Государственный экологический надзор

  • автор:

Государственный экологический надзор

Государственный экологический надзор является фундаментальным инструментом контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Уровни государственного экологического надзора

  • Федеральный. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
  • Региональный. Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Виды государственного экологического надзора:

  • государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • государственный земельный надзор;
  • государственный надзор в области обращения с отходами;
  • государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • государственный надзор в области охраны водных объектов;
  • государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
  • государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный государственный лесной надзор;
  • федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный государственный охотничий надзор;
  • государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Органы государственного экологического надзора

Федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор и его территориальные органы. Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования:

  • Федеральная служба по экологическомй, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль в области обращения с радиоактивными отходами, выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет надзор в области лесных отношений.
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет надзор по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ.
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет земельный надзор.
  • Природоохранная прокуратура осуществляет надзор в экологической безопасности.

В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проводится государственный строительный надзор, то государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора согласно законодательству о градостроительной деятельности.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285).

Если в ходе проведения государственного экологического контроля государственным инспектором в области охраны окружающей среды будет выявлены нарушения, то будет составлен протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даны предписания об устранении выявленных нарушений.

Поднадзорные организации должны вести Журнал учета государственного экологического контроля, в который инспектор в области охраны окружающей среды вносит информацию о проведенном экологическом контроле.

Наша компания оказывает услуги по разработке экологической документации для предприятий самых различных отраслей. Прибегнув к нашим услугам, вы не только повысите уровень экологической безопасности предприятия, но и избежите сложностей в ходе проверок Росприроднадзора, а также снизите плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Объекты федерального экологического надзора

Какие объекты негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) — объекты федерального экологического надзора, а какие ОНВОС относятся к объектам регионального экологического надзора?

Для начала: объекты, которые находятся в федеральном экологическом реестре — не могут попадать в проверку регионального экологического надзора. И наоборот…

Объекты, находящиеся в федеральном экологическом реестре сдают отчетность: отчет по ПЭК, технический отчет по отходам, декларацию о негативном воздействии на ОС в территориальный отдел Росприроднадзора.

Для отнесения своего предприятия по уровню надзора первое что надо сделать это открыть:

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

В соответствии с указанным Постановлением объект подлежит федеральному экологическому надзору, в случае если:

  1. Объект находится:

а) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в) в границах водно-болотного угодья международного значения;

г) в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

д) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российской части (российского сектора) Каспийского моря.

2. Объект используется в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства.

3. Объект является:

а) объектом федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

б) объектом земельных отношений, в отношении которого осуществляется государственный земельный надзор в рамках федерального государственного экологического надзора;

в) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации, допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более;

г) морским портом;

д) объектом трубопроводного транспорта, предназначенным для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральный и межпромысловый трубопровод);

е) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта;

ж) пунктом хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктом хранения, хранилищем радиоактивных отходов, пунктом захоронения радиоактивных отходов.

4. Объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», относится:

а) к объекту I категории;

б) к объекту II категории, на который выдано комплексное экологическое разрешение.

5. На объекте эксплуатируются:

а) ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

б) радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду.

6. На объекте осуществляется деятельность:

а) по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 м и более;

б) по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения;

в) по утилизации пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению;

г) по хранению и складированию нефти, продуктов переработки нефти с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более;

д) по хранению пестицидов и агрохимикатов с проектной вместимостью 50 тонн и более;

е) по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

ж) по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более;

з) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

7. На объекте осуществляется деятельность с использованием оборудования:

а) для графитизации или производства искусственного графита с проектной производительностью 24 тыс. тонн искусственного графита в год и более;

б) для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, других твердых топлив с номинальной проектной мощностью 20 МВт и более;

в) для производства обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

г) для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон, с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более;

д) для производства силикатного кирпича с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более.

Таким образом, если по одному или нескольким перечисленным критериям ваш ОНВОС соответствует, то он относится к объектам федерального экологического надзора.

5.3. Государственный экологический надзор
Организация и осуществление государственного экологического надзора являются одной из важнейших функций государственного экологического управления. От качества ее реализации во многом зависят эффективность охраны окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов.
В ч. 1 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» предпринята попытка дать определение государственного экологического надзора: «Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности».
Очевидно, что легальная дефиниция государственного экологического надзора является слишком громоздкой и трудно воспринимаемой. Поэтому сократим определение данного понятия до нижеследующего.
Государственный экологический надзор — это деятельность уполномоченных государственных органов:
1) по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований нормативно-правовых актов путем проведения проверок;
2) по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований субъектами права при осуществлении ими своей деятельности.
Виды государственного экологического надзора (ч. 2 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
— государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
— государственный земельный надзор;
— государственный надзор в области обращения с отходами;
— государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
— государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
— государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
— государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
— государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
— государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
— федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана);
— федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
— федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
— федеральный государственный охотничий надзор;
— государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
— государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
Государственный экологический надзор проводится уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор).
В соответствии с ч. 6 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» «федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень».
Федеральный государственный экологический надзор проводится на основе Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 2 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре «федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений». Он проводится посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст. ст. 9 — 14).
Региональный государственный экологический надзор проводится органами исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору. Исключение составляют объекты, подлежащие федеральному экологическому надзору.
Часть 8 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» специально оговаривает ситуацию, которая может возникнуть в сфере надзора при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства. Так, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Основную категорию должностных лиц, осуществляющих государственный экологический надзор, составляют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Часть 1 ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» наделяет их широким кругом прав.
Права государственных инспекторов в области охраны окружающей среды:
— запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
— выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
— направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
— предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Также в соответствии с ч. 2 ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» «органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований».
Наряду с государственным экологическим надзором законодательством РФ предусматриваются еще две формы контроля в области охраны окружающей среды, а именно производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) и общественный экологический контроль.
В ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляется, что производственный экологический контроль проводится в следующих целях:
— обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды;
— рационального использования и восстановления природных ресурсов;
— соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
Программа экологического контроля разрабатывается, утверждается и реализуется хозяйствующими субъектами. В программе должны содержаться следующие сведения (ч. 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
— об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
— инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
— инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
— подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
— собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
— периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Естественно, не все перечисленные выше пункты должны содержаться в программе производственного экологического контроля конкретного предприятия — многое зависит от профиля, специализации, особенностей предприятия и категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Требования к содержанию программы контроля каждого предприятия, срокам предоставления отчетов об организации, документации о результатах производственного экологического контроля определяются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В документах, содержащих сведения о результатах производственного экологического контроля, должна содержаться информация:
— о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
— о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
— об обращении с отходами производства и потребления;
— о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» «общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды».
Субъектами общественного экологического контроля являются общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами. Кроме того, в качестве субъектов экологического контроля в области охраны окружающей среды могут выступать граждане.
Оформленные надлежащим образом результаты общественного экологического контроля в случае их представления в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению.

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. N 426 г. Москва «О федеральном государственном экологическом надзоре»

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном экологическом надзоре.
2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
3. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 30 июня 2015 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.05.2014.

Положение о федеральном государственном экологическом надзоре

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного экологического надзора.
2. Федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
3. Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках:
а) федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственных природных заповедников и национальных парков) — в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации о соответствующих видах надзора;
б) государственного надзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе Российской Федерации, государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, государственного экологического надзора в исключительной экономической зоне Российской Федерации, государственного экологического надзора в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, государственного надзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном настоящим Положением.
4. Федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы при осуществлении федерального государственного экологического надзора в установленном порядке взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами прокуратуры, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
6. Должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, уполномоченными на осуществление федерального государственного экологического надзора, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, являющийся одновременно главным государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и главным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
б) заместители руководителя, начальники управлений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
в) заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы и старшими государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
г) федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы и государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
д) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, являющиеся одновременно главными государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы и главными государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации);
е) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации);
ж) начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы и старшими государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации);
з) федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы и государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации).
7. Должностные лица, указанные в пункте 6 настоящего Положения, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, при проведении проверок пользуются правами, установленными статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», статьей 31 Федерального закона «О животном мире», статьей 24 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», статьей 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 43.3 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», статьей 40 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 — 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
9. Федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 — 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
10. Предметом указанных в пункте 9 настоящего Положения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение обязательных требований.
11. Федеральный государственный экологический надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляется в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
12. Федеральный государственный экологический надзор в отношении специальных объектов, военных объектов, режимных объектов, предприятий и организаций, объектов оборонной промышленности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с соблюдением требований Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.
13. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
14. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов при осуществлении федерального государственного экологического надзора могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение к постановлению

Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4453).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 5, ст. 625).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 14, ст. 1668).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

Дата поступления: 27.10.2018 Received: 27.10.2018

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

УДК 349.6

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ГИЗЗАТУЛЛИН Равиль Хасанович

доктор юридических наук, профессор кафедры финансового и экологического права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: ravil73@mail.ru

Общественный экологический контроль как форма участия общественности в управлении охраной окружающей среды и природопользованием обусловлен наличием объективных факторов. Контроль граждан и общественных объединений является одним из проявлений деятельности гражданского общества, направленной на обеспечение права на благоприятную окружающую среду, экологических интересов и соблюдения экологического законодательства. Общественный экологический контроль характеризуется добровольностью и инициативностью в рамках предоставленных законодательством возможностей. Отсутствие государственно-властных полномочий предопределяет специфичность его результатов. Для того, чтобы они повлекли за собой юридически значимые последствия, необходимо задействовать и административные, и судебные механизмы. С изменениями в законодательстве связано и введение института общественных инспекторов по охране окружающей среды.

PUBLIC ENVIRONMENTAL CONTROL

GIZZATULLIN Ravil Khasanovich

Doctor of Law, Professor of the Chair of Financial and Environmental Law of the Institute

of Law of the FSBEI HE «Bashkir State University», Ufa, Russia. E-mail: ravil73@mail.ru

Ключевые слова: общественный экологический контроль, охрана окружающей среды, природопользование, граждане, общественные объединения, гражданское общество, государство.

Необходимость общественного экологического контроля как формы участия общественности (граждан и их объединений) в управлении государством охраной окружающей среды и природопользованием, как формы проявления гражданского общества предопределяется, по меньшей мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, природа является основой жизни и деятельности человека, и соответственно экологические вопросы непосредственно затрагивают интересы каждого. Эффективная реализация экологического законодательства, особенно в части установленных прав граждан в области охраны окружающей среды и природопользования, обеспечение экологических интересов человека и общества не представляется возможной без их непосредственного участия. Более того, как следует из содержания Принципа 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, принятой на Конференции ООН в 1992 г. участие всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне рассматривается как наиболее эффективное средство решения экологических вопросов. При этом указывается, что на национальном уровне: 1) каждый должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах; 2) возможность участвовать в процессах принятия решений; 3) государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации 4) обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

Во-вторых, в соответствии с Конституцией Российская Федерация является демократическим государством (ст. 1), что предопределяет обязанность государства по созданию необходимого правового механизма, позволяющего гражданам и их объединениям участвовать в управлении делами общества, обеспечивающего возможность для деятельности институтов гражданского общества, в том числе и в экологической сфере. Это способствует не только вовлечению общественности в дело охраны окружающей среды, предоставляет возможности отстаивания ею своих экологических интересов, но и способствует повышению эффективности экологической функции самого государства, ответственности власти перед обществом, и, в первую очередь, власти исполнительной, призванной обеспечить эффективную реализацию экологического законодательства. Кроме того, участие граждан и общественности повышает и экологическую ответственность бизнеса в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений, осуществления хозяйственной и иной деятельности, сопряженной с воздействием на окружающую среду. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 68).

О.Л. Дубовик выделяет такие формы общественного экологического контроля, как: а) общественные слушания и их специфическая форма — парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направления жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд . М.И. Васильева к общественному экологическому контролю как сфере участия общественности в охране окружающей среды относит: 1) обращения граждан и их объединений в органы государственной власти и муниципальной власти с заявлениями, жалобами, предложениями, касающимися различных аспектов природоохранного управления, в том числе запросами о

предоставлении экологической информации; 2) публичные обсуждения вопросов экологически безопасного функционирования действующих производственных и иных объектов, в том числе в средствах массовой информации, в форме проведения публичных акций; 3) формализованные способы общественного участия в принятии экологически значимых решений: референдумы; общественные слушания в процедуре оценки воздействия на окружающую среду; публичные слушания по вопросам осуществления градостроительной деятельности (обсуждение проектов документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории и в других случаях); участие граждан и их объединений в государственной экологической экспертизе; проведение общественной экологической экспертизы; 4) участие граждан и их объединений в работе консультативных, экспертных и наблюдательных структур при государственных органах; 5) природоохранная деятельность Общественной палаты РФ .

С учетом новаций в законодательстве, к названным выше формам следует также отнести, во-первых, содействие граждан органам государственного надзора в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды, во-вторых, участие в общественном обсуждении проектов федеральных законов, затрагивающих экологические интересы граждан.

Важнейшей характеристикой общественного экологического контроля является субъектный состав. Он осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, и в отличие от государственного экологического надзора и производственного экологического контроля общественный контроль носит добровольный, инициативный характер в рамках предоставленных законодательством правовых возможностей. Общественный экологический контроль имеет широкую сферу своего распространения. Если производственный экологический контроль применяется только в рамках хозяйственной деятельности конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя в целях выполнения и соблюдения мероприятий и требований по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, то общественному экологическому контролю подлежит экологически значимая деятельность государственных и муниципальных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан.

Круг лиц, в отношении которых может проводиться общественный экологический контроль такой же, как и в рамках государственного экологического надзора. Но, при этом контроль, осуществляемый гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями принципиально отличается от надзорной деятельности органов исполнительной власти. Граждане и общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями. Соответственно, это обстоятельство, во-первых, существенно ограничивает их возможности по контролю правомерности поведения субъектов экологических отношений (они не могут беспрепятственно проходить на территорию предприятия, затребовать у юридического лица или индивидуального предпринимателя необходимую доку-ментацию2, самостоятельно посещать и обследовать используемые природопользователями при осуществлении хозяйственной деятельности территории, здания, очистные сооружения и т.д), а во-вторых, не позволяет применять меры по принуждению природопользователей к правомерному поведению (выписывать предписания об устранении нарушений, привлекать к административной ответственности и т.д.). С учетом этого, результаты общественного экологического контроля также характеризуются своей специфичностью. Они не являются обязательными для исполнения. Для того чтобы результаты общественного контроля стали основанием возникновения юридически значимых последствий необходимо задействовать административные механизмы (направление в природоохранные или правоохранительные органы информации или материалов о фактах совершения экологических правонарушений, направление в уполномоченный орган исполнительной власти заключения общественной экологической экспертизы и т.д.), а в отдельных случаях и судебные.

Отметим, что ограниченные возможности граждан и общественных объединений при проведении общественного экологического контроля носят объективный характер. Так, например, для проверки соответствия многим из предусмотренных законодательством требований экологического характера необходимо наличие специальных знаний и соответствующей профессиональной подготовки. По мнению Васильевой М.И., общественный экологический контроль является наименее урегулированным . Действительно, ФЗ «Об охране окружающей среды» не дает прямого ответа на то, в каких формах он осуществляется, какими полномочиями обладают граждане, общественные объединения и иные некоммерческие организации при его проведении. Для того чтобы определить их приходится обращаться к иным статьям названного закона (например, ст.ст. 11 и 12) или анализировать другие нормативные правовые акты. Единственным исключением является положение ст. 68 названного закона, в которой предусматривается такая форма общественного экологического контроля, как участие граждан в содействии органам государственного надзора в природоохранной деятельности в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды и устанавливаются их права.

Отсутствие четкой регламентации по большинству форм общественного экологического контроля в головном акте экологического законодательства является существенным недостатком в правовом регулировании и имеет негативные проявления. Как минимум, уже в том, что общественность, обладающая, как правило, низким уровнем правовых знаний и эко-лого-правовых в частности, не говоря о навыках работы с нормативными правовыми актами, имеет недостаточное представление о своих правовых возможностях влиять на природоохранную деятельность государственных и муниципальных органов, природопользователей, на принимаемые ими экологически значимые решения и т.д. Имеется и точка зрения, согласно которой правовая регламентация общественного экологического контроля приведет к сужению его рамок и возможностей, а также поставит его под контроль государства, что может оттолкнуть людей от общественной работы . В известной мере такой риск имеется. Но деятельность гражданского общества (общественный экологический контроль является одной из форм его проявления) не может существовать в отрыве от государства. Так или иначе, институты гражданского общества, характеризующиеся независимостью от государства, действуют в рамках закона и, обеспечивая интересы отдельных индивидов или их общностей не должны нарушать права и интересы других субъектов и установленный правовой порядок. Кроме того, обеспечивая удовлетворение своих потребностей и отстаивая интересы, институты гражданского общества вынуждены задействовать органы государственной власти. Задача же демократического, правового государства заключается в том, чтобы создать необходимые условия для функционирования гражданского общества, защиты им своих интересов, в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования.

Одной из задач общественного экологического контроля является содействие государству в охране окружающей среды. Общество ожидает от государства эффективного решения экологических вопросов. Но оно будет действительно эффективным, если и сами граждане будут принимать непосредственное участие. В этой связи следует положительно оценивать законодательное решение о введении в природоохранный механизм института общественных инспекторов в области охраны окружающей среды, обладающих правом фиксации, в том числе, с помощью фото и видеосъемки, правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, направления соответствующих материалов в органы государственного надзора, принятия необходимых мер по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений и др.

Примечание

1 Исключением является право общественной организации (объединения), осуществляющей общественную экологическую экспертизу, получать от заказчика документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе.

Библиографические ссылки

1. Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2, ст. 133.

2. Дубовик О.Л. Экологическое право : учеб. 3-изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Чхутиашвили Л.В. Общественный экологический контроль: проблемы и перспективы // Правовая информатика. 2015. № 4. С. 55-58.

2. Dubovik O.L. Ekologicheskoye pravo (Environmental law), ucheb. 3-izd., pererab. i dop. Moscow, Prospekt, 2010.

Дата поступления: 01.11.2018 Received: 01.11.2018

УДК 349.6

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ОБРАЩЕНИЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

УЛИМАЕВ Радик Юрикович

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового и экологического права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: ulimrad75@yandex.ru

Конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду обеспечивается надлежащим исполнением экологического законодательства в области обращения отходов производства и потребления. При этом особая роль отводится органам местного самоуправления. Действующая нормативная база не позволяет этим органам реализовать весь заложенный в ней управленческий потенциал. Автором рас-

PARTICIPATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENTS IN THE MECHANISM OF SOLID HOUSEHOLD WASTE MANAGEMENT

ULIMAEV Radik Yurikovich

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *