Государственная социальная защита

  • автор:

Социальные права человека

Тема : Социальные права.

Цель: подвести учащихся к пониманию особенностей социального государства, значению социальных прав человека;

Задачи:

1. ознакомить учащихся с понятиями социальные права, приватизация жилья, медицинское стархование;

2. продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.

  2. Актуализация опорных знаний по теме: «Уголовно-правовые отношения»

Выполняют тестовое задание.

1. Какими правонарушениями «занимается» уголовное право?

а) незначительными; б) символическими; в) самыми серьезными, общественно опасными.

2. Как называются общественно опасные правонарушения, предусмотренные уголовным правом?

а) проступки; б) преступления; в) прегрешения.

3. Уголовное законодательство делит преступления на …

а) умышленные; б) экзотические; в) случайные; г) совершенные по неосторожности.

4. При оценке деяний, запрещенных уголовным правом, учитывается вменяемость лица, т.е.:

а) его способность точно воспроизводить формулировки статей уголовного кодекса;

б) его способность осознавать последствия своих действий;

в) его способность квалифицированно защищать себя самого в суде.

5. К преступлениям против безопасности государства относятся:

а) шпионаж; б) террористический акт; в) спекуляция; г) угон автотранспортных средств; д) диверсия.

6. К преступлениям против личности относятся:

а) убийство; д) изнасилование;

б) кража личных вещей; е) клевета;

в) угон автомобиля; ж) хулиганство;

г) причинение вреда здоровью; з) вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и др.

7. К преступлениям против собственности относятся:

а) мошенничество; в) вымогательство; д) угон автомобиля; ж) разбой и др.

б) незаконный арест; г) кража; е) грабеж;

8. Какие наказания из перечисленных не предусмотрены российским Уголовным кодексом?

а) лишение свободы; в) бессрочная каторга; д) конфискация имущества;

б) четвертование; г) штраф; е) предание публичному позору.

9. Может ли наступить уголовная ответственность за деяния, не предусмотренные в Уголовном кодексе?

а) может; б) не может; в) этот вопрос в юриспруденции еще не решен.

Ответы: 1. В, 2 б, 3 аг, 4 б, 5 ад, 6 агдез, 7 авгде, 8 бве ,9б

  1. Изучение новой темы.

План.

  1. Социальная политика государства.

  2. Право на жилище.

  3. Здоровье под охраной.

  4. Право на социальное обеспечение.

  1. Рассказ учителя о социальной политике государства.

Задание для учащихся: определите, слушая учителя, что такое социальное государство. Запишите в тетрадь основные направления социальной политики государства.

Социальное государство – понятие и тип организации государственной и общественной жизни, основанной на приоритете социальных ценностей; высочайшая из которых – право человека на «достойную жизнь». Идея построения социального государства признается как приоритетная в современной общественно-политической мысли.

Социальное положение человека в современном обществе в решающей мере зависит от него самого: полученное образование, приобретённая специальность, умение гибко реагировать на социальные изменения, овладеть при необходимости новой профессией и многое другое. Всё это определяет социальный статус личности. Достигается самим человеком. Но немаловажную роль играют и те общественные условия, в которых людям приходится действовать, а также политика государства в социальной сфере. Государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, на защиту социальных прав, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов, называется социальным.
В статье 7 Конституции указывается, что Российская Федерация – социальное государство. Такое государство призвано охранять труд и здоровье людей; устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия.
За последние годы по каждому из этих направлений сделано немало. Приняты законы, конкретизирующие конституционные нормы, законодательно установлен минимум оплаты труда, постоянно повышаются размеры пенсий, пособий, повсеместно созданы службы занятости, при которых открываются различные курсы профессиональной переподготовки. Важной мерой в области социальной политики, призванной поднять рождаемость в стране, стало формирование так называемого материнского капитала: при рождении второго ребёнка на специальный счёт матери отчисляется сумма более 400 тыс. р., которая в дальнейшем может быть использована для улучшения жилищных условий семьи, на образование детей и т. п.
И всё-таки положение в социальной сфере в нашей стране пока остаётся напряжённым.

В чем вы видите напряженность?

Прежде всего, большинство гарантированных государством выплат невелико. Всем очевидно, что, к примеру, нынешняя пенсия по возрасту не может обеспечить пожилым людям достаточных средств к существованию. А ведь многие из этих людей, трудом которых ещё в недавнем прошлом создавались общественные блага, не в состоянии обеспечить себе дополнительный доход. В тяжёлом положении оказались многодетные и неполные (с одним родителем) семьи, инвалиды.
Конечно, причины такого положения кроются в первую очередь в экономических проблемах. Действительно, откуда государство берёт средства для социальных выплат? Основным их источником являются налоговые поступления от предприятий и работающих граждан. Но много ли может заплатить предприятие, несущее убытки, или человек, получающий маленькую зарплату? Кроме того, не секрет, что в ряде случаев предприятия, как, впрочем, и отдельные граждане, скрывают свои истинные доходы от государства, а следовательно, существенно занижают сумму обязательных налоговых выплат.
Таким образом, необходимыми условиями выполнения социальных задач являются развитие экономики, подъём производства, совершенствование налоговой системы.
Но есть и другие резервы. Они связаны с продуманной политикой государства в социальной сфере.

Что вы записали в тетрадь? Что такое социальное государство? Какие направления политики?

Как я уже сказала в Конституции РФ сказано, что Россия – социальное государство. Теперь давайте поработаем с текстом Конституции и выпишем в тетрадь какие социальные права она нам предостовляет. (статьи 37-42)

Записи в тетрадях:

Сегодня мы наиболее полно рассмотрим следующие права: Право на социальное обеспечение (ст. 39); Право на жилище (ст 40); Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст41).

Эти вопросы мы с вами будем рассматривать по группам. Для этого мы поделимся на пять групп. Три из них расскажут нам как обстоит дело с социальными правами в РФ. А две другие поведают что происходит в других странах, чтобы мы могли сравнить.

1 группа.

Задание: прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Право на жилище.

Это право было узаконено ещё в Конституции СССР, принятой в 1977 г. В тех исторических условиях решающую роль в жилищной сфере играло государство: ему в основном принадлежал жилищный фонд, государственные органы занимались распределением жилой площади.
Закреплённое в российской Конституции 1993 г. право на жилище имеет уже другое наполнение. Это связано в первую очередь с переходом нашей страны к рыночным отношениям, с появлением частной формы собственности на жилище, частных строительных организаций, с возникновением рынка жилья.
Сегодня жилищный фонд страны в зависимости от формы собственности подразделяется на частный (включает жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам), государственный (жилые помещения, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ) и муниципальный.
Факты. К 2000 г. доля жилищного фонда, находящегося в частной собственности, достигла 55%. По сравнению с 1990 г. она увеличилась почти в два раза. Более 30% жилищного фонда находится в муниципальной собственности.
Одним из основных способов для обретения права собственности на жильё стала в 90-е гг. приватизация жилого помещения. Оформив соответствующие документы и оплатив необходимый налог, люди становились собственниками квартиры, полученной в своё время от государства.
Документ. Из Конституции Российской Федерации:
«Статья 40.

  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Из приведённого документа видно, что изменилась роль государства в реализации права на жильё. Государство создаёт условия для его осуществления. Конкретизация этого положения содержится в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации: государство использует бюджетные средства для улучшения жилищных условий граждан (например, предоставляет субсидии для строительства или приобретения жилых помещений); предоставляет гражданам жилые помещения по договорам социального найма (прежде всего, малоимущим гражданам), стимулирует жилищное строительство; обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения на законных основаниях; обеспечивает контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда.
Ситуация. Известны случаи, когда застройщики, привлекавшие на ранних стадиях строительства жилья деньги будущих собственников квартир, останавливали стройку и скрывались, прихватив все оставшиеся средства. На первый взгляд такой конфликт не имеет никакого отношения к местным властям: люди добровольно вносили средства (для них стоимость жилья должна была быть меньшей, чем для тех, кто покупал готовые квартиры), они взаимодействовали с частными фирмами. И, тем не менее, именно к властям стали обращаться за помощью так называемые обманутые вкладчики, и эта помощь в большинстве случаев им была обещана.
Несмотря на значительные масштабы жилищного строительства, особенно в крупных городах, жилищная проблема остаётся острой. Её решению призвана содействовать национальная программа «Доступное жильё». Особое внимание в ней уделено ипотечному кредитованию.
Слово «ипотека» в переводе с греческого означает «залог, заклад». Ипотека – залог недвижимого имущества для получения ссуды (кредита); соответственно ипотечный кредит – это денежная ссуда, выдаваемая банком под залог недвижимости.
В Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» указано имущество, которое может быть предметом ипотеки: земельные участки; предприятия, здания и другое недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности; жилые дома, квартиры и их части (одна или две изолированные комнаты); дачи, садовые дома, гаражи и другие объекты потребительского назначения. Часть имущества, раздел которого в натуре невозможен без изменения его назначения (неделимая вещь), не может быть самостоятельным предметом ипотеки.
Важно, чтобы ставки по ипотечному кредиту (своего рода «плата» за ссужаемую сумму) не были слишком высокими. Это позволит многим воспользоваться такой формой приобретения жилья.

Вопросы:

  1. Как изменилась собственность на жилье в РФ по сравнению с СССР?

  2. Что такое приватизация жилого помещения?

  3. Какова роль государства в реализации права на жилье?

  4. Что такое ипотека?

2 группа.

Прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы.

Право на социальное обеспечение.

Современное общество не может не создавать специальных механизмов поддержки и защиты людей в случаях болезни, потери работы, потери кормильца, инвалидности, по достижении определённого возраста. К таким механизмам относятся специально создаваемые фонды, а также закрепляемые в законах правила и формы предоставления социального обеспечения.
Право на социальное обеспечение гарантирует и наша Конституция. В статье 39 не только утверждается право каждого на социальное обеспечение в соответствующих случаях, но и указываются формы и способы реализации этого права: выплата пенсий и пособий, развитие системы социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Факты. В 1956 г. в СССР был принят Закон о государственных пенсиях, согласно которому круг лиц, имеющих право на пенсии, существенно расширялся, а сами пенсии отдельных групп пенсионеров возросли примерно вдвое. В 1965 г. право на получение пенсий по достижении соответствующего возраста получили колхозники. Пенсионное обеспечение было гарантировано также инвалидам и потерявшим кормильца.
Нынешняя система пенсионного обеспечения в нашей стране включает: социальные пенсии (они представляются государством по достижении гражданином определённого возраста независимо от величины его трудового вклада),трудовые пенсии (они выплачиваются с учётом размера страхового взноса и трудового стажа работника). В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывается, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. При этом их страховой стаж (суммарная продолжительность периодов работы, в течение которых выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд) должен быть не менее пяти лет.
Что же такое пенсионный фонд и кто вносит туда страховые взносы? Пенсионный фонд – это самостоятельное кредитно-финансовое учреждение; его бюджет независим от государственного бюджета, и его денежные средства не подлежат изъятию. Все работодатели должны вносить в него определённые суммы за каждого работника в зависимости от его зарплаты. В формировании этого фонда участвует и государство для финансирования выплат социальных пенсий, пенсий и пособий военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
Во всех экономически развитых странах в системе обязательного социального страхования обязательно участвуют работодатели и государство. Но не только они. Сам работник на протяжении всей трудовой деятельности делает взносы в соответствующие фонды. Накопленные таким образом на его личном счёте средства помогут среди прочего обеспечить достойный уровень материального благополучия в старости.
Постепенный переход к использованию накопительного источника при формировании трудовой пенсии начался и в нашей стране.
Среди групп населения, по отношению к которым гарантируются особые меры охраны и помощи, выделяют детей и подростков. В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится о том, что дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоровья, или опасных для жизни, или которые могут повредить их нормальному развитию, должно быть запрещено законом.

Вопросы:

  1. В каких случаях возникает право на социальное обеспечение?

  2. Какие формы и способы реализации права на социальное обеспечение существуют?

  3. Как выглядит система пенсионного обеспечения в нашей стране в настоящее время?

  4. Каким группам населения гарантируются особые меры охраны и помощи?

3 группа.

Задание: прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы.

Здоровье под охраной закона. Здоровье людей – одна из высших ценностей общества, поэтому в законодательстве многих стран предусмотрено право на охрану здоровья. В нашей Конституции указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В современных странах существуют три типа систем здравоохранения: государственная, страховая и частная. Изменение в 1990-е гг. социально-экономических отношений в нашем обществе привели к переходу от государственной медицины к страховой.
Факты. Система страхования здоровья населения стала впервые складываться в ряде европейских стран в конце XIX в. Её инициатором считают канцлера Германии О. Бисмарка.
Правовые основы медицинского страхования отражены в Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Цель медицинского страхования – гарантировать в случае необходимости получение человеком медицинской помощи за счёт накопленных средств. Кто выделяет эти средства? Для работающих страхователями выступают их предприятия, организации, для неработающих – органы государственной власти и местного управления.
После заключения договора медицинского страхования человек получает страховой медицинский полис. Этот документ гарантирует получение медицинской помощи при диагностике и лечении большинства известных сегодня острых и хронических заболеваний. Кроме того, законом предусмотрены сферы медицины, которые финансируются государством. Помощь здесь должна быть оказана любому и на бесплатной основе. К этим сферам, в частности, относятся: скорая медицинская помощь, психиатрия, работа станций переливания крови.
Помимо обязательного медицинского страхования, существует и добровольное страхование, которое обеспечивает людям получение дополнительных медицинских услуг.
Мнения. Переход к страховой медицине превращает во многих случаях медицинскую помощь в платную (за неё, как мы выяснили, может платить сам пациент, предприятие, на котором он трудится, государство). При этом одни считают, что такой подход подрывает нравственные, гуманные основы медицины, требующие от врача оказать помощь любому страждущему, независимо от толщины его кошелька или наличия необходимых документов.
Другие убеждены, что без привлечения дополнительных, помимо бюджетных, средств медицина в современном мире рыночных отношений будет обречена влачить жалкое существование и окажется неспособной обеспечить необходимую помощь.

Вопросы:

  1. Что говорится в нашей Конституции об охране здоровья и медицинской помощи?

  2. В чем суть страховой медицины?

4 группа

Прочитайте текст

5 группа.

Группы выступают с докладами. Беседа с классом.

Закрепление.

  1. Что такое социальное государство?

  2. Какие права человека относятся к социальным?

  3. Можно ли сказать что мы живем в социальном государстве?

  4. Почему государство не может обеспечить всех желающих жильем?

  5. Какие группы населения больше всего нуждаются в социальном обеспечении со стороны государства?

  6. Почему в социальной политике государства основным направлением должна быть защита семьи и детства?

Поразмышляем?

Одним из видов социальных пособий являются студенческие стипендии. Многие студенты считают, что их размеры явно недостаточны, и выступают за то, чтобы выплачиваемой суммы хватало на обеспечение прожиточного минимума. Своё мнение они мотивируют тем, что только в этом случае молодые люди смогут сосредоточиться на учёбе, не думая о дополнительных заработках. Есть и те, кто уверен, что студентам бюджетных отделений государственных вузов вообще не следует платить стипендий. Достаточно того, что государство оплачивает их весьма дорогостоящее обучение.

Выскажите и обоснуйте свою позицию по этой проблеме.

Приложения.

1. Какими правонарушениями «занимается» уголовное право?

а) незначительными; б) символическими; в) самыми серьезными, общественно опасными.

2. Как называются общественно опасные правонарушения, предусмотренные уголовным правом?

а) проступки; б) преступления; в) прегрешения.

3. Уголовное законодательство делит преступления на …

а) умышленные; б) экзотические; в) случайные; г) совершенные по неосторожности.

4. При оценке деяний, запрещенных уголовным правом, учитывается вменяемость лица, т.е.:

а) его способность точно воспроизводить формулировки статей уголовного кодекса;

б) его способность осознавать последствия своих действий;

в) его способность квалифицированно защищать себя самого в суде.

5. К преступлениям против безопасности государства относятся:

а) шпионаж; б) террористический акт; в) спекуляция; г) угон автотранспортных средств; д) диверсия.

6. К преступлениям против личности относятся:

а) убийство; д) изнасилование;

б) кража личных вещей; е) клевета;

в) угон автомобиля; ж) хулиганство;

г) причинение вреда здоровью; з) вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и др.

7. К преступлениям против собственности относятся:

а) мошенничество; в) вымогательство; д) угон автомобиля; ж) разбой и др.

б) незаконный арест; г) кража; е) грабеж;

8. Какие наказания из перечисленных не предусмотрены российским Уголовным кодексом?

а) лишение свободы; в) бессрочная каторга; д) конфискация имущества;

б) четвертование; г) штраф; е) предание публичному позору.

9. Может ли наступить уголовная ответственность за деяния, не предусмотренные в Уголовном кодексе?

а) может; б) не может; в) этот вопрос в юриспруденции еще не решен.

1. Какими правонарушениями «занимается» уголовное право?

а) незначительными; б) символическими; в) самыми серьезными, общественно опасными.

2. Как называются общественно опасные правонарушения, предусмотренные уголовным правом?

а) проступки; б) преступления; в) прегрешения.

3. Уголовное законодательство делит преступления на …

а) умышленные; б) экзотические; в) случайные; г) совершенные по неосторожности.

4. При оценке деяний, запрещенных уголовным правом, учитывается вменяемость лица, т.е.:

а) его способность точно воспроизводить формулировки статей уголовного кодекса;

б) его способность осознавать последствия своих действий;

в) его способность квалифицированно защищать себя самого в суде.

5. К преступлениям против безопасности государства относятся:

а) шпионаж; б) террористический акт; в) спекуляция; г) угон автотранспортных средств; д) диверсия.

6. К преступлениям против личности относятся:

а) убийство; д) изнасилование;

б) кража личных вещей; е) клевета;

в) угон автомобиля; ж) хулиганство;

г) причинение вреда здоровью; з) вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и др.

7. К преступлениям против собственности относятся:

а) мошенничество; в) вымогательство; д) угон автомобиля; ж) разбой и др.

б) незаконный арест; г) кража; е) грабеж;

8. Какие наказания из перечисленных не предусмотрены российским Уголовным кодексом?

а) лишение свободы; в) бессрочная каторга; д) конфискация имущества;

б) четвертование; г) штраф; е) предание публичному позору.

9. Может ли наступить уголовная ответственность за деяния, не предусмотренные в Уголовном кодексе?

а) может; б) не может; в) этот вопрос в юриспруденции еще не решен.

Социальная защита

Социальная защита — это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;

  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

  • безработные;

  • чернобыльцы;

  • инвалиды;

  • дети сироты;

  • многодетные семьи;

  • малообеспеченные граждане;

  • матери-одиночки;

  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;

  • инфицированные ВИЧ.

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

  • проведение мероприятий по социальному обеспечению;

  • предоставление услуг по социальному страхованию;

  • оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

  • Меры по преодолению безработицы;

  • Поддержка многодетных семей;

  • Выплата пособий на детей;

  • Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

  • Доступное здравоохранение и образование;

  • Пенсионное обеспечение;

  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

  • Предоставление льгот;

  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

  • Благотворительность;

  • Добровольное социальное страхование;

  • Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

  • обеспечение пенсиями;

  • обеспечение пособиями;

  • бесплатное медицинское обслуживание;

  • предоставление санаторно-курортного лечения;

  • социальная помощь семьям, имеющим детей;

  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации

  • Фонд социального страхования Российской Федерации

  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Государственная социальная защита

Главная » Юристу » Государственная социальная защита

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Государственная защита
Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.
Основные принципы социальной защиты:
• гуманность;
• адресность;
• комплексность;
• обеспечение прав и свобод личности.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАШИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ СТРУКТУРА
Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Она включает в себя:
1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория, по сути, идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.
Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.
В нашей стране к социальным гарантиям относят:
• гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
• общедоступность и бесплатность образования;
• минимальный размер оплаты труда;
• минимальный размер пенсии, стипендии;
• социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
• пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
• ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.
Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.
Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.
Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.
Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.
С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Гражданская защита
Защита населения
Государственная тайна
Государственное право
Государственно-правовые параметры и характеристики
Государственные органы в российском уголовном процессе
Государственные органы союзных республик

| | Вверх

Система органов социальной защиты

Практическая работа по Информатике

На тему

,,Организация работы органов социальной защиты: система, правовое положение , функции.” ”

Работа подготовлена:

Студентом группы ПД 17-Д 2

Романовой Елизаветой

Преподаватель: Соколов Н.В.

Калуга 2018

понятие социальной защиты населения: 3

правовые основы деятельности органов социальной защиты населения: 4

система органов социальной защиты.. 7

основные направления деятельности органов социальной защиты.. 10

функции и полномочия органов социальной защиты.. 11

Список литературы: 14

Список нормативных актов: 14

понятие социальной защиты населения:

Социальная защита — функция государства и общества по обеспечению человека потенциальными жизненными благами, в соответствии с его неотъемлемыми и целесообразными, с позиции развития личности, социальными правами — на труд, на социальное и материальное обеспечение семьи, на жизненный уровень, необходимый для поддержания его здоровья и благосостояния и т.д. Следовательно, она определяется как предмет идеологии и социальной политики государства и область его практической деятельности.

Рис.1 Социальная защита.

Система социальной защиты населения представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей человека. В ней взаимосвязаны законотворческая, социально-экономическая и организационная деятельность государства и общества. Кроме того, социальная защита является системой социальных институтов и правовых норм, обеспечивающих их деятельность.

Субъектами социальной защиты, кроме государства, выступают органы местного самоуправления, работодатели (предприниматели), общественные объединения, сами граждане, реализующие свои жизненные силы и защищающие насущные интересы (11. С.35). Следовательно, в систему социальной защиты входит и социальная самозащита — защита человеком своего статуса, интересов, прав, выработка собственных способов самореализации в обществе.


правовые основы деятельности органов социальной защиты населения:

Правовые основы социальной защиты представляют собой взаимосвязанную систему нормативно-правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности учреждений в сфере социальной защиты и органов управления, их предназначение. Нормативными источниками социальной защиты являются нормативные акты и договоры, содержащие в себе нормы, определяющие порядок, условия и гарантии осуществления социальной защиты. В эту систему входят международные договоры России, Конвенции и Рекомендации международных организаций, Конституция Российской Федерации, конституции республик и уставы других субъектов, законы и подзаконные нормативные акты, коллективные договоры и соглашения, трудовые договоры (контракты).

Составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). Федеральный закон о международных договорах устанавливает, что договоры, касающиеся прав и свобод граждан, подлежат обязательной ратификации (например, Соглашение о пенсионном обеспечении граждан государств-участников СНГ, договоры о выводе российского контингента из стран Балтии, предусматривающие гарантии социальной защиты военнослужащих и членов их семей, и т.д.). Среди нормативных актов международного права, прежде всего, следует назвать Конвенции и Рекомендации Международной Организации труда (например, Конвенция № 157 об обеспечении прав трудящихся с семейными обязанностями и др.).

Конституция в ст. 7 называет Россию социальным государством и закрепляет открытый перечень гарантий социальной защиты: «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты). Аналогичные нормы содержатся в Уставе Омской области: Омская область – социальное государственно-территориальное образование, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 4).

Кодифицированные законы как источники социальной зашиты – это, прежде всего, Трудовой Кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др. В числе федеральных законов можно назвать законы о трудовых пенсиях, о государственном пенсионном обеспечении, об основах социального обслуживания населения, о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, о ветеранах, о государственной социальной помощи и многие другие.

Среди подзаконных нормативных актов выделяются указы Президента (о мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров, о компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.), постановления Правительства (об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, о порядке финансирования социальных мероприятий и др.), приказы Министерства (о диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и т.д.

В качестве нормативных источников социальной защиты выступают также нормативные акты субъектов РФ, как законодательные, так и подзаконные. В частности, в Омской области приняты законы (Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан, о звании «Ветеран Омской области» и др.); постановления Правительства Омской области (о порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области, об утверждении государственных стандартов социального обслуживания на территории Омской области, об утверждении порядка назначения и выплаты государственной помощи и др.); указы Губернатора (об утверждении ежегодной премии Губернатора Омской области «Семья года» и др.).

Органы местного самоуправления принимают нормативные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления адресной социальной помощи, деятельности муниципальных центров социального обслуживания и т.д.

В связи с развитием договорных методов регулирования социально-трудовых отношений большую группу источников составляют коллективные договоры и соглашения, а также индивидуальные трудовые договоры (контракты). Значительна роль в регулировании социальной защиты актов судебных органов, прежде всего постановлений Конституционного Суда.

В целом на сегодняшний день правовые основы социальной защиты населения достаточно сформированы, представляют собой объемную правовую базу, которая постоянно пополняется и изменяется.

система органов социальной защиты

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Рис.2 Права Рос. Граждан.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

Фонд социального страхования РФ,

Пенсионный фонд РФ,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т.д.).

Так, например, в г. Москве социальная защита осуществляется следующими органами и учреждениями:

1. Департамент социальной защиты населения города Москвы,

2. Управления социальной защиты населения административных округов,

3. Районные управления социальной защиты населения,

4. Центры социального обслуживания,

5. Бюро медико-социальной экспертизы,

6. Центры помощи семье и детям,

7. Социальные приюты для детей,

8. Пансионаты для ветеранов,

9. Психоневрологические интернаты,

10. Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,

Рис.3 Символ соц. защиты.

Социа́льная защи́та — система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты

Государственные формы:

  • Доступное здравоохранение
  • Льготы
  • Доступное образование
  • Пенсионное обеспечение (Пенсия)
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг
  • Меры социальной поддержки

Негосударственные формы:

  • Добровольное социальное страхование
  • Благотворительность
  • Частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Социальная защита в России

В России за социальную защиту отвечает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Глава министерства на данный момент: Максим Анатольевич Топилин .

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования

= Награды

Гражданам России, работающим в области социальной защиты населения не менее 15 лет, может быть присвоено почётное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации».

Социальная защита в других странах

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

См. также

  • День социального работника (Россия)

Ссылки

  • Государственные организации
    • Комитет социальной защиты населения города Москвы
    • Департамент социальной защиты населения города Москвы
    • Департамент здравоохранения города Москвы
    • Фонд социальной защиты населения (Белоруссия)
    • Министерство труда и социальной защиты (Белоруссия
    • Министерство труда и социальной защиты населения (Казахстан)
    • Министерство здравоохранения и социального развития (Россия)
    • Министерство труда (США)
    • Министерство социальной защиты населения Московской области
  • Негосударственные организации
    • Орден милосердия и социальной защиты
  • Нормативно-правовые акты
    • Постановления правительства РФ о социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний
    • Федеральный закон (РФ) «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. (с изменениями от 8 декабря 2010 г.)

Права человека

Фундаментальные концепции и категории

Фидуциарный договор • Свободы • Групповые права • Естественные и юридические права • Негативные и позитивные права • Суверенитет • Универсальность • Универсальная юрисдикция

Понятия, которые могут рассматриваться как права человека

Гражданские
и политические

Право на смерть (англ.) • Право на личную неприкосновенность • Свобода • Свобода передвижения • Свобода от рабства • Личность • Морфологическая свобода • Право на оружие • Равенство перед законом • Право на лечение • Свобода от произвольного ареста и задержания • Свобода от пыток и жестокого обращения • Право на судебную защиту • Право на юридическую помощь • Презумпция невиновности • Политическое убежище • Подданство • Свобода от изгнания • Неприкосновенность частной жизни • Свобода совести • Свобода вероисповедания • Свобода слова (свобода информации) • Свобода собраний • Свобода ассоциаций • Право на протест • Право голоса • Брачный союз • Семейная жизнь • Права меньшинств (англ.) • Право на жизнь • Политическая свобода

Право на труд • Право на вознаграждение • Право на справедливую оплату труда • Право на социальное обеспечение · Право на Досуг и отдых • Право на собственность • Право на культуру · Право на участие в общественной жизни • Право на образование • Право на достаточный жизненный уровень • Право на развитие (англ.) • Право на охрану здоровья • Право на воду (англ.) • Право на еду (англ.) • Право на жилище • Права потребителей

Репродуктивные

Планирование семьи • Сексуальное здоровье • Искусственный аборт • Свобода от насильственного обрезания женских половых органов

Война и вооружённый конфликт

Гражданское население • Комбатант • Свобода от геноцида · Плен

Международное право прав человека • Международные институты и организации по правам человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *