Финансирование ОМС

  • автор:

Требования системы ОМС для медицинских организаций

Медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, имеющие лицензию на право деятельности и аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Ответственность медицинских организаций

Медицинские учреждения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также утвержденным Положением об организации системы вневедомственного контроля качества медицинской помощи на территории Красноярского края, тарифным соглашением системы ОМС Красноярского края, несут ответственность за объем, сроки и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании бесплатной медицинской помощи застрахованным гражданам.

Медицинская организация несет ответственность за нецелевое, нерациональное и неэффективное использование средств обязательного медицинского страхования.

Нецелевое использование средств ОМС – использование медицинскими организациями средств ОМС на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных программой ОМС (на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в Программу ОМС; на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских услуг в системе ОМС).
Нерациональное использование средств ОМС – использование медицинскими организациями средств ОМС на оплату расходов по «Заработной плате» и «Начислениям на выплаты по оплате труда» сверх доли расходов в структуре тарифа; на приобретение медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря по ценам выше средне – рыночных; на приобретение медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря, на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для обеспечения деятельности и не входящих в базовые тарифы, сверх потребности текущего календарного года, а также наличие просроченной кредиторской задолженности; приобретение медикаментов, не входящих в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств (за исключением случаев, предусмотренных приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 №110), не зарегистрированных в Российской Федерации, не имеющих сертификатов соответствия, медикаментов с короткими остаточными сроками годности.
Неэффективное использование средств ОМС — характеризуется соотношением между результатами использования средств ОМС и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств.
Контроль за целевым и рациональным использованием средств в системе ОМС осуществляет ТФОМС Красноярского края в соответствии с положениями Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Приказом ФФОМС от 16.04.2012 № 73 «Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования», Тарифным соглашением системы ОМС Красноярского края.

Планирование доходов и расходов медицинской организации

Планирование фонда заработной платы

Планирование затрат на оплату коммунальных услуг

Планирование затрат на лекарственные препараты и материалы, лечебное питание

Основные проблемы, выявленные в ходе планирования бюджета медицинского учреждения, и пути их решения

Планирование бюджета медицинской организации — важная составляющая бюджетного процесса в целом, который предполагает заблаговременную и серьезную работу экономического отдела больницы.

Учреждения здравоохранения представлены тремя видами: автономные, бюджетные и казенные. Что касается составления бюджета: автономные и бюджетные учреждения составляют государственное задание и план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), казенные — бюджетную смету.

Требования к составления плана финансово-хозяйственной деятельности организации утверждены Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (в ред. от 11.12.2019; далее — Требования к составлению ПФХД).

Таким образом, требования к составлению ПФХД едины для всех медучреждений — муниципальных и государственных.

Планирование доходов медицинской организации

Планирование бюджета медицинские организации начинают с составления государственного задания (по нормативам Минздрава России). Государственное задание составляется на каждый вид медицинской помощи отдельно.

Рассмотрим планирование бюджета на примере государственного учреждения здравоохранения — участковой больницы Ульяновской области.

Cогласно утвержденным объемам в рамках государственного задания на 2020 г. (вы можете скачать его на «Сервисе форм») определяем потребность в денежных средствах (табл. 1).

Как видим, в учреждении дефицит денежных средств — обеспеченность бюджетными средствами составляет лишь 63,3 % от реальной потребности медицинской организации. Рассчитывали мы этот процент так: утвержденную сумму стоимости медицинской помощи исходя из дефицита бюджетных средств делили на общую стоимость государственного задания:

1450,69 / 2290,7 × 100 % = 63,3 %.

Соответственно доходам формируем и расходы учреждения.

Планирование расходов учреждения

Расходы планируем в разрезе статей экономической классификации.

При расчетах учитываем:

• произведенные на начало финансового года авансы по договорам (контрактам, соглашениям);

• суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

• принятых и не исполненных на начало финансового года обязательств.

Если учреждение не собирается осуществлять отдельные расходы, оставлять пустые таблицы-обоснования по ним не нужно.

Детализация расходов и правила расчета сумм приведены в п. 24–43 Требований к составлению ПФХД.

Из этих норм следует, что таблиц-обоснований должно быть много: только основных групп расходов насчитывается семь (оплата труда с начислениями, компенсационные выплаты персоналу, не предусмотренные фондом оплаты труда, уплата налогов и пр.), а одна из них (расходы на закупки) включает в себя еще десять видов расходов. При этом орган-учредитель может обязать учреждение отражать расходы в разбивке по источникам финансирования.

Как и в случае с доходами, по каждой группе расходов нужно составить общую таблицу-обоснование, а детали расчетов отражать в отдельных таблицах.

Свод расчетов по расходам в рамках государственного задания на 2020 г. представлен в табл. 2.

Анализируя данные табл. 2, мы видим, что план по расходам соответствует плану по доходам.

На заработную плату работникам медицинской организации планируется направить 46,9 % (680,0 / 1450,69 × 100 %).

Налоги во внебюджетные государственные фонды (пенсионный, фонд страхования, в фонд социального страхования) — 30,2 % от фонда заработной платы, что составит:

680,00 тыс. руб. × 30,2 % = 207,06 тыс. руб.

На приобретение лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях, планируется направить:

238,63 / 1450,69 × 100 % = 16,4 %,

на оплату коммунальных услуг:

200,00 / 1450,69 × 100 % = 13,8 %;

на увеличение стоимости продуктов питания — только 8,2 % (125,00 / 1450,69 × 100 %).

Планирование фонда заработной платы

Планирование расходов бюджета на 2020 г. начнем с определения фонда заработной платы работников медицинской организации.

Для этого просчитаем нормативную потребность персонала в зависимости от доведенных объемов медицинской помощи на плановый год по порядкам оказания медицинской помощи.

При планировании фонда оплаты труда на первом этапе определим число должностей медицинского персонала в соответствии со штатными нормативами (сейчас они являются рекомендательными) и исходя из объема работы медицинской организации и ее подразделений.

Приказ применяется при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения начиная с плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов). Ранее применялся Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81-н.

Абзац 2 п. 17 Требований к составлению ПФХД.

Пункт 45 Требований к составлению ПФХД.

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый в 1991 году. С этого момента было положено начало развитию новой отрасли здравоохранения – страховой медицине.
Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Как формируются средства ОМС для финансирования медицинской помощи?
Финансовые средства фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации, части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение, иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Источники финансирования медицинской помощи
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2008 года конкретизирован список видов медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках государственных гарантий. Теперь он включает в себя первичную медико-санитарную помощь, неотложную медицинскую помощь, скорую медицинскую помощь, в том числе и специализированную (санитарно-авиационную), специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную. Законом определены источники финансирования.
За счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с базовой программой ОМС, являющейся составной частью Программы государственных гарантий и предусматривающей первичную медико-санитарную, специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, а также обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях заболеваний (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита), травмах, отравлениях, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных заболеваниях, при беременности, родах, послеродовом периоде, абортах, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальном периоде.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются:
специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти;
высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированном в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;
медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с сформированным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей — сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительная диспансеризация работающих граждан, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;
дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ) при условии размещения в этих учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи;
скорая медицинская помощь, а также первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, оказываемая федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, за исключением затрат, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования;
лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, муковисцедозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) по перечню лекарственным препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти в любых, независимо от формы собственности и уровня подчиненности, специализированных медицинских организациях. В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощью осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2015 года.
Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2013 года. Порядок передачи бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджеты фондом обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) устанавливается федеральным законом, определяющим размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя:
специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь;
специализированную медицинскую помощь, оказываемую в онкологических диспансерах (в части содержания), в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ;
высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации дополнительно к государственному заданию, сформированному в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;
лекарственные препараты в соответствии:
с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственным средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцедозом, гипофизарными нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственным средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, за исключением муниципальных образований, медицинская помощь населению которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывается федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, предоставляются:
скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно-авиационной);
первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.
В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
Кроме того, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в установленном порядке предоставляются медицинская помощь и иные услуги в медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в медицинских организациях, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС.
Кто управляет средствами ОМС
Средствами обязательного медицинского страхования управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, которые созданы на основании «Положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования» и «Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4543-1 от 24.02.93 года.
В основе положений о фондах обязательного медицинского страхования лежит правовая конструкция, учитывающая мировой опыт наиболее эффективной защиты общественных средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи.
В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС, тем самым гарантируют целевое их использование. При этом территориальные фонды ОМС аккумулируют страховые взносы и обеспечивают их использование на оплату медицинской помощи застрахованным гражданам в рамках территориальных программ ОМС. Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России, выравнивает финансовые условия оказания медицинской помощи застрахованным гражданам всей территории Российской Федерации. Федеральный фонд ОМС осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию ее деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды ОМС — это некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

В Красноярском крае второй год реализуется эксперимент по переводу лечебных учреждений на одноканальное финансирование. Исполнительная власть считает новую систему эффективной, однако эксперты рекомендуют не торопиться с введением такой схемы для всей отрасли. По их мнению, это может обернуться чрезмерной нагрузкой на региональный бюджет, а также вызвать и ряд других проблем.

С положительной стороны

Проект перехода лечебных учреждений на преимущественно одноканальное финансирование реализуется в Красноярском крае с начала 2009 года. Тогда по новой схеме стали работать пять государственных учреждений здравоохранения: КГУЗ «Красноярская краевая больница 2», КГУЗ «Красноярская краевая детская больница», КГУЗ «Красноярская краевая офтальмологическая детская больница», КГУЗ «Красноярская краевая офтальмологическая клиническая больница», КГУЗ «Красноярский краевой онкологический диспансер». Весной 2010 года к эксперименту присоединился Красноярский краевой дерматовенерологический диспансер, образованный незадолго до этого на базе пяти действовавших в регионе лечебных учреждений данного профиля. Впрочем, объединение объектов здравоохранения в Минздраве Красноярского края не связывают. По словам заместителя министра здравоохранения региона Марины Кузнецовой, эксперимент по внедрению системы одноканального финансирования в регионе показал себя с положительной стороны.

— Итогом работы медицинских учреждений в пилотном проекте стало выполнение ряда поставленных задач: стабильность и своевременность финансирования медицинских учреждений, возможность оперативного и рационального распределения полученных средств,— поясняет она. — Во всех ЛПУ — участниках пилотного проекта — ведется постоянный контроль качества лечения, а также мониторинг за лечебно-диагностической и финансовой деятельностью. Модель преимущественно одноканального финансирования здравоохранения позволяет оптимизировать организацию медицинской помощи, обеспечить сбалансированность госгарантий, прозрачность и устойчивость системы ОМС, создать единую систему контроля качества медицинской помощи.

По словам замминистра, правительством края были приняты все необходимые для реализации пилотного проекта нормативные документы, определен порядок финансового взаимодействия в системе ОМС, утвержден план мероприятий выполнения проекта и создана рабочая группа, куда вошли представители краевых Минздрава, Минфина, фонда ОМС, страховых медицинских организаций, главные врачи ЛПУ.

Представители ЛПУ Красноярского края отмечают положительные стороны перехода на одноканальное финансирование, но сетуют на возросший документооборот между медицинскими учреждениями и страховыми организациями.

В пресс-службе Минздрава Красноярского края отметили, что эксперимент не ограничится двумя годами реализации (именно такова продолжительность задуманного проекта, его итоги будут подведены в начале 2011 г.). Он будет продолжен. Однако это не значит, что на данную схему будут одномоментно переведены все учреждения края.Включение в программу новых ЛПУ не в последнюю очередь зависит от инициатив, в том числе и законодательного плана, Минздравсоцразвития России.

Хорошо, но мало

В то же время, как отмечают в краевом министерстве, есть ряд лечебных учреждений, для которых одноканальное финансирование не станет рациональным. Дело в том, что территориальный фонд ОМС перечисляет деньги за завершенный факт лечения, и по некоторым направлениям сложно определить, когда оздоровительный процесс подошел к концу: например, если речь идет о профилактических мероприятиях. И, если учреждение специализируется на такой работе, то ему стоит оставить прежнюю систему финансирования.

Лечебными учреждениями, участвующими в проекте, переход на одноканальное финансирование воспринимается позитивно, но некоторые сетуют на возросший документооборот между медицин скими учреждениями и страховыми организациями.

— После перехода на одноканальное финансирование стало существенно больше работы, в первую очередь, у наших экономистов, — объясняет заместитель главного врача по экономической работе КГУЗ «Красноярская краевая детская больница» Софья Сергоманова, — хотя речи об увеличении их численности в штате нет. Других значимых изменений, пожалуй, не произошло.

Заместитель главного врача по медицинской части КГУЗ «Красноярская краевая больница 2» Тамара Задоенко отмечает повышение стабильности в работе.

— Переход на новую схему произошел вскоре после начала мирового экономического кризиса. От организаций, которые не попали в эту программу, иногда приходится слышать жалобы на недостаточное финансирование. Медикам может не хватать бюджета, например, на дорогие лекарства, и их приходится заменять более дешевыми аналогами. К счастью, те организации, которые были переведены на одноканальное финансирование, с такими проблемами не сталкиваются, — утверждает главврач и поясняет: — Когда финансирование ведется из нескольких источников, то из некоторых деньги могут приходить с задержкой, а иногда и вовсе не поступать в связи кризисом. При одноканальном финансировании такого не происходит.

В то же время руководитель комиссии городского совета Красноярска по здравоохранению, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Владимир Бауэр, который возглавляет Город скую детскую клиническую больницу №5 (она не участвует в эксперименте), считает, что введение новой схемы перечисления средств является положительным, но недостаточным начинанием.

— Единый бюджет, единый источник финансирования — это всегда более удобная система работы. Так же, как и хозяин у лечебных учреждений должен быть один, — отмечает он. — И понятно, что в условиях страховой медицины деньги должны идти через систему ОМС. Но в эту схему не вписывается, например, муниципальный заказ на оказание медицинской помощи. В целом же, главный вопрос не в источнике финансирования, а в его объеме. Необходимо также развитие новых технологий лечения — это гораздо более важная задача.

Без спешки

По мнению заместителя председателя комитета по здравоохранению, спорту и туризму в Законодательном собрании Красноярского края Федора Сидоренко, постепенный переход учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование является неизбежным. Но процесс это небыстрый.

— Переход на новую систему имеет множество аспектов, — поясняет депутат. — Вопросы о том, как начнет функционировать вся система здравоохранения, если каждое медицинское учреждение края будет переведено на одноканальное финансирование, задавались с самого начала эксперимента. Понятно, что главная проблема — изыскать дополнительные средства. Если же переводить учреждения на новую схему плавно, то это обещает принести в основном положительные результаты для каждой из больниц и отрасли в целом. Здесь важно, чтобы выполнялись все обязатель ства на федеральном уровне. Потому что, если весь процесс будет переложен на плечи региона, то не уверен, что мы сможем это потянуть. Но само направление — правильное. Думаю, что за системой одноканального финансирования будущее. Однако здесь не нужно спешить.

По мнению региональных экспертов, для перехода на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения потребуется увеличение бюджетных расходов на 20% и затянуться это в масштабах всей страны может на несколько лет.

В свою очередь член Комитета по здравоохранению, спорту и туризму в Законодательном собрании Красноярского края Валентина Бибикова просит обратить внимание на существенное увеличение расходов при переходе системы здравоохранения на одноканальное финансирование:

— Эксперимент, проводимый на пяти лечебных учреждениях региона, пока идет не очень долго. Поэтому на данном этапе оценить, насколько эта система эффективна, невозможно. Однако, насколько мне известно, федеральные власти настаивают на скорейшем переходе всей отрасли края на новую систему, а региональный Минздрав этого делать не торопится. И их точку зрения можно понять: по нашим расчетам, одномомент ный полный переход на одноканальное финансирование в крае потребует увеличения расходов на 20%. Вынесет ли такую нагрузку местный бюджет, пока непонятно. Отмечу, что одновременно в крае реализуется эксперимент по изменению системы оплаты труда работников здравоохранения, что также требует дополнительных расходов, а значит, создает дополнительную нагрузку на региональную казну. Власти сейчас говорят, что уже есть какие-то положительные результаты системы одноканального финансирования. Но сущест вует мнение, что они были бы и в случае, если бы федеральный центр просто выделил средства без всяких экспериментов.

Станислав КАЗАЧЕНКО, Красноярск

Источник — МедВестник

С 1 января 2013 года произошел переход медицинской отрасли на одноканальную систему финансирования. Ранее денежные средства попадали в ЛПУ из бюджетов разных уровней и фондов социального страхования. Одноканальная система финансирования предполагает, что основная часть финансовых средств, поступающих в учреждение здравоохранения, идет из фонда обязательного медицинского страхования. Финансирование учреждения в рамках данной системы основывается на принципах подушевого финансирования (получение средств за всех прикрепленных граждан) и оплаты за непосредственные результаты деятельности (объем оказанных услуг).

Создание одноканальной системы нацелено на охрану здоровья граждан, создание конкурентного рынка медицинских услуг, мотивацию лечебных учреждений и медицинских работников к усилению профилактической направленности работы, повышение качества услуг и интенсивности лечения, сокращение издержек, оптимизацию структуры и штатов. В конечном итоге это направлено на повышение качества медицинских услуг и эффективность использования ресурсов здравоохранения.

Чтобы такая система работала успешно недостаточно работы только государственной власти и учреждений здравоохранения. Необходимо хотя бы минимальное усилие пациента. Приходя на прием необходимо позаботиться о наличии действующего медицинского полиса, что является залогом оплаты посещения.

Смена медицинского полиса могла бы стать серьезной проблемой, особенно для жителей отдаленных сельских территорий. Однако, в настоящее время медицинский полис можно получить на третьем этаже здания Приморской больницы (пр-т Ломоносова, 271), где по будням работает представитель страховой организации или по доверенности, обратившись к главам муниципальных образований или их представителям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *