Экологический сбор 2018

  • автор:

Распоряжениями Правительства РФ от 28 декабря 2017 года №2970-р, №2971-р утверждены перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и нормативы утилизации отходов на 2018–2020 годы.

Цель принятых решений – снижение нагрузки на окружающую среду путём сокращения объёмов захоронения отходов потребления на полигонах твёрдых бытовых отходов, вовлечение отходов товаров, подлежащих утилизации, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья и энергии.

В соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 производители и импортёры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с установленными Правительством России нормативами утилизации отходов. Такие нормативы подлежат пересмотру один раз в три года в соответствии с предложениями федеральных органов исполнительной власти.

Документы подготовлены Минприроды РФ во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства 22 июня 2017 года (Пр-1329 от 9 июля 2017 года, подпункт «б» пункта 1).

Прежний Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, был утверждён распоряжением Правительства от 24 сентября 2015 года №1886-р. Распоряжением №2970-р этот Перечень утверждён в новой редакции. Он разделён на два раздела: «товары» и «упаковка», расширены наименования групп товаров, уточнены некоторые позиции Перечня. Новый Перечень дополнен графой, в которой установлена категория товаров аналогичного назначения или аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Распоряжением №2971-р утверждены нормативы утилизации отходов на 2018–2020 годы по каждой группе товаров согласно перечню готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Нормативы установлены с учётом их плавного повышения до уровня, стимулирующего полноценную переработку. Норматив утилизации отходов в 2018 году для большинства групп не превышает или равен нормативу утилизации отходов, установленному на 2017 год.

При этом по отдельным группам товаров норматив утилизации отходов на 2018 год составляет 0% и далее вводится с плавным повышением значений. Значения нормативов установлены только для групп товаров, подлежащих утилизации, по которым уже создана и функционирует инфраструктура по утилизации отходов от использования этих товаров.

Нормативы утилизации отходов сформированы на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. Для импортёров, обязанных обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, нормативы утилизации отходов содержат наименования и коды по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Цель принятых решений – снижение нагрузки на окружающую среду путём сокращения объёмов захоронения отходов потребления на полигонах твёрдых бытовых отходов, вовлечение отходов товаров, подлежащих утилизации, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья и энергии.

Ознакомиться с документами:

Распоряжение Правительства РФ №2970р от 28.12.2017

Распоряжение Правительства РФ №2971р от 28.12.2017

Коррективы внесены в проект реформы расширенной ответственности производителей (РОП) и импортеров. Об этом сообщило РБК со ссылкой на копию соответствующего документа.

Для граждан планируется снизить тарифы на вывоз раздельного мусора вплоть до обнуления. Компаниям разрешено самим утилизировать товары и упаковку, за что они будут освобождены их от уплаты экологического сбора. Однако это возможно только в том случае, если у бизнеса есть собственная инфраструктура для утилизации.

Минприроды подчеркивает, что компании могут за один-два года создать мощности по утилизации за свой счет и зачесть эти инвестиции в счет уплаты экосбора. Кроме того, предполагается установить различные ставки экосбора для разных видов упаковки.

Координатор проектов Зеленого движения России ЭКА Мария Малороссиянова считает, что главный вопрос к предлагаемой обновленной модели РОП — как в действительности все будет работать.

«Бесплатный вывоз раздельно собранных отходов — безусловно, мера, стимулирующая население разделять отходы и даже предотвращать их образование. Ведь чем меньше смешанных отходов будет образовываться у людей, тем меньше им придется платить. Но на практике лишь в редких случаях мы можем говорить об успешной системе сбора раздельно собранных отходов и достаточном информировании населения. В большинстве случаев жители либо не знают о том, что у них раздельный сбор отходов во дворе, либо не пользуются специальными контейнерами, на контейнерной площадке отсутствует корректная информация о фракциях, которые можно сдать, а сами контейнеры неудобны для сбора вторичных ресурсов. Следствие — засор от 40 до 90% смешанными отходами. Поэтому для того, чтобы вывоз раздельно собранных отходов можно было сделать оправданно бесплатным для населения, предстоит кропотливая работа по информированию населения, созданию эргономичных систем сбора», — пояснила АСИ Мария Малороссиянова.

Сейчас население платит 180 млрд рублей в год за обращение с твердыми коммунальными отходами. А платежи бизнеса в рамках реализации расширенной ответственности производителя в качестве экологического сбора составляют около 3 млрд рублей. Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин полагает, что новая концепция поможет запустить механизмы циклической экономики и реализовать на практике принцип «загрязнитель должен платить».

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 16 апреля 2019 г.

Организации и предприниматели, которые занимаются производством либо импортом изделий, а также упаковкой изделий, подлежащих утилизации после утраты ими своих потребительских качеств, обязаны уплачивать экологический сбор (п. 2 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Какие произошли изменения по экологическому сбору в 2019 году, расскажем в данной консультации.

Содержание

Экологический сбор в 2019 году: изменения

Экологический сбор уплачивается организациями и ИП, являющимися производителями или импортерами товаров и их упаковки только в отношении изделий согласно утвержденному перечню (п. 2 ст. 24.2 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Причем сбор уплачивают те организации и предприниматели, которые сами не утилизируют эти изделия в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342. Экологический сбор не нужно уплачивать по товарам и упаковке, которые вывозятся за пределы России (п. 4 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Перечень изделий и их упаковки, подлежащих утилизации, по которым уплачивается экосбор, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р. В 2018 году в данный печень были внесены поправки Распоряжением Правительства РФ от 16.06.2018 N 1203-р. Кроме этого в конце 2018 года произошло изменение ставок экологического сбора (Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1293).

Так что в 2019 году сумму экологического сбора по итогам 2018 года нужно будет рассчитывать и уплачивать с учетом обновленного перечня облагаемых экосбором товаров и упаковки, а также с учетом скорректированных ставок по ним (Распоряжение Правительства РФ от 16.06.2018 N 1203-р, Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1293).

Экологический сбор в 2019 году: срок уплаты и сдачи расчета

Правила взимания экологического сбора, а так же порядок его исчисления и срок уплаты утверждены Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073. Уплата сбора производится ежегодно в срок до 15 апреля следующего года (п. 2 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства от 08.10.2015 N 1073).

Так как в 2019 году крайний срок уплаты экосбора за 2018 год выпадает на выходной день (то есть на 14 апреля), то уплатить его нужно будет не позднее 12 апреля 2019 года. В данном случае общий порядок переноса сроков, приходящихся на выходной день, установленный ст. 193 ГК РФ, не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Также в срок не позднее 12 апреля 2019 года нужно будет представить в Росприроднадзор расчет величины экологического сбора по итогам 2018 года (п. 2 Постановления Правительства от 08.10.2015 N 1073). Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.08.2016 N 488.

Рассчитаем экологический (утилизационный) сбор и сдадим отчет в Росприроднадзор по Москве, Московской области и Республике Татарстан в 2019-2020 году. Умеренные цены.

Расчет экологического (утилизационного) сбора — процедура по исчислению и уплаты неналогового платежа, которая осуществляется производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации.

Согласно экологический сбор не является налогом или сбором, регулируемым законодательством о налогах и сборах, и имеет признаки, отличные от указанных обязательных платежей.

В связи с публикацией Разъяснительного письма Минприроды России от 20 октября 2015 года «По вопросам обеспечения утилизации отходов от использования товаров и уплаты экологического сбора» исполнять обязанности по уплате сбора фирмы должны будут с 2017 года. 28 июня 2017 было опубликовано в отношении разделения ответственности между производителем и обладателем торговой марки.

Внимание. В связи с мировой пандемией и введением карантина на территории РФ был продлен срок сдачи отчетности до 6 мая 2020 г. (включительно). Смотреть <Письмо> Росприроднадзора № АА-10-03-32/11662 от 13.04.2020 г.

Срок уплаты: ежегодно до 15 апреля

Срок сдачи: ежегодно до 1 апреля

Стоимость (цена): индивидуально

ВАЖНО: Экосбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду — это два разных обязательных платежа.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается организациями только в случае, если они производят выбросы в атмосферу, водные объекты или размещают отходы. А экологический сбор должны уплачивать только те компании, которые производят или импортируют товары, включенные в перечень товаров, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р <Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств>.

В отчет для товаров и упаковки входит:

  1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (за отчетный период);
  2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (за календарный год, предшествующий отчетному периоду);
  3. Расчет суммы экологического сбора (за календарный год, предшествующий отчетному периоду).

Кто должен платить экологический сбор

Согласно пункту 7 статьи 24.2 и пункту 2 статьи 24.5 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор обязаны платить производители и (или) импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также объединения (союзы) производителей и импортеров товаров (пункт 5 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров и производителей товаров с момента их первичной реализации на территории РФ.

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р устанавливает перечень товаров и упаковки, в отношении которой необходимо сдавать отчетность и производить уплату.

Экосбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

В каких случаях не требуется вносить экологический сбор (ЭС):

1. Организация полностью обеспечивает самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

2. ЭС в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из РФ, не уплачивается.

3. Заключен договор на утилизацию со сторонней организацией.

4. Выполняются нормативы утилизации отходов.

ПОМОЩЬ: Если у вас возникли сложности с составлением декларации и уплатой экологического сбора, то мы поможем. Звоните.

Разница между утилизационным и экологическим сбором

Утилизационный сбор направлен на регулирование деятельности по ввозу (импорту) и производству автотранспорта и прицепов в РФ.

НПА: Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Экологический сбор направлен на регулирование деятельности по ввозу (импорту) и производству определенной группы товаров и упаковки в РФ.

НПА: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р <Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств>

Порядок исчислению и уплаты экологического сбора

1) Составление и подача декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (до 1 апреля).

2) На основе полученной информации в процессе составления декларации производится расчет суммы экологического сбора.

3) Уплата экологического сбора в территориальный орган Росприроднадзора (до 15 апреля).

4) Подача пакета документов в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта.

Расчет суммы утилизационного сбора в 2018 году

Сумму сбора рассчитывают по формуле:

Сумма экологического сбора

=

Ставка экологического сбора

×

Масса готового товара или количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории России, либо масса упаковки, использованной для производства такого товара (объем)

×

Норматив утилизации, выраженный в относительных единицах

Объем утилизируемых товаров компания рассчитывает самостоятельно. Если фирма частично утилизирует товары по правилам, установленным пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 8 октября 2015 г. N 1073 «О порядке взимания экологического сбора», то в формулу, рассмотренную выше, включается только неутилизированный объем товаров. То есть если, например, организация из 1 т использованных газоразрядных ламп утилизировала 400 кг, то в расчет сбора включаются 600 кг изделий.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, установлены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 (рублей за 1 тонну).

Нормативы утилизации, выраженный в относительных единицах, утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р (ред. от 16.06.2018) <Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы>.

Порядок и срок уплаты экологического сбора

В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ и п. 11 Правил № 1342 отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Согласно п. 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год.

Пунктом 2 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, для которых установлены нормативы утилизации, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Оплата требуется осуществлять в территориальное управление (ТУ) Росприроднадзора по месту нахождения объекта. В случае если одно юридическое лицо одновременно является и производителем, и импортером товаров, отчетность представляется в центральный аппарат Росприроднадзора.

В пакет документов входит:

  1. заполненная форма расчета суммы экологического сбора;

  2. копии платежных документов об уплате экологического сбора;

  3. документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика (в некоторых случаях).

С реквизитами ТУ росприроднадзора вы можете ознакомиться на сайте данного управления. Но, к сожалению, не все ТУ разместили на своих сайтах данную информации. Следует отметить, что код бюджетной классификации (КБК) должен соответствовать виду (наименованию) деятельности (в нашем случае уплате экологического сбора). ОКТМО (8 знаков) указывается в соответствии с административно-территориальным делением по месту нахождения природопользователя. Инструкция: перейти по данной ; выбрать в списке требуемый территориальный орган.

Проверка правильности исчисления суммы экологического сбора осуществляется территориальными органами Росприроднадзора в течение 3 месяцев со дня представления документов. Датой представления расчета суммы экологического сбора:

  • в электронной форме считается дата его отправления по телекоммуникационным сетям в адрес территориального органа Росприроднадзора по месту государственной регистрации плательщика или дата почтового отправления;
  • на бумажном носителе считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

Кто же платит за упаковку: производители упаковки или производители (импортеры) товаров

Согласно п. 10 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации (обеспечение утилизации) возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. Иными словами, обязанность обеспечения утилизации упаковки возлагается не на ее непосредственного производителя, а на производителя товара, который использует упаковку для своей продукции.

Отметим, что экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки (п. 3 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ).

Таким образом, именно организация — производитель готовых товаров обязана либо самостоятельно обеспечить утилизацию отходов от использования производимых товаров, либо уплатить экологический сбор, в том числе за утилизацию упаковки (смотрите также п. 3 письма Росприроднадзора от 20.02.2017 N ОД-06-02-32/3380).

Способы подачи отчетности

В настоящее время в целях приема декларации, отчетности и расчетов в постоянную эксплуатацию вводится единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ).

Заявители могут представлять отчетность одним из четырех способов:

  1. с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя «Модуль природопользователя»;
  2. с помощью Личного кабинета природопользователя;
  3. с помощью иного программного обеспечения при соблюдении требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора;
  4. личным посещением по месту государственной регистрации плательщика на бумажном носителе в одном экземпляре.

Как определить, нужно ли платить экологический сбор и сдавать отчетность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.

  1. Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
  2. Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
  3. Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
  • экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
  • экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.

Заполнить и сдать через интернет всю отчетность по экологическому сбору Подать заявку

Кто платит экосбор при производстве товаров по сложным схемам, и кто освобожден от его уплаты?

При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.

Производство товаров по схеме толлинга (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.
Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.
Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.
Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.
Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:

  • производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
  • производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
  • производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р (например, производители пищевой продукции);
  • компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
  • экспортеры товаров и упаковки.

Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они должны представлять «экологическую» отчетность.
Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».

Какая отчетность сдается по экологическому сбору?

Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:

  1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18). Также см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации».
  2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18). В данный отчет нужно внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в текущем году. Также необходимо указать, на основании каких документов была произведена утилизация (договор, акт, лицензия). Если же производитель или импортер не занимался утилизацией товаров, то следует сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
  3. Расчет суммы экологического сбора (форма утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488). Сумма экологического сбора, которую необходимо внести в бюджет, рассчитывается в том случае, если организация вовсе не утилизировала товар, либо утилизировала его в меньшем объеме, чем установлено по нормативу.
  4. Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух форм, которые включают в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.

Важно иметь в виду, что первые три вида «экологической» отчетности необходимо составлять именно в указанной выше последовательности. Поясним на примере.
Допустим, в 2018 году издательство выпустило 100 тонн журналов, а в 2019 году — 200 тонн. Указанная печатная продукция была реализована на территории РФ. Чтобы отчитаться по экосбору за 2019 год, нужно выполнить следующие действия.
Сначала необходимо подготовить декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров. В ней нужно прописать количество реализованных журналов за 2018 год — 100 тонн.
Далее необходимо сформировать отчетность о выполнении нормативов утилизации.Обратите внимание: в данной форме нужно учитывать массу или количество товаров, реализованных не за отчетный год, а за календарный год, предшествующий отчетному периоду (п. 6 Правил взимания экологического сбора). На 2019 год норматив утилизации в отношении издательской печатной продукции равен 15%, значит утилизировать необходимо 15 тонн журналов. Соответственно, издательство должно собрать устаревшие журналы в объеме не менее 15 тонн, и утилизировать их.
Предположим, было утилизировано не 15, а 10 тонн журналов. В связи с этим в отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно отметить, что было утилизировано 10 тонн журналов, и указать документы, на основании которых была произведена утилизация.
На следующем этапе надо составить расчет суммы экологического сбора в отношении неутилизированных журналов, то есть в отношении 5 тонн журналов (15 тонн — 10 тонн).

В какие сроки нужно сдать отчетность и заплатить экосбор? Что будет, если нарушить сроки?

Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2019 год нужно до 1 апреля 2020 года включительно.
Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2019 год необходимо до 15 апреля 2020 года включительно.
Если плательщик экосбора не сдаст, либо сдаст с опозданием отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), его ждет санкция по статье 8.5.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.

В случае, когда узанная отчетность представлена не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями, штраф составит:

  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.

При неуплате эксобора или неполном внесении платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). Также за неуплату экосбора статьей 8.41.1 КоАП РФ установлен административный штраф:

  • для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.

В какой орган Росприроднадзора необходимо сдавать «экологическую» отчетность?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:

  • производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
  • импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
  • организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).
Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.
Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.
Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО Подать заявку

Какие справочники товаров и упаковки нужно использовать при подготовке отчетности?

При составлении «экологической» отчетности производители должны применять Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. приказом Росстандарта от 31.01.14 № 14-ст в ред. от 10.07.18). Импортерам необходимо руководствоваться единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).
Если организация является и производителем, и импортером товаров (упаковки), то для производимых товаров она должна использовать справочник ОК 034-2014, а для импортируемых — ТН ВЭД.

Какой объем товаров и упаковки нужно отражать в отчетности? Какими документами можно его подтвердить?

В пунктах 1.1 и 1.2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства) сказано следующее.Производители товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, произведенных на территории РФ;
  • упаковки товаров, произведенных на территории РФ.

Импортеры товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
  • упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • упаковки товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, что при составлении декларации и последующих отчетов учитывается количество реализованных на территории РФ товаров и упаковки. Указанное в декларации количество товаров (упаковки) подтверждается первичными учетными документами или сведениями из таможенных документов.

Купить сервис для подготовки отчетности в РПН

Что понимается под термином «утилизация»?

Содержание понятия «утилизация отходов» раскрывается в статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. В частности, возможно повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
При этом важно понимать, что утилизация не равнозначна обезвреживанию (термической обработке), поскольку обезвреживание не предполагает возврат отходов в производственный цикл.
На обезвреживание передаются отходы, образованные в результате деятельности организации или ИП. Эти отходы учитываются при составлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Если же производитель или импортер, обязанный утилизировать товары, которые утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы, передаст их на обезвреживание, это приведет к двойной оплате. Сначала он оплатит услуги исполнителя по договору на обезвреживание отходов, а затем должен будет внести экологический сбор.

Что такое норматив утилизации?

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров (п. 12 ст. 24.2 Закона об отходах производства).
Нормативы утилизации устанавливаются по каждой группе товаров и упаковки. Для подготовки отчетности по экосбору за 2019 год следует руководствоваться нормативами, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р (в ред. от 16.06.18).
Например, норматив утилизации журналов (группа № 16 «Издательская продукция печатная») на 2019 год составляет 15%. Это значит, что если издательство выпустило и реализовало на территории РФ в 2018 году 100 тонн журналов, то оно должно либо утилизировать 15 тонн журналов, либо заплатить за это количество товара экологический сбор за 2019 год.
Отметим, что если производитель или импортер перевыполнил норматив утилизации в предыдущем календарном году, то норматив утилизации на текущий год можно уменьшить на величину перевыполнения норматива за предыдущий год. Такая возможность предусмотрена пунктом 13 статьи 24.2 Закона об отходах производства.

Как выполнить нормативы утилизации?

Закон об отходах производства предусматривает три способа выполнения нормативов утилизации (п. 4 — 6 ст. 24.2 этого закона):

  1. Самостоятельно утилизировать товары и упаковку. В этом случае производителю или импортеру необходимо организовать места сбора вышедших из употребления товаров и упаковки, а также выстроить технологический процесс утилизации. Для этого, как правило, требуется выделить определенные помещения, закупить технологическое оборудование и получить лицензию на деятельность по обращению с отходами (если речь идет об отходах I-IV классов опасности).
  2. Заключить договор со специализированной компанией. Если на утилизацию передаются отходы I-IV классов опасности, у специализированной организации должна быть лицензия. Для утилизации отходов V класса (картон, полиэтилен, лом черных металлов и т.д.) лицензия не требуется. отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно приложить договор со специализированной компанией, копию ее лицензию (при необходимости), акт об утилизации.
  3. Вступить в ассоциацию (союз) производителей/импортеров. Важно учесть, что если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации либо выполнит их не в полном объеме, то отвечать за соблюдение нормативов должен будет производитель или импортер товаров.

Как рассчитать сумму экологического сбора?

Формула для расчета экологического сбора приведена в пункте 6 Правил взимания экологического сбора. В общем случае сумма экосбора равна произведению массы товара (упаковки) на ставку сбора и на норматив утилизации, установленный на отчетный год. При этом учитывать надо массу товара (упаковки), реализованного для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду. В зависимости от вида товара вместо его массы в формуле используется количество единиц товара.
Если плательщик экосбора утилизировал товары, но в меньшем объеме, чем положено по нормативу, то для расчета суммы сбора надо сначала определить разницу между установленным и фактически значением количества утилизированных товаров за отчетный год. Полученную величину нужно умножить на ставку сбора (п. 8 Правил взимания экологического сбора).
Ставки экологического сбора устанавливаются ежегодно. При подготовке отчетов за 2019 год следует руководствоваться ставками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284 (ред. от 31.10.18).

Пример
Издательство выпустило и реализовало на территории РФ за 2018 год 100 тонн журналов.
Норматив утилизации журналов на 2019 год составляет 15%.
Утилизация журналов в 2018 и 2019 годах не производилась.
Ставка экологического сбора за 2019 год в отношении издательской печатной продукции равна 2 378 руб. за тонну.
Сумма экологического сбора за 2019 год составит 35 670 руб. (100 тонн х 15% х 2 378 руб. за тонну).

Автоматически сформировать платежку на уплату экосбора по данным из декларации и сдать всю отчетность по сбору Подать заявку

Как снизить сумму экологического сбора?

Экологический сбор был установлен, прежде всего, для того, чтобы ввести ответственность производителей и импортеров за судьбу товаров (упаковки) после их реализации потребителям; предотвратить складирование на полигонах отходов, в которые превращаются товары после утраты ими потребительских свойств, а также стимулировать вторичную переработку отходов.
В связи с этим, чтобы снизить суммы экологического сбора, можно воспользоваться следующими способами:

  • выполнить нормативы утилизации, установленные на отчетный год;
  • использовать упаковку из вторичного сырья. При этом есть возможность применить к нормативу утилизации понижающий коэффициент (п. 14 ст. 24.2 Закона об отходах производства). Однако данное правило не распространяется на товары из вторичного сырья.

Также необходимо помнить, что выполнить обязанность по утилизации товаров (упаковки) можно на всей территории РФ, а не только в том субъекте РФ, где располагается производитель или импортер (п. 8 ст. 24.2 Закона об отходах производства).

Можно ли выполнить обязанность по утилизации своего товара (упаковки) за счет утилизации аналогичного товара?

Пункт 4.1 статьи 24.2 Закона об отходах производства позволяет это сделать при соблюдении хотя бы одного из двух условий:

  • у товаров (упаковки) аналогичное назначение;
  • способы обработки этих отходов аналогичны.

Например, норматив утилизации печатных журналов можно выполнить за счет утилизации печатных газет.

С какого момента обязанность по утилизации считается исполненной?

Обязанность производителя или импортера по утилизации товаров (упаковки) считается исполненной:

  • со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации (если плательщик экосбора выполнил нормативы в полном объеме). К отчетности необходимо приложить подтверждающие документы;
  • со дня уплаты экосбора (если плательщик экосбора не утилизировал товары или упаковку, либо утилизировал их в меньшем объеме, чем положено по нормативу). Об этом сказано в пункте 9 статьи 24.2 Закона об отходах производства.

Как можно подготовить и отправить «экологическую» отчетность?

Существует два способа подготовки и представления «экологической» отчетности: с использованием бесплатных сервисов Росприроднадзора и с использованием программных решений операторов электронного документооборота (далее — операторов ЭДО).
Если у плательщика экосбора нет технической возможности подключиться к интернету, можно сдать декларацию и другие отчеты на бумаге. При этом все равно нужно будет представить электронную версию отчета (принести в РПН флешку или диск с файлом отчета в формате xml или вложить такой электронный носитель в почтовое отправление).

Особенности

Способы подготовки и сдачи отчетности

Бумажная версия отчета

Cервисы РПН

(модуль природопользователя, личный кабинет природопользователя)

Сервис «Отчетность в Росприроднадзор»

(входит в состав системы «Контур.Экстерн» от оператора ЭДО «СКБ Контур»)

Расходы

Бумага, картриджи, командировочные расходы, почтовое отправление

Электронная подпись (ее можно купить в любом из аккредитованных удостоверяющих центров)

Оплата работы в сервисе (электронная подпись входит в стоимость)

Контроль изменений

Необходимо самостоятельно отслеживать изменения в законодательстве на сайте РПН

Об изменениях законодательства можно узнавать на бесплатных вебинарах от экспертов сервиса

Установка обновлений

Нужно самостоятельно отслеживать изменения всех форм отчетности

Нужно самостоятельно следить за обновлениями форм отчетности и устанавливать обновления

Обновления устанавливаются автоматически, формы отчетности всегда актуальны

Подготовка и отправка отчетов

Заполнить отчет можно в различных программах. Составленный отчет можно либо направить по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдать лично

Заполнение отчета происходит в одном сервисе (модуль природопользователя), а отправка — через другой (личный кабинет природопользователя)

Заполнение и отправка отчета происходят в одном сервисе

Доставка и статус отчет

ов

Если отчет сдается лично, сотрудник РПН поставит отметку о приеме. Дата сдачи отчета, отправленного по почте, — это дата почтового отправления

Нужно контролировать статус отчета в личном кабинете природопользователя, чтобы не пропустить уведомления

Актуальный статус отчета можно в любой момент посмотреть в сервисе. Оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. За доставку отчетов отвечает оператор ЭДО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *