ФЗ об оперативно

  • автор:

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 N 101-ФЗ,
от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 05.01.1999 N 6-ФЗ,
от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,
от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Преамбула всегда предшествует статье нормативного акта, это свойство раскрывает этимологическое значение данного слова. Большая часть законов РФ содержит преамбулу, разъясняя суть и специфику принятого нормативно-правового акта. По сути, в преамбуле не содержится норм права, общеобязательных для определенной категории лиц. В преамбуле в доступной форме сформулирована суть содержащихся и раскрываемых далее в законе понятий.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
Комментарий к статье 1
1. Комментируемая статья определяет оперативно-розыскную деятельность (ОРД) как разновидность социально полезной юридической деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации правоохранительной функции государства.
2. Отдельной особенностью проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, является то, что правом на их проведения обладает определенный круг лиц (органов), перечень которых определен настоящим Законом (см. комментарий к ст. 13).
Своим назначением оперативно-розыскная деятельность (независимо от субъекта) преследует единственную цель — это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
3. Необходимо не путать и разграничивать оперативно-розыскную деятельность с уголовно-процессуальной деятельностью. При их сходстве они имеют ряд существенных различий. Самая главная из них — уголовно-процессуальная деятельность (порядок проведения отдельных следственных действий, круг субъектов, наделенных правом на ее осуществление) строго регламентирована УПК РФ. Другое существенное различие — информация, сведения, полученные в результате следственных действий (при соблюдении порядка по ее собиранию и закреплению), имеют доказательственное значение, в результате оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены лишь фактические данные, не имеющие доказательственного значения.
4. ОРД следует отличать от разведывательной деятельности российских спецслужб. В Федеральном законе «О внешней разведке» понятие разведывательной деятельности определяется как «системное применение специальных сил, средств и методов с целью получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций, (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности России». Исходя из данного понятия, можно сделать вывод, что разведывательная деятельность осуществляется в основном за пределами РФ, сторонами данных отношений выступают иностранные государства с одной стороны и РФ — с другой.
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 143.
В самом понятии ОРД определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами — гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимой ОРМ должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содействующие проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предоставленные комментируемым Законом, негласным путем. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений, органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. Обладая иным подходом в данной ситуации, было бы практически невозможно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для совершивших преступления в завуалированной форме.
5. Проведение оперативными подразделениями ОРД ограничивается их полномочиями. Полномочие представляет собой право оперативно-розыскного органа на осуществление ОРМ, а также принятие соответствующих юридически значимых решений. Некоторые полномочия оперативного подразделения определены отдельными нормативно-правовыми актами, в которых установлена компетенция ОВД (см. п. 16 ст. 11 Закона о милиции) , ФСБ , частных детективных агентств и других правоохранительных органов и подразделений.
———————————
См.: Закон РФ «О милиции» от 18.04.91 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22.04.91. N 16. Ст. 503.
См.: ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности» от 03.04.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.
См.: Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.92 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 23.04.92. N 17. Ст. 888.
6. Среди объектов защиты при проведении ОРМ законодатель в первую очередь поставил интересы человека и гражданина, признав их высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Ведь именно в защите человека от преступных посягательств с помощью ОРМ выполняется конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ).
Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
Комментарий к статье 2
1. Перечисленные задачи взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.
В настоящей редакции Закона, в связи с изменившимися жизненными реалиями, перечень задач несколько расширен по сравнению с предшествующим Законом об ОРД . В их число вошло обеспечение государственной, военной, экологической, экономической безопасности Российской Федерации.
———————————
См.: Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» от 13.03.92 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. N 17. Ст. 892.
Активно развивающаяся промышленность и ее негативные последствия для окружающей среды, а впоследствии и для человека ставят не на последнее место экологические преступления, объединяющие деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность страны. Экологические преступления нередко носят транснациональный, пограничный характер, поэтому ОРД призван сыграть важную роль в выполнении органами внутренних дел своих обязанностей по охране окружающей среды. Говоря о преступлениях в сфере экономики, следует иметь в виду систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества. Осуществление ОРД органами внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики позволяет эффективно решать задачу обеспечения экономической безопасности государства.
2. Деятельность по предупреждению совершения преступлений носит превентивный (предупреждающий) характер. Такое предупреждение «социально неустойчивых» лиц происходит посредством использования комплекса мероприятий профилактического характера. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения и иных мер государственного принуждения (см. гл. 14 УПК РФ). Таким образом, ставится цель по предотвращению общественно опасного деяния еще до момента фактического выполнения его объективной стороны (либо приготовления и покушения ).
———————————
См.: ч. 2 ст. 30 УК РФ.
Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших — важнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.
Выявление преступлений состоит в установлении, обнаружении общественно опасных деяний, а также лиц, их совершающих, с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов.
Пресечение, как правило, предполагает активные действия оперативных работников и состоит в лишении лица реальной возможности продолжить совершение противоправного деяния.
3. Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания принять все меры к установлению лиц, совершивших преступления.
В данном случае появляется реальная возможность с помощью оперативно-розыскной деятельности обеспечить соответствующей информацией государственные органы, производящие предварительное расследование. Практически это проявляется в том, что оперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая обстоятельства преступления, получая фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, добывая информацию, передают ее следователю либо дознавателю для дальнейшего использования в ходе расследования.
Важен тот факт, что в ходе оперативно-розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие при надлежащем оформлении и закреплении получение практически всех видов доказательств.
4. Организационные основы раскрытия преступлений представляют собой комплекс мер по созданию условий, необходимых для эффективного проведения оперативно-розыскных мер. В число этих мер входят обеспечение оперативно-тактической готовности органов внутренних дел к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях; организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений; осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативных учетах. В Приказе МВД России от 07.06.95 N 213 «О принятии на вооружение специальных технических средств» содержится развернутый перечень специальных технических средств, принятых на вооружение в целях улучшения материально-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
В приложении N 1 к вышеупомянутому Приказу дан перечень вновь разработанных специальных технических средств, принимаемых на вооружение органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, среди которых:
— оперативная техника (страховочный «Тросик», лазерный имитатор стрельбы и поражения «Нора», коллиматорный прицел «Нить-А», унифицированная химическая ловушка «Керн», фотографический комплекс для дежурных частей милиции «ДК-4» и проч.);
— криминалистическая техника (прибор для экспресс-анализа содержания драгоценных металлов в изделиях «Капля» (ДМ-1), преобразователь напряжения для автономного питания фотовспышки «Розетка», переходный блок автономного питания «Резон» и т.д.);
— технические средства охраны;
— средства связи (абонентская возимая радиостанция ОВЧ диапазона комплекса «Сапфир» АВР-2, усилитель мощности для возимых и стационарных радиостанций «Сапфир-УМ-В/С», носимая радиостанция «Сапфир-Н», носимая радиостанция «ВЭЛС-301» и др.);
— средства для проведения криминалистических исследований;
— специальный автотранспорт (оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента УАЗ 3741-АЗМ, оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента ЗИЛ 130-АЗС (северное исполнение) «Айсберг», оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента ЗИЛ 130Г-АЗМ «Армада», оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента УРАЛ 43202-АЗМ «Армада», оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента УАЗ 3741-АЗС (северное исполнение) «Атом», оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента КАВЗ 3976-АЗ «Арба», оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента ГАЗ 66-АЗМ1 (2, 3) «Абажур» и проч.);
— поисковая техника специального назначения (сканирующий приемник «Пихта-М», индикатор излучения ВЧ и СВЧ диапазонов «Папоротник», портативный широкополосный индикаторный приемник для оперативного выявления радиозакладных устройств в помещениях в диапазоне 20 — 1500 МГц «Поиск-М1», портативное устройство для скрытого обнаружения звукозаписывающих устройств «Пульсар-М», портативное устройство для выявления скрытых радиотехнических средств «Переход» и др.);
— техника защиты информации (телефонный маскиратор «Панорама», маскиратор текстовой информации «Пирамида», устройство защиты помещений от подслушивания «Порог-М», система звукоусиления в специальном (защищенном) исполнении «Пелена СЗУ» и др.);
— специальное снаряжение.
Приложение N 2 содержит перечень образцов изделий, подлежащих поставке в МВД, УВД в 1995 г:
— система телевизионная спектральная ТСС-2;
— система телевизионная спектральная ТСС-3;
— индикатор комбинирования «Знак»;
— установка видеопереговорная ВУ-6;
— макроскопы телевизионные сравнительные ТСМ-1;
— установка рентгенотелевизионная «Экспресс-2М»;
— камера телевизионная передающая (черно-белая) КТП-144;
— устройство заряда никель-кадмиевых герметичных аккумуляторов «Джоуль»;
— малогабаритная телевизионная камера КТП-134 и иные устройства.
5. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых лиц и их задержание.
По масштабу розыскных действий розыск делится:
1) на местный розыск, который ведется на территории одного субъекта Федерации;
2) на всероссийский розыск, он проводится на территории нескольких регионов или на территории всей страны;
3) на международный розыск, который осуществляется с

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит данной нормы и не позволяет соблюсти конфиденциальность при проведении закупок товаров, работ, услуг в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности и реализовать право руководителей федеральных органов исполнительной власти, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, на определение порядка расходования ассигнований, выделенных на оперативно-розыскную деятельность. Закрытые способы также не позволяют оперативно осуществить размещения заказов в связи с длительностью процедур согласования и отсутствием необходимых лицензий на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, у участников размещения заказов.

Проектом предусматривается наделить руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», правом устанавливать перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Помимо этого, поставленная продукция должна пройти обязательную независимую экспертизу. В целях устранения повышения уровня безопасности оперативно-розыскной деятельности законопроектом предлагается установить возможность закупки товаров, работ или услуг в целях обеспечения оперативно-розыскной деятельности у единственного поставщика, исключив обязательную независимую экспертизу таких товаров, работ или услуг, в силу уникальности изделий и отсутствия вне оперативно-розыскных органов лиц, обладающих специальными познаниями в указанной области.

Последнее обновление: 12 ноября 2015, 16:37

УДК 343.13

НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ РУМЯНЦЕВ,

доктор юридических наук, заместитель начальника института, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: yakoksana.1977@mail.ru

ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Для цитирования

Аннотация. В статье рассматриваются понятие, признаки, виды, правила проведения оперативного эксперимента как оперативно-розыскного мероприятия. Анализ оперативно-розыскной практики и научных источников позволил сделать вывод о том, что функциональная сторона оперативного эксперимента включает в себя:

конспиративные действия по созданию и (или) обеспечению контроля специальных условий, необходимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления;

введение в заблуждение лица, в отношении которого проводится оперативный эксперимент, в оценке интересующих его условий;

зашифрованный негласный контроль (наблюдение и т. п.) за поведением объекта оперативной заинтересованности, а также созданными предметами для преступных посягательств в целях недопущения их порчи или утраты;

установление и фиксация с помощью оперативно-технических средств противоправных намерений лица, обоснованно подозреваемого в подготовке или совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений;

создание опытных условий для воспроизведения различных событий, обстановки, имеющих значение для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, оперативный эксперимент.

В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) оперативный эксперимент включен в число опера -тивно-розыскных мероприятий (п. 14 ч. 1 ст. 6) .

На первый взгляд постановка вопроса о понятии оперативного эксперимента может оказаться запоздалой, так как в юридической литературе имеются довольно обстоятельные формулировки этого понятия. Однако обращение к литературным источникам показывает, что за более чем 20-летний период законодательного закрепления оперативного

© Румянцев Н. В., 2018

эксперимента все еще остается значительная «пестрота», а нередко и противоречивость в публикациях по данному вопросу, порой запутывающих истинное понимание этого сложнейшего и весьма острого оперативно-розыскного мероприятия (далее — ОРМ). Все это не может не влиять отрицательно на практику оперативно-розыскной деятельности (далее -ОРД), поэтому не вызывает малейшего сомнения то обстоятельство, что устранение раз -ногласий в трактовке указанного понятия не является второстепенным вопросом, а представляет собой одну из задач теории и имеет важное практическое значение.

Анализ признаков оперативного эксперимента позволяет сделать вывод о том, что его проведение при решении задач ОРД включает в себя:

моделирование (создание) определенных условий, обеспечивающих документирование подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления; обеспечение оперативного контроля за этими условиями;

создание обстановки, максимально приближенной к реальности, вызывающей определенное событие;

воспроизведение события под оперативным контролем с вовлечением лица, в отношении которого имеются данные о подготовке, совершении или совершенном преступлении средней тяжести, тяжком или особо тяжком преступлении;

определение намерений и действий объектов оперативной проверки за счет создания условий, позволяющих выявить их преступные намерения и действия.

Для формулирования дефиниции оперативного эксперимента раскроем его содержание: объект, цель, функциональную сторону, субъект.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД проведение оперативного эксперимента допускается в целях выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления. Другими словами, объектом оперативного эксперимента выступает изучаемое или проверяемое лицо, в отношении которого имеются оперативные данные о его противоправной деятельности.

В оперативно-розыскной практике возникают ситуации, связанные с искусственным воспроизведением определенной обстановки. В этом случае объектом негласного изучения в ходе оперативного эксперимента выступают не поведение или поступки объекта оперативной заинтересованности, а различные обстоятельства или возможность совершения тех или иных действий (например, возможность услышать те или иные сведения или увидеть конкретные действия, воспринятые лицом как преступные).

Анализ оперативно-розыскной практики и научных источников, посвященных оперативному эксперименту, позволяет сделать вывод о том, что функциональная сторона оперативного эксперимента включает в себя:

конспиративные действия по созданию и (или) обеспечению контроля специальных условий, необходимых для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления;

введение в заблуждение лица, в отношении которого проводится оперативный эксперимент, в оценке интересующих его условий;

зашифрованный негласный контроль (наблюдение и т. п.) за поведением объекта оперативной заинтересованности, а также созданными предметами для преступных посягательств в целях недопущения их порчи или утраты;

установление и фиксация с помощью оперативно-технических средств противоправных намерений лица, обоснованно подозреваемого в подготовке или совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений;

создание опытных условий для воспроизведения различных событий, обстановки, имеющих значение для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оперативный эксперимент проводится сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости в установленном порядке сотрудников иных подразделений оперативно-розыскных органов, а также иных лиц при согласии их участия в проведении оперативного эксперимента. Так, по делам о вымогательстве взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ) или коммерческом подкупе (п. «б» ч. 7 ст. 204 УК РФ) в оперативном эксперименте может участвовать лицо, в отношении которого имели место вымогательство дачи взятки или коммерческий подкуп.

Накопленный практический опыт позволяет выделить нам три вида оперативного эксперимента в зависимости от оперативно-тактической задачи (цели) его проведения:

1) выявление неизвестных преступников, совершающих преступления, в частности многоэпизодные. Суть этого вида оперативного эксперимента заключается в использо -вании специально подготовленных контролируемых объектов (предметов), аналогичных тем, на которые обычно покушаются преступники. Так называемые ловушки, приманки создаются в местах наиболее частого совершения преступлений. Например, по делам о кражах автомототранспорта применяются «автомашины-ловушки» на автостоянках и в иных местах возможного совершения преступления.

Оперативно-тактические задачи, решаемые проведением этого вида оперативного эксперимента, могут заключаться в следующем: выявление и установление неизвестных лиц, подготавливающих или совершающих пеступления; выявление их преступных намерений; задержание с поличным при приготовлении к преступлению или при покушении на преступление;

2) документирование и задержание с поличным известных лиц, в отношении которых уже есть обоснованные подозрения в подготовке или совершении преступлений. Чаще всего этот вид оперативного эксперимента осуществляется по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе, а также по преступлениям, связанным с незаконным изготовлением огнестрельного оружия и прочими предметами, оборот которых ограничен или запрещен. Проведение этого вида оперативного эксперимента предполагает решение следующих оперативно-тактических задач:

проверка выдвигаемых оперативных версий на причастность определенного лица к конкретным событиям криминального характера;

установление обстоятельств совершаемых преступлений; задержание подозреваемого лица с поличным в момент покушения на преступление и изъятие предметов, орудий и средств совершения преступления;

3) так называемый опосредованный (или модельный) оперативный эксперимент — необходимость его проведения возникает в силу различных обстоятельств. Оперативно-тактические задачи, решаемые проведением этого вида оперативного эксперимента, могут заключаться: в возможности восприятия конкретного события при соответствующих условиях, о которых сообщалось в ранее полученной информации; установлении надежности источников получения такой информации; возможности зафиксировать те или иные действия в этих условиях; установлении возможной дезинформации со стороны источников получения таких сведений и т. п.

Как видно, по своему содержанию, механизму проведения оперативные эксперименты во многом схожи со следственными экспериментами, проводимыми на стадии предварительного расследования для проверки различных следственных версий, возникающих в ходе расследования. Однако они существенно различаются от них составом участни —

ков эксперимента, оформлением полученных результатов, степенью доказательности их использования в уголовном процессе.

На основании изложенного можно сформулировать следующее понятие оперативного эксперимента: скрытое создание обстановки, условия которой способствуют проявлению преступных намерений оказавшихся под наблюдением лиц, либо воспроизведение события под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, а также установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших задержания с поличным.

К сожалению, негативные факты, связанные с провокационными действиями в ходе проведения оперативного эксперимента, имеют место в практике работы отдельных оперативных сотрудников. В связи с этим можно сформулировать следующие правила (рекомендации), обеспечивающие правомерное проведение оперативного эксперимента: для проведения оперативного эксперимента должны быть достаточные основания. В частности, оперативные сотрудники должны располагать конкретными и объективными фактическими данными, свидетельствующими о незаконной деятельности лица, в отношении которого планируется провести данное ОРМ. Соответствующая информация должна быть проверяема. Следует закрепить эти данные, что позволит в будущем признать их доказательствами по уголовному делу;

до проведения оперативного эксперимента целесообразно проведение иных ОРМ (наведение справок, наблюдение и др.), подтверждающих подозрения о причастности определенного лица к преступной деятельности;

объект ОРД, в отношении которого имеется достоверная информация относительно его причастности к преступной деятельности, должен иметь возможность проявить себя в определенной обстановке;

умысел на совершение противоправных действий у лица, в отношении которого планируется оперативный эксперимент, формируется независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений. Иными словами, инициатива подготовки или совершения преступления должна исходить только от объекта оперативной заинтересованности;

условия проведения оперативного эксперимента должны восприниматься указанным лицом как очевидные и способствовать выявлению и фиксации с помощью специальных технических средств его противоправных намерений;

в ходе проведения оперативного эксперимента недопустимо подстрекательство, в том числе психологическое давление, направленное на принуждение в любых формах проверяемых лиц совершить преступление;

условия проведения оперативного эксперимента должны оставлять свободу выбора между преступным и правомерным поведением лицу, подозреваемому в подготовке или совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления;

условия проведения оперативного эксперимента должны исключать опасность для жизни и здоровья объекта ОРД и отдельных лиц, привлеченных с их согласия к участию в оперативном эксперименте, не должны унижать честь и достоинство, быть оскорбительными для участников оперативного эксперимента.

Библиографический список

1. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // Российская газета. 1995. 18 авг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *