ФЗ 44 регулирует отношения направленные на обеспечение

  • автор:

Документы

Статистика по документам и выполнению поручений

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 2010 г. № 215

МОСКВА

Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора).

2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, организовать подготовку докладов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2018 № 1182)

3. Реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных им организаций и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства

Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 5 апреля 2010 г. № 215

ПРАВИЛАподготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)

1. Настоящие Правила определяют порядок подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) и представления их в Министерство экономического развития Российской Федерации (далее — доклады).

2. Доклады подготавливаются ежегодно по итогам своей деятельности:

а) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории субъекта Российской Федерации, в части осуществления полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации, а также в части осуществления полномочий субъектов Российской Федерации и полномочий органов местного самоуправления, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации; (С 1 июля 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 414)

в) органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории муниципального образования, в части осуществления полномочий субъекта Российской Федерации, переданных органам местного самоуправления, а также уполномоченными на осуществление муниципального контроля; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 225)

г) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», уполномоченной на осуществление государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2018 № 1182)

3. В доклады включаются сведения об организации и проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за отчетный год отдельно по каждому виду государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и его эффективности согласно приложению № 1 по следующим разделам: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 185; от 25.02.2014 № 145; с 1 июля 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 414)

а) состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности;

б) организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

в) финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

г) проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

д) действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений;

е) анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

ж) выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

4. Сведения, включенные в доклад, должны соответствовать данным, содержащимся в форме федерального статистического наблюдения об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 1149)

При подготовке доклада могут использоваться данные социологических и иных опросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проводятся проверки и контрольные закупки, а также данные, полученные в результате обобщения, анализа и сравнения данных этих опросов со сведениями из единого реестра проверок и размещенные в автоматизированной информационной системе «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2019 № 1393)

5. Порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов, устанавливается органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, с учетом методики проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля согласно приложению № 2. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 185)

6. Доклады подписываются руководителями федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Сводные доклады подписываются руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за подготовку в установленном порядке сводных докладов об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2018 № 1182)

Органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории муниципального образования, в части осуществления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, переданных органам местного самоуправления, а также органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, в срок, устанавливаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным годом, представляют доклады в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за подготовку в установленном порядке сводных докладов об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также на осуществление полномочий органов местного самоуправления, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в срок, устанавливаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным годом, представляют доклады в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за подготовку в установленном порядке сводных докладов об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Доклады представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за подготовку в установленном порядке сводных докладов об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление».

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственные за подготовку в установленном порядке сводных докладов об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, представляют в Министерство экономического развития Российской Федерации:

сводный доклад об осуществлении на территории субъекта Российской Федерации регионального государственного контроля (надзора) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с указанием в нем сведений по отдельным видам осуществляемого регионального государственного контроля (надзора);

сводный доклад об осуществлении на территории субъекта Российской Федерации муниципального контроля уполномоченными органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с указанием в нем сведений по отдельным видам осуществляемого муниципального контроля.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории субъекта Российской Федерации, в части осуществления полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации, до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, представляют доклад об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) соответствующему федеральному органу исполнительной власти.

Доклады представляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление».

Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), представляют в Министерство экономического развития Российской Федерации: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2018 № 1182)

доклад о государственном контроле (надзоре), осуществляемом непосредственно федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», с указанием в нем сведений по отдельным видам такого контроля (надзора); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2018 № 1182)

доклады о государственном контроле (надзоре) отдельно по каждому виду такого контроля (надзора), полномочие по осуществлению которого передано субъектам Российской Федерации;

пояснительную записку отдельно к каждому докладу об осуществлении государственного контроля (надзора), полномочие по осуществлению которого передано субъектам Российской Федерации, с приложением перечня органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не представивших в федеральный орган исполнительной власти доклады об осуществлении государственного контроля (надзора), полномочие по осуществлению которого передано субъектам Российской Федерации.

Доклады представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление».

(С 1 июля 2018 г. пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 414)

7. Министерство экономического развития Российской Федерации подготавливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство Российской Федерации до 1 июня года, следующего за отчетным годом. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 1149)

8. Сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2018 № 1182)

_____________

Приложение № 1к Правилам подготовки докладов обосуществлении государственногоконтроля (надзора), муниципальногоконтроля в соответствующих сферахдеятельности и об эффективноститакого контроля (надзора)

ПЕРЕЧЕНЬ сведений, включаемых в доклады об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля

1. В разделе «Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности» — данные анализа нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе возможности их исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности, а также сведения об опубликовании указанных нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов в свободном доступе на официальном сайте контрольного органа в сети Интернет. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 225; с 1 июля 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 414)

2. В разделе «Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля»:

а) сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

б) перечень и описание видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля; (С 1 июля 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 414)

в) наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля; (С 1 июля 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 414)

г) информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении соответствующих видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия; (С 1 июля 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 414)

д) сведения о выполнении отдельных функций при осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля подведомственными органам государственной власти и органам местного самоуправления организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации выполняют такие функции; (С 1 июля 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 414)

е) сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 185)

3. В разделе «Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в том числе в динамике (по полугодиям): (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 225)

а) сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (планируемое и фактическое выделение бюджетных средств, расходование бюджетных средств, в том числе в расчете на объем исполненных в отчетный период контрольных функций);

б) данные о штатной численности работников органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности;

в) сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации;

г) данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю;

д) численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю.

4. В разделе «Проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля»:

а) сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по соответствующим сферам деятельности, в том числе в динамике (по полугодиям); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 225)

б) сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 225)

в) сведения о случаях причинения ю

Что известно о коронавирусе в России на 5 апреля 2020 года

Пандемия коронавируса нового штамма COVID-19 все более активно распространяется по нашей планете, включая, к сожалению, и Российскую Федерацию. Согласно данным ежедневной сводки, в нашей стране количество возникновения новых случаев и летальных исходов от данного заболевания продолжает увеличиваться. Отечественные власти вводят адекватные меры по противодействию заражению, однако коронавирус продолжает распространяться по стране.

На текущее воскресенье в нашем государстве официально зафиксировано 4 731 случай заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 на территории семидесяти восьми регионов. При этом официально известно о сорока трех случаях летальных исходах при данном заболевании. В то же время 333 россиянина сумели успешно побороть коронавирус. На сегодняшний день больше всего случаев заражения зафиксировано в столице России (3357 случаев), а также столичной области (260) и Санкт-Петербурге (171). На протяжении последних двадцати четырех часов в России зафиксировали пятьсот восемьдесят два новых случая заражения на территории тридцати двух регионов нашего государства.

Читайте все самые свежие новости, советы и мнения экспертов про коронавирус COVID-19 по этой ссылке https://pronedra.ru/tags/koronavirusy.

Все новости о коронавирусе в России на сегодня, 5 апреля

Согласно официальной информации, коронавирус выявлен еще у 582 граждан нашей страны. При этом динамика прироста в отношении к предыдущим дням является отрицательной, однако Российская Федерация все ближе к показателю пяти тысяч подтвержденных случаев заражения коронавирусной инфекцией.

Актуальная подборка новостей на сейчас:

  • Глава столичной скорой помощи Николай Плавунов может быть зараженным коронавирусом, на текущий момент он находится на самоизоляции в своем рабочем кабинете.
  • Режим самоизоляции на сегодняшний день пока не введен в шести регионах нашего государства, а именно на Чукотке, Ненецком автономном округе, Орловской, Тульской, Тверской и Ярославской областях. Остальные объекты в разных формах строгости ввели самоизоляцию или карантин.
  • Российская столица в самой высокой группе риска по распространению коронавирусной инфекции. Данную информацию подтверждает столичный градоначальник Сергей Собянин. Чиновник считает, что такая ситуация в Москве возникла потому, что многие люди пребывали в Москве после приезда из-за рубежа.
  • Согласно оперативным данным сайта стопкоронавирус.рф, в нашей стране провели более 639 тысячи тестов на коронавирус. Согласно новому постановлению главного санврача России Анны Поповой, прохождение данного теста обязательно для всех граждан, которые вернулись из-за границы и у них проявляются симптомы ОРВИ, а также для лиц, возраст которых свыше 65 лет и у них проявляются симптомы возможного заражения коронавирусом.
  • В период самоизоляции по причине коронавируса жителям столичной области не запрещается воспользоваться своим личным транспортом для поездки в ближайший магазин. Данная информация есть в указе губернатора области Андрея Воробьева. При этом в документе отсутствуют любого рода инструкции касательно перемещения в автомобиле.
  • Всех граждан, которые приезжают в Новосибирск из столицы или Санкт-Петербурга, будут осматривать медики на территории аэропорта Толмачево. Также каждому такому гражданину будут вручать постановление касательно необходимости пребывания две недели на самоизоляции. По истечению десяти дней у таких граждан будут брать пробы на коронавирус.
  • В Москве и области разрешена деятельность салонов красоты, массажных и косметологических кабинетов, а также спа-салонов, которые имеют медицинскую лицензию на период введенного режима повышенной готовности по причине распространения коронавируса. Также будет разрешено ведение деятельности в салонах оптики. Данную информацию подтверждает столичный мэр Сергей Собянин.
  • По словам вице-премьера России Татьяны Голиковой, коронавирус в нашу страну попал из семидесяти трех стран. На текущий момент заражение коронавирусной инфекцией зафиксировано в ста семидесяти государствах, а лидируют по количеству выявленных случаев в Европе Италия, Испания и Франция.

Где и сколько зараженных в России на сегодня

На территории Камчатского края подтверждают первые случаи заражения коронавирусом. Сообщается, что заболевание зафиксировано у двоих жителей региона, которые не покидали нашу страну. До выявления двух данных случаев Камчатский край считался одним из семи регионов нашей страны, где COVID-19 еще не был зафиксирован.

Распространение COVID-19 по субъектам РФ

по состоянию на 05.04.2020
Основной источник: стопкоронавирус.рф

Субъект федерации Случаев Выздор. Смертей Активных
79 из 85 4740 349 45 4339
Москва 3357 194 29 3133
Московская область 260 34 2 223
Санкт-Петербург 171 7 2 161
Республика Коми 59 1 2 55
Ленинградская область 47 1 0 46
Свердловская область 40 13 0 27
Краснодарский край 39 4 0 35
Республика Бурятия 35 0 0 35
Пензенская область 27 1 1 25
Челябинская область 26 2 0 24
Нижегородская область 25 4 0 21
Республика Дагестан 25 0 0 25
Красноярский край 25 4 0 21
Республика Татарстан 25 6 0 19
Ивановская область 23 1 0 22
Пермский край 21 3 2 16
Брянская область 19 0 0 19
Калининградская область 19 8 0 11
Саратовская область 19 1 0 16
Тульская область 19 3 0 16
Кировская область 18 3 0 15
Липецкая область 18 5 0 13
Республика Крым 18 3 0 15
Самарская область 17 7 0 10
Ханты-Мансийский АО — Югра 16 2 0 14
Мурманская область 15 1 0 14
Республика Саха (Якутия) 15 4 0 11
Чеченская Республика 15 0 1 14
Воронежская область 14 2 0 12
Вологодская область 13 0 0 13
Оренбургская область 12 1 1 10
Рязанская область 12 2 0 10
Ямало-Ненецкий АО 12 0 0 12
Новосибирская область 11 2 0 9
Ставропольский край 11 1 0 10
Тюменская область 11 2 0 9
Хабаровский край 11 0 0 11
Омская область 10 0 0 10
Республика Башкортостан 10 5 0 5
Псковская область 9 3 2 4
Ростовская область 9 0 0 9
Архангельская область 8 0 0 8
Волгоградская область 8 1 0 7
Иркутская область 9 0 0 9
Кабардино-Балкарская Республика 8 0 0 8
Костромская область 8 0 1 7
Алтайский край 7 0 0 7
Белгородская область 7 0 0 7
Приморский край 7 2 1 4
Республика Адыгея 7 0 0 7
Республика Калмыкия 7 0 0 7
Тамбовская область 7 0 0 7
Калужская область 6 1 0 5
Орловская область 6 0 0 6
Сахалинская область 6 1 0 5
Тверская область 6 2 0 4
Астраханская область 5 0 0 5
Республика Мордовия 5 0 0 5
Республика Северная Осетия — Алания 5 0 0 5
Севастополь 5 0 0 5
Удмуртская Республика 5 3 0 2
Ярославская область 5 1 0 4
Амурская область 4 0 0 4
Курская область 4 0 0 4
Республика Марий Эл 4 0 0 4
Чувашская Республика 4 0 0 4
Владимирская область 3 0 1 2
Еврейская автономная область 3 0 0 3
Кемеровская область 3 2 0 1
Новгородская область 3 0 0 3
Республика Хакасия 3 1 0 2
Томская область 3 1 0 2
Забайкальский край 2 1 0 1
Курганская область 2 1 0 1
Камчатский край 2 0 0 2
Смоленская область 2 0 0 2
Магаданская область 1 0 0 1
Республика Ингушетия 1 0 0 1
Ульяновская область 1 1 0 0

*Последние данные о ситуации с COVID-19 в России и мире представлены на портале стопкоронавирус.рф

Структура

У начинающих поставщиков часто возникает большое количество вопросов о закупочной деятельности. Сегодня процедуру проведения тендеров регулирует 44-ФЗ, который принят в 2013 году, но постоянно совершенствуется и модернизируется.

Если кратко описать структуру 44-ФЗ, она будет выглядеть таким образом:

  • статьи федерального закона с 1 по 15 дают подробное описание общих положений, отвечают на вопросы и принципы заключения договорных отношений с физическими и юридическими лицами, дают определение основным понятиям и терминам;
  • статьи закона о государственных закупках с 16 по 23 формируют у читателя представление о планировании таких процедур;
  • в статьях с 24 по 96 дана подробная информация о порядке государственного регулирования, участниках тендеров и предъявляемым к ним требованиям;
  • пункты 97 и 98 посвящены принципам мониторинга закупок и контролю в части выполнения каждого контракта в рамках 44-ФЗ;
  • в 99 -104 статьях представлена подробная информация о контроле в сфере ФЗ. Данные разделы чаще всего претерпевают внесение изменений и дополнений для усиления надзора в области закупок;
  • 105-107 статьи закона знакомят с порядком разрешения споров между поставщиком и заказчиком;
  • в 108-111 статьях дана информация о том, как заключать договоры и основные принципы их исполнения при определенных видах госзакупок;
  • в заключительных статьях с 112 по 114 44-ФЗ подведены краткие итоги и изменения с момента вступления в законную силу.

Что регулирует закон

Федеральный закон № 44 регламентирует контрактный порядок осуществления закупок товаров и услуг для обеспечения государственных нужд.

Он отменяет действие закона № 94-ФЗ с 1 января 2014 года.

Конкретнее он регулирует:

  • порядок планирования госзакупок;
  • отбор и основные требования, предъявляемые к участникам тендеров;
  • мониторинг и аудит в сфере закупочных процедур;
  • непосредственно заключение госконтрактов и их последующее исполнение;
  • контрольные мероприятия и урегулирование споров.

Не входят в регулирование 44-ФЗ:

  • закупки международного формата;
  • закупки в сфере государственной защиты судей и должностных лиц;
  • закупки драгоценных металлов и камней в адрес Государственного фонда;
  • закупки в области поддержки спортивных мероприятий мирового масштаба, проводимые на территории РФ;
  • закупки органов избирательной власти с целью проведения выборов;
  • закупки в области бесплатных услуг адвокатов;
  • размер платы за участие в закупочных процедурах.

Принципы контрактной системы

В основе 44-ФЗ о госзакупках лежат принципы контрактной системы. Основные из них:

  • открытость и прозрачность от начала проведения аукционов и торгов до момента заключения и исполнения госконтракта;
  • обеспечение конкуренции для участников закупок;
  • профессионализм государственных заказчиков;
  • стимулирование и мотивация инновационных решений в области закупок;
  • обеспечение единого подхода и принципов;
  • эффективность госзакупок и ответственность за конечный результат.

Участники

Для более осмысленного понимания, кто получает право на доступ к государственным закупкам, дадим определения каждому из участников.

Госзаказчик — это государственная организация, которая нуждается в определенных услугах или товарах.

В таких случаях заказчик организовывает тендер на участие и является плательщиком по будущему контракту. К таким представителям согласно 44-ФЗ относят школы, детские сады, учреждения медицинского и учебного направления, находящиеся на обеспечении государства, а также жилищно-коммунальные хозяйства.

В рамках исполнения 44-ФЗ организация-заказчик вправе тратить только бюджетные средства на исполнение контракта.

Противоположной стороной при участии в закупках является поставщик. Им могут быть как физические лица и индивидуальные предприниматели, так и юридические лица — представители малого, среднего и крупного бизнеса.

Поставщик является исполнителем по контракту с соблюдением 44-ФЗ.

Он отвечает за своевременное исполнение обязательств по договору, будь то поставка товаров или выполнение работ. У поставщика есть право работать с госзаказчиком напрямую или же в качестве привлеченного субподрядчика.

Поддержка государством малого бизнеса очевидна: на сегодняшний день более 15% от общего объема закупок госзаказчики проводят у субъектов малого бизнеса.

Сегодня в рамках исполнения федерального закона о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных торговых площадках:

Поставщик и заказчик — это далеко не все участники такого процесса. Посредником выступает одна из торговых площадок (оператор ЭТП), а также банки и надзорные органы.

Теперь для полноценной работы нет необходимости регистрироваться и проходить процедуру аккредитации для каждой площадки. Получить доступ ко всем можно с помощью однократной регистрации в ЕИС.

Единая информационная система (ЕИС) — это интернет-ресурс, который содержит реестр всех заключенных договоров, а также информацию о черных и белых списков потенциальных участников. Доступ к ресурсу предоставляется бесплатно.

Осуществление закупок и определение поставщика

Если изложить процесс кратко, закупочная процедура в рамках 44-ФЗ состоит из таких этапов:

  1. Заказчик в лице государственного органа публикует запрос о необходимости в проведении закупки на поставку товаров или проведения работ путем размещения извещения и прочих документов по тендеру.
  2. Поставщик, который соответствует требованиям ст.31 44-ФЗ, направляет соответствующую заявку на участие в проводимой закупке. В ней обязательно указываются все сведения и параметры о потенциальном участнике.
  3. Заказчик рассматривает поданные заявки и проводит электронную закупочную процедуру, которая определяет наиболее выгодное предложение.
  4. В результате определяется победитель и стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик принимает на себя и качественно выполняет указанные в договоре обязательства, после чего госзаказчик оплачивает услуги.

Обеспечение заявки

При участии в конкурсных и аукционных мероприятиях согласно статьи 44 закона о госзакупках требуется предоставить обеспечение заявки.

При участии в закупке электронная площадка проводит блокировку определенной суммы денежных средств, которую необходимо разместить на спецсчете. Это своего рода гарантия исполнения обязательств, и в случае отказа сумма перечисляется заказчику как компенсация.

Такое обеспечение может быть предоставлено двумя способами:

  • личные денежные средства, размещенные на специальном счете;
  • банковская гарантия — обязательство, при котором банк выступает гарантом.

Заключение контракта и его стоимость

Статья 34 44 Федерального закона посвящена требованиям к оформлению договора. Согласно инструкциям, контракт должен содержать следующую информацию:

  • предмет договора с подробным описанием объекта закупочной процедуры;
  • стоимость;
  • форму договорных отношений;
  • порядок расчетов и приемки товаров или услуг;
  • права и обязанности сторон;
  • их ответственность.

Цена договора — величина постоянная и остается неизменной в течение срока контракта.

Но в ряде ситуаций можно менять стоимостное выражение договора:

  • при закупках у единственного поставщика возможно снижение начальной максимальной цены при сохранении прежних объемов товаров или услуг;
  • увеличение или уменьшение объемов закупки до 10 % — так называемый опцион;
  • существенные изменения, которые коснулись финансирования проекта;
  • предлагаемые услуги/продукция более высокого качества, что требует дополнительных расходов, но в пределах НМЦК.

Какие бывают тендеры

Согласно действующему законодательству, заказчик имеет право обратиться к единственному поставщику (неконкурентный способ закупки) или выбрать для себя конкурентный способ закупки.

Если государственное учреждение выбирает второй вариант, то здесь также есть свои тонкости и разновидности:

  • открытый конкурс — применим, когда важна не только стоимость, но и качество конечных услуг. Предполагает равные открытые условия для всех участников, победителем становится поставщик с наиболее выгодными условиями;
  • открытый конкурс с ограниченным участием — предполагает получение доступа определенной категории поставщиков узкой и специфичной специализации;
  • открытый двухэтапный конкурс — на первом этапе происходит стандартная процедура подачи заявок от участников, а далее предусмотрен отсев по опыту, квалификации и качеству услуг заявителей;
  • закрытый конкурс — здесь заказчик сам определяет круг потенциальных участников. Это применимо, когда речь идет о закупках, в результате которых исполнитель получает доступ к государственной тайне. Такие закупки контролируются ФАС;
  • электронный аукцион — самый распространенный вид тендера, в рамках которого проводят до 60 % всех закупок;
  • запрос котировок — простая и оперативная процедура. Поставщик единожды предоставляет заявку с указанием стоимости своих услуг. Из всех предоставленных заказчик определяет лучшую;
  • запрос предложений — применим в случаях, когда по каким-то причинам не состоялся аукцион или требуется повторный конкурс. Заказчик самостоятельно обращается к исполнителям с просьбой предоставить актуальные цены и другие сведения.

Контрактная служба

Необходимость ее создания была обусловлена изменениями в управлении госзакупок. Такое нововведение обеспечивает полный цикл следующих закупок:

  • планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;
  • выбор конкретных подрядчиков;
  • непосредственно заключение контрактов;
  • дальнейший контроль;
  • претензионная работа.

Создавать такую контрактную службу госзаказчик может по своему усмотрению при условии, что его годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год.

Особенности осуществления отдельных видов закупок

Закон о госзакупках предполагает ряд особенностей, которые касаются определенных видов процедур. К ним относят:

  • заключение энергосервисных контрактов — в таких случаях максимальная цена определяется как стоимость фактически понесенных расходов в прошлом году и не может их превышать. Такой контракт заключается отдельно от других договоров на поставку товаров и услуг;
  • контракты на оказание услуг, направленных на оборону страны и поддержанию безопасности у единственного поставщика — при определении поставщика заказчик вправе обращаться в Правительство РФ с предложениями о возложении на оператора связи обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
  • госконтракты при закупке товаров и услуг, включаемых в государственный оборонный заказ — правительство определяет перечень услуг, в соответствии с которым происходит выбор поставщика. Последний не вправе отказаться от заключения такого контракта;
  • контракты в сфере создания произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства — по условиям такого договора исключительные права принадлежат субъектам РФ, которые инициировали такой заказ;
  • закупки в соответствии с решениями Правительства РФ — весь порядок проведения сделок определяется и регламентируется Правительством;
  • закупки на территории иностранного государства — заказчики при таких контрактах вправе не размещать информацию в ЕИС.

Планирование

В рамках исполнения закона каждая государственная организация составляет планы и графики предстоящих закупок.

С 1 октября 2019 компании планируют закупки только по планам-графикам на три года, существующие ранее планы закупок отменены.

Заказчик не имеет права провести закупочную процедуру, не включенную в план-график. В таком документе обязательно должна быть обоснована НМЦК. Помимо этого, план должен отображать ряд других параметров к каждой закупке:

  • название, номер, требования к товарам и участникам,
  • способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • месяц и год объявления закупки,
  • информация о банковском сопровождении контракта,
  • применение критериев оценки закупки.

Планы-графики публикуются в ЕИС в течение трех рабочих дней, если не содержат гостайны.

Мониторинг и контроль

44-ФЗ диктует ряд определенных правил.

Сегодня каждый заказ для исполнения государственных закупок проходит процедуру мониторинга — это систематический сбор, обобщение и оценка имеющихся данных о прохождении тендеров и контроль за выполнением планов и планов-графиков закупок.

Такой мониторинг вправе проводить Министерство Финансов РФ. Процедура имеет следующие цели:

  • оценить уровень фактической реализации целей, указанных в госпрограммах, а также проверить исполнение международных обязательств;
  • анализировать степень необходимости проведения закупок с учетом НМЦ и методами проведения конкурсов и аукционов.

Система осуществления контроля за соблюдением принципов 44-Ф сложная, многоуровневая и строгая. Такие полномочия делегированы следующим органам:

  • федеральному органу исполнительной власти, надзорному органу в области гособоронзаказа, территориальным органам исполнительной власти, организациям, относящимся к местному самоуправлению;
  • органам исполнительной власти федерального значения, осуществляющим функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, органам управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета;
  • органам, осуществляющим внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны признаны: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций входит надзор и контроль за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и многое другое.

Основные функции и ведение контроля в сфере закупок подробно описано в п. 13 ст. 3 44-ФЗ. Для качественного исполнения своих функций он должен быть наделен полномочиями и обладать полноценными правами осуществлять деятельность на разных уровнях власти:

  • федеральном,
  • региональном,
  • местном.

Главным контрольным органом в сфере закупочных процедур является Федеральная антимонопольная служба, которая выполняет ряд следующих функций, направленных на надзор за исполнением закона 44-ФЗ.

Для качественного исполнения своих функций ФАС наделено полномочиями в отношении сбора информации о подконтрольных субъектах:

  • заказчиков;
  • контрактных служб (управляющих);
  • закупочных комиссий (членов комиссий);
  • уполномоченных органов и учреждений;
  • специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.

Контролер исполняет свои обязанности путем плановых и внеплановых проверок. Для осуществления внеплановой проверки определен перечень оснований:

  • жалоба на действие (бездействие) субъектов контроля;
  • информация о нарушении законодательства в сфере закупок;
  • окончание срока выданного по основаниям п. 2 ч. 22 и п. 3 ч. 27 ст. 99 ЗКС предписания.

Таким образом в результате проверки или по поступившей жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. В таком случае ее корректируют или полностью отменяют, а виновные обязательно привлекаются к ответственности.

Действие закона 44-ФЗ направлено на мониторинг контрактов, проводимых в сфере госзакупок, с целью снизить или полностью исключить коррупцию и демпинг в этом секторе, а также полностью регулировать отношения заказчиков и поставщиков в рамках этого закона.

Статья 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контроль в сфере закупок).

2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:

1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни;

4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;

5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также при подготовке проведения общероссийского голосования;

7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, при подготовке проведения общероссийского голосования, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

8) утратил силу с 31 июля 2018 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 № 266-ФЗ;

9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, при подготовке проведения общероссийского голосования;

10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.

44-ФЗ О контрактной системе: отличия от 94-ФЗ. Основные изменения в правовом регулировании государственных и муниципальных закупок по законам № 44-ФЗ и № 94-ФЗ

17.12.2013

С 01 января 2014 г. вступает в силу федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ). Соответственно утрачивает силу федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 94-ФЗ).

Для специалиста, сталкивающегося в процессе осуществления профессиональной деятельности с государственными и муниципальными закупками, как на стороне заказчика, так и на стороне поставщика, крайне важно понять основные отличия закупок по закону № 44-ФЗ от размещения заказов по закону № 94-ФЗ. Предлагаем краткий анализ важнейших изменений в данной сфере.

1. Сфера правового регулирования.

Закон № 94-ФЗ содержит 9 глав, 65 статей; регулирует вопросы размещения государственных и муниципальных заказов путем проведения конкурсов, аукционов (в т.ч. в электронной форме), запросов котировок; размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки.

Сфера регулирования закона № 44-ФЗ существенно шире. Он содержит 8 глав, 114 статей, требует принятия более 60 подзаконных нормативных актов на федеральном уровне, а также устанавливает возможность регулирования отдельных вопросов в сфере закупок на уровне субъекта Российской Федерации и на муниципальном уровне.

Закон № 44-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты системно регулируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок, способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включая закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); мониторинг и аудит в сфере закупок; порядок исполнения государственных и муниципальных контрактов и экспертизы полученных результатов; информационное обеспечение контрактной системы, контроль в сфере закупок и порядок обжалования действий (бездействия) различных участников контрактной системы, в том числе контрактных управляющих, должностных лиц контрактной службы.

Закон № 94-ФЗ распространяет свое действие на заключение контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг.

Закон № 44-ФЗ регулирует, кроме того, приобретение недвижимости, аренду и иные договоры, предполагающие оплату из бюджетных средств в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Понятие закона № 44-ФЗ «Закупка для обеспечения государственных и муниципальных нужд» существенно шире «размещения заказа» по закону № 94-ФЗ, закупка заканчивается исполнением обязательств по контракту.

2. Принципы закупок.

Закон № 94-ФЗ не содержит каких-либо специальных норм о принципах размещения заказов. При этом анализ общих положений закона позволяет выделить следующие основные принципы размещения заказов:

  • единство размещения заказов
  • эффективное использование бюджетных средств
  • развитие конкуренции
  • информационная открытость размещения заказов

Закон № 44-ФЗ определяет следующие принципы функционирования контрактной системы:

  • открытость и прозрачность информации (вся информация в сфере закупочной деятельности должна размещаться в единой информационной системе, быть полной и достоверной)
  • обеспечение конкуренции (добросовестной ценовой и неценовой конкуренции)
  • профессионализм заказчиков (предполагающей, в т.ч. создание профессиональной контрактной службы заказчика)
  • стимулирование инноваций
  • единство контрактной системы
  • ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок

3. Планирование, обоснование закупок.

Закон № 94-ФЗ лишь упоминает о необходимости размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов, не связывая с таким размещением наступления каких-либо правовых последствий.

В законе № 44-ФЗ планированию посвящена отдельная вторая глава, которая устанавливает необходимость формирования, утверждения и ведения планов закупок (на 3 года) и планов-графиков (на финансовый год), обоснования закупок, с учетом установленных норм и моделей централизации. Закупки, не предусмотренные планами-графиками или не соответствующие информации, включенной в план-график, не могут быть осуществлены.

При подготовке плана-графика осуществления закупок заказчик обязан обосновать начальные (максимальные) цены контрактов, цены контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), используя методы и источники информации, указанные в статье 22 закона № 44-ФЗ. При этом приоритет закреплен за методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Закон № 44-ФЗ предполагает введение нормирования в сфере закупок в форме установления требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Закон № 44-ФЗ запрещает закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

4. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Закон № 94-ФЗ устанавливает следующие способы размещения заказов:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Закон № 44-ФЗ делит способы определения поставщиков на конкурентные и неконкурентные (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).

К конкурентным способам отнесены конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Таким образом, заказчики и поставщики должны освоить новые способы закупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Условия применения данных способов определены, соответственно, в статьях 56, 57 и 83 закона № 44-ФЗ.

Существенно сократилось в законе № 44-ФЗ количество оснований для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Ограничения на закупки на сумму до 100 тыс. руб., а для образовательных учреждений и учреждений культуры – на сумму до 400 тыс. руб., установлены не по принципу ограничения закупок одноименных товаров в течение квартала, как в законе № 94-ФЗ, а в форме установления предельного объема закупок в стоимостном и процентом выражении.

Согласно требованиям закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Кроме того, в отдельных случаях в единой информационной системе необходимо разместить извещение о проведении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

5. Информационное обеспечение закупок.

Согласно требованиям закона № 94-ФЗ вся информация о размещении заказов должна размещаться на официальном сайте .

Закон № 44-ФЗ предполагает создание единой информационной системы в сфере закупок, которая будет представлять собой совокупность информации о закупках (включая справочную, нормативную информацию, реестры, планы, отчеты, библиотеку типовых контрактов), содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Единая информационная система будет выполнять не только контрольно-информационные функции, но и с 01 января 2016 г. должна обеспечивать юридически значимый электронный документооборот, включая подачу заявок в электронной форме и подписание контрактов посредством электронной подписи.

6. Требования к участникам закупок.

Требования к участникам размещения заказа в законе № 94-ФЗ делятся на основные и дополнительные.

Краткое содержание основных требований:

  • соответствие требованиям законодательства РФ
  • непроведение ликвидации участника – юридического лица
  • неприостановление деятельности участника
  • отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника

К дополнительным требованиям, которые устанавливаются по желанию заказчика, отнесены:

  • обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, с учетом специфики предмета контракта
  • отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков

В законе № 44-ФЗ вышеперечисленные дополнительные требования становятся основными и обязательными. Кроме того, добавлены новые обязательные требования к участникам закупки:

  • правомочность участника заключать контракт
  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не только информации об участнике закупки — юридическом лице, но и информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки
  • отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации

В отдельных случаях, установленных Правительством РФ, заказчик обязан при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых аукционов устанавливать дополнительные требования к участникам, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

7. Порядок проведения конкурса.

Открытые конкурсы по закону № 44-ФЗ по принципам и порядку проведения во многом похожи на конкурсы по закону № 94-ФЗ, но имеют следующие основные отличия:

  • извещение должно быть размещено в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками (по закону № 94-ФЗ – не менее чем за 30 дней)
  • в случае внесения изменений в извещение, конкурсную документацию срок до даты окончания срока подачи заявок должен быть продлен так, чтобы он составлял не менее чем десять рабочих дней (по закону № 94-ФЗ – не менее 20 дней)
  • заказчик вправе установить возможность подачи заявки только в письменной форме (по закону № 94-ФЗ заявки подаются в письменной форме или в форме электронного документа)
  • процедуры рассмотрения и оценки заявок оформляются по закону № 44-ФЗ одним протоколом (по закону № 94-ФЗ отдельно оформляется протокол рассмотрения заявок и отдельно – протокол оценки и сопоставления заявок)

Процедура оценки заявок по закону № 44-ФЗ осуществляется с возможным использованием не менее двух из пяти критериев:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

5) стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

По закону № 94-ФЗ заказчик вправе использовать не менее двух из восьми предлагаемых законом критериев, т.е. количество критериев оценки конкурсных заявок существенно сократилось. При этом по-прежнему обязательным является использование критерия «цена контракта» или нового критерия «стоимость жизненного цикла».

Если конкурс, проводимый по закону № 44-ФЗ, будет признан не состоявшимся в случаях, когда подана одна заявка, соответствующая требованиям, только одна заявка признана соответствующей требованиям, по результатам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим требованиям, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть заключен только по согласованию с контролирующим органом. По закону № 94-ФЗ контракт с единственным участником заключался без каких-либо согласований.

В соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ, если заявки (допущенные участники) по конкурсу отсутствуют, заказчик проводит повторный конкурс; а если повторный конкурс признан по указанным причинам несостоявшимся – запрос предложений.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по закону № 44-ФЗ в отличие от закона № 94-ФЗ может быть представлено не только путем перечисления денежных средств, но и в форме банковской гарантии.

Обеспечение контракта при проведении конкурсов по закону № 44-ФЗ является обязательным.

При проведении закрытых конкурсов закон № 44-ФЗ, в отличие от закона № 94-ФЗ, предусматривает возможность размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса в случае, когда сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта. Извещение в этом случае размещается в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

8. Порядок проведения электронного аукциона.

Процедура электронного аукциона, как одно из наиболее существенных достижений закона № 94-ФЗ в свете создания антикоррупционных механизмов и обеспечения развития конкуренции, практически без изменений перенесена в закон № 44-ФЗ; внесены лишь незначительные изменения в некоторые процедурные вопросы.

Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р утвержден новый Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Из перечня, в сравнении с действующим в рамках закона № 94-ФЗ, исключены отдельные виды медицинского оборудования, а также работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с начальной ценой контракта свыше 150 млн. руб. для государственных нужд и свыше 50 млн. руб. – для муниципальных нужд.

Минимальный срок размещения извещения при проведении электронных аукционов с начальной ценой более 3 млн. руб. в законе № 44-ФЗ сокращен с 20 до 15 дней до даты окончания срока подачи заявок; для коротких аукционов срок не изменился – не менее 7 календарных дней.

Внесение изменений в извещение и документацию об аукционе возможно не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы до окончания срока подачи заявок оставалось не менее 7 дней.

Установление обеспечения заявок и контракта является обязательным. При этом, в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. руб., обеспечение заявок должно быть установлено строго в размере одного процента этой цены.

В случае признания аукциона несостоявшимся правовые последствия аналогичны установленным законом № 44-ФЗ для конкурсов: заказчик либо направляет на согласование в контролирующий орган сведения об аукционе в целях заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), либо проводит запрос предложений (в случае отсутствия и отклонения всех заявок).

В составе первой части заявки на участие в электронном аукционе закон № 44-ФЗ требует указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

9. Порядок проведения запроса котировок.

Запрос котировок как наиболее простой и быстрый способ закупки стандартных товаров и услуг сохранен в законе № 44-ФЗ с небольшими изменениями.

Ограничения на проведение запроса котировок установлены не только лимитом начальной (максимальной) цены – не более 500 тыс. руб., но и в процентах – не более 10% от годового объема средств, запланированных на закупки, и в абсолютном выражении – не более 100 млн. руб. в год.

Законом № 44-ФЗ в целях предотвращения коррупции предусмотрена обязательная процедура публичного вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам в форме электронных документов при проведении запроса котировок.

В случае наличия единственной заявки процедура заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) аналогична установленной для конкурса и аукциона – по согласованию с контролирующим органом.

Продление срока подачи заявок предусмотрено законом № 44-ФЗ только в случае отклонения всех поступивших заявок.

Еще одной актуальной новеллой закона № 44-ФЗ является введение возможности внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок – не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

10. Контроль и обжалование в сфере закупок.

Количество контролирующих органов в контрактной системе существенно увеличилось. В систему контролирующих органов добавлены уполномоченные органы субъекта РФ, органы местного самоуправления, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами; органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Предусмотрена также возможность осуществления общественного и ведомственного контроля в сфере закупок.

Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки не претерпел в законе № 44-ФЗ существенных изменений.

Добавлены новые субъекты, действия (бездействие) которых можно обжаловать – это уполномоченные учреждения, должностные лица контрактной службы, контрактные управляющие. В качестве лиц, имеющих право на подачу жалобы, в законе 44-ФЗ появились осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц. Расширились полномочия контролирующего органа, рассматривающего жалобы и проводящего плановые и внеплановые проверки. В частности, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы наделены теперь полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением при осуществлении закупок требований к энергетической эффективности товаров, работ, услуг, в том числе за наличием в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки или в проекте контракта требований в отношении энергетической эффективности, предъявляемых к закупаемым товарам, работам, услугам для государственных или муниципальных нужд.

Контрольный орган в сфере закупок наделен в законе № 44-ФЗ правом проводить внеплановую проверку не только в случае подачи жалобы, но и при поступлении иной информации о нарушении законодательства РФ, в том числе и из единой информационной системы.

11. Содержание контракта, исполнение обязательств, экспертиза исполнения.

В законе № 44-ФЗ сохранены жесткие ограничения на внесение изменений в заключенные контракты. К содержанию контракта предъявляются теперь более детальные требования. В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В контракт также включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Законом № 44-ФЗ, как и законом № 94-ФЗ, предусмотрено обязательное включение в проект контракта условий и размеров ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя). Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 установлены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, что на практике ограничит размеры штрафов и пени, указываемых заказчиком в проектах контрактов.

Если цена контракта превышает на федеральном уровне – 1 млрд. руб., а на региональном и муниципальном уровне – 100 млн. руб., законом № 44-ФЗ установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других), членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе, а также о соисполнителях и субподрядчиках.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. В некоторых случаях заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) проведение внешней экспертизы исполнения контракта является обязательным

Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге должны отражаться заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе.

12. Финансовое сопровождение процедур закупок.

В законе № 44-ФЗ предусмотрена возможность установления случаев обязательного банковского сопровождения контрактов.

Обеспечение контрактов, согласно требованиям части 1 статьи 96 закона № 44-ФЗ, при проведении конкурентных процедур закупок является обязательным. Кроме того, в случае, если цена при проведении конкурсов или аукционов снижена на 25 или более процентов, одним из возможных вариантов антидемпинговых мер, согласно закону № 44-ФЗ, является предоставление обеспечения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер, установленный в документации конкурса или аукциона.

При проведении конкурсов и аукционов обязательным также является установление обеспечения заявок. На денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявок при проведении электронных аукционов, участникам подлежат выплате доходы (проценты).

Завершая краткий сравнительный анализ правового регулирования государственных и муниципальных закупок в соответствии с законами № 94-ФЗ и 44-ФЗ, следует отметить не только значительное расширение сферы правового регулирования в рамках контрактной системы, но и существенное увеличение объема обязанностей заказчиков, уполномоченных органов, связанных с планированием закупок и исполнением контрактов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *