Что такое валовая прибыль (gross profit)?
Валовая прибыль компании является результатом вычета из общего дохода от продаж себестоимости продукции и ее реализации. Общий доход — это прибыль от всех продаж компании. Себестоимостью продукции являются все расходы, понесенные с начала производства товара и вплоть до момента доставки до покупателя.
Общий доход и себестоимость товаров: в чем именно они заключаются?
В общий доход включается вся прибыль с продажи товаров или услуг за выбранный отчетный период: будь то месяц или квартал. К этой статье доходов нельзя прибавлять суммы, полученные от продажи имущества или оборудования. Например, для интернет-магазина женской одежды общим доходом будет вся сумма, полученная с продажи одежды и аксессуаров. Никакие дополнительные доходы не плюсуются.
При подсчете себестоимости товаров для валовой прибыли используются только те расходы, которые участвуют в полном спектре действий с товарами: начиная с момента приобретения материалов для товаров и заканчивая расходами на отправку конечному покупателю. Эти затраты относятся ко временному типу расходов и зависят от колебаний уровня заказов магазина. Что могут включать в себя эти расходы:
- Заработная плата продавцам;
- Оплата за продажу товара (например, при сотрудничестве с партнерами по трафику);
- Оплата бонусной части работникам, связанной с уровнем продаж товаров или услуг;
- Коммунальные услуги;
- Оплата доставки; особенно это актуально для интернет-магазинов;
- Оплата комиссий при оплате товаров покупателями с помощью электронных денег или карт.
Постоянные расходы такие, как: оплата аренды, офисного оборудования, оплата заработной платы остальным сотрудникам вне отдела продаж, банковские счета по кредитам и остальные не входят в расчет для валовой прибыли компании.
Формула расчета показателей валовой прибыли и валовой маржи
Использование показателя валовой прибыли для изучения состояния бизнеса может быть не совсем корректным методом. Валовая прибыль может оставаться примерно на одном и том же уровне или увеличиваться в течение нескольких отчетных периодов, однако это вовсе не говорит о стабильности бизнеса. Для определения истинной картины стоит использовать показатель валовой маржинальности или, иначе говоря, валовой маржи. Для ее расчета и используется валовая прибыль: показатель валовой маржи позволяет увидеть настоящее состояние бизнеса и его прибыльности в любой расчетный период времени. Считаем сначала валовую прибыль:
Валовая прибыль = (Общий доход с продаж – Себестоимость товаров)
Валовая маржа всегда рассчитывается в процентах по следующей формуле:
Валовая маржа = (Валовая прибыль / Общая выручка компании) x 100
В конечном итоге вы получите конкретный процент валовой маржи за выбранный временной отрезок. Результат показывает какую прибыль мы получим с одного рубля выручки. Это позволяет увидеть насколько хорошо и правильно организован бизнес, а также общую тенденцию развития при сравнении нескольких отчетных периодов.
Если ваш показатель валовой маржи падает от месяца к месяцу, необходимо пересмотреть все затраты связанные с продукцией и возможно урезать некоторые из них. Как правило, часто обращаются к следующим возможностям: изменению технологического процесса производства товаров, изменению расчета мотивированной части заработной платы, сотрудничество по более выгодным условиям с транспортными компаниями и много другое. Пересмотр маркетинговой стратегии по привлечению покупателей также не помешает.
Маржа (gross profit)
Маржа (gross profit, рентабельность продаж) — разница между отпускной ценой товарной единицы и себестоимостью товарной единицы. Эта разница обычно выражается как прибыль на единицу продукции или в процентах от отпускной цены (коэффициент прибыльности). В общем, маржа — термин, применяемый в торговой, биржевой, страховой и банковской практике для обозначения разницы между двумя показателями.
Маржа (ПЕ) = ОЦ — СС
Где:
ПЕ – прибыль на единицу продукции;
ОЦ – отпускная цена;
СС – себестоимость единицы продукции.
Коэффициент прибыльности и прибыль на единицу продукции. Когда маркетологи и экономисты говорят о марже, важно иметь в виду разницу между коэффициентом прибыльности и прибылью на единицу продукции при продажах. Эту разницу легко согласовать, и менеджеры должны уметь переключаться с одного на другое. Коэффициент маржинальности (коэффициент прибыльности) рассчитывается по формуле:
Коэффициент маржинальности (КП) = ПЕ / ОЦ
Где:
КП – коэффициент прибыльности в %;
ПЕ – прибыль на единицу продукции;
ОЦ – отпускная цена единицы продукции.
Менеджерам необходимо знать маржу для принятия практически любого решения в сфере маркетинга. Маржа представляет собой ключевой фактор ценообразования, рентабельности затрат на маркетинг, прогноза доходности и анализа прибыльности клиентов.
Валовая маржа в России. В России под валовой маржой понимают разность между выручкой предприятия от реализации продукции и переменными затратами.
Валовая маржа = ВР – Зпер,
где: ВР – выручка от реализации продукции;
Зпер – переменные затраты на изготовление продукции.
Однако, это ничто иное, как маржинальный доход, маржинальная прибыль (contribution margin) — разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Валовая маржа является расчетным показателем, который сам по себе не характеризует финансового состояния предприятия или какого-либо его аспекта, но используется в расчетах ряда финансовых показателей. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Валовая маржа в Европе. Есть разночтения в понимании валовой маржи, существующие в Европе и понятие маржи, существующее в России. В Европе (точнее, в европейской учетной системе) существует понятие Gross margin. Валовая маржа, (gross margin) представляет собой процент от общего дохода от продаж, что компания оставляет после понесенных прямых расходов, связанных с производством товаров и услуг, продаваемых компанией. Расчет валовой маржи производится в процентах. Эти различия принципиальны для учетной системы. Так, валовую маржу европейцы считают именно в процентах, тогда как в России под «маржой» понимают прибыль.
Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара. Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
315 639 просмотров