Гарантийный ремонт восстановление НДС

  • автор:

«Главбух». Приложение «Учет в производстве», N 4, 2004
РАСХОДЫ НА ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ
Машиностроительные заводы на свою продукцию обычно дают гарантию от одного до трех лет. Порядок учета работ по гарантийному ремонту существенно отличается от того, который применяется при производстве продукции. Кроме того, есть множество тонкостей, разобравшись в которых можно не платить лишние налоги по гарантийным операциям.
Раздельный учет по НДС
Услуги по гарантийному ремонту, которые оказываются бесплатно, НДС не облагаются. Так же как и стоимость используемых при таком ремонте запчастей и деталей. Это установлено пп.13 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ.
Получается, что организации, которые бесплатно ремонтируют свои изделия, ведут два вида деятельности — как облагаемую, так и не облагаемую НДС. Следовательно согласно п.4 ст.149 Налогового кодекса РФ предприятие должно вести раздельный учет.
У предприятий, которые не ведут раздельного учета, не получится принять к вычету весь «входной» НДС. На сумму этого налога они не смогут уменьшить доход по налогу на прибыль. Такая санкция установлена п.4 ст.170 Налогового кодекса РФ.
Стоит отметить, что предприятие вправе не вести раздельного учета по НДС и принимать весь НДС к вычету. Но для этого необходимо, чтобы доля затрат на ремонтные работы была не больше 5 процентов от всех расходов предприятия за налоговый период.
Если раздельный учет организован, то сумму «входного» НДС нужно будет либо включить в стоимость товаров и услуг, либо принять к вычету. Это зависит от того, к каким товарам относится налог. Если он приходится на товары и услуги, которые используются в гарантийных работах, то в этом случае «входной» НДС нужно включить в их стоимость. Если же товары и услуги используются по облагаемой НДС основной деятельности, тогда «входной» НДС можно принять к вычету.
Бывает, что одни и те же товары и услуги используются как в основной, так и в гарантийной деятельности. В этом случае «входной» НДС нужно делить между этими видами деятельности. Для этого используется удельный вес от основного вида деятельности к общему доходу и удельный вес от оказания ремонтных работ опять-таки к общему доходу.
На практике организация раздельного учета предполагает выделение соответствующих субсчетов на счетах, на которых отражается формирование стоимости и финансового результата облагаемой и не облагаемой НДС деятельности. В частности, на счетах: 10 «Материалы», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 20 «Основное производство».
Нередки ситуации, когда предприятие покупает детали для производства нового изделия и сразу принимает к вычету «входной» НДС по ним. Затем по тем или иным причинам данные детали используются для гарантийного ремонта. Следовательно, если доля расходов на гарантийный ремонт не превышает 5 процентов от всех расходов предприятия в налоговом периоде, то оно, как было сказано ранее, может принять к вычету весь «входной» НДС.
Если доля расходов на гарантийный ремонт превышает рубеж в 5 процентов, тогда предприятие должно восстановить ранее принятый «входной» НДС по деталям, которые все-таки будут использоваться в ремонтной деятельности.
Чтобы восстановить указанную сумму, необходимо по-особому показать сумму «входного» НДС, который подлежит вычету. А именно за вычетом «входного» НДС, который ранее был принят к вычету по используемым в гарантийной деятельности деталям. Так показать сумму «входного» НДС предприятие должно в декларации по этому налогу за тот период, в котором стоимость деталей списывается на расходы по гарантийному ремонту. Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 22 марта 2004 г. N 04-03-11/44 .
———————————
Документ опубликован в рубрике «Нормативная база/архив документов» на с. 99.
Бухгалтерский и налоговый учет
Организация — производитель товара должна создать условия гарантийного обслуживания, в том числе ремонта продукции, которая не отвечает требованиям качества.
Это может быть как создание собственной базы, включая закупку технического оборудования, привлечение специалистов по ремонту товара, закупку и производство запасных частей, так и заключение договора с юридическими и физическими лицами на осуществление гарантийного ремонта.
В зависимости от того, какую форму гарантийного обслуживания выберет организация — производитель товара, будет зависеть бухгалтерский и налоговый учет.
Гарантийный ремонт осуществляется
с привлечением других организаций
Рассмотрим ситуацию, когда организация-производитель заключает договоры со сторонними организациями на осуществление гарантийного ремонта выпускаемых ею товаров.
Такие документы в соответствии с гл.37 Гражданского кодекса РФ называются договорами подряда, а их предметом является выполнение одной стороной по заданию другой стороны определенной работы и сдача ее результатов заказчику.
Заключая договоры подряда, организации-изготовителю необходимо обратить особое внимание на условие о предоставлении запасных частей специализированной ремонтной организации. Лучше всего передавать их такой организации на давальческой основе. В этом случае право собственности на предоставляемые запчасти не переходит к специализированной организации. А следовательно, нет и реализации. Значит, не надо платить налог на прибыль со стоимости запчастей и деталей, которые передаются специализированной организации для гарантийного ремонта.
Пример 1. ООО «Прибор» производит электротехническое оборудование. На проданную продукцию предприятие дает трехлетнюю гарантию. Гарантийный ремонт выполняется сторонней организацией — сервисным центром. По договору производитель ежемесячно предоставляет сервисному центру запасные части на давальческой основе.
Стоимость запасных частей, переданных организацией в октябре 2004 г. для проведения гарантийного ремонта, без учета НДС — 100 000 руб. (сумма НДС по данным запасным частям на момент передачи принята к вычету в полной сумме — 18 000 руб.), стоимость израсходованных запасных частей — 70 000 руб. (без учета НДС). Стоимость ремонта составила 98 000 руб.
Расходы на гарантийный ремонт превышают 5 процентов от общих расходов на производство, осуществленных в октябре 2004 г.
Отражая данную ситуацию в учете, бухгалтер ООО «Прибор» сделал такие записи:
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 18 000 руб. — восстановлен НДС со стоимости запасных частей, передаваемых сервисному центру для использования при гарантийном ремонте;
Дебет 10 субсчет «Запасные части» Кредит 19
— 18 000 руб. — включена в первоначальную стоимость запасных частей восстановленная сумма НДС;
Дебет 10 субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону» Кредит 10 субсчет «Запасные части»
— 118 000 руб. (100 000 + 18 000) — отражена стоимость запасных частей, переданных сервисному центру на давальческой основе;
Дебет 20 Кредит 60
— 98 000 руб. — отражена стоимость работ по проведению гарантийного ремонта;
Дебет 20 Кредит 10 субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону»
— 82 600 руб. (70 000 руб. + 70 000 руб. х 18%) — списана стоимость запасных частей, использованных при выполнении гарантийного ремонта.
Гарантийный ремонт осуществляется
производителем самостоятельно
Принятые в гарантийный ремонт изделия необходимо учитывать на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Они учитываются по стоимости, согласованной сторонами. Первичный документ унифицированной формы, которым отражается поступление продукции на ремонт, законодательно не установлен. В то же время организации могут использовать для этих целей Акт о приеме-передаче материальных ценностей на хранение (форма N МХ-1) или составить акт в произвольной форме.
Поскольку ремонт осуществляется, как правило, отдельным подразделением организации-производителя, затраты на гарантийный ремонт собираются на счете 23 «Вспомогательные производства». Стоит отметить, что на этом счете собираются все расходы по гарантийному ремонту. К ним относят: стоимость запасных частей; заработную плату ремонтных работников; начисления на заработную плату; амортизацию оборудования, которое используется при проведении ремонта, и т.д.
Чтобы не было проблем с налоговиками по вопросу обоснованности затрат на гарантийный ремонт, предприятие может разработать внутренний локальный акт (отличный от акта выполненных работ, оформляемого по окончании ремонта), где будут указаны наименования ремонтируемого товара и используемых в ходе ремонта материалов и запасных частей, а также сотрудник, делавший ремонт. Этот человек и подписывает акт.
Пример 2. ОАО «Чайка» производит швейные машины. На эти изделия при продаже установлен гарантийный срок два года. Гарантийный ремонт предприятие выполняет собственными силами. В сентябре 2004 г. для осуществления гарантийного ремонта организацией были использованы запчасти стоимостью 20 000 руб. без учета НДС («входной» НДС по ним уже был принят к вычету), заработная плата выполняющих ремонт работников составила 15 000 руб., ЕСН — 5340 руб.
Доля затрат на проведение ремонта не превысила 5 процентов от общей суммы расходов. Поэтому восстанавливать «входной» НДС по запчастям, которые будут использоваться в гарантийном ремонте, не надо.
Отражая данную ситуацию в учете, бухгалтер ОАО «Чайка» сделал такие проводки:
Дебет 23 Кредит 10 субсчет «Запасные части»
— 20 000 руб. — списана стоимость использованных при ремонте запасных частей;
Дебет 23 Кредит 70
— 15 000 руб. — начислена заработная плата работникам;
Дебет 23 Кредит 69
— 5340 руб. — начислен ЕСН;
Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 23
— 40 340 руб. (20 000 + 15 000 + 5340) — списаны затраты на ремонт.
Работники ОАО «Чайка» составили следующий акт:
——————————————————————¬
¦ Акт о проведении гарантийного ремонта ¦
¦ ¦
¦ 30 сентября 2004 г.¦
¦ ¦
¦ Настоящий акт составлен в подтверждение того, что в сентябре¦
¦2004 г. произведен гарантийный ремонт следующих изделий: ¦
¦Швейная машина серии АБВ N 111 — 3 шт. ¦
¦————————————— ¦
¦Швейная машина серии ВБА N 222 — 1 шт. ¦
¦————————————— ¦
¦ При проведении ремонта использованы следующие запасные части¦
¦и материалы: ¦
¦- электродвигатель — 1 шт. — 10 000 руб.; ¦
¦—————————————— ¦
¦- ремень привода — 3 шт. — 9000 руб.; ¦
¦————————————- ¦
¦- втулки — 10 шт. — 1000 руб. ¦
¦—————————— ¦
¦ В осуществлении ремонта принимали участие следующие¦
¦работники: ¦
¦- электромеханик Иванов И.И. — оклад 7500 руб.; ¦
¦———————————————— ¦
¦- электромеханик Петров П.П. — оклад 7500 руб. ¦
¦———————————————- ¦
¦ Единый социальный налог составил 5340 руб. ¦
¦ ¦
¦ Смирнов ¦
¦ Начальник ремонтного цеха ——- Смирнов С.С.¦
¦ Вересова ¦
¦ Бухгалтер-расчетчик ——— Вересова В.В.¦
L——————————————————————
Резерв по гарантийному ремонту
Чтобы предприятие могло равномерно включать расходы на гарантийный ремонт в себестоимость продукции, оно вправе создавать резерв по таким расходам. Делать это в бухгалтерском учете разрешает п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н). Однако порядок создания такого резерва бухгалтерскими нормативными документами не регулируется.
Создавая резерв на гарантийный ремонт, бухгалтер делает такую запись:
Дебет 23 (20, 25) Кредит 96
— произведены отчисления в резерв на гарантийный ремонт.
Чтобы списать расходы на проведение гарантийного ремонта за счет средств резерва, бухгалтер делает следующую запись:
Дебет 96 Кредит 10 (02, 69, 70…)
— списаны расходы по проведению гарантийного ремонта за счет средств резерва.
Что касается налогового учета, то в нем образовывать резерв по гарантийному ремонту позволяет ст.267 Налогового кодекса РФ. Она регламентирует порядок создания такого резерва. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, лучше создавать резерв по гарантийному ремонту в обоих учетах по правилам ст.267 Налогового кодекса РФ. Рассмотрим эти правила.
Статья 267 Налогового кодекса РФ установила предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт. Предприятия, которые реализуют продукцию с гарантией, рассчитывают предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт по такой формуле:
предельный размер отчислений = сумма выручки от реализации товаров с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за отчетный (налоговый) период х сумма фактических расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие три года : выручка от реализации товаров с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за предыдущие три года.
Как видно из формулы, рассчитывая предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт, нужно знать сумму фактических расходов на ремонт и выручку от продажи продукции за предыдущие три года. Что делать предприятиям, которые продают продукцию на условиях гарантии, составляющей менее трех лет? Им следует, рассчитывая предельный размер отчислений по формуле, использовать данные о расходах на гарантийный ремонт и выручку от реализации продукции на условиях гарантии не за три предыдущих года, а за время фактической реализации такой продукции.
Те же предприятия, которые только начали продавать продукцию с условием гарантийного ремонта, предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт определяют исходя из ожидаемых расходов на эти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *