Формирование цен на услуги ЖКХ

  • автор:

Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 1999 года
Концепция ценовой и тарифной политики
в жилищно-коммунальном хозяйстве
Российской Федерации*

________________
* Концепция разработана Госстроем России (Дроновым А.А., Скопцовой М.М., Чернышевым Л.Н., Фатахетдиновой А.И., при участии Бычковского И.В.).
Действующая в настоящее время модель формирования себестоимости и ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства основывается на монопольных принципах, когда выполнение всего технологического цикла работ по производству, транспортировке и оказанию услуг производится одной организацией. Такой подход затрудняет получение подряда сторонними организациями в технологической цепочке производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
По существу остаются нерешенными терминологические аспекты процесса ценообразования. Неоднозначность определения таких понятий, как затраты, стоимость, цена*, тарифы** на ЖКУ и другие не дает возможности установить единый подход к формированию экономических показателей и, прежде всего, тарифов, что, в конечном итоге, приводит к искажению финансово-экономической информации.
________________
* Цена (стоимость) — денежное выражение стоимости товара, услуги; то, чем окупается или возмещается производство и поставка товара, услуги.
** Тариф — система ценовых ставок за пользование товара, услуги (например, расчеты за коммунальные услуги).
Существующая система ценообразования, основанная на ограничении рентабельности предприятий-поставщиков услуг, слабо заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении затрат, не создает стимулов к повышению эффективности их деятельности, так как снижение затрат приводит к снижению цены на единицу услуги и абсолютной величины прибыли, в то время как рост затрат компенсируется ростом цены. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятия в росте, а не в снижении затрат. Подобная практика делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль, так как использование нормативной себестоимости как базы для формирования цены приводит к несоответствию последней структуре реальных финансовых потребностей предприятия.
При затратном подходе к формированию цены игнорируется фактор спроса — готовность и возможность потребителей (организаций, населения и бюджета) оплачивать услуги соответствующего качества и соответствующей стоимости.

Одной из наиболее острых проблем при этом остается наличие перекрестного субсидирования, когда разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным тарифам. При этом в наиболее тяжелом положении оказываются промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных организаций.
В этих условиях, по существу, становится невозможным прогнозирование перехода жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим функционирования, так как отсутствуют четкие критерии фактического уровня оплаты населением от полной стоимости услуг и необходимого размера бюджетного ассигнования.
Отсутствие упорядоченной ценовой и тарифной политики обусловливает также высокую дифференциацию стоимости жилищно-коммунальных услуг по регионам и муниципальным образованиям (различие в стоимости услуг ЖКХ достигает от 20 до 50 раз и более в пределах одного климатического региона).
Учитывая значимость перечисленных проблем, а также имеющиеся полномочия органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере цено- и тарифообразования, не допускающих жесткого регулирования этих процессов с федерального уровня, разработана Концепция ценовой и тарифной политики ЖКХ в Российской Федерации, которая закладывает основные направления и принципы перехода на местах к открытой, адекватной современным экономическим условиям процедуре формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

1. Общие положения

1.1. Совершенствование политики ценообразования должно проводиться с учетом соблюдения интересов всех участников процесса реформирования ЖКХ и, в первую очередь, создавать условия для обновления материальной базы отрасли — основных фондов и развития современной инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги в необходимом количестве и надлежащего качества.

1.2. Политика ценообразования и регулирования* тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации в период становления рыночной экономики и реформирования отрасли.
________________
* Регулировать — упорядочивать (подчинять определенному порядку, правилам) с целью приведения к установленным требованиям.
Основными задачами новой системы ценообразования в ЖКХ являются:
— обоснование уровня затрат, непроизводительных потерь и стоимости коммунальных услуг, четкий учет и справедливость цен и тарифов;
— формирование социально-экономических обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отражающих финансовые возможности и потребности поставщиков и потребителей ЖКУ;
— оптимизация и регулирование процесса ценообразования в ЖКХ;
— определение стоимости жилищно-коммунальных услуг на всех этапах их производства и поставки потребителю;
— поэтапный переход к введению (установлению*) единых (одинаковых) цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех потребителей;
________________
* Устанавливать — утвердить, ввести в действие.
— разработка отраслевой (федеральной, региональной и муниципальной) нормативной базы формирования и регулирования цен и тарифов на ЖКУ, разграничивающей полномочия каждого уровня управления.
При определении стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо обеспечивать:
— гибкий, вариантный подход к вопросам цено- и тарифообразования с соблюдением необходимых функций в сфере регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги за соответствующими уровнями управления: федеральный, субъект Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации ЖКХ;
— соблюдение основных принципов установления цен и тарифов на ЖКУ;
— деполитизация механизма утверждения цены на основе профессионального и доступного для операторов подхода к формированию стоимости ЖКУ;
— правовая регламентация процедуры представления, рассмотрения и утверждения цен и тарифов;
— определение интервала времени, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;
— включение величины планово-расчетной прибыли, необходимой для осуществления расширенного воспроизводства и обновления основных фондов предприятий;
— обеспечение прозрачности расчетов тарифов для исключения повторного учета затрат;
— соблюдение принципа равноправия всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг в ходе рассмотрения и согласования цен и тарифов на услуги отрасли;
— рекомендательный характер федеральных положений цено- и тарифообразования, обеспечивающих возможность учета местных особенностей производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг путем отражения этих особенностей в региональных методических документах.

2. Определение себестоимости услуг в ЖКХ
на современном этапе развития отрасли

2.1. Основой формирования цены является себестоимость услуги.

2.2. Калькулирование планово-расчетной себестоимости ЖКУ ведется на основе натуральных величин потребления услуг по статьям затрат с учетом всех этапов технологического процесса производства и объема реализации услуги потребителям, а также с учетом затрат по организации расчета и сбора коммунальных платежей населения, позволяющее при необходимости выделять отдельные виды работ для передачи их производителям на конкурсной основе.

2.3. Рассматривая жилые здания, как комплекс недвижимого имущества, при формировании себестоимости в основных затратах, приходящихся на 1 м общей площади, следует учитывать: содержание жилья, управление жилищным фондом, эксплуатацию ограждающих конструкций и внутридомового инженерного оборудования и систем, капитальный ремонт жилищного фонда в части, оплачиваемой населением.

2.4. При едином методологическом подходе расчета себестоимости особенности, связанные с конкретными условиями производства услуг, климатическими, экологическими и другими факторами, должны найти отражение в нормативных и методических документах, разрабатываемых и утверждаемых на уровне субъектов Федерации.

2.5. Классификация затрат по элементам себестоимости в соответствии с их экономическим содержанием осуществляется по следующим элементам:
— материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизация основных средств;
— затраты на капитальный ремонт;
— прочие затраты, включая ремонтный фонд.

2.6. При формировании себестоимости услуг должны учитываться выводы и практические рекомендации ежегодных аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности и повышения обоснованности тарифов на предоставляемые услуги.

3. Порядок формирования цен и
тарифов на услуги ЖКХ

3.1. Цена на ЖКУ в условиях реформирования отрасли и поэтапного перехода на рыночные условия функционирования является материальным воплощением компромисса между поставщиками и потребителями услуг, отражающего реальные финансово-экономические и социальные возможности регионов и всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг.
Основной методической предпосылкой и этапом формирования цены на услуги является планирование себестоимости и прибыли.

3.1.1. При формировании цен и тарифов в пределах своей компетенции регулирующие органы реализуют следующие основные функции (см. приложения 1-3):
— федеральный уровень — создание нормативно-правовой и методической базы современной ценовой и тарифной политики, установление цен и тарифов на услуги, регулируемые на федеральном уровне, проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по субъектам Российской Федерации;
— уровень субъектов Федерации — разработка региональной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, определение перечня видов услуг в ЖКХ, на которые устанавливаются и регулируются цены и тарифы на региональном уровне; проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по муниципальным образованиям и предприятиям ЖКХ;
— уровень муниципального образования — разработка муниципальной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, установление и регулирование их величины по группам потребителей, реализация современной ценовой и тарифной политики на местах;
— уровень предприятий и организаций ЖКХ — формирование цены на основе действующей нормативно-правовой и методической документации, проведение анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности, осуществление расчетов плановой себестоимости, прибыли с учетом состояния основных фондов, разработка программ развития предприятия, внесение предложений в регулирующий орган об утверждении величины цен и тарифов на ЖКУ.

3.1.2. Проведение политики ценообразования и регулирования тарифов на услуги ЖКХ предопределяется условиями, в которых функционируют предприятия:
— потенциально конкурентные и конкурентные рынки, на которых цены определяются спросом и предложением и возможно их свободное (рыночное) формирование;
— рынки, которые монополизированы в силу различных причин (высокие барьеры входа на рынок, технологические причины и др.), но не связанные с естественной монополией и на них возможна конкуренция и установление цен рыночными методами;
— естественное монопольное предоставление услуг, к которому применимо регулирование цен соответствующими государственными органами.
При наличии естественных локальных монополий, предоставляющих коммунальные услуги потребителям, главными направлениями ценовой политики должно быть: создание нормативно-правового механизма минимизации затрат на производство и поставку ЖКУ и на этой основе — оптимизация устанавливаемых цен и тарифов с включением в их состав планово-обоснованного размера прибыли (процента рентабельности).
Задачей тарифной политики в рыночных сегментах ЖКХ является определение основных принципов формирования «стартовой» цены, являющейся базой для установления тарифа на определенный вид услуги, оказываемой на конкурсной основе.
Конкурентная среда предоставления услуг дает право формирования тарифа на основе соотношения спроса и предложений на данный вид услуг в пределах муниципального образования, где органы управления жилищным фондом и объектами социальной сферы являются, как правило, «оптовым» покупателем того или иного вида услуг.

3.2. Тарифная политика решает, в частности, задачи оплаты ЖКУ населением с учетом доли затрат на ЖКУ в совокупном семейном доходе, предоставления жилищных субсидий и минимизации перекрестного субсидирования различных групп потребителей.
Основными методическими предпосылками формирования тарифов являются: формирование сбалансированной политики, адекватной уровню доходов населения и финансовому положению региона; определение тарифов для оплаты ЖКУ населением, организациям социальной и бюджетных сфер, промышленными и приравненными к ним организациями в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.

4. Ценовое и тарифное регулирование в ЖКХ

4.1. Успешная реализация новой ценовой и тарифной политики в ЖКХ будет зависеть от деятельности на местах органов ценообразования и регулирования, образуемых соответствующими органами государственной власти на профессиональной основе. Органы ценообразования и регулирования устанавливают величину стоимости, а также регулируют величину тарифов на ЖКУ на основе утвержденных органами власти индикативных показателей по различным группам потребителей.
Деятельность органов ценообразования на услуги ЖКХ регламентируется Процедурой формирования, представления и утверждения цен и тарифов, а также Положением об органах по регулированию цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утверждаемых субъектами Российской Федерации.

4.1.1. Профессиональная деятельность регулирующего органа (органа цено- и тарифообразования), наделенного соответствующими полномочиями должна быть независима от всех субъектов рынка ЖКУ и открыта для всех групп потребителей и, прежде всего, населения.

4.1.2. Решение регулирующего органа об установлении соответствующих размеров цен и тарифов на ЖКУ для различных групп потребителей должно производиться по четко утвержденной процедуре принятия соответствующих решений и может быть отменено только решением суда.

4.1.3. Финансирование регулирующего органа по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется либо по нормативам отчислений от установленных ; тарифов на регулируемые виды услуг ЖКХ, исходя из минимальных социальных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, либо из бюджетов соответствующего уровня по статье расходов на содержание аппарата управления на возвратной основе с погашением затраченных средств за счет отчислений субъектов естественных монополий и других не запрещенных законом источников.

4.2. Деятельность органов государственной власти на местах при установлении индикативных показателей для утверждения тарифов по различным группам потребителей должна быть основана на следующих основных принципах:
— исполнение федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;

— исполнение нормативных и законодательных актов Российской Федерации по вопросам ценообразования в ЖКХ;
— учет реальных возможностей исполнения местных бюджетов;
— учет платежеспособности населения и других показателей.
Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления должна
утверждаться процедура корректировки величины платы за недопоставленные и некачественно поставленные услуги.

5. Основные цели совершенствования
тарифной политики в ЖКХ

Современный этап совершенствования тарифной политики характеризуется основными направлениями, позволяющими сформировать адекватную экономическим условиям нормативно-правовую и методическую базу субъектов Российской Федерации:
— регулирования и оптимизации себестоимости услуг ЖКХ;
— определения тарифа на основе сбалансированной социальной и финансовой политики региона с учетом необходимости введения платы за наем;
— формирования тарифов для всех групп потребителей и сроков их действия.
Такой концептуальный подход проведения ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве регионов позволит:
— на практике реализовать предусмотренный в Концепции реформы ЖКХ переход от дотаций производителей услуг ЖКХ-предприятий к адресной социальной защите низкодоходных категорий населения при оплате жилья и коммунальных услуг;
— ликвидировать сохраняющуюся несправедливость в оплате жилья различными категориями населения в зависимости от их доходов, обеспечив регулирование платы для всех групп населения параметрами — долей расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи, а для высокодоходных категорий населения — самой стоимостью этих услуг (рис.1)*;
________________
См. журнал «ЖКХ», N 1/99, стр.18, 19.
— обеспечить дополнительное поступление финансовых средств (до 40% от начислений) за потребленные услуги ЖКХ за счет высокодоходных категорий населения (см. рис.2)*.
________________
См. журнал «ЖКХ», N 1/99, стр.18, 19.
Необходимо на практике изменить роль федерального стандарта уровня платежей граждан и рассматривать его, прежде всего, как инструмент межбюджетных отношений при расчете трансфертов и их корректировки в зависимости от достигнутых на территории социально-экономических результатов. В этих условиях возрастает роль введения дифференцированного подхода к установлению тарифа оплаты ЖКУ: второго и большего жилья; жилья в зависимости от параметров качества, коммунальных услуг, потребляемых сверх норматива.
В перспективе основным направлением политики ценообразования должен стать принцип перехода к предоплате населением и иными потребителями услуг жилищно-коммунального хозяйства с обеспечением необходимых объемов и качества предоставляемых услуг, что исключит постоянное кредитование процессов производства жилищно-коммунальных услуг на местах и обеспечит реальную возможность планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий в этом секторе экономики.

Приложение 1. Полномочия различных уровней государственной власти в вопросах ценовой и тарифной политики

Приложение 1

Воздействие на формирование цен и тарифов в ЖКХ определяется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

I. На федеральном уровне:

— утверждение федеральных стандартов стоимости ЖКУ;
— установление прожиточного минимума и социальных стандартов потребления в составе минимальной потребительской корзины;
— установление тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ, отпускаемых на оптовый рынок всеми его субъектами;
— установление лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета;
— косвенное регулирование посредством оказания финансовой поддержки регионам за счет средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, предоставления кредитов и дотаций, льгот по налогам.

II. На уровне субъектов Российской Федерации:

— осуществление контроля за соблюдением соответствующих нормативно-правовых актов органами местного самоуправления;
— регулирование тарифов на электроэнергию, газ и тепло, получаемых с оптовых рынков от предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК), для всех групп потребителей;
— установление региональных цен и тарифов на воду и тепловую энергию, производимых муниципальными предприятиями.

III. На муниципальном уровне:

— осуществление регулирования цен и тарифов для муниципальных предприятий на воду, тепло и жилищные услуги;
— установление тарифов для населения на отдельные виды работ по содержанию и эксплуатации жилищного фонда (лифтовое хозяйство, вывоз мусора и др.).

Приложение 2. Перечень документов по нормативно-правовому обеспечению ценового регулирования в ЖКХ

Приложение 2

N п/п

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

1. Федеральный уровень

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О естественных монополиях»

МАП России, Госстрой России

I квартал 1999 года

Федеральный закон «О потребительской корзине по Российской Федерации»

Минтруд России, Госстрой России

I квартал 1999 года

Федеральный закон «О минимальных государственных социальных стандартах»

Минэкономики России,
Госстрой России

I квартал 1999 года

Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 год»

Госстрой России, Минэкономики России

I квартал 1999 года

Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707»

Госстрой России

1999 год

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации»

Минтруд России, Госстрой России

1999 год

Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Методика формирования нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства

Госстрой России, Минэкономики России, Минфин России

I квартал 1999 года

Положение об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ

Госстрой России, МАП России, Минэкономики России

II квартал 1999 года

Рекомендации по определению численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом)

Госстрой России, Минтруд России

I квартал 1999 года

Рекомендации по формированию реестра предприятий естественных локальных монополистов по субъектам Российской Федерации

МАП России, Госстрой России

II квартал 1999 года

1 11.

ГОСТ «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия»

Госстрой России, Госстандарт России

IV квартал 1999 года

Внесение изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКООН-93)
93 Деятельность в области ЖКХ
031 Деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг

Минэкономики России,
Госстрой России,
Госстандарт России

II квартал 1999 года

Внесение изменений в Общероссийский классификатор услуг населению

Госстандарт России, Госстрой России

1999 год

Внесение изменений в ВСН (ВСН-53-86(р); ВСН-42-85(р); ВСН-58-88(р); ВСН-55-87(р); ВСН-55-87(р)

Госстрой России

1999 год

2. Уровень субъектов Российской Федерации

Правовые документы о разграничении деятельности исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях по вопросам ценообразования

1999 год

Положение о регулирующем органе субъекта РФ и порядке его финансирования

1999 год

Порядок корректировки величины платы за недопоставленные и некачественно поставленные услуги ЖКХ

1999 год

Нормативные акты субъектов Российской Федерации перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на территории региона

1999 год

Нормативные акты численности служб заказчика и порядка их финансирования

1999 год

Правила оплаты ЖКУ населением

1999 год

Правила предоставления услуг ЖКХ

1999 год

Индикативные показатели, отражающие процессы упорядочения ценообразования предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг и параметров предельных величин тарифов на территории субъекта РФ

1999 год

Параметры ликвидации перекрестного субсидирования по основным видам коммунальных услуг (вода, тепло, электроэнергия, газ)

1999 год

Нормативы потребления сырья, материалов и других видов ресурсов на единицу оказываемой услуги

1999 год

Экономический механизм стимулирования и финансовой поддержки субъектов рынка ЖКУ, осуществляющих планомерное снижение стоимости предоставления услуг потребителям и техническое переоснащение

1999 год

Положение о дифференцированном подходе к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги

1999 год

3. Муниципальный уровень

Перечень услуг, цены на которые регулируются на муниципальном уровне

1999 год

Порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг на территории органов местного самоуправления

1999 год

Положение о конкурсном отборе подрядчиков, оказывающих жилищно-коммунальные услуги

1999 год

Положение об установлении дифференцированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги

1999 год

Нормативный акт о разделении функций заказчика и подрядчика на исполнение муниципального заказа в ЖКХ

1999 год

Мониторинг ценообразования и тарифообразования на жилищные услуги на территории муниципального образования

1999 год

Приложение 3. Перечень документов, разработанных и утвержденных Госстроем России в 1998 году

Приложение 3

Наименование документов

Порядок утверждения

Методика проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги

Утверждена приказом Госстроя России от 29.12.97 N 17-142

Методика расчета платежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги

Утверждена постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 12

Положение о проведении экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг

Утверждено постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13

Текст документа сверен по:
«Журнал руководителя
и главного бухгалтера»,
N 3, 1999 год

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года № 290 утверждены минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – «перечень»), а также Правила их оказания и выполнения (далее – «Правила»).
Работы и услуги, включенные в указанный перечень, предметно подразделены на 3 группы:
— работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов (в том числе, проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений, проверка кровли на отсутствие протечек);
— работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (в частности, проверка технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода, удаление воздуха из системы отопления);
— работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме (в том числе, сухая и влажная уборка тамбуров, коридоров, лифтовых площадок и кабин, лестничных площадок, придомовой территории).
Услуги и работы из числа включенных в минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются в зависимости от способа управления многоквартирным домом с учетом его технических характеристик и природно-климатических условий эксплуатации. В решении общего собрания собственников помещений, договоре управления домом, в договоре оказания соответствующих услуг и (или) выполнения работ или в порядке, определенном уставом товарищества собственников жилья или кооператива, перечень услуг и работ может быть уточнен и расширен.
Лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами обязаны:
а) обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы;
б) вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
в) своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам;
г) осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации;
д) организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений;
е) организовать работу по взысканию задолженности по оплате жилых помещений;
ж) предоставлять потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информацию, связанную с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
Сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем, отражаются в актах и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
Корреспондирующие поправки внесены в правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также в порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Перечень и Правила применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, возникшим после вступления в силу постановления.

Какие услуги причисляются к жилищным, а какие – к коммунальным
Жилищные услуги – это работы, производимые по содержанию и ремонту жилищного фонда: управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории и т.д.
К коммунальным услугам следует причислять водоснабжение, канализацию, отопление, газо- и электроснабжение.
Составляющие тарифа на коммунальные услуги
Наибольший удельный вес в себестоимости коммунальных услуг занимают покупные топливно-энергетические ресурсы. Структура затрат различна. Так, в услуге теплоснабжения расходы на топливо составляют 36%, электроэнергию – 9%, заработную плату с отчислениями – 14%. В услугах по водоснабжению расходы на электроэнергию достигают 20%, почти столько же необходимо для покупки воды, заработная плата с отчислениями равна 15%.
Составляющие тарифа на жилищные услуги
Составляющими тарифов на жилищные услуги являются затраты на материалы, электрическую энергию, амортизация основных средств, трудовые ресурсы, спец. инвентарь и одежду. Наибольший удельный вес в себестоимости занимают затраты на трудовые ресурсы. Приведем пример: в услуге обслуживания лифта расходы на заработную плату с отчислениями достигают 50%, на материалы — составляют 12 %, электроэнергию – 10%. В структуре затрат на текущий ремонт жилого фонда доля расходов на заработную плату с отчислениями также равна половине, расходы на материалы достигают 24%.
На какие цели расходуется заложенная в тарифе доходная составляющая
Доходная составляющая тарифа не превышает 5 процентов. Она расходуется на модернизацию основных фондов, потому как одним из главных факторов снижения себестоимости услуг является использование новых технологий и оборудования.
Из-за чего происходит повышение жилищно-коммунальных тарифов
Основным фактором, влияющим на повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, является рост цен на топливно-энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, тепловую энергию). Это в свою очередь в немалой степени зависит от уровня инфляции в стране.
Кто и на основании чего формирует тариф. Причины различий в стоимости жилищно-коммунальных услуг в городах и районах Татарстана
Федеральным законодательством закреплено, что установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги производится органами местного самоуправления на основании независимой экспертизы обоснованности затрат. Тарифы на электрическую, тепловую энергию и газоснабжение утверждаются республиканской энергетической комиссией.
Установление тарифов на водоснабжение, водоотведение и утилизацию твердых бытовых отходов находятся в компетенции органов местного самоуправления
Тарифы на жилищные услуги (уборка внутридомовой территории, двора, обслуживание мусоропровода, вывоз ТБО, текущий и капитальный ремонты, управление жилищным фондом, лифт, дератизация) собственники жилых помещений, выбравших форму управления своим домом, устанавливают самостоятельно. Наниматели жилья и те собственники, которые не позаботились о выборе формы управления, тарифы на эти услуги получают уже сформированными от уполномоченных органов власти.Что касается экспертиз тарифов, они проводятся специальными организациями, имеющими аккредитацию Госстроя России и не являющимися учредителями (участниками) организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
Результаты экспертиз рассматриваются на экспертном совете с участием представителей Министерства финансов Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан, республиканской энергетической комиссии, Федерации профсоюзов Республики Татарстан.
Теперь о том, почему в каждом городе и районе республики стоимость тех или иных жилищно-коммунальных услуг различна. Это немало зависит от уровня благоустройства жилищного фонда, т.е. наличия услуг центрального горячего водоснабжения, лифта и т.д. Существенную роль играют средне сложившиеся нормы потребления услуг в расчете на 1 человека в месяц. И еще более важное значение имеют различия в технологических процессах предоставления коммунальных услуг: по теплоснабжению — это характеристика котлов, степень загрузки, протяженность тепловых сетей; по водоснабжению — подземный или поверхностный водозабор, необходимость очистки, объем покупки воды; по водоотведению — загрузка очистных сооружений, вид очистки и т.д.
Функции государства в вопросе формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги
Ежегодно правительством Российской Федерации устанавливаются региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Кроме того, государство оставляет за собой право регулировать цены на топливно-энергетические ресурсы, поэтому республиканской энергетической комиссией утверждаются тарифы на электрическую, тепловую энергию и газоснабжение.
Как часто могут меняться тарифы на жилищно-коммунальные услуги
Федеральным законодательством установлено, что пересмотр или изменение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги может осуществляться не чаще одного раза в год.
Как можно снизить тарифы на ЖКУ
Цены на жилищно-коммунальные услуги, как и на все остальное, связаны с общими экономическими процессами в стране. Не секрет, что проблема роста цен на топливно-энергетические ресурсы является самой сложной для всех отраслей экономики. И все же снизить тарифы на коммунальные услуги возможно. Для этого необходимо снизить уровень износа основных фондов до 30-35% (сегодня этот показатель превышает 50 процентов). Для того, чтобы уменьшить износ необходимо увеличивать объемы вложений средств в модернизацию, что и является одним из приоритетов программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, реализуемой в республике.
Снижения тарифов на жилищные услуги легче достигнуть при переходе предприятий на режим упрощенной системы налогообложения. В настоящее время во многих городах и районах республики в сфере обслуживания жилья и даже коммунальных услуг работают предприятия, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость. Это дает возможность снизить установленные тарифы на 10-15%. Если будет принято решение о создании товарищества собственников жилья, оно самостоятельно сможет установить размер тарифов на жилищные услуги.

к постановлению Правительства Москвы N 1038-ПП
Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 год

находящихся в государственной собственности города Москвы и предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения или договору найма специализированного жилого помещения,

  • для граждан — пользователей жилыми помещениями по договору безвозмездного пользования жилым помещением в малоэтажном жилищном фонде города Москвы;
  • для граждан — собственников жилых помещений, имеющих единственное жильё и заре гистрированных в нем, которые в установленном порядке не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
  • для граждан — собственников жилых помещений, имеющих единственное жильё и зарегистрированных в нем, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений,
  • а также для собственников помещений в таких домах, если они имеют более одного жилого помещения или не зарегистри рованы в нем.

вводятся с 01.01.2011

Категории домов Цены за содержание и ремонт жилых помещений
за площадь, занимаемую в пределах установленных норм (в рублях за 1 кв.м общей площади в месяц, с НДС) за площадь, занимаемую сверх установленных норм и в случаях, обозначенных в пункте 10 примечаний к настоящему приложению (в рублях за 1 кв.м общей площади в месяц, с НДС)
для жилых помещений, расположенных на 2-м и последующих этажах для жилых помещений, расположенных на 1-м этаже дома для жилых помещений, расположенных на 2-м и последующих этажах для жилых помещений, расположенных на 1-м этаже дома
1 2 3 4 5 6
Многоквартирные дома
1.1 Жилые дома со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом 10,80 9,41 22,92 20,37
1.2 Жилые дома со всеми удобствами, с лифтом, без мусоропровода 10,18 8,78 20,79 18,24
1.3 Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, с мусоропроводом 9,41 9,41 20,37 20,37
1.4 Жилые дома со всеми удобствами, без лифта, без мусоропровода 8,78 8,78 18,24 18,24
1.5 Жилые дома без одного или более видов удобств или с износом 60% и более, а также квартиры, признанные в установленном порядке аварийными 5,24 5,24 11,42 11,42
Малоэтажные дома жилищного фонда города Москвы
2.1 Жилые дома со всеми удобствами, без лифта и мусоропровода 8,71
Примечания:

1. В цены за содержание и ремонт жилых помещений для жилых домов без одного или более видов удобств, или с износом 60 процентов и более, а также квартир, признанных в установленном порядке аварийными, не включена стоимость работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

2. Плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, взимается с 1 кв.м общей площади.

Плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с пользователей жилыми помещениями, проживающих в общежитиях с покомнатным заселением, взимается с 1 кв.м жилой площади. При проживании в одной комнате общежития нескольких граждан — плата за содержание и ремонт жилых помещений распределяется между ними пропорционально количеству койко-мест.

3. Виды удобств: электроснабжение, водопровод, канализация, центральное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение (центральное или местное — многоточечная газовая колонка).

4. Плата за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах предусматривает оплату услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества.

5. Общая площадь квартиры для расчёта платы за содержание и ремонт жилых помещений — сумма площадей всех помещений квартиры, включая площади встроенных шкафов, темных комнат (кладовок).

Справочно: площади летних помещений (застекленные и открытые лоджии, балконы, террасы) в оплачиваемую общую площадь квартиры не включаются.

6. В домах с лифтом, который установлен со второго этажа или между первым и вторым, или вторым и третьим этажами, плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателей и собственников жилых помещений, расположенных на втором этаже, взимается по ценам, установленным для соответствующей категории дома для первого этажа.

7. При расчётах за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с нанимателями и собственниками жилых помещений, расположенных на двух уровнях — первом и втором этажах, платежи начисляются по наивысшей цене.

8. Информация о расположении квартиры (этаже) принимается согласно экспликации на дом.

9. Платежи в оплату услуг по содержанию и ремонту жилых помещений за площадь, занимаемую сверх установленных норм, взимаются по ценам на содержание и ремонт жилых помещений, установленным за площадь, занимаемую сверх установленных норм, для соответствующей категории дома, но не выше фактической стоимости услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества (фактическая стоимость).

10. В обозначенных настоящим постановлением случаях (пункты 1.2.4 и 1.2.5 постановления) плата за услуги по содержанию и ремонту помещений с собственников помещений, если они имеют более одного жилого помещения или не зарегистрированы в нем, взимается по ценам за содержание и ремонт жилых помещений за площадь,занимаемую сверх установленных норм, но не выше фактической стоимости.

11. Плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с граждан — собственников жилых помещений в случае, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также с собственников жилых помещений — юридических лиц взимается исходя из фактических расходов на оказание услуг по управлению многоквартирным домом,выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества (фактическая стоимость). При этом размер платы за названные услуги рассчитывается организацией, осуществляющей по договору с собственниками жилых помещений функции управления многоквартирным домом (управляющей организацией), независимо от её ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы и вида собственности.

12. В цены за содержание и ремонт жилых помещений не включены расходы по ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования:

— наниматели жилых помещений обязаны за свой счёт производить текущий ремонт жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования;

— собственники жилых помещений обязаны за счёт собственных средств производить текущий и капитальный ремонт жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования.

13. Цены, установленные для малоэтажных домов, применяются для расчётов за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в малоэтажных домах, предоставляемых многодетным семьям в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. N 248-ПП «О первоочередных мерах по обеспечению многодетных семей, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в малоэтажном жилищном фонде города Москвы». В малоэтажных домах плата за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения взимается исходя из общей площади жилого помещения независимо от этажности дома, с исключением из неё площадей подвалов, гаражей и иных технических помещений.

14. Цены за содержание и ремонт жилых помещений, указанные в графах 3 и 4 настоящего приложения, являются льготными. Разница между доходами управляющей организации от начисления платежей за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по установленным Правительством Москвы ценам за содержание и ремонт жилых помещений и фактически состоявшимися расходами на названные цели, но не выше расходов, рассчитанных по ставкам планово-нормативного расхода для соответствующей категории дома, утвержденным Правительством Москвы на соответствующий год, возмещается из бюджета города Москвы в форме субсидий по статье «Субсидии управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме». Порядок и условия получения субсидий, а также порядок компенсации расходов по содержанию жилых помещений в общежитиях определяются правовыми актами Правительства Москвы.

15. Цены за содержание и ремонт не включают в себя комиссионное вознаграждение, взимаемое банками и платежными системами за услуги по приему данного платежа.

Взыскание задолженности по коммунальным услугам.
Сделки с недвижимостью, разрешение земельных споров.
Регистрация прав собственности на недвижимость.
Внесение изменений в Кадастр недвижимости и Росреестр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *