ФТС 2018

  • автор:

Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1 — 2. Утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации внести до 1 декабря 2004 г. в Правительство Российской Федерации в установленном порядке:

проекты нормативных правовых актов о порядке осуществления функций, установленных пунктом 2 настоящего Постановления;

совместно с Министерством финансов Российской Федерации — предложения о порядке осуществления контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

4. Установить, что Федеральная таможенная служба до принятия соответствующих нормативных правовых актов вправе иметь в ведении созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

5. Разрешить Федеральной таможенной службе иметь до 7 заместителей руководителя, в том числе одного первого заместителя руководителя, а также до 8 главных управлений и до 13 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.03.2007 N 131, от 13.04.2016 N 300, от 07.08.2017 N 940)

6. Установить предельную численность:

сотрудников центрального аппарата Федеральной таможенной службы, которым присваиваются специальные звания, в количестве 828 единиц;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.02.2013 N 137)

1 марта 2019 года состоялось расширенное заседание коллегии Федеральной таможенной службы, посвященное подведению итогов деятельности таможенных органов Российской Федерации в 2018 году и задачам на 2019 год. На мероприятии присутствовали Министр финансов Российской Федерации Антон Германович Силуанов, руководитель ФТС России Владимир Булавин, заместитель министра финансов Российской Федерации Илья Вячеславович Трунин, заместитель министра экономического развития Российской Федерации Тимур Игоревич Максимов, председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Аркадьевич Лозбенко, а также представители Счётной палаты Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ТПП России, ФГУП «Почта России» и других ведомств.

Антон Силуанов в своем выступлении подчеркнул, что планы, которые стояли перед таможенной службой выполнены в полном объеме:

  • Улучшилось взаимодействие ФТС России с участниками ВЭД.
  • Авторегистрация деклараций увеличилась почти вдвое.
  • Создан единый механизм взаимодействия ФТС и ФНС.
  • Сокращен теневой сектор экономики.
  • Совместно с налоговой службой создана система прослеживаемости товаров.
  • Изменена структура таможенных органов: созданы электронные таможни и центры электронного декларирования.

Министр финансов озвучил основные задачи, которые поставлены перед ФТС России на 2019 год:

  • Продолжить работу по снижению издержек бизнеса, связанных с таможней.
  • Продолжить работу по созданию системы прослеживаемости товаров; которая в дальнейшем позволит переместить контроль на после выпуска товаров.
  • Перевести всех участников ВЭД на ЕЛС (более 77 тыс. участников ВЭД открыли единый лицевой счет в 2018 году).
  • Продолжить развивать удаленное таможенное оформление (планируется создать еще 2 электронные таможни и 4 ЦЭДа).
  • Взаимодействовать с Почтой России по вопросам регулирования интернет-торговли.
  • Продолжить с ФНС развивать систему Tax Free.
  • Представить проект стратегии развития ФТС России до 2036 года.

После вступительного слова Министра финансов с докладом выступил руководитель Федеральной таможенной службы. Коротко рассмотрим основные, на наш взгляд, моменты, которые были озвучены в докладе.

В начале Владимир Иванович Булавин напомнил присутствующим, какие основные изменения в таможенной сфере произошли в 2018 году:

  • С 1 января вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.
  • 3 августа 2018 года принят Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» № 289-ФЗ.
  • С октября 2018 года начато реформирование системы таможенных органов в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России до 2020 года.

В 2018 году было создано 6 центров электронного декларирования: Приволжский, Уральский, Северо-Кавказский, Калининградский, Владивостокский, Новороссийский, в которых оформлялось 33,6% ДТ. В 2019 году концентрация таможенного декларирования в электронных таможнях составит 60%, будет создано еще 6 ЦЭДов: Сибирский, Авиационный, Энергетический, Акцизный, Балтийский, Московский. В 2020 году откроется еще 4 ЦЭДа: Центральный, Дальневосточный, Северо-Западный, Южный. Т.о. в ЦЭДах будет оформляться 95% деклараций от общего объема. На текущий момент этот показатель равен 50%.

Динамика физических объемов налогооблагаемого импорта и доходов, администрируемых ФТС России, в 2016 – 2018 годах:

За период с 2016 по 2018 год наблюдался постоянный рост импортных перевозок в физическом выражении, что выразилось и в увеличении сумм таможенных платежей, перечисленных в бюджет государства. С 2016 по 2017 год импорт вырос на 13,3% (с 51,3 до 58,1 млн тонн), а рост поступивших таможенных платежей составил 22,6% (с 34 856,95 до 42 719 млн долл.). В дальнейшем, с 2017 по 2018 год ввоз товаров увеличился в физическом выражении на 3,8% (с 58,1 до 60,3 млн тонн), что привело к росту таможенных отчислений на 11,2 % (с 42 719,49 до 47 499,70 млн долл.).

Дополнительно взысканные таможенными органами таможенные и иные платежи в 2018 году составили:

  • 21,5 млрд руб. – в результате применения системы управления рисками.
  • 8,3 млрд руб. – по результатам таможенного контроля после выпуска товаров.
  • 1,7 млрд руб. – как результат уплаты штрафов за административные правонарушения.

Перспективные направления повышения эффективности администрирования таможенных платежей:

  • Обеспечение качества, единообразия и объективности администрирования таможенных платежей в электронных таможнях и ЦЭД.
  • Переход на использование динамических стоимостных индикаторов в отношении декларируемых товаров.
  • Автоматизация процессов определения и контроля таможенной стоимости.
  • Переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий.
  • Создание национальной системы прослеживаемости товаров.
  • Преобразование института уполномоченных экономических операторов.
  • Изменение подходов к администрированию товаров, перемещаемых в рамках интернет-торговли.
  • Интеграция информационных ресурсов ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти.

Важнейшим направлением является создание национальной системы прослеживаемости товаров. Информационные системы и ФТС, и ФНС готовы к запуску системы. После выхода соответствующих Постановлений Российской Федерации мы готовы запустить эксперимент по согласованной товарной номенклатуре.

Результаты применения системы управления рисками в 2018 году:

За 2018 год было взыскано 21,5 млрд руб. таможенных платежей, что на 4% больше, чем в 2017 году (20,7 млрд руб.). ФТС приняла 27 263 решения об отказе в выпуске товаров, 13 000 решений о запрете ввоза/вывоза товаров, было возбуждено 41 562 дела об административных правонарушениях, а также 505 уголовных дел.

Результаты осуществления валютного контроля:

  • Проведено более 10,6 тыс. проверок соблюдения валютного законодательства.
  • Возбуждено более 13,8 тыс. дел об административных нарушениях.
  • Сумма выявленного ущерба составила 200 млрд рублей.
  • Предотвращено незаконных валютных операций на сумму 3 млрд долларов США.

Результаты применения мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности:

  • В таможенный реестр включено 4906 ОИС.
  • Выявлено 16,2 млн единиц контрафактной продукции.
  • Возбуждено более 1256 дел об административных правонарушениях.
  • Предотвращен ущерб правообладателям на сумму более 6,8 млрд рублей.

Результаты таможенного контроля после выпуска товаров в 2018 году:

В результате проведенных мероприятий сумма взысканных в 2018 году платежей выросла на 93%, с 4,3 млрд руб. в 2017 году до 8,3 млрд рублей. При этом почти вдвое (на 43%) сократилось количество таможенных проверок, с 4 805 проверок в 2017 году до 2017 в прошлом году. Благодаря увеличению результативности проверок с 87% до 91%, положительный эффект выразился в уменьшении административной нагрузки на бизнес.

Результаты работы мобильных групп по пресечению схем ввоза запрещенных товаров:

В 2018 году было выявлено 71,9 тыс. тонн запрещенных к ввозу товаров, что на 74% больше, чем в 2017 году (41,3 тыс. тонн), из них 7,2 тыс. тонн санкционной продукции. Таможенными органами было уничтожено 4,7 тыс. тонн санкционной продукции, возбуждено 745 дел об административных правонарушениях, а также 28 уголовных дел.

Международная деятельность ФТС России в 2018 году:

  • Заключено 20 международных меморандумов и договоров.
  • Международная договорная база включает 314 международных договоров и меморандумов, заключенных с 69 государствами.
  • Функционирует 21 Представительство ФТС России в 20 иностранных государствах.

Результаты применения риск-категорирования участников ВЭД и системы управления рисками:

В 2018 году к низкому уровню риска были отнесены 9022 организации, из которых 51,5% – предприятия среднего и малого бизнеса. При этом доля оформленных деклараций по этой категории имела показатель 63%, а доля таможенных платежей составила 82%. Таможенный досмотр проводился в отношении партий товаров организаций, отнесенных к низкому уровню риска, лишь в 0,5% случаев, а для остальных участников ВЭД – в 4% случаев. Среднее время выпуска безрисковых поставок при процедуре импорта составило 1 час 21 минуту, при экспорте – 41 минуту.

Автоматическая регистрация деклараций на товары (ДТ) и автоматический выпуск товаров:

За 3 года с 2016 по 2018 год включительно заметен неуклонный рост количества автоматически зарегистрированных ДТ – 0,5 млн (2016), 0,9 млн (2017) и 1,8 млн деклараций (2018). При этом доля автоматически зарегистрированных ДТ при экспорте составила – 83%, при импорте – 36%. Среднее время регистрации – не более 3 минут.

Хорошие результаты показал автоматический выпуск товаров в 2018 году. Если в 2016 лишь 29 тыс. ДТ были выпущены в этом режиме, то к 2017 их количество возросло почти в 3 раза до 84 тыс., а уже в 2018 рекордное, почти четырехкратное увеличение дало цифру в 323 тыс. ДТ. 47% ДТ были автоматически выпущены по процедуре экспорта, а 27% – по импорту при среднем времени выпуска не более 5 минут.

Результаты реализации пилотного проекта «Tax Free»:

Стартовав в апреле 2018 года, пилотный проект по компенсации сумм налога на добавленную стоимость физическим лицам «Tax Free» показал хорошие результаты. Оформлено более 42 тыс. чеков «Tax Free» на общую сумму 8 млрд руб.

Объемы международной электронной торговли:

В течение 2018 года вырос объем онлайн покупок, что отразилось на увеличении на 25% количества международных почтовых отправлений, с 273 млн в 2017 году до 340 млн в 2018. Кроме того, вырос на 52% объем экспресс-грузов для физических лиц с 23 млн до 35 млн.

Цели ФТС России на 2019 год:

  • Выполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
  • Обеспечение полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
  • Выполнение Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года в целях содействия внешнеэкономической деятельности, расширения применения электронно-цифровых технологий в таможенном деле.
  • Реформирование системы таможенных органов.
  • Обеспечение экономической безопасности РФ в сфере ВЭД.
  • Совершенствование информационного взаимодействия с государственными органами и организациями, в том числе в рамках международного сотрудничества.

Работа с нормативной базой:

Ведется активная работа по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» №ФЗ-289. Всего необходимо принять 179 документов, в настоящее время разработано 164, работа над остальными запланирована на II – IV квартал 2019 года.

Кроме этого необходимо провести инвентаризацию всех НПА на предмет того, чтобы исключить избыточные требования, создающие дополнительную административную нагрузку как на бизнес, так и на таможню. Площадками для обсуждения возникающих у бизнеса вопросов станут Общественный и Экспертно-консультативный советы при ФТС России.

Владимир Иванович также отметил, что взаимодействие с бизнесом претерпело существенные изменения и переросло в диалог. Он выразил надежду, что деловые круги примут активное участие в разработке новой стратегии развития таможенной службы.

Мария Голобокова, «Альта-Софт»

УДК 338.242.2

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕН НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПОДЧИНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Алиева Н.М., Иванова Ю.Ю., Куроптев Н.Б.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

FUNCTIONAL FEATURES OF DIRECT SUBMISSION CUSTOMS

AND PROSPECTS OF THEIR DEVELOPMENT

Aliyeva N., Ivanova J., Kuroptev N.

St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В данной статье рассматривается роль таможен непосредственного подчинения в системе таможенных органов, вопросы, связанные с созданием и функционированием таможен прямого подчинения, также приведена краткая характеристика их деятельности. На основе проанализированного материала выявлены возможные пути их дальнейшего развития. Усиление роли Российской Федерации в обеспечении глобальной энергетической безопасности происходит на фоне формирования современной международной энергетической системы и глобализации рынков энергоносителей. В условиях

совершенствования механизма дальнейшего расширения энергетической инфраструктуры и осуществления эффективного контроля за перемещением энергоносителей в статье рассмотрены вопросы особенности

функционирования Центральной

энергетической таможни.

Ключевые слова: таможенная служба, таможни прямого подчинения, таможенное дело.

Как известно, в систему таможенных органов Российской Федерации входят в том числе и таможни прямого (непосредственного) подчинения ФТС России. Деятельность таких таможен регулируется законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, положений таможенного кодекса ЕАЭС, приказом ФТС России № 833 .

На конец 2018 года их число составляет 11. Среди них:

— 3 авиационные таможни: Домодедовская, Шереметьевская и Внуковская;

— 2 областных: Калининградская областная, Московская областная;

— 2 специализированных таможни: Центральная акцизная, Центральная энергетическая;

— 2 таможни Крымского полуострова: Крымская и Севастопольская;

— Центральная базовая таможня;

— Кинологический центр.

Необходимо отметить, что Крымская

таможня стала таможней прямого подчинения в 2014 году. Это связано с включением в состав Российской Федерации Крымского полуострова в начале 2014 года. Дополнение списка таможен непосредственного подчинения ФТС России было вызвано сня-

БИТ 2018 Том 3 № 1(9)

тием таможенного барьера в Крыму, необходимостью проведения реформ в таможенных органах, которые ранее функционировали в соответствии с законодательством другого государства . Более того, Севастополь является городом федерального значения, расположенным на побережье Чёрного моря, поэтому из-за благоприятных климатических условий даже зимой остается морским торговым и рыбным портом, а Россия получает возможность стратегического контроля над всем Черноморским регионом.

Таким образом, резкое увеличение рынка сбыта российских товаров, возникновение необходимости работы в условиях таможенного законодательства Российской Федерации и ЕАЭС, внедрение общероссийских и союзных норм обусловило необходимость для ФТС России непосредственно контролировать данные таможни, а не подчинять их Южному таможенному управлению .

Что касается особенностей функционирования воздушных таможен прямого подчинения, то они осуществляют свою деятельность благодаря грузовым, пассажирским и почтовым таможенным постам, а также ЦЭД. Большие объемы перемещаемых грузов, что доказано перевыполнением ежегодных планов, и выгодное месторасположение вызвало необходимость их выделения в качестве таможен прямого подчинения. Данные таможни также играют ключевую роль в перемещении товаров для консульских и дипломатических представительств, находящихся на территории Российской Федерации. Интересно заметить, что Домодедовская таможня третий год подряд признается лучшей пограничной таможней Российской Федерации в ежегодном конкурсе Федеральной таможенной службы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упомянув значительные масштабы контроля перевозимых товаров, нельзя не отметить Московскую областную таможню. Она является одной из ведущих таможен как по товарообороту, так и по массиву оформленных таможенных деклараций в Федеральной таможенной службе России.

Областной таможней прямого подчинения также является Калининградская. Географическое расположение Калининградской области — анклав (не имеет ни морских, ни сухопутных границ с остальной частью Российской Федерации), объясняет ее прямое подчинение с 2014 года ФТС России. Отметим, что основной объём таможенного

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

декларирования в Калининградской областной таможне приходится на таможенную процедуру «свободной экономической зоны» (более половины от общего объёма таможенных деклараций).

В компетенцию Центральной акцизной таможни входит контроль подакцизных товаров (например, табачные изделия, алкоголь), драгоценных металлов и камней (в том числе часов и культурных ценностей со вставками таковых), денежных знаков. В связи с возросшим объемом задач, решаемых в данной сфере, было принято решение о подчинении Центральной акцизной таможни непосредственно ФТС России.

Центральная энергетическая таможня осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС (энергоносители), входящих в перечень стратегически важных товаров и ресурсов Российской Федерации . Энергоносители перемещаются через границу ЕАЭС пятью видами транспорта (водный, автомобильный, ж/д, трубопроводный и ЛЭП), но наиболее эффективным считается трубопроводный. В Российской Федерации более половины вывозимых энергоресурсов перемещается морским и речным транспортом. На сегодняшний день Центральная энергетическая таможня обеспечивает поступление более 45% от суммы доходов, администрируемых всеми таможенными органами Российской Федерации. Данный факт позволил внести ЦЭТ в список таможен прямого подчинения ФТС России.

Необходимо отметить, что Центральная базовая таможня создана для материально-технического обеспечения деятельности центрального аппарата ФТС России и материально-технического обеспечения таможенных органов, содержания и эксплуатации зданий и сооружений, находящихся на балансе таможни, а также охраны объектов таможенной инфраструктуры, закрепленных за таможней. Эта ее отличительная компетенция и определила значимость в качестве таможни прямого подчинения.

Кинологический центр является таможней непосредственного подчинения ФТС России, так как объединяет специалистов-кинологов в единую систему, создает единый подход к подготовке и организации применения служебных собак. Особое внимание уделяется подготовке собак по поиску различных видов товаров, обладающих индивидуальным запахом и незаконно перемещаемых через таможенную границу. От-

Бюллетень инновационных технологий

http://bitjournal.ru 25

метим тот факт, что Кинологическому центру ФТС России в 2012 в Брюсселе присвоили статус регионального Кинологического центра Всемирной таможенной организации, что показывает высокий уровень подготовки как специалистов-кинологов, так и служебных собак, признанный на международном уровне.

В ближайшем будущем планируется переподчинить Крымскую таможню Южному таможенному управлению, так как основная цель — организация деятельности таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Союза, достигнута. Планируется внедрение современной таможенной технологии как автоматическая регистрация таможенных деклараций и использование единого лицевого счета в Севастопольской таможне и находящихся в ее ведении таможенных постах.

Произойдут некоторые изменения в компетенции Центральной энергетической таможни. Если ранее принятие предвари-

тельного решения по классификации товаров группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС входило в компетенцию Центральной Энергетической таможни, то отныне этим будет заниматься только Управление Товарной Номенклатурой ФТС России.

Планируется совершенствовать систему подготовки специалистов-кинологов не только в Центральной таможне, но и в филиалах РТА, а также реорганизовать комплекс инженерно-технических сооружений Кинологического центра в соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.

Таким образом, таможни непосредственной подчиненные ФТС России играют значимую роль в системе таможенных органов. Все вышеперечисленные таможни включены в список таможен прямого подчинения ФТС России в связи с особенностями их функционирования. В ближайшее время серьёзных изменения в структуре таможен прямого подчинения не ожидается.

Список литературы

1. Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне» URL: www.consultant.ru (дата обращения 18.12.2018)

3. Гусева К.С., Афонин Д.Н. К вопросу о повышении эффективности таможенного

контроля при таможенном транзите // Таможенные чтения — 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации сборник материалов Всероссийской научно-

практической конференции с международным участием: В 3 т. — 2017. — С. 45-53.

Поступила в редакцию 24.01.2019

Сведения об авторе:

Алиева Наргиз Мирмагомед кызы — студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: nargiz2910@gmail.com

Иванова Юлия Юрьевна — студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: nargiz2910@gmail.com

Куроптев Никита Борисович — кандидат экономических наук, декан факультета таможенного дела, старший преподаватель кафедры управления Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: nargiz2910@gmail.com

Электронный научно-практический журнал «Бюллетень инновационных технологий» (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *