ФМС России для граждан Украины

  • автор:

Начиная с 1 августа этого года гражданам Украины, которые хотят жить в России, придется либо приобретать патент на работу, либо получать разрешение на временное проживание или убежище на российской территории. Легализовать свой статус они должны будут в течение 120 дней. Эта мера не коснется тех украинцев, которые убежали от войны из Донецкой или Луганской области.

Власти России ужесточают правила пребывания для граждан Украины на российской территории. До 1 августа нынешнего года украинцы могли без ограничения по времени находиться в РФ и работать без каких-либо дополнительных разрешительных документов. Такие преференции были введены после начала боевых действий на востоке украинского государства и сопутствующих им политических проблем. Однако, как пояснил в среду, 22 июля, журналистам глава ФМС РФ Константин Ромодановский, теперь ситуация будет меняться.

«С 1 августа мы запускаем для граждан Украины 120-суточный механизм определения своего правового или трудового статуса.

Если гражданин этой страны получит патент, разрешение на временное проживание или иной статус, разрешающий ему здесь находиться, то никаких проблем у него не будет.

Если же он находится в тени, работает тайно или тайно тут пребывает, то через 120 суток мы закроем ему въезд на российскую территорию сроком на три года», — сказал министр.

По его словам, закрытие права на въезд в Россию будет происходить автоматически — после того как нарушитель сроков покинет российскую территорию, его данные будут внесены в специальную электронную базу данных и обратно его уже не пустят.

При этом Ромодановский подчеркнул, что украинцев, которые убежали от войны из Донецкой или Луганской области, все эти нововведения не коснутся — для них сохранится льготный миграционный режим пребывания в России.

По данным ФМС, сегодня в России находится 2,6 млн граждан Украины, из них чуть менее половины — около 1 млн человек — это выходцы из юго-восточных областей. Кроме того, в настоящий момент 570 тыс. украинцев экстренно перебрались в РФ, получили временное убежище или разрешение на временное проживание. Еще 100 тыс. человек воспользовались государственной программой по переселению соотечественников, которая позволяет получить российское гражданство в упрощенном порядке.
«Сегодня в России вообще без всякого статуса находятся порядка 430 тыс. украинцев. Кто-то из них работает по патенту, кто-то — без, кто-то просто находится у родственников. Мы с пониманием относились и относимся к этим людям, учитываем внутриукраинский кризис. Но с 1 августа большинству этих людей надо будет встраиваться каким-то образом в систему», — отметил руководитель ФМС. При этом в пресс-службе ведомства подчеркнули, что

в настоящее время не будут вводить для граждан Украины въезд по загранпаспортам.

В свою очередь, с февраля 2015 года Киев в одностороннем порядке разрешил россиянам пересекать украинскую границу исключительно по заграничному паспорту.

Глава миграционной службы отметил, что в последнее время несколько меняется общая картина миграции, и украинцы тоже играют в этом определенную роль. «В качестве примера могу сказать, что если в прошлом году доля граждан Узбекистана в общем числе приехавших составляла 20%, то сейчас — только 12,7%. Здесь я говорю только о тех, кто приехал, а не о тех, кто уже у нас находится. Две трети от миграционного потока составляют украинцы, среди тех, кто получил наше гражданство, выходцев из этой страны насчитывается около трети», — сказал Ромодановский. По данным ФМС, всего с начала 2015 года в Россию въехало более 10,5 млн иностранцев, а более 1,5 млн иностранцам за тот же промежуток времени был закрыт въезд в Россию за нарушение миграционного законодательства.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации социальных движений Василий Колташов уверен, что решение ФМС ужесточить порядок пребывания украинцев в России связано с попытками властей снизить конкуренцию на рынке труда и тем самым понизить социальное напряжение. «Это вызвано стремлением властей ограничить давление мигрантов на рынок труда и оставить рабочие места для россиян в условиях ухудшающейся ситуации в экономике.

Конечно, это не полностью закроет поток мигрантов с Украины.

Кроме того, вряд ли такой шаг будет воспринят с энтузиазмом гражданами этой страны, которые пытаются укрыться у нас не столько от войны, сколько от экономической катастрофы, которая разразилась в соседнем государстве», — отметил эксперт.

По словам Колташова, выходцы с Украины пока не составляют особой конкуренции российским гражданам, но ФМС действует в данном случае на опережение. «Количество рабочих мест в условиях снижения цен на нефть и падения рубля будет сокращаться. Это признают уже все аналитики. Украинцы устраиваются в той же сфере, что и граждане России и Белоруссии. Это сфера услуг, торговля или рабочие должности на заводы. Эти места готовят для россиян», — пояснил эксперт. «Люди из Средней Азии идут работать туда, где россиян почти нет — в строительство или в дворники. Однако и против них в будущем могут быть приняты особые меры, это связано с ухудшением экономической ситуации внутри РФ», — отметил представитель Института глобализации социальных движений.

С ним не согласен председатель общественного совета при Федеральной миграционной службе, профессор Высшей школы экономики Владимир Мукомель. «Эти меры никак не повлияют на российский рынок труда, потому что практически ничего на самом деле не меняется. До 1 августа были преференции для граждан Украины, сейчас преференции сохранятся для юго-востока Украины», — сказал он.

По словам эксперта, после начала боевых действий в Донбассе в Россию действительно прибыло много жителей этого региона, они спасались от войны. Но наряду с этим активизировались и те, кто традиционно работал в России и не проживал в охваченных военными действиями населенных пунктах. «Под сурдинку войны им оказалось достаточно просто легализовать свое пребывание на российской территории либо легализовать свою трудовую деятельность. Отсюда сегодня такое больше количество украинцев, претендующих на гражданство РФ, временное проживание или убежище», — пояснил Мукомель. Он добавил, что система патентов на работу, которые позволяют получить работу у физических и у юридических лиц, позволяет украинцам без особых проблем проживать на российской территории в течение длительного времени.

— Мы упрощаем процедуру получения гражданства РФ и избавляем от бюрократической волокиты русскоговорящих соотечественников и тех граждан бывших советских республик, которые уже проживают на территории нашей страны либо связывают себя с Россией, — сказал журналистам, комментируя принятие законопроектов, спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Итак, иностранцев по результатам собеседования смогут признать носителями русского языка, если они либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно живут в России. Также это касается случаев, если родственники ранее постоянно проживали в России либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах госграницы РФ.

Комиссия сможет признавать носителями русского языка без прохождения вышеупомянутого собеседования граждан Беларуси и граждан Украины, свободно владеющих русским языком. Как указано в проекте, для этого нужно будет подать заявление.

Кроме того, с шести до трех месяцев сократится срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке. При этом речь идет о документах, поданных на территории РФ. А для лиц, проживающих за пределами России, срок рассмотрения заявлений останется прежним — шесть месяцев.

Госдума последовательно реализует инициативы, направленные на поддержку наших соотечественников. Как напомнил Вячеслав Володин, уже принят ряд важных решений, позволивших за один только 2019 год стать полноценными гражданами России почти пятистам тысячам выходцев из Украины, Беларуси, Армении и других бывших советских республик.

Зампред Госдумы РФ Ольга Епифанова поделилась мнением, что принятая мера позволит вернуться в Россию большему количеству соотечественников и поспособствует более эффективной защите их прав.

Она назвала важным при рассмотрении заявления о выдаче гражданства обращать внимание на биографию человека, его личностные ценности. «Важно учитывать его желание жить в России, разобраться в том, каких взглядов он придерживается, — отметила Епифанова. — Если соотечественник связывает свое будущее с нашей страной и желает принести ей пользу, то может получить все права гражданина».

Распоряжение губернатора об этом вступает в силу с 2020 года. Цель — предоставить приоритет в трудоустройстве российским гражданам. Такие решения ранее принимали и в других регионах. Как пояснили «Российской газете» в Минтрансе России, в федеральном законодательстве нет ограничений на работу мигрантов с патентами на транспорте. Но у регионов есть право «ежегодно с учетом особенностей рынка труда устанавливать запрет на привлечение иностранных граждан, работающих по отдельным видам деятельности».

И делается это не только ради сохранения рабочих мест для местных жителей, но и ради безопасности пассажиров. Во-первых, никто не знает, как и на каких условиях иностранец получал права на родине. Во-вторых, подготовка водителей в разных странах сильно отличается. Как и правила дорожного движения. Так почему водитель, которого неизвестно чему учили, не знающий особенностей наших правил, может перевозить пассажиров, зарабатывая на этом деньги?

В-третьих, в России водительское удостоверение действует 10 лет. Но в некоторых странах права выдаются бессрочно. То есть водителю и в голову не приходит обменивать свое удостоверение, а значит, и проходить медкомиссию.

В результате у нас регулярно растет число аварий с участием водителей-иностранцев. По данным ГИБДД, за восемь месяцев этого года по вине водителей — граждан СНГ произошло более трех тысяч ДТП. Это на 5,8 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. В них погибли 304 человека. Тут наметилось снижение на 5 процентов. Ранения получили 4332 человека. Количество пострадавших выросло на 10,5 процента. А по вине граждан других государств количество аварий за восемь месяцев выросло на 3 процента и составило 3600 ДТП. В них погибли 360 человек. Ранения получили 5076 человек, что на 5,8 процента больше, чем в прошлом году. Смертельных случаев стало меньше.

С участием водителей-иностранцев за восемь месяцев этого года в России произошло около 6,7 тысячи аварий, в которых погибли 664 человека

Между тем ни в одной из стран Европы нельзя работать водителем с иностранными правами. Сначала надо пройти обучение и получить водительское удостоверение именно той страны, в которой собираешься перевозить грузы или пассажиров. К такой практике стремится и Россия.

МВД подготовило поправки в закон о безопасности дорожного движения. Когда их примут, обмен иностранных водительских удостоверений почти всех категорий, в том числе и дающих право рулить автобусом, будет производиться после прохождения профессионального обучения и сдачи экзаменов. Только для категории «В», которой пользуются таксисты, ничего не поменяется. А значит, строго по закону продолжать работать в такси смогут иностранцы из стран, где русский язык признан государственным с непонятными нам иностранными правами. Хотя в наше время такси — такой же опасный транспорт, как и автобусы.

Волнуются за безопасность пассажиров и во Владивостоке. Весь общественный транспорт здесь уже давно отдан на откуп частному бизнесу, которому выгоднее нанимать мигрантов. «Поведение сидящих за рулем безобразное, часто с телефоном в руках. Они подолгу стоят на остановках, ждут пассажиров, потом устраивают гонки на дорогах. С великим трудом их отучили курить во время работы», — говорит глава краевого консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений Сергей Пушкарев.

Несколько лет назад мэрия создала муниципальную автотранспортную компанию, но погоды она на рынке пассажирских перевозок не делает.

«Труд водителя общественного транспорта обесценен, потому что иностранцы соглашаются работать за 30 тысяч, зная, что обязательно доберут остальное в дороге», — поясняет Сергей Пушкарев.

«Добор в дороге» — это про систему оплаты проезда. Что только не придумывали во Владивостоке, но система расчета безналичным способом не приживается. Так до сих пор пассажиры и платят при выходе наличными водителям. По мнению Пушкарева, отношение водителей-иностранцев к себе и своему труду развратило и их работодателей, которые экономят большие деньги на зарплате, налогах, соцпакете.

К слову, как сообщили в департаменте по координации правоохранительной деятельности местной администрации, с нового года работу потеряют примерно 300 иностранцев, получивших ранее патент на работу в Приморском крае.

Попытка обязать иностранных граждан для получения патента на работу водителем общественного транспорта обменять национальные водительские удостоверения на российские путем сдачи экзамена имела относительный успех. Вроде экзамен в ГИБДД Приморья сдают единицы, а российские права имеют почти все иностранцы-водители. Так что это следовало бы учесть авторам поправок в закон о безопасности дорожного движения. И сразу продумать, как закрыть возможность «левого» обмена прав.

Эксперты указывают и на другие особенности законодательства. «По закону лица, осуществляющие коммерческие перевозки, то есть работающие по найму, должны иметь российское национальное водительское удостоверение за исключением граждан тех стран, где русский язык признан вторым государственным языком», — напоминает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Под исключение подпадают только граждане Киргизии. При этом закон не говорит о том, права какой категории должны быть у этих граждан. «На мой взгляд, здесь пробел законодательства», — отмечает эксперт.

И напоминает о нормах, которые просто не контролируют. Есть Женевская конвенция по безопасности на транспорте, продолжает Свешников, где установлены общие требования. Например, водитель автобусов должен быть не моложе 21 года.

Если нужно проверить водительское удостоверение, не было ли оно аннулировано или незаконно приобретено, запрос займет от 30 дней

Впрочем, возраст, как и страну прибытия, у водителя-мигранта не так уж легко установить. «Как в процессе проверки сотрудник ДПС может определить гражданство, если в установленном законодательством списке документов, которые водитель обязан предъявлять, отсутствует паспорт?» — говорит Свешников.

К тому же сложно действует система межведомственного взаимодействия. Если нужно проверить водительское удостоверение, не было ли оно аннулировано или незаконно приобретено, запрос на подтверждение занимает от 30 дней.

Есть проблемы и в самой системе подготовки водителей. «Сейчас серьезно обсуждается вопрос о том, чтобы вернуться к старой советской практике, когда велась раздельная подготовка водителей для личных автомобилей и водителей-профессионалов, которые будут осуществлять коммерческие перевозки. Если человек получал права для управления личным автомобилем, ставился штампик «без права найма», и никаких проблем не возникало», — говорит Свешников.

Кроме того, сейчас для всех водителей действуют одинаковые программы обучения. В результате для водителей личных автомобилей какие-то навыки и знания избыточны, а для водителей автобусов недостаточны, отмечает собеседник «РГ».

Безусловно, одними запретами проблему радикально не решишь. И, как говорят эксперты, пора заняться серьезной корректировкой законодательства.

А пока — запреты, вынужденные, но и приносящие новые проблемы. А кто возить будет?

В соцсетях приморцы уже откликнулись этим же вопросом на решение краевой администрации:

«Иностранные водители — это, конечно, ужас, с их остановками по 10 минут, постоянным отвлечением на телефон и медленной ездой, однако если не они, то кто? У перевозчиков далеко не лучшие условия труда и мало кто согласится на эту работу».

«Где они 1 января столько русских водителей найдут, готовых на ушатанных машинах работать по 16 часов в сутки, спать в гаражах и получать за это 30 000 рублей?»

В каких регионах ввели запрет для иностранцев на работу водителями

Пример Приморья не единственный. Подобный запрет на работу иностранцев водителями на общественный транспорт глава Приморья Олег Кожемяко ввел в Сахалинской области, когда был там губернатором. В 2016 года в Сахалинской области запретили принимать по патентам иностранных граждан для работы на автобусном транспорте и такси. Этот запрет действует до сих пор.

Мигрантам запретили работать в сфере, связанной с перевозкой пассажиров в Республике Алтай, в Забайкальском крае.

После нескольких громких аварий на дорогах в Тверской области с января 2016 года в регионе принят перечень видов работ, на которые нельзя нанимать иностранных граждан. В него входят все виды перевозок, как грузовые, так и пассажирские.

С этого года и в Челябинской области мигрантам нельзя будет устроиться водителями городских, пригородных и междугородних автобусов и маршруток, а также на такси и арендованных легковые автомобилей.

В Новосибирской области деятельность мигрантов ограничивали постановлениями губернатора в 2016 и 2017 годах. Иностранцам запрещали водить автобусы и такси. Губернатор Владимир Городецкий объяснял эти меры интересами «национальной безопасности»: «Мы должны быть уверены, какого качества специалисты поступают на наш внутренний рынок труда, это и метод реализации проблем национальной безопасности. Мы с уважением относимся к мигрантам, которые работают, пополняют наш трудовой ресурс, но иметь, например, водительские права в Таджикистане, по степям ездить и в мегаполисе — тут, согласитесь, есть разница, есть риск».

При этом противники губернатора обвиняли его в популизме, так как экономические последствия таких шагов якобы не были просчитаны.

Просуществовав два года, запреты канули в небытие — как уточнили «РГ» в министерстве труда и социального развития Новосибирской области, в 2018 и 2019 году подобные постановления глава региона Андрей Травников не принимал.

Кстати, в марте этого года глава Якутии Айсен Николаев подписал указ, который расширил список отраслей, куда нельзя принимать на работу мигрантов. Среди видов экономической деятельности, к которым нельзя привлекать иностранных граждан, работающих по трудовым патентам, перечислены, в частности, строительство, перевозки пассажиров на общественном транспорте и такси, грузовые перевозки.

По информации собкоров «Российской газеты».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *