Этические вопросы проведения контрольно ревизионной работы

  • автор:

6. Документальное оформление и реализация результатов ревизии 6.1. Порядок составления акта ревизии

Инструкцией по проведению ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н, определены порядок оформления обобщающего документа по результатам проведения ревизии, его реквизиты, структура, а также завершающие мероприятия по результатам проведения контрольно-ревизионной работы.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости — и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.

Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под подпись в получении с указанием даты получения.

По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (контролеру-ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.

Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.

При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения руководитель контрольно-ревизионного органа или его заместитель направляет запрос для разъяснений в соответствующие подразделения Минфина России или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.

Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) в установленном порядке для вручения акта ревизии.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.

6.2. Основные требования, предъявляемые к акту ревизии, его структура. Приложения к акту ревизии

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

    — наименование темы ревизии;

    — дату и место составления акта ревизии;

    — кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);

    — проверяемый период и сроки проведения ревизии;

    — полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

    — ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

    — сведения об учредителях;

    — основные цели и виды деятельности организации;

    — имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

    — перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;

    — кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);

    — кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных ею недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально-ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию:

    — какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены;

    — кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, нельзя квалифицировать их поступки, намерения и цели.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.

В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально-ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально-ответственными лицами ревизуемой организации.

Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально-ответственных лиц и т.п.).

Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа либо уполномоченное им на то лицом делает отметку: «Материалы ревизии приняты», указывает дата и ставит подпись.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

Руководитель контрольно-ревизионного органа по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии.

По результатам проведенной ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

Кроме того, руководитель контрольно-ревизионного органа передает материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета в установленном порядке в органы Федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов.

Результаты ревизии, проведенной в соответствии с Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов РФ, решениями коллегии и приказами Министерства финансов РФ, поручениями руководства Министерства финансов РФ, обобщаются Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и письменно докладываются руководству Министерства финансов РФ вместе с предложениями по принятию мер, входящих в компетенцию Министерства финансов РФ, направленными на устранение выявленных нарушений и возмещение выявленного ущерба.

Результаты ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов либо по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, докладываются этим органам руководителем контрольно-ревизионного органа вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости этим органам направляются также и материалы ревизии.

Материалы ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены копии:

    — акта ревизии;

    — объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях;

    — документов, подтверждающих эти нарушения.

В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке.

При необходимости руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает результаты ревизии вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обеспечивает контроль над ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в Российской Федерации законодательных и других нормативных правовых актов.

6.3. Заключение ревизионной комиссии акционерного общества по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за год

В соответствии со ст. 86 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны содержаться:

    — подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документов общества;

    — информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

6.4. Вопросы для самопроверки

1. Какова структура акта ревизии?

2. Каковы требования, предъявляемые к акту ревизии?

3. Что такое промежуточный акт ревизии?

4. Как оформляются результаты работы ревизионной комиссии акционерного общества?

При ревизии кассовых операций в столовой ревизор установил следующее.

Сальдо по счету 57 «Переводы в пути» на 1 февраля 2002 г. соста­вило 25 000 руб., что подтверждается данными бухгалтерского учета и баланса. В препроводительной ведомости за 31 марта 2002 г. значит­ся сумма сданных в Сбербанк денег — 24 500 руб.

Отделением Сбербанка составлен акт на недовложение денег в инкассаторскую сумку на 500 руб. Бухгалтером столовой на указан­ную сумму недостачи денег в инкассаторской сумке была сделана следу­ющая запись: Д 76-4 — К 57 — 500 руб.

После ревизии кассир внес деньги в кассу.

8.1. Какое замечание следует написать в акте ревизии?

8.2. Сделайте бухгалтерские записи.

Задача 9

Водитель получил под отчет денежные средства в размере 100 руб. на командировку в другой город, срок командировки с 5 февраля по 7 февраля. 15 февраля водитель представил авансовый отчет, к кото­рому были приложены чек АЭС на сумму 240 руб., командировочное удостоверение, служебная записка экспедитора о предоставлении води­телю на время командировки полученных экспедитором на команди­ровочные расходы денежных средств в сумме 140 руб. для приобрете­ния бензина. Решением технической службы признан перерасход бен­зина на сумму 40 руб. Распоряжением руководителя организации пере­расход отнесен на счет водителя.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Д 71 — К 71 —140 руб. — переданы подотчетные средства от экспедитора водителю;

Д 10 — К 71 — 240 руб. — приобретен бензин водителем;

Д 20 — К 10 — 240 руб. — списана стоимость бензина на себесто­имость.

9.1. Какие замечания можно отразить в акте ревизии в данной ситуации?

9.2. Укажите формы первичных документов по оформлению командировочных расходов.

9.3. Сделайте бухгалтерские записи по акту ревизии.

Задача 10

В ходе инвентаризации установлено, что основное средство — автомобиль (балансовая стоимость — 90 000 руб., начислена амортиза­ция — 40 000 руб.), числящийся на балансе и находящийся в цехе, факти­чески разобран на запасные части и не пригоден к эксплуатации. Пред­седатель инвентаризационной комиссии сделал вывод, что недостача отсутствует, но стоимость основного средства необходимо уменьшить до балансовой стоимости имеющихся в наличии запасных частей (32 000 руб.). Для оценки технического состояния автомобиля по реше­нию инвентаризационной комиссии были привлечены специалисты-эксперты: начальник технического отдела организации и начальник отдела снабжения. По итогам инвентаризации составлена инвента­ризационная опись по форме № ИНВ-10 и сличительная ведомость по форме №ИНВ-19.

10.1. Отразите результаты инвентаризации.

10.2. Дайте оценку действиям председателя инвентаризацион­ной комиссии и отдельно инвентаризационной комиссии.

10.3. Правильно ли использованы типовые формы по итогам инвентаризации? Если нет, то укажите наименование и номер типовой формы первичных документов, которые необходимо было использовать.

Вопросы к зачету по дисциплине «Контроль и ревизия»

  1. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой.

  2. Виды контроля.

  3. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего контроля.

4.Принципы контроля.

  1. Процесс управленческого контроля.

  2. Методы документального контроля.

  3. Методы фактического контроля.

  4. Основные задачи и направления внешнего финансового контроля.

  5. Органы и организации, осуществляющие внешний финансовый контроль.

  1. Подготовка и планирование внешнего контроля.

  2. Порядок проведения и оформления результатов внешнего контроля.

  3. Основные задачи и направления внутреннего финансового контроля.

  4. Характеристика системы внутреннего контроля.

  5. Основные причины возникновения некачественной первичной информации.

  6. Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчёт коммерческих организаций.

  7. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности.

  8. Принципы эффективности системы внутреннего контроля.

  9. Основные требования к организации системы внутреннего контроля.

  10. Основные этапы организации системы внутреннего контроля в коммерческой организации.

  11. Внутренний аудит как форма внутреннего контроля.

  12. Основные направления совершенствования СВК российских коммерческих организаций.

  13. Процедуры первичного контроля.

  14. Порядок проверки смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и бюджетирования.

  15. Процедуры контроля снабженческо — заготовительной деятельности.

  16. Процедуры контроля производственной деятельности.

  17. Процедуры контроля сбытовой деятельности.

  18. Ревизия как инструмент контроля.

  19. Задачи проведения ревизии.

  20. Отличие ревизии от других видов контроля.

  21. Сравнительная характеристика внутреннего контроля, ревизии и аудита.

  22. Права, обязанности и ответственность ревизоров и проверяемых лиц

  23. Организация проведения ревизии.

  24. Основания и периодичность проведения ревизии.

  25. Направления ревизионной проверки.

  26. Подготовка и планирование проведения ревизии.

  27. Основные этапы и последовательность проведения ревизии.

  28. Документация по основным этапам ревизии.

  29. Выводы и предложения по материалам ревизии.

  30. Порядок составления обобщающего документа по результатам ревизии

  31. Особенности организации ревизионной работы на объектах различных отраслей

Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности составляется по факту ее проведения. Это самый глубокий из методов финансового контроля организаций. Чаще их практикуют в государственных и бюджетных учреждениях.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта ревизии финансово хозяйственной деятельности .docСкачать образец акта ревизии финансово хозяйственной деятельности .doc

Подготовка

Обязательно перед составлением программы нужно определиться с периодом, который должна охватить проверка. А также необходимо выделить тему ревизии. Подготовительный этап также включает в себя изучение участниками ревизии необходимой документации. К ней можно отнести:

  • Локальные нормативные акты организации.
  • Законодательные акты конкретного округа (либо иной территориальной единицы), к которому относится компания.
  • Другие нормативные и правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с указанной темой.
  • Статистические данные. Это касается, прежде всего, физических показателей, которые организации могут указывать в своей документации.
  • Отчетную информацию по ведению и регулированию финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.

Инициатором может быть как сама организация, так и внешние контролирующие организации. К ним относятся контрольно-счетная палата, налоговая и пр.

Ревизия проводится также по требованию правоохранительных органов. Программа ревизии составляется сотрудником и заверяется руководителем контрольно-ревизионного органа. Составление акта – это обязательный и один из наиболее ответственных этапов во всей программе.

Проведение ревизии должно регулироваться и упоминаться в учетной политике организации. Без этого все предпринимаемые действия не будут считаться законными.

Элементы акта

Документ достаточно длинный. Обычно он располагается на нескольких листах. В нем должно быть подробно прописаны все подлежащие ревизии сферы, в которых подлежит контролю организация.

При составлении акта должны быть отражены:

  • Объект ревизии.
  • Методы осуществления проверки. Какими способами проводилась проверка.
  • Полученный результат, выводы.

Начало документа, как и все его содержание, должно соответствовать в плане присутствующей информации 9-ой статье закона «О бухучете». Она подразумевает, что акт должен содержать:

  • Наименование населенного пункта.
  • Название документа.
  • Номер.
  • Период ревизии.
  • Дату составления документа.

После этой шапки идет тело акта. Оно начинается с констатирующей части документа. Последняя включает в себя:

  • Ссылку на Положение о порядке проведения проверок и ревизий Управления финансов администрации конкретно взятого района. Для каждого документа он будет зависеть от территориального расположения организации.
  • Информацию о ревизоре (фамилия, инициалы, а также номер и дата выдачи удостоверения, которое дает ему право осуществлять этот вид деятельности).
  • Если проверка осуществляется по инициативе контролирующих органов, то здесь же приводятся номер и дата соответствующего распоряжения главы администрации или подобного распорядительного документа.
  • Период, за который проводилась проверка. Обычно это несколько лет.
  • Ссылку на разработанный структурой план контрольно-ревизионной работы.

Отдельно прописывается, когда было начато изучение документации, а когда ревизия завершилась.

Далее в акте должны перечисляться основные моменты, которые установлены ревизией. Для удобства они разделены на пункты:

  • Общие положения.
  • Сметные значения.
  • Рассматривается оформление смет расходов.
  • Если это бюджетная организация, то рассматривается, насколько расходование предоставленных средств соответствует их целевому назначению.
  • Проверка расчетов организации с дебиторами и кредиторами.
  • Расходование средств на заработную плату сотрудников.
  • Банковские операции.
  • При наличии – кассовые операции. Сюда же входят операции с кассовыми аппаратами, имеющейся денежной наличностью и пр.
  • Расчеты с подотчетными лицами.
  • Оформление расходования средств на содержание служебного транспорта.
  • Операции с основными средствами и товарно-материальными ценностями организации.
  • Состояние бухгалтерского учета.

В конце каждого из пунктов делается запись о том, выявлены нарушения или нет.

Общие положения

К общим положениям акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности относятся:

  • перечисление полномочий компании;
  • статус организации (юридическое лицо);
  • на основании чего она осуществляет свою деятельность;
  • какими законодательными актами руководствуется;
  • какие реквизиты значатся на ее документации;
  • код причины постановки на учет организации;
  • когда проводилась предыдущая ревизия финансово-хозяйственной деятельности;
  • кто наделен правом первой, второй подписи.

Эта часть на усмотрение ревизиониста может содержать и другие принципиально важные моменты. Например, если это бюджетное учреждение, то в этой части документа обязательна будет ссылка на то, за счет чьих средств осуществляется финансирование учреждения.

Смета расходов

Отчет по сметам располагают по каждому из отчетных периодов отдельно. В прилагаемом образце это сделано по годам. Рассматривается, кем утвержден бюджет, как, кем и в какой период устанавливалась смета расходов. Упоминаются вносимые в нее изменения.

Характерные черты акта

Все остальные пункты акта раскрывают соответствующие им сферы финансово-хозяйственной жизни организации. Принципиально важной чертой этого документа является перечисление конкретных цифровых данных по пунктам. Информация подается структурировано.

Также документ пестрит ссылками на нормы существующего законодательства. Это неудивительно, так как проводящий ревизию специалист должен, прежде всего, знать, каким документам должна соответствовать деятельность организации. Это ему необходимо для того, чтобы сделать выводы относительно того, имеются ли нарушения. И если есть, то в какой области и почему.

В целом можно сказать, что акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации является главным отражением ее результатов. Без него процесс потерял бы смысл.

Реферат

Курсовая работа содержит 39 страниц, 3 таблицы, 26 использованных источников, 1 приложение

Организационная структура, дочернее предприятие, холдинг, ИМУЩЕСТВО, ОБОРОТ, ОРГАНИЗАЦИЯ, авизо, автоматизация

Объектом исследования является ПЧ – 19 Ковылкинской станции пути ОАО «РЖД»

Целью работы является: рассмотрение теоретических вопросов учета внутрихозяйственных расчетов, анализ влияния организационной структуры предприятия на форму внутрихозяйственных расчетов, рассмотрение документального отражения внутрихозяйственных расчетов; изучение аналитического и синтетического учета внутрихозяйственных расчетов на предприятии и определение путей совершенствования учета внутрихозяйственных расчетов.

Методами исследования являются статистический метод, аналитический метод.

Полученными результатами являются раскрытие разновидностей форм внутрихозяйственных расчетов, проведенный анализ практики учета внутрихозяйственных расчетов на предприятии, разработанные рекомендации по автоматизации процесса учета внутрихозяйственных расчетов

Областью применения в практике изучения дисциплины.

Введение

Освоение в различных регионах России рынков сбыта товаров, работ и услуг стимулирует создание крупных многоуровневых хозяйствующих субъектов, организационная структура которых включает в себя Аппарат управления и обособленные подразделения. Правовые, экономические, бухгалтерские и налоговые аспекты деятельности таких предприятий предопределили централизацию расчетных функций на уровне Аппарата управления, что в свою очередь привело к изменению задач, стоящих перед внутрихозяйственным учетом. Он стал связующим звеном в единой системе бухгалтерского и налогового учета, объединяющим разрозненные данные, сформированные в децентрализованном учете обособленных подразделений. Увеличение объемов внутренних учетных операций и жесткая связь между задолженностью структурных подразделений и платежеспособностью Аппарата управления потребовали разработки механизма контроля состояния внутрихозяйственных расчетов.

До настоящего времени не получили должного отражения в трудах
ученых и специалистов организационно-методические аспекты бухгалтерского и налогового учета крупных многоуровневых предприятий как в целом по отраслям народного хозяйства. Теоретически не обобщены вопросы бухгалтерского учета и налогообложения услуг (сетевых услуг), при оказании которых доходы и расходы формируются в одних обособленных подразделениях, а относятся к деятельности других, являющихся звеньями одной технологической цепочки. Не систематизирован порядок проведения внутрихозяйственных расчетов при большом разнообразии внутренних связей, обусловленных спецификой почтовых услуг. Не разработан механизм контроля внутренней задолженности, который позволил бы объективно оценивать ее состояние с учетом особенностей производственного процесса и условий функционирования структурных подразделений.

Актуальность проблематики, отсутствие нормативного регулирования бухгалтерского учета и контроля взаиморасчетов многоуровневого предприятия в современных условиях хозяйствования при неоднозначности решения многих вопросов, а также их востребованность практикой обусловили выбор темы исследования и его структуру.

Исследование проводится путем изучения действующих нормативных документов, литературы по соответствующим проблемам экономики и использования фактических материалов, полученных в организациях почтовой связи.

Предметом исследования является совокупность теоретических и организационных положений бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов.

Объектом исследования являются внутрихозяйственные расчеты ОАО «РЖД»

1 Формы внутрихозяйственных расчетов. Зависимость внутрихозяйственных расчетов от структуры организации

1.1 Сущность и формы внутрихозяйственных расчетов. Задачи учета

Развитие бизнеса в ряде случаев делает необходимым создание подразделений вне места нахождения (регистрации) юридического лица. Причины здесь самые многообразные: приближение производственных мощностей к источникам сырья, вывод «грязных» производств из крупных городов, приближение точек сбыта к потребителю, снижение издержек на ресурсные и имущественные платежи, экономия фонда оплаты труда и другие подобные причины. Из таких подразделений формируются горизонтально и вертикально интегрированные компании. Наибольшая степень интеграции достигается в тех случаях, когда такие производственные единицы оформляются в виде обособленных подразделений, в том числе филиалов .

Крупные компании (преимущественно сырьевые и ТЭК) раньше других пошли по этому пути и уже решили вопросы организации бухгалтерского и налогового учета, а также формирования отчетности при наличии обособленных подразделений, однако эти проблемы становятся актуальными и для «среднего» эшелона.

Под внутрихозяйственными расчетами понимаются расчеты юридического лица с филиалами и другими обособленными подразделениями. Филиалы обладают хозяйственной самостоятельностью в пределах предоставленных организацией полномочий, имуществом, закрепленным организацией за филиалом, а также имуществом, имущественными правами и обязанностями, приобретенными филиалом от имени организации.

Филиалы действуют на основании устава организации, положения о филиале, утвержденного руководителем организации, в соответствии с другими внутренними организационно-распорядительными документами организации, а также соответствующими нормативными актами РФ .

Основным внутренним документом, регламентирующим деятельность филиала, является положение о филиале. Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. К основным разделам положения о филиале относятся:

– цели, задачи и функции филиала;

– виды осуществляемой деятельности;

– органы управления филиалом;

– источники образования имущества;

– порядок взаимодействия с органами управления головной организации;

– контроль деятельности филиала.

Бухгалтерский учет у юридических лиц, имеющих филиалы (представительства) или иные структурные подразделения, может осуществляться в различных формах в зависимости от назначения структурного подразделения, источников финансирования их расходов, структуры управления ими, территориального расположения и других особенностей. Порядок ведения бухгалтерского учета у головной организации зависит также от наличия или отсутствия банковского счета у филиала и отдельного баланса. Кроме того, в зависимости от степени законченности внутренней отчетности филиалы, выделенные на отдельный баланс, можно условно разделить на два вида: филиалы, определяющие собственный финансовый результат, и филиалы, его не определяющие.

Учетной политикой организации должен быть предусмотрен порядок организации бухгалтерского учета и отчетности филиалов, выделенных на отдельный баланс, в том числе порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности, формы передаваемых документов (включая расшифровки, справки и пр.), перечень ответственных лиц, порядок документального подтверждения передачи затрат и пр.

Практикующие бухгалтеры, которые только приступают к обслуживанию обособленных подразделений, да и те, кто уже ведет там учет, наверняка обратили внимание на путаницу в определениях. Если следовать Гражданскому кодексу, то обособленные подразделения – это представительства и филиалы. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Далее Гражданский кодекс констатирует: представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Кроме того, они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, а также действуют на основании утвержденных головным офисом положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ). Других определений обособленных подразделений в Гражданском кодексе нет.

Налоговый кодекс по этому вопросу дает более широкое толкование. В соответствии со статьей 11 обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца и удовлетворяет требованиям статьи 1 закона от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и статьи 209 Трудового кодекса. Указанные положения определяют рабочее место как место, на котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 Кодекса, одним из его критериев значится всего лишь оборудование стационарных рабочих мест. Более того, как следует из разъяснений налоговиков (письмо МНС РФ от 29.04.2004 г. № 09–3–02/1912), даже одно оборудованное стационарное рабочее место вне расположения юридического лица создает обособленное подразделение и обязывает это лицо стать на учет в налоговом органе по месту нахождения такого, с позволения сказать, обособленного подразделения.

Кроме этих различий, приводящих к путанице, Налоговый и Гражданский кодексы оперируют таким понятием, как «отдельный баланс». В зависимости от того, выделено или нет обособленное подразделение на «отдельный баланс», на него могут или не могут быть возложены обязанности по уплате налога и/или сдаче налоговой отчетности. Так вот, несмотря на то, что законодательство содержит отсылки к этому термину, его определения нет не только в законодательных актах, но и в подзаконных. Правильнее сказать, теперь нет.

В ранее действовавшем ПБУ 4/96 понятие было раскрыто. Приведем его. Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности. При этом подразделения организации, выделенные на отдельные балансы, составляют отчетную информацию применительно к порядку, установленному Положением ПБУ 4/96. Однако в 1999 году Минфин своим приказом утвердил ПБУ 4/99, которое этого определения уже не содержит.

Получается, понятие «отдельный баланс» – это рудимент, относящийся к периоду, предшествующему принятию Налогового кодекса. Суть этого термина заключалась в том, что обособленное подразделение, созданное в соответствии с нормами Гражданского кодекса, наделенное имуществом, имеющее расчетный счет, признавалось налогоплательщиком по основным налогам (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, местные налоги).

В настоящее время смысл этого понятия применительно к положениям Гражданского кодекса практически невозможно определить или конкретизировать. Что же касается обособленных подразделений, имеющих «отдельный баланс и расчетный счет (подразделения)», то Налоговый кодекс вменяет в обязанность организаций отдельное декларирование в местах расположения таких подразделений ЕСН (ст. 243 НК РФ), налога на имущество (ст. 386 НК РФ) и по некоторым видам местных налогов (там, где они еще сохранились). Фактически в нынешней редакции Налоговый кодекс под обособленным подразделением, имеющем «отдельный баланс» и расчетный счет «по умолчанию», подразумевает филиал или представительство (см., например, письмо Минфина от 29.03.2004 г. № 04–05–06/27).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *