ФЗ 303

  • автор:

13 Август 2018

Новые поправки — НДС 20%

03 августа 2018 года опубликован Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в соответствии с которым с 01 января 2019 года ставка Налога на добавленную стоимость повысится с 18% до 20%.
По прогнозам Правительства Российской Федерации повышение размера ставки налога на добавленную стоимость на 2 процента приведет к дополнительным доходам федерального бюджета в размере 620 млрд. рублей в год, начиная с 2019 года.(Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
Налог на добавленную стоимость (НДС) —это косвенный налог, по своему содержанию является формой изъятия в государственный бюджет части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.
Большую долю налоговых споров, составляют споры, связанные с начислением и уплатой НДС, а также споры о возмещении НДС из бюджета.
Об актуальности такой категории споров свидетельствует и принятие Пленумом Высшего Арбитражного суда РФ от 30 мая 2014 г. отдельного Постановления N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». По смыслу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 54 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объект налогообложения формирует совокупность совершенных в течение налогового периода финансово-хозяйственных операций по реализации товаров (работ, услуг).
В связи с этим невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований; неосуществление регистрации договора и т.п.) влечет неблагоприятные для него налоговые последствия (например, невозможность использовать освобождение от налогообложения конкретных операций, применять налоговые вычеты, заявлять налог к возмещению из бюджета и др.) лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй Кодекса.
В частности, пункт 6 статьи 149 НК РФ, содержащей перечень освобождаемых от налогообложения операций, прямо оговаривает, что в случае, если на осуществление соответствующей деятельности необходима лицензия, такое освобождение действует только при наличии у налогоплательщика лицензии.

Такой подход соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в определении от 05.03.2009 N 468-О-О указал на то, что налогоплательщик, не обеспечивший документальное подтверждение достоверности сведений и обоснованности требований, изложенных в документах, на основании которых он претендует на получение налоговых вычетов, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия в виде невозможности принятия к вычету соответствующих сумм налога.
Кроме того, одним из наиболее часто встречающихся оснований для доначисления НДС (отказа в возмещении НДС) в налоговых спорах, также является «установление совокупности фактов, свидетельствующих о недостоверности содержащихся в представленных налогоплательщиком документов».
В качестве примера такого доначисления НДС и отказа в возмещении НДС, можно указать на выводы суда при рассмотрении кассационной жалобы налогоплательщика по делу NА71-8372/2017 по заявлению общества о признании недействительным решения налогового органа, согласно которому обществу доначислен налог на добавленную стоимость за 2-й квартал 2016 года и начислены соответствующие пени и штраф, суд согласился с выводом налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды в результате применения налоговых вычетов по НДС на основании счетов-фактур, оформленных от лица контрагента общества (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.07.2018 г. № Ф09-3293/18).
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 169, 171 — 172 Налогового кодекса Российской) и учитывали разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — постановление Пленума N 53), а также определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О.
Суды установили, что представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимосвязи свидетельствуют об отсутствии реальности хозяйственных операций между заявителем и контрагентами; документы по взаимоотношениям с названными контрагентами содержат недостоверную, неполную, противоречивую информацию; оформление пакета документов носило недобросовестный характер, было направлено на получение необоснованной налоговой выгоды, без осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, возможность применения налоговых вычетов по НДС обуславливается наличием реального осуществления хозяйственных операций, а также соблюдением установленных законодателем требований статей 169, 171, 172 Налогового кодекса в части достоверности сведений, содержащихся в первичных документах. (Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2018 N 301-КГ18-7539).
Статья 54.1 Налогового кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ, фактически законодательно закрепила устоявшуюся судебную практику по налоговым спорам.
При уменьшении налоговых рисков и оптимизации налогообложения, кроме судебной практики важно понимать принцип работы налогового органа и его электронных систем, позволяющих принимать решение о проведении проверки и проводить проверку налогоплательщиков.

Более 5 лет налоговые органы применяют риск-ориентированный подход в работе по контролю за возмещением и уплатой НДС, что позволило значительно снизить количество налоговых проверок и повысить их результативность.
Начиная с I квартала 2015 года налогоплательщики представляют декларации по НДС по новой форме (приказ Минфина России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@). Теперь компания сообщает налоговикам сведения из книги покупок и книги продаж и информацию о выставленных счетах-фактурах (разделы 8–12 декларации).
Определенный набор критериев, заложенных в программу АСК «НДС-1», позволил распределить налогоплательщиков, заявляющих налог к возмещению, по трем зонам риска: низкой, средней и высокой.
Именно в отношении налогоплательщиков, входящих в высокую зону риска и заявляющих НДС к возмещению, проводится максимальный комплекс мероприятий налогового контроля.
Следующий этап применения риск-ориентированного подхода — внедрение АСК «НДС-2», которая позволяет контролировать не только за возмещение НДС, но и налоговые вычеты.
Находящаяся в распоряжении налоговых органов специальная автоматизированная система контроля АСК «НДС-2» сохраняет и накапливает всю информацию по операциям налогоплательщиков, позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов.
Система может выявить несколько видов расхождений.
Расхождения вида «НДС». Эти расхождения программы выявляют, когда налог указан в декларациях, но в них имеются ошибки. Перечень таких ошибок известен многим бухгалтерам. Это расхождения по коду операций, по неверному номеру или дате счета-фактуры, а также расхождения в сумме НДС у продавца к уплате и у покупателя к вычету.
Расхождения вида «налоговый разрыв». При сравнении данных из книг покупок и продаж выясняется, что контрагент, чей счет-фактура заявлен в декларации, просто отсутствует в ЕГРЮЛ. Или не сдает налоговую отчетность, или сдает ее с нулевыми показателями. При таком виде разрыва у налогоплательщика образуется счет-фактура, сумма налога по которому не отражена в декларации контрагента. Если компания является поставщиком и НДС заявлен к уплате, то, скорее всего, подозрений это не вызовет, поскольку НДС уплачен в бюджет. А вот если компания является покупателем и заявила этот НДС к вычету, то инспекция, скорее всего, тут же сформирует требование о представлении документов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
Налогоплательщики сталкиваются с налоговым разрывом, когда АСК «НДС 2» не может сопоставить счета-фактуры по выданным авансам и при зачете этих авансов. Связано это с тем, что компания, заплатившая контрагенту аванс, сама составляет счет-фактуру. Даже при наличии правильного кода операции АСК «НДС-2» часто формирует требование, где указывает на отсутствие счета-фактуры «близнеца». В данном случае достаточно представить письменные пояснения и приложить к ним документы.
АСК НДС-2 помогает налоговикам выявить в торговой цепочке недобросовестное звено — однодневку. Этап, на котором налог не дошел до бюджета. Это необходимо для поиска конечного выгодоприобретателя, получающего необоснованную выгоду от налоговых разрывов. За поиск выгодоприобретателей отвечает система управления рисками «СУР АСК НДС-2». Ее основные задачи описаны в письме ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР». Налогоплательщики могут попадать в группы низкого, среднего и высокого рисков. Компании с низким налоговым риском имеют материальные и трудовые ресурсы, ведут реальную деятельность, уплачивают налоги. У них проходят выездные проверки.

К высокорисковым относят организации с устойчивыми признаками однодневок. Они не имеют активов и персонала, платят мало налогов при высоких оборотах, используют третьих лиц для осуществления платежей. Инспекторы отмечают группу риска компании в программе с помощью цветовых индикаторов. Результаты «СУР АСК НДС-2» налоговики используют при решении вопроса о возмещении НДС и планировании выездных проверок.
Для эффективного использования АСК «НДС-2» инспекторы получили расширенные полномочия при камеральных проверках. Они могут потребовать от компании представить:
• документы из-за расхождения в операциях (п. 8.1 ст. 88, ст. 93 НК РФ, приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@);
• пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ, приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).
Если организация получила требование, необходимо в течение шести рабочих дней отправить по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме электронного документа. В противном случае инспекция может заблокировать счета в банках (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Неисполнение требования о представлении документов может повлечь наложение штрафа (ст. 126 НК РФ) и отказ в вычетах по формальным основаниям.
Установленная законом презумпция добросовестности налогоплательщика не освобождает его от обязанности представлять доказательства реального осуществления хозяйственных операций, а также отсутствия основания усомниться в том, что контрагент является реально действующей организацией, а не «номинальным».
Поэтому еще в стадии преддоговорных споров получить информацию о контрагенте и сохранять данную информацию. В России уже есть несколько открытых источников информации, таких как «Бюро кредитных историй», ЕГРЮЛ, банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов.
На сайте ФНС России электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» позволяет получить сведения о государственной регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, позволяет осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц. Содержит информацию об адресах массовой регистрации; сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке.
01 августа 2018 года ФНС России сообщила о размещении на сайте ведомства сведений, которые раньше относились к налоговой тайне. К ним относятся данные о среднесписочной численности работников юридических лиц, специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, а также об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря прошлого года.
Размещение таких сведений стало возможным благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ в статью 102 Налогового кодекса РФ. Данные публикуются в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными приказом ФНС России от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-14/729@ (ред. от 30.05.2018).
Размещение указанной информации, по мнению налоговиков, поможет налогоплательщикам выбирать надёжных партнёров для успешной деятельности.
В 2018 году налоговой службой была внедрена система АИС «НДС-3», которая несет новую угрозу для налогоплательщиков, стремящихся оптимизировать налогообложение «рискованными» методами.
АСК «НДС-3» благодаря алгоритму интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках.
Таким образом, налоговая служба все больше делает упор на свои системы автоматизированного учета, которые позволяют уменьшать количество проверок и увеличивать их результативность.
Выводы:
1. Нелегитимных способов безопасного уменьшения НДС (с применением «технических компаний») — не осталось.
2. При заключении договора на покупку товаров (работ, услуг) необходимо ДОКУМЕНТАЛЬНО подтвердить причину выбора именно этого контрагента, а именно:
— лучшие условия в предложении (цена, срок, качество, репутация и пр.);
— проверка контрагента по всем доступным налогоплательщику информационным ресурсам;
— хронологию заключения договора (объявление о покупке, сбор предложений, отбор победителя, место и время заключения договора);
— проверка полномочий лица, подписывающего договор (и все последующие документы от имени компании-контрагента).
3. Особенное внимание следует уделить подтверждению факта выполнения работ (оказания услуг или поставки товара), а именно:
— какие лица (ФИО) выполняли работы или услуги;
— кто и каким транспортом поставлял товар. Согласовано ли это условие в договоре с контрагентом;
— документы и лица (ФИО), принимавшие и приходовавшие товар (работу, услугу) от имени Заказчика;
— документальное подтверждение дальнейшего перемещения товара от момента его получения до реализации или иного использования в приносящей доход деятельности;
— документальное подтверждение перемещения товаров или работников контрагента на территории Заказчика при наличии режима охраны объектов;
— фото и видеоматериалы, подтверждающие контакты с контрагентами, осуществление и завершение ими работ.
Что же касается налогового планирования, то изменение или перемещение налоговой нагрузки возможно только за счет оптимизации документооборота и бизнес-процессов. Но это уже рассматривается индивидуально для каждой организации.

Принят Государственной Думой 24 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Статья 1

1) в пункте 2 статьи 154:

а) абзац второй после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

б) абзац третий после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

2) в абзаце третьем пункта 4 статьи 158 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

3) в статье 164:

а) подпункт 42 пункта 1 дополнить словами «, или при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа»;

б) в подпункте 6 пункта 2 слова «в подпункте 41» заменить словами «в подпунктах 41 и 42»;

в) в пункте 3 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

4) в абзаце третьем пункта 9 статьи 165 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

5) в пункте 5 статьи 1742 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

6) подпункт 1 пункта 2 статьи 425 изложить в следующей редакции:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 процентов;»;

7) статью 426 признать утратившей силу;

8) в подпункте 3 пункта 2 статьи 427:

а) в абзаце втором слово «рублей;» заменить словом «рублей.»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2019 — 2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0 процентов;».

Статья 2

В части 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 2936; 2016, N 1, ст. 6; N 49, ст. 6844) слова «2019 года» заменить словами «2025 года».

Статья 3

Часть 51 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7307; 2018, N 1, ст. 20) признать утратившей силу.

Статья 4

Установить, что положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») применяются в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав), приобретенных:

1) организациями — субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) налогоплательщиками — сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств;

4) организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

3. Пункт 2, подпункт «в» пункта 3, пункты 4 — 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.

4. Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 158, пункта 3 статьи 164, абзаца третьего пункта 9 статьи 165 и пункта 5 статьи 1742 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

5. Положения подпункта 42 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2025 года.

6. Действие положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Внесены изменения в НК РФ.

Ответственного участника КГН обязали представлять информацию о прогнозируемых поступлениях по налогу на прибыль в бюджеты регионов. Ее можно передавать региональным финансовым органам.

С 3 до 2 месяцев сокращен срок камеральной проверки на основе декларации по НДС.

Налоговые органы надо уведомлять о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее.

Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой. Скорректирован перечень оснований. Для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми — 1 млрд руб. Ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн.

Введен суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых — 60 млн руб.

Прописано, как считается налоговая база по НДС и как налог принимается к вычету при получении предоплаты при уступке денежного требования по договору реализации товаров (работ, услуг), при передаче имущественных прав на жилые дома или жилые помещения, на доли в них, гаражи или машино-места.

Российские перевозчики на ж/д транспорте признаются налоговыми агентами при предоставлении в России ж/д подвижного состава и (или) контейнеров на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров (за исключением транспортно-экспедиционных услуг и международной перевозки товаров).

Установлена нулевая ставка НДС при реализации товаров, вывезенных из России в ЕАЭС.

Уточнен порядок применения ставки НДС 0% при фрахтовании судна на время (тайм-чартер).

До 2 млрд руб. снижена минимальная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за 3 года, дающая право на заявительный порядок возмещения НДС, на освобождение от акциза без банковской гарантии.

Более не устанавливается минимальная величина, до которой регионы могут снижать ставку налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков.

Установлены размеры госпошлины за лицензирование энергосбытовой деятельности: за предоставление лицензии — 50 тыс. руб., ее переоформление, выдачу дубликата — 5 тыс. руб.

Налогом на имущество организаций не облагается движимое имущество.

Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *