Государственное регулирование цен в торговле

  • автор:

По общему правилу государство не запрещает субъектам торговой деятельности продавать товары по свободным отпускным ценам, которые продавец и покупатель определяют сами. Исключение касается лишь товаров, цены по которым находятся под государственным контролем. О государственном регулировании цен в торговле и пойдет речь в настоящем материале.

В торговой деятельности отношения по купле-продаже товаров строятся на основании положений договора купли-продажи, который в гражданском праве регулируется нормами главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). При этом к договору купли-продажи, как и к любому иному гражданско-правовому соглашению, применяются общие положения о договоре, объединенные законодателем в одноименном подразделе раздела III «Общая часть обязательственного права» ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Фактически это означает, что стороны договора купли-продажи могут установить любую цену договора, главное, чтобы она устраивала и продавца и покупателя, то есть в общем случае применяются свободные цены и тарифы, складывающиеся на рынке товаров под влиянием спроса и предложения. Вместе с тем, абзацем 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование цен осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально значимых товаров и услуг. Основы такого регулирования заложены в Указе Президента Российской Федерации от 28.02.1995 г. N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Указ N 221) и в ряде федеральных законов, таких как:
— Федеральный закон от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
— Федеральный закон от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;
— Федеральный закон от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон N 61-ФЗ);
— Федеральный закон от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и так далее.
Кроме того, до сих пор остается действующим принятое во исполнение Указа N 221, постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором установлены перечни видов продукции и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Из перечисленных выше нормативных документов следует, что государственное регулирование цен может осуществляться как на федеральном уровне – в этом случае госрегулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, так и на региональном – в этом случае полномочия по госрегулированию цен и тарифов делегированы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование цен может осуществляться путем установления:
— твердой (фиксированной) цены;
— предельного уровня цены;
— коэффициентов к цене;
— иным способом.
Так как государственное регулирование цены относится к императивным нормам, следовательно, субъекты торговой деятельности обязаны их применять в любом случае. Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В противном случае сделка может быть признана ничтожной на основании статьи 168 ГК РФ.
Естественно, что государственное регулирование цен не может не оказывать влияния на продажную цену товара, применяемую торговой организацией. Рассмотрим, например, как должна формироваться продажная цена товара, с учетом государственного регулирования цен, на примере лекарственных средств.
Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется на основании главы 12 Закона N 61-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона N 61-ФЗ государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством:
— утверждения Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (далее – Перечень ЖНВЛП). Указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 г. N 2724-р.
Перечень важнейших лекарственных препаратов формируется ежегодно на основе комплексной оценки лекарственных препаратов, включая анализ сведений о сравнительной клинической эффективности и безопасности лекарственного средства, оценку экономических последствий применения лекарственного средства и изучение дополнительных последствий применения лекарственного средства.

Для справки: Правила формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 г. N 871;
— утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛС, а также внедрения механизмов формирования системы референтных цен.
Отметим, что Методика расчета устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при их государственной регистрации и перерегистрации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2015 г. N 979;
— государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
— ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
— утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
Обращаем Ваше внимание на то, что Методика определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства утверждена Приказом ФТС России от 11.12.2009 г. N 442-а (далее – Методика N 442-а).
— установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
— утверждения порядка выдачи предписаний органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации решений об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, если они приняты с нарушением законодательства Российской Федерации, в порядке установленном Правительством Российской Федерации;
— направления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписаний о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации принятых с нарушением законодательства Российской Федерации решений об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
— осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты;

Для справки: Порядок осуществления федерального государственного надзора, а также регионального государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств, установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 г. N 1043, от 06.05.2015 г. N 434, соответственно;

— применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на ЖНВЛП.
Следует отметить, цены на все лекарственные препараты для медицинского применения, указанные в Перечне ЖНВЛП регулируются государством. Применение к цене лекарственных средств более высоких розничных наценок влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Так, согласно пункту 1 данной статьи завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам(тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) предусмотрена ответственность:
— для должностных лиц – штраф в размере 50 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет;
— для юридических лиц – штраф в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более года.
Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка по государственной регистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, ведению государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП.
В связи с этим Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.10.2010 г. N 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», которым, в частности, утверждены:
— Правила государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
— Правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
— Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, в субъектах Российской Федерации (далее – Правила установления предельных надбавок).

Обратите внимание! Зарегистрированная предельная отпускная цена на лекарственный препарат может быть перерегистрирована один раз в календарном году. Для этого производителю до 1 октября каждого года необходимо подать соответствующее заявление (пункт 2 статьи 61 Закона N 61-ФЗ).

Расчет предельных отпускных цен, при их государственной регистрации или перерегистрации осуществляется в соответствии с Методикой установления предельных отпускных цен на лекарственные препараты и учитывающей, в частности:
— соблюдение баланса интересов потребителей лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, и производителей лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП;
— фактическую отпускную цену на лекарственные препараты в Российской Федерации, цену ввоза лекарственных препаратов в Российской Федерации, а также цены на аналогичные лекарственные препараты, находящиеся в обращении в Российской Федерации;
— затраты производителя лекарственного препарата на производство и реализацию лекарственного препарата;
— цену на лекарственный препарат иностранного производства, его цену в стране производителя и в странах, в которых препарат зарегистрирован и (или) в которые поставляется иностранным производителем. На это указывает пункт 3 статьи 61 Закона N 61-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 61 Закона N 61-ФЗ не допускаются реализация и отпуск лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, на которые не зарегистрирована предельная отпускная цена. Также производителям указанных препаратов запрещена их продажа по ценам, превышающим зарегистрированные предельные отпускные цены.
Предельные надбавки предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим ценам производителей лекарств устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил установления предельных надбавок). При этом они руководствуются Методикой N 442-а исходя из следующих принципов:
— возмещение организациям оптовой торговли, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям и медицинским организациям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;
— учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;
— учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без НДС), указываемая российским производителем в сопроводительной документации на товар.
Если поставщик лекарственного препарата – иностранный производитель, под фактической отпускной ценой будет пониматься цена, указанная в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление). На это указано в пункте 3 Правил установления предельных надбавок.
Сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный розничным продавцом, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный властями региона.
Таким образом, оптовые и розничные продавцы лекарственных препаратов, налогоплательщики НДС формируют продажную цену на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛС, исходя из фактической цены приобретения лекарства без НДС и оптовой или розничной надбавки, не превышающей ее предельный размер в том регионе, в который поставляется товар.
Сегодня при неуклонном росте розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, Правительство Российской Федерации наделено правом на определенный период «заморозить» цены на такие товары. Данные полномочия Правительству Российской Федерации предоставляет пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон N 381-ФЗ). Правда, это возможно только в случае, если рост розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров в течение 30 календарных дней превысит 30%. В такой ситуации Правительство Российской Федерации вправе установить на срок не более чем 90 календарных дней предельно допустимые цены на них.
Обращаем Ваше внимание на то, что Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 г. N 530 (далее – Перечень N 530).
В Перечень N 530 включены:
Говядина (кроме бескостного мяса);
Свинина (кроме бескостного мяса);
Баранина (кроме бескостного мяса);
Куры (кроме куриных окорочков);
Рыба мороженая неразделанная;
Масло сливочное;
Масло подсолнечное;
Молоко питьевое;
Яйца куриные;
Сахар-песок;
Соль поваренная пищевая;
Чай черный байховый;
Мука пшеничная;
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный;
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки;
Рис шлифованный;
Пшено;
Крупа гречневая – ядрица;
Вермишель;
Картофель;
Капуста белокочанная свежая;
Лук репчатый;
Морковь;
Яблоки.

Обратите внимание! В письме ФАС России от 17.04.2015 г. N ИА/18706/15 «Об установлении предельных размеров торговых надбавок в субъектах Российской Федерации» сказано, что сами субъекты не вправе регулировать цены на отдельные виды товаров. По мнению чиновников, принятие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, которыми вводится государственное регулирование торговых надбавок к ценам на отдельные виды товаров (в том числе установление их предельных уровней), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, противоречит федеральному законодательству.

Нужно сказать, что Закон N 381-ФЗ не запрещает субъектам торговой деятельности (сторонам договора поставки) включать в цену договора вознаграждение, выплачиваемое поставщиком сетевому продавцу, за определенный объем закупаемого продовольственного товара, но при этом ограничивает его размер лишь 5% от цены приобретаемых товаров.
При расчете совокупного размера вознаграждения не учитывается сумма НДС, предъявляемая поставщиком, к оплате сетевому продавцу, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 5 статьи 9 Закона N 381-ФЗ установлено, что выплата такого вознаграждения невозможна, в части поставки таких социально значимых товаров, как:
— мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней;
— молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней;
— хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней.
Особо обращаем Ваше внимание на то, что услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги, оказываемые покупателем поставщику продовольственных товаров, могут оказываться им только на основании отдельных возмездных договоров, заключаемых между партнерами, на это прямо указано в пункте 11 статьи 9 Закона N 381-ФЗ.
Причем, включение в договор поставки продовольственных товаров, условий о совершении покупателем в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается. При заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки продовольственных товаров запрещается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров.
В противном случае сторонам договора поставки продовольственных товаров грозят меры административной ответственности, предусмотренные статьей 14.42 КоАП РФ.
Согласно пункту 5 статьи 14.42 КоАП РФ превышение совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг более чем на 5% от цены приобретенных продовольственных товаров либо выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.;
— на юридических лиц – от 1 000 000 до 5 000 000 руб.
В силу пункта 6 статьи 14.42 КоАП РФ понуждение к заключению и (или) исполнению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке указанных товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров при заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки чревато для должностных лиц штрафом в размере от 30 000 до 50 000 руб., а для организаций – от 3 000 000 до 5 000 000 руб.

В.В. Семенихин

Метки: спор, торговля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *