Федеральная государственная гражданская служба в МВД

  • автор:

–Цитатник

Вам не хочется, или некогда, долго варить холодец. А может быть, ради небольшого лотка прос. Люди с одинаковыми именами имеют не только сходные привычки, характеры, предпочтения и спосо. Для приготовления понадобится: печень- 500 гр(у меня куриная) . Взяв на вооружение эти советы вы будете тратить времени в 2 раза меньше. Как убрать налеты на. К сожалению, даже объединенные усилия граммар-наци не всем помогают запомнить.

–Рубрики

–Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я – фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Создание аватарСервис для создания аватар в режиме онлайн. Позволяет вырезать из большой фотографии свою мордочку и сделать из неё аватару 🙂 Есть возможность сразу же установить аватару в качестве своей основной.
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Сегодня в блогах

–Поиск по дневнику

–Постоянные читатели

Пятница, 28 Января 2011 г. 17:20 + в цитатник


Какая государственная служба лучше? Важнее, труднее?
«почему пенсии военнослужащих не приравнены к пенсиям чиновников?» Разберёмся все ли государственные служащие у нас одинаково в почёте, или есть привилегированные, которые «ровнее других»? В Федеральном Законе № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» определено следующее: Статья 2. Система государственной службы 1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
2.Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
3.Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Таким образом, военная служба такая же государственная служба, как и государственная гражданская служба, и правоохранительная служба.
В статье 14 этого Закона определено следующее: 1. Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации. Главный вывод из этого, что законы «…о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей…» разные, для различных видов государственной службы. И этот факт приводит к отличиям в пенсионном обеспечении гражданских и военных государственных служащих. Для государственных гражданских служащих действует Федеральный Закон РФ № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. С должностными окладами, которые установил Президент Российской Федерации после 1 августа 2006 года по соответствующим должностям федеральной государственной гражданской службы, можно ознакомиться в Интернете (Указ Президента Российской Федерации от 25.07.06 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»). В качестве замечания хочется отметить, что для многих государственных служащих главное – это денежное вознаграждение, которое может быть в десятки раз больше их окладов. У военных пенсии начисляются в соответствии с Законом «О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ». И здесь все проще. За 20 лет выслуги – 50% и далее за каждый год службы плюс 3%, но не более 85% от «…оклада по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия…» И у кого же, если сравнить законы, самая сложная и напряженная государственная служба? Конечно, у гражданских государственных служащих. Они за 20 лет службы получают 60% пенсии, а военный – только 50%. И военный в настоящее время получает эти проценты от окладов по воинскому званию, должности плюс процентная надбавка за выслугу лет (это сейчас не больше 35% от всего денежного содержания), а гражданский – от среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы (то есть от всех доходов). Получается, что привилегированные пенсионеры – это государственные гражданские служащие. На федеральном уровне средняя пенсия гражданских госслужащих к началу 2011 году – примерно 11 тысяч рублей, а военная – всего 8800 рублей (разница 25%. ). Чем лучше работники других министерств и ведомств, аппарата Президента и Правительства, по сравнению с военнослужащими министерства обороны? Этот вопрос хотелось бы переадресовать руководству страны: почему гражданские государственные служащие получают пенсию раньше (на 5 лет!) и в больших размерах (на 25%!), чем военные пенсионеры? Неужели риск для жизни, тяготы и лишения службы, сложность работы и ответственность в других министерствах выше, чем у военных? А пока нет четкого ответа от руководства нашей страны, остается следующий выход – при первой возможности увольняться и устраиваться в гражданские госслужащие, тем более, что в стаж государственной службы пока еще засчитывается военный стаж. И тем более быстро надо увольняться тем, кто может устроиться в надежную частную компанию.

Примечание
В регионах применяются свои законы, определяющие заработок гражданских служащих субъектов РФ. И здесь границы вознаграждения за их «сложнейший» труд не знают пределов. Пенсия, начисленная бывшему мэру Москвы Лужкову Ю.М. больше, чем будет у Президента страны и Премьер-министра. Таких казусов много и в регионах, например, в Перми… Но это тема отдельного разговора. 2. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.
3. Размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, устанавливаются соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 3
1. Статья посвящена определению понятия «государственный служащий». Под «службой» в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 1982. Т. 4. С. 224). Законодательное закрепление понятия «государственный служащий» принципиально важно не только для правового статуса этой социальной группы, но и для восстановления исторических традиций – «чести в службе Отечеству».
Впервые под общим названием «служилые люди» этот правовой институт и группа людей, состоящих на службе у Русского государства, упоминаются в XV веке. Служилые люди (дворяне) владели земельными наделами (поместьями) под условием выполнения поручений сюзерена (великого князя, царя) – «несение службы». Эта категория людей по степени приближенности к монарху и выполняемым функциям делилась на несколько иерархических групп. Высшую группу составляли думные чины: думные бояре, думные дворяне и окольничьи, думные дьяки. В привилегированном отношении находились служилые люди, обслуживающие монарха, – дворцовые чины («плутные дворяне»). В следующую категорию входили чины московские – стольники, конюшенные, стряпчие, постельники, жильцы и дворяне московские. Далее шли служилые люди местного управления («чины уездные»), которые состояли из городовых дворян и детей боярских, образующих основной командный состав феодального дворянского ополчения (войска). Органом управления их службой был специальный приказ (ведомство) – Разрядный (от слова разряд – разделение общего на части по значению). Прохождение службы служилых людей регламентировалось Уложением о службе 1556 года. С XVI века в России появляется новая категория служилых людей, которых набирали «по прибору» (по набору) и за службу давали не поместье, а хлебное жалованье, одежду и обувь, «доспехи и снаряжение». К этой категории относились: воротники, стрельцы, пушкари, городовые, казаки. Термин «служилые люди» вышел из обращения в связи с реформами Петра I: организацией регулярной армии, профессионального чиновничества.
Вместо него стал употребляться термин «чиновник», т.е. «служащий государю и жалованный чином» (степенью служебного значения, достоинства, класса по Табели о рангах).
Нормативным актом был Устав о службе гражданской по определению от правительства (Свод законов Российской империи, Книга первая, том III). Регламентировалось все, даже одежда (фасон, цвет, арматура мундира) «Расписанием, в какие дни в какой быть форме».
В советское время термин «служащие» стал употребляться наравне с термином «рабочие» (КЗоТ), а в семантическом значении низведен до «работающий по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания, но не на производстве» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981, с. 651). Это диктовалось существовавшей системой работы с кадрами партийного и государственного аппарата, входившими в «номенклатуру» должностей, назначение на которые осуществлялось высшей инстанцией в персональном порядке.
Номенклатура состояла из детально разработанного и действовавшего на протяжении длительного времени негласного перечня наиболее важных ключевых должностей, кандидатуры на замещение которых предварительно рассматривались и утверждались партийными комитетами – от районных (городских) до центрального включительно. Кроме основной велась так называемая «учетно – контрольная» деятельность – при назначении на другие должности («второго уровня»), остающиеся также в поле зрения партийных комитетов. Номенклатурные кадры постоянно пополнялись за счет выпускников Академии общественных наук, Высшей партийной и Заочной высшей партийной школ при ЦК КПСС, республиканских и межобластных высших партийных школ, советско – партийных школ. Комсомольские и профсоюзные работники из числа коммунистов для занятия номенклатурных должностей обучались в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ и Высшей школе профсоюзного движения.
Лица, окончившие указанные учебные заведения, распределялись на номенклатурные должности, включая выборные. Кроме того, руководящий управленческий персонал пополнялся за счет наиболее активной, политически подготовленной, обладающей организаторскими способностями части специалистов народного хозяйства и выпускников других государственных вузов и техникумов.
Нормативной базой государственной службы тогда были Основы законодательства о труде Союза ССР и союзных республик, КЗоТы союзных республик и даже Постановление Комиссии советского контроля при СНК СССР 1936 г. «О рассмотрении жалоб трудящихся», в котором устанавливались требования к совслужащим: возрастной, образовательный ценз, стаж работы по специальности, порядок прохождения испытательного срока.
В 1989 – 1992 гг. союзная система работы с номенклатурными кадрами была упразднена. Формирование новой российской государственности и новой кадровой парадигмы на всех уровнях управления – федеральном, местном, отраслевом – проходит в сложных условиях и сталкивается с рядом проблем.
Наиболее острыми проблемами являются: организационная нестабильность государственных структур; недостатки нормативно – правового регулирования статуса и служебной деятельности государственных служащих; отсутствие единой государственной кадровой политики; снижение престижа государственной службы; слабая профессиональная подготовленность и некомпетентность значительной части государственных служащих, особенно в правовых, финансово – экономических и кадровых вопросах; коррумпированность государственного аппарата.

Мировой опыт показывает, что часть указанных недостатков может устранить хорошо налаженная государственная служба – основная гарантия устойчивости и эффективности аппарата. Обеспечение единства системы государственной службы на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ невозможно и без соблюдения единства правовой терминологии, ключевым звеном которой является понятие «государственный служащий» Российской Федерации как правопреемник и продолжатель дела российских «служилых людей» и чиновников Российской империи, служащих аппарата власти и управления советского периода.
Государственный служащий – это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке на государственную должность и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней обязанностей и прав.
Все граждане России в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к государственной службе. Это положение соответствует требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года, вступила в силу 23 марта 1976 года), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Это означает равное право всех граждан Российской Федерации на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных Законом. Одним из таких ограничений является обязательное для государственного служащего гражданство Российской Федерации.
Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
В настоящее время вопросы гражданства регулируются Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации». Гражданство – основополагающий элемент правового статуса личности. Объем прав и обязанностей того или иного лица в значительной мере зависит от наличия или отсутствия гражданства. В полном объеме оно принадлежит гражданам государства.
Под исполнением обязанностей по государственной должности государственной службы следует понимать осуществление, проведение в жизнь, реализацию должностных обязанностей возмездно, т.е. за установленное денежное вознаграждение (содержание).
Денежное вознаграждение в зависимости от финансирования государственной должности может выплачиваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Порядок формирования, утверждения и исполнения этих бюджетов регламентирован ст. ст. 114 и 132 Конституции РФ. При этом в статью расходной части бюджета на содержание государственного аппарата наряду с денежным вознаграждением включаются расходы на компенсационные выплаты и предоставление социальных услуг.
К государственным служащим специфических видов службы относятся военнослужащие (кроме рядовых военнослужащих срочной службы и курсантов военных учебных заведений), сотрудники правоохранительных органов, иных военизированных структур, деятельность которых регулируется специальными правовыми актами: Законом РФ от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих», Законом РФ от 11 февраля 1993 г. «О воинской обязанности и военной службе», Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи государственными служащими считаются служащие как центрального аппарата федеральных органов государственной власти, так и их территориальных органов, создаваемых на местах для осуществления полномочий федеральных органов власти (ст. 78 Конституции РФ). Государственными служащими Российской Федерации признаются также служащие органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., к компетенции Российской Федерации отнесено установление системы, порядка организации и деятельности только федеральных органов государственной власти. Республики в составе Российской Федерации решают эти вопросы самостоятельно. В ряде республик учреждены посты президентов, неоднократно менялись системы министерств, ведомств и других органов государственной власти. Системы органов государственной власти субъектов РФ создаются с учетом федеральных принципов организации представительных и исполнительных органов власти, закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя Российской Федерации. Федеральным законодательством определен примерный перечень управлений, комитетов, отделов и других структур органов государственной власти областной, краевой, городской (Москва, Санкт – Петербург) администрации. Наряду с этим создаются не предусмотренные перечнем управленческие структуры, отражающие региональные особенности того или иного субъекта РФ. Однако служащие всех этих структур, занимающие государственные должности, признаются федеральным законодательством государственными служащими Российской Федерации.
3. В п. 3 комментируемой статьи закреплено положение, устраняющее опасность экономического «давления» на государственный аппарат со стороны частного капитала, предпринимательских организаций, коммерческих банков и иных негосударственных структур.
Только централизованное, устанавливаемое федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ финансирование денежного содержания государственных служащих, других достаточно многочисленных и разноплановых потребностей органов государственной власти (строительство, ремонт служебных помещений, зданий и сооружений; приобретение, эксплуатация и ремонт транспорта, оргтехники, средств связи и информационных систем и т.п.) в состоянии оградить органы государственной власти от влияний частных коммерческих, финансовых и предпринимательских структур, создать заслон их лоббированию и коррумпированности, унифицировать на должностном уровне механизм государственного управления.

Кто к ним относится в России

Сегодня государственный служащий – это сотрудник, работающий в федеральных или региональных органах власти. Вся госслужба делится на два вида: гражданскую и военную. Чиновникам заработную плату выплачивают из местного или федерального бюджета, военнослужащим – из бюджета Министерства обороны. В основном, граждане работают на таких местах: Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту: +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург) ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ. Это быстро и БЕСПЛАТНО!

  • силовые ведомства;
  • государственные компании;
  • местные органы управления;
  • разнообразные федеральные ведомства;
  • Администрация Президента;
  • Совет Федерации;
  • Правительство;
  • Государственная Дума.

Должности для них создаются на основании федерального законодательства, президентских указов или актов субъекта Российской Федерации.

Категории

Должности делятся на 5 основных категорий:

Высшая Сюда включают руководителей страны и их помощников. Последним присваивается должность государственного советника.
Главная Это специалисты органов власти, которые получили чин – государственный советник.
Ведущая Сюда входят специалисты, руководители, помощники и заместители. Им также присваивается чин советника.
Старшая Включает в себя специалистов ведомств, а также некоторых обеспечивающих работников. Это менеджеры среднего уровня. Они получают чин «референт госслужбы».
Младшая Сюда относят работников, обеспечивающих работу госорганов. Их чин – «секретарь госслужбы РФ».

Заработная плата чиновников зависит от того, какое место занимает его должность в этой иерархии. В России перечень государственных профессий очень широкий. Сюда также включают сотрудников полиции, органы исполнительной власти, судей, работников МЧС, санитарной эпидемиологической службы.

Где работают госслужащие

Список необходимых требований

Условия для принятия на госслужбу:

  • достаточное образование;
  • владение навыками, которые нужны для выполнения служебных обязанностей;
  • наличие стажа;
  • владение умениями, которые необходимы для той или иной должности.

Руководители и их помощники обязательно должны иметь высшее образование, специалисты могут ограничиться только бакалавриатом, а простые работники – средним или профессиональным образованием. По такой же системе предъявляются требования к стажу:

Для руководителей и специалистов Более 4 лет.
Для менеджеров среднего уровня Больше 2 лет.
Обеспечивающие работники Могут быть приняты на должность без стажа работы.

Возрастной и гендерный состав

Возможные льготы

Привилегии для государственных служащих:

  1. Бесплатное лечение в бюджетных медучреждениях. Перечень медицинских услуг при этом не ограничен.
  2. Если работнику для исполнения служебных обязанностей необходим автомобиль, он получает компенсацию затрат на топливо.
  3. Проводится постоянное повышение уровня квалификации, а на период обучения сохраняется заработная плата. Если будет принято решение, что для повышения звания сотруднику требуется обучение, то его обязательно предоставят.
  4. Можно получить субсидию на покупку жилья. Государственные структуры компенсируют некоторое количество средств своим сотрудникам.
  5. Получение без очереди места в детском садике для детей чиновников. В некоторых случаях этим правом могут воспользоваться и близкие родственники госслужащего.
  6. Увеличение ежегодного отпуска в зависимости от стажа работы.
  7. Предоставление дополнительных премий.
  8. Карьерный рост.

Льготы полагаются и тем, кто выходит на пенсию:

  • доплата к пенсионным отчислениям в размере 55-80%;
  • предоставление средств на погребение;
  • если бывший чиновник не хочет использовать путевки в санатории или профилактории, то он может поменять их на деньги;
  • даже после выхода на пенсию, госслужащий сохраняет право на получение бесплатных медицинских услуг и предоставляемых ему ранее гарантий.

Сегодня чиновники могут выходить на пенсию в 65 и 67 лет для женщин и мужчин соответственно. Это превышает стандартный возраст на несколько лет. Трудовой стаж работника должен составлять не менее 20 лет. Муниципальные и федеральные служащие могут получить единовременную субсидию на приобретение собственного жилья. Это право предоставляется таким категориям работников:

  • сотрудники Администрации Президента и других учреждений, которые непосредственно с ним связаны;
  • работники суда;
  • сотрудники аппарата по государственной безопасности;
  • работники ЦИК, прокуратуры, счетной палаты.

Для оформления льготы следует обращаться с заявлением в федеральные органы. Преимущество получают те сотрудники, у которых имеется трое и больше детей.

Льготы и запреты

Отличия от бюджетников

Хотя в большинстве стран между госслужащими и бюджетниками нет никакой разницы, в России эти категории существенно отличаются. Принято считать, что бюджетник – это работник, получающий денежное содержание из государственного бюджета. Это врачи, учителя, социальные работники. Чиновники же имеют более высокий статус, а значит, и заработную плату. Это менеджеры регионального и федерального уровня.

Ограничения и запреты

Гражданину не разрешается находиться на госслужбе, если:

  • медицинская комиссия признала его недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличие неснятой судимости, судебный запрет на государственную деятельность;
  • присутствие болезней, которые препятствуют трудоустройству на службу (психические, соматические расстройства);
  • родственные связи с руководителем организации;
  • человек является гражданином другой страны или вышел из российского подданства;
  • во время зачисления на работу гражданин представил заведомо ложные сведения о доходах и имуществе;
  • несоблюдение запретов и ограничений, вследствие чего было утрачено доверие руководителя.

В число запретов входит:

  1. Заниматься предпринимательской деятельностью напрямую или через доверенных лиц. Участвовать в управлении хозяйственной компанией, если эта работа не была поручена ему соответствующими нормативными актами и не утверждена служебным контрактом.
  2. Заниматься гражданской деятельностью, если чиновник был избран на государственную или выборную должность, на должность в органах профессионального союза.
  3. Покупать ценные бумаги, по которым можно получать доход.
  4. Быть представителем третьих лиц в госоргане, в котором гражданин работает.
  5. Получать вознаграждение любого типа от физических или юридических лиц.
  6. Ездить в командировки за границу за счет физических или юридических лиц. Исключением являются командировки, которые происходят в рамках международных договоренностей.
  7. Использовать не за назначением государственные средства и другие ценности.
  8. Разглашать информацию, которая имеет статус конфиденциальной, если это связано с выполнением служебных обязанностей.
  9. Высказывать субъективное мнение о деятельности госорганов и их руководителей.
  10. Без ведома руководителя принимать различные награды и специальные звания от других государств или политических партий.
  11. Использовать свое положение для проведения предвыборной агитации.
  12. Использовать свои возможности и положение для выгоды той или иной политической партии, разнообразных объединений и организаций, а также публично выражать им свою поддержку.
  13. Создавать политические партии и участвовать в их структурных органах. Исключением являются профсоюзы.
  14. Оставлять органы исполнительной власти или увольнять сотрудников для урегулирования споров.
  15. Без письменного разрешения руководства организации-работодателя заниматься оплачиваемой деятельностью в организации, которая полностью финансируется за счет иностранных средств (компаний, иностранных граждан, лиц без гражданства).

Обязанности, запреты и ограничения госслужащего регулирует Федеральный Закон РФ «О государственной гражданской службе».

Конституционное право, административное право и административная деятельность

УДК 351.741 В.Н. Горин *

Специфика прохождения государственной службы в ОВД РФ

Статья посвящена основным особенностям и актуальным проблемам государственной службы в органах внутренних дел РФ.

Ключевые слова: государственная служба, Министерство внутренних дел России, органы внутренних дел РФ, особенности государственной службы в РФ, проблемы и вопросы государственной службы в РФ.

Государственная правоохранительная служба является сложным социально-правовым институтом, для изучения которого, очевидно, требуется полный комплексный анализ его правовых и социальных основ. Указанный институт в целом состоит из системы правовых норм, которые регламентируют субъективные права, юридические обязанности, запреты и ограничения, государственно-служебные отношения; юридическую ответственность служащих, прохождение государственной службы в правоохранительных органах, общий порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений между субъектами государственной службы в правоохранительных органах, что является отчетливым проявлением институционального характера государственной правоохранительной службы.

Государственная служба в ОВД — вид государственной службы, занимающий важное место в системе и структуре государственной власти, её механизме, средства укрепления законности и порядка, противодействия и предупреждения правонарушений и преступлений, защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина которой имеют специфичный характер.

Как следствие, прохождение государственной правоохранительной службы должно быть регламентировано юридическими нормами, выработанными и проверенными наукой и практикой и при этом отвечать основным потребностям общества.

Интерес к избранной теме исследования обусловлен:

— недостатками правовой регламентации профессионального труда сотрудников ОВД;

— низкой эффективностью функционирования системы юридической защиты сотрудников ОВД;

— наличием объективной потребности в теоретической разработке проблем и вопросов правовой регламентации профессионального труда сотрудников ОВД;

— растущей необходимостью теоретико-правового осмысления юридических и организационных основ государственной правоохранительной службы и поиском способов качественного повышения эффективности деятельности соответствующих органов.

Современная правовая литература уделяет повышенное внимание вопросам и основным проблемам правового регулирования государственной правоохранительной службы в целом. Тем не менее, теоретический анализ широкого спектра источников по данной теме показал отсутствие

© Горин В.Н., 2016

обширных комплексных исследований, освещающих проблемы правовой регламентации государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел РФ.

В отечественной литературе понятия «гражданская служба» и «государственная служба» используются давно и достаточно широко. В конце 1990-х гг. вышло 12 учебников по государственной службе. После принятия Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в 2005 г. были изданы учебные пособия В.Д. Граждана «Государственная гражданская служба» и Д.М. Овсянко «Государственная служба Российской Федерации», которые проанализировали появившиеся к тому времени нормативно-правовые акты по гражданской службе и прежде принятые документы по военной и правоохранительной службе .

Несколько позже, в 2008 г., вышел в свет курс лекций В.С. Нечипоренко «Теория и организация государственной службы», в аннотации к которому сказано, что в нём «рассмотрены теоретические и организационные основы государственной гражданской службы» . В данном курсе 13 лекций по «государственной службе», однако лишь одна из них посвящена анализу указанных видов этой службы, и три лекции (если судить по названиям отдельных параграфов) — по «гражданской службе». В целом же курс лекций исследует государственную службу вообще, безотносительно к ее конкретным видам и странам.

Даже в Указе Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы в Российской Федерации (2009-2013 годы)»» пока говорится лишь о том, что в предшествующие годы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы и начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы .

Термин «государственная служба в органах внутренних дел» употребляется крайне редко. Как правило, традиционно применяется словосочетание «служба в органах внутренних дел», хотя в преамбуле Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел» установлено, что он регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел . Следует сказать также, что указанная служба представляет собой специфический вид трудовой деятельности и заключается в следующем.

Во-первых, правоотношения, в которые вступают сотрудники органов внутренних дел МВД России, неоднородны по содержанию, субъектному составу, основаниям, самой юридической природе, а также являются предметом регулирования широкого спектра разных отраслей права.

Во-вторых, возможность вступления сотрудника ОВД в государственно-служебные (публично-правовые) правоотношения предопределена внутренними отношениями с государством в лице должностных лиц соответствующих государственных органов.

В-третьих, служебно-трудовые отношения являются общей юридической базой как внутренних, так и внешних публично-правовых отношений, складывающихся по поводу условий службы межу соответствующими органами государственной власти и их сотрудниками.

В-четвертых, несмотря на совпадение по времени служебно-трудовых и государственно-служебных отношений, а также их одновременное возникновение, функционирования и прекращение, они являются относительно самостоятельными видами правоотношений.

В-пятых, благодаря тому, что понятие отношений наёмного труда по всем критериям распространяется и на служебно-трудовые отношения в ОВД, следует относить их к предмету трудового права, а не только к сфере его действия.

В-шестых, сотрудники ОВД, помимо служебно-трудовых отношений, вполне могут стать участниками правоотношений, которые будут непосредственно с ними связаны, в частности, субъектами различных видов юридической и дисциплинарной ответственности, правовое регулирование которой выходит за пределы действия административного права и нормативно-правовых актов соответствующего органа государственной власти, относясь к предмету гражданского-процессуального правового регулирования или сфере действия норм трудового права.

Определяя статус сотрудника полиции, Закон «О полиции» в целом сохранил военизированный характер полицейской службы, поскольку, как и Закон о милиции, связал правовое положение сотрудника полиции с присвоением ему специального звания полиции, предусмотренного ст. 26 гл. 6 Закона «О полиции» (далее Закон) . Вместе с тем Закон установил, что отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими . Перечень этих должностей применительно к высшему начальствующему составу полиции предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 253 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сердцевиной правового положения сотрудника полиции являются его права и обязанности. С учетом этого в Законе «О полиции», в отличие от весьма кратких положений ст. 18 Закона «О милиции», содержится развернутая характеристика полномочий полицейского, которые можно подразделить на общие и специальные . Общие полномочия как совокупность прав (ст. 27) и обязанностей (ст. 28 Закона «О полиции»), характеризуют абстрактного сотрудника полиции, т.е. носителем этих полномочий является сотрудник полиции независимо от занимаемой должности . В перечне общих полномочий можно выделить полномочия статусные, отражающие специфику полицейского как лица, которое состоит на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, и

полномочия собственно полицейские, отражающие специфику полицейской службы и социальное назначение полиции в современной России.

Предусмотренные ч. 1 ст. 27 и ч. 1 с. 28 Закона «О полиции» статусные полномочия сотрудника полиции во многом аналогичны правам и обязанностям государственного гражданского служащего, закрепленным в ст. 14 и 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . В этом ещё раз проявляет себя принцип единства правовых основ и взаимосвязи различных видов государственной службы, предусмотренный Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» .

Собственно полицейские полномочия сотрудников полиции предусмотрены ч. 2 ст. 27 и ч. 3 ст. 28 Закона «О полиции» и в определенной мере могут рассматриваться как своеобразные изъятия из сформулированного ч. 3 ст. 25 Закона «О полиции» принципа территориальной юрисдикции полицейской деятельности . Характер закрепленных Законом полицейских полномочий ориентирует сотрудника полиции на служение обществу, на постоянную готовность независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток к защите прав и законных интересов граждан, что вытекает из социального предназначения полиции, закрепленного в ч. 2 ст. 2 Закона «О полиции»: полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от противоправных посягательств .

Следует заметить, что ст. 27 и 28 Закона «О полиции» не исчерпывают всего объёма общих полномочий сотрудника полиции. Указания на них содержат и другие статьи Закона. В частности, обязанности сотрудника полиции как персонифицированного носителя публичной власти полиции содержат ст. 5, 6, 7, 9 Закона «О полиции». Непосредственное отношение к регулированию правового статуса сотрудника полиции имеют также отдельные нормы гл. 7 «Служба в полиции» .

Под специальными полномочиями современная правовая наука понимает субъективные права и обязанности, выполняемые сотрудником полиции в зависимости от занимаемой должности . Указанные полномочия являются производными от субъективных прав и юридических обязанностей сотрудников полиции и являются основной формой реализации указанных прав и обязанностей. Набор этих полномочии зависит от вида полицейского подразделения (оперативный сотрудник, патрульный, инспектор дорожно-патрульной службы и т.д.) и уровня занимаемой должности (министерство, территориальный орган и т.п.). Их перечень содержится и должностных регламентах (должностных инструкциях) сотрудников полиции, утверждаемых соответствующими руководителями.

Как уже отмечалось, предусмотренные ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 28 Закона «О полиции» статусные полномочия сотрудника полиции отражают его правовое положение как лица, которое состоит на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел . Содержащиеся и этих нормах предписания являются новеллами.

Среди обязанностей, которые Закон возлагает на сотрудника полиции как федерального государственного служащего, центральное место принадлежит тем, которые ориентируют его на профессиональное, чёткое и законопослушное выполнение своего служебного долга. Отсюда обращенные к сотруднику полиции требования знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией); при выполнении служебных обязанностей соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.

Требования к профессионализму сотрудника носят активный характер, обязывая его не просто знать те или иные нормативные правовые акты, но и поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей.

Ряд требований отражает субординационную специфику взаимоотношений в полицейском коллективе, предписывая сотруднику выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону; обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику.

Отдельные требования ориентированы на профилактику нарушений закона, коррупциогенного поведения сотрудников. Так, установлено, что сотрудник полиции обязан сообщать непосредственному начальнику о личной заинтересованности при выполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта. При попытке склонить сотрудника полиции к совершению коррупционного правонарушения он не просто должен отказаться от его совершения, но и в обязательном порядке уведомить непосредственного начальника. В определенной ситуации сотрудник должен уведомить о таких фактах органы прокуратуры или другие государственные органы.

На сотрудника полиции возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен приказом МВД России от 19 марта 2010 г. № 205 . Перечень должностей, на которые этот порядок распространяется, утверждён приказом МВД России от 31 августа 2009 г. № 680 .

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции, предусмотренные ст. 29 Закона «О полиции», являются новеллами правового регулирования службы в органах внутренних дел. Как известно, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо

в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Есть все основания считать, что положения ст. 29 Федерального закона «О полиции» не вступают в противоречие с конституционными нормами, поскольку совокупность ограничений установлена в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан от ненадлежащего государственного властного воздействия, а также для обеспечения эффективной реализации государственных функций в сфере противодействия преступности и обеспечения правопорядка .

Положения носят императивный характер, перечень ограничений, указанных в ч. 1, является исчерпывающим, поскольку не оговорено иное; ч. 2 носит отсылочный, бланкетный характер, распространяя на сотрудника полиции ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности .

Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечёт ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Составы преступлений и правонарушений, которые посягают на нормы нормативно-правовых актов, охраняющих деятельность сотрудников полиции, закреплены в УК РФ и КоАП РФ . Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Данная правовая гарантия направлена главным образом на обеспечение самостоятельности деятельности сотрудника полиции как представителя власти, его защиты в этом качестве со стороны государства, на создание условий, при которых полиция могла бы быть независимой, ограждённой от влияния в какой-либо форме со стороны каких бы то ни было не уполномоченных законом органов, организаций, должностных и иных лиц и руководствовалась бы исключительно законодательством Российской Федерации. Целью рассматриваемой нормы является и защита полиции от необоснованного возложения на нее функций, не предусмотренных Законом «О полиции».

Реализация всех направлений реформирования органов внутренних дел предполагает решение ряда проблем организационно-правового обеспечения формирования и прохождения государственной службы сотрудников. К началу реформы в органах внутренних дел кадровый состав не только не адаптировался к новым социально-экономическим условиям, но и во многом утратил профессионализм и позитивную мотивацию служебной деятельности. К причинам такого положения относят недостаточную работу по управлению кадровыми преобразованиями, недооценку роли и значения личностных качеств кандидата при приеме на службу в органы внутренних дел, низкий престиж службы, а также незавершённое правовое обеспечение процесса формирования и прохождения службы. Решение данных проблем осложнено включением в систему персонала МВД групп служащих, относящихся ко всем системам государственной службы, а также выполняющих служебные функции, регламентируемые различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Указанная особенность системы МВД России является исторически сложившейся и определяющей общую специфику формирования кадрового потенциала ОВД. Исходя из вышесказанного, основной задачей кадрового аппарата Министерства внутренних дел становится формирование высокопрофессионального стабильного кадрового корпуса, отвечающего экономическим, политическим и социальным вызовам и требованиям, имеющего способность к решению задач, которые ставит государство и общество перед правоохранительными органами.

Безусловно, попытка решить кадровые проблемы в органах внутренних дел России путем увольнения отдельных сотрудников или ужесточением требований к принимаемым на службу гражданам являются необходимыми. По мнению автора, совершенствование работы по подбору кандидатов на государственную службу в органы внутренних дел России должно начинаться прежде всего с улучшения деятельности по выявлению и поиску достойных кандидатов. Однако на практике деятельность по подбору кандидатов на государственную службу в органы внутренних дел России активизируется в результате двух негативных факторов: или увеличение правонарушений среди сотрудников ОВД, в т.ч. имеющих резонансный характер; или отток, выбытие кадров ОВД, в результате чего резко повышается служебная нагрузка на других сотрудников.

Необходимо создание законодательной основы проведения системной ротации сотрудников органов МВД России, которая является одним из факторов мотивации служащих, способствует приобретению более разностороннего практического опыта, необходимого для выдвижения на ту или иную руководящую должность, что особенно важно в условиях ограниченных возможностей материального стимулирования и вертикальных перемещений. Ротационные мероприятия усиливают коммуникации между людьми, а также позволяют противодействовать коррупции, стимулировать антикоррупционное поведение государственных служащих.

Практика показывает, что ротация кадров является одним из реальных условий создания высококвалифицированного кадрового состава правоохранительных органов, оперативного маневрирования имеющимися кадровыми ресурсами, прежде всего резервом руководящего состава. Движение кадров в порядке ротации способствует оптимальной расстановке личного состава особенно там, где ограничены местные источники кадрового пополнения.

Кроме того, ротация позволяет решить такие проблемы, как снижение служебной мотивации, которая возникает вследствие длительного пребывания в одной должности, ограничение кругозора сотрудника рамками одного участка, примирение с недостатками. Смена мест предоставляет возможность для сравнения ситуаций, более быстрой адаптации к новым условиям.

Ст. 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342 предусматривает рекомендательный порядок ротации руководящих должностей в ОВД, который не является обязательным. Разумеется, ротация предусматривает перемещение не всех руководителей, которые занимают должности в течение последних шести лет. В основе указанной ротации в данном случае стоит индивидуальный и избирательный порядок избрания претендентов, при учете личных качеств, интересов службы и различных жизненных обстоятельств сотрудника.

Итак, антикоррупционный потенциал использования ротации кадров создает необходимость ее внешаблонного применения только в отношении конкретных лиц и при наличии определённых обстоятельств: продолжительного снижения показателей деятельности ОВД, сменившего стабильные показатели; коррупционных проявлений среди сотрудников, находящихся под управлением конкретного руководителя, и иных обстоятельств. Институт ротации в ОВД включает в себя и другие проблемы, связанные с легализацией процедур перемещения сотрудников. Является дискуссионным также и срок, в течение которого руководитель может быть перемещен по службе в рамках ротации, на данный момент составляющий шесть лет. В рамках применения института ротации в органах внутренних дел возникают и некоторые иные проблемы, связанные с легальной регламентацией процедуры перемещения сотрудников.

Особая роль среди элементов прохождения государственной службы отводится аттестации. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 251 предусматривает проведение внеочередной аттестации сотрудников ОВД . В период 2010-2011 гг. проводилась массовая аттестация сотрудников органов внутренних дел. Наличие правовых и организационных проблем в её проведении, некомпетентность ряда сотрудников кадрового аппарата органов внутренних дел подтверждается судебной практикой последних лет.

Очевидно, что аттестация сотрудников органов внутренних дел — мероприятие эффективное, поскольку позволяет своевременно выявлять проблемы и слабые места в учебной, общепрофессиональной и боевой подготовке, что, в свою очередь, даёт возможность устранять возникающие проблемы максимально эффективно и в кратчайшие сроки. Однако профессиональный уровень сотрудников внутренних дел не всегда соответствует необходимому. Зачастую на службу в органы внутренних дел принимаются лица, не отвечающие указанным требованиям, не проводится предварительное изучение кандидатов на должности сотрудников ОВД. Кроме того, в приказе МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 не уделяется должного внимания оценке моральных качеств сотрудников органов внутренних дел. Всё это является основанием для совершенствования системы аттестации персонала .

Теоретический анализ института аттестации в ОВД показал следующее:

— аттестация представляется основным элементом формирования кадрового потенциала ОВД с высокими квалификацией и уровнем профессионализма, который способствует успешному карьерному росту наиболее профессионально подготовленных сотрудников подразделения;

— необходимо совершенствование процедуры аттестации в ОВД, а именно: обязательное привлечение независимых специалистов-управленцев и психологов в состав аттестационных комиссий; нормативная регламентация критериев оценки личностных и профессиональных качеств сотрудников; использование тестирования как метода оценки профессионально-личностных качеств сотрудника.

Подводя итоги исследованию проблем процесса прохождения государственной службы в органах внутренних дел, следует отметить, что последние годы в ходе реформы системы МВД России значительно обновилась нормативная правовая база, регулирующая прохождение службы в органах внутренних дел, в т.ч. созданы новые правовые основы для реализации процедуры подбора и аттестации кадров. Вместе с тем сохраняются проблемы организационного и правового характера, которые пока еще значительно затрудняют данный процесс.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Все о полиции. — М.: Мартин, 2011.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. — М., 2004.

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. — М., 2011.

4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание Законодательства РФ. — М., 2008.

5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. — М., 2003.

6. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»» // Собрание Законодательства РФ. — М., 2009.

7. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 253 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий» // Собрание Законодательства РФ. — М., 2011.

8. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N° 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. — М., 2011.

9. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 марта 2010 г. № 205 «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» // Российская газета. — М., 2010.

10. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 августа 2009 г. № 680. г. Москва «О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. — М., 2009.

11. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 марта 2012 г. № 170. г. Москва «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. — М., 2012.

12. Аврутин, Ю. Е., Булавин, С. П. Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин. — М.: Проспект, 2011. — 352 с.

14. Артемьев, А. М. Задачи и функции правоохранительной службы // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 5. — С. 26-27.

15. Барсуков, С. И., Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции». — М.: Юрайт, 2011. — 321 с.

17.Нечипоренко, В. С. Теория и организация государственной службы. — М.: РАГС, 2008. — 298 с.

18. Ноздрачев, А. Ф. Служебное право (государственная гражданская служба). — М., 2007. — 298 с.

19. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации. — М. : Юристъ, 2009. — 252 с.

20. Пресняков, М. В. Конституционное регулирование доступа к государственной гражданской службе: реализация принципов равенства и справедливости. — Саратов: Научная книга, 2007. — 198 с.

УДК 342.951 Ю.А. Королёва*

Правовые и организационные проблемы направления на медицинское освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами

В статье исследуется правовая природа направления водителей на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. На основе анализа содержания рассматриваемой меры автор приходит к выводу о её принадлежности к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Делаются предложения по совершенствованию действующего административноделиктного законодательства.

Ключевые слова: меры административного принуждения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения является не только одним из наиболее серьезных нарушений правил дорожного движения, но и способствует другим нарушениям, возникновению аварийных ситуаций и наступлению тяжких последствий. В этой связи одно из

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении Закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации». Теперь документ направлен в Совет Федерации.

«Предложенные в законе меры помогут повысить профессиональные требования к людям, которые несут службу в органах принудительного исполнения, и предоставить им необходимый для качественного выполнения служебных задач правовой инструментарий, а также обеспечить соблюдение прав граждан, которые являются участниками исполнительного производства», — пояснил председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

До сих пор де-юре не было четкой ясности, кто же такой судебный пристав. Он уже не чиновник, так как простые чиновники не носят оружия, не имеют права применять физическую силу. Однако он не полицейский и тем более не военнослужащий. Теперь все меняется. Работа в ФССП выделяется в отдельный вид госслужбы: государственной службы в органах принудительного исполнения.

В результате реформы, которая затронет почти 62 тысячи человек, денежное содержание судебных приставов будет увеличено. Изменится и пенсионное обеспечение. По словам экспертов, у сотрудников ФССП, как и у военнослужащих, появится возможность выходить на пенсию по выслуге через 20 лет службы.

В критических ситуациях судебные приставы получат право на государственную защиту. При этом повышаются и требования к судебным приставам. Сотрудников ведомства будут регулярно тестировать на наркотики, алкоголизм. Все приставы обязательно пройдут дактилоскопию: оставят следы своих пальцев рук в базах данных МВД. Также им будет запрещено иметь двойное гражданство. Особо оговаривается, что сотруднику службы принудительного исполнения запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.

Закон ввел новый вид госслужбы: службу в органах принудительного исполнения. У судебных приставов появятся офицерские звания и социальные гарантии, зарплата будет увеличена

Любопытно, что если кандидат на службу в ведомство до того в течение года неоднократно наказывался судом за административные правонарушения, то в приеме на работу ему откажут. Так что если в биографии гражданина есть 15 суток или даже лишение водительских прав, то в течение года о погонах судебного пристава ему можно не мечтать. Лихачей в ведомство не возьмут.

По расчетам разработчиков проекта, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в будущем году более 6,2 миллиарда рублей. Любопытно, что армейские офицеры запаса, устраивающиеся в службу судебных приставов, смогут получать звания на ранг выше: капитаны превратятся в майоров, если должность позволит.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной гражданской службы и государственной службы иных видов.

Федеральным законом от 27 июля 2014 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации (далее — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Гражданский служащий — гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Должности гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

В период прохождения гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *