Экспедиторские услуги НДС

  • автор:

Порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость международной перевозки зависит от того, кто оказывает международную перевозку груза — резидент РК или нерезидент и как оформлены документы.

Данный документ, раскрывающий понятие экспедиторских услуг, можно использовать при квалификации оказываемых экспедитором тех или иных услуг для целей обложения НДС, ведь даже финансовое ведомство в своих разъяснениях дает ссылку на этот Стандарт (Письма от 18.04.2011 N 03-07-08/114, от 17.02.2011 N 03-07-08/54).
Таким образом, у иностранного перевозчика не возникает обязанности начислять НДС, даже если перевозка захватывает территорию РФ. У российских перевозчиков ситуация иная: объект обложения НДС возникает, если хотя бы один из пунктов (назначения или отправления) находится на территории РФ.

Налогообложение и транспортно-экспедиционные услуги

Экспедиторская компания ТОО «LegaTrac» получила заказ на перевозку груза по маршруту г. Аламаты-Варшава.

Так же подтверждающими документами по международным перевозкам являются: договор на транспортировку, единый перевозочный документ, в случае транзитных грузов — ГТД товаров, ввезенных на территорию РК, оформленной в режиме транзита. При этом для авиаперевозчиков необходимо иметь в наличии «Задание на полет» с отметками наземных служб точек вылета и прилета воздушного судна.

ИП «Plainex» предлагает Вам взаимовыгодное сотрудничество по оказанию транспортных услуг по Республики Казахстан, России, Китая и стран ЕС.

Организация направляет работников в командировки в регионы РФ. Некоторые работники по возвращении представляют чеки, выданные старой (не онлайн) ККТ, поскольку не все организации и индивидуальные предприниматели успели вовремя перейти на онлайн-кассы из-за задержек поставок кассового оборудования.
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Какие факторы не влияют на применение нулевой ставки?

При необоснованном распределении дохода нерезидента, приведшего к занижению суммы дохода нерезидента, подлежащего налогообложению в Республике Казахстан в соответствии с положениями настоящей статьи, налогообложению подлежит совокупная сумма дохода нерезидента, полученного по вышеуказанным контрактам от выполнения работ, оказания услуг как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.

Во-первых, применение экспортной ставки не зависит от таможенной процедуры, которую проходит перевозимый товар.

Возникают ли обязательства по уплате НДС, если компания предоставляет в аренду вагоны-цистерны нерезиденту?

Счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.

Об утверждении Правил предоставления услуг экспедитора

При этом местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, признается территория этого государства.

НК РФ). Нулевая ставка НДС применяется при условии, что данные действия выполняются в отношении экспортируемых товаров при их перевозке в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки на морские суда либо иные виды транспорта.

Компания нерезидент оказывает услуги перевозки груза ТОО по территории Китая. Машина на территорию Казахстана не заезжает. Какими налогами должна облагаться данная перевозка по КНР?

В соответствии с ним работы (услуги) по перевозке (транспортировке) товаров через территорию России, выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, облагаются по ставке 0 процентов. При этом пункты отправления или назначения могут располагаться как на территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, так и в Белоруссии или Казахстане.

На указанный Вами адрес эл.почты отправлено письмо с инструкциями для восстановления пароля.

Объектом обложения налогом на доходы является плата за оказание транспортно-экспедиционных услуг. Исключение составляют услуги в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом (подп. 1.1 п. 1 ст. 146 НК).

ТОО на основе упрощенной декларации, не является плательщиком НДС, начала заниматься экспортом. Оплата от покупателей поступила 29 ноября в размере 202 500 000 тенге.

Кроме того, не требуется представлять в белорусский налоговый орган подтверждение о резидентстве английской компании в Великобритании, а также налоговую декларацию по налогу на доходы.

ТОО на основе упрощенной декларации, не является плательщиком НДС, начала заниматься экспортом. Оплата от покупателей поступила 29 ноября в размере 202 500 000 тенге.

Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте» и устанавливают порядок предоставления услуг экспедитора и распространяются на экспедиторов, перевозчиков и клиентов — потребителей экспедиторских услуг.

Осуществление перевозок грузов по железной дороге всеми типами вагонов по территории Республики Казахстан, России и стран СНГ.
ТОО «Rely on recommendation” предлагает вам высококачественный сервис по перевозки грузов крытыми вагонами, а также транзитные коды по СНГ.

Комитету железнодорожного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Байдаулетов Н.Т.) обеспечить представление настоящего приказа для государственной регистрации в Министерство юстиции Республики Казахстан.

Суд кассационной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае порт Санкт-Петербурга являлся промежуточным пунктом следования экспортных товаров при их международной перевозке с перегрузкой товара с одного вида транспорта на другой; пункт доставки товаров расположен за пределами Российской Федерации.

Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.

Ситуация 1. ТОО А заключило договор на экспедирование и оперирование с ТОО Б — резидентом ОАЭ, по которому груз доставляется из РК до Латвии. В целях осуществления данной перевозки ТОО А заключает договора с резидентом РК ТОО В — экспедитором по территории РК до границы РФ и резидентом РФ ТОО Г — экспедитором по территории РФ до границы Латвии.

Нужно только помнить о том, что разъяснения не имеют силы нормативного акта, а дают представление о позиции уполномоченных органов по спорным вопросам.

НК РФ услуг и работ, которые выполняют организации внутреннего водного транспорта, срок представления подтверждающих документов не установлен.

Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и получающая доход от источника в Республике Беларусь, является плательщиком налога на доходы (ст. 145 Налогового кодекса РБ; далее – НК).

При этом датой возникновения обязательства считается наиболее ранняя из указанных дат. Налоговым периодом налога на доходы признают календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы (ст. 148 НК).

Признается ли территория РФ местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, при организации перевозок железнодорожным транспортом товаров между двумя пунктами, расположенными на территории других государств.

Финансовое ведомство предлагает обратиться к Приложению B.3 к Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990, неофициальный перевод которой приведен в качестве Приложения 2 к Методическим рекомендациям по применению корнета АТА, утвержденным Приказом ФТС России от 25.07.2007 N 895.

Учитывая изложенное, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с российскими организациями, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Оформление документов на таможне

Рассмотрим случай, когда между контрагентами заключен договор не транспортной экспедиции, а иной, прямо не названный как договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
При организации перевозок в международном сообщении могут применяться экспедиторские документы в качестве приложения к договору транспортной экспедиции.

Так, согласно подпункту 4.1 пункта 1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российскими организациями, признается территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

С одной стороны, в облагаемый оборот по НДС должно включаться только комиссионное вознаграждение экспедиторской компании, а с другой — в получаемых счетах-фактурах в составе облагаемого оборота выделена не только комиссия, но и стоимость перевозки с НДС. Можно ли такой НДС принять в зачет?

Ситуация 2. ТОО А резидент РК заключило с ТОО Б резидентом РФ договор на экспедирование и оперирование. Груз доставляется на территорию РФ. По каким ставкам НДС облагается данная перевозка в части комиссии экспедитора и услугам оперирования?

Вакансии из других профобластей

В соответствии с условиями заключенных договоров в обязанности экспедиторов входила организация доставки пустых контейнеров с терминала в Санкт-Петербурге на территорию завода в пгт. Важины и перевозка контейнеров с территории завода в порт Санкт-Петербурга для дальнейшей погрузки на судно, порт назначения которого находится на территории иностранного государства.

Экспедитор отступает от указаний клиента, если по обстоятельствам дела экспедитор не мог предварительно запросить клиента о его согласии на такое отступление, либо не получил в течение суток ответ на свой запрос, если иное не установлено договором транспортной экспедиции.

У организации А заключен договор с организацией В транспортной экспедиции по перевозке груза из России в КАзахстан.Организаци А заключила договор с перевозчиком С на перевозку этого груза. Организация С выставила акт организации А без НДС. Как выставить с/ ф организации А для организации В?

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

А. Гридин, главный налоговый консультант

ТОО «Налоговое агентство Турегельдин и Партнеры»

КАКОВ ПОРЯДОК ОБЛОЖЕНИЯ НДС ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИХ УСЛУГ?

Предприятие занимается транспортно-экспедиторской деятельностью, осуществляет международные перевозки с территории России и других государств на территорию РК. Какая ставка применяется для облагаемого оборота: 0% или без НДС? В какой строке декларации по НДС, и в каком приложении отражаются данные суммы?

Согласно статье 232 Налогового кодекса, необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг:

1) освобожденный от НДС в соответствии с Налоговым кодексом;

2) местом реализации которого не является РК.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 244 Налогового кодекса, оборот по реализации следующих услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке:

1) транспортировка товаров, в том числе почты, экспортируемых с территории РК и импортируемых на территорию РК;

2) транспортировка по территории РК транзитных грузов;

3) перевозка пассажиров и багажа в международном сообщении.

Перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами (в международном автомобильном сообщении — товарно-транспортная накладная).

Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, в случае осуществления перевозки пассажиров за пределы РК, экспортируемых товаров по территории РК несколькими транспортными организациями местом начала международной перевозки признается место начала перевозки пассажиров, транспортировки товаров (почты, багажа) транспортной организацией, осуществляющей перевозку до границы РК.

Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, в случае осуществления перевозки пассажиров на территорию РК, импортируемых товаров (почты, багажа) несколькими транспортными организациями к международной относится перевозка, осуществляемая транспортной организацией, посредством транспорта которой пассажиры, товары (почта, багаж) были ввезены на территорию РК.

Подпунктом 10 статьи 248 Налогового кодекса определено, что освобождаются от НДС обороты по реализации работ и услуг, связанных с перевозками, являющимися международными в соответствии со статьями 244, 276-12 Налогового кодекса, в том числе, по экспедированию товаров (почты), экспортируемых с территории РК, импортируемых на территорию РК, а также транзитных грузов.

На основании вышеизложенного, услуги по перевозке грузов оказанные исключительно за пределами РК (без пересечения границы РК) не облагаются НДС.

Услуги международной перевозки грузов (с пересечением границы РК) облагаются НДС по нулевой ставке.

Услуги по перевозке грузов оказанные исключительно на территории РК (без пересечения границы РК) облагаются НДС по ставке 12%.

Экспедиторские услуги, оказанные за пределами Республики Казахстан, а также связанные с международными перевозками не облагаются НДС.

Экспедиторские услуги, оказанные исключительно на территории РК (без пересечения границы РК) облагаются НДС по ставке 12%.

Согласно пункту 15 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по налогу на добавленную стоимость (ф. 300.00) в разделе «Начисление НДС»:

— в строке 300.00.002 А указывается оборот по реализации за отчетный налоговый период, облагаемый налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке. В данную строку переносится сумма, отраженная в строке 300.01.004 приложения 300.01 с учетом строки 300.06.010 А приложения 300.06;

— в строке 300.00.004 А указываются обороты по реализации товаров, работ и услуг, осуществленные плательщиком налога на добавленную стоимость в течение налогового периода, местом реализации которых в соответствии со статьями 236 и 276-5 Налогового кодекса не является Республика Казахстан;

— в строке 300.00.005 А указываются общая сумма оборотов по реализации товаров, работ, услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость. В данную строку переносится сумма, отраженная в строке 300.02.006.

В соответствии с пунктами 20 и 23 и Правил составления налоговой отчетности (декларации) по налогу на добавленную стоимость (ф.300.00), для детального отражения информации об оборотах, облагаемых НДС по нулевой ставке предназначена ф. 300.01 «Оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке».

Для детального отражения оборотов по реализации товаров, работ, услуг и импорта, освобожденных от НДС предназначена ф. 300.02 «Обороты по реализации товаров, работ, услуг и импорт, освобожденные от НДС».

Учитывая то, что с 30 июня 2005 года украинское налоговое законодательство вновь претерпело значительные изменения, в том числе и в сфере грузовых перевозок, нами подготовлена консультация о том, как на данный момент выглядит ситуация относительно обложения НДС услуг по перевозке грузов и экспедированию.

Перевозки за пределами территории Украины

В редакции, действовавшей с 31 марта по 30 июня 2005 года, подпункт 6.2.4 пункта 6.2 статьи 6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон об НДС) предусматривал, что для перевозки железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом пассажиров, багажа и грузобагажа от пункта на внешней таможенной границе до пункта за пределами государственной границы Украины или от пункта за пределами государственной границы Украины до пункта на внешней таможенной границе устанавливается нулевая ставка НДС (например, перевозка из порта Стамбул до таможенного поста в порту Одесса). То же самое касается и перевозок между двумя пунктами за пределами территории Украины (например, перевозка из Варшавы в Берлин). Для авиационного транспорта предусмотрено, что нулевая ставка устанавливается для перевозок от внутренних таможен до пункта за пределами таможенной территории Украины и наоборот.

То есть в старой редакции Закона речь шла о перевозках пассажиров, багажа и грузобагажа, но не грузов.

Проанализировав положения специальных нормативных актов, можно сделать вывод, что понятия «грузобагаж» и «груз» не идентичны, а грузобагаж является самостоятельным предметом перевозки. Из этого следует, что в период с 31 марта по 30 июня 2005 года, согласно старой редакции Закона об НДС, операции по перевозке грузов были исключены из числа облагаемых по нулевой ставке НДС.

В новой редакции подпункта 6.2.4 пункта 6.2 статьи 6 Закона предложение «перевозка железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом пассажиров, багажа и грузобагажа» дополнено словом «грузов». Следовательно на сегодня операции по перевозке экспортных и импортных грузов за пределами территории Украины однозначно облагаются по нулевой ставке НДС.

Перевозки по территории Украины

Перевозки транзитных грузов. В этой сфере законодательство не претерпело изменений, однако свое мнение высказали центральные государственные органы.

Так, по-прежнему Закон об НДС (пункт 5.15) предусматривает, что перевозка грузов транзитом через территорию Украины освобождается от НДС. Такого же мнения сегодня придерживается и центральный налоговый орган Украины в письме от 27 мая 2005 года, и Министерство финансов Украины в письмах от 13 апреля 2005 года, 6 мая 2005 года.

Дополнительно обращаем ваше внимание на то, что к услугам, предоставляемым в отношении транзитных грузов, не применяется нулевая ставка НДС. Указанные услуги вообще освобождены от уплаты данного налога.

Закон об НДС различает три вида налоговых льгот:

— исключение из объектов налого­обложения;

— освобождение от уплаты НДС;

— уплата НДС по сниженной ставке.

Следовательно к услугам, предоставляемым в отношении транзитных грузов, применяется налоговая льгота в виде освобождения от уплаты НДС. Основное отличие между применением нулевой ставки НДС и освобождением от его уплаты состоит в следующем:

— нулевая ставка НДС — бюджетное возмещение НДС;

— освобождение от уплаты НДС — нет права на бюджетное возмещение налога, так как НДС не был предварительно уплачен.

Перевозка экспортных грузов. В этой части законодательство не изменилось. Как и прежде, Законом установлено, что при экспорте товаров и сопутствующих услуг ставка налога составляет 0 % от базы налогообложения.

До сих пор мы придерживаемся позиции, что, учитывая включение расходов на транспортировку экспортных товаров в таможенную стоимость товаров, перевозка экспортных грузов является сопутствующей услугой. Поэтому рассматриваемые услуги облагаются НДС по нулевой ставке.

Однако по аналогичному вопросу центральным налоговым органом издано негативное для налогоплательщиков письмо от 20 апреля 2005 года на запрос Мариупольского морского торгового порта, имеющее статус налогового разъяснения.

Налоговое разъяснение касается погрузо-разгрузочных услуг, оказываемых в отношении экспортных грузов на территории Украины. Суть разъяснения сводится к следующему. Даже несмотря на то что Таможенный кодекс Украины предусматривает включение погрузо-разгрузочных услуг в таможенную стоимость товаров, то есть относит их к сопутствующим услугам, место предоставления услуг находится на территории Украины, поэтому применяется ставка НДС в размере 20 %.

Министерство финансов Украины в письме от 23 мая 2005 года высказало мнение о том, что нулевая ставка НДС применяется в случае осуществления налогоплательщиком экспорта товаров, в таможенную стоимость которых включаются расходы на сопутствующие услуги, однако право на применение нулевой ставки имеет только налогоплательщик-экспортер.

На наш взгляд, позиция центрального налогового органа и Министерства финансов Украины противоречит Закону, а аргументация является поверхностной и надуманной.

Перевозка импортных грузов. В этой части законодательство также не изменилось. Применяется общее правило о налогообложении услуг, место поставки которых находится на территории Украины. Если перевозчик — резидент, место поставки — место регистрации такого резидента в качестве плательщика НДС, если перевозчик — нерезидент, место поставки — место нахождения постоянного представительства нерезидента или агента нерезидента, а если таковых нет — место нахождения покупателя услуг. То есть в любом случае местом поставки услуг будет территория Украины. Соответственно услуги по транспортировке импортных грузов, как и прежде, облагаются налогом по ставке 20 %.

Ситуация в сфере налогообложения экспедиторских услуг, оказываемых в отношении экспортных, импортных и транзитных грузов, по состоянию на 1 июля 2005 года

Экспедиторские услуги в отношении экспортных и импортных грузов. В этой части налоговое законодательство после 31 марта 2005 года не менялось. После внесенных в Закон об НДС изменений поставка товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины, является объектом налого­обложения по ставке 20 %.

Как мы указывали, исключение из этого правила установлено пунктом 6.2 статьи 6 Закона, согласно которому при экспорте товаров и сопутствующих услуг ставка налога составляет 0 % от базы налогообложения.

Согласно пункту 1.14 статьи 1 Закона, сопутствующие услуги — это услуги, стоимость которых включается в соответствии с таможенным законодательством в таможенную стоимость импортируемых или экспортируемых товаров.

Таможенный кодекс прямо не преду­сматривает включение в таможенную стоимость расходов на экспедиторские услуги. В пользу этой позиции говорит также положение подпункта 7.7.9 пункта 7.7 статьи 7 Закона об НДС, согласно которому, в случае если налогоплательщик экспортирует за пределы таможенной территории Украины товары (сопутствующие услуги), полученные от другого налогоплательщика на условиях комиссии, консигнации, поручения или других видов договоров, не предусматривающих перехода права собственности на такие товары (сопутствующие услуги) от такого другого налогоплательщика к экспортеру, право на получение бюджетного (экспортного) возмещения имеет такой другой налогоплательщик. При этом комиссионное вознаграждение, полученное налогоплательщиком-экспортером от такого другого налогоплательщика, включается в базу обложения этим налогом по ставке, определенной абзацем первым пункта 6.1 статьи 6 этого Закона, и не включается в таможенную стоимость экспортируемых товаров (сопутствующих услуг).

Это означает, что экспедиторские услуги не относятся к сопутствующим экспорту услугам, а потому в их отношении нулевая ставка НДС не применяется.

Однако существуют и альтернативные аргументы.

В состав таможенной стоимости включается комиссионное и брокерское вознаграждение. При этом Таможенный кодекс не оговаривает, касается это только комиссионера, заключающего договор купли-продажи экспортного товара, или распространяется на любого комиссионера, в том числе заключившего договор об оказании сопутствующих экспорту услуг (договор перевозки, перевалки и т.п.). При отсутствии такой оговорки можно настаивать на том, что стоимость экспедиторских услуг в отношении экспортных товаров включается в таможенную стоимость и подлежит обложению НДС по ставке 0 %.

Приведенные аргументы являются довольно-таки рискованными, поэтому наша рекомендация заключается в применении к услугам экспедиторов ставки НДС в размере 20 %. В письме от 6 мая 2005 года центральный налоговый орган Украины настаивает на обложении экспедиторских услуг по ставке НДС 20 %. Экспедиторские услуги в отношении импортных грузов также облагаются по ставке 20 %.

Экспедиторские услуги в отношении транзитных грузов. В отношении услуг, связанных с перевозкой (перемещением) пассажиров и грузов транзитом через территорию Украины, применяется льгота, предусмотренная пунктом 5.15 статьи 5 Закона об НДС. При этом Закон не конкретизирует, какие именно услуги связаны с перевозкой (перемещением) грузов.

Согласно статье 1 Закона о транзите грузов, транспортное экспедирование относится к транзитным услугам. Законом «О транспортно-экспедиторской деятельности» предусмотрено, что транспортно-экспедиторская услуга — работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортного экспедирования.

Учитывая, что транспортно-экспедиторские услуги не могут быть отделены от процесса транспортных перевозок транзитных грузов, они должны облагаться налогом по тем же правилам, что и транспортные перевозки, — освобождаться от уплаты НДС.

Такого же мнения придерживается и центральный налоговый орган Украины в письме от 27 мая 2005 года, и Министерство финансов Украины в письмах от 13 апреля 2005 года, 23 мая 2005 года.

Примечание: обращаем внимание, что указанный порядок налогообложения касается только комиссионного вознаграждения экспедитора и не затрагивает услуги, которые экспедитор заказывает и оплачивает по поручению своего клиента (например, услуги по перевозке экспортных грузов, которые облагаются НДС по нулевой ставке).

Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

I. Основные положения о договоре транспортной экспедиции

I. Основные положения о договоре транспортной экспедиции

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Таким образом, предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза, подразделяемые на основные и дополнительные услуги. К основным услугам относятся обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (абзацы 2, 3 пункта 1 статьи 801 ГК РФ).
В связи с изложенным договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличаться содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах.
Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.

Сторонами данного договора являются экспедитор и клиент. В роли экспедитора могут выступать специализированные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, сам перевозчик (пункт 2 статьи 801 ГК РФ). Клиентом же в договоре транспортной экспедиции является либо грузоотправитель, либо грузополучатель.
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются не только ГК РФ, но и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, и самим договором транспортной экспедиции, условия которого не должны противоречить положениям указанных актов (пункт 3 статьи 801 ГК РФ).
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (пункт 1 статьи 802 ГК РФ). При этом несоблюдение письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора (статья 162 ГК). Такими другими доказательствами могут быть, в частности, экспедиторские документы, являющиеся неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (пункт 7 Правил N 554).
На основании пункта 5 Правил N 554 экспедиторскими документами являются:
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Кроме того, в доказательство совершения указанного договора заинтересованная сторона может представить доверенность, выданную экспедитору в связи с необходимостью для исполнения его обязанностей (пункт 2 статьи 802 ГК).
Положения ГК РФ об ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции детализируются специальными нормами, предусмотренными главой 3 Закона N 87-ФЗ, посвященными ответственности как экспедитора, так и клиента.
Основными формами ответственности сторон за нарушение договора транспортной экспедиции выступают возмещение убытков (полное или частичное), взыскание неустойки (штрафа), возврат вознаграждения экспедитором.
Ниже приводится обзор выводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по спорным вопросам при заключении, исполнении и расторжении договора транспортной экспедиции, а именно:
— признание договора недействительным или незаключенным;
— неоплата, несвоевременная оплата услуг по перевозке груза;
— гибель, повреждение или недопоставка груза;
— споры о расторжении договора транспортной экспедиции;
— отграничение договора транспортной экспедиции от смежных гражданско-правовых договоров.

II. Выводы судов по вопросам, возникающим при заключении, исполнении и расторжении договоров транспортной экспедиции

Признание договора недействительным или незаключенным

1.1. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2015 N 13АП-27739/2014 по делу N А56-53962/2014
Исковые требования:
ЗАО «Евросиб СПб — транспортные системы» (исполнитель) обратилось в суд с требованием о взыскании с ООО «Наше Дело Сервис» (клиента) задолженности по договору транспортной экспедиции, а также неустойки, расходов по оплате государственной пошлины, сославшись на просрочку оплаты со стороны клиента оказанных транспортно-экспедиционных услуг, о чем экспедитором были оформлены односторонние акты оказания услуг.
Решение суда:
В удовлетворении исковых требований отказано.
Позиция суда:
Отметив, что отношения между ЗАО «Евросиб СПб — транспортные системы» (исполнителем) и ООО «Наше Дело Сервис» (клиентом) не соответствуют правовой конструкции договора транспортной экспедиции, поскольку не содержат основного элемента: экспедитор-исполнитель не доказал участие в организации или в перевозке груза, а также приняв во внимание, что экспедиторские документы, оформляемые во исполнение пунктов 5-7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, а при отсутствии вышеуказанных документов договор экспедиции в части перевозки груза считается незаключенным в силу несоблюдения простой письменной формы договора (статья 802 ГК РФ), суд пришел к выводу о недоказанности исполнителем как экспедитором факта оказания спорных услуг.

1.2. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 04АП-1770/2015 по делу N А19-15241/2014
Исковые требования:
ООО «Региональный бизнес» (клиент) обратилось в суд к ОАО «Российские железные дороги» (экспедитору) с требованием о признании недействительными договоров транспортной экспедиции.
Решение суда:
В удовлетворении исковых требований отказано.

Позиция суда:
Вопреки позиции клиента (ООО «Региональный бизнес»), полагавшего, что по своему предмету и содержанию спорные договоры (предусматривающие погрузочно-разгрузочные работы и иные транспортно-экспедиторские операции с грузами истца, перевозимыми по железной дороге) не соответствуют статье 801 ГК РФ, Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», вследствие чего являются недействительными (ничтожными), суд отметил, что прямое несоответствие содержания спорных договоров и норм права, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность, из текста договоров не усматривается, при этом в силу статьи 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а согласно статье 431 ГК РФ буквальное значение условия договора в случае его неясности может быть установлено путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом, а также в соответствии с действительной общей волей сторон и их последующим поведением, и пришел к выводу об отсутствии у оспариваемых договоров признаков недействительности.

Перевозка и транспортная экспедиция – в чем разница?

Правоотношения, возникающие из перевозки и транспортной экспедиции, являются достаточно сложными и регулируются целым рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются Гражданский кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности». В данной статье будут проанализированы основные различия перевозки и транспортной экспедиции, возникающие из правоотношений по перевозке грузов.

Если коротко определить, в чем разница перевозки и транспортной экспедиции, то можно сказать, что в удобстве отправителя и получателя, поскольку груз будет перевезен по любому из указанных договоров, однако перевозкой охватывается только доставка груза из точки А в точку Б, а экспедированием — организация перевозки, в том числе предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза.

Законодательно понятие «организация перевозки» не определено, но, исходя из анализа ст. 316 Хозяйственного кодекса Украины, можно прийти к выводу, что под организацией перевозки подразумевается:

— организация перевозки груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом;

— заключение от имени экспедитора или от имени клиента договор перевозки груза;

— обеспечение отправки и получения груза;

— предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и расходов, возложенных на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т.п.).

Однако конкретный перечень услуг, предоставляемых экспедитором в рамках организации перевозки груза, предусматривается договором транспортного экспедирования.

Хозяйственный кодекс Украины называет транспортную экспедицию вспомогательным видом деятельности, связанным с перевозкой груза (ч. 4 ст. 306 ХКУ).

Особенностью транспортной экспедиции является то, что экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, поскольку экспедитор зачастую не может обойтись без услуг других лиц, в частности, услуг по перевозке груза.

Для наглядности, анализ разницы между перевозкой и транспортной экспедицией приводится в таблице.

Перевозка

Транспортная экспедиция

Предмет договора

По договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей второй стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, обязательство экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязательства, связанные с перевозкой.

Стороны договора

Перевозчик и Грузоотправитель (ХКУ относит к субъектам отношений перевозки грузополучателя, который, не являясь стороной договора перевозки, все же имеет по нему определенные права и обязанности)

Экспедитор и Клиент

Существенные условия договора

Законодательно установлены существенные условия только для отдельных договоров перевозки, например, для договоров перевозки автомобильным транспортом. Поэтому при определении существенных условий договора перевозки следует исходить из вида транспорта, которым доставляется груз. Но в любом случае существенными условиями договора перевозки груза является предмет, цена и срок договора.

Без нижеперечисленных условий договор транспортного экспедирования будет считаться не заключенным:

— сведения о сторонах договора;

— вид услуги экспедитора;

— вид и наименование груза;

— права и обязанности сторон;

— ответственность сторон (в том числе в случае форс-мажора);

— размер платы экспедитора;

— порядок расчетов;

— пункты отправки и назначения груза;

— порядок согласования изменения маршрута, вида транспорта, указаний клиента;

— срок договора;

— прочие условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Лицензирование

Предоставление услуг по перевозке опасных грузов, багажа речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом подлежит лицензированию.

Экспедиторская деятельность не подлежит лицензированию.

Ответственность

Перевозчик ответственен за груз с момента его принятия к перевозке.

Перевозчик несет ответственность за просрочку принятия груза к перевозке, за просрочку его доставки, утрату или недостачу груза при перевозке и за его повреждение. При этом законодательно установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, которые могли бы освободить перевозчика от ответственности, лежит на самом перевозчике, т.е. установлена презумпция вины перевозчика.

Особый вид ответственности перевозчика, это возмещение перевозчиком вреда, причиненного физическому лицу, установленная ст. 1196 ГКУ.

Ответственность экспедитора за перевозчика, которого он привлек к перевозке груза заказчика, также наступает с момента принятия груза к перевозке.

Ответственность экспедитора уже, чем ответственность перевозчика. Так, Гражданским кодексом Украины установлены только общие положения об ответственности экспедитора, в соответствии с главой 51 ГКУ. Кроме того, Законом «О транспортно-экспедиторской деятельности» установлено, экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, что зафиксировано его подписью, а также за соответствие упаковки данным товарно-транспортных документов, которые заверены подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования.

Поэтому ВАЖНО именно в договоре установить ответственность экспедитора.

Исковая давность

В отношении договоров перевозки груза установлена специальная исковая давность в один год

Общая исковая давность – три года

Таким образом, транспортная экспедиция является вспомогательным видом деятельности по перевозке грузов, с ограниченным объемом ответственности, но более комфортным для клиента, особенно при перевозке груза несколькими видами транспорта.

Елена Прядко,

Руководитель адвокатского бюро,

Председатель Донецкого отделения Ассоциации адвокатов Украины,

Член дисциплинарной палаты Донецкой областной КДКА


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *