Федеральный орган исполнительной власти осуществляющий правоприменительные

  • автор:

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2004 г. N 703

I. Общие положения

1. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

2. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1147)

II. Полномочия

5. Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

5.2. ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

5.3. открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

5.4. открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.5. ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5.6. ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

5.7. составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.8. получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

5.9. осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.10. осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

5.11. осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

5.12. осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5.13. обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

5.14. осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

5.15. осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

5.16. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;

5.17. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;

5.18. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.19. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.20. обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

5.20(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Федеральном казначействе;

(пп. 5.20(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.21. организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

5.23. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.24. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 N 43)

5.24.1. ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

(пп. 5.24.1 введен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 669)

5.25. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.3. организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

6.5. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

6.6. создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с Министром финансов Российской Федерации;

6.7. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

6.8. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

7. Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федерального казначейства по управлению имуществом, закрепленным за Федеральным казначейством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Федерального казначейства.

III. Организация деятельности

8. Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.

Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федерального казначейства:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру финансов Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Федеральном казначействе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;

9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства;

9.2.4. предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства;

9.2.7. проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства;

9.2.8. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;

(пп. 9.2.8 введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 814)

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном казначействе;

9.5. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.8. утверждает в установленном порядке положение о Почетной грамоте Федерального казначейства, положения об иных ведомственных наградах и описание этих наград;

(пп. 9.8 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1147)

9.9. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральное казначейство вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)

12. Место нахождения Федерального казначейства — г. Москва.

А.А. Симонов

Место федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов России

На современном этапе в отечественной юридической науке все чаще возникают вопросы о месте органов принудительного исполнения судебных решений в механизме государства, высказываются различные точки зрения, в том числе позволяющие говорить о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации как правоохранительном органе.

Так, В. Щукин называет правоохранительными те органы, в которых осуществляется правоохранительная служба. В качестве таковых помимо прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственного контроля над распространением наркотических средств, таможенных органов, налоговых органов и сил обеспечения безопасности РФ он признает службу судебных приставов .

Н. Братчикова относит к правоохранительным органам, в том числе и органы государственной службы , а в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — ФЗ «О судебных приставах») «судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе».

Ряд ученых говорит о Федеральной службе судебных приставов как субъекте получившей в последнее время развитие в научной литературе формулировки «полицейской деятельности» .

К. Гуценко и М. Ковалев, включая службу судебных приставов в перечень правоохранительных органов, рассматривают ее как орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов . Позиция признания службы судебных приставов как органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности судов, актуальна и сегодня, ее приверженцами являются не только теоретики, но и практические работники, главным образом, представители судебной ветви власти.

В частности, по мнению А. Извариной, деятельность судебного пристава-исполнителя от судов отделена искусственно, так как за разрешением ряда вопросов в порядке исполнения стороны или судебный пристав обязаны обращаться в суд .

Имеется и другая позиция. Несколько лет в Государственной Думе лежит законопроект, согласно которому службу судебных приставов предлагается разделить надвое: судебные приставы-исполнители, которые исполняют решения судов, должны остаться при Министерстве юстиции Российской Федерации, а судебные приставы, чья задача обеспечивать порядок в судебных заседаниях и охрану судов, перейдут в Судебный департамент при Верховном суде РФ.

О необходимости передачи судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ведение Судебного департамента при Верховном суде РФ еще осенью 1999 года заявил Президиум Совета судей РФ.

Основной довод следующий: суды охраняются плохо, судебные приставы несут службу только в рабочее время. А за безопасность самих судей вообще никто толком не отвечает. Рассчитывать на помощь МВД или ФСБ в критических ситуациях не приходится.

Намерения судебной власти очевидны: у нее, как и у любой власти, должна быть силовая поддержка, находящаяся в ее непосредственном подчинении. И в этом смысле замысел по обретению силовых полномочий Судебным департаментом путем их изъятия у органа исполнительной власти является прямым следствием чрезмерной популяризации «могущества» судебной системы.

Правильной представляется позиция Федеральной службы судебных приставов: предложение Судебного департамента прямо противоречит Конституции РФ и важнейшим положениям судебной реформы в Российской Федерации, а именно, принципу разделения власти. Такой закон может привести к тому, что в одном органе окажутся соединенными функции исполнительной и судебной власти. Кроме того, судебный пристав-исполнитель не может быть подотчетен суду как орган, исполняющий его решения, поскольку он также обязан действовать, основываясь на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер по принудительному исполнению актов других органов и должностных лиц.

Реформа системы исполнительного производства в Российской Федерации началась в середине 90-х годов прошлого века. С принятием федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» органы принудительного исполнения были выведены из подчинения судов. Полномочия по принудительному исполнению судебных решений стали осуществлять государственные органы исполнительной власти — служба судебных приставов, образованная при Министерстве юстиции Российской Федерации. Как отмечалось тогда в пояснительной записке к указанным законам, в соответствии с принципом разделения властей суды освобождаются от несвойственной им функции по руководству работой судебных исполнителей, т.е. по существу, от выполнения собственных решений и тем более постановлений несудебных органов.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти за последние десять лет в России произведена существенная реорганизация органов исполнительной власти. В ходе начатой в 2004 году очередной административной реформы указами Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 и «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13.10.2004 Департамент судебных приставов при

Министерстве юстиции был преобразован в Федеральную службу, которая фактически перешла в подчинение Президенту.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О судебных приставах», положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом РФ. Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, а также его заместители -назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. За Министерством юстиции Российской Федерации сохраняются лишь полномочия по координации и контролю деятельности, находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы (ст. 7).

Непосредственная подчиненность Федеральной службы судебных приставов главе государства говорит об особой значимости решаемых ею задач. Служба осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В настоящее время сложившаяся в России единая централизованная система органов принудительного исполнения судебных решений, сосредоточенная в рамках исполнительной власти, позволяет эффективно решать поставленные перед ней задачи. Сосредоточение в едином органе полномочий по обеспечению безопасности, проведения дознания, осуществлению разыскных мероприятий позволяет самостоятельно и оперативно решать многие проблемы принудительного исполнения, не прибегая к помощи других государственных органов. Силовая составляющая службы, а также возможность привлечения к уголовной и административной ответственности нарушителей законодательства об исполнительном производстве должны позволить эффективно преодолевать препятствия в осуществлении исполнительных действий .

Тем не менее до настоящего времени не решен краеугольный вопрос статуса Федеральной службы судебных приставов: кем являются судебные приставы — органом государственной гражданской службы либо органом правоохранительной системы.

Деятельность Федеральной службы судебных приставов регламентирована Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», но в то же время она корреспондирует с работой правоохранительных органов по ряду определенных признаков.

В частности, Федеральная служба судебных приставов является единственным органом принудительного исполнения в Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ «О судебных приставах» судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, наделены «полицейскими полномочиями» по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, поддержанию общественного порядка в судебных помещениях (ст. 11), им предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (ст. 11, 15-18).

Судебный пристав-исполнитель не наделен правом применения силы и оружия. Тем не менее он осуществляет принудительное исполнение, мерами которого являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе путем наложения ареста на имущество и его принудительной реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц, а также иные меры, предпринимаемые в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами, обеспечивающими исполнение исполнительного документа.

У судебных приставов-исполнителей отсутствуют полицейские полномочия на задержание, обязанность пресекать правонарушения, но он вправе во исполнение исполнительного документа осуществлять проверку имущественного положения (производить осмотр — ст. 12 ФЗ «О судебных приставах»), обращать взыскания на различные виды доходов должника, наложить арест и изъять имущество должника (ст. 80-84 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Кроме того, с 1 января 2000 года на Федеральную службу судебных приставов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены функции по исполнению постановлений налоговых органов о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества должников-организаций. Федеральная служба судебных приставов теперь напрямую участвует в пополнении доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанная функция ранее осуществлялась налоговой полицией, которая являлась правоохранительным органом.

С 1 июля 2002 года в соответствии со ст. 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав были отнесены к органам дознания. На них были возложены функции по расследованию преступлений по пяти составам преступлений, предусмотренных гл. 31 «Преступления против правосудия» Уголовного кодекса Российской Федерации, а на судебных приставов Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях были возложены полномочия по составлению протоколов по 11 составам правонарушений. На данный момент количество составов преступлений и административных правонарушений, в рамках которых должностные лица Федеральной службы судебных приставов осуществляют свои полномочия, увеличено.

Кроме того, Федеральным законом от 14.03.2009 № 38-Ф3 «О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» осуществление функций дознания возложено на Федеральную службу судебных приставов в целом.

Возлагая новые функции на службу судебных приставов, законодатель в первую очередь руководствовался стремлением создать уголовно-административный механизм обеспечения исполнения судебных решений, а также дополнительные условия для эффективной работы органов правосудия.

Говоря о возможности отнесения Федеральной службы судебных приставов к правоохранительным органам, несомненно, следует затронуть и вопрос о месте службы в системе правоохранительных органов и об идентичности выполняемых ими функций.

Большинство правоохранительных органов обладают функциями по предотвращению преступлений (Министерство внутренних дел), налоговых нарушений (налоговые органы), пожаров (Министерство по чрезвычайным ситуациям) и т.д. Федеральная служба судебных приставов не наделена превентивными, профилактическими функциями. Иначе говоря, судебный пристав-исполнитель не должен предотвращать различные нарушения, влекущие за собой решения судов и иных органов, он должен только исполнять эти решения в принудительном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При обнаружении нарушения законодательства или совершения преступных действий правоохранительные органы пресекают их и затем передают документы по данному делу в суд или иной юридически правомочный орган для принятия окончательного решения. Федеральная служба судебных приставов осуществляет свои полномочия с момента поступления на исполнение исполнительного документа, т.е. после вынесения решения соответствующим органом, и исполняет решение до завершения принудительного обращения взыскания. В эти действия входит и реализация арестованного имущества как составная часть исполнительного производства, которая в качестве функций отсутствует у других правоохранительных органов.

Наиболее тесное взаимодействие среди правоохранительных органов Федеральная служба судебных приставов осуществляет с подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, налоговыми и таможенными органами по трем основным направлениям:

— принудительное исполнение актов соответствующих органов, в том числе актов о взысканиях имущественного характера;

— истребование документов и материалов, необходимых для принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных законом органов;

— направление в адрес соответствующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц предписаний, исполнение которых необходимо для принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также для обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Так, в соответствии со ст. 62 ФЗ «Об исполнительном производстве» «сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения».

Исполнение постановлений судебных приставов-исполнителей об объявлении розыска должника-гражданина и розыска ребенка в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» осуществляется органами внутренних дел.

Взаимодействие с органами внутренних дел, таможенными и налоговыми органами обусловлено также тем, что указанные органы наделены полномочиями по вынесению решений, являющихся в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, которые обязательны для исполнения судебными приставами-исполнителями.

Кроме этого, в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 14 ФЗ «О судебных приставах» требования судебного пристава обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя либо воспрепятствование осуществлению им функций по исполнению исполнительного документа влекут для виновных лиц предусмотренную законодательством ответственность.

Положения данной нормы в полной мере распространяются на правоохранительные органы, с которыми осуществляют взаимодействие судебные приставы-исполнители. В частности, в целях выявления имущества должника для обращения на него взыскания судебный пристав-исполнитель запрашивает информацию об имущественном положении должника в регистрирующих органах, каковыми могут выступать и органы внутренних дел, ведущие специальный учет транспортных средств, огнестрельного и газового оружия, налоговые органы и другие.

Организация взаимодействия Федеральной службы судебных приставов России (территориальных органов) с правоохранительными органами и органами административной юрисдикции осуществляется разработкой и принятием совместных нормативных и организационных документов и проведением совместных мероприятий.

Для того, чтобы решение суда или иного юридически правомочного органа было исполнено, не достаточно только подготовить и утвердить нормативные и организационные документы, но, главным образом, необходимо организовать эффективное взаимодействие между правоохранительными органами.

В Концепции административной реформы в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р, оптимизация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом» рассматриваются как необходимые требования в разработке механизмов противодействия коррупции .

Вышеуказанное определяет место Федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов. На данный момент законодателем не сформирована система правоохранительных органов, и вопрос закрепления за Федеральной службой судебных приставов статуса правоохранительного органа пока остается в проекте.

В этой связи представляется необходимым принятие в кратчайшие сроки Федерального закона «О правоохранительной службе», в соответствии с которым правоохранительная служба предусматривалась бы в органах государственной власти, в ведении которых находятся, в том числе, вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов, а также принудительного исполнения судебных решений и актов других органов.

Отнесение Федеральной службы судебных приставов к категории правоохранительных органов будет серьезным позитивным шагом навстречу службе, поскольку появятся новые рычаги и новые возможности применения мер воздействия в отношении тех, кто уклоняется от исполнения судебных решений, актов других органов и должностных лиц. К числу таких возможностей можно отнести проведение, например, оперативно-разыскных мероприятий. Судебный пристав получит совершенно новые качественные возможности при реализации своих полномочий, связанных с розыском должников, имущества, с проведением работ по закреплению той информации, которую судебный пристав сможет получать не скрытыми, а легальными способами.

Литература

1. Щукин В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь. 2005. № 6.

2. Братчикова Н. Внебюджетные фонды правоохранительных органов // Юрист. 1999. № 1.

3. Черников В. Полицейское законодательство: состояние и направления развития // Полицейское право. 2005. № 1.

4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учеб. М.: Зерцало, 2000.

5. Изварина А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации: содержание, организация, формы. Ростов-на-Дону, 2005.

6. ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3591.

7. Воронов Е.Н. Место органов принудительного исполнения судебных решений в механизме государства // Исполнительное право. 2008. № 2.

8. Федеральный закон от 14.03.2009 № 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 11. Ст. 1267.

9. Головин В.В. Взаимодействие правоохранительных органов в процессе принудительного обращения взыскания // Российский следователь. 2007. № 2.

10. ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997. Ст. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3590.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *