Гарантии для государственных служащих

  • автор:

Об утверждении Положения о порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Рязанской области

ГУБЕРНАТОР РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2006 года N 1-пг
Об утверждении Положения о порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Рязанской области

(с изменениями на 4 декабря 2019 года)

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» постановляю:

1. Утвердить Положение о порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Рязанской области согласно Приложению.

2. Признать утратившим силу Постановление главы администрации Рязанской области от 17 сентября 1996 г. N 442 «О нормах расходов для государственных служащих Рязанской области на служебные командировки в пределах Российской Федерации».

3. Распространить действие Положения о порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Рязанской области на Губернатора Рязанской области и лиц, замещающих государственные должности Рязанской области.

(п. 3 в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 04.02.2019 N 19-пг)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Рязанской области — первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области И.М.Грекова.

(п. 4 в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 04.02.2019 N 19-пг)

Губернатор Рязанской области
Г.И.ШПАК

Приложение. Положение о порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Рязанской области

Приложение
к Постановлению
Губернатора Рязанской области
от 10 января 2006 г. N 1-пг

1. Государственные гражданские служащие Рязанской области (далее — гражданские служащие) направляются в служебные командировки по решению представителя нанимателя или уполномоченного им лица на определенный срок для выполнения служебного задания (вне постоянного места прохождения государственной гражданской службы) как на территории Российской Федерации, так и на территориях иностранных государств.

2. В служебные командировки направляются гражданские служащие, состоящие в штате соответствующего государственного органа Рязанской области (далее — государственный орган).

(п. 2 в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 21.08.2009 N 224-пг)

3. Срок служебной командировки определяется представителем нанимателя или уполномоченным им лицом с учетом объема, сложности и других особенностей служебного задания.

4. Днем выезда в служебную командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от постоянного места прохождения гражданским служащим государственной гражданской службы, а днем приезда из служебной командировки — день прибытия указанного транспортного средства в постоянное место прохождения гражданским служащим государственной гражданской службы.

При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выезда в служебную командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки.

Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день приезда гражданского служащего в постоянное место прохождения государственной гражданской службы.

Абзац исключен. — Постановление Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг.

5 — 6. Исключены. — Постановление Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг.

7. Срок пребывания гражданского служащего в служебной командировке (дата приезда в место командирования и дата выезда из него) определяется по проездным документам (билетам), представляемым им в государственный орган по возвращении из служебной командировки.

При отсутствии проездных документов (билетов) фактический срок пребывания гражданского служащего в служебной командировке определяется по иным подтверждающим период его нахождения в служебной командировке документам согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

(п. 7 в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг)

8. Исключен. — Постановление Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг.

9. При направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранение должности гражданской службы и денежного содержания, а также возмещаются:

(в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 13.04.2009 N 122-пг)

а) расходы по проезду к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения государственной гражданской службы;

б) расходы по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах;

в) расходы по найму жилого помещения;

г) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные);

д) иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица).

10. Денежное содержание за период нахождения гражданского служащего в служебной командировке сохраняется за все служебные дни по графику, установленному в постоянном месте прохождения гражданским служащим государственной гражданской службы.

(в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 13.04.2009 N 122-пг)

11. При направлении гражданского служащего в служебную командировку на территорию иностранного государства ему дополнительно возмещаются:

а) расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;

б) обязательные консульские и аэродромные сборы;

в) сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;

г) расходы на оформление обязательной медицинской страховки;

д) иные обязательные платежи и сборы.

12. В случае временной нетрудоспособности командированного гражданского служащего, удостоверенной в установленном порядке, ему возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда командированный гражданский служащий находится на стационарном лечении) и выплачиваются суточные в течение всего периода времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению возложенного на него служебного задания или вернуться к постоянному месту жительства.

За период временной нетрудоспособности командированному гражданскому служащему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются гражданскому служащему в размере 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути.

(п. 13 в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг)

14. Расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются командированным гражданским служащим (кроме тех случаев, когда им предоставляется бесплатное жилое помещение) по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, по следующим нормам:

а) Губернатору Рязанской области, лицам, замещающим государственные должности Рязанской области, гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы Рязанской области высшей группы должностей категории «руководители», — не более стоимости двухкомнатного номера;

(пп. «а» в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг)

б) остальным гражданским служащим — не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

(в ред. Постановлений Губернатора Рязанской области от 22.05.2012 N 26-пг, от 04.02.2019 N 19-пг)

15. При отсутствии подтверждающих документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 30 процентов установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.

В случае вынужденной остановки в пути командированному гражданскому служащему возмещаются расходы по найму жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, в размерах, установленных настоящим Положением.

16. Расходы по проезду гражданских служащих к месту командирования и обратно — к постоянному месту прохождения государственной гражданской службы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей), а также по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах, воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, по следующим нормам:

(в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг)

а) Губернатору Рязанской области, лицам, замещающим государственные должности Рязанской области, гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы Рязанской области высшей группы должностей категории «руководители»:

воздушным транспортом — по тарифу бизнес-класса (по билету I класса);

морским и внутренним водным транспортом — по тарифам, устанавливаемым перевозчиком, но не выше стоимости проезда в каюте «люкс» с комплексным обслуживанием пассажиров;

железнодорожным транспортом:

(в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 04.12.2019 N 119-пг)

по стоимости билета в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам бизнес-класса, с двухместными купе категории «СВ» или в вагоне категории «С», с местами для сидения, соответствующими требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес-класса (за исключением Губернатора Рязанской области);

(в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 04.12.2019 N 119-пг)

по стоимости билетов на все места в одном купе в вагонах различных типов и класса обслуживания любой категории поезда (Губернатору Рязанской области);

(в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 04.12.2019 N 119-пг)

автомобильным транспортом — по тарифу, устанавливаемому перевозчиком для проезда в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);

(пп. «а» в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 04.02.2019 N 19-пг)

б) остальным гражданским служащим:

воздушным транспортом — по тарифу экономического класса;

морским и внутренним водным транспортом — по тарифам, устанавливаемым перевозчиком, но не выше стоимости проезда в четырехместной каюте с комплексным обслуживанием пассажиров;

железнодорожным транспортом — в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения;

автомобильным транспортом — по тарифу, устанавливаемому перевозчиком для проезда в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

(пп. «б» в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 04.02.2019 N 19-пг)

17. При отсутствии проездных документов (билетов) или документов, выданных транспортными организациями и подтверждающих информацию, содержащуюся в проездных документах (билетах), оплата проезда не производится.

(в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг)

Командированному гражданскому служащему оплачиваются расходы по проезду до станции, пристани, аэропорта при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы.

18. Губернатору Рязанской области, лицам, замещающим государственные должности Рязанской области, а также сопровождающим их в служебной командировке гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы Рязанской области категории «помощники (советники)», оплачиваются услуги залов официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов).

(п. 18 в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг)

19. По решению представителя нанимателя или уполномоченного им лица гражданскому служащему при наличии обоснования могут быть возмещены расходы по проезду к месту командирования и обратно — к постоянному месту прохождения государственной гражданской службы — воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом сверх норм, установленных настоящим Положением, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на содержание соответствующего государственного органа.

20. За время нахождения гражданского служащего, направляемого в служебную командировку за пределы территории Российской Федерации, в пути суточные выплачиваются:

а) при проезде по территории Российской Федерации — в порядке и размерах, установленных для служебных командировок в пределах территории Российской Федерации;

б) при проезде по территории иностранного государства — в порядке и размерах, установленных для служебных командировок на территории иностранных государств нормативными правовыми актами Российской Федерации.

21. При следовании гражданского служащего с территории Российской Федерации день пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании на территорию Российской Федерации день пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях.

Даты пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании с территории Российской Федерации и при следовании на территорию Российской Федерации определяются по отметкам пограничных органов в паспорте, служебном паспорте или дипломатическом паспорте гражданского служащего.

При направлении гражданского служащего в служебную командировку на территории двух или более иностранных государств суточные за день пересечения границы между государствами выплачиваются в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направляется гражданский служащий.

22. При направлении гражданского служащего в служебную командировку на территории государств — участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения государственной границы Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам).

(в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг)

В случае вынужденной задержки в пути суточные за время задержки выплачиваются по решению представителя нанимателя или уполномоченного им лица при представлении документов, подтверждающих факт вынужденной задержки.

23. Гражданскому служащему, выехавшему в служебную командировку на территорию иностранного государства и возвратившемуся на территорию Российской Федерации в тот же день, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50 процентов нормы расходов на выплату суточных, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

В случае, если гражданский служащий, направленный в служебную командировку на территорию иностранного государства, в период служебной командировки обеспечивается иностранной валютой на личные расходы за счет принимающей стороны, направляющая сторона выплату суточных в иностранной валюте не производит. Если принимающая сторона не выплачивает указанному гражданскому служащему иностранную валюту на личные расходы, но предоставляет ему за свой счет питание, направляющая сторона выплачивает ему суточные в иностранной валюте в размере 30 процентов указанной нормы.

24. Расходы по найму жилого помещения при направлении гражданских служащих в служебные командировки на территории иностранных государств возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не превышающим предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных служебных командировках на территории иностранных государств, устанавливаемые Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

25. Расходы по проезду при направлении гражданского служащего в служебную командировку на территории иностранных государств возмещаются ему в том же порядке, что и при направлении в служебную командировку в пределах территории Российской Федерации.

Если гражданский служащий специально командирован для работы в выходные или праздничные дни, компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если по распоряжению представителя нанимателя или уполномоченного им лица гражданский служащий выезжает в служебную командировку в выходной день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.

26. При направлении гражданского служащего в служебную командировку ему выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

27. По возвращении из служебной командировки гражданский служащий обязан в течение трех служебных дней:

а) представить в государственный орган авансовый отчет об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах по установленной форме и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в служебную командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и иных связанных со служебной командировкой расходах, произведенных с разрешения представителя нанимателя или уполномоченного им лица;

б) представить в государственный орган отчет о выполненной работе за период пребывания в служебной командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения, в котором он замещает должность гражданской службы, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

(п. 27 в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг)

28. Расходы, размеры которых превышают установленные размеры, а также иные расходы, связанные со служебными командировками (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения представителя нанимателя или уполномоченного им лица), возмещаются государственными органами за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на содержание соответствующего государственного органа.

Возмещение иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения представителя нанимателя или уполномоченного им лица, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы.

Приложение N 1. Перечень документов, подтверждающих фактический срок пребывания государственного гражданского служащего в служебной командировке, при отсутствии проездных документов (билетов)

Приложение N 1
к Положению о порядке и условиях
командирования государственных
гражданских служащих Рязанской области

(в ред. Постановления Губернатора Рязанской области от 04.12.2019 N 119-пг)

При отсутствии проездных документов (билетов) фактический срок пребывания в служебной командировке подтверждается одним из следующих документов:

1) документы, подтверждающие расходы по найму жилого помещения: счет, квитанция, акт и (или) иной документ, сформированный в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете; кассовый чек (в случае расчета наличными деньгами); документы по операциям с использованием платежной карты, сформированные в соответствии с правилами, установленными Центральным банком Российской Федерации (в случае расчета в безналичном порядке);

2) документы, подтверждающие расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы в случае проезда на служебном транспорте:

для Губернатора Рязанской области и лиц, замещающих государственные должности Рязанской области, — документы, подтверждающие использование служебного транспорта (копия путевого листа или иные документы, определяющие маршрут следования служебного транспорта);

для государственных гражданских служащих — решение представителя нанимателя или уполномоченного им лица о направлении государственного гражданского служащего в служебную командировку, выделении ему в установленном порядке служебного транспорта и документы, подтверждающие использование служебного транспорта (копия путевого листа или иные документы, определяющие маршрут следования служебного транспорта).

Приложение N 2. Отчет о выполненной работе за период пребывания в служебной командировке (приложение N 2 к Положению о порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Рязанской области)

Приложение N 2
к Положению
о порядке и условиях командирования
государственных гражданских
служащих Рязанской области

(введен Постановлением Губернатора Рязанской области от 29.04.2015 N 140-пг)

__________________________________________________

(наименование организации)

ОТЧЕТ

о выполненной работе за период пребывания

в служебной командировке

(фамилия, имя, отчество; должность, наименование

структурного подразделения)

Основание

Командировка

место назначения

дата

срок (календарные дни)

страна, город

организация

начала

окончания

всего

не считая времени нахождения в пути

Цель служебной командировки

Краткий отчет о выполненной работе

Работник _____________________

(личная подпись)

Руководитель структурного

подразделения _____________ ________________ _____________________

(должность) (личная подпись) (расшифровка подписи)

Материальные и социальные гарантии для федеральных государственных гражданских служащих Восьмого арбитражного апелляционного суда осуществляются в порядке реализации государственных гарантий гражданских служащих, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений на гражданской службе.

Государственным гражданским служащим представляются также гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, иными законами и нормативными правовыми актами.

Обеспечение материальных и социальных гарантий для гражданских служащих производится за счёт средств федерального бюджета в пределах объёмов финансирования, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Обеспечение материальных и социальных гарантий для гражданских служащих Восьмого арбитражного апелляционного суда осуществляется по следующим направлениям:

  • Оплата труда гражданских служащих

Оплата труда государственных гражданских служащих Восьмого арбитражного апелляционного суда осуществляется в порядке обеспечения установленного статьёй 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», права гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Оплата труда государственных гражданских служащих производится за счёт фонда оплаты труда, сформированного в порядке и размерах, установленных статьёй 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

За счёт фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Восьмого арбитражного апелляционного суда производится финансирование расходов на выплату:

  • Оклада месячного денежного содержания (состоящего из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы) в размерах, определённых Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

  • Ежемесячных и иных дополнительных выплат, предусмотренных статьёй 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами.

  • Улучшение жилищных условий гражданских служащих

Улучшение жилищных условий гражданских служащих Восьмого арбитражного апелляционного суда осуществляется в порядке обеспечения установленного статьёй 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» права гражданского служащего на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в соответствии с Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63).

Предоставление гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения осуществляется в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1406).

  • Повышение уровня квалификации гражданских служащих

Мероприятия по организации повышения профессионального уровня квалификации гражданских служащих Восьмого арбитражного апелляционного суда осуществляются в соответствии со статьёй 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающей права гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

  • Пенсионное обеспечение гражданских служащих

Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих Восьмого арбитражного апелляционного суда осуществляется в порядке обеспечения установленного статьёй 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» права гражданского служащего на государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих»

Ни одно цивилизованное и культурное государство, тем более правовое, не может функционировать без государственной службы, без хорошо и профессионально работающей бюрократии. Эту главную идею в сочинениях М. Вебера подтверждает управленческий опыт человеческой истории1. Поэтому не случайно реформирование России тесным образом связано с реформированием государственной службы, которое потребовало обеспечить государственные органы не только инициативными, надежными, но главное — профессионально грамотными специалистами, способными эффективно выполнять возложенные на них задачи. Необходимым условием решения поставленной задачи является нормативно-правовое регулирование государственной службы, эффективное функционирование ее персонала.

Таким образом, принцип профессионализма государственной службы тесно связан с принципом законности.

Далее, сама констатация факта, что государственный служащий находится на государственной должности, еще не означает его защищенности со стороны государства, и проблемы его социально-правовой защиты были и продолжают являться актуальными в настоящее время.

Решение задачи создания института профессиональной государственной службы, основанной на вышеназванных- принципах, затруднялось неразвитостью специальной правовой базы.

В настоящее время действуют .Федеральный закон «Об основах государстУ венной службы Российской Федерации» (далее — ФЗ № 119), иные нормативные правовые акты о государственной службе, в том числе субъектов Российской Федерации.

В Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации (далее — Концепция.) в качестве проблем современного состояния государственной службы Российской Федерации обозначены: «наличие противоречий в законодательстве о государственной службе . несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, сущест См.: Ивакин В.И. Категория «государственная служба» в административном праве // Проблемы становления государственной и муниципальной власти в России: Сб. статей научно-практического семинара. Екатеринбург: УрАГС. 1995. С.48.

2 Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119 // СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990. вующих на государственной службе»; одной из задач реформирования государственной службы определено «создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных норма» I тивных правовых актов Российской Федерации» .

Сегодня, к сожалению, законодательство, регулирующее труд государственных служащих, как и в целом трудовое законодательство, не отличается достаточной терминологической проработкой, наличием ясных и точных дефиниций, нормативного толкования понятий». Все вышесказанное создает трудности в правоприменительной практике как для самих государственных служащих, так и для лиц, работающих с персоналом в государственных органах.

С 1 февраля 2002 г. начал действовать новый Трудовой Кодекс Российской Федерации3, который не только обуславливает необходимость исследования соотношения общих правил, предусмотренных в нем, и специальных, предусмотренных законодательством о государственной службе (эта задача была и ранее), но и соотношение данного Кодекса и ФЗ № 119.

Вышесказаннре определило актуальность избранной темы и явилось основанием для диссертационного исследования.

Основная цель диссертационного исследования — анализ проблем правового регулирования трудовых отношений государственных служащих, эффективности соответствующих средств, формулирование предложений по их совершенствованию. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1) исследовать центральные категории законодательства, регулирующего труд государственных служащих, обозначить их роль в правовом регулировании трудовых отношений с государственными служащим, проанализировать их эффективность на проблемах реализации и применения соответствующих норм и с точки зрения реализации принципов государственной службы;

2) установить соотношение нормативных правовых актов о труде и законодательства о государственной службе;

3) определить компетенцию Российской Федерации и субъектов РФ при регулировании трудовых отношений государственных служащих субъектов Российской Федерации;

1 Утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. М., 2001.

2 См.: Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург: УрГЮА. 1997. С.З.

3 Трудовой Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

4) проанализировать эффективность существующих правовых средств при реали- = зации трудо-правового статуса государственных служащих;

5) сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе, практики его применения.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственной службы, регулируемые нормативными правовыми актами о труде (гражданская государственная служба), но при анализе дифференциации регулирования трудовых отношений государственных служащих в отдельных государственных органах будут затронуты особенности трудо-правового статуса иных категорий государственных служащих, а также муниципальных служащих.

Предмет исследования составляют: нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения государственных служащих, трудо-правовой статус государственных служащих, юридические гарантии, правоприменительная практика, учебная и научная литература.

Методы исследования включают в себя общенаучные методы диалектической философии (системный и структурно-функциональный анализ, исторический и логический методы, метод перехода от абстрактного к конкретному, моделирование и др.) и частные (сравнительно-правовой, технико-юридический и др.). Приемы диалектического анализа и синтеза, законы формальной логики, правила лингвистики были основой для выработки научных понятий и определений.

Теоретическую основу исследования составляют научные разработки специалистов различных областей права (трудового, административного, гражданского, конституционного, международного, уголовного, экологического, права социального обеспечения): М.В. Баглая, Д.Н. Бахраха, A.A. Гришковца, Ю.Н. Старило-ва, Ю.А. Тихомирова и др.

Нормативную оснбву диссертации составляют Конституция РФ1, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, акты Президента, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, акты глав исполнительных ор

1 Конституции Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. лит, 1993. ганов государственной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, а также документы Международной Организации Труда.

В работе была использована практика судебных органов Свердловской области, Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, материалы проверок Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, депутатских слушаний Государственной Думы Российской Федерации, опыт ряда зарубежных стран.

Научная новизна исследования. Исследовав законодательство о государственной службе и практику его применения, автор отмечает, что они требуют дальнейшего совершенствования. Основные результаты проведенного исследования, составляющие научную новизну, заключаются в следующем:

• предлагается на законодательном уровне закрепить понятие государственной службы как системы отношений, возникающих при осуществлении государственными служащими профессиональной деятельности по обеспечению полномочий государственных органов (предмет правового регулирования соответствующего законодательства); как формы реализации конституционных прав граждан: права на труд, на равный доступ к государственной службе;

• исследована природа законодательства о государственной службе, его соотношение с нормативными правовыми актами о труде, предложено уточнение соответствующей формулировки в пункте 3 статьи 4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»;

• выявлены проблемы, связанные с дискриминацией прав государственных служащих: права на труд, на равный доступ к государственной службе; проблемы принудительного труда государственных служащих;

• предложена и обоснована необходимость регулирования трудо-правового статуса государственных служащих субъектов Российской Федерации — до принятия соответствующих федеральных законов — федеральными подзаконными нормативными правовыми актами;

• установлены недостатки системного подхода в законодательстве о государственной службе при определении понятия конкурса на замещение государственной должности государственной службы, ведущие к ограничению прав граждан при поступлении на государственную службу;

• дана оценка дополнительных гарантий, предоставляемых государственным служащим при некоторых основаниях прекращения государственной службы; выявлено отсутствие механизма реализации некоторых указанных гарантий;

• предложено на законодательном уровне закрепить институт продления срочного трудового договора на определенный срок с лицами, замещающими государственные должности государственной службы категории «Б»;

• установлена необходимость и возможность внутреннего совместительства государственного служащего; предложена дополнительная льгота для государственного служащего относительно внешнего совместительства; сформулированы конкретные предложения по совершенствованию гарантий государственных служащих, государственных органов, государства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения и содержащиеся в диссертации предложения способствуют более глубокому пониманию правового регулирования трудовых отношений государственных служащих, его места в системе права.

Результаты исследования, связанные с предложениями по совершенствованию законодательства о государственной службе, могут быть использованы нор-мотворческими органами при подготовке нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения государственных служащих. Выводы диссертации могут быть использованы в практике кадровой, юридической работы, при проведении лекционных и практических занятий по курсам: «Трудовое право», «Правовое регулирование труда государственных и муниципальных служащих», на «круглых столах», проводимых в ИППК УрАГС с привлечением практиков государственных органов, органов местного самоуправления. Материалы диссертации могут быть основой учебного пособия «Правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих».

Апробация результатов исследования была осуществлена при проведении учебных занятий: в Уральской академии государственной службы и ее филиалах (в Перми, Челябинске, Магнитогорске, Лангепасе), в Уральском филиале Московской правовой Академии, в Уральском межрегиональном центре обучения персонала Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Материалы диссертации использовались при написании учебного пособия: З.С. Гафаров, С.А. Иванова, В.Ш. Шайхатдинов «Правовое регулирование труда и социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации» (Екатеринбург: УрАГС, 1998), подготовленного авторами по заданию Российской Академии государственной службы (г. Москва); при подготовке электронно-обучающей системы «Правовое регулирование государственной, муниципальной службы» для слушателей ИППК Российской академии государственной службы и ее региональных академий; при подготовке ответов на запросы государственных органов, органов местного самоуправления Уральского региона по проблемам правоприменения законодательства о государственной (муниципальной) службе, в процессе правовой экспертизы проектов федеральных законов (Кодексе государственной службы, «О федеральной государственной службе», «Об отпусках государственных служащих»), законов Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, в подготовке предложений в проекты федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации о государственной службе, в научно-исследовательских проектах между РАГС и УрАГС по проблемам государственной службы.

Основные положения диссертации опубликованы в 13 научных работах.

Наиболее важные научные и практические итоги диссертационного исследования докладывались на международной научно-практической конференции (Екатеринбург, УрАГС, 20-21 ноября 2001 г.), на региональной научно-методической конференции (Челябинск, 24-25 октября 1997 г.), российско-французском (Екатеринбург, 22—26 сентября 1997 г.), французско-российском (Метц, Франция, 1—5 декабря 1997 г.) научно-практических семинарах «Правовое регулирование государственных служащих в России и во Франции», на семинарах, проводимых Администрацией и Правительством Свердловской области по правовым проблемам регулирования трудовых отношений государственных (муниципальных) служащих, на депутатских слушаниях в Думе Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийск, 26 февраля 1997 г.), на региональном совещании руководителей органов юстиции (Челябинск, 11-12 ноября 1999 г.), на заседании Координационного Совета руководителей Департаментов федеральной государственной службы занятости регионов Урала и Западной Сибири (Екатеринбург, 14 июня 2000 г.), на Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ по теме «О практике применения Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и развитии законодательства о государственной службе» (Москва, 16 ноября 2001 г.).

Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных литературных источников и перечня нормативных правовых актов.

УДК 342.922 ББК 67.401

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Воронов Александр Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор (г. Воронеж), Кулакова Надежда Геннадьевна

кандидат юридических наук (г. Воронеж)

Аннотация. В статье анализируются понятия государственных гарантий, гарантий государственных служащих; определяется их значение.

Ключевые слова: государственные гарантии, гарантии государственных служащих, цели и причины предоставления гражданским служащим специализированных государственных гарантий.

Voronov A.A., Kulakova N.G.

(Voronezh)

CONCEPT AND VALUE OF THE STATE GUARANTEES ON CIVIL SERVICE

Права и обязанности гражданского служащего только тогда имеют социальный смысл и значимость, если они обеспечены экономическими и правовыми гарантиями. В гл. 10 и 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сформулированы и зафиксированы данные гарантии .

Для обеспечения социальной и правовой защищенности гражданских служащих, повышения мотивации в эффективном исполнении ими своих должностных обя-

занностей, стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим федеральным законом и иными федеральными законами, гражданским служащим предоставляются государственные гарантии.

Слово гарантия происходит от французского «garantie», что означает ручательство, условие, обеспечивающее что-либо. В качестве гаранта-поручателя высту-

шш —

-?РР- 117-

Берегиня *777 • Сова, 2012, № 2 (13)

пает государство, учреждение или лицо, дающее в чем-либо гарантию .

Энциклопедический социологический словарь определяет социальные гарантии как «материальные и юридические механизмы, обеспечивающие реализацию конституционных, социально-экономических и социально-политических прав» .

Установление для государственных служащих гарантий по сути своей не является привилегией, а является составной частью служебного статуса. Эффективность деятельности государственного служащего по обеспечению конституционных гарантий прав и свобод гражданина России во многом зависит от того, насколько целесообразны, действенны и социально справедливы его личные гарантии.

В рамках системы государственной службы существует несколько подходов к пониманию гарантий. Так, по мнению Д. М. Овсянко, к гарантиям применяются «меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей государственного служащего» .

По мнению Ю. Н. Старилова, гарантии — это «установленные в законодательстве основные положения, характеризующие социально-правовую сторону статуса государственно служащего» . По мнению Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявского, гарантии представляют собой «механизмы защиты и качественного исполнения госслужащими своих прав, должностных обязанностей и являются важнейшими условиями, предпосылкой, факторами, предопределяющими эффективную и нормальную деятельность государственных служащих» . По мнению А. И. Тучи-нова, гарантии государственных служащих — это средства, способы и условия, обеспечивающие предоставление им прав в области социально-трудовых отношений .

Гарантии государственных служащих — это комплекс финансовых, организационных, социальных и стимулирующих мероприятий государства, направленных на обеспечение государственным служащим условий для эффективного исполнения своих обязанностей и закрепление на государственной службе в течение всего периода работы .

Также гарантиями государственного служащего признаются установленные и законодательные средства косвенного административно-правового воздействия на поведение государственного служащего, которые призваны, с одной стороны, обеспечивать материальное благополучие государственного служащего, а с другой, защищать его от внешних посягательств и произвола руководителя государственного органа, содействуя тем самым осуществлению государственным служащим своих должностных прав и обязанностей, а также реализации его прав и обязанностей как гражданина и человека .

Существует еще одно понятие гарантий на государственной службе, данное Охотским Е.В., согласно которому, гарантиями на государственной службе признается

совокупность мер правового, социально-экономического, организационно-управленческого и морально-психологического характера, которые создают благоприятные условия для эффективного исполнения государственной должности, усиливают привлекательность государственной службы, обеспечивают стабильность социального и правового статуса государственного служащего .

И.Н. Панин и Л.В. Вагина считают, что государственные «гарантии государственных служащих — это средства, способы и условия, которые реализуют служебные права и обеспечивают исполнение обязанностей кадрами госслужбы» .

Г.П. Зинченко и A.M. Старостин дают следующее определение гарантий для госслужащих — это «меры, обеспечивающие социально-правовую защищенность госслужащего и членов его семьи, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» . Для сравнения можно привести цитату из Трудового кодекса РФ: «Гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений» . Как следует из приведенных высказываний и положения статьи ТК РФ, все эти определения касаются отдельных частей формулируемого понятия. Ни в научной литературе, ни в законодательных актах формулировки понятия «государственные социальные гарантии государственных служащих» автором не обнаружено. По мнению авторов, понятие «государственные социальные гарантии государственных служащих» нуждается в уточнении и расширении. По этой причине авторы дают свое определение данного понятия. Государственные социальные гарантии государственных служащих — это комплекс финансовых, организационных, социальных и стимулирующих мероприятий государства, направленных на обеспечение государственным служащим условий для эффективного исполнения своих обязанностей и закрепление на государственной службе в течение всего периода работы (соотносимого со стажем, необходимым для назначения государственной пенсии за выслугу лет), а также удовлетворение потребностей государственных служащих и их интересов.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: ученые-юристы единодушны в том, что гарантии являются неотъемлемым элементом специального-правового статуса гражданских служащих. Аналогичной позиции придерживается и законодатель, поскольку закрепляет перечень гарантий государственного гражданского служащего в главе XI Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, которая называется «Государственные гарантии на гражданской службе».

Среди основных принципов построения и функционирования системы государственной службы назван принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечает Г.В. Атаманчук, «в формировании и развитии государственной службы все, что касается ее профессионализма, должно быть поставлено на первое место. И здесь важно осознать, в чем же состоит современное понимание профессионала. Для него мало иметь высшее образование (одно или два) или степени кандидата либо доктора наук. Подобная подготовка есть лишь предпосылка профессионализма в государственной службе. К этому необходимо еще добавлять: комплексное развитие сознания, обеспечивающее государственный подход к любому делу; достаточный политический опыт, формирующий характер и волю; коммуникабельное дарование, благоприятствующее общению с людьми; значительную информационную подготовку, развивающую способности быстро схватывать, систематизировать и оценивать управленческую информацию» .

Без надлежащих усилий со стороны государства принцип профессионализма и компетентности государственных служащих так и останется лишь декларацией. Ведь профессионализм государственных служащих, их служение интересам государства являются целями реформирования системы государственной службы, достижение которых требует выполнения государством целого ряда предварительных условий, позволивших бы привлечь на государственную службу людей, обладающих перечисленными выше качествами. Среди этих условий одним из главных является обеспечение привлекательности государственной службы по сравнению с работой в частном секторе экономики, конкурентоспособности государства как работодателя.

Речь идет о социальной защищенности государственных служащих, сбалансированности установленных для государственного служащего ограничений и предоставляемых ему государственных гарантий, стабильности государственной службы, достойном вознаграждении за службу, поддержании авторитета государственной службы. Только обеспечив корпусу государственных гражданских служащих возможность стать частью формирующегося в Российской Федерации среднего класса, государство будет иметь не только моральное право требовать от них профессионального и честного исполнения своих обязанностей, но и широкую возможность выбора при замещении должностей государственной службы.

Понимание приведенных выше подходов к государственной службе находит отражение и в российском законодательстве. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые перечислены конкретные цели и причины предоставления гражданским служащим специализированных государственных гарантий. В качестве таковых в п. 1 ст. 52 этого закона названы:

1) обеспечение правовой и социальной защищенности гражданских служащих;

2) повышение мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей;

3) укрепление стабильности профессионального состава кадров гражданской службы;

4) компенсация ограничений, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Таким образом, система гарантий на государственной гражданской службе должна выполнять не только задачу компенсации экономических ограничений, налагаемых на государственных служащих, но и задачу привлечения и удержания на государственной службе профессионалов. Как отмечал В.В. Лазарев, для наиболее эффективного выполнения обязанностей, в которых заинтересовано общество и государство, устанавливаются меры поощрения, необходимые для того, чтобы стимулировать подобное осуществление путем обещания за данные постоянные социально полезные действия соответствующих благ, ценностей .

Примечания:

1. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008) // СПС КонсультантПлюс.

3. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. 1995. — С. 109.

4. Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации. — М., 1996. — С. 93.

5. Старилов, Ю.Н. Служебное право. — М., 1996. — С. 344.

6. Габричидзе, Б.Н., Чернявский, А.Г. Служебное право. — М.,

2003. — С. 195.

7. Управление персоналом: Учебник / Общ. Ред. А.И. Турчи-нова. М.: Изд-во РАГС, 2003.

10. Охотский, Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации / // Государство и право. — 2003. — № 9.

12. Государственная кадровая политика, Ростов-н/ Д.: СКАГС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *