Фрахтование транспортного средства

  • автор:

Фрахтование транспортного средства.

Договор фрахтования автотранспортного средства является разновидностью договора перевозки.

Виды договоров перевозки грузов автомобильным транспортом приведены в этой статье данного сайта.

Фрахтование транспорта применяется в 2-х случаях: при перевозке груза с сопровождением представителя грузовладельца и перевозке груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (п.1 статьи 18 Устава автомобильного транспорта РФ).

Согласно статьи 787 Гражданского кодекса РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со статьей 2 Устава автомобильного транспорта РФ:

— фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
— фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Первый случай применения договора фрахтования. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца. Это означает, что водитель фрахтовщика (перевозчика) не выполняет функции экспедитора и не принимает на себя ответственность за груз (кроме ответственности, связанной с управлением транспортного средства). Ответственность за груз несет находящийся рядом с водителем представитель грузовладельца (экспедитор). Он же сдает груз по назначению.

Второй случай применения договора фрахтования – это перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей. К таким грузам относятся грунт, снег, строительный мусор, перевозимый в отвалы, бытовые отходы, отходы металлургического производства и т.д. Грузополучатель как таковой здесь не фигурирует.

На основании статьи 18 Устава автомобильного транспорта РФ договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Транспортная накладная при этом не оформляется. Форма заказа – наряда приведена в приложении 5 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом.

Заказ-наряд подается фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд (Правила перевозки, п.14).

Заказ-наряд составляется в 3 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком, а в случае если фрахтователь и фрахтовщик являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, экземпляры заказа-наряда также заверяются печатями фрахтователя и фрахтовщика. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий — вручаются фрахтовщику (водителю). Третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю (п.18 Правил перевозки).
В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств (п.20 Правил перевозки).

Автотранс — консультант.ру.

ДОГОВОР фрахтования судна на время (тайм-чартер) с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации

г. ____________________ «___»__________ ___ г. ________________________________ в лице ______________________________, (наименование или Ф.И.О.) (Ф.И.О, должность) действующ___ на основании _________________________, именуемое в дальнейшем (устава, положения, Доверенности или паспорта) «Судовладелец», с одной стороны, и _________________________________ в лице (наименование или Ф.И.О.) ______________________, действующ___ на основании ________________________, (Ф.И.О, должность) (устава, положения, Доверенности или паспорта) именуемое в дальнейшем «Фрахтователь», с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Судовладелец обязуется предоставить за плату в пользование Фрахтователю Судно и услуги членов экипажа Судна <1>.

1.2. Название Судна — «_________________».

1.3. Технические и эксплуатационные данные Судна: грузоподъемность ______ тонн, грузовместимость ________ м3/т, скорость _________ миль в час, __________________________________________________________________________. (иные эксплуатационные и технические данные) 1.4. Границы использования Судна (район плавания) — __________________. 1.5. Цель фрахтования — ______________________________________________. (перевозка грузов, пассажиров или иные цели мореплавания)

Судовое свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судовой билет (указать применимый документ) прилагается к настоящему Договору в качестве его неотъемлемой части.

1.7. Судовладелец обязуется передать полностью оснащенное Судно вместе с оборудованием и вышеуказанными документами по передаточному акту в течение _______ с момента подписания Сторонами настоящего Договора.

СРОКИ

2.1. Тайм-чартер заключается на срок __________________________.

2.2. Время и место (порт) передачи Судна Фрахтователю __________________.

2.3. Время и место (порт) возврата Судна Судовладельцу _________________.

ФРАХТ

3.1. Ставка фрахта составляет _____________ (__________________) рублей за _______________________________________________________________________. (указать период или количество перевозимого груза)

3.3. Все расчеты осуществляются в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Судовладельца в течение _______ банковских дней с момента получения счета Судовладельца.

3.4. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на Судно за время, в течение которого Судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния.

3.5. В случае если Судно становится непригодным для эксплуатации по вине Фрахтователя, Судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный настоящим Договором, независимо от возмещения Фрахтователем причиненных ему убытков.

3.6. В случае гибели Судна фрахт подлежит уплате с первого дня эксплуатации судна Фрахтователем по день гибели Судна, а если этот день установить невозможно — по день получения последнего известия о Судне.

ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Судовладелец обязан:

4.1.1.1. Принять меры по обеспечению годности Судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для использования в целях фрахтования, предусмотренных настоящим Договором.

4.1.2. В течение срока действия настоящего Договора поддерживать Судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование Судна и своей ответственности <2>, а также на содержание членов экипажа Судна.

Оригиналы документации по страхованию должны быть предоставлены Судовладельцем в порядке, предусмотренном п. 1.7 настоящего Договора, и храниться на борту Судна.

4.1.3. Предоставить работников, обладающих необходимыми знаниями и квалификацией, для осуществления управления Судном. Состав экипажа Судна (список работников с указанием должностей и иной необходимой информации) приведен в Приложении N ___, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора. Оплата труда работников, управляющих Судном, и расходы на их содержание осуществляются Судовладельцем <3>.

4.1.5. Предоставить документы, подтверждающие право собственности на Судно (вариант: иные документы, подтверждающие законные основания передачи Судна в аренду) в порядке, предусмотренном п. 1.7 настоящего Договора <4>.

4.1.6. В течение ______ после окончания действия настоящего Договора предоставить Фрахтователю акт оказанных услуг по управлению и технической эксплуатации Судна.

4.1.7. Информировать орган, в котором зарегистрировано Судно, об изменениях сведений, вносимых в реестр, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации <5>.

4.2. Фрахтователь обязан:

4.2.1. Пользоваться Судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными настоящим Договором.

4.2.2. Оплачивать стоимость бункера, топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов, а также связанные с коммерческой эксплуатацией Судна расходы и сборы.

4.2.3. В течение _______ после окончания срока действия настоящего Договора возвратить Судно Судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа Судна. Фрахтователь обязан уведомить Судовладельца в срок за _______ до даты возврата Судна обо всех уважительных обстоятельствах, препятствующих возврату Судна в установленный настоящим Договором срок или порт. В этом случае Стороны согласовывают новые условия возврата Судна, причем Фрахтователь, добросовестно выполнивший обязанность по уведомлению Судовладельца, не является лицом, допустившим просрочку исполнения обязательства по возврату.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. За нарушение сроков уплаты фрахта Судовладелец вправе требовать от Фрахтователя уплаты пени в размере и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. В случае просрочки Фрахтователем уплаты фрахта свыше 14 (четырнадцати) календарных дней Судовладелец вправе без предупреждения изъять у Фрахтователя Судно и взыскать причиненные такой просрочкой убытки.

5.3. За нарушение срока возврата Судна Фрахтователь уплачивает за задержку Судна неустойку по ставке фрахта, предусмотренной настоящим Договором, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную настоящим Договором.

5.4 Судовладелец не несет ответственности перед Фрахтователем за скрытые недостатки Судна, т.е. такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при проявлении Судовладельцем должной заботливости.

5.5. Фрахтователь не несет ответственности за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного Судна, если не доказано, что убытки причинены по вине Фрахтователя.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ (ФОРС-МАЖОР)

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, как то: стихийные бедствия, пожары, наводнения, землетрясения, военные действия или введение чрезвычайного положения, забастовки, гражданские беспорядки, изменения в законодательстве Российской Федерации, препятствующие исполнению обязательств по настоящему Договору и не зависящие от воли Сторон.

6.2. Сторона, которая подвергается воздействию непреодолимой силы, должна доказать существование непреодолимой силы достоверными документами в течение ________ с момента их возникновения.

ПРИМЕНИМОЕ ПРАВО И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. К настоящему Договору применяется право Российской Федерации.

7.2. Любые споры, возникающие из настоящего Договора или в связи с ним, подлежат окончательному урегулированию в __________________________________ __________________________________________________________________________. (указать орган, на рассмотрение которого Стороны намерены передавать возникающие споры)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.2. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует по «___»_________ ___ г.

РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

————————————————————————— ¦Судовладелец: ______________________¦Фрахтователь: ______________________¦ ¦ (наименование ¦ (наименование ¦ ¦ юридического адреса) ¦ юридического адреса) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Юридический/Почтовый адрес: ________¦Юридический/Почтовый адрес: ________¦ ¦____________________________________¦____________________________________¦ ¦____________________________________¦____________________________________¦ ¦ИНН _______________ КПП ____________¦ИНН _______________ КПП ____________¦ ¦р/с ________________________________¦р/с ________________________________¦ ¦в ____________________________ банке¦в ____________________________ банке¦ ¦к/с ________________________________¦к/с ________________________________¦ ¦БИК ________________________________¦БИК ________________________________¦ ¦ ¦ ¦ ¦Руководитель ¦Руководитель ¦ ¦_____________ ______________________¦_____________ ______________________¦ ¦ (подпись) (расшифровка подписи)¦ (подпись) (расшифровка подписи)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ М.П. ¦ М.П. ¦ ————————————-+————————————-

<1> В соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

<2> В соответствии со ст. 637 ГК РФ иное может быть предусмотрено договором аренды.

<3> В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 635 ГК РФ иное может быть предусмотрено договором аренды.

<4> В соответствии со ст. 608 ГК РФ арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

<5> В случае если судно зарегистрировано в Российском международном реестре судов, его регистрация подлежит также ежегодному подтверждению в соответствии с п. 3 ст. 37 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Interfax-Russia.ru – Число ДТП с участием автобусов, перевозящих детей, в этом году значительно снизилось. Этого удалось достичь благодаря усилению контроля со стороны правоохранительных органов.

Резонансный случай с участием автобуса, перевозившего детей, произошел этой весной: в Германии задержали неисправный автобус, в котором находилось 40 российских школьников, выехавших из Калининграда на экскурсию. Осмотр показал, что автобус находится в неисправном состоянии. Впоследствии оказалось, что водитель автобуса, который одновременно являлся и директором турфирмы, подделал документы, которые позволили ему не проходить предрейсовый осмотр. Подобная халатность могла стоить нескольких десятков жизней, но, к счастью, обошлось без трагедии.

Другой случай произошел в мае в Псковской области. Автобус со школьниками ехал из Пскова в Санкт-Петербург на экскурсию. Водитель почувствовал себя плохо, но не успел остановиться, и автобус съехал в кювет. В итоге травмы получили 11 детей. Выяснилось, что некоторые их них не были пристегнуты ремнями безопасности.

Оба инцидента иллюстрируют халатное отношение к организации детских перевозок. Соблюдение же всех правил, рекомендуемых Госавтоинспекцией, позволяет избежать неприятностей, а также оставить у детей приятные впечатления от отдыха.

Порядок организованной перевозки группы детей установлен постановлением правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».

Надежный транспорт – залог безопасности детей

Первое, по мнению экспертов, с чего следует начать подготовку к детской экскурсии – это выбрать надежный транспорт, прошедший необходимый технический осмотр. Такой автобус может быть на балансе у школы, либо же может быть арендован.

«Техосмотр автобусов проводится каждые шесть месяцев у аккредитованного оператора технического осмотра, имеющего аккредитацию для данных транспортных средств. Существуют определенные требования и перечень параметров, которые оператор проверяет. Проверка должна проводиться со специальным диагностическим оборудованием, которое позволяет установить те или иные характеристики транспортного средства и соответствие предъявляемым требованиям», — пояснил Interfax-Russia.ru заместитель начальника отдела технадзора ГУОБДД МВД России, подполковник полиции Алексей Ежов.

Согласно требованиям закона, в автобусе должен быть установлен исправный цифровой тахограф, должна быть карта диагностики, на креслах должны быть ремни безопасности, в салоне должны находиться аптечка, огнетушитель, знаки «дети» и «ограничение скорости». Кроме того, автобус должен быть оснащен системой ГЛОНАСС.

«Максимальную эффективность обеспечения безопасности детей в поездках дает только полный контроль всего процесса, от момента выбора перевозчика, если у образовательной организации нет своего транспорта, до индивидуальной подготовки и инструктирования детей. Учитывая тот факт, что сегодня отметку о техосмотре для грузопассажирского транспорта можно получить, даже не заезжая в сервис, особое внимание следует уделить транспортному средству, привлечь к его проверке сотрудников ГИБДД, потратить время на личный осмотр. Усилия, которые вы вкладываете в качественную организацию таких поездок – огромный взнос в безопасность ваших детей», — подчеркивает президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.

Госавтоинспекция постоянно проводит широкомасштабную работу с образовательными организациями и учреждениями культуры по безопасной перевозке детей. На сайте ГИБДД размещена пошаговая инструкция по организации таких перевозок, чтобы организаторы перевозок могли четко понимать, какие документы, куда и когда они должны подавать.

Согласно действующему законодательству, не позже, чем за 10 дней до планируемой детской экскурсии ее организаторам необходимо подать заявку в Госавтоинспекцию для организации сопровождения.

Кроме того, организаторам экскурсии необходимо собрать пакет документов, который включает в себя маршрут, список и порядок рассадки детей, список сопровождающих, документ со сведениями о водителе. Если экскурсия продлится больше 12 часов, то группу должен будет сопровождать медик, данные о котором также должны быть в пакете документов.

«Перевозчик в рамках подготовки к поездке должен рассчитать маршрут свой так, чтобы автобус имел максимально возможное количество безопасных мест для остановок, должен рассчитать места возможной посадки детей в автобус и высадки из него, чтобы это было тоже безопасно, чтобы дети не выбежали на дорогу», — добавил представитель Госавтоинспекции Алексей Ежов.

Особые требования предъявляют и к водителям. Водитель, перевозящий детей, не должен быть привлечен к административной ответственности за нарушения в области безопасности дорожного движения, за которые предусмотрена ответственность в виде лишения прав, либо административный арест.

Согласно правилам, водитель также должен пройти предрейсовый медицинский контроль. Врач должен осмотреть его, спросить о самочувствии, провести тест на алкогольное, наркотическое или токсикологическое опьянение.

Родительский контроль

Особую бдительность, по мнению экспертов, также могут проявлять и сами родители, которые отпускают детей в поездку. Такой дополнительный контроль может помочь выявить нарушения. Госавтоинспекция рекомендует родителям обращать внимание на то, кто и как организует маршрут, узнать, какой компании принадлежит автобус, кто будет сопровождать детей. При отправлении автобуса они могут поинтересоваться, кто именно находится за рулем, и соответствует ли автобус договору фрахтования.

Вместе с тем, как отмечают сами родители, на сегодняшний день перевозки детских групп находятся под бдительным контролем правоохранительных органов и самих родителей.

«Сейчас к организованной перевозке детей относятся очень серьезно, прежде всего, сами родители. Согласитесь, им есть, что терять. За последний год мы дважды отправлялись в организованную поездку с детьми. Проверка необходимых документов ложилась на плечи представителя родительского комитета, которого назначили ответственным. Оба раза с нами был врач. Единственное, я никогда не видела, чтобы перед поездкой кто-то составлял схему расположения пассажиров в автобусе. В остальном все проходит без эксцессов, возможно, потому что компанию-перевозчика выбирают тщательно», — рассказала Interfax-Russia.ru представитель родительского комитета одного из детских учреждений Москвы Татьяна Якунина.

По словам представителя родительского комитета, благодаря бдительности ответственного за перевозку и тщательному подбору компании, у которой зафрахтован автобус, удается контролировать большинство моментов в организации таких поездок.

Тем не менее, надзор правоохранительных органов и родителей – не единственная мера предосторожности. Важно разъяснить детям правила поведения в автобусе и меры собственной безопасности. Ребенку требуется знать, что в салоне автобуса надо быть пристегнутым, а также не следует нарушать элементарные правила поведения: высовываться в окно, бегать по салону, сидеть в проходе и так далее.

Более того, если ребенок заметит какие-то нарушения со стороны водителя (превышение скорости, странное поведение), то он должен не бояться сообщить об этом своему сопровождающему.

Безопасность детей – приоритет для всех

В Госавтоинспекции отмечают, что максимально эффективно только совокупное выполнение всех требований безопасности. Это и техническая исправность автобуса, надежность водителя и соблюдение всех правил поведения на дороге.

Так, по словам Алексея Ежова, благодаря ужесточению требований к таким перевозкам число трагедий уменьшилось. «В этом году выявлено на 45% меньше нарушений со стороны перевозчиков и организаторов перевозки, это уже хороший показатель, т.е. на половину сократилось количество допускаемых нарушений», — отметил представитель Госавтоинспекции.

По его словам, на рынке стало появляться все больше перевозчиков, которые действительно готовы осуществлять перевозки с учетом всех необходимых требований безопасности.

Обозреватель Татьяна Мухина

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *