Форма 46

  • автор:

Внимание! Согласно Приказа Росстата от 23.12.2016 № 848 данные предоставляются в рамках новой отчётной формы 46TE.STX

Сопоставление фактических данных в форме 46TE.STX с данными мониторинга принятых тарифных решений органом регулирования учитывается только для отчётности за 2017-2018 гг.
Начиная с отчётности за 2019 г. проверка сопоставления по уровням показателей не производится, выгрузка показателей по данным мониторинга принятых тарифных решений на 2019 г. не производится.

Часто задаваемые вопросы

  1. В рамках какого мониторинга следует предоставить данные по форме 46-ТЭ?
  2. Выбор организации/предзагрузка данных
  3. Единицы измерения в отчётной форме 46TE.STX
  4. Сумма объёмов полезного отпуска отчётов по месяцам не соответствует объёму за год
    Стоимость отпущенной ТЭ отчётов по месяцам не соответствует стоимости за год
  5. Что означает параметр «Тип отчётного месяца» на листе «Титульный»?
  6. Загрузка обновлённых индикаторов проверки, статистики предоставления и данных мониторинга принятых тарифных решений
  7. Отклонение значений фактических данных от плановых
  8. По данным мониторинга принятых тарифных решений не указаны объёмы отпуска по месяцам
  9. Проверка наличия данных статистики предоставления отчётов предыдущих периодов
  10. Предупреждение о расчётной цене тепловой энергии
  11. Статус проверки данных отчёта — «Предупреждение», «Ошибка»
  12. Должны ли заполнять форму 46-ТЭ организации, не осуществляющие производство теплоэнергии?
  13. Как отразить сведения на нужды горячего водоснабжения?
  14. Как отразить данные при оплате потребляемой ТЭ равномерно в течение календарного года?
  15. Следует ли отражать объёмы ТЭ, использемые на собственные нужды организации?
  16. Как добавить в отчёт пояснительную записку (обоснование на загрузку/перезагрузку данных прошедшего отчётного периода) или документ, подтвержадющий объёмы фактического отпуска ТЭ за отчётный период при отклонении от заявленных (плановых) показателей?
  17. Предоставление отчётности в летние (неотопительные) периоды

#1. В рамках какого мониторинга следует предоставить данные по форме 46-ТЭ?

Отчётность по форме № 46-ТЭ (полезный отпуск) с периода «Январь, 2019» и далее предоставляется в формате по форме 46TE.STX версии 3.0
Отчётность по форме № 46-ТЭ (полезный отпуск) с периода «Январь, 2018» и до периода «Год, 2018» предоставляется в формате по форме 46TE.STX версии 2.0
Отчётность по форме № 46-ТЭ (полезный отпуск) с периода «Год, 2016» и до периода «Год, 2017» предоставляется в формате по форме 46TE.STX версии 1.3
Отчётность по форме № 46-ТЭ (полезный отпуск) до периода «Декабрь, 2016» предоставляется по форме 46TE.ST версии 1.0.2

Корректирующие отчеты за указанные периоды так же предоставляются в рамках соответствующих отчётных форм.

Отчётные формы указанных версий доступны для загрузки на сайте ФГИС ЕИАС http://eias.ru/ (раздел «Отчётные формы»).
В модуле «ЕИАС Мониторинг» (АРМ Специалиста) в запросе от ФАС России доступна для выгрузки отчётная для подготовки отчётности за текущие периоды 2019 г.

#2. Выбор организации/предзагрузка данных.

Работа с отчетной 46TE.STX осуществляется под учётной записью пользователя в системе ФГИС ЕИАС.
Следует использовать учётные данные (логин / пароль), с которыми пользователь работает в модуле «ЕИАС Мониторинг» (АРМ Специалиста) на сервере ФАС России и на портале ФГИС ЕИАС http://portal.eias.ru
При этом участник на портале (зарегистрированная организация) должен иметь активное право отчётности за свою организацию или организацию, доверившей право представительства.
На основании требований Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России, отчётная форма 46TE.STX строго связана с предоставляемыми данными региональным органом тарифного регулирования субъекта РФ мониторинга о принятых тарифных решениях регулирующим органом в отношении организаций теплоснабжения SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.201хYEAR.
Выбор организаций в отчётной форме 46TE.STX осуществляется на основании данных мониторинга по принятым тарифным решениям (в том числе, с учётом той детализации по территориям и теми реквизитами <ИНН/КПП/описание (филиал при наличии)/ОКТМО/вид деятельности/наличие статуса ЕТО>, которые указаны регулирующим органом в мониторинге принятых тарифных решений).
При этом загружаются предоставленные региональным органом регулирования в ФАС России данные мониторинга принятых тарифных решений по выбранной организации.

Активная организация в отчёте по принятых тарифных решений должна иметь актуальные реквизиты на текущую дату (на дату заполнения любой связной отчётной формы). Организации, которые прекратили оказание регулируемого вида деятельности или имеют корректировки в части ИНН/КПП по данным реестра регулируемых организаций, не попадут в перечень для выбора. Отчёт по принятым тарифным решениям регулирующему органу следует содержать в актуальном состоянии (в части перечня организаций и их реквизитов) в течение всего отчётного периода.
В случае отсутствия сведений по требуемой организации в предоставленном регулирующим органом отчёте плана, выбор будет невозможен.
В случае непредоставления региональным регулятором данных о принятых тарифных решениях (либо отсутствия обработанного отчета), работа с формой будет недоступна.
По всем вопросам предоставления данных о принятых тарифных решениях регулирующим органом организациям следует обращаться напрямую к регулятору.
За период «Год, 2016» выгрузка данных из SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.2016YEAR
За период «Январь, 2017» и далее в текущем году выгрузка данных из SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.2017YEAR
Отчётность по принятым тарифным решениям SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.201хYEAR предоставляется региональным органом тарифного регулирования в ФАС России. Всю информацию о необходимых изменениях организации следует предоставлять региональному регулирующему органу для своевременного внесения корректирующих значений принятых тарифных решений. Необходимые корректировки вносятся региональным регулирующим органом, скорректированный сводный отчёт от региона предоставляется в ФАС России.

#3. Единицы измерения в отчётной форме 46TE.STX.

Согласно Приказа Росстата № 848 от 23.12.2016 данные о стоимости тепловой энергии в форме 46TE.STX должны указываться в руб. (не в тыс.руб.), объем отпуска тепловой энергии — в Гкал (не в тыс.Гкал). Размерность вводимых данных так же указана в заполняемой отчетной форме на листе «Отпуск ТЭ».

Данные, предоставленные в рамках предыдущих периодов, формы 46TE.ST (в тысячах) переводятся к требуемой размерности автоматически при заполнении новой формы 46TE.STX за период «год, 2016».

#4. Сумма объёмов полезного отпуска отчётов по месяцам не соответствует объёму за год. Стоимость отпущенной ТЭ отчётов по месяцам не соответствует стоимости за год.

1) Все формулы, внутренние проверки в отчёте согласованы и установлены на сновании требований «Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России».

Главная цель этой проверки в том, чтобы «чистая» сумма за год вытекала именно из суммы по месяцам, а не была взята «неизвестно откуда».

Если появляется ошибка при проверке, значит в отчёте эти суммы разные.

  • Частая ошибка при заполнении: вместо того, чтобы вносить в столбцы «чистую сумму», которая должна строго соответствовать сумме значений по месяцам, в столбцы «чистой суммы» вносят цифры уже с учётом перерасчёта, а потом ещё раз дополнительно указывают перерасчёт в колонках по «перерасчёту».

3) Отчёт за год в соответствии с методическими указаниями Приказа № 848 от 23.12.2016 подразумевает: сколько получается за год (именно как сумма 12 месяцев) + возможность скорректировать/указать за собой накопившиеся ошибки/перерасчёт (примером может быть либо отпуск по нормативам, либо если ОДПУ оказался сломан, либо кто-то не передавал показания ПУ и т.д.) при их наличии.

Если итоговая сумма (из-за перерасчёта) выше/ниже суммы по месяцам — именно эту разницу Вы и вносите в графу перерасчёта.

В Итоге:

— Если в связи с округлениями значений/при перерасчёте возникло несоответствие — итоговая сумма выше/ниже суммы по месяцам — то для устранения ошибки в Итоговой форме 46TE.STX за год, допустимо в графе «Перерасчёт» корректировочное значение: отрицательное (со знаком минус) будет уменьшать общий объём/стоимость, с положительное — увеличивать.

— Если же значения по месяцам изначально были предоставлены некорректно (перепутаны цифры по Теплоносителю/потребителям/указанные вообще некорректные цифры объёмам/стоимости и т.д.), следует направить корректирующие отчеты за соответствующие периоды (месяцы)!

#5. Что означает параметр «Тип отчётного месяца» на листе «Титульный»?

В зависимости от выбранного типа отчётного месяца будут осуществляться проверки данных в заполняемой отчётной форме:
— итог за год может быть предоставлен только в отчёте за год
— при заполнении ежемесячного отчета пользователь должен указать, каким является данный отчётный месяц для выбранной организации — отопительный или неотопительный (последний может быть выделен дополнительно как отпуск на собственные нужды или на ГВС)
Для отопительного периода объём отпуска и стоимость должны быть указаны одновременно, для неотопительного — объём отпуска может отсутствовать.

#6. Загрузка обновлённых индикаторов проверки, статистики предоставления и данных мониторинга принятых тарифных решений.

I. Индикаторы проверки, справочники (выпадающие спики)

Загрузка обновлений индикаторов проверки отчёта или справочников осуществляется по зелёной кнопке со стрелкой на листе «Титульный» (ячейка E4, в верхней левой части листа). После чего следует сохранить отчёт.

II. Данные статистики (хронологии) предоставления сведений предыдущих отчетных периодов

Загрузка обновлённых данных и статусов отчётности по форме 46-ТЭ предыдущих периодов осуществляется по зелёной кнопке со стрелкой на листе «Отпуск ТЭ» (ячейка T7).

Заполнение отчётной формы 46TE.STX за последующие месяцы (начиная с февраля) отчётного года требует обязательного наличия данных статистики предоставления отчётности за предыдущие месяцы этого же отчётного года.

Построения статистики предоставления отчётности осуществляется по ключевым идентификаторам <ИНН/КПП/описание (филиал при наличии)/ОКТМО/вид деятельности/наличие статуса ЕТО>, которые должны совпадать в текущем заполняемом отчёте с ранее предоставленными.

Если к заполнению отчёта за очередной месяц организация приступила до момента обработки отчётности за предыдущий период, информация о статистике предоставления будет отсутствовать.

Обновление данных статистики доступно на следующие сутки после предоставления и обработки корректирующих отчётов на сервере.
Следует дождаться завершения обработки и прогрузки данных в базу.

III. Данные плановых (заявленных) показателей

Загрузка обновлённых данных мониторинга принятых тарифных решений, предоставленных в ФАС России региональным регулирующим органом по форме SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.201xYEAR осуществляется по зелёной кнопке со стрелкой на листе «Отпуск ТЭ» (ячейка AS7).

Данные листа «ТН» в форме SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM201xYEAR используются только в отчётах мониторинга платы граждан, что указано в примечаниях данного листа.

#7. Отклонение значений фактических данных от плановых.

Отклонение фактических значений от плановых (для категорий потребителей: население, бюджетные, прочие (промышленные)) фиксировано на уровне +/-50% (требование Управления ЖКХ ФАС России).

Отклонение значение фактического показателя от планового с учётом превышения установленного допуска требует предоставления обоснования.

В случае если отклонения фактических показателей от плановых (заявленных) свыше указанных ограничений, при этом фактический отпуск и стоимость могут быть подтверждены бухгалтерской отчётностью (например, выпиской о деятельности за месяц (год), выставленными счетами-фактурами и проч.), то на листе «Титульный» (ячейка H70) следует указать причину отклонения от плановых (заявленных) показателей и приложить подтверждающий документ в формате ссылки на «Хранилище документов» ФАС России. Допустимый уровень отклонения при наличии обоснования составляет от -99% до +500%.

Контроль объёмов и стоимости по перепродавцам (строка «Другие теплосетевые и теплоснабжающие организации») — для всех периодов в статусе «Предупреждение».

Если организация работает по двухставочному тарифу, все проверки сопоставления фактических данных с плановыми показателями носят статус «Предупреждение».

Статус проверки «Ошибка», если для категории потребителей не указано значение тарифа (цены на 1 Гкал), но есть фактический отпуск ТЭ.
Требуется корректировка мониторинга принятых тарифных решений региональным регулирующим органом.

В случае отпуска ТЭ организацией потребителям по нерегулируемым ценам, следует направить соответствующее обращение в службу поддержки пользователей, если организация отсутствует в перечне для данного режима в отчёте (выбор режима заполнения отчёта осуществляется на начальном этапе работы с формой).

Всю информацию о необходимых изменениях на уровне мониторинга принятых тарифных решений организации следует предоставлять региональному регулирующему органу для своевременного внесения корректирующих значений в сводный отчет от региона SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.201хYEAR.
В соответствии с информационным письмом ФАС России № ВК/44007/16 от 29.06.2016 всем региональным органам регулирования был направлен сигнал о необходимости поддержания в актуальном состоянии мониторинга принятых тарифных решений с целью контроля тарифных решений (и объёмов полезного отпуска в частности).

При обоснованном отказе или невозможности внесения корректирующих уровня значений плановых (заявленных) показателей регулирующим органом в рамках мониторинга принятых тарифных решений, организация в праве направить запрос в рамах обращения в службу поддержки пользователей ФГИС ЕИАС http://sp.eias.ru на рассмотрение согласования уровня отклонения фактических значений от плановых (заявленных) сверх установленных органичений в индивидуальном порядке.
К обращению следует приложить заполняемую отчётную форму за соответствующий отчётный период и подтверждающий документ о фактических показателях отпуска (продажи) тепловой энергии за данный период, на основании которого организацией вносятся данные в заполняемую отчётную форму 46TE.STX

#8. По данным плановых показателей не указаны объёмы отпуска по месяцам.

Требуется корректировка плановых показателей (SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.201хYEAR) региональным регулирующим органом. Указание объёмов отпуска должно осуществляться по месяцам, учитывая температурный график в соответствии с договорами теплоснабжения в ходе отопительного сезона. Указание полугодовых значений объёмов в «январе» и «июле» («декабре») некорректно.

#9. Проверка наличия данных статистики предоставления отчётов предыдущих периодов.

Если к заполнению отчета за очередной месяц организация приступила до момента обработки отчетности за предыдущий период, информация о статистике предоставления будет отсутствовать.

Прежде чем приступить к заполнению отчета за очередной период, организация обязана отчитаться за предыдущие периоды этого отчётного года (отчёт должен иметь положительный статус обработки). Соответственно, отчет за период «март, 2017» может быть заполнен только после предоставления отчетности за периоды «январь-февраль, 2017» и далее аналогично.
Обновление данных статистики доступно на следующие сутки после предоставления и обработки отчетов на сервере.
При этом, для построения статистики предоставления отчетности ключевые идентификаторы <ИНН/КПП/описание (филиал при наличии)/ОКТМО/вид деятельности/наличие статуса ЕТО> должны совпадать в ранее предоставленных отчетах с текущим заполняемым.
Если отчёт за прошедший отчётный период предоставлен организацией только сегодня и он не отклонен, то следует дождаться завершения обработки и прогрузки данных в базу. Данные статистики доступны на следующий день после предоставления отчетности и последующей обработки. Следует переключиться на лист «Отпуск ТЭ» и произвести загрузку данных статистики по соответствующей кнопке (см. пункт #6).

В случае если организация начала осуществление деятельности не с начала отчётного года, то отчётность за предыдущие месяцы текущего года не обязательна к предоставлению. При этом осуществляется сверка данных плановых показателей SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.2017YEAR для соответствующего периода (месяца) по версии реулирующего органа с фактическим наличием отчётности от организации. Если деятельность организацией не осущесвляется в каком-либо периоде, региональный регулирующий орган должен отразить данный факт в отчете по мониторингу принятых тарифных решений, сняв соответствующмй маркер.

Если ежемесячные отчёты по форме 46TE.STX предоставлялись по организации с иными реквизитами в части <ИНН/КПП/описание (филиал при наличии)/ОКТМО/вид деятельностиналичие статуса ЕТО>, в отличие от предоставленных данны региональным регулятором, то выверка (сопоставление) наличия данных за предыдущие периоды не будет пройдена в форме 46TE.STX (статус «Ошибка»).
В качестве исключения для отчётности за период «Год, 2016» статус проверки переключен на «Предупреждение» (отчёты с таким статусом проверки будут обработаны и приняты к рассмотрению). Следует загрузить обновления индикаторов проверки отчёта (см. пункт #6).

#10. Предупреждение о расчётной цене тепловой энергии.

Информация о расчётной цене тепловой энергии (для конечных потребителей (прочие и промышленные, население, бюджетные); с учётом перепродажи; общей по всем категориям) выводится на листе «Проверка» со статусом «Предупреждение» в виде информационных сообщений и не является ошибкой.

Предупреждение носит информационный характер с целью обращения внимания пользователя на уровень величины тарифа, выведенного расчётным способом на основании указанных фактических данных за текущий период, для сравнения их со значениями плановых показателей, предоставленных в ФАС России региональным органом регулирования.

#11. Статус проверки данных отчёта — «Предупреждение», «Ошибка».

Сообщения на листе «Проверка» со статусом «Предупреждение» носят информационный характер. Это не ошибка. Такой отчёт будет принят к обработке системой.

Сообщения на листе «Проверка» со статусом «Ошибка» сигнализируют о необходимости корректировки данных. Отчёт с ошибками будет отклонён системой автоматически.

#12. Должны ли заполнять форму 46TE.STX организации, не осуществляющие производство теплоэнергии?

Организации, не занимающиеся производством теплоэнергии, осуществляющие только её передачу (вид деятельности «Передача»), не должны заполнять отчётную форму 46TE.STX

В случае, если организация не занимается производством, но имеет вид деятельности «Передача+Сбыт», в этом случае отчётность подлежит предоставлению.

#13. Как отразить сведения на нужды горячего водоснабжения?

В форме 46TE.STX следует показывать объем тепловой энергии (Гкал), затраченный на подогрев воды. Расход горячей воды в куб.м форма не запрашивает.

#14. Как отразить данные при оплате потребляемой ТЭ равномерно в течение календарного года?

Согласно Приказа Росстата № 848 от 23.12.2016:

  • В графах 3, 4, 5 (Объём отпуска ТЭ) приводятся сведения об объеме полезного отпуска тепловой энергии в паре/горячей воде. Полезный отпуск определяется по каждой группе потребителей в соответствии с порядком определения объема (количества) потребленной тепловой энергии исходя из показаний приборов учета (технических средств измерений) и нормативов потребления коммунальных услуг.
    В графах 3, 4, 5 (Объём отпуска ТЭ) не приводятся сведения об объеме полезного отпуска тепловой энергии в паре/горячей воде в случае оплаты тепловой энергии равномерно в течение календарного года в отсутствие отопительного периода.
  • В графах 6, 7, 8 (Стоимость отпущенной ТЭ) приводятся сведения о стоимости тепловой энергии, определенной на основании счетов-фактур, выписанных потребителям в соответствии с договорами на теплоснабжение за отчетный период, в том числе в случае оплаты тепловой энергии равномерно в течение календарного года в отсутствие отопительного периода.

Таким образом, для отопительного периода объём отпуска и стоимость должны быть указаны одновременно, для неотопительного — объём отпуска может отсутствовать.
Значения объёма отпуска ТЭ указывается в части фактически отпущенной ТЭ соответствующего отчётного периода.

При оплате потребляемой ТЭ равномерно в течение календарного года, в отчёте за неотопительный период (например, летние месяцы) стоимость ТЭ указывается на основании счетов-фактур, выписанных потребителям, при этом объём отпуска ТЭ может отсутствовать.

#15. Следует ли отражать объёмы ТЭ, использемые на собственные нужды организации?

Согласно Приказа Росстата № 848 от 23.12.2016:

  • В строках 29, 47, 67, 85 (Собственное производство энергоснабжающей организации) отражается объём тепловой энергии, который используется на собственное производство энергоснабжающей организации (за исключением потерь тепловой энергии на собственное производство источника теплоснабжения и потерь в тепловых сетях организации) и не реализуется сторонним потребителям.

Стоимость в данных строках указывать не обязательно.

#16. Как добавить в отчёт пояснительную записку (обоснование на загрузку/перезагрузку данных прошедшего отчётного периода) или документ, подтвержадющий объёмы фактического отпуска ТЭ за отчётный период при отклонении от заявленных (плановых) показателей?

I. Ссылка на пояснительную записку (обоснование на загрузку/перезагрузку данных прошедшего отчётного периода)

При заполнении отчётной формы 46-ТЭ за истекшие отчетные периоды, необходимо подготовить пояснительную записку в адрес Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России.
Скан-копию пояснительной записки необходимо загрузить в хранилище документов модуля «ЕИАС Мониторинг» (АРМ Специалиста) на сервер ФАС, согласно знания #28. Сформированную ссылку на загруженный документ следует указать в соответствующем поле заполняемой отчётной формы, нажав правой кнопкой мышы на ячейке H60, в выпадающем меню выбрав пункт «Добавить»

и далее — в появившемся окне нажать кнопку «Вставить из буфера обмена» и после отображения ссылки нажать «ОК».

II. Ссылка на документ, подтвержадющий объёмы фактического отпуска ТЭ за отчётный период при отклонении от заявленных (плановых) показателей

В случае если отклонения фактических показателей от плановых (заявленных), следует выбрать причину соответствующу причину отклонения из преечня в ячейке H70

Скан-копию документа, подтверждающего фактический отпуск ТЭ (например, выписка о деятельности за месяц (год), выставленные счета-фактуры и проч.), подтверждающие указанные фактически показатели по соответствующей группе потребителей, необходимо загрузить в хранилище документов модуля «ЕИАС Мониторинг» (АРМ Специалиста) на сервер ФАС, согласно знания #28. Сформированную ссылку на загруженный документ следует указать в соответствующем поле заполняемой отчётной формы, нажав правой кнопкой мыши на ячейке H72, в выпадающем меню выбрав пункт «Добавить»

и далее — в появившемся окне нажать кнопку «Вставить из буфера обмена» и после отображения ссылки нажать «ОК».

#17. Предоставление отчётности в летние (неотопительные) периоды

Мониторинг по форме 46TE.STX является ежемесячно-годовым. Отчётность следует предоставлять каждый месяц, в том числе в летние (неотопительные) периоды.

При оплате потребляемой ТЭ равномерно в течение календарного года, в отчёте за неотопительный период (например, летние месяцы) стоимость ТЭ указывается на основании счетов-фактур, выписанных потребителям, при этом объём отпуска ТЭ может отсутствовать.

Если в летний (неотопительный) период отпуск ТЭ не производится, при этом по категории «Население» сбор средств осуществляется по факту оказания услуг (в летний (неотопительный) период плата не собирается), то отчёт 46TE.STX предоставляется без указания объёмов и стоимости (заполнение «Титульного» листа обязательно).

Детали знания

ID знания: 94
Категория: Часто задаваемые вопросы. Заполнение отчётных форм
Дата добавления: 19.02.2017 16:16:11
Просмотры: 53577

Р.Н. ЮРЧЕНКО,

судья Верховного Суда Республики Казахстан в отставке,

кандидат юридических наук Б.З. САКАЛОВ,

заместитель руководителя Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан

О ПРИМЕНЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОСУДИЯ

Внедрению в деятельность государственных органов электронных технологий способствовал Указ Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573 «О Государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан».

В целях обеспечения граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышения эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий Указом Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года N 1471 утверждена Государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.

С принятием Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан активизировалась работа по созданию информационных систем государственных органов, одним из направлений которой является создание информационной инфраструктуры на базе внедрения единой системы электронного документооборота.

Верховный Суд Республики Казахстан не остался в стороне от выполнения этой важной задачи и приступил к созданию автоматизированного информационного взаимодействия судов и администраторов республики.

Потребность в получении быстрой и качественной информации о деятельности судов республики по отправлению правосудия, о принятых судебных актах по рассмотренным делам, о результатах и сроках разрешения жалоб и заявлений, поступающих в суды, и по многим другим вопросам побудила Верховный Суд к разработке и внедрению системы электронного документооборота.

По аналогу Государственной программы формирования «электронного Правительства» в Республике Казахстан Верховным Судом была разработана и 9 декабря 2003 года утверждена концепция создания и развития системы «ЕАИАС

СО РК». В 2005 — 2007 годах для всех 345 судов страны централизованно было закуплено необходимое современное оборудование, подготовлено программное обеспечение ее деятельности, средства связи. Таким образом, была создана инфраструктура дальнейшего поддержания системы в ходе ее эксплуатации и обеспечена нгпре-рывность ее функционирования в повседневной деятельности. В последующие годы система автоматизированного учета была внедрена последовательно сначала в областных, а затем в районных и приравненных к ним судах республики. В соответствии с целевой программой, начиная с 2007 года, развернуты широкомасштабные мероприятия по внедрению информационных, программных и технических решений в судах.

Какие же позитивные результаты достигнуты в связи с введением системы электронного документооборота в судах?

Деятельность судов весьма разнообразна, как и разнообразны сферы правоотношений в обществе. Суды помимо главной задачи — рассмотрения конкретных судебных дел и жалоб выполняют совместно с Комитетом по судебному администрированию большую работу, связанную с организацией работы в судах, обеспечением судебной системы квалифицированными кадрами, формированием судебной статистики, исполнением судебных актов и т.п. К тому же население страны стало активнее интересоваться работой судов, в связи с чем возникла необходимость в обеспечении свободного доступа к судебным актам.

В решении стоящих перед судами задач в организационном и техническом плане применяемая система «ЕАИАС СО РК» играет главенствующую роль.

В первую очередь следует отметить, что автоматизированный учет в судах входящей корреспонденции, включая судебные дела, позволил внедрить автоматизированное их распределение между судьями этого суда. В настоящее время во всех судебных инстанциях — первой, апелляционной и надзорной поступающие соответственно исковые

заявления, гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях, а также иные материалы, надзорные жалобы распределяются между судьями автоматически с помощью специально разработанной программы без вмешательства председателя суда или председателя коллегии суда. Это, с одной стороны, позволяет обеспечить равномерное распределение исковых заявлений, дел, жалоб, иных материалов между судьями, а с другой стороны, позволяет исключить избирательный подход к этому вопросу и положить конец пресловутому мнению о коррупционном вмешательстве в процедуру распределения дел со стороны председателей судов.

Система учитывает при распределении ряд параметров, таких как, общую нагрузку судей, язык судопроизводства по делу, специализацию судьи, выполнение судьями обобщений, составление обзоров, учитывается пребывание судей в отпуске, командировках, сложность дел. Соблюдение технологического процесса распределения дел между судьями всегда может быть проверено.

Система «ЕАИАС» позволяет вести учет всех судебных дел по категориям. По делам об особо тяжких преступлениях рассмотрение дела в судебном заседании может проводиться с участием присяжных заседателей. Для этого необходимо сформировать скамью присяжных заседателей из числа лиц, включенных в списки, составленные местными исполнительными органами. Чтобы избежать участия в рассмотрении заинтересованных в исходе дела лиц, выбор заседателей производится с помощью информационной системы. Списки присяжных заседателей, представленные акиматами, вносятся в систему. До начала заседания суда в «электронной карточке» по уголовному делу компьютер формирует два списка присяжных заседателей — основной и запасной. На основе этих списков готовится окончательный список кандидатов в присяжные заседатели для конкретного судебного заседания, из которого потом уже в присутствии сторон и с их участием в судебном заседании отбирается 9 основных и 2 запасных присяжных заседателя для рассмотрения данного дела. Электронная система позволяет не только модернизацию делопроизводства в судах. Ее возможности позволяют внедрять передовые технологии и при непосредственном осуществлении правосудия, например, фиксацию судебных процессов. Протокол судебного заседания — это важный процессуальный документ, отражающий весь ход судебного заседания. По нему можно проследить и за деятельностью самого

суда, его председательствующего, определить, не было ли допущено ущемление прав участников процесса, было ли проведено исследование всех обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела, а в конечном итоге сделать вывод о законности принятого по делу решения суда. Но, несмотря на такую большую значимость протокола судебного заседания, его составление до настоящего времени в большинстве случаев происходит по-старинке: секретарь присутствует в зале суда, производит черновые записи, а позже на их основе изготавливает протокол в чистовом варианте, правда, теперь уже с использованием компьютера, а не от руки.

Система так называемой технической фиксации судебного процесса — это одно из дополнений новых информационных технологий в деятельности судов Казахстана. Не каждый судебный процесс является простым. Бывают дела, рассмотрение которых продолжается длительное время и в судебных заседаниях в целях установления истины нередко применяется т.н. метод перекрестного допроса подсудимых и других лиц. И при этом очень важно ничего не упустить из того, что получено во время судебных заседаний. Система видеопротокола позволяет произвести качественную многоканальную запись всего, что сказано в судебном заседании, для более удобного восприятия с помощью 4-х видеокамер производится видеозапись происходящего во время процесса, с помощью специальной программы секретарь судебного заседания по ходу записи делает пометки к каждому событию слушания. В итоге получается новый вид протокола судебного заседания — видеопротокол. Доступ к видеопротоколам судебных заседаний судьи могут иметь со своих рабочих мест. Используя сделанные секретарем текстовые пометки к аудио-видео записи, судья и участники процесса могут быстро находить нужный ему момент в многочасовых записях. По окончанию рассмотрения дела в суде секретарь на основе записанного материала легко может создать текстовой протокол. Сегодня ведутся разработки системы, которая бы ускоряла создание текстового протокола за счет автоматического распознавания голоса записанного при проведении судебного заседания, как на русском, так и на казахском языке. Предполагается в будущем обеспечить возможность выдачи протокола судебного заседания в видеоформате сторонам данного судебного процесса.

Используя эту технологию, можно проводить рассмотрение гражданских, уголовных дел, доп-

рашивать свидетелей, потерпевших в очевидных для суда и сторон условиях, если их явка в судебное заседание затруднительна или в силу объективных причин невозможна. Видеоконференцс-вязь позволила коллегии по уголовным делам Верховного Суда при рассмотрении апелляционных жалоб осужденных или их защитников, протестов прокуроров на приговоры областных и приравненных к ним судов соблюсти право каждого быть выслушанным в суде. Если ранге осужденные, находящиеся под стражей, со всех регионов страны доставлялись в город Астану для того, чтобы они могли участвовать в заседании апелляционной инстанции, то в настоящее время этого не требуется. Без доставки осужденных в Астану участники процесса имеют возможность видеть и слышать друг друга на протяжении всего судебного заседания, задавать вопросы и давать пояснения.

Действие видеоконференцсвязи при рассмотрении дела в суде было продемонстрировано в 2007 году Главе нашего государства Н.А. Назарбаеву во время его визита в г. Балхаш.

Объединяющая все органы судебной системы корпоративная сеть передачи данных позволила не только организовать в судах электронный документооборот, но и обеспечить видеосвязь между Верховным Судом и областными, приравненными к ним судами. В режиме двусторонней связи система видеоконференцсвязи уже не раз использовалась и при проведении пленарных заседаний Верховного Суда при принятии нормативных постановлений по актуальным в судебной практике вопросам, а также применялась при проведении общереспубликанских совещаний и конференций, обеспечивая одновременное «присутствие» многочисленных судей и работников судов на подобных мероприятиях.

Нелишне отметить, что применение видеокон-ференцсвязи позволяет не только свести к нулю немалые материальные расходы, связанные с этапированием осужденных в судебные заседания, командировками сторон и участников совещаний, конференций, но и сэкономить их время, которое они бы потратили на приезд в Астану и обратно.

Теперь немного о судебной статистике и способах ее формирования.

Статистика представляет собой важную отрасль науки и практической деятельности по выявлению, сбору, обработке, анализу и информации полученных показателей неких закономерностей в той или иной сфере жизни общества за определенный отрезок времени. Значение стати-

стики во все времена оценивалось достаточно высоко. Еще В. И. Ленин считал статистику как одно «из самых могущественных орудий социального познания» . Одной из многочисленных отраслей статистики является правовая статистика, которая призвана осуществлять учет различных правонарушений, а также специфические особенности деятельности правоохранительных органов и судов. Правовая статистика включает в себя несколько подразделов уголовно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой направленности. Судебная статистка как часть правовой статистики отражает всю работу судов всех инстанций по отправлению правосудия по уголовным, гражданским, административным делам и осуществлению правосудия на досудебной стадии уголовного процесса и в стадии исполнения судебных актов. Статистика учитывает количественные и качественные показатели, как о процессуальной деятельности судов, так и о количестве рассмотренных ими дел и результатах рассмотрения. На основе судебной статистики можно выявить определенные закономерности, например, о тенденциях обращения граждан в суды за защитой своих прав и свобод, об увеличении или уменьшении дел соответствующих категорий и по другим вопросам, неотъемлемым от правосудия. В бытность СССР организация ведения судебной статистики была отнесена к компетенции Министерства юстиции СССР и его органов на местах. В Республике Казахстан правовую статистику формировали разные органы, которые отражали специфику своей деятельности. Нередко данные разных органов об одних и тех же явлениях были противоречивы, не отражали действительного положения дел. Возникла необходимость создания единого межотраслевого органа правовой статистики, который и был образован Указом Президента РК от 22 апреля 1997 года — Центр правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре РК. В целях совершенствования правового информационного обеспечения страны с помощью правовой статистики Президент страны 28 марта 2003 года подписал Указ «Об образовании Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан», в соответствии с которым Комитет вошел в структуру Генеральной прокуратуры, был наделен функциями формирования государственной правовой статистики и ведения специальных учетов и правом осуществлением надзора в этой сфере. Возглавил Комитет заместитель Генерального Про-

курора РК. А 22 декабря 2003 года был принят Закон Республики Казахстан «О государственной правовой статистике и специальных учетах». Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года №1374 была утверждена «Программа развития государственной правовой статистики и специальных учетов в Республике Казахстан на 2005-2007 годы», в целях реализации которой 17 мая 2005 года Генеральным прокурором Республики Казахстан был издан приказ № 27 «Об утверждении Инструкции по ведению единого карточного учета заявлений и сообщений о преступлениях, уголовных дел, результатов их расследования и судебного рассмотрения». Данный приказ действует на всей территории Республики Казахстан и обеспечивает единый порядок ведения единой унифицированной статистической системы (ЕУСС) и в наше время. В последующем Генеральным прокурором РК принимались акты, направленные на совершенствование правовых и специальных учетов. Формирование судебной статистики состоит из нескольких этапов, взаимосвязанных между собой: сначала происходит наблюдение за деятельностью судов по отправлению правосудия и за ее результатами, затем осуществляется группировка полученных данных (например, выделение показателей в группы, отражающие специфику деятельности судов отдельно по уголовным, гражданским, административным делам). После получения указанных данных следует этап их качественного анализа. Для осуществления этапов наблюдения и группировки полученных данных потребовались разработка и форм первичных учетных документов и Инструкции их ведения. Согласно Инструкции утверждены следующие формы статистических отчетов в судах :

№ 1 «О работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 1 -АП «О работе судов первой инстанции по рассмотрению административных дел»;

№ 2 «О работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел»;

№ 2-АП «О работе областных и приравнгн-ных к ним судов по рассмотрению административных дел»;

№ 2-Ж «О рассмотрении судами жалоб по делам частного обвинения»;

№ 3-АП «О работе областных и приравненных к ним судов и Верховного Суда Республики Казахстан по рассмотрению административных дел»

№ 6 «О работе судов апелляционной инстанции по рассмотрению уголовных дел»;

№ 6-а «О рассмотрении дел в апелляционном порядке по смертной казни»;

№ 7 «О работе судов апелляционной инстанции по рассмотрению гражданских дел»;

№ 8 «О работе судов по рассмотрению уголовных дел в надзорной инстанции»;

№ 8-а «О рассмотрении дел в надзорном порядке по смертной казни»;

№ 9 «О работе судов по рассмотрению гражданских дел в порядке надзора». Предусмотрено также ведение информационных учетных документов следующих форм, утвержденных приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 13 декабря 2004 года № 52:

№ 1 «На уголовное дело, рассмотренное судом первой инстанции»;

№ 2 «На уголовное дело, рассмотренное в апелляционном порядке»;

№ 3 «На уголовное дело, рассмотренное в порядке надзора»;

№ 4 «На гражданское дело, рассмотренное судом первой инстанции»;

№ 5 «На гражданское дело, рассмотренное в апелляционном порядке»;

№ 6 «На гражданское дело, рассмотренное в порядке надзора»;

№ 1а «По учету административного правонарушения»;

№ 2-а «По учету административных дел, рассмотренных в порядке пересмотра не вступивших в законную силу постановлений»;

№ З-а «По учету административных дел, рассмотренных в порядке пересмотра вступивших в законную силу постановлений и определений». Потребность в получении правовой информации повлекла развитие различных других форм специальных учетов. В итоге в настоящее время суды в территориальные органы — Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры сдают 46 статических отчетов (вместе с приложениями) о деятельности судов первой, апелляционной и надзорной инстанций по рассмотрению гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях, а также материалов и по обращениям физических и юридических лиц. Кроме того, судами представляются в территориальные органы Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры 16 наименований информационно-учетных документов, что требует существенных временных затрат, поэтому в отчетные периоды при прежнем формате выполнения этой работы создавалась напряженность в аппа-

рате судов и, что самое главное, не исключались ошибки в отражении в сведений.

Но и это еще не все. Не позднее 3, 5, 10 дня после вступления судебного акта в законную силу судами представляются в территориальные органы УКПС и СУ такие сведения, как: карточка о каждом подсудимом; на каждое дело об административных правонарушениях и лицах, их совершивших; на каждое лицо, признанное недееспособным либо ограниченно дееспособным по гражданскому делу; на каждое лицо, в отношении которого судом избрана мера пресечения; продлена мера пресечения; по учету жалоб, поданных на постановления об избрании и продлении меры пресечения; по учету отмены или изменения меры пресечения судом; об исполнении постановлений о наложении административного взыскания; извещение об освобождении от административной ответственности и административного взыскания; справки о результатах судебного рассмотрения дела, копии вступивших в законную силу приговоров (постановлений) по делам частного обвинения; копии постановлений о снятии судимости; копии постановлений об изменении анкетных данных осужденных; акт сверки между судом и прокуратурой по количеству рассмотренных гражданских дел о признании лиц недееспособными либо ограниченно дееспособными, и лиц, лишенных права занимать государственные должности по уголовным делам. Как уже отмечалось, в настоящее время в Верховном Суде и во всех местных судах республики (всего 345), благодаря функционированию программы «ЕАИАС СО РК», эти показатели, а также все 46 видов судебных статистических отчетов формируются автоматизированным способом. Теперь имеется также возможность автоматически выявить нагрузку каждого судьи и работника аппарата любого суда, вывести в письменном и электронном виде в формате Excel отчеты на любой календарный день по любым показателям, войти в электронную базу судебных актов и иных документов, вынесенных на этот день, получить сводные данные о тех или иных показателях работы каждого судьи персонально, либо отдельно взятого районного суда, либо всех судов области, а также по республике в целом. В 2008 году такая же система была внедрена и в административных органах судов, а также и в территориальных отделах судебных исполнителей. В связи с полным охватом всей судебной системы стал возможен полностью безбумажный документооборот между ее более чем 600 органами.

С помощью компонентов системы «ЕАИАС СО РК» в судебных органах решаются такие задачи, как:

— полный учет работы судов по отправлению правосудия;

— контроль на разных уровнях судебной системы за работой канцелярий судов и судей по срокам рассмотрения заявлений, дел, жалоб, составления и вручения судебных актов и т.д.;

— учет качества отправления правосудия судьями первой инстанции;

— организация полного цикла электронного документооборота во всей судебной системе Республики (подготовка, визирование, доработка документа, подписание документа, отправка в другой орган судебной системы);

— организация доступа к банку данных судебных актов, вынесенных судами Республики, через Интернет-ресурс Верховного Суда РК;

— переход на безбумажные технологии взаимодействия с государственными и правоохранительными органами.

Таким образом, сегодня с расширением функций системы «электронного правительства» и оказанием все большего числа информационных услуг населению Казахстана посредством информационных технологий судебная система также старается быть более доступной населению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект разработки и внедрения системы «ЕАИАС СО РК» является одним из малобюджетных в республике проектов информатизации. Важно также обратить внимание на то, что каждая из составляющих электронной системы в той или иной мере дает экономию средств как косвенную, так и прямую. Например, внедрение безбумажного документооборота привело к росту услуг передачи данных, но в тоже время к экономии бюджетных средств за счет сокращения оплаты услуг «Казпочты», расходов на покупку бумаги, картриджей, копировального оборудования. Сокращается рабочее время, потраченное сотрудниками аппаратов судов на выполнение работы, что позволяет им более продуктивно планировать свой рабочий день.

Как и о всяком нововведении может возникнуть закономерный вопрос: существуют ли проблемы применения электронного учета и отчетности?

Для того чтобы ответить на него, следует отметить, что применяемая в правосудии система «ЕАИАС СО РК» шагает в ногу с развитием информационных технологий в стране в целом и находится на уровне их развития в государствен-

ном секторе республики. «ЕАИАС СО РК» («Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан» — это территориально распределенная автоматизированно-информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов, обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информаций. В Концепции целевой программы были поставлены такие задачи, как: формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечение единства судебной системы Казахстана, повышение эффективности деятельности судов, а также реализация прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. В процессе внедрения и дальнейшего развития «ЕАИАС СО РК» большое внимание уделяется созданию единого информационного пространства судебной системы Казахстана на основе:

— обеспечения информационного взаимодействия судебных органов различного уровня, а также различных программных изделий, развернутых на объектах автоматизации;

— подключения объектов автоматизации к высокоскоростным каналам передачи данных;

— оснащения судебных органов современными средствами автоматизации и передачи данных.

Для надлежащей эксплуатации программы «ЕАИАС РК» судам было передано необходимое оборудование: сервер, компьютеры, сканер, модем, Hub, UPS (источник бесперебойного питания), коммутатор.

В серверы установлены:

— база «ЕАИАС РК» сроком на 10 лет;

— программа «КГЖЭД» для учета книг, журналов, видеотеки, письменных и электронных документов;

— справочно-правовая база Верховного Суда;

— база Web-сайта Верховного Суда (с обновлением на день установки);

— база обобщений судебной практики;

— система перевода «Тшмаш»;

— программа «Adobe acrobat» (версия №8);

— программа «Fine Reader»;

— антивирусное программное обеспечение (сетевая версия);

— регламент применения модулей «ЕАИАС РК»;

— временная инструкция по делопроизводству в районном и приравненном к нему суде по программе «ЕАИАС РК», утвержденная приказом Председателя Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан от 10 апреля 2007 года № 169-П и др.

Но не следует забывать о том, что использование системы в работе и поддержка ее технической составляющей на необходимом уровне без материальной поддержки невозможны. Это должно учитываться при формировании бюджетных программ для судов.

Конечно же, применение новых технологий также требует от работников судов и судей соответствующих знаний и умения работать в электронном режиме. В этой связи можно отметить, что проблемы в обеспечении судебной системы подготовленными кадрами связаны с тем, что ни в одном учебном заведении страны, в которых готовят юристов, будущих судей, обучение делопроизводству по системе «ЕАИАС СО РК» не осуществляется.

Не лишним будете упомянуть и о том, что из-за низкой зарплаты работников аппаратов судов (а на эту работу принимаются лица только с высшим юридическим образованием), а также большой нагрузки и высокой ответственности наблюдается большая текучесть кадров, имеется много вакансий на должности специалистов судов, которые заполняются медленно и не в полном объеме, что не может не отразиться на качестве ведения электронного делопроизводства, жизнеспособности системы «ЕАИАС СО РК» и, в конечном итоге, на эффективности работы судов. Верховным Судом совместно с Комитетом по судебному администрированию уделялось большое внимание процессу обучения пользователей в работе с программными изделиями. При этом организованы и применены следующие формы работы с персоналом аппаратов судов:

— дистанционное обучение;

— очное обучение;

— проведение семинаров;

— поставка на объекты автоматизации электронно-учебных документов.

В 2007 — 2008 годах проведено региональное обучение — выезды представителей разработчика для проведения обучения с предоставлением необходимой материально-технической базы.

Специалисты судов также были обучены работе с системой по вопросу администрирования оборудования.

С целью обеспечения дальнейшего сопровождения и организации надлежащей эксплуатации программы «ЕАИАС РК» все заведующие канцеляриями, программисты областных судов, начальники отделов организации деятельности администраторов судов (всего 391 человек) прошли обучение в Институте правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, более 200 человек из числа специалистов районных судов по вопросу администрирования оборудования прошли соответствующее обучение в Верховном Суде. Актуальность проводимой работы в свете требований Государственной программы формирования «электронного Правительства» в Республике Казахстан, а также в связи с внесением изменений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» по вопросу ведения судебной статистики потребовали от председателей областных, районных и приравненных к ним судов, Комитета по судебному администрированию и администраторов судов принять соответствующие меры по организации и обеспечению надлежащей эксплуатации и функционирования программы «ЕАИАС РК».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, судебная система Республики Казахстан, начиная с 1 июля 2007 года, перешла к электронному делопроизводству. 2009 год является завершающим годом полного внедрения системы «ЕАИАС СО РК». Изучение международного опыта показало, что на постсоветском пространстве, да и среди большинства стран мира, только в Казахстане осуществлен полный переход делопроизводства су-дебнсй системы на электронный (безбумажный) способ его ведения по всем категориям дел.

При создании программы «ЕАИАС СО РК» сохранена преемственность программно-информационных комплексов с другими госорганами, автоматизация деятельности должностных лиц судебных органов и на основе действующего имущественного комплекса в судах обеспечивается непрерывность функционирования системы в повседневной деятельности.

Впереди остается только грамотное использование достижений внедренных в делопроизводство технологий, слежение за развитием и совершенствованием программного обеспечения в стране и за ее пределами и своевременное внедрение новаций в действующую программу в судебной системе.

Использованная литература

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч.. Т. 19. — С. 334.

2. Нами здесь и далее намеренно перечислены некоторые формы статистической отчетности, представляемой судами, чтобы наглядно показать большой объем работы аппаратов судов по формированию судебной статистики, которая теперь успешно выполняется автоматически.

В статье освещены вопросы внедрения в деятельность судов и органов Комитета по судебному администрированию Единой автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов Республики Казахстан («ЕАИАС СО РК»), позитивные результаты ее применения, а также обозначены проблемы, связанные с ее эксплуатацией.

Мацалада соттар мен Сот октшыт жонтдегг комитет органдарыныц цызметтер1не К,азац-стан Республикасы сот органдарыныц Бгрыцгай автоматтандырылган ацпараттыц-талдау жуйесш («К,Р СО БААТЖ») енггзу моселелерг, оны цолданудыц оц нотижелерг, сондай-ац оны пай-далануга байланысты моселелер белгшнт корсетглген.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *