ФЗ о социальном страховании

  • автор:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Принят Государственной Думой 2 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. (В редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 348-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; (В редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 348-ФЗ)

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

2. Настоящий Федеральный закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае причинения вреда жизни и здоровью застрахованного обеспечение по страхованию осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от возмещения вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 226-ФЗ)

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного настоящим Федеральным законом, осуществлять за счет собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно):

продление установленных настоящим Федеральным законом сроков уплаты страховых взносов;

продление сроков представления в территориальные органы страховщика расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) иных документов;

продление сроков направления и исполнения требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также сроков принятия решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов;

дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, изменение порядка и условий ее предоставления;

основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов;

основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в территориальные органы страховщика расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) иных документов (сведений).

(Часть введена — Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ)

Правоотношения, возникающие в период действия нормативных правовых актов, указанных в части третьей настоящей статьи, регулируются законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом особенностей, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами. (Часть введена — Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

субъекты страхования — застрахованный, страхователь, страховщик;

застрахованный:

физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности;

страхователь — юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;

страховой случай — подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию; (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 394-ФЗ)

несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть; (В редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 348-ФЗ)

профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть; (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 394-ФЗ)

страховой взнос — обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику;

страховой тариф — ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 201 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 348-ФЗ)

обеспечение по страхованию — страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом;

профессиональный риск — вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях; (В редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 348-ФЗ)

класс профессионального риска — уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 152-ФЗ)

профессиональная трудоспособность — способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества;

степень утраты профессиональной трудоспособности — выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая;

заработок застрахованного — все виды выплат и иных вознаграждений (как по основному месту работы, так и по совместительству), начисленных в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 201 настоящего Федерального закона. (Абзац введен — Федеральный закон от 08.12.2010 № 348-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 394-ФЗ)

Статья 4. Основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

Статья 5. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; (В редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 348-ФЗ)

физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 394-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Статья 6. Регистрация и снятие с учета страхователей

(Наименование в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

1. Регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика:

1) страхователей — юридических лиц в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления страховщику федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 486-ФЗ)

2) страхователей — юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

3) страхователей — физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, по месту жительства страхователя на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников;

4) страхователей — физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, по месту жительства страхователя на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения указанного договора.

2. Документ, подтверждающий факт регистрации страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и документ о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы которых устанавливаются страховщиком, направляются территориальным органом страховщика страхователю с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, содержащемуся в составе сведений единого государственного реестра юридических лиц (при указании адреса электронной почты в заявлении о государственной регистрации), представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в территориальные органы страховщика. Получение в письменной форме на бумажном носителе подтверждения факта данной регистрации и сведений о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не является обязательным для страхователя. Такие документы выдаются по соответствующему запросу страхователя территориальным органом страховщика в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 486-ФЗ)

3. Снятие с учета страхователей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика:

1) страхователей — юридических лиц в срок не позднее пяти рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 486-ФЗ)

2) страхователей — юридических лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в срок не позднее 14 рабочих дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета (в случае ликвидации обособленного подразделения, либо закрытия страхователем — юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации), открытого для совершения операций обособленным подразделением, либо прекращения полномочий обособленного подразделения по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц) по месту нахождения такого обособленного подразделения; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 486-ФЗ)

3) страхователей — физических лиц, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, в срок не позднее 14 рабочих дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета (в случае прекращения трудового договора с последним из принятых работников);

4) страхователей — физических лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, в срок не позднее 14 рабочих дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета (в случае расторжения либо окончания срока действия гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа при условии отсутствия трудового договора с принимаемым страхователем работником).

4. Заявления о регистрации в качестве страхователя и заявления о снятии с учета страхователей, указанных в подпунктах 2 — 4 пункта 1 настоящей статьи, подаются на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

5. Порядок регистрации и снятия с учета страхователей, указанных в подпунктах 2 — 4 пункта 1 настоящей статьи, а также формы документов, которые используются территориальными органами страховщика при регистрации и снятии с учета страхователей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

27.10.2020 Просмотров: 3491

С 1 января 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования, а также Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

ПФР осуществляет администрирование страховых платежей на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Администрирование взносов на обязательное социальное страхование осталось за Фондом социального страхования Российской Федерации.

Администрирование включает в себя учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.

Страховые взносы уплачиваются ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом. В случае если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Начисленные, но не уплаченные до 15 числа страховые взносы признаются недоимкой.

Тарифы страховых взносов

В 2010 году страховые взносы уплачиваются страхователями по единой ставке с фонда оплаты труда, не превышающего 415 000 руб. в год на одного работника. Свыше этой суммы заработок не страхуется, то есть страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение страховых взносов применяется по каждой организации отдельно.

В 2010 году совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составляет 26%, из них в Пенсионный фонд Российской Федерации — 20% от базы для начисления страховых взносов.

Отдельные категории плательщиков в 2010 году применяют пониженный тариф для уплаты страховых взносов. Это касается, в частности, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения либо уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения инвалидам I, II или III группы.

Весь перечень плательщиков, применяющих пониженный тариф для уплаты страховых взносов, Вы можете посмотреть в ст. 57 Федерального закона 212-ФЗ, а также на сайте ПФР.

Для этих категорий страхователей пониженные тарифы страховых платежей на обязательное пенсионное страхование будут постепенно повышаться в течение переходного периода с 2011 по 2015 год.

С 2011 года законом установлены следующие тарифы страховых взносов:

Более подробную информацию по уплате страховых взносов, а также по формам и правилам отчетности можно узнать на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации www.pfrf.ru в специальном разделе «Работодателям».

Дата изменения: 11.11.2010 11:42:27
Количество показов: 3491

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г. и 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 413-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 493-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 30 сентября 2015 г. N 273-ФЗ

Действие части второй статьи 21 было приостановлено до 1 января 2016 г. в части внесения Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона об установлении страховых тарифов на плановый период

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 300-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 348-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 295-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ

Действие пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона приостановлено на 2006 год в части определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ

Действие пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона приостановлено на 2005 год в части определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 166-ФЗ

Действие пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона приостановлено на 2004 год в части определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2003 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 февраля 2003 г. N 25-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона, было приостановлено на 2003 год

Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ

Установлено, что в 2002 году подпункт 5 пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона не применяется

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2002 г.

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 10-ФЗ

Действие статьи 22 настоящего Федерального закона приостановлено на 2000 год в части, касающейся установления страхователю скидки или надбавки к страховому тарифу

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Обязанности работодателя по отношению к работнику в сфере обеспечения его пенсионных прав

Безусловно, пенсионные и страховые права работников важны не менее, а в какой-то степени и более, чем права трудовые. Именно поэтому им отдается большой раздел современного российского законодательства. Если рассматривать данные правоотношения со стороны работника, то едва ли не самым важным при этом будет вопрос о существующих данной сфере обязанностях работодателя.

Для анализа рассматриваемых правоотношений необходимо определить, что же такое социальное страхование и кто является его субъектами.

Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Социальное страхование в Российской Федерации представлено несколькими направлениями:

— непосредственно социальное страхование — э то часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам

— пенсионное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного обеспечения.

— медицинское страхование — часть государственного социального страхования, обеспечивающая всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования

При этом, независимо от вида страхования, обязанности работодателя по отчислению взносов в специализированные фонды примерно одинаковы и включают в себя:

• встать на учет и сняться с учета у страховщика;

• уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;

• представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;

• вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные сроки отчетность по установленной форме;

• предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования;

• выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе за счет собственных средств

• информировать застрахованных лиц о произведенных отчислениях, передавать иную информацию, право на получение которой застрахованными лицами предусмотрено законодательством о конкретных видах страхования.

Естественно, для того, чтобы требовать от работодателя исполнения его непосредственных обязанностей, необходимо знать, где они отражены законодательно, в противном случае вы лишаетесь возможности грамотно оперировать своими правами.

Согласно ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», ст. 9 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ», п. 2 ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать соответствующие страховые взносы и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в соответствующие бюджеты.

Естественно, для того, чтобы данная обязанность выполнялась работодателем надлежащим образом, необходим механизм, предусматривающий возможность контроля деятельности работодателя по полному и своевременному отчислению взносов.

В большинстве своем, этот контроль представлен со стороны профсоюзов, как представителей работников, напрямую заинтересованных в соблюдении законодательства. Так, например, статья 19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Для этого профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения. Аналогичные нормы, касающиеся прав конкретных работников, содержаться и в специальных страховых законах: ч. 6 ст. 13 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Однако контроль может быть представлен не только со стороны работников и их объединений, но и со стороны правоохранительных органов. Так, согласно ст. 2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации”, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, прокуратура Российской Федерации осуществляет:

— надзор за исполнением законов …руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина …а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Однако для осуществления должного контроля за деятельностью работодателя по перечислению взносов со стороны профсоюзов и отдельных работников необходимо обладать определенным комплексом прав, предоставляющих возможность знакомиться с деятельностью работодателя для выявления нарушений законодательства.

Рассматриваемое право закреплено в ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» и ч. 4 ст. 10 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Данные положения содержат информацию о правах застрахованных лиц на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей, в частности, информации о начислении страховых взносов. Аналогичное право профсоюзов закреплено в ч. 1 ст. 17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Таким образом, для обеспечения контроля за деятельностью работодателя по отчислению за работников страховых взносов, необходимо грамотно оперировать предоставленными Законами правами. При этом неоценимую помощь в борьбе с «незаконопослушным» работодателем могут оказать правоохранительные органы в лице прокуратуры.

Юрист Горлатов А.Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *