Ес орвд

  • автор:

Органы и средства управления воздушным движением в ЕС ОрВД

Единая система организации воздушного движения Российской Федерации

Системы управления воздушным движением во внеаэродромном воздушном пространстве

В соответствии с постановлением Правительства СССР в период 1973‑1978 годах в нашей стране был осуществлен переход от ведомственных систем управления воздушным движением к Единой системе. Переход к Единой системе УВД являлся объективно необходимым по причине роста числа пользователей воздушного пространства: кроме авиации Министерства обороны и гражданской авиации появились другие министерства и ведомства, использующие для решения своих задач авиацию. Значительное увеличение количества ВС, принадлежащих различным ведомствам, сложность процессов координации действий между органами управления авиацией ведомств и диспетчерскими службами районов УВД обусловливали постоянное снижение уровня безопасности полета ВС и воздушного движения в целом. Необходимость ускоренного создания Единой системы УВД страны подтверждалась также рядом серьезных летных происшествий, произошедших по причине несогласованности районных планов полетов ВС диспетчерами района и отсутствия «на земле» необходимых данных о местонахождении воздушных судов в ВП в конкретные моменты времени. Подобная система УВД существует и в США, где она была создана по тем же причинам, но на десятилетие раньше, чем в нашей стране.

Созданная система УВД сегодня называется Единой системой организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Она является основным элементом Федеральной аэронавигационной службы Российской Федерации (ФАНС РФ), предназначенной для организации и обслуживания воздушного движения во внеаэродромном воздушном пространстве страны. ФАНС РФ должна обеспечивать высокий уровень безопасности ВД на воздушных трассах, маршрутах полета ВС и местных воздушных линиях на основе распределения всех ВС по месту, времени и высоте на установленных безопасных интервалах, контроля их местоположения и управления ВС наземными органами управления. Данная система предназначена также для решения задач по распределению потоков воздушных судов между элементами ВП с целью его эффективного использования, снятия «пиковых» нагрузок с диспетчеров районов ЕС ОрВД и аэродромов, обеспечения экономичности полетов за счет выбора оптимальных маршрутов и регулярности полетов ВС.

В основу построения ЕС ОрВД были положены следующие основные принципы:

— совмещение в одном оперативном органе всех функций УВД для государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

— рациональное использование воздушного пространства страны с учетом интересов всех его пользователей;

— централизованное использование комплексов технических средств управления, радиолокации и связи;

— иерархичность структуры системы и ее использование при распределении задач УВД (с учетом их важности, ответственности и объема) между уровнями системы;

— удовлетворение системой требований для мирного и военного времени без существенных изменений ее организационной и технической структуры.

На рисунке 2.5 приведена структура ЕС ОрВД, включающая в свой состав органы управления, оперативные органы управления и связи между ними, а также внешние связи элементов ЕС ОрВД с органами и пунктами управления государственной, гражданской и экспериментальной авиации.

Рисунок 2.5 — Структура ЕС ОрВД РФ и ее связи
с другими органами и пунктами управления авиацией:

ЦКП — центральный командный пункт; ЦДС — центральная диспетчерская служба; МДП — местный диспетчерский пункт; ВС —внетрас­совый (военный) сектор; ГС — трассовый (гражданский) сектор

К органам управления ЕС ОрВД относятся центральные регулирующие и координирующие органы, в состав которых входит Межведомственный координационный совет и зональные органы с Зональными координационными советами. Основными задачами этих органов управления являются разработка руководящих документов по организации и обеспечению функционирования центров ЕС ОрВД, совершенствование структуры воздушного пространства страны и зон, порядка использования (режимов полета) ВП, форм и методов работы центров ЕС ОрВД в целях повышения уровня безопасности, регулярности и экономичности ВД, разработка планов совершенствования технического оснащения центров средствами навигации, связи и РТО полетов и другие задачи.

К оперативным органам управления ЕС ОрВД относятся главный, зональные и районные центры (ГЦ, ЗЦ, РЦ) управления воздушным движением. Каждый из центров состоит из двух секторов — внетрассового (военного) и трассового (гражданского).

Внетрассовый сектор осуществляет установление (снятие) режимов полета для всех видов авиации, планирует и координирует воздушное движение ВС, относящихся к любому виду авиации, по маршрутам вне воздушных трасс и местных воздушных линий.

Трассовый сектор осуществляет организацию и управление воздушными судами всех видов авиации, выполняющих полеты по воздушным трассам и местным воздушным линиям. В ряде зон и районов с повышенной плотностью движения ВС созданы вспомогательные зональные и районные центры (ВЗЦ, ВРЦ) УВД, находящиеся под контролем и руководством основных ЗЦ и РЦ.

На центры ЕС ОрВД возлагается решение следующих задач:

— планирование и координирование ИВП в соответствии с государственными приоритетами;

— обеспечение разрешительного порядка ИВП;

— обеспечение экономичности, регулярности и безопасности ВД;

— установление временных и местных режимов ИВП в зонах и районах и кратковременных ограничений на полеты ВС в элементах ВП;

— контроль выполнения установленных режимов;

— непосредственное управление экипажами ВС в воздухе, оказание им помощи;

— организация и контроль использования радиосветотехнического оборудования районов УВД и аэродромов.

Функции трассовых секторов всех центров управления ЕС ОрВД состоят в планировании и управлении воздушным движением всех видов авиации РФ на воздушных трассах и МВЛ.

Функции центров ЕС ОрВД и их внетрассовых секторов можно кратко сформулировать следующим образом.

Главный центр ЕС ОрВД РФ предназначен для организации воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил ИВП в пределах воздушного пространства России и в районах, где ответственность за организацию ВД возложена на РФ.

На внетрассовый сектор ГЦ ЕС ОрВД возложены многочисленные функции, основными из которых являются:

— планирование полетов ВС вне воздушных трасс, маршруты полета которых проходят через воздушное пространство трех и более зон и составление совместных с трассовым сектором общего суточного плана воздушного движения;

— доведение суточного плана ИВП до внетрассовых секторов зональных центров;

— разработка и доведение до центров и пунктов управления всех видов авиации временных ограничений на ИВП и их снятие;

— контроль за готовностью основных и запасных аэродромов, средств аэронавигационного обеспечения согласно суточного плана ИВП, выдача разрешения экипажам ВС на выполнение плана полета;

— планирование, разрешение и контроль литерных рейсов и международных полетов;

— обеспечение безопасности ВД при проведении войсковых и авиационных учений;

— координация деятельности внетрассовх секторов зональных центров.

Зональный центр ЕС ОрВД предназначен для планирования и координирования ИВП, организации ВД, обеспечения разрешительного порядка ИВП, контроля за соблюдением Федеральных правил ИВП в зоне своей ответственности.

Функциями внетрассового сектора ЗЦ являются:

— планирование и координирование ИВП зоны в интересах пользователей своей и других зон;

— разработка суточного плана зональных и межзональных полетов ВС и изменений к нему и доведение плана до внетрассовых секторов смежных ЗЦ и до РЦ своей зоны;

— разработка и снятие местных режимов ИВП;

— выдача разрешений на ИВП согласно суточного плана;

— контроль за готовностью основных и запасных аэродромов государственной и экспериментальной авиации к приему ВС согласно суточного плана ИВП зоны;

— анализ фактической и прогнозируемой метеообстановки;

— контроль деятельности и руководство работой внетрассовых секторов РЦ.

Зональные центры ЕС ОрВД развернуты при штабах авиационных объединений (соединений).

Районный центр ЕС ОрВД предназначен для организации, координации и непосредственного управления ВД авиации всех ведомств в границах района воздушного движения.

Основными функциями внетрассового сектора РЦ являются:

— планирование и обеспечение внутрирайонных и смежных межрайонных полетов и перелетов авиации всех ведомств по маршрутам вне воздушных трасс (ВТ) и составление с трассовым сектором общего плана ВД и ограничений на полеты;

— доведение до пунктов управления временных и местных режимов полета;

— выдача разрешений на выполнение полета;

— организация и обеспечение непрерывного радиолокационного контроля местонахождения ВС при их полете по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ;

— непосредственное управление ВС в воздухе, контроль за выдерживанием маршрутов и недопущения конфликтных ситуаций;

— оказание помощи экипажам ВС совместно с поисковой спасательной службой и др.

Районные центры ЕС ОрВД расположены в крупных аэропортах. На рисунке 2.6 показана схема управления ВД в воздушном пространстве районных центров УВД и передачи управления от центра к центру на установленных рубежах. В существующей ЕС ОрВД правом непосредственного управления воздушными судами, кроме районных центров, пользуются два зональных центра: Московский и Ростова-на-Дону. Воздушное пространство этих зональных центров включает в себя воздушные пространства районных центров, входящих в состав этих зон. Управление воздушными судами осуществляют диспетчеры ЗЦ в пределах установленных для диспетчеров «секторов управления» с позывными сектора и частотами УКВ радиосвязи. Передача управления ВС от диспетчера к диспетчеру сектора производится на рубежах передачи управления (РПУ), обозначаемых (ПОД) — пункт обязательных донесений.

В настоящее время проводится реорганизация структуры ВП и всех управляющих и исполнительных органов по использованию воздушного пространства РФ, в том числе и структуры ЕС ОрВД. Районы ЕС ОрВД укрупняются по типу Московского зонального центра УВД. В новой структуре в состав оперативных органов управления, кроме зональных и укрупненных районных центров УВД, войдут органы обслуживания ВД аэродромов гражданской авиации и органы управления полетами государственной и экспериментальной авиации, а также координационные центры единой системы авиационно-космического поиска и спасения ВС, органы службы аэронавигационной информации, органы метеоинформации.

Рисунок 2.6 — Схема управления ВД в ВП районных центров УВД
и передачи управления между центрами на установленных рубежах

Система управления ВД во внеаэродромном ВП, как и система управления полетами и воздушным движением в районе аэродрома (см.п.2.2), состоит из трех разнофункциональных частей: органов управления, органов оперативного управления (пунктов управления) и средств управления. Состав органов и средств УВД всех видов авиации, осуществляющих полеты по воздушным трассам, маршрутам, местным воздушным линиям и элементам ВП вне пространства аэродромов, приведен на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 — Состав органов и средств УВД
во внеаэродромном воздушном пространстве.

Органы управления включают: центральные и территориальные регулирующие и координирующие органы, межведомственный координационный совет, зональные координационные советы, Госкорпорацию по организации и обеспечению воздушного движения и занимаются вопросами эффективного и безопасного использования воздушного пространства РФ отечественными и зарубежными пользователями, проведением единой технической политики при разработке средств и систем управления полетами и воздушным движением, подготовкой оперативного и технического персонала для центров и пунктов управления авиацией.

Органы оперативного управления ВД включают главный и зональные центры, районные центры ЕС ОрВД и местные диспетчерские пункты. Их задача состоит в долгосрочном, суточном и текущем планировании воздушного движения в подконтрольном им воздушном пространстве, а также в непосредственном управлении воздушными судами в полете путем передачи экипажам команд, аэронавигационной и метеоинформации, оказания помощи.

В состав средств управления входят:

1. Радиолокационные средства контроля ВП. Это обзорные радиолокационные станции (ОРЛС) в стационарном исполнении на вышках; вторичные радиолокационные станции (ВРЛС) для получения координатной и полетной информации о ВС (ВРЛС синхронизированы по фазе и скорости вращения с обзорными РЛС); трассовые радиолокационные комплексы (ТРЛК), состоящие из ОРЛС и ВРЛС, размещающихся на одной вращающейся платформе, и АРП. Дальность обнаружения и сопровождения ВС с учетом вторичной радиолокации составляет 400…450 км.

2. Радиотехнические средства навигации, к которым относятся отдельные приводные радиостанции (ОПРС), имеющие дальность действия не менее 150 км; радиотехнические системы ближней навигации (РСБН), радиотехнические системы дальней навигации (РСДН), спутниковые системы навигации (ССН) типа «ГЛОНАСС», «NAVSTAR», «ГАЛЛИЛЕО», азимутально-дальномерные радиомаяки типа «VOR/DME».

3. Средства наземной связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления и службами УВД. Эти связи реализуются проводными (кабельными) средствами электросвязи, средствами КВ радиосвязи и спутниковыми средствам связи (ССС).

4. Средства воздушной радиосвязи обеспечивают связь с экипажами ВС по радиотелефону посредством УКВ радиостанций, а также по спутниковым средствам связи (ССС). В перспективе радиообмен будет происходить по цифровым каналам связи.

5. Комплексы средств автоматизации органов управления, которые по уровню автоматизации могут быть как малыми автоматизированными системами УВД, то есть системами с частичной автоматизацией процессов управления, так и системами управления с более высоким уровнем автоматизации.

6. Специальные средства и системы, к которым относятся метеослужбы федерального и регионального уровней.

Рассмотренный состав средств управления ВД обеспечивает реализацию в оперативных органах системы управления ВД принципа «вижу — слышу — управляю» при решении задач безопасного управления полетами ВС в контролируемом ВП. Возможности районных центров ЕС ОрВД по выполнению задач УВД зависят от тактико-технических характеристик средств наблюдения, обработки и отображения информации о воздушной и наземной обстановке, от средств получения обработки и передачи заявочной и плановой информации взаимодействующим органам УВД. Районные центры ЕС ОрВД РФ с малой и средней интенсивностью воздушного движения оснащены в настоящее время комплексами средств МАСУВД. Структурно-функцио­нальная схема такой системы приведена на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8 — Структурно-функциональная схема МАСУВД
района ЕС ОВД

На радиолокационной позиции РЦ УВД размещены средства наблюдения за воздушной обстановкой и получения координатной, полетной и пеленговой информации о ВС, находящихся в зоне обзора ПРЛС, ВРЛС и в зоне радиоприема информации от экипажей ВС, автоматическим радиопеленгатором (АРП). С помощью ПРЛС, она же обзорная РЛС (ОРЛС), происходит обнаружение ВС по «эхо — сигналу» и определение его полярных координат: наклонной дальности и азимута. В качестве ПРЛС используются РЛС типа «Утес» или «Скала». Дальность обнаружения и сопровождения ВС в зависимости от высоты полета находится в пределах 250…400 км. Эта дальность круговой зоны обзора ВП определяет границы контролируемого ВП РЦ УВД. В качестве ВРЛС используется ВРЛ типа «Корень». Дальность обнаружения и получения пеленга на ВС не менее, чем у ПРЛС. Высота полета ВС в качестве третьей координаты передается с борта по каналу ВРЛС. Координатная, полетная и пеленговая информация обрабатывается в аппаратуре АПОИ и передается в устройство обработки и отображения информации РЦ ЕС ОрВД. Дальность радиотелефонной связи диспетчеров центра с экипажами ВС в УКВ диапазоне волн составляет не менее 450 км.

Средства отображения и обработки информации РЦ ЕС ОрВД включают совмещенные индикаторные устройства, которые позволяют отображать:

— координатные аналоговые отметки от РЛС или синтетические отметки в результате цифровой обработки координат;

— формуляры сопровождения (ФС) с полетной информацией;

— векторы-указатели, соединяющие ФС с отметкой от ВС;

— электронные карты с наземной инфраструктурой.

В РЦ УВД могут использоваться несколько типов такой аппаратуры: «Страница», «Строка-2», «Строка-Ц». Устройства обработки координатной информации позволяют одновременно производить автосопровождение до 30 воздушных судов. Суточное и текущее планирование ВД производится диспетчерами вручную. Прием заявок, получение и отправка сообщений по УВД осуществляется по телефонным и телеграфным каналам связи.

Задачи и структура ЕС ОрВД

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

⇐ Предыдущая123456

ЕС ОрВД предназначен для эффективного использования ВП для полетов ВС всех ведомств.

Организационная структура представляет собой трех уровневую иерархическую структуру, которая включает в себя следующие основные органы (центры)

1) Главный центр ЕС ОрВД (ГЦ)

2) Зональный центр ЕС ОрВД без права ОВД (ЗЦ)

3) Зональный центр ЕС ОрВД с правом ОВД (ЗЦ*)

4) РЦ ЕС ОрВД с правом планирования и координирования ИВП. Обслуживание и организация ВД

5) РЦ ЕС ОрВД с правом ОВД

Официально существующий перечень зон и районов ЕС ОрВД РФ утвержден Приказом Минтранса РЫ от 30.09.2009 №172

В соответствии с федеральной целевой программой совершенствования ЕС ОрВД, которая действует до 2015 года предполагается уменьшение количества РЦ, укрепление РЦ, число которых будет равно 12-15.

Функции ГЦ ЕС ОрВД.

ГЦ предназначен для планирования и координирования ИВП, организацию ВД в пределах ВП РФ, где ответственность за ОРВД возложена на РФ.

На ГЦ возлагаются следующие основные функции:

-ОрВД по воздушным трассам вне воздушных трасс МВЛ и в районах авиационных работ ВП более двух зон

-Разработка, доведение, введение и снятие временных местных режимов, кратковременных ограничений, осуществляется контроль за их соблюдением

-Передача службой ОВД информации о запретных ограничениях необходима для обеспечение полетов ВС

-Формирование, обеспечение и контроль, выполнение плана ВД

-Использование спрямленных воздушных трасс ВП более двух зон

-Обеспечение полетов ВС государственной и экспериментальной авиации по ВТ в ВП более двух зон

-Контроль и координация действий ЗЦ ЕС ОрВД по вопросам ВД

-Согласование предположений по изменению структуры ВП

-Разработка приложений пропускной способности ЕС ОрВД совершающих ОрВД зон ЕС ОрВД

Функции ЗЦ ЕС ОрВД

Зональный центр предназначен для планирования и координирования ИВП, организации возд. движения в своей зоне.

На ЗЦ возлагаются следующие основные функции:

1.ОрВД по воздушным трассам и вне воздушных трасс, местным воздушным линиям и вне МВЛ, а также в районах авиационных работ в своей зоне.

2.Доведение временных местных режимов и кратковременных ограничений, полученных от главного центра.

3.Разработка, доведение, веление и снятие местных режимов и доведение изменений до ГЦ, РЦ, входящий в его зону и пользователей возд. движения в части их касающихся.

4.Разработка, обеспечение и контроль выполнения суточного плана воздушного движения. Доведение суточного плана возд. движения до смешанных зональных центров, РЦ, пользователей возд. пространства, и соответствующих органов ВВС и ПВО, а также анализ и выполнение суточного плана воздушного движения.

5.Разработка предложений о запретах на полеты ВС в соответствии с временным и местным режимами трасс, МВЛ, в районах а/д, в районах выполнения авиационных работ, а также предложения о выделении спрямленных воздушных трасс, обходных маршрутов.

6.Информирование о полетах, выполняющих длительные рейсы соответствующих органов, определенными нормативными документами.

7.Разработка предложений по повышению пропускных способностей зоны, совершенствование ОрВД и радиотехнического обеспечения полетов.

Функции РЦ ЕС ОрВД.

РЦ предназначен для планирования, координирования ВП, ОрВД в ВП своего района.

НА РЦ возлагаются следующие основные функции:

1. Организация и осуществление обслуживания ВД, предотвращение опасных сближений и столкновений ВС, выполняющих полет по воздушным трассам и вне их в соответствии с выпиской из суточного плана ВД ЗЦ.

2. Прием выписок из суточного плана ВД и изменений к нему от ЗЦ, доведение изменений суточного плана ВД до органов ВВС и ПВО, а также органов обслуживания ВД ГА.

3. Обеспечение полетов ВС по литерным рейсам, доклад ЗЦ о движении литерных и подконтрольных рейсах.

4. Измение маршрутов полета ВС по воздушным трассам и МВЛ в случаях перегрузки секторов обхода зон с опасными явлениями погоды, изменение полетного задания или направления ВС на запасной ад, доведение информации об этом заинтересованным органам ОВД ГА и органам ВВС и ПВО.

5. Разработка предложений по повышению пропускной способности РЦ, ОрВД и РТО.

Режимы использования ВП.

При возникновении потребности в ИВП одновременно двумя и более пользователями ВП устанавливается запрещение или ограничение в их деятельности в определенных районах ВП, которые осуществляются путем введения временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений. Временный и местный режим, а также кратковременные ограничения устанавливаются с целью:

— полного запрещения ИВП, за исключением деятельности пользователей ВП, в интересах которых устанавливаются временные и местные режимы, а также кратковременные ограничения.

— частичного запрещения деятельности по ИВП (место, время, высота).

Временный режимустанавливается ГЦ ЕС ОрВД для обеспечения следующих видов деятельности:

-вып полетов ВС литера А.

-вып полетов ВС для обеспечения спец. м/нар договоров РФ.

-вып полетов ВС при оказании помощи при ЧС природного и техногенного характера, проведение поисково-спасательных работ.

-запуск и посадка космических объектов, вып полеты на испытания (исслед) авиац-ракет техники.

— проведение учений, возд. Парадов и показа авиац. техники, а также осуществление иной деятельности, кот представляет угрозу безопасности ИВП.

-вып полетов беспилотных летательных аппаратов в ВП классов А,С.

Местный режимустанавливается в ЗЦ ОрВД в нижнем ВП для определения след.видов деятельности:

-вып полетов при оказании помощи при ЧСприродного и техногенного характера, проведение поисково спасательных работ.

— вып полетов на проверку боевой готовности сил и средств ПВО.

— проведение учений, воздушных стрельб, а также в случае осуществления иной деятельности, которые могут представлять угрозу безоп испытания ВП.

Местный режим на ВТ и МВЛ, открытых для м/нар полетов, а также в районах а/д:

Кратковременные ограничения устанавливаются ГЦ, ЗЦ-ами и РЦ ЕС ОрВД до 3х часов для оперативного введения запретов или ограничений для обеспечения безопасности вып полетов ВС.

В порядках разработки установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных оганичений определяются «Инструкция по разработке установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных оганичений» утв. Минтрансом РФ от 27 июня 2011г №177.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *