Гриф секретности секретно

  • автор:

отменен/утратил силу Редакция от 24.11.2010 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ ФСБ РФ от 17.04.2003 N 265 (ред. от 24.11.2010) «О ВЫЕЗДЕ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ЧАСТНЫМ ДЕЛАМ»
Вид документа приказ, инструкция, перечень
Принявший орган фсб рф
Номер документа 265
Дата принятия 31.05.2003
Дата редакции 24.11.2010
Номер регистрации в Минюсте 4527
Дата регистрации в Минюсте 12.05.2003
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 17.04.2003 — «Российская газета», N 94, 20.05.2003
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 34, 25.08.2003)
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ ФСБ РФ от 17.04.2003 N 265 (ред. от 24.11.2010) «О ВЫЕЗДЕ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ЧАСТНЫМ ДЕЛАМ»

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ И ПОЛУЧЕНИЯ ПАСПОРТОВ ДЛЯ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ЧАСТНЫМ ДЕЛАМ

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция подготовлена на основании Федеральных законов от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» <*>, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба».

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1 (ч. I), ст. 9; N 46, ст. 4537; 2002, N 19, ст. 1794; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1779; N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 28, ст. 3348; N 31, ст. 4008; N 50, ст. 6241; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6235; N 31, ст. 4207.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

2. Инструкция определяет:

— порядок оформления разрешений на выезд военнослужащих и гражданского персонала <**> (далее — сотрудники, если не оговорено иное) органов федеральной службы безопасности (далее — органы безопасности) из Российской Федерации (далее — за границу) по частным делам;

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

— порядок получения, сдачи и последующего хранения документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее — паспорт).

<**> В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» к гражданскому персоналу относятся федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

3. Право сотрудников органов безопасности на выезд за границу может быть временно ограничено в случаях, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

II. Порядок оформления разрешений на выезд сотрудников органов безопасности за границу по частным делам

4. Выезд за границу по частным делам военнослужащих и гражданского персонала, осведомленного в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, отнесенных к государственной тайне, заключивших контракт (служебный контракт, трудовой договор), предполагающий временное ограничение права на выезд за границу, осуществляется с разрешения должностных лиц, указанных в Перечне должностных лиц органов федеральной службы безопасности, которым предоставляется право разрешать выезд из Российской Федерации военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности, осведомленному в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, отнесенных к государственной тайне.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

5. Лица из числа гражданского персонала органов безопасности, имеющие допуск к секретным сведениям или не имеющие допуска к государственной тайне, письменно информируют непосредственных начальников о планируемом выезде за границу, как правило, не позднее чем за один месяц. При этом получения разрешения, предусмотренного пунктом 4 настоящей Инструкции, не требуется.

6. Для получения разрешения на выезд за границу, как правило, не позднее чем за три месяца до выезда, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (смерть близких родственников и т.п.), сотрудники подают рапорт (заявление) (приложение 1) на имя должностного лица, которому предоставлено право разрешать выезд за границу.

7. Соответствующее должностное лицо органов безопасности, наделенное правом разрешать выезд за границу, принимает решение о возможности выезда сотрудника за границу или о временном ограничении его права на выезд за границу и утверждает заключение об осведомленности сотрудника в сведениях, составляющих государственную тайну, и возможности выезда за границу (приложение 2). Принятое решение доводится до сведения сотрудника под расписку.

При наличии оснований для временного ограничения права на выезд за границу срок ограничения не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления сотрудника со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями — до истечения срока ограничения, установленного контрактом (служебным контрактом, трудовым договором).

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых сотрудник был осведомлен на день подачи рапорта (заявления) о выезде за границу, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в контракте (служебном контракте, трудовом договоре) срок ограничения права на выезд за границу может быть продлен Межведомственной комиссией по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный контрактом (служебным контрактом, трудовым договором), со дня последнего ознакомления сотрудника со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

8. Заключение об осведомленности сотрудника в сведениях, составляющих государственную тайну, и возможности выезда за границу составляется и подписывается его непосредственным начальником, после чего согласовывается с подразделением кадров, подразделением (сотрудником) собственной безопасности и секретариатом.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

Заключение оформляется в каждом случае получения разрешения на выезд за границу сотрудника, осведомленного в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

9. При составлении заключения указывается фактическая осведомленность сотрудника в сведениях, составляющих государственную тайну, с учетом всех должностей, занимаемых им за последние десять лет. При этом в заключении не должно раскрываться существо сведений, известных сотруднику.

По результатам изучения всех необходимых материалов в заключении излагается вывод о возможности выезда сотрудника за границу или целесообразности ограничения его права на выезд за границу с указанием срока ограничения.

Начальники, подписавшие и утвердившие заключение, обеспечивают правильное определение фактической осведомленности сотрудников в сведениях, составляющих государственную тайну.

10. В случае необходимости оформления паспорта при наличии разрешения на выезд за границу подразделение кадров органа безопасности (войсковой части), наделенного полномочиями выдавать справки установленной формы <*> для оформления паспорта, готовит справку и выдает ее военнослужащему.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

<*> Форма справки утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598.

11. При переводе сотрудника из одного органа безопасности в другой орган безопасности, приостановлении военной службы либо переводе военнослужащего в Вооруженные Силы Российской Федерации, другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а также при увольнении сотрудника с военной службы, федеральной государственной гражданской службы, работы из органов безопасности в установленном порядке готовится заключение об осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну, и возможности выезда за границу.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

Заключение, составляемое при увольнении сотрудника с военной службы, федеральной государственной гражданской службы, работы из органов безопасности, содержащее выводы о его фактической осведомленности в сведениях особой важности, отнесенных к государственной тайне, и о возможности разрешения выезда за границу подписывается руководителем, начальником органа безопасности, подразделения ФСБ России (подразделения службы ФСБ России), в котором сотрудник проходил военную службу, федеральную государственную гражданскую службу, работал, и утверждается соответствующим должностным лицом из числа руководства ФСБ России по линии курирования (подчиненности).

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

Утвержденное заключение приобщается в личное дело сотрудника.

12. Решение об ограничении права на выезд за границу может быть обжаловано сотрудником органов безопасности в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

13. С сотрудником, выезд за границу которому разрешен, соответствующим должностным лицом органа безопасности до выдачи паспорта проводится инструктаж, о чем делается отметка на рапорте (заявлении) сотрудника.

Сотрудникам органов безопасности, выезжающим за границу по частным делам, рекомендуется:

— в случае возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с задержанием местными правоохранительными органами, дорожно-транспортными происшествиями, необходимостью обращения за медицинской помощью, угрозами со стороны других лиц и т.п., незамедлительно связаться по телефону с консульским учреждением Российской Федерации в стране пребывания или изыскать иные возможности для информирования его сотрудников о случившемся;

— воздерживаться от объяснений с представителями местных правоохранительных органов и исключить подписание каких-либо протоколов и иных документов в отсутствие представителей консульского учреждения Российской Федерации в стране пребывания.

III. Порядок получения, сдачи и последующего хранения паспортов

14. После получения разрешения на выезд за границу сотрудники в установленном законодательством Российской Федерации порядке оформляют и получают паспорта по месту жительства в уполномоченных государственных органах. Военнослужащие органов безопасности наряду с другими необходимыми документами представляют в соответствующий уполномоченный государственный орган справку, выданную подразделением кадров. Въездную визу сотрудники получают в порядке, установленном для граждан Российской Федерации.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

15. Сотрудники (за исключением лиц, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции) обязаны сдать паспорт на ответственное хранение в подразделение кадров органа безопасности:

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

— после его получения в органах внутренних дел — в течение двух дней;

— после возвращения из поездки за границу по частным делам — в течение пяти дней.

16. Ранее оформленный и находящийся на ответственном хранении паспорт выдается сотрудникам для выезда за границу в порядке, предусмотренном в разделе II настоящей Инструкции.

17. Для организации ответственного хранения паспортов начальник органа безопасности издает соответствующий приказ и назначает должностное лицо, ответственное за их хранение и выдачу.

18. В случае утраты паспорта орган безопасности незамедлительно сообщает в Управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России и Управление собственной безопасности ФСБ России его серию и номер, кем и на чье имя он был выдан. По факту утраты паспорта проводится разбирательство.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

19. При переводе военнослужащего или федерального государственного гражданского служащего из одного органа безопасности в другой орган безопасности паспорт направляется в орган безопасности по новому месту военной службы, федеральной государственной гражданской службы.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

При переводе военнослужащего для дальнейшего прохождения военной службы в Вооруженные Силы Российской Федерации, другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а также при увольнении сотрудника с военной службы, федеральной государственной гражданской службы, работы из органов безопасности, по решению должностного лица, которому предоставлено право разрешать выезд за границу, паспорт выдается сотруднику или передается в выдавший его орган с указанием срока действия ограничения права на выезд за границу.

(в ред. Приказа ФСБ РФ от 24.11.2010 N 580)

20. Учет сотрудников, выезжающих за границу по частным делам, а также паспортов осуществляется в порядке, предусмотренном в отношении сотрудников органов безопасности, направляемых за границу в краткосрочные служебные командировки.

Приложение 1
к Инструкции (п. 6)

РАПОРТ (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Приложение 2
к Инструкции (п. 7)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ СОТРУДНИКА В СВЕДЕНИЯХ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, И ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ

N Занимаемая
должность,
подразделение,
орган
безопасности
Период Форма
допуска
Реквизиты
носителей,
содержащих
совершенно
секретные и
особой
важности
сведения,
составляющие
государственную
тайну
Актуальность
сведений
на дату
составления
заключения
1 2 3 4 5 6

Приложение 2
к Приказу ФСБ России
от 17 апреля 2003 г. N 265

Для получения информации о практике в других странах см. Секретную информацию .

Правительственной система классификации Соединенных Штатов устанавливаются в соответствии с Распоряжением 13526 , последней в длинной серии распоряжений по данной теме. Выданный президентом Бараком Обамой в 2009 году Указ 13526 заменил предыдущие указы по этой теме и изменил правила, кодифицированные в 32 CFR 2001. В нем излагается система классификации , рассекречивания и обработки информации о национальной безопасности, созданной правительством США и своих сотрудников и подрядчиков, а также информацию, полученную от других правительств.

Желаемая степень секретности такой информации называется ее конфиденциальностью . Чувствительность основана на расчете ущерба национальной безопасности, который может нанести разглашение информации. В Соединенных Штатах существует три уровня классификации: конфиденциально, секретно и совершенно секретно. Каждый уровень классификации указывает на возрастающую степень чувствительности. Таким образом, если кто-то имеет уровень допуска Совершенно секретно , ему разрешается обрабатывать информацию до уровня Совершенно секретно, включая секретную и конфиденциальную информацию. Если у кого-то есть секретный допуск, он не может обрабатывать совершенно секретную информацию, но может обращаться с секретной и конфиденциальной секретной информацией.

В Соединенных Штатах нет Закона о государственной тайне в британском стиле ; вместо этого секретную информацию защищают несколько законов, в том числе Закон о шпионаже 1917 года , Закон об атомной энергии 1954 года и Закон о защите личных данных разведки 1982 года. В докладе Конгрессу за 2013 год отмечалось, что соответствующие законы в основном использовались для преследования иностранных агентов или те, кто передают им секретную информацию, и та утечка информации в прессу, редко привлекается к ответственности. Законодательная и исполнительная ветви власти, в том числе президенты США, часто сливают секретную информацию журналистам. Конгресс неоднократно сопротивлялся или не принимал закон, запрещающий раскрытие секретной информации. Большинство законов о шпионаже криминализируют только информацию национальной обороны; только присяжные могут решить, соответствует ли данный документ этому критерию, и судьи неоднократно заявляли, что «засекречивание» не обязательно делает информацию связанной с «национальной обороной». Более того, по закону информация не может быть засекречена только потому, что она смущает или прикрывает незаконную деятельность; информация может быть засекречена только для защиты целей национальной безопасности.

Соединенные Штаты за последние десятилетия при администрациях Обамы и Клинтона предоставили иностранным правительствам секретную информацию для дипломатической доброй воли, известной как дипломатия рассекречивания. Примеры включают информацию об Аугусто Пиночете правительству Чили . В октябре 2015 года госсекретарь США Джон Керри предоставил Мишель Бачелет , президенту Чили, флеш-накопитель с сотнями недавно рассекреченных документов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 17 «Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам» Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)ПФР было принято решение о привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах. В то же время страхователь работает с государственной тайной и сведения о списочной численности гражданского персонала также отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, в связи с чем отчет по форме СЗВ-М был направлен с грифом «секретно». Однако информация с грифом «секретно» в информационных подсистемах информационной системы ПФР не обрабатывается и, соответственно, ПФР не может принять отчетность с соответствующим грифом, о чем было сообщено страхователю при возврате представленных им сведений. Принимая во внимание фактические обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что страхователь был лишен возможности исполнить обязанность по представлению сведений надлежащим образом, так как существовала правовая неопределенность в вопросе о том, в какой форме они должны были быть представлены применительно к требованиям Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне». Суд пришел к выводу об отсутствии вины в действиях страхователя и, как следствие, отсутствии оснований для привлечения его к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Своевременность – заключается в установлении ограничений на распро- странение засекречиваемых сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно. 2.3.5. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие их распространения. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих госу- дарственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности» — высший гриф секретно- сти, «совершенно секретно» и «секретно». Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведе- ний к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Рос- сийской Федерации. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается. 2.3.6. Порядок отнесения сведений к государственной тайне Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется мотивиро- ванным решением государственного эксперта по вопросам тайн. В его решении указывается: информация, представляющая государственную тайну, основания отнесения сведений к государственной тайне и, в случае ее разглашения, обос- нование ущерба жизненно важным интересам государства, степень секретно- сти, срок действия решения об отнесении сведений к государственной тайне и др. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответ- ствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну. В этом Пе- речне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматрива- 19 ется по мере необходимости. Органы государственной власти в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью мо- гут создавать развернутые перечни сведений, представляющих государствен- ную тайну. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями ор- ганов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких переч- ней определяется их содержанием. Информация считается государственной тайной со времени ее включения в Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Снижение степени секретности информации и отмена решения об отне- сении ее к государственной тайне осуществляются на основании заключения государственного эксперта по вопросам тайн или, без такового заключения в связи с истечением сроков действия решений об отнесении информации к госу- дарственной тайне. Засекречивание информации, отнесение ее к государственной тайне, осуществляется путем предоставления соответствующему документу, изделию или другому материальному носителю информации грифа секретности. Гриф секретности является обязательным реквизитом каждого носителя информации, отнесенной к государственной тайне. Он должен содержать све- дения о степени секретности данной информации, сроке засекречивания и должностном лице, предоставившем гриф. Перечень должностных лиц, имеющих право предоставлять носителям информации гриф секретности, утверждается руководителем предприятия, уч- реждения или организации, осуществляющими деятельность, связанную с го- сударственной тайной. 2.3.7. Порядок засекречивания сведений и их носителей Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в ре- зультате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельно- сти органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предпри- ятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваива- ется гриф секретности. При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведе- ний со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные ли- 20 ца органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработан- ных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в ме- сячный срок направлять в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению). Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в те- чение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложе- ний и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности. 2.3.8. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные: — о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной вла- сти, на данном предприятии, в данных учреждениях и организациях перечня сведений, подлежащих засекречиванию; — об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, орга- низации, осуществляющих засекречивание носителя; — о регистрации носителя; — о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после на- ступления которого сведения будут рассекречены. При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводи- тельной документации на этот носитель. Если носитель содержит составные части с различными степенями сек- ретности, каждой их них присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений. 21 2.3.9. Порядок рассекречивания сведений и их носителей Рассекречивание сведений и их носителей – снятие ранее введенных в предусмотренном порядке ограничение на распространение сведений, состав- ляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основанием для рассекречивания требований являются: — принятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну; — изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесооб- разной. Органы государственной власти, имеющие полномочия по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем че- рез каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государ- ственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности их засекречи- вания и соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях это срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государствен- ной тайны. Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государст- венной власти, которые несут персональную ответственность за обоснован- ность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указан- ных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комисси- ей по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опро- тестовывать эти решения. 2.3.10. Допуск к государственной тайне Понятия допуска и доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, являются взаимосвязанными, но не тождественными (допуск всегда должен предшествовать доступу, который определяется как санкционированное 22 полномочными должностными лицами ознакомление конкретного лица со све- дениями, составляющих государственную тайну). На практике право доступа может быть не реализовано после оформления допуска, например, в случае смены работы или отсутствия необходимости в ознакомлении с соответствую- щей информацией. В соответствии с рассмотренными выше тремя степенями секретности и соответствующими им грифами секретности устанавливаются следующие фор- мы допуска: первая форма (ф. 1) – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма (ф. 2) – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; третья форма (ф. 3) – для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Первая форма допуска дает право на ознакомление со сведениями, со- ставляющими государственную тайну, всех трех степеней секретности. Вторая форма допуска дает право на ознакомление со сведениями, имеющими степени секретности «совершенно секретно» и «секретно». Третья форма допуска дает право на ознакомление со сведениями, имеющими степень секретности «сек- ретно». В соответствии и Законом Российской Федерации «о государственной тайне» допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государ- ственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Оформление допуска гражданину предусматривает: — принятие им на себя обязательств перед государством по нераспростра- нению доверенных сведений, составляющих государственную тайну; — его согласие на частичные временные ограничения прав, связанные с проведением в отношении него проверочных мероприятий; — письменное согласие на проведение полномочными органами провероч- ных мероприятий; — ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о го- сударственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; — принятие соответствующего решения руководителем организации о до- пуске оформляемого лица к государственной тайне; — определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, преду- смотренных Законом. 23 Таким образом, оформление допуска является осознанным и доброволь- ным сообщением о себе гражданином установленного законом минимума ин- формации о себе, проверка достоверности этих сведений органами государст- венной власти (федеральной службой безопасности – ФСБ), принятие полно- мочным должностным лицом (руководителем предприятия, организации, учре- ждения) решения о допуске и заключение с гражданином соответствующего договора с взаимными обязательствами Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к госу- дарственной тайне принимается руководителем органа государственной власти предприятия, учреждения или организации. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а так- же лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государст- венной тайне осуществляется в порядке, установленном постановлением Пра- вительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года № 1003. 2.3.11. Уголовно-правовая защита информации, составляющей государственную тайну За посягательство на государственную тайну предусмотрена уголовная ответственность независимо от того, к какой области (военной, экономической, научно- технической, внешнеполитической, внешнеэкономической, разведыва- тельной, контрразведывательной или оперативно-розыскной деятельности) и к какой степени секретности (особой важности, совершенно секретным или сек- ретным) относятся сведения, составляющие государственную тайну. Область государственной деятельности и степень секретности учитываются при назна- чении наказания за соответствующее посягательство. При назначении наказа- ния учитываются также последствия, к которым привело конкретное посяга- тельство на государственную тайну. УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ предусматривает уголовную ответствен- ность за следующие восемь видов посягательств на государственную тайну: — шпионаж (ст. ст. 275, 276 УК РФ); — выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям ( ст. 275 УК РФ); — иное оказание помощи иностранному государству, иностранной органи- зации или их представителям ( ст. 275 УК РФ); — разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ); 24 — утрата документов, содержащих гостайну, или предметов, сведения о которых составляют гостайну (ст. 284 УК РФ); — уничтожение, блокирование, модификация или копирование охраняемой законом компьютерной информации ( в том числе содержащей государствен- ную тайну) в результате неправомерного доступа к ней (ст. 272 УК РФ) или на- рушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ); — поставление охраняемой законом компьютерной информации ( в том числе содержащей государственную тайну) в заведомую опасность несанкцио- нированного уничтожения, блокирования или копирования в результате созда- ния или распространения вредоносных программ для ЭВМ (ст. 283 УК РФ); — похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных до- кументов ( в том числе содержащих государственную тайну) (ст. 325, часть 1 УК РФ). Рассмотрим непосредственное содержание указанных выше статей. Статья 275. Государственная измена Государственная измена, т. е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организа- ции или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, — наказывается ли- шением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией иму- щества или без таковой. Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные на- стоящей статьей, а также ст. 276 , освобождается от уголовной ответственно- сти, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Статья 276. Шпионаж Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собира- ние по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. Статья 283. Разглашение государственной тайны 25 1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государст- венной измены – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, — на- казывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно- стью на срок до трех лет. Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установ- ленных правил обращения с содержащими государственную тайну документа- ми, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или зани- маться определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Кроме вышеперечисленных статей, в УК РФ включен еще ряд норм, на- правленных на защиту охраняемой законом информации. При этом под охра- няемой законом информацией понимаются различные сведения, в число кото- рых наряду с другими данными (содержащими личную, семейную, коммерче- скую, банковскую, служебную, профессиональную и другую тайну) входит и информация, составляющая государственную тайну. К эти нормам относятся следующие статьи. Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной инфор- мации, т. е. информации на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию ли- бо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осу- жденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами 26 на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, — нака- зывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо ли- шением свободы на срок до пяти лет. Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ 1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению ра- боты ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распростра- нение таких программ или машинных носителей с такими программами — нака- зывается лишением свободы на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев. 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, — на- казывается лишением свободы на срок от трех до семи лет. Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети 1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети ли- цом, имеющим доступ к ЭВМ системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтоже- ние, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно- стью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьми- десяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, — на- казывается лишением свободы на срок до четырех лет. Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печа- тей 27 Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных до- кументов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или личной заин- тересованности, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот ми- нимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. 2.4. Закон «О коммерческой тайне» 16 августа 2004 года вступил в действие Федеральный закон «О коммер- ческой тайне» , позволяющий упорядочить установление, функционирова- ние и прекращение отношений, связанных с коммерческой тайной. Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденци- альности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, со- ставляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отноше- ний (в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции). Закон также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. 2.4.1. Основные понятия Коммерческая тайна — конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке то- варов, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну, — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная ин- формация (в том числе составляющая секреты производства «ноу-хау»), кото- рая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К такой информации нет свободного доступа на законном основании и в отношении нее обладателем информации введен режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности. 28 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статья 15. Засекречивание и рассекречивание материальных носителей информации.
Засекречивание материальных носителей информации осуществляется путем предоставления соответствующему документу, изделию или иному материальному носителю информации грифа секретности. Реквизиты каждого материального носителя секретной информации должны содержать гриф секретности, который соответствует степени секретности информации, установленной решением государственного эксперта по вопросам тайн, — «особой важности», «совершенно секретно», «секретно», дату и срок засекречивания материального носителя секретной информации, который устанавливается с учетом предусмотренных статьей 13 настоящего Закона сроков действия решения об отнесении информации к государственной тайне, подпись, ее расшифровку и должность лица, предоставившего указанный гриф, а также ссылку на соответствующий пункт (статью) Свода сведений, составляющих государственную тайну. Если реквизиты, указанные в части второй настоящей статьи, невозможно нанести непосредственно на материальный носитель секретной информации, они должны быть указаны в сопроводительных документах. Запрещается предоставлять грифы секретности, предусмотренные настоящим Законом, материальным носителям иной секретной информации, не составляющей государственной тайны, или конфиденциальной информации. Перечень должностей, которые дают право должностным лицам, их занимающим, предоставлять материальным носителям секретной информации грифы секретности, утверждается руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, осуществляющим деятельность, связанную с государственной тайной. Степени секретности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, которые выполняются в интересах обеспечения национальной безопасности и обороны государства, устанавливаются государственным экспертом по вопросам тайн, который выполняет свои функции в сфере деятельности заказчика, совместно с подрядчиком. По истечении установленных сроков засекречивания материальных носителей информации и в случае повышения либо понижения определенной государственным экспертом по вопросам тайн степени секретности такой информации или отмены решения об отнесении ее к государственной тайне руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, в которых осуществлялось засекречивание материальных носителей информации, или руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, являющихся их правопреемниками, или руководители высшего уровня обязаны в течение шести месяцев обеспечить изменение грифа секретности или рассекречивание этих материальных носителей секретной информации и письменно уведомить об этом руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которым были переданы такие материальные носители секретной информации.
Статья 16. Срок засекречивания материальных носителей информации.
Срок засекречивания материальных носителей информации должен соответствовать сроку действия решения об отнесении информации к государственной тайне, установленному решением государственного эксперта по вопросам тайн. Течение срока засекречивания материальных носителей информации начинается со времени предоставления им грифа секретности.
Статья 17. Обжалование решения о засекречивании материальных носителей информации.
Граждане и юридические лица вправе внести должностным лицам, предоставившим гриф секретности материальному носителю секретной информации, обязательное для рассмотрения мотивированное предложение о рассекречивании этого носителя информации. Указанные должностные лица должны в течение одного месяца дать гражданину либо юридическому лицу письменный ответ по этому поводу. Решение о засекречивании материального носителя информации может быть обжаловано гражданином либо юридическим лицом в порядке подчиненности высшему органу или должностному лицу либо в суд. В случае неудовлетворения жалобы, поданной в порядке подчиненности, гражданин либо юридическое лицо вправе обжаловать решение высшего органа или должностного лица в суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *