Форма собственности организации 14

  • автор:

4.6. Правила присвоения кода формы собственности (ОКФС) (поле 07 Карточки учета объекта Регистра)

Признаком идентификации формы собственности объекта Регистра является принадлежность имущества, переданного учредителем (участником) в уставный капитал объекта, или вклада, вносимого владельцами акций, в счет их оплаты.

4.6.1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Форма собственности юридических лиц, их обособленных подразделений идентифицируется на основании Общероссийского классификатора форм собственности.

4.6.2. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

При этом, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, объекты государственной собственности, такие как:

— объекты, составляющие основу национального богатства страны;

— объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

— объекты оборонного производства;

— прочие объекты,

независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности организаций относятся исключительно к федеральной собственности.

4.6.3. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

4.6.4. Собственник закрепляет имущество на праве хозяйственного ведения за государственными и муниципальными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления — за казенными предприятиями и за государственными и муниципальными учреждениями.

4.6.5. Отнесение юридического лица как субъекта права к определенной форме собственности осуществляется на основании и в соответствии с его учредительными документами, прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке.

При этом должен быть использован конкретный идентификационный код формы собственности. Использование собирательных группировок классификатора (коды ОКФС «10», «17», «20», «40») не допускается.

4.6.6. Государственные и муниципальные предприятия, созданные в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (01.01.91 — 08.12.94) и находящиеся в федеральной собственности, или собственности субъекта Российской Федерации, или муниципальной собственности, о чем свидетельствует соответствующая запись в зарегистрированных учредительных документах предприятия (либо документ Мингосимущества России или его территориального органа об установлении формы собственности), учитываются в составе ЕГРПО с кодами ОКФС «12», «13» или «14».

4.6.7. Государственные унитарные предприятия, созданные в порядке, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации, идентифицируются кодом ОКФС «12» или «13», в зависимости от собственника, передающего предприятию имущество на праве хозяйственного ведения.

4.6.8. Казенным предприятиям присваивается код ОКФС «12».

4.6.9. Муниципальные унитарные предприятия учитываются в составе ЕГРПО с кодом ОКФС «14».

4.6.10. Дочерние унитарные предприятия, созданные унитарным предприятием путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение, идентифицируются кодом ОКФС «12», «13» или «14», в зависимости от формы собственности учредителя.

4.6.11. Государственные и муниципальные учреждения, созданные собственником для осуществления управленческих, социально — культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично, учитываются в составе ЕГРПО с кодом ОКФС «12», или «13», или «14», в зависимости от формы собственности учредителя.

4.6.12. Государственные предприятия, по которым в настоящее время отсутствует информация о разграничении государственной собственности и нет данных об указании формы собственности в их учредительных документах, идентифицируются кодом ОКФС «12» — федеральная собственность. Как правило, это предприятия государственного сектора экономики, созданные до 1 января 1991 года соответствующими распорядительными актами органов государственной власти.

4.6.13. Объединения государственных предприятий, созданные на основании соответствующих организационно — распорядительных актов в любой установленной законодательством организационно — правовой форме, могут быть отнесены к государственной форме собственности и учитываться с кодами ОКФС «12» или «13» в зависимости от состава учредителей, каждый из которых, в данном случае, должен иметь одну и ту же форму собственности — «12» или «13», в противном случае такое объединение будет отнесено к коду ОКФС «11» — государственная собственность.

4.6.14. К государственной форме собственности, до приведения своей организационно — правовой формы в соответствие с гражданским законодательством, будут относиться малые предприятия, созданные учредителями государственной формы собственности. При этом код формы собственности указанных субъектов хозяйственной деятельности совпадает с кодом формы собственности учредителя.

4.6.15. Государственные корпорации учитываются в ЕГРПО с кодом ОКФС «12».

4.6.16. Благотворительные организации, созданные в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности», их региональные отделения учитываются в составе ЕГРПО с идентификационным кодом ОКФС «50» — собственность благотворительных организаций.

Собственность благотворительных организаций, созданных в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», идентифицируется кодом ОКФС «16».

Политические общественные объединения, их региональные отделения учитываются в составе ЕГРПО с идентификационным кодом ОКФС «51» — собственность политических общественных объединений.

Профессиональные союзы, их региональные отделения учитываются в составе ЕГРПО с идентификационным кодом ОКФС «52» — собственность профессиональных союзов.

Общественные объединения, их региональные отделения учитываются в составе ЕГРПО с идентификационным кодом ОКФС «53» — собственность общественных объединений.

Религиозные объединения, их региональные отделения учитываются в составе ЕГРПО с идентификационным кодом ОКФС «54» — собственность религиозных объединений.

Некоммерческие фонды, созданные в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях», учитываются в составе ЕГРПО с идентификационным кодом ОКФС «16» — частная собственность.

Исключением являются государственные фонды, созданные соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в положениях о которых их собственность определена как государственная. Данные организации учитываются в составе ЕГРПО с кодом ОКФС «12» — федеральная собственность, а их региональные отделения, в положениях которых их собственность определена как собственность субъекта Российской Федерации, идентифицируются кодом ОКФС «13» — собственность субъектов Российской Федерации.

4.6.17. Предприятия общественных объединений, созданные до введения в действие 4 главы части первой ГК РФ, учитываются в ЕГРПО с соответствующими кодами ОКФС «50», «51», «52», «53», в зависимости от того, какое общественное объединение (организация) является учредителем предприятия.

4.6.18. Общественные объединения и религиозные организации, а также благотворительные и иные фонды для осуществления предпринимательской деятельности, служащей для достижения уставных целей, ради которых они созданы, могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации.

Хозяйственным организациям, единственным учредителем которых является общественное объединение или религиозная организация, благотворительный или иной фонд, присваивается соответствующий код ОКФС «53», «54», 50″.

Если такая хозяйственная организация, в свою очередь, является единственным учредителем другого юридического лица, данному юридическому лицу присваивается код ОКФС «16».

Например:

Общественная организация ОКФС — «53»
v
Хозяйственная организация ОКФС — «53»
v
Хозяйственная организация ОКФС — «16»

4.6.19. Производственные кооперативы, гарантом которых явились общественные объединения, учитываются с кодом ОКОГУ «49006», с кодом частной формы собственности ОКФС «16».

4.6.20. Юридические лица, учрежденные физическими лицами в любой установленной законодательством организационно — правовой форме (кроме упомянутых в п. п. 4.6.16, 4.6.37), относятся к частной форме собственности и учитываются в ЕГРПО с идентификационным кодом ОКФС «16» или «18» (если учредителями организации являются российские граждане, постоянно проживающие за границей).

К данной форме собственности отнесены индивидуальные частные предприятия, семейные предприятия (созданные до 1 января 1995 года), фермерские хозяйства, производственные кооперативы, артели, товарищества собственников жилья, а также коллективные сельскохозяйственные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, созданные в процессе реорганизации совхозов и колхозов.

К частной форме собственности относятся также различного рода мастерские, студии членов Союза художников, Союза архитекторов, Союза кинематографистов и т.п.

4.6.21. Хозяйственные товарищества, определенные нормами ГК РФ как полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные) и являющиеся объединением лиц (в отличие от обществ, где объединяются капиталы), учитываются в составе ЕГРПО с кодом ОКФС «16» или «18».

4.6.22. Юридические лица, учредителями которых являются физические и юридические лица, созданные в свою очередь также физическими лицами, идентифицируются кодом ОКФС «16».

Например:

физические лица
v
Общество с ограниченное ответственностью + граждане = Закрытое акционерное общество
ОКФС — «16» ОКФС — «16»
физические лица физические лица физические лица
v v v
Закрытое акционерное общество Общество с ограниченной ответственностью Производственный кооператив
ОКФС — «16» ОКФС — «16» ОКФС — «16»
v v v
Закрытое акционерное общество
ОКФС — «16»

4.6.23. Государственные и муниципальные предприятия, имущество которых было передано собственником в результате приватизации в собственность граждан и юридических лиц, и установившие при этом предусмотренную законами о приватизации организационно — правовую форму, учитываются в составе ЕГРПО с кодом ОКФС «16», или «18», или «49» или с кодом ОКФС «23», «24», «27», «34».

Схема изменения формы собственности в процессе приватизации государственных предприятий приведена ниже.

Производственные кооперативы, образованные ранее в соответствии с Законом о кооперации при гарантах — государственных предприятиях, изменяющих в настоящее время в процессе приватизации свою организационно — правовую форму, учитываются с кодом формы собственности ОКФС «16» в группировке ОКОГУ «49006».

Малые предприятия, учредителями которых являлись, в соответствии с ранее действовавшим законодательством, государственные предприятия, прошедшие в настоящее время акционирование, учитываются в ЕГРПО с кодом ОКФС «16» в группировке ОКОГУ «49014».

4.6.24. Юридические лица, учредителями которых одновременно выступают субъекты хозяйственной деятельности различных форм российской собственности (государственной, муниципальной, общественной и частной), независимо от их долей в уставном капитале вновь создаваемого юридического лица, учитываются в составе ЕГРПО с идентификационным кодом ОКФС «41, «42», «43», «49» (кроме случаев, предусмотренных в п. п. 4.6.13, 4.6.30 и 4.6.31).

Определение смешанной собственности относится в этом случае к экономическому понятию. Конструкции образования юридических лиц с разновидностью смешанной формы собственности, в качестве примера, приведены ниже.

а)

Муниципальное унитарное предприятие Закрытое акционерное общество Государственное унитарное предприятие Благотворительный фонд Всероссийского общества инвалидов
ОКФС — «14» муниципальная ОКФС — «16» частная ОКФС — «12» федеральная ОКФС — «50» собственность благотворительных организаций
v v v v
юридическое лицо
ОКФС — «41» смешанная российская собственность с долей федеральной собственности

Вновь созданное юридическое лицо учитывается с кодом ОКОГУ «49014».

б)

Муниципальное унитарное предприятие Закрытое акционерное общество Автономная некоммерческая организация Общественная организация
ОКФС — «14» муниципальная ОКФС — «18» собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей ОКФС — «16» частная ОКФС — «53» собственность общественных объединений
v v v v
юридическое лицо
ОКФС — «49» иная смешанная российская собственность

Вновь созданное юридическое лицо учитывается с кодом ОКОГУ «49014».

Примеры, иллюстрирующие данное правило, приведены ниже.

а)

юридическое лицо юридическое лицо
ОКФС — «49» иная смешанная российская собственность ОКФС — «49» иная смешанная российская собственность
v v
юридическое лицо
ОКФС — «16»

б)

юридическое лицо юридическое лицо юридическое лицо
ОКФС — «41» ОКФС — «49» ОКФС — «49»
v v v
юридическое лицо
ОКФС — «49»

Если в вышеуказанные конструкции ввести иностранного инвестора, то форма собственности вновь образованного юридического лица, независимо от доли иностранного инвестора в уставном капитале созданного предприятия, идентифицируется кодом ОКФС «34», при этом данному юридическому лицу присваивается код ОКОГУ «49011», т.е.:

Вновь созданное юридическое лицо учитывается с кодом ОКОГУ «49011».

Если же в данную конструкцию создания юридического лица в состав учредителей ввести государственное унитарное предприятие (ОКФС «12» или «13»), то вновь образованное юридическое лицо будет учитываться в ЕГРПО, соответственно, с кодом ОКФС «31» или «32», т.е.:

При исключении из состава учредителей иностранного инвестора схема идентификации формы собственности объекта учета ЕГРПО следующая:

Если в данной схеме из состава учредителей исключить участие государственного предприятия и ввести юридическое лицо или юридические лица с иной формой собственности, то вновь созданное юридическое лицо будет учитываться в ЕГРПО с кодом ОКФС «49», т.е.:

4.6.25. Филиалам, представительствам, отделениям российских юридических лиц, наделенным имуществом создавших их юридических лиц и действующим на основании утвержденных ими положений, устанавливается тот же код формы собственности, что и у самих юридических лиц.

4.6.26. Юридические лица, созданные на территории Российской Федерации в соответствии с ее гражданским законодательством, но полностью принадлежащие иностранным учредителям в лице международных организаций, или иностранных государств, или иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства, учитываются в составе ЕГРПО, соответственно, с кодами ОКФС «21», «22», «23», «24», «27».

4.6.27. Российскому юридическому лицу, в составе учредителей которого в долевом участии присутствуют только иностранные инвесторы различных форм собственности, присваивается код ОКФС «27» — смешанная иностранная собственность.

4.6.28. Представительства иностранных фирм, компаний, банков и иных юридических лиц иностранного государства, прошедших аккредитацию в Российской Федерации в установленном порядке, идентифицируются кодом ОКФС «23».

Постоянные представительства иностранных юридических лиц в Российской Федерации, а также филиалы, отделения, бюро, конторы, агентства, любые другие постоянные места, регулярно осуществляющие деятельность, связанную с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, а также эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции со складов и т.п., идентифицируются кодом ОКФС «23».

Дипломатическим и приравненным к ним представительствам иностранных государств, международных организаций присваивается, соответственно, код ОКФС «22», «21».

4.6.29. Юридические лица, созданные на территории Российской Федерации с долевым участием российских и иностранных юридических или физических лиц (совместные предприятия), учитываются в составе ЕГРПО с кодом ОКФС «31» — «35», «30».

К коду «30» относятся юридические лица, которые, исходя из состава учредителей с российской стороны, не могут быть отнесены к кодам формы собственности «31» — «35».

4.6.30. Юридические лица, единственным учредителем которых является коммерческая организация с иностранными инвестициями, учтенная в ЕГРПО с кодом ОКОГУ «49011», включаются в группировку ОКОГУ «49014» с кодом формы собственности ОКФС «16».

Например:

4.6.31. Юридические лица, среди учредителей которых есть предприятия, созданные и действующие по российскому законодательству и являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями (100%-ным или долевыми), учитываются в составе ЕГРПО в группировке ОКОГУ с кодами формы собственности ОКФС «16», «41» — «49».

Например:

а)

Например:

б)

4.6.32. Арендные предприятия, учрежденные трудовым коллективом, организационно — правовая форма которых не приведена в соответствие с ГК РФ, учитываются в ЕГРПО с кодом формы собственности ОКФС «16».

4.6.33. Коллегиям адвокатов и созданным ими юридическим консультациям присваивается код формы собственности ОКФС «16».

4.6.34. Ассоциациям (союзам), созданным путем объединения как коммерческих, так и некоммерческих организаций и являющимся в свою очередь некоммерческими организациями, присваивается код ОКФС в зависимости от состава учредителей.

4.6.35. Некоммерческим партнерствам присваивается код ОКФС в зависимости от состава учредителей.

4.6.36. Автономным некоммерческим организациям присваивается код ОКФС «16».

4.6.37. Общественным движениям присваиваются коды ОКФС «50», «51», «52», «53».

4.6.38. Органам общественной самодеятельности присваивается код ОКФС «53».

4.6.39. Учреждениям, созданным собственником для осуществления управленческих, социально — культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемым полностью или частично этим собственником, присваивается тот же код формы собственности, что и у собственника.

Хозяйственные общества, единственным учредителем которых является учреждение, учитываются с тем же кодом ОКФС, что и у создавшего его учреждения.

4.6.40. Суды общей юрисдикции учитываются в составе ЕГРПО соответственно с кодом ОКФС «12» независимо от того, являются ли они судами первой или второй инстанции.

4.6.41. Юридические лица, созданные на территории Российской Федерации, учредителями которых являются религиозные объединения, находящиеся в каноническом подчинении иностранным религиозным объединениям, учитываются в группировке ОКОГУ — «62000» с кодом ОКФС «21», «23».

4.6.42. Простому товариществу присваивается код ОКФС в зависимости от состава товарищей.

4.6.43. Общественным казачьим объединениям, а также казачьим органам общественного самоуправления, прошедшим государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации или в его территориальных органах, присваивается код ОКФС «53».

Казачьим обществам (войсковым, окружным (отдельским), станичным, хуторским, городским), члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы, и внесенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, присваивается код ОКФС «49».

4.6.44. Органам местного самоуправления присваивается код формы собственности «14».

Органам территориального общественного самоуправления присваивается код формы собственности «53».

4.6.45. Службам судебных приставов присваивается код ОКФС «12».

4.6.46. Кооперативам, членами (участниками) которых являются как физические, так и юридические лица с различной формой собственности, присваивается код формы собственности в зависимости от состава его членов.

Отнесение недвижимого имущества, принадлежащего МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их подразделениям на праве оперативного управления, к федеральной собственности или к собственности субъекта Российской Федерации осуществляется соответствующими органами по управлению имуществом субъектов Российской Федерации.

В связи с этим форма собственности для каждого конкретного подразделения органа внутренних дел устанавливается в индивидуальном порядке исходя из предоставляемой этим подразделением информации, его учредительных документов, а также сведений, получаемых от соответствующего органа по управлению имуществом субъекта Российской Федерации.

Перечень кодов ОКФС, которые могут быть присвоены субъектам хозяйственной деятельности, приведен в Приложении 13.

В соответствии с положением, утвержденным решением Совета сельского поселения от 23 ноября 2015года № 1-2/11 администрация муниципального образования является постоянно действующим исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования поселения, образованным в соответствии с Уставом сельского поселения, осуществляющим управленческие функции в пределах границ муниципального образования поселения с административным центром село Хабариха.

Основными задачами деятельности администрации поселения являются создание необходимых условий для жизнеобеспечения подведомственной территории, обеспечение социально- экономического развития поселения, управление муниципальной собственностью и муниципальными финансами поселения, соблюдение законности прав и свобод граждан.

Администрация поселения осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами местного самоуправления района, органами государственной власти, организациями , а также общественными объединениями.

Администрация поселения является юридическим лицом ( решение Совета от 23 ноября 2005 года № 1-2/18),имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами, имеет бюджет, расчетный и иные счета в кредитных учреждениях, печати с изображением герба, другие печати, штампы, бланки, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Организационно-правовая форма администрации поселения – муниципальное учреждение.

Администрация решает все вопросы по предметам ведения поселения, отнесенные законодательством, Уставом сельского поселения к компетенции администрации поселения и прямо не отнесенные к компетенции Совета муниципального образования.

Руководство деятельностью администрации в соответствии с полномочиями, установленными Уставом муниципального образования поселения осуществляет глава муниципального образования поселения на принципах единоначалия, он действует без доверенности от имени администрации поселения.

Структура и штат администрации поселения утверждается Советом сельского поселения по предложению главы администрации.

Статья 11. Вопросы местного значения муниципального

образования сельского поселения «Хабариха»

К вопросам местного значения сельского поселения относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4)обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

5) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания , торговли и бытового обслуживания;

6) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

7) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно – оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

8) формирование архивных фондов поселения;

9) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены , к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);

10) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично- дорожной сети ( за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;

11)содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

12) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

13) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Иные вопросы местного значения в соответствии с Законом Республики Коми от 09.12.2014 №148-РЗ » О некоторых вопросах местного значения сельских поселений в Республике Коми;

1) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за исключением осуществления муниципального жилищного контроля;

2) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения ;

3)создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

4) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

5)создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

6) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

7) организация сбора бытовых отходов и мусора;

8) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

9)осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

10) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

11)предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.

3.Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Коми, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Органы местного самоуправления сельского поселения «Хабариха» вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района «Усть-Цилемский» о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета сельского поселения «Хабариха» в бюджет муниципального района «Усть-Цилемский» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

( в редакции решения Совета поселения от 12 марта 2013г. № 3-15/77).

Статья 11.1 Права органов местного самоуправления поселения на

решение вопросов , не отнесенных к вопросам местного значения поселений.

( в редакции решения Совета сельского поселения от 29.09.2008г. № 1-24/111).

Органы местного самоуправления поселения имеют право на:

1) создание музеев поселения;

2) утратил силу ( в редакции решения Совета сельского поселения от 21 октября 2010г. №2-14/42);

3) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;

4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

5) создание условий для осуществления деятельности , связанной с реализацией прав местных национально- культурных автономий на территории поселения ;

( Утратил силу, в редакции решения Совета сельского поселения от 12 апреля 2013года №3-6/22)

6) оказание содействия национально –культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения.

7) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

( в редакции решения Совета сельского поселения от 19 июня 2009г. № 2-7/18)

7.1 создание муниципальной пожарной охраны (в редакции решения Совета поселения от 21 октября 2010г.№ 2-14/42).

создание условий для развития туризма;

( в редакции решения Совета сельского поселения от 19 июня 2009г. №2-7/18).

оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания

( в редакции решения Совета сельского поселения от 12 апреля 2013года № 3-6/22)

10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объедениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995года №181-ФЗ » О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

(в редакции решения Совета сельского поселения от 12 апреля 2013года №3-6/22)

11) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами;

( в редакции решения Совета сельского поселения от 12 марта 2015года № 3-15/77)

12) предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством;

(в редакции решения Совета сельского поселения от 12 марта 2015годав № 3-15/77)

2.Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы , указанные в части 1 настоящей статьи , участвовать в осуществлении иных государственных полномочий ( не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) , если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Коми, за счет доходов местного бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

( в редакции решения Совета сельского поселения от 21 октября 2010г. №2-14/42)

Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления

по решению вопросов местного значения.( в редакции решения Совета сельского поселения от 05 мая 2011г. № 2-18/55)

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают следующими полномочиями:

1)принятие Устава поселения и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2)установление официальных символов поселения;

3)создание муниципальных предприятий и учреждений ,осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ ,услуг для обеспечения муниципальных нужд; (в редакции решения от 12.03.2015г. №3-15/77)

4)установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение ,надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса , надбавок к ценам ( тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселения по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение , надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам , тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселения и органами местного самоуправления муниципального района «Усть-Цилемский»;

6)полномочиями по организации теплоснабжения , предусмотренным Федеральным законом «О теплоснабжении»;

7) организационное и материально- техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов , местного референдума , голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления , выборного должностного лица местного самоуправления ,голосования по вопросам изменения границ муниципального образования ,преобразования муниципального образования ;

8)Принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования ,а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

9)учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

10)осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

11) (исключен, в редакции решения Совета сельского поселения от 12.03.2015г. №3-15/77);

12) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ,организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования , организация и проведение иных мероприятий , предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности ;

13)иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом.

14) осуществление муниципального контроля в соответствии с федеральным законодательством ; (в редакции решения Совета сельского поселения от 12.01.2012г. № 2-22/73)

15)полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»

( в редакции решения Совета сельского поселения от 12 апреля 2013года № 3-6/22)

16) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации; (в редакции решения Совета сельского поселения от 23 июня 2014г. №3-10/55);

17) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов Совета поселения, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений; ( в редакции решения Совета сельского поселения от 23 июня 2014 года №3-10/55);

18) (исключен, в редакции решения Совета сельского поселения от 12.03.2015г. №3-15/77);

Органы местного самоуправления поселения вправе принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ ( в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 4 и 9 части 1 и пунктами 2-4 и 6 части 2 статьи 11.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселения в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

(в редакции решения Совета сельского поселения от 12.03.2015г. №3-15/77).

Статья 13. Осуществление органами местного самоуправления поселения отдельных государственных полномочий.

Органы и должностные лица сельского поселения «Хабариха» осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия в соответствии с издаваемыми в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти нормативными правовыми актами. Органы сельского поселения «Хабариха» обязаны исполнять письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений законодательства, регулирующего осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.

Исполнение государственных полномочий органами и должностными лицами муниципального образования осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств соответствующих бюджетов.

Представительный орган муниципального района может принять решение

об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых

средств муниципального района для осуществления органами и

должностными лицами муниципального района отдельных

государственных полномочий. Такое решение должно предусматривать

допустимый предел использования указанных средств и ресурсов.

Органы и должностные лица муниципального образования обязаны

предоставлять уполномоченным государственным органам документы,

связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий

Оглавление

Введение. 2

1. Основные понятия и определения. 3

1.1. Отношения между предприятием и фирмой. 5

1.2. Классификация предприятий. 6

2. Организационно-правовые формы предприятия. 6

2.1. Хозяйственные товарищества и общества. 7

2.2. Другие организационно-правовые формы. 20

3. Заключение. 28

Список используемой литературы 31

Введение.

Еще во второй половине 80-х годов в обиход среднестатистического человека вошло такое понятие как производственный кооператив. Немного позднее, уже в первой половине 90-х, лексикон обычного человека пополнился терминами «акционерное общество», «общество с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприятие» и т. д.

Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства). В условиях рыночной экономики предприниматель свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения своих целей. Однако существующая экономическая система выступает «как рамочное условие предпринимательской деятельности». Помимо прочих условий эта система определяет организационно-правовые формы предприятий как хозяйствующих субъектов.

Организационно — правовые формы предпринимательской деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как гигантские корпорации, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.

Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в России.

Цель данной работы это попытка разобраться, что означают эти термины, как они применимы к действительности. В работе, в основном, делается упор на российскую реальность, хотя некоторые аспекты экономики западных стран все-таки затрагиваются.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

1) Описать виды организационно-правовых форм предприятия

2) Порядок создания организационно-правовых форм

предприятия

3) Cравнения организационно-правовых форм

Поставленные задачи были выполнены путём анализа экономической литературы.

Основные понятия и определения.

В современной экономике предприятия (фирмы) производят основную массу всех товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности населения.

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора. Предприятие как правило является юридическим лицом, однако, как будет показано ниже, это утверждение не всегда верно.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Вообще, юридическое лицо – это учреждение, предприятие, фирма, корпорация, которые отвечают определенным атрибутам, установленным законодательством соответствующего государства. Вышеприведенное определение соответствует существующему законодательству Российской Федерации. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, представляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель которых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их основная цель не связана с извлечением прибыли – некоммерческие организации.

Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, т. е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Предприятие – это отдельная экономическая производственная единица (субъект), которая располагает и ведет производство товаров и услуг.

Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собственности и хозяйствования.

Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к получению максимальной прибыли.

1.1. Отношения между предприятием и фирмой.

В российской экономике принято рассматривать термины «предприятие» и «фирма» в качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует действительности. В зарубежной практике эти понятия различают. За рубежом предприятие не обязательно является собственником.

Отношения между предприятием и фирмой могут складываться различными путями:

1) Фирма как бы «тиражирует» оптимальный тип предприятия на разных территориях. Предприятие может накапливать капитал и вкладывать его не в уже освоенное производство, а в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т. д.

2) Фирма образуется путем интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т. д.).

Конкретные пути реализации отношений:

а) горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые производят один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке данного вида товара увеличивается;

б) вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые находятся на разных стадиях технологического процесса;

в) конгломерат, так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.

В данной работе термины «предприятие» и «фирма» для упрощения принято считать синонимами.

1.2. Классификация предприятий.

Предпринимательский сектор национального хозяйства, как правило, содержит огромное количество предприятий, которые можно для удобства, для определенных целей экономического анализа, сгруппировать по определенному ряду признаков. Наиболее распространенными являются группировки, классификации, по формам собственности, по размерам, по характеру деятельности, по отраслевой принадлежности, по доминирующему фактору производства, по правовому статусу.

Исходя из двух основных параметров — числа работников на предприятии и объема производства (продаж), по размерам предприятия можно разделить на малые, средние и крупные.

В Российской Федерации более всего распространены малые предприятия: на них приходится около 60 процентов от общего числа российских предприятий. В разных странах малое предприятие определяют различным образом. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1994 года в нашей стране к ним относят те, где средняя численность работников не превышает определенных показателей: для розничной торговли и бытового обслуживания этот показатель составляет 30 человек, для оптовой торговли он равен 50 человекам, для научно-технической сферы и сельского хозяйства — 60 человек, для строительного бизнеса и в промышленности он составляет 100 человек.

Организационно-правовые формы предприятия.

Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Из всех типов предприятий (фирм) в России наиболее распространены хозяйственные товарищества и общества, поэтому сначала и рассмотрим эти типы.

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 1 (54). С. 135-138.

УДК 347.9

DOI 10.25513/1990-5173.2018.1.135-138

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF SOCIAL SECURITY: TO A QUESTION OF SUBSTANTIAL TRANSFORMATION

М. Г. СЕДЕЛЬНИКОВА (M. G. SEDELNIKOVA)

В силу объективных причин социально-экономического характера организационно-правовые формы социального обеспечения неизбежно содержательно трансформируются. В государственном социальном обеспечении усиливается адресность, перераспределение обязанностей между федерацией и регионами, ориентированность на государственно-частное партнёрство. Обязательное социальное страхование характеризуется нестабильностью и отчасти финансовой несбалансированностью. Необходимо введение дополнительных видов страхования с одновременным перераспределением обязанностей по уплате страховых взносов между работодателем и работником.

Ключевые слова: организационно-правовые формы социального обеспечения; государственное социальное обеспечение; обязательное социальное страхование; ежемесячная выплата при рождении первого и (или) второго ребёнка; страхование на случай необходимости постороннего ухода; страхование на случай потери работы.

Конституция РФ провозгласила нашу страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Труд как основа благосостояния личности не всегда может выполнять эту задачу в условиях рыночной экономики. Кроме того, способность к труду может отсутствовать или быть утрачена в силу причин, признаваемых обществом уважительными. Именно поэтому в ряду инструментов, обеспечивающих реализацию права на достойную жизнь, социально-обеспечительные нормы занимают одно из центральных мест. Закреплённое на конституционном уровне социальное обеспечение по возрасту,

в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, получает своё правовое опосредование в «нескольких организационно-правовых формах, что связано со спецификой обеспечения отдельных категорий трудящихся с учётом особенностей их общественно-полезной деятельности и видов обеспечения» .

Данная цитата принадлежит В. С. Андрееву, который первым использовал в научных целях понятие «организационно-правовая форма социального обеспечения». Выделяя пять таких форм, он акцентировал внимание на том, что для каждой из них, как правило, специфичны: круг обеспечиваемых;

© Седельникова М. Г., 2018

способ образования общественного фонда, из которого производится обеспечение; виды обеспечения; органы осуществляющие его .

И если сформулированные ещё в социалистический период подходы к вычленению организационно-правовых форм и сами формы в значительной степени не утратили своей актуальности, то трансформация их содержательной составляющей очевидна.

Полагаем, что сегодня в нашей стране функционируют две централизованные формы социального обеспечения — государственное социальное обеспечение и обязательное социальное страхование .

Государственное социальное обеспечение может рассматриваться через призму естественных прав личности. Каждый человек в силу своего биологического происхождения имеет право на определённые социальные предоставления, уровень которых зависит от экономических возможностей и политической воли государства.

Этот вывод логично вытекает из системного анализа международных актов и внутригосударственного законодательства. Отправной точкой может служить содержание ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой говорится, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Декларация признает безусловное право любого человеческого индивида на социальное обеспечение, пределы которого ограничены исключительно «структурой и ресурсами государства». Принятый впоследствии Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. также оперирует понятием «каждый человек». Принятые в послевоенный период, совпавший с фазой бурного экономического роста, международные акты ориентировали государства на необходимость создания в рамках национальных систем условий для социального обеспечения граждан с учётом возрастающих потребностей. Социальные права, содержащиеся

в Конституции нашей страны (в качества образца были взяты модели международных актов), адресованы каждому человеку безоговорочно.

Именно государственное социальное обеспечение как самостоятельная организационно-правовая форма ориентировано на предоставление социальных благ на приемлемом уровне всем членам общества вне зависимости от каких бы то ни было факторов.

Сегодня содержательная трансформация государственного социального обеспечения характеризуется разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, законодатель предпринимает активные попытки преодоления иждивенческого настроя отдельных категорий граждан, подталкивая их к совершению активных действий, направленных на самостоятельный выход из трудной жизненной ситуации, усиливая тем самым адресную составляющую. Наиболее ярким примером такого стимулирования может служить социальный контракт. Прилагаемая к социальному контракту программа социальной адаптации закрепляет обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (например, трудоустройство, ведение личного-подсобного хозяйства, переобучение и др.), при невыполнении которых органы социальной защиты вправе требовать возврата полученных денежных средств. С другой стороны, не уменьшается совокупный объём различных социальных выплат и субъектов-получателей, численность которых доходит до 70 % от общей численности населения.

Интересен тот факт, что активно обсуждающаяся в ряде зарубежных стран идея введения безусловного гарантированного дохода была озвучена как перспективная для России Председателем Конституционного Суда РФ Валерием Зорькиным на IV Юридическом форуме стран БРИКС в Москве (ноябрь 2017 г.) . На первый взгляд подобные предложения несколько преждевременны для российских реалий, но установление отдельных выплат демографической направленности свидетельствует об обратном.

Так, ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого и второго ребёнка, размер которой равен прожиточному минимуму для детей, установленному в субъ-

Организационно-правовые формы социального обеспечения..

екте Федерации, можно рассматривать и в таком аспекте. Каждый ребёнок, родившийся после 1 января 2018 г., являющийся гражданином РФ, имеет право на достойный уровень жизни. Критерием такого уровня избран 1,5-кратный прожиточный минимум в расчёте на члена семьи, при его недостижении возникает право на указанную выплату. Вызывает сомнение обоснованность дифференциации субъектов — получателей выплаты по хронологическому признаку. Если целью установления выплат является стимулирование рождаемости, то необходимо установление «буферного» периода, иначе говоря отложенное вступление закона в силу. Если же приоритетным выступает поощрение за сам факт рождения, материальная поддержка семей с детьми в возрасте до полутора лет, то никакой объективной разницы между ребёнком, родившимся 31 декабря 2017 г., и ребёнком, родившимся 1 января 2018 г., нет и быть не может.

Следует отметить неудачную формулировку наименования выплаты. Можно предположить, что, так как уже существующая система государственных пособий семьям с детьми содержит такие виды пособий, как «единовременное пособие при рождении ребёнка», «ежемесячное пособие по уходу за ребёнком» и «пособие на ребёнка», использование термина «выплата» преследовало цель каким-то образом дистанцироваться от названных пособий. В таком случае как это согласуется с положениями преамбулы Федерального закона от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющей, что он «устанавливает единую систему пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства»?

Ещё одной отчётливо прослеживающейся тенденцией является передача на региональный уровень значительной части государственных обязанностей в сфере социального обеспечения. С момента отнесения Конституцией РФ вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения, законодательство субъектов федерации развивалось достаточно активно. Своеобразным катализатором процесса послужила «монетизация льгот».

В итоге позитивное намерение, заключающееся в создании возможностей для выравнивания региональных различий, но не подкреплённое соответствующим финансированием, приводит к ещё более существенной и необоснованной дифференциации уровня социальных предоставлений в различных субъектах Федерации. Нередки случаи «социально-обеспечительной миграции» и конфликтов на этой почве.

Скорее негативно следует оценивать активизацию процесса передачи части функций на негосударственный уровень. «Приоритетность коммерческих интересов и ограниченные во времени цели, которые далеко не всегда совпадают со стратегическими задачами государства» , нивелируют преимущества бизнес-структур, работающих на рынке социальных услуг.

Зачастую проблемы государственного социального обеспечения принято объяснять недостаточностью бюджетных средств, что верно лишь отчасти. Более рациональное использование имеющихся ресурсов, совершенствование управленческих механизмов, разумное соотношение категориального и адресного подхода позволит существенно повысить эффективность данной формы социального обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательное социальное страхование является ведущей формой социального обеспечения, что обусловлено объективными причинами. Ориентированное в подавляющем большинстве случаев на работающих граждан, трудом которых создаётся национальное богатство России, оно призвано в том числе обеспечить дифференциацию социальных притязаний работающих и неработающих граждан, стимулировать последних к участию в трудовой деятельности.

История возникновения, развития, трансформации обязательного социального страхования изучалась и продолжает оставаться предметом научных исследований представителей юридической науки. Так, в последние годы вышли монографии М. Л. Захарова , М. Ю. Федоровой , по-свящённые проблемам обязательного социального страхования в России. Значительный интерес к обозначенной тематике проявляют учёные-экономисты. Этому, безусловно, способствуют ведущаяся дискуссия о перспекти-

вах развития пенсионного страхования, являющегося ядром, центральным видом обязательного социального страхования, и высказывающиеся предложения о полном или частичном отказе от пенсионного страхования в его нынешнем виде .

Полагаем, что на сегодняшний день реальной альтернативы обязательному социальному страхованию нет. Именно этот инструмент позволяет путём максимальной вовлечённости людей обеспечить реализацию идей социальной солидарности и справедливости, гарантировав (при опоре на реальные актуарные расчёты) финансовую устойчивость системы.

Именно эту цель преследовали такие законодательные изменения, как передача администрирования уплаты страховых взносов налоговым органам или назначение пособия по временной нетрудоспособности страховщиком — Фондом социального страхования, что следует оценить положительно.

Полагаем, что потребности современного этапа развития общества нуждаются в сбалансированном сочетании стабильности законодательства (например, в пенсионном страховании) и динамичного реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии. Позволим себе обозначить несколько наиболее значимых направлений трансформации.

Так, ярко выраженная тенденция старения населения требует не только корректировки возрастных показателей выхода на пенсию, но и введения обязательного социального страхования на случай необходимости постороннего ухода. Страхователями, по нашему мнению, должны выступать все граждане, вне зависимости от трудовой занятости, начиная с определённого возраста (ориентировочно 40-45 лет). Данная возрастная группа характеризуется как достаточно стабильная, более социально ответственная, осознающая свои потенциальные потребности в будущем социальном обслуживании.

Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь должна осуществляться на нестраховых принципах, что предполагает отказ от обязательного медицинского страхования .

Кроме того, по нашему мнению, следует использовать страховую модель обеспечения пособием на случай потери работы, сохранив при этом пособие по безработице для граждан, ранее не работавших либо не имеющих достаточного страхового стажа.

Подводя итог сказанному, отметим, что обе организационно-правовые формы социального обеспечения обладают значительным потенциалом, могут успешно взаимодействовать друг с другом и использоваться для реализации социальной функции государства и права граждан на социальное обеспечение.

1. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР. — М. : Юрид. лит., 1987. — С. 171.

2. Там же. — С. 172.

4. Референдум по аналогичному вопросу проводился летом 2016 г. в Швейцарии, но не получил одобрения большинства.

5. Проблемы общей части права социального обеспечения. — С. 52.

8. См., например: Мау В. Кризисы и уроки. Экономика России в эпоху турбулентности. — М. : Изд-во Института Гайдара, 2016. — 488 с.

9. Более подробно см.: Проблемы общей части права социального обеспечения. — С. 58.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *