Финансирование оборотного капитала

  • автор:

Источники финансирование оборотных средств

Оборотные активы (ОС) являются денежным фондом, используемым предприятием для непрерывного осуществления текущей деятельности: производства товаров, услуг. К нему относят затраты на производство, а также производство, которое еще не завершено, складские запасы, товары, которые были отгружены на рынок, наличность (текущий фонд), средства, имеющиеся на счете предприятия, а также дебиторскую задолж-ть.

Оборотные активы

Оборотные ср-ва могут функционировать единожды во время производственного цикла. Одной из особенностей оборотных ср-в является их способность перенесения своей стоимости на готовый продукт. Текущее покрытие производственных расходов предприятия напрямую зависит от объема средств, находящихся в обороте.

Состав оборотных (текущих) активов предприятия

Во время производственного цикла образуется своеобразный круговорот оборотных активов с перенесением их стоимости на конечный продукт, именно оборотный фонд обеспечивает предприятию непрерывное производство товара.

Руководство предприятия заинтересовано в том, чтобы проводить регулярный мониторинг обеспеченности оборотными средствами, рассчитывать коэффициенты обеспеченности и оборачиваемости, чтобы производственный цикл не стал, не завершился на одной из стадий.

Если вдруг показатели демонстрируют нехватку или недостаточный объем средств, находящихся в обороте, необходимо профинансировать фонд одним из существующих способов.

Финансирование оборотных активов за счет собственных ресурсов

При наличии большого количества временно свободных денежных средств на счетах предприятия нет смысла держать деньги вне оборота, ведь собственные средства-самый дешевый, самый надежный источник финансирования оборотного фонда. Вы можете значительно сэкономить на залогах и выплатах по кредиту, используя метод самофинансирования.

Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные, заемные и привлеченные

К собственным средствам предприятия, которые могут быть вложены в производственный цикл, относят чистую прибыль, отчисления на амортизацию, резервы, задолженность бюджетам, работникам на оплату труда, оплату кредиторской задолженности и т.д. Также к собственным средствам относят уставной капитал и сумма страхового возмещения, выплаченная страховщиком в случае наступления страхового случая.

Еще одним способом аккумуляции собственных ресурсов является дополнительная эмиссия акций, если предприятие является акционерным обществом. Фактически деньги привлекаются, но в теории они являются собственными средствами предприятия, т.к. суммируются в уставный капитал.

Самофинансировать ОА (оборотные активы) можно за счет уставного капитала предприятия. Уставный капитал является своеобразным фундаментом, основой любой предпринимательской деятельности. Его размер фиксирован законодательно и не может быть менее установленного уровня.

Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные, заемные и привлеченные

Вторым способом самофинансирования является добавочный капитал, отражающий количественный прирост объема оборотного фонда.

Многие предприятия различных организационно – правовых форм собственности практикуют создание резервов – целевых денежных фондов, которые пополняются посредством отчислений с чистой прибыли предприятия и расходуются в случае крайней необходимости или на оговоренные цели.

Чистая прибыль – определяется посредством разницы между ценой продажи товара и себестоимостью этого товара.

Финансирование оборотных активов за счет заемных средств

Структура оборотных средств

Когда собственных средств недостаточно, чтобы можно было за счет них финансировать оборотный капитал, привлекаются заемные средства.

Заемные средства предоставляются предприятию финансово-кредитными учреждениями, обычными гражданами на условиях возврата в положенный срок за определенный процент от суммы займа.

Структура оборотных средств

Предоставление займа делает предприятие более уязвимым к банкротству, а также сокращает размер чистой прибыли на долю, которую необходимо будет ежемесячно погашать кредитору.

Преимуществом данного вида финансирования оборотных активов является то, что при отсутствии ресурсов всегда есть запасной вариант получения средств, необходимых для обеспечения производственного цикла предприятия. А также то, что получение займа автоматически включает «налоговый щит» для предприятия-это способ уменьшить величину налогооблагаемой базы пропорционально величине займа.

Если описать это подробнее, то получается следующее: оборотные активы обеспечивают бесперебойный производственный цикл чего-либо, соответственно, их величина закладывается в себестоимость произведенной продукции, что уменьшает налогооблагаемую базу. Соответственно, сумма уплаченных налогов будет гораздо меньше.

Если предприятие является государственным или же это акционерное общество с долей государства в уставном капитале не менее 50 процентов, то ему может быть предоставлен целевой государственный займ с плавающей процентной ставкой, которая будет минимальна и будет зависеть от колебаний ключевой ставки, а также процентного коридора, устанавливаемого Центральным Банком РФ в соответствии с законом.

Финансирование оборотных активов за счет привлеченных средств

Функции оборотных средств

Предприятие может привлекать дополнительные средства в оборотный капитал посредством дополнительной эмиссии ценных бумаг, как долевых (акций), деньги от продажи которых пойдут в уставный капитал предприятия, а, соответственно, станут одновременно собственным источником финансирования, так и долговых (облигаций), которые продаются на определенный срок за номинальную стоимость при условии, что номинал будет погашен через оговоренное время и увеличен на сумму оговоренных процентов.

Источники формирования оборотных средств

Важно отметить риски, которые предприятие может понести при дополнительной эмиссии ценных бумаг, например, покупка акций предприятия предполагает, что приобретатель автоматически становится совладельцем и может участвовать в управлении.

Также предприятие, особенно, если оно относится к реальному сектору производства или к малому и среднему бизнесу, может претендовать на такие формы государственной поддержки, как субсидии, дотации и субвенции.

Все эти виды поддержки являются строго целевыми, предназначены на конкретные цели и выполнение поставленных производственных задач.

Дотации являются целевым трансфертом от государства или от бюджетов более низкого уровня. Они не требуют возврата и являются бессрочными.

Субсидии представляют собой целевой трансферт, предоставляемый на условиях того, что если деньги будут использованы по назначению, то их возврат не требуется, а если деньги были израсходованы не на те цели, которые изначально были заявлены, то предприятие должно будет возместить всю стоимость.

Оборотные средства предприятия

Субвенции являются строго целевыми, требуют возмещения через оговоренный срок независимо от того, была ли выполнена цель и в какой срок.

Подводя итог, следует напомнить об оптимальном соотношении всех возможных источников финансирования оборотного актива: львиную долю в общем объеме оборотных средств должны занимать собственные источники во главе с уставным капиталом, добавочным капиталом и чистой прибылью предприятия. Заемные деньги хоть и дороги в обслуживании, т.к. по сути являются товаром, за который рано или поздно необходимо платить, но способны сократить налогооблагаемую базу пропорционально величине займа. Привлеченные ресурсы, а именно те, которые предоставляются на условии долевого участия, наиболее рискованные, т.к. лицо, финансирующее оборотный капитал, становится соучредителем общества, что несет большие риски, особенно, если приобретается разом большой пакет акций.

При выборе источника финансирования оборотного капитала руководителю и менеджерам предприятия необходимо провести тщательное исследование собственных возможностей, взвесить все «за» и «против» того или иного способа привлечения денежных средств.

Процесс принятия стратегических решений в области управления оборотными средствами

Нормирование оборотного капитала

Определение 1

Нормирование оборотных средств представляет собой процесс установки обоснованных норм и нормативов, которые имеют отношение к использованию ресурсов компании.

Общий норматив по оборотным средствам определяется в денежном выражении через суммирование нормативов оборотных фондов по соответствующим элементам.

Для того чтобы обеспечить непрерывную и бесперебойную работу компании, необходимо нормирование определённых оборотных средств, то есть установление на них лимитов. В этот процесс входит планирование оптимальной потребности в оборотных фондах, когда руководство определяет денежные средства, которые необходимо авансировать для создания запасов, заделов незавершенного производства, а также накопления готовых изделий на складах. С этой целью применяются три метода, в том числе аналитический, метод прямого счёта и коэффициентный.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

С помощью аналитического метода определяются потребности в оборотных средствах в размере их среднего фактического остатка при учёте роста производственного объема. Этот метод используют компании, в которых складываемые материальные ценности и затраты обладают большим удельным весом в общей сумме оборотных фондов.

С помощью коэффициентного метода запасы и затраты предприятия разделяют на зависящие от изменения производственного объема и независящие.

Зависящие средства и потребность в них определяют исходя из размера в базисном периоде и темпа роста производства продукции в предстоящем периоде. Для не зависящих от производства средств потребность можно планировать на уровне их средних фактических остатков за несколько периодов.

С помощью метода прямого счёта осуществляется обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств всех изменений и уровня организационного и технического развития компании, транспортировки товарно-материальных ценностей, практических расчетов между организациями. С помощью метода нормируется оборот, который вложены в запасы и затраты, готовые изделия на складе.

Необходимость оборотного капитала и его финансирования

Оборотный капитал нужен для осуществления хозяйственной деятельности в любой компании в краткосрочной перспективе. Он может быть направлен на закупку сырья, комплектующих и материалов, инвестиций в готовые изделия. Этот капитал может покрыть разницу между кредиторской и дебиторской задолженностью, с помощью него осуществляется краткосрочные финансовые вложения.

Замечание 1

Для того что финансировать оборотный капитал, чаще всего используют краткосрочное финансирование. В соответствии с отраслью предприятия различаются требования к оборотному капиталу. Чаще всего этот вид капитала подвергается связанным или циклическим колебаниям, по этой причине его размеры и состав зависят от управления оборотным капиталом, включая портфель продукции компании.

Для краткосрочного финансирования характерны следующие характеристики:

  • Предоставление на срок менее 12 месяцев,
  • более мягкие требования по финансовому обеспечению,
  • гибкость,
  • возможность досрочного погашения,
  • риск краткосрочных кредитов для предприятия,
  • отсутствие гарантий погашения,
  • высокая стоимость переноса срока погашения.

Источники финансирования оборотного капитала

Можно выделить два источника финансирования оборотного капитала — собственный и заемный, т. е. внутренние и внешние.

За счет внутренних источников может быть покрыта основная потребность компании в ресурсах, которые обеспечат непрерывный процесс продажи изделий и услуг.

За счёт внешних источников может быть покрыта дополнительная потребность в формировании сезонного запаса сырья, комплектующих, готовой продукции, материалов.

Часто предприятие осуществляет внутреннее финансирование за счет имеющихся оборотных средств путем лучшего управления. Это осуществляется следующими шагами:

  • уменьшение дебиторской задолженности,
  • корректировка отношений с покупателями и заказчиками,
  • обеспечение или улучшение контроля счетов к оплате,
  • обеспечение более длительного кредита поставщиков,
  • снижение уровня материальных запасов,
  • экономия в закупках в связи с производством продукции не на склад, а под заказ.

Источники внутреннего финансирования включает в себя прибыль, средства фонда потребления и резервы.

Среди источников внешнего финансирования самое большое распространение имеют: российские банки, лизинговые организации, кредитные предприятия, инвестиционные фонды, государство, акционеры.

В качестве формы краткосрочного внешнего инвестирования могут выступать краткосрочные кредиты, предоставляемые компании на платной основе. С этой целью с банками должны быть заключены кредитные договора, в которых отражаются условия по целевому использованию кредитных ресурсов, их обеспеченность, срочность и платность.

Краткосрочные кредиты предоставляются коммерческими банками на срок менее одного года. Они могут быть выданы под залог имущества или ценностей предприятия, а также под гарантию или поручительство от стороннего юридического или физического лица.

Также существует бланковые кредиты, предоставляемые первоклассным заемщикам без поручительства и гарантии. Здесь за обеспечение возвратности может выступать имущество клиента, которое принадлежит ему на правах собственности.

Если происходит кредитование под залог имущества, то учитывают не только его балансовую, но и рыночную и ликвидационную стоимость, учитывающую возможность быстрой реализации продукции.

Для того чтобы получить краткосрочный кредит, предприятие должно предоставить банку обязательный пакет документов, который способен характеризовать его платежеспособность: финансовая отчетность, включая бухгалтерский баланс. На основе этой документации определяются показатели рентабельности, ликвидности, оборачиваемости и прочие финансовые коэффициенты.

Бизнес-план или технико-экономическое обоснование, раскрывающее суть хозяйственной деятельности предприятий, подтверждает эффективность использования ресурсов. Также понадобится план маркетинга, в соответствии с которым оценивается уровень риска с позиции осуществимости кредитуемого мероприятия или проекта в целом.

В теории финансового менеджмента принято выделять различные стратегии финансирования текущих активов в зависимости от отношения к выбору источников покрытия варьирующей их части, т. е. к выбору относительной величины чистого оборотного капитала. Известны четыре модели поведения: идеальная; агрессивная; консервативная; компромиссная. Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и внеоборотными активами.

Идеальная модель состоит в том, что долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеоборотных активов.

В реальной жизни такая модель практически не встречается. Кроме того, с позиции ликвидности она наиболее рискованна, поскольку при неблагоприятных условиях (например, необходимо рассчитаться со всеми кредиторами единовременно) предприятие может оказаться перед необходимостью продажи части основных средств для покрытия текущей кредиторской задолженности.

Для конкретного предприятия наиболее реальна одна из следующих трех моделей стратегии финансового управления источниками оборотных средств, в основу которых положена посылка, что для обеспечения ликвидности как минимум внеоборотные активы и системная часть текущих активов должны покрыться долгосрочными пассивами. Таким образом, различие между моделями определяется тем, какие источники финансирования выбираются для покрытия варьирующей части текущих активов.

Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов и системной части текущих активов, т. е. того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае чистый оборотный капитал в точности равен этому минимуму. Варьирующая часть текущих активов в полном объеме покрывается краткосрочной кредиторской задолженностью. С позиции ликвидности эта стратегия также весьма рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться лишь минимумом текущих активов невозможно.

Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть текущих активов также покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам.

Компромиссная модель наиболее реальна. В этом случае внеоборотные активы, системная часть текущих активов и приблизительно половина варьирующей части текущих активов покрываются долгосрочными пассивами. Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половины их варьирующей части. В отдельные моменты предприятие может иметь излишние текущие активы, что отрицательно влияет на прибыль, однако это рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне.

Защита прав и интересов работников учреждений зравоохранения › Финансирование здравоохранения

Финансирование – предоставление финансовых ресурсов экономическим субъектам – отраслям и сферам хозяйства страны, регионам, предприятиям, предпринимателям, населению и его отдельным группам, а также целевое выделение таких средств для осуществления программ или экономических и социальных предприятий.

В соответствии со статьей 82 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются:

  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
  • средства обязательного медицинского страхования;
  • средства организаций и граждан;
  • средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования;
  • иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Средства бюджетов:

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества. (ст.78.1 БК РФ)

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. (ст. 69.2 БК РФ)

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. (ст.78.1 БК РФ)

Средства обязательного медицинского страхования:

Программа государственных гарантий ежегодно утверждается Постановлением Правительства РФ с целью реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органами государственной власти субъектов РФ разрабатываются соответствующие территориальные программы. В них могут устанавливаться дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 80, 81 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Территориальная программа госгарантий, определяет:

  • виды и условия оказания медицинской помощи,
  • нормативы объема медицинской помощи,
  • нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи,
  • подушевые нормативы финансового обеспечения,
  • порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь,
  • критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно.

Медицинская помощь в рамках Территориальной программы оказывается за счет средств федерального бюджета, средств бюджета города Москвы, выделяемых на финансовое обеспечение реализации Территориальной программы, средств бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках Федерального закона N 326-ФЗ включает в себя:

расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В сфере обязательного медицинского страхования медицинские организации используют полученные финансовые средства за оказанную медицинскую помощь на статьи затрат, включенные в структуру тарифа и установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона.

Одним из источников финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является средства от приносящей доход деятельность. Учреждения здравоохранения являются некоммерческими организациями, а некоммерческие организации, за исключением казенных и частных учреждений, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, могут оказывать платные услуги, если это предусмотрено их учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи (ст. 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Источниками формирования средств от приносящей доход деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы являются:

  • доходы от оказания платных медицинских услуг;
  • доходы от оказания услуг по договорам добровольного медицинского страхования;
  • доходы от оказания иных услуг (сервиса, бытовые, прочие) по договорам с физическими и юридическими лицами;
  • добровольные пожертвования юридических и физических лиц;
  • средства, поступающие от арендаторов в качестве возмещения произведенных коммунальных расходов;
  • иные источники, разрешенные законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *