ФНС противодействие коррупции

  • автор:

Приказ ФАС РФ от 27.09.2016 N 1370/16

Зарегистрировано в Минюсте России 14 октября 2016 г. N 44042

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542, 2012, N 4, ст. 471, N 14, ст. 1616; 2014, N 27, ст. 3754; 2015, N 10, ст. 1506)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие ФАС России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФАС России, руководителям территориальных органов ФАС России ознакомить федеральных государственных служащих с настоящим приказом под роспись, листы ознакомления представить в Управление государственной службы ФАС России.

3. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 29 сентября 2015 г. N 894/15 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие ФАС России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2015, регистрационный N 39929).

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России А.В. Доценко.

Руководитель
И.Ю. АРТЕМЬЕВ

УТВЕРЖДЕН
приказом ФАС России
от 27 сентября 2016 г. N 1370/16

I. В центральном аппарате ФАС России:

1. Начальник управления;

2. Заместитель начальника управления;

3. Заместитель начальника управления — главный бухгалтер;

4. Заместитель начальника управления — начальник отдела в управлении;

5. Помощник руководителя;

6. Советник руководителя;

7. Начальник отдела в управлении;

8. Начальник отдела в управлении — заместитель главного бухгалтера;

9. Заместитель начальника отдела в управлении;

10. Советник;

11. Ведущий консультант;

12. Консультант <*>;

<*> В случае если исполнение должностных обязанностей по ней в соответствии с должностным регламентом предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

13. Главный государственный инспектор;

14. Старший государственный инспектор;

15. Главный специалист-эксперт <*>;

<*> В случае если исполнение должностных обязанностей по ней в соответствии с должностным регламентом предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

16. Ведущий специалист-эксперт <*>;

<*> В случае если исполнение должностных обязанностей по ней в соответствии с должностным регламентом предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

17. Государственный инспектор;

18. Специалист-эксперт <*>;

<*> В случае если исполнение должностных обязанностей по ней в соответствии с должностным регламентом предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

19. Ведущий специалист 3 разряда <*>;

<*> В случае если исполнение должностных обязанностей по ней в соответствии с должностным регламентом предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

20. Старший специалист 1 разряда <*>;

<*> В случае если исполнение должностных обязанностей по ней в соответствии с должностным регламентом предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

21. Старший специалист 2 разряда <*>;

<*> В случае если исполнение должностных обязанностей по ней в соответствии с должностным регламентом предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

22. Старший специалист 3 разряда <*>;

<*> В случае если исполнение должностных обязанностей по ней в соответствии с должностным регламентом предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

23. Специалист 1 разряда <*>;

<*> В случае если исполнение должностных обязанностей по ней в соответствии с должностным регламентом предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

24. Специалист 2 разряда <*>.

<*> В случае если исполнение должностных обязанностей по ней в соответствии с должностным регламентом предусматривает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

II. В территориальных органах ФАС России:

1. Руководитель территориального органа;

2. Заместитель руководителя территориального органа;

3. Заместитель руководителя территориального органа — начальник отдела территориального органа;

4. Начальник отдела территориального органа;

5. Заместитель начальника отдела территориального органа;

6. Помощник руководителя территориального органа;

7. Консультант;

8. Главный государственный инспектор;

9. Старший государственный инспектор;

10. Главный специалист-эксперт;

11. Ведущий специалист-эксперт;

12. Государственный инспектор;

13. Специалист-эксперт;

14. Старший специалист 1 разряда;

15. Старший специалист 2 разряда;

16. Старший специалист 3 разряда;

17. Специалист 1 разряда;

18. Специалист 2 разряда;

19. Специалист 3 разряда.

Приказ ФНС РФ от 19.01.2010 N ММ-7-4/12@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

В соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 N 282, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции в налоговых органах (далее — Программа).

2. Назначить Административное управление (И.В. Акунова) ответственным за координацию работ по выполнению мероприятий Программы.

3. Заместителям руководителя ФНС России, начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня принять Программу к неуклонному исполнению и обеспечить ее реализацию.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Е.В. Козлову.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ

УТВЕРЖДЕНА
Приказом ФНС России
от «__» _________ 2010 г.
N _____________

ПРОГРАММА
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

Общие положения

Настоящая Программа противодействия коррупции в налоговых органах (далее — Программа) разработана в соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 N 282.

Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 N Пр-1568, Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», Приказ ФНС России от 25.08.2009 N ММ-7-4/430@ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Минюсте России от 10.09.2009 N 14751).

Цели Программы

Исключение возможности проявления коррупции, ее влияния на работников налоговых органов.

Создание системы противодействия коррупции в налоговых органах.

Формирование у работников налоговых органов антикоррупционного сознания.

Задачи Программы

Оценка существующего уровня коррупции и коррупционного поведения работников налоговых органов.

Разработка и внедрение механизмов, противодействующих коррупции в налоговых органах.

Выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению коррупции в налоговых органах.

Предупреждение коррупционных правонарушений в налоговых органах.

Мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики.

Основные мероприятия Программы

Совершенствование организации деятельности налоговых органов по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд.

Проведение анализа должностных обязанностей работников налоговых органов, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений.

Внедрение системы внутреннего антикоррупционного контроля, в том числе применение технических средств контроля при организации работы должностных лиц налоговых органов, функциональные обязанности которых связаны с совершением коррупционно опасных действий (предоставление государственных услуг и исполнение функций, связанных с непосредственным взаимодействием с организациями и гражданами).

Совершенствование обратной связи с потребителями государственных услуг.

Совершенствование информационно-коммуникационных технологий в налоговых органах, позволяющих сократить имеющиеся причины и условия, порождающие коррупцию.

Совершенствование системы информационного взаимодействия налоговых органов с подразделениями правоохранительных органов.

Система программных мероприятий

Программа основывается на реализации мероприятий антикоррупционной политики по следующим основным направлениям.

Обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного гражданского служащего с государственной службы.

Оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих.

Обеспечение реализации обязанности государственных гражданских служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также осуществление проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Информирование правоохранительных органов о признаках коррупции в налоговых органах.

Анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей степени подвержено риску коррупционных проявлений.

В целях недопущения коррупционных проявлений в налоговых органах должен быть проведен анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих налоговых органов, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений.

В частности, исполнение таких должностных обязанностей может быть связано с:

непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям;

осуществлением контрольных и надзорных мероприятий;

подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением государственных закупок;

подготовкой и принятием решений в области лицензирования;

осуществлением регистрационных действий;

подготовкой и принятием кадровых решений, в том числе — с назначениями на государственные должности, замещение которых связано с риском коррупционных проявлений.

Сбор и анализ информации о фактах и признаках коррупции в налоговых органах, оценка и выработка мер по их устранению.

Проверка персональных данных, представляемых кандидатами на должности государственной гражданской службы, соответствия деклараций о доходах, наличия конфликта интересов.

Совершенствование системы внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих налоговых органов.

В сфере компетенции налоговых органов находится возможность создания собственной системы внутреннего контроля деятельности работников налоговых органов, выработке механизмов взаимопроверки документов, сопровождающих заключение договоров, контрактов на поставку товаров или выполнение услуг и т.п., создании морально-психологического климата, формирующего отношение к фактам коррупции как явлению безнравственному, несовместимому со статусом государственного гражданского служащего, требующему не только морального осуждения, но и информирования об этих фактах непосредственного руководства, подразделения, координирующего работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае необходимости и правоохранительных органов.

Отдельным направлением внутреннего контроля является система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц налоговых органов и их близких родственников на основе анализа сведений о доходах и имуществе, принадлежащем работникам налоговых органов и их близким родственникам на праве собственности, предоставляемых ими в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершенствование организации деятельности налоговых органов по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд.

Для совершенствования деятельности налоговых органов в этой сфере необходимо продолжение работы по оптимизации процедур закупок для государственных нужд, предполагающих:

установление процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня;

установление и использование максимального числа процедур, расширяющих свободную конкуренцию поставщиков продукции для государственных нужд;

устранение случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за подготовку и принятие решений по размещенным государственным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля над проведением государственных закупок, исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов государственных гражданских служащих.

Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществляется путем внутреннего аудита.

Совершенствование обратной связи с потребителями государственных услуг.

В целях совершенствования обратной связи с потребителями государственных услуг в налоговых органах должна проводиться экспертиза жалоб и обращений граждан с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в обращениях.

Предусматривается установка в общедоступных местах зданий территориальных органов Федеральной налоговой службы специальных почтовых ящиков для сбора обращений и жалоб от граждан и организаций, а также «телефонов доверия».

Предусматривается осуществление работ по развитию предоставления пользователям «Интернет» сайта налоговых органов интерактивных услуг по возможности обращения в налоговые органы.

В результате реализации Программы в налоговых органах должна быть создана и внедрена системная программа этического образования работников налоговых органов.

Основная задача этического образования работников налоговых органов — разъяснение им основных положений международного законодательства, законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции, вопросов ответственности за коррупционные правонарушения.

Целесообразно проведение семинаров и тренингов по вопросам этики, формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны работников налоговых органов, организаций и граждан.

В рамках повышения квалификации работников налоговых органов необходимо запланировать проведение обучения по таким программам дополнительного профессионального образования, составляющим разделом которых являются вопросы, связанные с антикоррупционной деятельностью и урегулированием конфликта интересов.

Совершенствование информационно-коммуникационных технологий в налоговых органах, позволяющих сократить имеющиеся причины и условия, порождающие коррупцию.

В рамках реализации данного направления налоговые органы обеспечивают максимальную автоматизацию административно-управленческих процессов с целью возможного сокращения непосредственных контактов работников налоговых органов с гражданами и организациями при исполнении государственных функций (предоставлении государственных услуг).

Должна быть создана система мониторинга коррупционных проявлений в налоговых органах с использованием электронной почты от граждан и организаций.

Индикаторы оценки эффективности Программы

Число выявленных или предупрежденных коррупционных правонарушений со стороны работников налоговых органов.

Количество граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в налоговых органах.

Соотношение числа выявленных коррупционных правонарушений и количества граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в налоговых органах.

По указанным показателям достижения результатов реализации программы в налоговых органах должен осуществляться постоянный мониторинг.

Источники финансирования Программы

Программа реализуется за счет средств, предусмотренных на финансирование текущей деятельности налоговых органов. Дополнительными источниками средств на реализацию программных мероприятий могут являться средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование мероприятий административной реформы.

Ожидаемые и конечные результаты реализации Программы

Формирование системы противодействия коррупции и ее внедрение в налоговые органы.

Снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг налоговыми органами.

Повышение качества и доступности государственных услуг.

Уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.

Укрепление доверия граждан к налоговым органам.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы — 2010 — 2012 годы.

Первый этап реализации Программы — I квартал 2010 года — разработка и принятие необходимого методического обеспечения, должностных регламентов.

Второй этап реализации Программы — II — IV квартал 2010 — 2012 годы — реализация основных мероприятий Программы в налоговых органах.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы возлагается на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего функции профилактики коррупции в ФНС России, и на руководителей (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальников (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня.

Ответственным за реализацию Программы является Административное управление и должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

ФНС поборолась с коррупцией

ФНС опубликовала программу и новую редакцию плана по противодействию коррупции в налоговых органах. Документы содержат массу благих намерений, включая воспитание сотрудников налогового ведомства в антикоррупционном ключе. Эксперты сомневаются, что документы удастся полноценно воплотить в жизнь

Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 30 марта. FINMARKET.RU — Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала на своем сайте программу и новую редакцию плана по противодействию коррупции в налоговых органах. Оба документа насыщены благими целями и задачами, включая формирование «антикоррупционного сознания» у работников налоговых органов. Среди мер, предложенных ФНС для искоренения коррупции в своих рядах, — внутренний контроль за персоналом, ротация кадров, контроль за госзакупками, получение информации от граждан. При этом бросается в глаза, что оба документа фактически содержат лишь самые общие положения.

Как отмечается на сайте ведомства, план противодействия коррупции в ФНС был утвержден во исполнение решения правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 апреля 2009 года. Между тем, документ со столь громким названием уместился в весьма скромную таблицу, состоящую из 4-х основных пунктов с соответствующими подпунктами, причем все они довольно общего характера.

Среди мер противодействия коррупции, которые имеют конкретное наполнение — утверждение положения о ротации кадров в ФНС. Правда, сроки реализации этого мероприятия, к сожалению, весьма неопределенны, поскольку оно увязывается с выходом указа президента РФ о порядке ротации гражданских служащих. Еще одна мера, описанная общими словами: «оснащение мест для приема заявителей специальными техническими средствами» (наверное, имеются в виду средства аудио- и видеонаблюдения). Относительно решения насущной проблемы, непосредственно касающейся практически всех россиян, а именно — утечки данных, содержащих налоговую тайну, план противодействия коррупции предусматривает «разработку и внедрение системы мер, направленной на соблюдение государственной и иной, охраняемой законодательством РФ, тайны в ФНС».

Предусмотрена и такая мера, как «проведение профилактической воспитательной работы со служащими ФНС». Кстати, сама ФНС, судя по всему, за год, прошедший после решения правительственной комиссии, так и не смогла определиться, какие обязанности налоговиков содержат наибольший соблазн для незаконного обогащения. Такой вывод можно сделать на основании того, что план предусматривает формирование перечня должностных обязанностей госслужащих ФНС с высоким риском коррупционных проявлений. Планом также предусмотрено обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности ФНС. На официальном сайте ФНС ко второму полугодию 2010 года планируется создать специальную страницу, посвященную вопросам противодействия коррупции. Посетители сайта ФНС будут иметь возможность сообщать информацию о «фактах проявления коррупции в ФНС». Также планируется организация «телефона доверия» и «почтового ящика» для отзывов о деятельности ФНС.

В свою очередь, представленная ФНС программа противодействия коррупции в налоговых органах практически полностью перекликается с планом, разве что написана она не в форме таблицы, а представляет 8 текстовых страниц. Предполагается, что программа будет реализована в 2010 — 2012 годах. По замыслу ФНС, реализация программы должна привести к снижению уровня коррупции при работе налоговых органов, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, укрепить доверие граждан к налоговым органам.

Среди мероприятий, предусмотренных программой: совершенствование системы размещения госзаказов, анализ должностных обязанностей работников налоговых органов; внедрение системы внутреннего антикоррупционного контроля, включая технические средства контроля; обратная связь с потребителями госуслуг. В частности, система внутреннего контроля должна привести к формированию у работников налоговых органов «антикоррупционного сознания». Судя по документу, в ФНС хотели бы создать такой «морально-психологический климат», который формировал бы отношение к коррупции как «явлению безнравственному, несовместимому со статусом госслужащего», «требующему не только морального осуждения, но и информирования об этих фактах руководства». При этом отдельным направлением внутреннего контроля должна стать система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц налоговых органов и их близких родственников на основе анализа сведений о доходах и имуществе, предоставляемых ими в установленном порядке.

Руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов в интервью «Финмаркету» скептически оценил перспективы воплощения в жизнь обоих антикоррупционных документов, разработанных ФНС. По его мнению, сложно ожидать, что они будут реализованы, учитывая, что в них нет критериев оценки эффективности предложенных мер, да и никаких конкретных шагов документы практически не содержат. Более того, считает юрист, когда ведомства пытаются бороться с коррупцией сами, изнутри, это — наименее эффективный путь. «Запретить, запротоколировать, ограничить, установить видеокамеры — это сугубо бюрократический подход, он в долгосрочной перспективе работать не будет. Если чиновника связать по рукам и ногам — он просто вообще ничего не будет делать», — полагает юрист. «Регламентация — это чиновничий подход с предсказуемыми последствиями: все просто увязнет в бумагах, проверить выполнение этих планов очень сложно», — добавил он. К тому же предлагаемая ротация и исключение живых контактов с налогоплательщиками осложнит внедрение современного «клиентского» подхода к контролю за налогоплательщиками, когда проверяющие должны досконально знать и понимать экономику проверяемых предприятий.

Чтобы побороть коррупцию в налоговых органах, требуется более широкий подход, полагает эксперт. «Необходимо выйти за рамки самого органа и системно бороться с коррупцией», — говорит В. Зарипов. Он пояснил, что, например, в настоящее время налоговые органы наделены правом блокировки счетов организаций в случае неполучения декларации или неуплаты налогов. Нередко претензии надуманы, а счета блокируются для вымогательства взятки. «Такое выкручивание рук предпринимателю — очень коррупционная норма. Здесь требуются серьезные законодательные изменения», — полагает юрист. С другой стороны, необходимо, чтобы сам предприниматель не был беззащитен. «Почему предпринимателю приходится идти на сделку с чиновником и своей совестью? Потому что от этого зависит, будет ли получено какое-то разрешение, будет ли бизнес работать завтра или нет. Но если у человека есть выбор — идти на поклон к чиновнику или воспользоваться альтернативным вариантом, например, обратиться за эффективной правовой защитой в суд, тогда выбор очевиден. На сегодня реального выбора почти нет», — констатирует юрист.

По его словам, для искоренения коррупции в рядах налоговиков необходимо, чтобы они несли реальную ответственность за свои действия и принимаемые решения. «Такой путь борьбы с коррупцией более эффективен, так как современная экономика заставляет жить более динамично, инновационно. Чиновник будет понимать, что ответственность существует не на словах, а на деле» — говорит юрист. Он пояснил, что уже сейчас есть возможность возложения судебных расходов на налоговые органы, однако о том, чтобы возложить на налоговиков убытки в виде досудебных расходов, и, более того — в виде неполученной прибыли и репутационного ущерба — об этом речи пока не идет.

«Это было бы и эффективно, и прозрачно. Тем более что обычно налоговая служба выплачивает подобные расходы из собственных средств, то есть фактически уменьшая свой премиальный фонд. Таким образом, инспектор будет знать, что ему не только нужно выполнить план, но и сделать это в рамках закона», — подчеркнул юрист. С другой стороны, отметил он, такое нерациональное расходование государственных средств на возмещение вреда сразу стало бы предметом пристального изучения со стороны Счетной палаты. Под таким перекрестным вниманием со стороны судов и других госорганов искоренить коррупцию куда больше шансов, чем принятием внутренних методик и регламентов, полагает юрист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *