Функции и обязанности торгового представителя

  • автор:

Торговый представитель — сотрудник, который представляет, продвигает и продает определенную группу товаров компании.

Чем занимается торговый представитель? Он ездит по торговым точкам, предлагает товар, проводит переговоры, заключает сделки по продажам, а также посещает магазины, где уже есть продукция его фирмы, и следит за тем, хорошо ли продается товар. Иногда выполняет некоторые функции мерчендайзера.

После нескольких лет успешной работы торговым представителем или менеджером по продажам можно пойти вверх по карьерной лестнице и стать менеджером по развитию бизнеса или коммерческим директором.

Места работы

Должность торгового представителя востребована практически во всех компаниях, занимающихся продажей продуктов или услуг. Это могут быть организации, продающие:

  • продукты питания (молочные, мясные продукты, снэки, алкоголь, табак);
  • медикаменты;
  • электроника и бытовая техника;
  • упаковка;
  • полиграфическая продукция;
  • аксессуары и расходные материалы для автомобилей;
  • строительные товары;
  • некоторые виды услуг;
  • и многое многое другое.

История профессии

В России первыми торговыми представителями можно считать отечественных купцов. В 15-17 веках купцом мог считаться любой человек, совершивший торговую сделку. В настоящее время торговые сделки совершают торговые представители, менеджеры по продажам и иные работники сферы коммерции.

Обязанности торгового представителя

В должностные обязанности торгового представителя входит:

  • консультирование клиентов по продукции или услугам;
  • работа с существующей клиентской базой;
  • поиск новых клиентов (презентация товаров или услуг, заключение договоров);
  • ведение отчетности по выполняемой работе.

Иногда в функции торгового представителя может входить:

  • работа с дебиторской задолженностью;
  • участие в работе отдела продаж;
  • обучение продавцов клиентов нюансам реализации товара;
  • анализ рынка, мониторинг цен конкурентов.

Требования к торговому представителю

Вот список основных требований к соискателям:

  • высшее образование;
  • коммуникабельность;
  • знание ПК;

Иногда требования к торговому представителю включают в себя:

  • наличие личного автомобиля;
  • опыт работы в сфере продаж от 1 года.

Образец резюме торгового представителя

Образец резюме.

Как стать торговым представителем

Стать торговым представителем можно без высшего образования, т.к. для данной профессии достаточно иметь среднее образование. Получить необходимые навыки торгового представителя можно в процессе работы — компании часто берут соискателей без опыта работы и сами обучают их всему.

Зарплата торгового представителя

Заработная плата торгового представителя складывается из фиксированного оклада и процентов от продаж и колеблется от 10 до 100 тысяч рублей в месяц. При этом существенную часть заработка составляет процент с продаж и премии за выполнение плана. Средняя зарплата торгового представителя составляет 40 тысяч рублей в месяц.

I. Общие положения

1.1. Наименование структурного подразделения: Филиал / Отдел городских продаж (Отдел прямых продаж); Филиал / Представительство

1.2. Подчиняется (должность руководителя): Супервайзеру

1.3. Является руководителем (должности непосредственных подчиненных): нет

1.4. Замещает (должности, функции которых исполняет сотрудник, при их отсутствии): торговый представитель, мерчендайзер

1.5. Заместитель (должности, которые исполняют функции сотрудника при его отсутствии): торговый представитель, мерчендайзер (по решению руководства)

2. Обязанности

2.1. Регулярно, согласно маршрутному листу, посещает каждого клиента, в соответствии с утвержденной схемой, с целью размещения заказа на очередную поставку и отслеживания остатков товара.

2.2. Следит за выкладкой максимально полного ассортимента продукции в соответствии со стандартами мерчендайзинга, за размещением и обновлением рекламных материалов и оборудования.

2.3. Контролирует отправку заказа в торговую точку, в установленные сроки, по объему реализации продукции, номенклатуре, комплектности и качеству.

2.4. Следит за состоянием дебиторской задолженности по своим клиентам и своевременно сообщает руководству о возможных задержках оплат, а так же других факторах, влияющих на платежеспособность клиента.

2.5. В случае необходимости, производит инкассацию наличных денег за поставленный товар.

2.6. Оперативно реагирует на претензии клиента по количеству и качеству поставляемого товара согласно договору поставки.

2.7. Выявляет причины нарушений условий договоров, принимает меры по их устранению и предупреждению этих причин.

2.8. За отчетный период посещает все торговые точки (активные и потенциальные) в районе ответственности.

2.9. Ведет постоянный поиск новых клиентов и заключает с ними договора поставки.

2.10. Консультирует клиентов по вопросам потребительских характеристик товаров, которые способствуют удовлетворению потребностей конечных покупателей.

2.11. Передает непосредственному руководству обо всех изменениях состояния рынка, выявленных в процессе работы и производит сбор маркетинговой информации при необходимости.

2.12. Контролирует проведение рекламных акций, промоакций, дегустаций.

3. Административная работа

3.1. Бюджетирование: нет

3.2. Планирование: ежедневно, еженедельно, ежемесячно.

3.3. Отчетность: ежедневно, еженедельно, ежемесячно.

3.4. Кадровая работа: нет

3.5. Разработка документов: нет

3.6. Поддерживает в актуальном состоянии сведения, базы данных: контактных лиц и их руководства, особенности торговых точек, точные адреса, телефоны, режимы работы.

4. Имеет право принимать решения по вопросам

4.1. Финансовые: нет

4.2. Выбор партнеров: поиск новых клиентов

4.3. Визирование документов: нет

5. Регламентирующие работу документы

5.1. Внешние документы: Законодательные и нормативные акты.

5.2. Внутренние документы: Стандарты ГО, Положение о филиале, Должностная инструкция, Правила внутреннего трудового распорядка, Стандарты работы сотрудников оптово-розничного направления.

6. Критерии оценки эффективности труда

6.1. Выполнение по срокам мероприятий еженедельного и ежемесячного планирования, за которые несет ответственность.

6.2. Выполнение по качеству мероприятий еженедельного и ежемесячного планирования, за которые несет ответственность.

6.3. Выполнение по объему мероприятий еженедельного и ежемесячного планирования, за которые несет ответственность.

6.4. Удовлетворенность внутренних заказчиков.

6.5. Удовлетворенность внешних заказчиков.

7. Требования к квалификации

7.1. Образование: высшее, неоконченное высшее, средне — специальное

7.2. Специальное обучение, допуски: права категории В.

7.3. Навыки: ведения переговоров

7.4. Опыт работы: на рынке продуктов питания не менее года

7.5. Профессиональные знания:
— Прогрессивные формы и методы торговли и сбыта;
— Порядок заключения договоров купли-продажи и оформления необходимых документов;
— Условия заключения коммерческих сделок и методы доведения товаров до потребителей;

Продолжаем говорить на тему торговых представителей. Начало статьи

Торговый представитель помогает производителям товаров продвигать их торговые марки (под которыми эти товары представлены) непосредственно в точки продаж. Услуги торгового представителя связаны с розничным каналом продаж. Именно поэтому (включая перечисленное в первой части нашей беседы) в его услуги входит рекламное оформление точек продаж, сбор заявок на поставки продукции (кому/куда и сколько?), презентации и информированность о продвигаемой продукции.
Что ж, хороший специалист всегда будет направлять свои силы в достижение необходимых результатов. Работа по продвижению продукции производителей и дистрибьюторов в розничных точках продаж — главная миссия группы компаний POSmanagement. Мы сосредоточены на этом и имеем соответствующий опыт работы. Потому и можем рассказать о специфике работы торгового представителя.

ТОРГОВЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ: ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ И ЧЕМ ПОЛЕЗЕН

№3. ПОМОГАЕТ С РЕКЛАМНЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОЧЕК ПРОДАЖ

POS-материалы типа блокнотов, ручек, футболки и кепки, карандаши с логотипом и названием торговой марки, вся эта бесконечная вереница в виде ежегодных календарей, плакатов с фирменной символикой, каталоги, буклеты, флаги с логотипом компании-производителя, наклейки с названием продукции, воблеры и прочие рекламные носители — все это торговый представитель помогает направлять в места продаж. Также стоит отметить возможность торгового представителя организовать рекламную или промо-акцию в точке продаж. В обязанности торгового представителя входит размещение демонстрационных стендов, образцов продукции (в случае размещения на собственном стенде в торговой точке), изготовление и размещение технически сложных POS-материалов (например: световые стойки, вывески, рекламные стенды в витрины магазины). Не каждый торговый представитель, кстати, может похвастаться возможностью изготовить вывеску или сложную рекламную конструкцию. POS Management же имеет такую возможность, о чем мы уже не раз рассказывали: проектирование, дизайн и изготовление рекламно-торгового оборудования любой сложности, доставка и монтаж — все это возможно заказать у нас сразу и в нужном объеме.
С одной стороны рекламное оформление точки продаж помогает продавать товары, информируя о необходимой нам продукции и формируя визуальный образ бренда, а с другой такие приятные мелочи как получить календарь или носки значительно укрепляет доверие со всех сторон. Это показывает заботу и готовность бренда быть немного родным, близким.

№4. ОБЩАЕТСЯ И РАБОТАЕТ «В ПОЛЕ», СКЛОНЯЕТ К «ПРАВИЛЬНОМУ» ВЫБОРУ И ПРИВЛЕКАЕТ К РАБОТЕ НОВЫЕ ТОРГОВЫЕ ТОЧКИ

Торговый представитель должен сделать все возможное для того, чтобы тот или иной товар приняли для реализации в конкретной торговой точке. Постоянное общение с руководителями мест продаж, администрацией, налаживание отношений с ними для создания положительного образа бренда, убеждение принимающих решение людей выбрать именно наш товар, а не аналогичный у конкурентов, полное содействие к сделке и учет объемов продаж в будущем, контроль за соблюдением правильности оформления документации, согласование с принимающими решение людьми логистических схем поставок и ассортимента. Все это требует не только значительных усилий и умений вести деловые переговоры, но и временных затрат. И без торгового представителя здесь не обойтись. Особенно если это касается возможного сотрудничества с крупными торговыми сетями, в которых хотелось бы продавать продукцию нашей торговой марки.

Естественно, каждый проект индивидуален, как и каждая торговая марка. И, конечно же, объем услуг торгового представителя будет отличаться у каждого отдельно взятого проекта. Стоимость услуг торгового представителя также разнится. Она зависит:
— от изначальных целей, которые пытается добиться производитель торговой марки;
— задач, которые будут поставлены перед торговым представителем для достижения этих целей;
— от количества точек для расширения ассортимента;
— от количества проведенных презентаций продукции;
— от объема непосредственных контактов с целевой аудиторией для повышения лояльности к бренду (будь то консалтинг или помощь с рекламным оформлением места продаж).

Содержание резюме торгового представителя составляют несколько тематических блоков.
Сразу после личной информации (ФИО, дата рождения, город проживания и т. д.) следует раздел «Опыт работы». Потенциальным работодателям он наиболее интересен. Здесь указываются периоды начала и окончания работы, должность, справочные сведения о компании-работодателе, а также краткий список основных обязанностей и достижений. Не углубляйтесь в прошлое: достаточно 3—4 мест работы или стажа за последние 10 лет. Для каждого места работы нужно использовать отдельный блок.
Перед вами удачный пример описания обязанностей торгового представителя.
— Работал с действующей базой клиентов (55 точек): отслеживание, анализ и планирование товарных запасов, обеспечение торговых точек рекламными материалами. В 70% торговых точек удалось самостоятельно договориться о приоритетных местах продаж — в результате продажи увеличены на 13%.
— Искал новых клиентов — за период работы увеличил клиентскую базу с 55 до 80 точек.
— Контролировал дебиторскую задолженность, в результате снизил её с 80% до 20%.
— За время работы обучил 4 новых сотрудников (ввод в профессию, мерчандайзинг, 5 этапов делового визита) — все прошли испытательный срок.
В блоках резюме «Ключевые навыки» и «Достижения» вы можете подчеркнуть свой профессионализм, составив список ваших основных компетенций. Для торгового представителя это могут быть, к примеру:
— опыт личных продаж;
— знание первичных финансовых документов;
— знание техник продаж;
— умение убеждать и работать с возражениями;
— знание основ мерчандайзинга;
— умение проводить переговоры и презентации;
— наличие налаженных связей с торговыми точками.
Описывая свои достижения, старайтесь быть максимально конкретным и приводить такие примеры, в которых качество вашей работы можно измерить — в рублях, в процентах, в количестве клиентов и т. д. «За год моей работы уровень продаж в регионе вырос на 55%»; «В течение года каждый день проводил по 3 встречи с потенциальными клиентами, в результате количество клиентов компании увеличилось в 3 раза».
Что касается раздела «Дополнительные сведения», то сюда можно внести прочую информацию, важную для желаемой должности. «Энергичность и коммуникабельность помогают мне проводить эффективные презентации товара» — пример того, как личные качества помогают вам в работе, может выделить вас среди других кандидатов. Для торгового представителя важны такие черты, как нацеленность на результат, способность заинтересовывать слушателей, активность, упорство, терпение, стрессоустойчивость, инициативность, грамотная речь. Внесите в резюме те из них, которые вам присущи.
Вся информация в резюме должна быть достоверной — не обманывайте потенциальных работодателей. Помните: хорошее резюме не перегружено деталями и легко воспринимается.
Желаем вам удачи в поиске работы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *