Экологическая доктрина РФ

  • автор:

Экологическая доктрина РФ (2002 г.)

Экологическая доктрина РФ (2002 г.) явилась вторым документом, определяющим продвижение России к экологически устойчивому развитию, а конкретно – отражающим государственную экологическую политику.

Экологическая доктрина РФ (2002 г.) содержит следующие разделы:

Введение.

1. Общие положения.

2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии.

3. Основные направления государственной политики в области экологии.

4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ.

5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии.

Во введении указывается, что современный экологический кризис (отметим, что он обусловлен духовно–нравственным кризисом человека, вызван экономическим кризисом и ведёт к социальному кризису) ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. То есть экологическая доктрина тесно связана с устойчивым развитием.

Важный исходный тезис – преодоление кризиса (не только экологического, а всей существующей парадигмы развития) возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Здесь исключительно важным является понятие «нового типа взаимодействия человека и природы», которое было основным в решениях Рио–92, но опущено в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию (1996 г.). Отметим, что в ней (в Концепции) в качестве базовых понятий провозглашены: «освобождение от старых идеологических догм», «качественно новый потенциал», «высокая деловая активность» и тому подобное, ведущее, по‑существу, прямо в противоположную сторону от устойчивого развития (особенно первое положение).

Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Перечислены основные факторы деградации природной среды на мировом уровне и в РФ. Среди последних названо преобладание ресурсодобывающих и ресурсоёмких секторов в структуре экономики, низкая эффективность природопользования, низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

В первом разделе (общие положения) указано, что доктрина определяет цели, направления, задачи и принципы в области экологии (только!) на долгосрочный период!

Доктрина базируется на фундаментальных научных основах в области экологии и смежных наук, учёте глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Во втором разделе указана стратегическая цель «экологической доктрины» — сохранение природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения, обеспечения экологической безопасности страны.

Для этого названы три задачи:

— сохранение и восстановление природных экосистем;

— обеспечение рационального природопользования;

— обеспечение высокого качества жизни и здоровья населения.

Перечисленные принципы (основные):

— устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим;

— приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию её ресурсов. Отметим, что этот принцип абсолютно противоречит предыдущему, где экологическая составляющая отнесена на последнее место, а приоритетной является экономическая составляющая, полагающая использование природных ресурсов;

— природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба.

В третьем разделеназваны основные направление государственной политики в области экологии:

— обеспечение устойчивого природопользования (комплекса природопользования, ориентация на цели устойчивого развития РФ, сокращение доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы, минимизация ущерба природной среде, поддержание традиционной и хозяйственной деятельности);

— снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение (перечислены основные традиционные мероприятия по охране окружающей среды);

— сохранение и восстановление природной среды (отмечена необходимость поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности).

В четвёртом разделеназваны приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ:

— обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях;

— экологические приоритеты в здравоохранении;

— предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

— предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды (предотвращение техногенных аварий, преднамеренное применение химических веществ, предотвращение умышленных пожаров);

— контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

В пятом (последнем) разделе указаны пути и средства реализации государственной политики в области экологии:

— развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием;

— нормативное правовое обеспечение и правоприменение;

— экономические и финансовые механизмы (названы рентные платежи, включение в стоимость природных объектов их средоформирующих функций, научно обоснованная методика определения размера компенсаций за ущерб, при изменении форм собственности природных ресурсов (земли) учитывать задачи сохранения и восстановления природной среды, включая оценку прошлого экономического ущерба);

— экологический мониторинг и информационное обеспечение (отметим – инвентаризацию территорий для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой продукции, для выявления природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно–оздоровительным значением);

— научное обеспечение (отмечено, что основными задачами здесь являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития: формирование теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию, исследование средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической ёмкости природных систем, разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учётом их средообразующих функций);

— экологическое образование и просвещение (перечислены общеизвестные пути и средства повышения экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии; отметим положение о развитии системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления. Именно от них зависит исполнение всех выше названных благих намерений);

— развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии (основной задачей является содействие экологизации гражданского общества; отметим важное для северных территории УрФО положение – «создание условий для поддержания и развития традиционного экологически сбалансированного природопользования коренных малочисленных народов»);

— региональная политика в области экологии (основная задача – экологически обоснованное размещение хозяйственных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов РФ для устойчивого развития; здесь названы важные пути и средства: концентрация производств на уже сформированных землях, исключение из хозяйственного использования освоенных и мало затронутых этой деятельностью, непревышение экологической ёмкости природных систем при их использовании, сохранение целостности природных комплексов, расширение использования местных сырьевых и энергетических ресурсов, приоритетное участие коренных малочисленных народов в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают);

— международное сотрудничество (реализация интересов РФ путём участия в решении глобальных и региональных экологических проблем).

В заключение по «Экологической доктрине РФ (2002 г.)» можно сказать, что в этом документе при наличии множества природоохранных целей отчетливо проявилось их отделение от целей экологически устойчивого развития. А отделение экологии, например, от экономики, конкретно – от экономического механизма принятия экологических решений, подрывает концептуальную основу экологически устойчивого развития.

Киотский протокол

Kuomcкuй протокол – международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) по изменению климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008–2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

По состоянию на 26 марта 2009 г. Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61% общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Страны Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (СО2, СН4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г. (табл. 23).

Таблица 23. Приложение к Киотскому протоколу (количественные

ограничения по выбросам парниковых газов в среднем

за период с 2008 по 2012 гг.)

Страна Уровень выбросов в процентах от 1990 г. Страна Уровень выбросов в процентах от 1990 г.
Австралия Нидерланды
Австрия Новая Зеландия
Бельгия Норвегия
Болгария Польша
Великобритания Португалия
Венгрия Россия
Германия Румыния
Греция Словакия
Дания Словения
Ирландия США
Исландия Украина
Испания Финляндия
Италия Франция
Канада Хорватия
Латвия Чешская Республика
Литва Швейцария
Лихтенштейн Швеция
Люксембург Эстония
Монако Япония

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

— торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов (ПГ) на национальном, региональном или международном рынках;

— проекты совместного осуществления – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Протокола;

— механизмы чистого развития – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Протокол, полностью или частично за счёт инвестиций страны РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (СОР-7), состоявшейся в конце 2001 г. в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (МОР–1) в конце 2005 года.

Экологическая доктрина Российской Федерации

См. также Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»

Экологическая доктрина Российской Федерации (полный текст) одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

Содержит следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии.
  3. Основные направления государственной политики в области экологии.
  4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
  5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

  • рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
  • увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
  • деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие — невозможность существования человеческой цивилизации;
  • возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
  • возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;
  • продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

  1. преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;
  2. низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
  3. резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
  4. высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
  5. низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
  6. последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
  7. низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

1. Общие положения

Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Указано, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.

Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на комплексном научном подходе в области экологии и смежных наук.

2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Указано, что для этого необходимо сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества.

Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах:

  • устойчивое развитие;
  • приоритетность жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
  • справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
  • предотвращение негативных экологических последствий, учет отдаленных экологических последствий;
  • отказ от проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
  • природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба;
  • открытость экологической информации;
  • участие гражданского общества в реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

3. Основные направления государственной политики в области экологии

  1. Обеспечение устойчивого природопользования.
  2. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.
  3. Сохранение и восстановление природной среды.

Обеспечение устойчивого природопользования

Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение

Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.

Сохранение и восстановление природной среды

Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.

4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации

К приоритетным направления относятся:

  1. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
  2. Экологические приоритеты в здравоохранении.
  3. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
  4. Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды.
  5. Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

Основной задачей в этой области является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.

Экологические приоритеты в здравоохранении

Основными задачами в указанных областях являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды.

Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций

Основной задачей в указанной области является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды

Основной задачей в указанной области является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды.

Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов

Основной задачей в этой области является организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.

5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии

1. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
2. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение.
3. Экономические и финансовые механизмы.
4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение.
5. Научное обеспечение.
6. Экологическое образование и просвещение.
7. Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии.
8. Региональная политика в области экологии.
9. Международное сотрудничество.
10. Реализация экологической доктрины Российской Федерации.

Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием

Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.

Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.

Экономические и финансовые механизмы

Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг и информационное обеспечение

Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

Научное обеспечение

Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.

Экологическое образование и просвещение

Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии

Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.

Региональная политика в области экологии

Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.

Международное сотрудничество

Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

Реализация экологической доктрины Российской Федерации

Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.

Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р <Об Экологической доктрине Российской Федерации>

  • Распоряжение
  • Экологическая доктрина Российской Федерации
    • 1. Общие положения
    • 2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии
    • 3. Основные направления государственной политики в области экологии
      • Обеспечение устойчивого природопользования
      • Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение
      • Сохранение и восстановление природной среды
    • 4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации
      • Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях
      • Экологические приоритеты в здравоохранении
      • Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций
      • Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды
      • Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов
    • 5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии
      • Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием
      • Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
      • Экономические и финансовые механизмы
      • Экологический мониторинг и информационное обеспечение
      • Научное обеспечение
      • Экологическое образование и просвещение
      • Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии
      • Региональная политика в области экологии
      • Международное сотрудничество
    • Реализация экологической доктрины Российской Федерации

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *