Финансы и аудит аудиторская фирма

  • автор:

Проблемы управления: теория и практика

Зизекалова Е.А.

Современные тенденции регулирования аудиторской деятельности в России

Зизекалова Екатерина Андреевна — аспирант, кафедра теории и методологии государственного управления, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: Ekaterina.zi@bk.ru SPIN-код РИНЦ: 3102-3786

Аннотация

Качество результатов аудиторской деятельности на протяжении последнего десятилетия является объектом повышенного внимания предпринимателей, государства и общества. Связано это с тем, что аудиторы и аудиторские организации подтверждают достоверность отчетности хозяйствующих субъектов, деятельность которых затрагивает государственные и общественные интересы. В этой связи вопросы регулирования деятельности субъектов рынка аудиторских услуг, в частности проводивших аудит отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, приобретает высокую актуальность.

Система регулирования аудиторской деятельности формировалась на протяжении последних двадцати лет и на сегодняшний день приобрела форму, отвечающую в том числе международным требованиям к организации такого вида регулирования. Вместе с тем нестабильность состояния рынка аудиторских услуг и процветание недобросовестной предпринимательской деятельности потребовали трансформации подходов к регулированию аудита в России. Целью настоящей статьи является рассмотрение современных тенденций регулирования аудиторской деятельности в России и проблем, связанных его осуществлением. Для решения поставленной цели автором решаются следующие задачи: анализ этапов становления системы регулирования аудита в России, рассмотрение нормативных и методологических основ осуществления регулирования аудиторской деятельности, анализ роли и мета контроля в системе регулирования аудита, идентификация проблем, связанных с осуществлением регулирования аудиторской деятельности в России на современном этапе. Особое внимание автор уделяет анализу современного состояния рынка аудиторских услуг, в частности проблемам, связанным с осуществлением аудиторской деятельности на современном этапе.

По результатам проведенного исследования предлагаются возможные пути совершенствования регулирования аудита в России, которые позволят не только оптимизировать деятельность субъектов регулирования аудита, но и будут способствовать повышению качества результатов аудиторской деятельности и повышению степени доверия пользователей к отчетности клиентов аудиторов и аудиторских организаций.

Ключевые слова

Государственное регулирование, государственный контроль, саморегулируемые организации аудиторов, аудит, аудиторская деятельность.

DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10015 Введение

Аудит является достаточно молодым видом предпринимательской деятельности, однако на протяжении последнего десятилетия внимание к качеству оказания аудиторских услуг со стороны хозяйствующих субъектов, государства и

общества многократно возросло. Связано это преимущественно с тем, что субъекты аудиторской деятельности в рамках оказания аудиторских услуг подтверждают достоверность сведений, отраженных в отчетности аудируемых лиц, в роли которых выступают в том числе хозяйствующие субъекты, относящиеся к категории общественно значимых.

Качество оказания аудиторских услуг обеспечивается также за счет качественного регулирования деятельности субъектов рынка аудита. Необходимо отметить, что аудит является видом профессиональной деятельности, в отношении которого осуществляется смешанный тип регулирования — со стороны государства и профессионального сообщества в лице саморегулируемых организаций аудиторов.

Современная система регулирования аудиторской деятельности, отражающая состояние рынка аудиторских услуг, в том числе на основе данных о результатах деятельности аудиторов и аудиторских организаций, сформировалась в первом десятилетии XXI века, однако процесс ее совершенствования продолжается и сегодня.

Целью настоящей статьи является рассмотрение современных тенденций регулирования аудиторской деятельности в России и проблем, связанных с его осуществлением. Для решения поставленной цели автором решаются следующие задачи: анализ этапов становления системы регулирования аудита в России, рассмотрение нормативных и методологических основ осуществления регулирования аудиторской деятельности, анализ роли и мета контроля в системе регулирования аудита, идентификация проблем, связанных с осуществлением регулирования аудиторской деятельности в России на современном этапе.

Регулирование аудиторской деятельности рассматривается в работах ряда отечественных ученых . Однако необходимо отметить, что вопросы регулирования аудита недостаточно подробно освещаются в научных работах, а ряд источников ввиду многократных нормативных и организационных изменений на рынке аудиторских услуг утратил свою актуальность. Настоящая статья аккумулирует современные требования к организации регулирования аудита в России, основываясь на актуальных положениях нормативных правовых и методологических документов, а также отражает результаты контрольной деятельности в отношении субъектов рынка аудиторских услуг, что позволяет по результатам проведенного исследования разработать рекомендации по совершенствованию регулирования аудита в России.

Этапы становления системы регулирования аудита в России

Как уже отмечалось, в отношении аудиторской деятельности осуществляется смешанный тип регулирования — государством и саморегулируемыми организациями аудиторов. В рамках настоящей статьи под регулированием будет пониматься совмещение нормативно-правового регулирования деятельности субъектов рынка аудиторских услуг, методологического обеспечения осуществления аудиторской деятельности и контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций.

Начало становления системы регулирования аудиторской деятельности в России датируется 1993 годом, когда Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 22631 были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Временными правилами определялись правила отнесения организаций к категории аудиторских, в соответствии с которыми аудиторские фирмы регистрировались как предприятия, создававшиеся в целях осуществления аудиторской деятельности, и могли иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Временными правилами также предусматривалась возможность осуществления физическими лицами аудиторской деятельности как индивидуально, так и в составе аудиторской деятельности.

Второй этап становления системы регулирования аудиторской деятельности в России ознаменовался формированием первого государственного органа регулирования аудита в России. Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-рп2 принято решение о создании Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Создание обособленного органа регулирования аудиторской деятельности означало новый этап развития системы регулирования аудита в России . В число задач Комиссии входила разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность , а также Комиссия была уполномочена выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования аудиторской деятельности, организовала ведение государственных

2 Распоряжение Президента Российской Федерации «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации» от 04.02.1994 № 54-рп // КонсультантПлюс . URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 3080/ (дата обращения: 01.10.2019).

реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений, осуществляла организацию публикации в средствах массовой информации сведений о выдаче (аннулировании) лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и осуществляла в установленном порядке деловые контакты с международными организациями, действующими в сфере аудиторской деятельности, участвовала в подготовке проектов международных договоров и соглашений по аудиторской деятельности, представляла интересы Российской Федерации по вопросам аудита за рубежом.

Третьим этапом становления системы регулирования аудита в России явилось принятие первого закона, регулирующего порядок осуществления аудиторской деятельности, — Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»3 (далее — Закон № 119-ФЗ). Закон № 119-ФЗ устанавливал более строгие требования к организации аудита, по сравнению с ранее действующими нормативными правовыми актами, а также закреплял принципы аудиторской деятельности, вводил обязанность страхования гражданско-правовой ответственности при обязательном аудите, устанавливал требования к системе контроля качества, аттестации и лицензированию аудиторской деятельности.

На четвертом этапе формирования системы регулирования аудита в России был принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»4 (далее — Закон № 307-ФЗ), пришедший на смену ранее действующему Закону № 119-ФЗ. Большинство положений Закона № 119-ФЗ легли в основу нового закона. Вместе с тем закон № 307-ФЗ, действующий и сегодня, приобрел статус основополагающего нормативного правового акта в сфере регулирования аудиторской деятельности в России.

Необходимо отметить, что, несмотря на то что Закон № 307-ФЗ был принят чуть более десяти лет назад, изменения, обусловленные трансформациями рынка аудиторских услуг в России, вносились в Закон № 307-ФЗ более 15 раз.

Помимо вышеуказанных этапов, на становление системы регулирования аудита повлиял целый ряд факторов, в том числе интеграция системы регулирования аудиторской деятельности в международные объединения, внедрение международных

стандартов аудита, передача функции по контролю и надзору за аудиторскими организациями, оказывавшими аудиторские услуги общественно значимым хозяйствующим субъектам, от Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Федеральному казначейству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормативные и методологические основы осуществления регулирования аудиторской деятельности в России

Основополагающими документами, регламентирующими вопросы регулирования аудиторской деятельности, являются Закон № 307-ФЗ и Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 203н5 (далее — Положение № 203н). В связи с тем, что Положение № 203н формировалось с учетом требований Закона № 307-ФЗ, рассмотрим основные положения Закона № 307-ФЗ, регламентирующие вопросы регулирования аудиторской деятельности.

Законом № 307-ФЗ разграничиваются вопросы регулирования, осуществляемого государством и саморегулируемыми организациями аудиторов. Так, статьей 15 Закона № 307-ФЗ определяются функции государственного регулирования аудиторской деятельности, осуществляемого уполномоченным федеральным органом, к которым относятся выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, контрольного экземпляра реестра аудиторских организаций, анализ состояния рынка аудиторских услуг и иные предусмотренные Законом № 307-ФЗ функции.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 3296, функции по выработке

5 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2015 № 203 «Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля» // КонсультантПлюс . URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 195785/ (дата обращения: 01.10.2019).

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Таким образом, функции, определенные статьей 15 Закона № 307-Ф3, устанавливают полномочия Министерства финансов Российской Федерации.

Помимо деятельности по осуществлению нормативно-правового регулирования аудита, реализуемого Министерством финансов Российской Федерации, методическую и методологическую поддержку субъектам аудиторской деятельности оказывают саморегулируемые организации аудиторов, членами которых являются аудиторы и аудиторские организации. Так, в соответствии с требованиями статьи 17 Закона № 307-Ф3 саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают и утверждают внутренние стандарты аудиторской деятельности, принимают правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов.

Контроль в системе регулирования аудиторской деятельности

Рассматривая регулирование аудиторской деятельности как совокупность нормативно-правового регулирования и контроля за деятельностью субъектов рынка аудиторских услуг, необходимо отметить, что Законом № 307-Ф3 также регламентируются вопросы осуществления контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, субъектами которых выступают уполномоченный орган по контролю и надзору в лице Федерального казначейства (до 2016 года — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора) и саморегулируемые организации аудиторов.

Важно отметить, что саморегулируемые организации осуществляют контроль качества работы всех своих членов — аудиторов и аудиторских организаций, а государство — только аудиторских организаций, проводивших аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов, к которым, в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, относятся организации, ценные бумаги которых допущены к организационным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность, включаемая в проспект ценных бумаг, и консолидированная финансовая отчетность.

Министерством финансов Российской Федерации ежегодно на официальном сайте публикуются результаты контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. По данным отчета, в 2018 году субъектами контроля было проведено 4382 проверки, в том числе 1012 проверок аудиторских организаций и 3370 проверок аудиторов. Из них 240 проверок было проведено Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, проводивших аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов.

Необходимо отметить, что количество аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым хозяйствующим субъектам, стремительно сокращается: в 2018 году данная категория включала в себя 590 аудиторских организаций (в 2016 году их количество составляло более 600 аудиторских организаций) из 4100 аудиторских организаций, состоявших в саморегулируемых организациях аудиторов в 2018 году.

В 2018 году саморегулируемыми организациями аудиторов проведено 772 проверки аудиторских организаций: 397 проверок проведено саморегулируемой организацией «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация), 375 проверок — саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация «Содружество».

Сравнивая показатели контрольной деятельности уполномоченного органа по контролю и надзору и саморегулируемых организаций аудиторов, необходимо отметить неравнозначность количества проверяющих в субъектах контроля: проверки Федерального казначейства проводились силами 75 штатных контролеров, проверки саморегулируемых организаций осуществляли 296 контролеров.

Важно также обратить внимание на результаты контроля, выражающиеся в количестве мер воздействия, принятых по результатам проведенных проверок. Законом № 307-ФЗ определено, что саморегулируемая организация аудиторов в отношении своего члена, допустившего нарушение установленных требований, может вынести меру дисциплинарного воздействия в виде предписания об устранении выявленных нарушений, предупреждение о недопустимости нарушения установленных требований, приостановить членство аудитора или аудиторской организации в составе саморегулируемой организации аудиторов на срок до 180 календарных дней, исключить аудитора или аудиторскую организацию из реестра саморегулируемых организаций аудиторов, наложить штраф или принять иные меры, предусмотренные внутренними документами такой саморегулируемой организации.

Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору вправе применять все вышеперечисленные меры воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушение установленных требований, за исключением наложения штрафов в отношении объекта контроля. Еще одно отличие мер воздействия, применяемых уполномоченным органом по контролю и надзору, заключается в том, что при необходимости применения наиболее строгих мер воздействия в виде приостановления или прекращения членства аудиторских организаций в реестрах саморегулируемых организаций такая мера воздействия направляется не в адрес проверенной аудиторской организации, а в адрес саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая аудиторская организация является.

Так, в 2018 году по результатам проведенных проверок саморегулируемыми организациями аудиторов было принято 154 меры воздействия, в том числе 50 мер воздействия в отношении аудиторов и 104 меры воздействия в отношении аудиторских организаций.

Федеральным казначейством по результатам проведенных в 2018 году проверок было принято 203 меры воздействия в отношении аудиторских организаций, оказывавших аудиторские услуги общественно значимым хозяйствующим субъектам.

Осуществлять количественное сравнение результатов контрольной деятельности уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и саморегулируемых организаций аудиторов не совсем корректно ввиду того, что, как было неоднократно отмечено, уполномоченный орган по контролю и надзору проводит проверки лишь в отношении определённого сегмента рынка аудиторских услуг. Вместе с тем провести качественное сравнение структуры мер воздействий, вынесенных субъектами контрольной деятельности, представляется возможным.

Саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам проверок аудиторских организаций, проведенных в 2018 году, вынесено 5 предписаний, обязывающих устранить выявленные нарушения, 94 предупреждения о недопустимости нарушений, 5 предписаний о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов. В 2018 году не было фактов вынесения штрафов в отношении аудиторских организаций и случаев исключения аудиторских организаций из членов саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральным казначейством по результатам проведенных в 2018 году контрольных мероприятий вынесено 45 предписаний, обязывающих устранить нарушения, 126 предупреждений о недопустимости нарушений установленных требований, 27 предписаний о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов и 8 предписаний об исключении аудиторских организаций из членов саморегулируемой организации аудиторов.

В ходе сравнения количества вынесенных субъектами контроля мер воздействия в отношении проверенных аудиторских организаций отмечается значительная диспропорция в количестве вынесенных мер воздействия. Отдельно необходимо отметить отсутствие фактов исключения саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам проведенных ими проверок аудиторских организаций из своих реестров.

В 2017 году в Законе № 307-ФЗ в силу вступили требования о необходимости обеспечения минимальной численности членов саморегулируемых организаций аудиторов, в результате которых количество саморегулируемых организаций аудиторов сократилось с пяти до двух. На сегодняшний день существование двух саморегулируемых организаций аудиторов тоже находится под угрозой в связи с тем, что ежегодно количество субъектов аудиторской деятельности под влиянием негативных факторов рынка аудиторских услуг стремительно сокращается. Поэтому перед саморегулируемыми организациями аудиторов возникает трудноразрешимый вопрос: не подвергнется ли риску дальнейшее существование саморегулируемой организации аудиторов в результате массового вынесения мер воздействия об исключении из членов такой саморегулируемой организации недобросовестных субъектов аудиторской деятельности?

Кроме того, в рамках контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций субъекты контроля нередко сталкиваются с проблемой уклонения аудиторов и аудиторских организаций от прохождения контроля. По данным Министерства финансов Российской Федерации, в 2018 году в рамках проверок Федерального казначейства имел место 21 случай уклонения аудиторских организаций от прохождения предстоящих проверок. От прохождения контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями аудиторов, в 2018 году уклонились 238 аудиторов и 268 аудиторских организаций.

Вышеуказанные проблемы с учетом негативных тенденций рынка аудиторских услуг, выражающихся в сокращении количества аудиторов и аудиторских организаций, снижении привлекательности аудиторской профессии, неравномерности распределения количества клиентов и доходов от проведения аудита между крупнейшими аудиторскими организациями и остальным рынков, демпинге цен на аудиторские услуги, требуют незамедлительного принятия мер по совершенствованию регулирования аудита в России.

Пути совершенствования регулирования аудиторской деятельности в

России

Ввиду того что аудиторская деятельность затрагивает общественные и государственные интересы, пути совершенствования регулирования аудита должны быть в первую очередь направлены на улучшение профессионального климата на рынке аудиторских услуг. В частности, необходимо разработать комплекс мер, которые позволят привлекать молодых специалистов в аудиторскую профессию и будут мотивировать действующих участников рынка аудиторских услуг на продолжение своей профессиональной деятельности.

Во многом текущее положение субъектов рынка аудиторских услуг зависит от подходов к осуществлению контрольной деятельности со стороны государства и саморегулируемых организаций аудиторов. В этой связи необходимо пересмотреть систему наказаний саморегулируемыми организациями аудиторов, своих членов, за недобросовестное осуществление аудиторской деятельности, которое не подвергало бы риску существование саморегулируемой организации аудиторов при необходимости исключения нарушителей обязательных требований из реестра, но в то же время стимулировало субъектов аудиторской деятельности к добросовестному и качественному оказанию аудиторских услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как было отмечено выше, уклонение от прохождения проверок является на

сегодняшний день серьёзной проблемой, препятствующей выявлению субъектов

аудиторской деятельности, некачественно оказавших аудиторские услуги и уже

выдавших аудиторские заключения своим клиентам. Зачастую перед необходимостью

прохождения обязательной проверки аудиторы и аудиторские организации выходят из

состава саморегулируемой организации, тем самым лишая субъект контроля основания

для проведения необходимых контрольных мероприятий. В целях разрешения

сложившейся ситуации необходимо усовершенствовать механизмы взаимодействия

субъектов контроля, предусматривающие направление уведомления о намерении

такого субъекта аудиторской деятельности покинуть саморегулируемую организацию перед прохождением контроля.

Разработка и внедрение в практику регулирования аудита мер по предлагаемым направлениям совершенствования регулирования аудиторской деятельности будут способствовать повышению качества оказания аудиторских услуг в России и повышению степени доверия пользователей отчетности к результатам аудиторской деятельности.

Заключение

Роль государства в жизни субъектов предпринимательской деятельности на протяжении долгого времени являлась предметом дискуссий в научных и политических кругах. Вместе с тем очевидно, что регулирование предпринимательской деятельности, затрагивающей общественные и государственные интересы, должно способствовать развитию регулируемого рынка.

На сегодняшний день рынок аудиторских услуг, в отношении которого осуществляется регулирование со стороны государства и саморегулируемых организаций, проходит непростой период, требующий своевременного принятия мер от субъектов регулирования.

В частности, рынок аудита стремительно теряет привлекательность среди молодых специалистов, участники рынка аудиторских услуг ежегодно массово покидают рынок, а в отношении крупнейших аудиторских организаций и остального рынка наблюдается очевидная диспропорция в распределении количества клиентов и доходов от оказания аудиторских услуг.

В этой связи необходимо разработать комплекс мер, который позволит сохранить рынок аудиторских услуг в России и в то же время оптимизировать деятельность субъектов регулирования аудита. Своевременная разработка механизмов совершенствования регулирования аудита, в частности усиление взаимодействия субъектов регулирования аудита, пересмотр системы наказания за недобросовестное оказание аудиторских услуг, а также повышение привлекательности аудиторской профессии будут способствовать повышению доверия пользователей отчетности, в том числе в лице государства и общества, к результатам аудиторской деятельности.

Список литературы: АбакумоваА.В. Основы аудита. СПб.: СПб ГУИТМО. 2009.

Азарская М.А. Институциональная модель российского аудита // Экономические науки. 2015. № 127. С. 130-133.

Анохова Е.В. Перспективы развития системы внешнего контроля качества аудита в России // Аудитор. 2013. № 1. С. 15-22.

Бездольная Т.Ю., Вовченко Е.В. Роль контроля качества аудиторских услуг в России // Прогнозирование инновационного развития национальной экономики. Сборник научных трудов по материалам XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ставрополь: Институт дружбы народов Кавказа, 2016. С. 19-24.

Бездольная Т.Ю., Кузьминых С.Ю. Внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций // Экономический анализ и аудит: теория и практика, Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 21-22 ноября 2013 г. М.: Litres, 2017. С. 52-56.

Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: Волтерс клувер, 2005.

Булыга Р.П., Мельник М.В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития / под ред. Р.П. Булыги. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Васильева Е.А. Контроль качества аудита в России и за рубежом // «Регионология». 2013. № 2. С. 32-38.

Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М.: Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом «Юриспруденция», 2011.

Zizekalova E.A.

Current Regulatory Trends of Audit Activities in Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anokhova E.V. (2013) Perspectives Development of System External Quality Assurance Audit in Russia. Auditor. No. 1. P. 15-22.

materialam Vserossyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 21-22 noyabrya 2013 g. Moscow: Litres. P. 52-56.

«Инжиниринговая Компания «2К» осуществляет технический аудит промышленных предприятий, производственных комплексов, технологических участков, отдельных производств, инженерных сетей, зданий и сооружений.
Технический аудит – это современная эффективная процедура, позволяющая исследовать производственные и инженерные системы с целью оценки текущего состояния, выявления резервов повышения эффективности, оценки будущих затрат на ремонтные циклы, модернизаци., энергозатраты и внедрение систем энергосбережения. Технический аудит производства, проведенный «Инжиниринговой Компанией «2К», позволяет получить максимально достоверную информацию о состоянии систем и подготовить обоснованные управленческие решения.
Как правило, технический аудит применяют в случае если необходимо:

  • подготовить проект модернизации;
  • оптимизировать текущие затраты, систему производства и управления;
  • подготовиться к осуществлению сделки M&A;
  • периодической независимой проверки состояния зарубежных или географически удаленных активов;
  • подготовить активы для передачи в залог, аренду или доверительное управление;
  • внесении активов в уставной капитал или разделении собственности.

Необходимость проведения технического аудита растет по мере развития сделок слияния и поглощения, появления планов развития производств обусловленных разработки новых технологий и возникновения новых задач перед российскими предприятиями. Актуальность технического аудита обусловлена высокой степенью амортизации основных фондов, что содержит в себе существенные риски.
Задачи развития российской промышленности, повышение конкуренции, особенно после вступления России в ВТО, вызывают необходимость подготавливать новые управленческие, технические и технологические изменения в работе российских предприятий, постоянно повышать производственную эффективность. Благодаря техническому аудиту можно выявить скрытые резервы повышения эффективности производства путем исследования процессов и анализа производственной схемы функционирования оборудования.
При совершении сделок M&A, как правило, проводится процедура Due Diligence, которая исследует юридические, финансовые и управленческие риски, а так же оценивается стоимость бизнеса. Однако сегодня сформировалась практика, определяющая появление в процессе приобретения промышленных предприятий существенных рисков технического характера, которые в дальнейшем препятствуют эксплуатации активов, чему способствуют процессы старение промышленных активов и применение в производственных системах сложной техники. С этой целью к процедуре Due Diligence, как правило, добавляется процедура технического аудита, результаты которого существенно влияют на будущую стоимость сделки.
Часто случается, что когда новый собственник приобретает предприятие и во время его эксплуатации наступает цикл дорогостоящего капитального ремонта оборудования, возобновление лицензий или патентов, необходимость срочно заменить и перевооружить предприятие, что требует серьезных вложений и не позволяет быстро интегрировать приобретенный актив в существующий бизнес. Чтобы знать и учесть эти будущие события, оценить масштаб необходимых изменений, привлекаются независимые специалисты по техническому аудиту (инженеры), которые исследуют состояние предприятия.
При проведении технического аудита изучаются лицензии на применяемые технологии, паспорта оборудования, организационно-распорядительная документация, журналы эксплуатационной документации и капитального ремонта, проверяется работа производственных подразделений, проводятся тестовые работы оборудования и контрольно-измерительные мероприятия, снимаются показания приборов учета, выверяется задолженность по энергопотреблению и лицензионным платежам.
В ходе проведения технического аудита важно не только проверить документацию и оборудование, но и провести опрос начальников цехов, инженеров, профессиональных рабочих, ключевого управляющего персонала, то есть собрать максимально объемный материал репрезентативных данных. На основе анализа полученной информации даются рекомендации по увеличению эффективности производства, мощностей, внедрению новых технологий, замене устаревшего оборудования с целью минимизации затрат.
В ходе технического аудита могут быть предложены и глобальные рекомендации, касающиеся реорганизации или диверсификации производства, если специалисты посчитают это необходимым для увеличения эффективности работы предприятия.
Исследованию подлежат: здания и сооружения, инженерные и энергетические системы, линии связи и электропередачи, технологические линии и станки, производственный инструментарий, машины и спецтехника, объекты энергообеспечения и иные производственные составляющие. Это требует единовременного применения знаний инженеров различных специальностей, работы команды специалистов и использование сертифицированной лаборатории. Именно поэтому проведение технического аудита является прерогативой инжиниринговой компанией, в которой сосредоточены данные ресурсы.
Результатом проведения технического аудита является инженерный отчет, содержащий самые существенные сведения.
Кроме того, технический аудит носит характер независимой процедуры, организуется таким образом, что бы ни организация, сотрудники или эксперты, участвующие в этой процедуре не были аффилированы с изучаемыми объектами или системами.
Услуги «Инжиниринговой Компании «2К» по техническому аудиту включают:

  • экспертизу эксплуатационной и технической документации предприятия, производства;
  • анализ стояния промышленных и технических объектов, основанный на результатах технических испытаний, проведенных на месте;
  • проверку состояния приборов учета;
  • проверку соответствия документации требованиям российского законодательства, нормам, стандартам, инструкциям и правилам в области промышленной, экологической, пожарной безопасности;
  • оценку энергозатрат;
  • выработку рекомендаций по устранению выявленных недостатков;
  • составление технического отчета и представление результатов заказчику;
  • составление плана технической модернизации предприятия и производства.

Технический аудит невозможен без привлечения инженеров, имеющих специальные знания о производстве, оборудовании, энергосистемах, так как анализу подлежат специализированные активы и процессы. Специалисты «Инжиниринговой Компании «2К» обладают лучшим профильным техническим образованием и имеют большой опыт в проведении аудита производственных предприятий.
В составе «Инжиниринговой Компании «2К» работает собственная Лаборатория независимого приборного контроля, инженеры, технические специалисты, аудиторы, юристы, оценщики, которые обеспечивают комплексное выполнение технического аудита на самом высоком профессиональном уровне.
Важной особенностью работы Компании является возможность перейти после проведения аудита к подготовке проекта, модернизации промышленных активов и его последующей реконструкцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *