых органов (письмо УМНС РФ по г.Москве от 30.06.2004г. № 26-12/43529).

В случае, если фактические технологические потери превышают суммы потерь, рассчитанных на основании утвержденных нормативов, то суммы превышений не должны учитываться при исчислении налога на прибыль.

Однако налоговый кодекс не содержит ограничений по размеру технологических потерь, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Поэтому формально организация имеет право учесть в полном объеме при исчислении налога на прибыль технологические потери, возникшие в процессе транспортировки нефтепродуктов.

Однако, Обществу, на наш взгляд, для обоснованного включения в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, потерь нефтепродуктов при транспортировке, необходимо иметь расчет технологических потерь при транспортировке нефтепродуктов. Алгоритм расчета можно запросить, например, в организациях, занимающихся перевозками нефтепродуктов или разработать самостоятельно (с учетом свойств перевозимых грузов, состояния тары и др. показателей). Сумма фактических потерь нефтепродуктов, в пределах величины, исчисленной на основании указанного выше расчета, может быть учтена Обществом в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Эта позиция находит поддержку и у некоторых судов, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2005г. по делу № А56-37623/2004.

Статья: К вопросу о потерях и недостачах горюче-смазочных материалов в воинских частях (Николаева Т.) («Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, n 11)

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 11
К ВОПРОСУ О ПОТЕРЯХ И НЕДОСТАЧАХ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ
МАТЕРИАЛОВ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ
На страницах печатных изданий довольно часто освещаются вопросы приобретения и расхода горюче-смазочных материалов. Но различные виды топлив, масел, смазок, поступающие в организации и учреждения, требуют также соблюдения правил обращения с ними квалифицированными должностными лицами, обладающими специальными познаниями. Поэтому проверяющие органы всегда обращают внимание на нормы потребления и расхода горючего, способы его сохранения и использования по прямому назначению.
Как установлено п. 1.4 Норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании на объектах магистральных нефтепродуктопроводов РД 153-39.4-033-98, утвержденных Приказом Минтопэнерго России от 01.10.1998 N 318, норма естественной убыли — это предельно допустимая величина безвозвратных потерь нефтепродуктов, является предельной и применяется только в случае фактической недостачи нефтепродуктов. Какие меры ответственности применяются к военнослужащим при обнаружении потерь и недостач ГСМ? Какие правила должны соблюдаться при приеме, хранении и выдаче горючего, чтобы избежать его потерь? Что должно предпринять руководство, если орган Росфиннадзора обнаружил нарушение данных норм?
Виды потерь и нормы естественной убыли
Как известно, в воинских частях имеется специальная воинская техника (танки, бронетранспортеры и др.). Соответственно, в целях поддержания боеспособности воинских частей данная техника должна быть готовой к выполнению своих боевых функций. Для этого автотранспорт необходимо постоянно заправлять топливом. Кроме того, в силу особенностей воинской спецтехники заправка ее на обычных АЗС не представляется возможной, соответственно, в воинских частях числятся топливозаправщики, которые обеспечивают потребности спецтехники в топливе.
При проведении ревизий и проверок контролирующие органы проверяют в том числе сохранность имущества воинских частей, к которому в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее — Закон N 161-ФЗ) относятся ГСМ. При этом основные нарушения при проверках учета ГСМ связаны с их недостачей, которая может быть вызвана в результате потерь топлива.
Виды потерь можно разделить на две основные группы. Первая — потери, не предусмотренные нормами естественной убыли нефтепродуктов, — чаще всего от утечек. При их обнаружении необходимо принять меры для привлечения к материальной ответственности лиц, виновных в причинении ущерба (если они установлены).
Как правило, утечки горючего возникают из-за значительного износа резервуарного парка, а также отсутствия надлежащего контроля ответственными должностными лицами за состоянием средств хранения ГСМ (плотностью соединений трубопроводов, резервуаров, задвижек, сальников и насосов, коррозионным разрушением трубопроводов и резервуаров и т.п.). Для того чтобы сократить этот вид потерь топлива, нужно своевременно проводить профилактические ремонты средств его хранения, организационно-технические мероприятия и обновлять резервуарный парк.
В соответствии с п. 4.6 Межгосударственного стандарта «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» ГОСТ 1510-04 металлические резервуары, за исключением резервуаров предприятий длительного хранения, должны подвергаться периодической зачистке — для автомобильных бензинов и дизельных топлив она проводится не менее одного раза в два года.
———————————
Постановление Госстандарта СССР от 07.08.1984 N 2776.
Вторая — потери, предусмотренные нормами естественной убыли нефтепродуктов (например, от испарения, от вентиляции или насыщения газового пространства). При недостачах потери списываются в пределах норм естественной убыли, если фактические потери равны норме или превышают ее; либо в размере фактических потерь, если эти потери не превышают нормы естественной убыли.
К естественной убыли не относятся потери нефтепродуктов, вызванные нарушениями требований стандартов, технических условий, правил технической эксплуатации, хранения, браком, ремонтом и зачисткой резервуаров, все виды аварийных потерь, а также потери при внутрискладских перекачках (п. 1.3 Порядка применения норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске, хранении и транспортировании (далее — Порядок)).
———————————
Утвержден Постановлением Госснаба СССР от 26.03.1986 N 40 (с изм., внесенными Приказом Минтопэнерго России от 01.10.1998 N 318).
Неправильный расчет естественной убыли горючего относится к нарушениям финансово-хозяйственной деятельности организаций. Естественная убыль нефтепродукта определяется умножением соответствующей нормы на массу принятого нефтепродукта в тоннах (п. п. 6.1, 6.2 Порядка). Это чревато недостачами, перерасчетом предъявленных поставщикам претензий, изменениями в бухгалтерских и отчетных документах.
Определение естественной убыли дано в Методических рекомендациях , в соответствии с которыми естественной убылью материально-производственных запасов (МПЗ) является потеря (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), установленных нормативными правовыми актами) вследствие естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.
———————————
Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2003 N 95 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли».
Допустимую величину безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи МПЗ определяют по норме естественной убыли, которую, в свою очередь, устанавливают:
— при хранении МПЗ — за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение;
— при транспортировке МПЗ — путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.
Естественная убыль МПЗ образуется по причине:
— усушки и выветривания;
— утечки (таяние, просачивание);
— розлива при перекачке жидких товаров и т.п.
Нормы естественной убыли не распространяются на нефтепродукты, хранящиеся и (или) транспортируемые в герметичной упаковке, а также хранящиеся в резервуарах повышенного давления. Также данные нормы являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи нефтепродуктов. Списание нефтепродуктов в пределах норм естественной убыли до установления факта недостачи запрещено.
Обратите внимание: в соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также технологические потери при производстве и (или) транспортировке. В связи с этим имеется Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов», предписывающее, что нормы естественной убыли должны разрабатываться министерствами и ведомствами с учетом технологических условий хранения и транспортировки МПЗ, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль. Но для большинства отраслей экономики эти нормы пока не разработаны.
В то же время согласно ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее федеральными органами исполнительной власти.
К сведению: нормы естественной убыли нефтепродуктов необходимо применять с учетом зависимости от физико-химических свойств нефтепродуктов (выделяют 8 групп); климатической зоны (существуют пять зон, но на практике учитываются только три); времени года (выделяют осенне-зимний период — с 1 октября по 31 марта и весенне-летний период — с 1 апреля по 30 сентября); типа и вместимости резервуаров и их оснащенности средствами защиты от потерь; срока и вида (длительное хранение, текущее довольствие и т.д.) хранения нефтепродуктов; температуры их подогрева.
Материальная ответственность за перерасход ГСМ
Существует такой вид потерь, как перерасход (пережог) горючего. Это расход горючего на работу техники сверх установленных постоянных или временных норм, с дополнительными надбавками к ним или снижением норм. Его определяют как разность между фактическими и установленными нормативами расхода топлива.
Чаще всего перерасход ГСМ может быть вызван:
— техническими неисправностями автотранспорта;
— использованием транспортных средств не по назначению;
— особыми условиями работы транспортных механизмов.
Руководству учреждения, в частности заместителю командира батальона по вооружению, начальнику автомобильной и электрогазовой службы авиационно-технической воинской части необходимо принять меры по устранению причин перерасхода (пережога) горючего сверх установленных норм (п. п. 310, 378 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны РФ от 23.07.2004 г. N 222).
Если перерасход горючего причинен действиями водителей транспортных средств, совершенными по их вине либо по вине их руководства без уважительных причин, то этот вид потерь ГСМ должен расцениваться как недостача имущества, переданного работникам под отчет. В этом случае назначают и проводят административное расследование, обращая особое внимание на то, при каких обстоятельствах, в каких условиях и с какой целью был осуществлен перерасход (пережог) горючего, степень вины подотчетного лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица. В обязательном порядке подлежит разрешению вопрос о его материальной ответственности. Так, в соответствии со ст. 5 Закона N 161-ФЗ военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен в результате незаконного расходования имущества. Однако согласно п. 3 ст. 3 указанного Закона не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Вопросы материальной ответственности работников регулируются ст. ст. 243 — 245 ТК РФ.
В соответствии с Законом N 161-ФЗ материальная ответственность военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также лиц, призванных на военные сборы, определяется в особом порядке. В частности, за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, они несут ограниченную материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. При этом за указанные деяния лица, проходящие военную службу по призыву, несут материальную ответственность в размере не более двух окладов месячного денежного содержания.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.
Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Обнаружив недостачу горючего, даже если ее фактический размер превышает установленный размер нормы естественной убыли, а причины возникновения недостачи топлива, размер материального ущерба и виновные лица не установлены, руководство учреждения (командование воинской части) назначает и проводит административное расследование, по результатам которого ущерб, причиненный государству, возмещается материально ответственными лицами либо списывается за счет государства в установленном порядке (п. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны РФ от 31.01.2001 N 10).
Об учете и хранении топлива
Списание ГСМ в воинских частях осуществляется исходя из Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте N Р3112194-0366-03, утвержденных Минтрансом России от 29.04.2003 (далее — Нормы расхода ГСМ). Указанные Нормы применяются всеми организациями любой формы собственности. Для каждой марки автомобиля установлена базовая норма расхода топлива исходя из расчета на 100 км пробега, утверждены надбавки к нормам расхода топлива по эксплуатации автомобиля в зимнее время и езде в горной местности, по дорогам со сложным планом и закруглениями, по городу (поселкам городского типа) при наличии светофоров и знаков дорожного движения.
Обратите внимание: названные Нормы устанавливают только предельное значение надбавок, поэтому учреждение должно определить их размеры, закрепив в приказе руководителя.
Для обеспечения надлежащего состояния расчетов воинской части в учетных регистрах необходимо накапливать информацию о поставках каждого вида топлива с отражением соответствующих количественных показателей.
Обратите внимание: при закупке топлива, доставляемого в цистерне, его количество в документации поставщика выражено в тоннах, а при отпуске потребителям счетчики, как правило, количество залитого в автомобиль бензина определяют в литрах. При этом количество литров, соответствующее единице массы, зависит, в частности, не только от характеристик топлива (его плотности и сорта), но и от погодных условий (температуры, давления).
Факт приемки соответствующего количества товара может быть подтвержден на основании показателей объемных жидкостных счетчиков, а также исходя из уровня топлива в резервуаре и (или) оставшегося в цистерне несливаемого количества — с учетом полной вместимости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *