Функция контроль

  • автор:

Виды и формы контрольной деятельности государства

Государственный контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности классифицируется по различным основаниям: по времени его осуществления различают предварительный, текущий и последующий контроль; по методам осуществления контрольных проверок выделяют контроль по документам, отчетам, по отдельным жалобам и запросам, а также непосредственный контроль в виде плановых и внеплановых сплошных или целевых (по определенным вопросам) контрольных проверок. При этом понятие «вид контроля» следует отличать от понятия «форма контроля». Наиболее распространенные формы контроля, присущие всем или, по крайней мере, многим его видам: рассмотрение отчетов по результатам деятельности подконтрольных объектов за определенный период или по определенному вопросу; целевые контрольные проверки по отдельным жалобам, сообщениям средств массовой информации, обращениям различных судебно-следственных и иных правоохранительных органов; ревизии финансово-хозяйственной деятельности; всестороннее целевое инспектирование деятельности подконтрольных организаций по всем видам и направлениям их деятельности за определенный период.

Виды государственного контроля можно классифицировать в зависимости от органов, его осуществляющих.

Внутриведомственный контроль проводится исключительно силами и средствами аппарата государственного управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы. Масштабы этого вида контроля ограничены исключительно соответствующей отраслью или сферой государственного управления. Внутриведомственный контроль — одна из важнейших функций руководства вышестоящих органов исполнительной власти нижестоящими подчиненными организациями своей системы, зачастую он имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руководства.

Наряду с внутриведомственным контролем и независимо от него действует несколько видов надведомственного государственного контроля, осуществляемого органами представительной, исполнительной и судебной государственной власти.

Государственный контроль органов представительной (законодательной) власти на федеральном уровне осуществляется депутатами Федерального Собрания и формируемыми им органами, прежде всего Счетной палатой РФ и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Для контроля за исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание образует Счетную палату, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, проводящим контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и иные виды деятельности, связанные с контролем за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в банках и иных финансово-кредитных учреждениях России.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Государственный контроль органов исполнительной власти включает в себя всесторонний общий президентский и правительственный контроль (контроль высших органов исполнительной власти) и надотраслевой функциональный контроль центральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) на федеральном уровне, а в субъектах РФ — губернаторский и правительственный контроль, а также функциональный надотраслевой контроль министерств и ведомств соответствующего субъекта Федерации.

В президентском контроле особо важная роль принадлежит Главному контрольному управлению Президента РФ как самостоятельному подразделению Администрации Президента РФ, основными задачами которого являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами и органами исполнительной власти и их должностными лицами субъектов РФ, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ; подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности вышеназванных органов.

Организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ органами государственной власти субъектов РФ — также одна из главных задач полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, которые при организации проверок исполнения в федеральном округе взаимодействуют с другими правоохранительными органами.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного с субъектами Федерации ведения, — также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Министерства и иные центральные органы исполнительной власти, кpoме ведомственного внутриотраслевого контроля в своей системе, осуществляют, как правило, также и надведомственный межотраслевой функциональный контроль по вопросам своего ведения. Так, например, в числе основных задач Министерства финансов РФ значится финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Государственный контроль органов судебной власти за соблюдением законности и дисциплины в управленческой сфере административно-правового регулирования осуществляется всеми звеньями судебной системы, закрепленной Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации»: Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; системой федеральных судов общей юрисдикции от Верховного Суда РФ до районного суда и мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ; системой федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ).

В суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия реализации гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Установив обоснованность доводов жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права. При этом процессуальная обязанность доказать документально законность обжалуемых действий возлагается законом на должностных лиц, действия которых обжалуются.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Содержание

Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды.

Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды. В соответствии со ст. 5 УК (принцип вины) лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие

Лицензирование образовательной деятельности Закон РФ «Об образовании» Положение о лицензировании образовательной деятельности Формы представления сведений C комментариями В. В. Шибелевой

Лицензирование образовательной деятельности Закон РФ «Об образовании» Положение о лицензировании образовательной деятельности Формы представления сведений C комментариями В. В. Шибелевой Валентина Васильевна Шибелева – заместитель директора Московского центра

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства Тема 15. Правоохранительная деятельность как средство обеспечения

Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

Виды и формы надзорной деятельности государства

4. Виды и формы надзорной деятельности государства Надзорная деятельность государства включает в себя несколько конкретных видов государственного надзора: во-первых, функциональные виды отраслевого государственного надзора; во-вторых, некоторые разновидности

1. Понятие формы государства

1. Понятие формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.Форма государства отвечает на

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются

Глава 14. Формы государства

Глава 14. Формы государства § 1. Понятие и значение формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная

§ 1. Понятие и значение формы государства

§ 1. Понятие и значение формы государства Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли

84. Понятия конкуренции и монополистической деятельности. Формы проявления монополистической деятельности

84. Понятия конкуренции и монополистической деятельности. Формы проявления монополистической деятельности Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность

7.2 Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности

7.2 Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности В юридической науке используются различные критерии для классификации органов государства. Наиболее универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т. е. деление органов

§ 2. Формы участия государства в гражданском обороте

§ 2. Формы участия государства в гражданском обороте Опосредованное участие государства в гражданском обороте. Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица

Контроль – это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с намеченными.

Контроль – управленческая деятельность, направленная на выявление, исправление и предупреждение отклонений достигнутых результатов от намеченных установок, параметров, целей.

Возможности контроля: позволяет осуществлять исправляющее воздействие на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели.

Особенность контроля: служит средством осуществления обратных связей, своевременного принятия мер воздействия на управляемый объект, изменения планов или поставленных целей.

Задачи контроля: обеспечивает обратную связь между ожиданиями, установленными первоначальными планами, и истинными показателями деятельности компании.

Особенность систем контроля: они соотносят реальные достижения с прогнозными показателями, после этого определяются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные последствия, либо усилить действие, если результаты позитивные.

Основные стадии контроля:

  • измерение фактически полученных результатов;
  • установление стандартов, ориентиров, которые необходимо достичь;
  • сравнение достигнутых показателей с плановыми.

Виды контроля.

  1. Предварительный контроль. Выполняется до фактического начала работ. Главным средством выполнения предварительного контроля является реализация установленных правил, процедур и линий поведения. При осуществлении предварительного контроля можно обнаружить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты.

    Разновидности предварительного контроля:

    • диагностический контроль включает такие понятия, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т. п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке;
    • терапевтический контроль разрешает не только обнаружить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.
  2. Текущий контроль реализовывается в процессе проведения работ, позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для осуществления текущего контроля менеджерам необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, применяют внешние ресурсы для внутреннего использования, следят за отклонениями для достижения этих целей.
  3. Заключительный контроль. Цель заключительного контроля – помочь предотвратить ошибки в будущем. В процессе заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.

    Возможности заключительного контроля: дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем и способствует мотивации.

Функция контроля не является последним этапом всего процесса управления организацией. В практической деятельности такого конечного пункта не существует вообще, т. к. любая управленческая функция движима другой. Руководители высокого уровня большую часть своего рабочего времени расходуют на выполнение функций планирования и контроля, а более низкого уровня больше времени уделяют подбору кадров, организации их труда. Но на всех уровнях управления они используют и выполняют все 4 функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Контроль как элемент управления финансами осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления.

Под финансовым контролем понимается совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных контрольных органов по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов в лице государства, предприятий, учреждений и организаций.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов.

Сам по себе финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет его назначение и содержание. Являясь особой формой контроля, связанной с использованием стоимостных категорий, он имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов в форме фондов денежных средств.

Финансовый контроль является стоимостным. Он присутствует во всех сферах общественного производства, сопровождая процесс движения средств денежных фондов. Непосредственным предметом проверок в ходе его осуществления выступают такие стоимостные показатели, как доходы, прибыль, себестоимость, НДС, рентабельность, отчисления на различные цели и в фонды. Контроль над этими

показателями и их динамикой охватывает все стороны производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (например, бартерные сделки).

Целью финансового контроля является проверка соблюдения финансовой дисциплины хозяйствующими субъектами.

Основными задачами финансового контроля являю гея:

1) содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов экономики;

2) обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

3) выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

4) содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов хозяйствующих субъектов;

5) содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

6) обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения хозяйствующих субъектов различных форм собственности;

7) содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям.

Финансовый контроль позволяет:

1) сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми показателями;

2) выявить резервы роста финансовых ресурсов;

3) наметить пути более эффективного хозяйствования.

Принципы классификации финансового контроля.

По субъектам различают:

1) государственный финансовый контроль;

2) внутрихозяйственный финансовый контроль;

3) общественный финансовый контроль,

4) независимый финансовый контроль (аудит).

1. Государственныи финансовый контроль включает общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления, он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Государственный финансовый контроль предполагает проверку законности, эффективности и целесообразности использования го-сударственных средств.

Контроль над использованием бюджетных средств называется бюджетным контролем, он способствует разработке и реализации оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

Налоговые органы осуществляют оперативный налоговый контроль, в задачи которого входит контроль над соблюдением налогового законодательства. Одновременно с этим налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния предприятий и ор-ганизаций независимо от их ведомственной подчиненности и орга-низационно-правовой формы; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется контрольно-ревизионными отделами министерств, концернов, органов местного самоуправления.

Объектом ведомственного контроля являются производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Финансовый контроль негосударственной сферы экономики со стороны государства затрагивает не только выполнение денежных обязательств перед ним, но также соблюдение законности и целесо-образности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, выполнение установленных правительством правил ор-ганизации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Разновидностью государственного финансового контроля является президентский и парламентский контроль.

2. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами и т.д.).

Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в от-дельности.

3. Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. Его осуществляли на добровольной и безвозмездной основе отдельные лица или группы специалистов. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы. Разгосударст

вление собственности вызвало к жизни такие его формы, как контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов.

4. Независимый финансовый контроль (аудит) осуществляют спе-циализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Аудит в таком понимании представляет собой ревизию деятельности компании за определенный период времени в соответствии с установленными стандартами бухгалтерского учета и правилами ревизии. Такая проверка в определенной степени способствует уменьшению риска, связанного с принятием неправильного решения на основе неточной, неполной или неверной информации.

Условием проведения аудиторских (то есть независимых) проверок является, как отмечалось, независимость аудитора от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности. Аудитор-ревизор не работает на проверяемом предприятии.

«Внутренним аудитом» иногда ошибочно называют внутрихозяйственный финансовый контроль.

II. По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций с целью предупреждения финансовых нарушений. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней, а также финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях пресечения злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдения финансовой дисциплины и своевременности осуществления расчетов. В осуществлении текущего контроля важную роль играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его цель — оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

III. По методам проведения финансового контроля (то есть приемам и способам осуществления) различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования, в отличие от проверок, охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития. В процессе обследования могут проводиться опросы и анкетирование.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью обшей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования. Анализ может быть системным и пофакторным.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

IV. По степени охвата данных финансовый контроль может быть полным (комплексным, сплошным) или частичным (тематическим, выборочным).

Сплошные проверки предполагают проверку всех документов, выборочные — части документов.

V. По срочности — плановым или внеплановым.

VI. По характеру материала, на основе которого осуществляется финансовый контроль, различают документальные и фактические проверки.

Документальные проверки предполагают проверку подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах. Фактические проверки предполагают проверку соответствия данных учета и отчетности фактическому наличию денежных средств и товарно-материальных запасов.

Для проведения любого вида финансового контроля составляется программа, в которой указываются цель, объект, тема и основные вопросы проверки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *