Эколог проект

  • автор:

В 2019 вступили в силу новые положения природоохранного законодательства, предусматривающие переход промышленности на НДТ и технологическое нормирование выбросов и сбросов, введение новой экологической документации и отчетности, изменения в расчете платы за НВОС и экологического сбора, ужесточение надзора и ответственности.

С целью обеспечения экологических служб предприятий актуальной информацией и рекомендациями экспертов о практике применения новых правил Консультационный центр «Кодекс» 25-26 апреля организует в г. Москве Всероссийский практический семинар:

РЕФОРМА В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ:

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПЛАТЕЖИ И ШТРАФЫ В 2019 ГОДУ

В работе семинара примут участие специалисты Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, а также российские эксперты- практики в сфере природоохранной деятельности.

Всероссийский практический семинар

РЕФОРМА В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ:

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПЛАТЕЖИ И ШТРАФЫ В 2019 ГОДУ

Москва, ГК «Измайлово-Бета», 25-26 апреля 2019 года

В ПРОГРАММЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

Новые природоохранные требования с 2019 года. Новый порядок расчетов НДВ и НДС для объектов I, II и III категорий. Временно разрешенные выбросы и сбросы. Внедрение НДТ и разработка технологических нормативов. Условия действия разрешений, выданных ранее 1.01.2019.

Производственный экологический контроль. Рекомендации по составлению и корректировке Программы ПЭК. Форма отчета о результатах ПЭК. Ответственность за искажение данных, полученных при проведении ПЭК.

Автоматический контроль выбросов и сбросов. Виды технических устройств, выбросы и сбросы загрязняющих веществ которых подлежат автоматическому контролю. Требования к автоматическим средствам измерения и учета.

Плата за НВОС в 2019 году: новый порядок исчисления, внесения и корректировки. Авансовые платежи. Подача декларации для объектов II категории. Порядок определения платежной базы по каждому загрязняющему веществу. Повышающие коэффициенты на 2019-2020 гг: льготы, возврат, зачет, корректировка.

Экологический сбор в 2019 году. Порядок исчисления экологического сбора за товар в упаковке и за упаковку товара. Проект повышения ставок по группам товаров и упаковки. Выполнение нормативов утилизации отходов.

Комплексное экологическое разрешение в 2019 году. Порядок получения КЭР для объектов I категории. Порядок работы предприятий с 1.01.2019 до получения КЭР. Объекты II категории: получение КЭР или подача декларации.

Выбросы в атмосферный воздух. Новые требования к нормированию выбросов. Изменения порядка инвентаризации выбросов. Установление ПДВ и временно разрешенных выбросов с 1.01.2019. Новые правила уменьшения выбросов при НМУ. Порядок расчета платы за выбросы в атмосферу отдельных веществ.

Сброс сточных вод. Изменения 2019 года в декларации о составе сточных вод. Контроль сточных вод абонентов и порядок внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ. Новый порядок расчета платы за превышение нормативов. Проекты нормативных актов в поддержку Федерального закона № 225-ФЗ.

Новая система обращения с отходами в 2019 году. Практика организации сбора, транспортировки, утилизации и захоронения ТКО. Расчет платы при размещении отходов IV класса. Новые ограничения в при захоронении.

Экологическая отчетность в 2019 году. Новые формы, порядок и сроки представления. Отчетность по охране воздуха, водных ресурсов и по обращению с отходами. Упрощенная отчетность для объектов III категории.

Санитарно-защитные зоны. Правила установления и использования СЗЗ. Разработка СЗЗ для промзон. Методы оценки НВОС в СЗЗ и контроль на границе зоны. Ограничения хозяйственной деятельности в границах СЗЗ.

Государственный экологический надзор. Плановые и внеплановые проверки в 2019 году. Риск-ориентированный подход. Пересмотр результатов проверки: в досудебном и судебном порядке. Ответственность за нарушения.

ВЕДУЩИЕ СЕМИНАРА:

ФИРСОВ Юрий Викторович – Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Министерства природных ресурсов и экологии РФ;

ФИЛЬЧЕНКОВА Ольга Александровна – Начальник отдела экономики природопользования Департамента финансово-экономического обеспечения Министерства природных ресурсов и экологии РФ;

КОЛОСЕНЦЕВА Майя Яковлевна – Начальник отдела регулирования экологии производства и обеспечения экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии РФ;

ТОЛСТОКОРОВА Оксана Николаевна – Заместитель начальника отдела ТКО Департамента городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ;

ЕВСТЕГНЕЕВА Галина Валерьевна – Заместитель начальника отдела надзора, координации и нормирования в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора;

СУВОРОВА Оксана Владимировна – Заместитель начальника отдела надзора и координации разрешительной деятельности в области охраны водных ресурсов Росприроднадзора;

ДУДНИКОВА Алла Геннадьевна – Заместитель Генерального директора по правовым вопросам экологической компании «ЭКОТИМ», член Высшего экологического совета Госдумы России;

АЛЫМОВА Валерия Александровна – Юрист-консультант Центра правовой экологии, эксперт по экологической отчетности, юрист-практик в сфере защиты предприятий — природопользователей.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:

Место проведения семинара – бизнес-центр гостиничного комплекса «Измайлово» по адресу: Москва, Измайловское шоссе, дом 71, корпус «Бета» (5 минут пешком от ст. метро «Партизанская»). Продолжительность 2 дня с 10:00 до 17:30. По окончанию участнику выдается Сертификат.

Регистрация участников семинара производится по телефону: (495) 640-41-40 или по электронной почте: mail@kodeks.msk.ru. Для регистрации необходимо сообщить название семинара, ФИО и должность участника(ов), название предприятия, контактный телефон и электронную почту.

Более подробную информацию о семинаре можно получить у координаторов:

Экологическое проектирование

Экологическое проектирование – это комплекс работ по подготовке и последующему согласованию в надзорных органах пакета экологической документации, необходимой для осуществления любой хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями природоохранного законодательства РФ.
Ни одно предприятие, ни один строительный или любой другой объект, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не имеют права вести свою деятельность без соответствующе разработанного и оформленного экологического проекта.
Наши квалифицированные специалисты разработают для вашего предприятия качественную проектную документацию.

  1. ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду) любого уровня сложности.

Состав и основные задачи проекта

Данный проект проводится на предпроектной стадии с целью обоснования инвестиций в строительство, учитывая возможные негативные воздействия на окружающую среду при строительстве/реконструкции объектов. Представляет собой оценку воздействия на окружающую среду, прогнозирование ее состояния при строительстве и последующей эксплуатации намеченного объекта, производится для создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Разработка проекта ОВОС является обязательной для хозяйствующего субъекта для обоснования намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

Этапы разработки проекта ОВОС

Первый этап:

1. Информирование и уведомление органов власти и общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности

  1. 2. Проведение предварительной оценки (информация о намечаемой хозяйственной и иной деятельности; о состоянии окружающей среды; о возможных значимых воздействиях на окружающую среду и мерах по уменьшению воздействия) и предварительной консультации для определения участников процесса (в т.ч. заинтересованной общественности)
  2. 3. Составление заказчиком технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС

Второй этап:

  1. 1. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, включает:
    • — Учет альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения
    • — Определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации
    • — Оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий
  2. 2. Ознакомление заинтересованной общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление своих замечаний

Третий этап:

  1. 1. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду .
  2. 2. Утверждение окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду и передача его для использования при подготовке обосновывающей документации
  3. 3. Предоставление окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

Законодательная база
Проведение ОВОС для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности предусмотреноФедеральным законом от 23.11.95 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовку соответствующих материалов регламентирует Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» .
Отсутствие проведения оценки воздействия на окружающую среду является нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны природы и влечет для виновных лиц ответственность в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

  1. ПМООС (Перечень мероприятий по охране окружающей среды).

Состав и основные задачи проекта
Разрабатывается в составе проектной документации для строительства/реконструкции зданий и сооружений и содержит комплекс мероприятий по сохранению экологической безопасности территории.
Является обязательным разделом проектов реконструкции или нового строительства. Документ содержит комплекс мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности и технических решений по предупреждению негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду, необходимых для реализации намечаемой деятельности, контроля хода строительства, а также для обеспечения экологически безопасной эксплуатации объекта.

Основной целью разработки раздела Проекта ПМООС является получение разрешения на строительство, реконструкцию или ликвидацию объекта органами Государственной экспертизы. Все работы по строительству, реконструкции, ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов могут осуществляться только по проектам, в составе которых имеется раздел ПМООС.
Этапы разработки проекта ПМООС

  • 1. выявление зоны воздействия деятельности объекта на окружающую среду;
  • 2. определение уровня воздействия объекта на окружающую среду при различных вариантах реализации проекта;
  • 3. мероприятия по предотвращению или снижению возможных неблагоприятных воздействий на среду по основным принимаемым решениям и оценка их эффективности и достаточности;
  • 4. мероприятия по организации мониторинга за состоянием окружающей природной среды.

После разработки раздел ПМООС в составе проектной документации сдается на государственную экспертизу или государственную экологическую экспертизу, по результатам которых выдается заключение.
Законодательная база
Разработка раздела ПМООС проводится согласно положениям Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Не соблюдение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление проектирования, размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (Статья 34, п.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

  1. СЗЗ (Проект организации санитарно-защитной зоны)

Состав и основные задачи проекта

Проект, определяющий зону вокруг предприятия, вблизи которой не могут находиться жилые и селитебные зоны (зоны отдыха, детские сады и школы, лечебные учреждения и т.д.)

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория, ширина которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническим нормативом, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническим нормативом, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и /или физического воздействия, либо от границы промышленной площадки до ее внешней границы в заданном направлении.

Организация СЗЗ необходима, чтобы снизить уровень загрязнения атмосферы, уровень шума и другие негативные воздействия.

Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, которые являются источниками химического, физического или биологического воздействия и которые относятся к объектам I—III классов опасности.

Этапы разработки проекта СЗЗ

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

— размер и границы санитарно-защитной зоны;

— мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

— функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Разработка проекта организации санитарно защитной зоны предполагает:

  1. Разработку материалов организации СЗЗ:

    • Определение расчетных показателей проекта СЗЗ

    • Определение фактических данных ( объемы выбросов, измерение уровня шума);

    • Обоснование предполагаемой границы СЗЗ

    • Определение размеров и границ санитарно-защитной зоны

  2. Оформление материалов Проекта СЗЗ в соответствии с действующими требованиями надзорных органов

  3. Согласование Проекта СЗЗ в уполномоченных государственных органах и получение Санитарно-эпидемиологического Заключения на Проект СЗЗ.

Законодательная база

Мероприятия, связанные с разработкой и утверждением положений проекта СЗЗ, регламентируются СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Срок действия проекта СЗЗ определяется сроком действия предприятия. Изменения в проект СЗЗ вносятся при внедрении новых проектов на смежных территориях.

  1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

  2. Состав и основные задачи проекта

    Предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность, обязаны проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документировать и хранить полученные сведения.

    Этапы разработки проекта по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    а) подготовительный;

    б) проведение инвентаризационного обследования;

    в) обработка результатов обследования и оформление выходных материалов.

    На первом этапе составляются краткая характеристика предприятия, как источника загрязнения атмосферы, балансовые схемы и описания основных технологий. При этом должны быть определены выделяемые загрязняющие вещества и их источники.

    На втором этапе проводится обследование источников выделения и загрязнения атмосферы, эффективности пылегазоочистного оборудования, определяются их характеристики.

    На третьем этапе систематизируются результаты, анализируется заполнение бланков формы N 1-воздух, составляется перечень методик, используемых для определения концентраций, и расчетных методик определения выбросов загрязняющих веществ.

    Законодательная база

    Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух определяется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Глава IV.

    Отсутствие инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или предоставление недостоверных сведений влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Срок действия проекта

    Инвентаризация проводится один раз в пять лет. В случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы, производительности проводится уточнение/корректировка данных ранее проведенной инвентаризации.

    На объектах, вводимых в эксплуатацию, инвентаризация стационарных источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится не позднее, чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию.

  3. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ — это оценка уровня загрязнения атмосферы выбросами предприятия с целью определения количественного и качественного состава выбросов по ингредиентам.

  1. ПДВ (Предельно допустимые выбросы).

  2. Состав и основные задачи проекта

    Предельно допустимый выброс — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

    Проект ПДВ необходим для предприятий, имеющих источники выбросов в атмосферу (стоянка/гараж, обрабатывающее оборудование, котельная, АЗС, и т.д.).

    Проект (ПДВ) необходим для установления нормативов ПДВ, на основании которых определяется размер платежей за негативное воздействие на атмосферный воздух.

    Этапы разработки проекта ПДВ

    1. Инвентаризация всех источников выбросов объекта и выделяемых ими веществ

    2. Составление проекта ПДВ и согласование его в соответствующих государственных органах

    3. Получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу

    Законодательная база

    Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается во исполнение Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ.

    Несоблюдение экологических требований по проекту ПДВ при осуществлении хозяйственной и иной деятельности влечет за собой административную ответственность (наложение штрафа; приостановление деятельности) согласно Кодексу РФ по административным правонарушениям.

    Срок действия проекта

    Проект ПДВ разрабатывается сроком на 5 лет. Требует ежегодного проведения инструментальных замеров на определенных точках, указанных в графике контроля выбросов.

  1. ПНООЛР (Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

Состав и основные задачи проекта

Данный документ необходим для предприятий, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами: от мусора при уборке территории и пищевых отходов в кафе до опасных отходов производства.

Разработка проекта НООЛР обязательна для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Если лимит превышен, предприятию грозит штраф.

Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

  • определение (расчет) нормативов образования отходов;

  • определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;

  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;

  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

Этапы разработки проекта НООРЛ

  1. Сбор информации о предприятии (проведение инвентаризации) и сбор необходимых документов, требующихся для разработки проекта

  2. Разработка тома ПНООЛР

  3. Согласование в местных органах Роспотребнадзор

  4. Утверждение проекта НООЛР в Управлении Росприроднадзора и получение «Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» .

Законодательная база

Разработка ПНООЛР происходит в соответствии Приказом Ростехнадзора РФ № 703 от 19.11.07 и с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 г. N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» .

При отсутствии ПНООЛР хозяйствующий субъект несет ответственность (имущественную, дисциплинарную, административную или уголовную) в соответствии с законодательством Российской Федерации (КоАП).

Срок действия проекта

Срок действия проекта ПНООЛР и разрешения — 5 лет.

В некоторых регионах РФ срок действия проекта — 5 лет, а разрешение выдается на 1 год и каждый год продляется. Данную информацию можно узнать в согласующих органах (местных органах Росприроднадзора).

  1. НДС (Нормативы допустимых сбросов в водный объект)

Состав и основные задачи проекта

В проекте выполняется расчет допустимых сбросов загрязняющих веществ, поступающих в водный объект с производственными и сточными водами в результате хозяйственной и иной деятельности предприятий.

Проект НДС является обязательным для разработки предприятиям, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект. Кроме того, норматив допустимого сброса должен быть установлен для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и для предприятия в целом.

Этапы разработки проекта НДС

  1. Осуществление инвентаризации источников сбросов

  2. Разработка и оформление проекта НДС

  3. Согласование и утверждение проекта НДС в государственных органах.

Проект НДС по общему правилу должен содержать, в том числе:

— ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;

— план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;

— данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;

— данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки.

Законодательная база

Документами, определяющими проведение проекта НДС, являются Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ»Об охране окружающей среды»; Федеральный закон «Водный кодекс РФ» от 12.04.2006 г. № 74-ФЗ; постановление Правительства РФ № 469 от 23.07.2007 г. «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»; Постановление РФ № 881 от 30.12.2006 г. «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Несоблюдение экологических требований по проекту НДС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности влечет за собой ответственность согласно Кодексу РФ по административным правонарушениям.

Срок действия проекта

Срок действия Проекта нормативов допустимых сбросов и Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) при условии неизменности производственного процесса – 5 лет.

На основании согласованного Проекта нормативов допустимых сбросов выдается Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект). Если лимиты на сбросы не установлены, то разрешение на сброс выдается на срок действия нормативов допустимых сбросов. В случае установления лимитов срок действия разрешения составляет один год.

Получить консультацию

Оставить заявку

Научно-производственная фирма «Эколог-проект» в Белгороде

Научно-производственная фирма «Эколог-проект»(Белгород) — специализированная организация, представляющая полный комплекс услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды. ООО НПФ «Эколог-проект» (Белгород) — ведущий разработчик экологической документации: ПМООС, ОВОС, проектов ПДВ, НДС, ПНООЛР, СЗЗ.

Свою историю научно-производственная фирма «Эколог-проект» отсчитывает с 2000 года. За годы работы НПФ «Эколог-проект» зарекомендовала себя надёжным партнером с безупречной репутацией, которому не страшны финансовые катаклизмы и потрясения рынка. Разработки проектной документации, выполненные фирмой НПФ»Эколог-проект», принесли ей заслуженное уважение клиентов на рынке как Белгорода и Белгородской области, так и России в целом. Деятельность фирмы открыта и прозрачна для контролирующих органов.

Партнёры ООО НПФ «Эколог-проект» — солидные коммерческие компании, крупные государственные и коммерческие предприятия и организации, а также предприятия малого и среднего бизнеса Белгорода и Белгородской области. Деятельность нашего коллектива направлена на подготовку нормативной природоохранной документации для строящихся, реконструируемых и действующих предприятий.

Услуги в сфере разработки проектной документации (проект по охране окружающей среды, проект ССЗ, ОВОС и другая документация) оказываются ООО НПФ «Эколог-проект»(Белгород) качественно и в кратчайшие сроки. Этому способствует наш многолетний опыт работы на этом рынке, наличие штата экспертов и специализированного программного обеспечения.

Документы, подготовленные фирмой НПФ «Эколог-проект»(Белгород), соответствуют всем нормам и требованиям законодательства по охране окружающей среды.

Если у вас возникла необходимость разработки проектной документации, расчетов — ООО НПФ «Эколог-проект»(Белгород) выполнит для вас:

  • Инженерно-экологические изыскания (ИЭИ) – комплексное изучение природных и техногенных условий территории, оценка современного экологического состояния, разработка прогноза возможных изменений природных (природно-технических) систем при строительстве, оценка экологической опасности и риска; разработка рекомендаций и (или) программы организации и проведения экологического мониторинга, отвечающего этапам (стадиям) предпроектных и проектных работ.
    ИЭИ выполняются для экологического обоснования строительства и иной хозяйственной деятельности с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных экологических, социальных, экономических и других последствий на стадии выбора земельного участка, подготовки градостроительной и/или проектной документации, а также в составе работ.
  • Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.
    Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
  • Экологическое сопровождение предпроектной стадии инвестиционно-строительного проекта, предпроектное обоснование инвестиций, градостроительное обоснование места размещения, разработка, согласование, экспертиза и утверждение места размещения объекта и оценки его воздействия на окружающую среду (ОВОС)
  • Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС) – раздел в составе проектной документации строительства и/или реконструкции объектов различного назначения, а также линейных объектов. Требования к составу и содержанию ПМООС определены Постановлением Правительства Российской Федерации №87 от 16 февраля 2008 года.
  • Проект санитарно-защитной зоны – проект по обоснованию размера санитарно-защитной зоны объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье населения. В соответствии с действующим законодательством обоснование размера СЗЗ является обязательным в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов и сооружений.
  • Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) – нормативы допустимого воздействия на атмосферный воздух, устанавливаемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха для источников негативного воздействия на атмосферный воздух.
  • Нормативы допустимого воздействия на водные объекты (НДС) – нормативы, устанавливаемые в соответствии с Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
  • Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) – проектная документация, обосновывающая нормативы образования отходов и лимитов на размещение отходов для предприятий и организаций.
  • Проект организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
  • Отчеты 2ТП-воздух, 2ТП-отходы
  • Оказывает консультационные услуги

Дипломы и сертификаты

Благодарности

Расчет платы за загрязнение окружающей среды:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;
  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления;
  • расчет плановых сумм ежемесячных платежей за ожидаемые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников;
  • расчет платежа за фактические выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников.

ООО НПФ «Эколог-проект» (Белгород) поможет привести деятельность вашей компании в рамки, соответствующие всем необходимым требованиям в области охраны окружающей среды, что позволит вам значительно сократить платежи за загрязнение окружающей среды и оградит от возможных неблагоприятных последствий, санкций со стороны соответствующих государственных структур. Мы подготовим проект по охране окружающей среды любой сложности и направления (разработки проектной документации ПМООС, ОВОС, ПДВ, НДС, ПНООЛР, СЗЗ) для фирм и организаций любого типа в Белгороде.

Преимущества работы с фирмой «Эколог-проект»(Белгород):

Качественное исполнение проектной документации
Бесплатные консультационные услуги на всех этапах проектирования
Выезд специалистов по области бесплатно
Сжатые сроки исполнения проектной документации
Разумная и гибкая ценовая политика

Государство предлагает различные механизмы для экономического стимулирования реализации природоохранных мероприятий. Обратим внимание на те меры, которые поддерживают инвестиции на федеральном и региональном уровне, на специальные инструменты развития поддержки и взаимодействия государства с инвестором.

В послании Федеральному Собранию РФ 2019 года Президент РФ В.В.Путин назвал решение проблем в  сфере экологии одной из приоритетных задач для промышленности и  науки.

Ранее необходимость решения экологических проблем была отражена Президентом РФ в Указе от 07.05.2017 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», во исполнение которого разработан и реализуется национальный проект «Экология», а также Правительством РФ, которое утвердило Стратегию экологической безопасности РФ на период до 2025 года, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года.

— Реклама —

Выполнение поставленных задач связано с обеспечением ресурсосбережения, экологической безопасности, рациональным использованием природных ресурсов, а также с экологизацией общественного производства и всей социальной деятельности. Для достижения этого в первую очередь необходимо выстраивание конструктивного диалога между государством и бизнес-сообществом. В результате такого диалога может сформироваться обоюдовыгодная и сбалансированная модель взаимодействия, которая исключит возможность неэффективного использования инвестиционных возможностей.

Рассмотрим далее основные механизмы экономического стимулирования приоритетных направлений хозяйственной деятельности, выработанные государством для построения конструктивного «экологического диалога».

Один из таких инструментов — государственная поддержка на федеральном и региональном уровнях инвестиционной деятельности в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (рисунок 1).Рисунок 1. Механизмы экономического стимулирования, применяемые на федеральном и региональном уровняхВ соответствии с законодательством на федеральном уровне государственная поддержка инвестиционной деятельности при реализации природоохранных мероприятий предусматривает:

  • налоговые льготы, которые являются сегодня важной составляющей политики государства в сфере развития приоритетных отраслей промышленности;
  • компенсацию расходов, направленных на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок, в том числе на развитие технологий в природоохранной области;
  • инвестиционные налоговые кредиты;
  • льготные условия пользования землей, предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов с правом последующего перехода права собственности на эксплуатируемые земельные участки;
  • программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в рамках реализации федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;
  • государственные гарантии РФ по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов;
  • применение «зеленого тарифа» в сфере электроэнергетики;
  • выпуск «зеленых» облигаций;
  • субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности на региональном уровне выражена в виде следующих преференций:

  • предоставление субсидий на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта, и (или) по их подключению (технологическому присоединению) к инженерным системам электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
  • возмещение части лизинговых платежей;
  • возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования;
  • освобождение от уплаты транспортного налога;
  • поддержка производств, ориентированных на экспорт;
  • поддержка (поручительство) гарантийных фондов, которые создаются органами исполнительной власти субъекта РФ, финансируются из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета и действуют (предоставляют поручительство) исключительно на территории того субъекта РФ, где созданы.

Кроме перечисленных видов государственной поддержки финансового характера, возможны также нефинансовые государственные преференции.

Так, наиболее популярный нефинансовый инструмент государственной поддержки инвестиционной деятельности — создание экологических технологических и индустриальных парков, особых экономических зон регионального уровня, а также территорий опережающего социально-экономического развития.

Государственная поддержка может иметь и нефинансовый характер — например, создание экологических технологических и индустриальных парков.

Относительно новый механизм экономического регулирования, действующий с 2016 года, — расширенная ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов (РОП). Этот механизм предполагает, что производитель и импортер товаров принимают на себя финансовую ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. РОП реализуется или путем самостоятельного выполнения импортерами и производителями товаров нормативов утилизации, или заключением договоров с предприятиями-переработчиками отходов, или уплатой экологического сбора.

При этом отметим, что в основу механизма РОП заложен принцип экономического стимулирования непосредственно утилизации, а не уплаты экологического сбора. Очевидно, что нормативы утилизации будут пересматриваться только в сторону увеличения и соответственно платить экологический сбор будет невыгодно, а вот утилизировать самостоятельно либо заключать договоры на утилизацию с переработчиками отходов станет и экономически, и экологически целесообразно.

Кроме механизмов государственной поддержки инвестиций, государством созданы специальные инструменты поддержки инвестиционных проектов в виде институтов развития и всевозможных фондов (рисунок 2).Рисунок 2. Примеры фондов и институтов развития, оказывающих поддержку экономического характераНапример, к ним относятся государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», Фонд развития промышленности, отраслевая компания в сфере обращения с отходами — Публично-правовая компания (ППК) «Российский экологический оператор».

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» в соответствии со своим уставом призвана способствовать долгосрочному экономическому развитию России. Она занимается финансированием масштабных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, укрепление технологического потенциала и повышение качества жизни людей, в первую очередь за счет внедрения высокоэффективных технологий и поддержки экспорта.

Фонд развития промышленности, подведомственный Минпромторгу России, предоставляет возможности получения льготных займов в соответствии с установленными программами, участия в лизинговых проектах, выступает как оператор при заключении специальных инвестиционных контрактов и предоставляет гарантии и поручительства.

ППК «Российский экологический оператор» создана в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), обеспечения управления указанной системой, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот. Этой компании для финансовой поддержки отрасли обращения с ТКО, например, предложена программа по льготному лизингу (рисунок 3).Рисунок 3. Основные функции и задачи фондов и институтов развитияПри рассмотрении государственной поддержки инвестиционной деятельности следует также отметить наличие одного из самых значимых специальных инструментов взаимодействия государства с инвестором, а именно заключение инвестиционного соглашения, концессионного соглашения в рамках государственно-частного партнерства, а также специального инвестиционного контракта (СПИК). Последний является комплексным инструментом промышленной политики, направленным на привлечение инвестиций в производство на территории России.

В целях совершенствования механизма СПИК Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике» (СПИК 2.0). Предлагается в том числе увеличить срок действия СПИК и минимальный объем инвестиций, а также предусмотреть возможность участия в проекте нескольких инвесторов.

Рассмотренные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности при реализации природоохранных мероприятий, их сочетание создают благоприятные условия для выстраивания конструктивного «эколого-экономического диалога» между государством и промышленными предприятиями, организациями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, водопользования, очистки промышленных выбросов.

Подробное описание каждого вида государственной поддержки инвестиционной деятельности в области охраны окружающей среды, условия предоставления государственных преференций, а также обзор правоприменительной практики станут темами следующих статей в новой авторской рубрике АНО «Равноправие» — «Экономика охраны окружающей среды».

3.2.Цели и задачи 2 года обучения.

Цель: формирование знаний о многообразии живых организмов, рациональном использовании и охране животных, изучение эволюции взаимоотношений человека с окружающей средой.

Задачи:

Обучающие:

· стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе;

· сформировать представление о многообразии животного мира;

· научить применять на практике усвоенные знания, умения и навыки;

· обучить работе с большим объёмом информации,

· определить место биологии человека в системе биологических наук;

· познакомиться с ближайшими родственниками человека и его предками на эволюционной лестнице

· сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого.

Развивающие:

· обеспечить обучающимся возможность самореализации в рамках кружковой деятельности.

· вовлечь обучающихся в социально-значимую практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения

Воспитывающие:

· воспитать в ребёнке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки,

· воспитать в ребёнке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки.

Тема №1. Экология животных. История развития животного мира: начало жизни на Земле, древнейшая жизнь на Земле; появление скелетных животных; первые позвоночные животные;

Первые обитатели суши; рыбы, рептилии и «век теплокровных» в истории животного мира. История взаимоотношений человека и диких животных. Одомашнивание животных. Взаимоотношения хищник- жертва, хозяин – паразит. Как животные защищаются. Зависимость жизни диких животных от человека. Птицы в городе. Приспособление птиц к условиям окружающей среды. Оседлые и перелетные птицы. Основные проблемы в сосуществовании птиц и человека в условиях города. Животные Красной Книги Карелии. Животные заповедника «Костомукшский».

Практическая деятельность:

1. Изучение условий жизни животных своего района.

2. Изучение влияния человека на животных своей республики, города.

3. Изучение животных Красной книги по фотографиям, рисункам, на природе.

4. Изготовление кормушек и домиков для птиц.

Тема №2. Природоохранная деятельность. Исчезающие виды растений и животных. Заповедники, заказники, природоохранные зоны. Работа по восстановлению численности исчезающих видов животных.

Экскурсия в заповедник «Костомукшский» «В гости к бобрам», участие в природоохранных акциях.

Тема №3. Экология человека. Что происходит, когда мы растём. Что такое переливание крови, группы крови. В здоровом теле здоровый дух. Секреты русской бани. Режим дня. Разучивание гимнастических упражнений. Учимся правильно поднимать тяжести. Соло для позвоночника. Акселерация – явление века. Напоминание прописных истин. Наркомания – беда человечества. Некоторые приёмы ухода за своим телом. Поговорим о моде, косметике и гигиене. Приятного аппетита! Проблемы питания, модифицированные продукты. Генная инженерия плюсы и минусы. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека и его предков на эволюционной лестнице. Происхождение и условия жизни первобытных людей. Образ жизни наших предков. Первые поселения людей на территории Карелии. Онежские петроглифы.

Значение семьи, коллектива, дружбы, творческого труда в жизни человека. Объекты питания и способ добычи пищи, использование огня. Изготовление простейших орудий труда для охоты и собирательства. Рождаемость, смертность и продолжительность жизни древнейших людей. Влияние факторов окружающей среды на формирование направлений развития древнейших людей.

Практическая деятельность:

1. Экскурсия в краеведческий музей.

2. Разработка творческого проекта «Жилища древних людей».

3. Составление рисунков домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условия северной Карелии.

4. Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условия северной Карелии.

Тема 4. Биологические основы охраны здоровья человека. Общие сведения об организме человека. Роль внешних факторов среды в развитии человека и их влияние на состояние внутренней организма. Сведения о научной гигиене. Рациональное питание. Нарушение питания, авитаминозы, наркомания, употребление алкоголя, курение. Профилактика вредным привычкам. Кодекс здоровья. Спорт, туризм. Узнай себя. Стремление человека к красоте. Духовный мир человека.

Практическая деятельность:

5. Экскурсия по тропе здоровья( территория ГПЗ «Костомукшский»)

6. Конкурс рисунков и фотографий «Хрупкий мир природы»;

7. Конкурс рисунков «Мой зеленый и цветущий город».

Тема 5. Влияние человека на природу. Природа как источник экономического и духовного развития человека. Основные закономерности развития и смены социально-экономических формаций. Кочевое животноводство. Подсечное земледелие. развитие производительных сил общества и интенсивность использования природных ресурсов. Потребности человечества в источниках энергии; вырубка лесов, разработка залежей каменного угля, торфа, нефти. Последствия хозяйственной деятельности человека и их влияние на окружающую среду. Загрязнение воздуха и воды промышленными и бытовыми отходами. Деятельность человека по спасению природы. Заповедники и национальные парки России и Карелии. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения в природе: лесу, на водоеме, во время отдыха или в туристическом походе, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и их значение для защиты природы. Конституция России о правах и обязанностях граждан в деле защиты природы.

Практическая деятельность:

9. Экскурсия на территорию заповедника «По тропе коробейников»

10. Экскурсия на водоочистные сооружения г. Костомукши.

11. Озеленение школьного кабинета.

12. Уборка территории школьного двора в рамках акции «Мой школьный двор»

13. Участие в празднике «День Земли» и международной экологической программе «День Земли и Марш Парков».

Тема 6. Мы — исследователи природы.

1. Изучение ближайшего к школе природного комплекса.(видовой состав растительности, почв, животный мира).Определение видового состава и составление его описания.

2. Изучение водоема.

3. Наблюдения за синантропными животными города.

4. Методическое обеспечение. Используемые педагогические технологии, формы и методы ведения занятий.

Данная программа формирует начальные экологические знания и является базой для преподавания краеведения, биологии, географии в основной школе.

При реализации программы используются следующие педагогические технологии: технология уровневой дифференциации предполагает деление ученического коллектива на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для овладения программным материалом на различных уровнях: минимальном (госстандарт), базовом, вариативном (творческом). Дифференциацию ученического коллектива проводится на занятие в зависимости от темы урока и индивидуальных особенностей ребенка.

Использование технологии музейная педагогика позволяет расширять образовательное пространство как интегративную развивающую среду, позволяющую решать задачи современного образования па принципах диалога музея и школы, стимулировать интенсивный творческий рост школьников в процессе коллективного общения. Материалы, документы, экспонаты школьного музея «История земли Калевала» широко используются на уроках в качестве местного краеведческого материала.

Коллективный способ обучения (авт. А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) применяется при проведении практических работ, творческих занятий, при повторении и систематизации изученного, во внеурочной учебной деятельности, предметных неделях. Это способствует сплочению малых групп, развитию коммуникативных навыков.

Технология краеведения (авт. Бабакова Т.А.)предполагает поэтапную организацию видов эколого-краеведческой деятельности школьников. С учетом возраста детей проводится теоретическая подготовка учащихся, осуществляется сбор эколого-краеведческой информации, коллективный анализ и обобщении результатов краеведческих исследований.

Технология проектов. Данная технология используется в исследовательской работе. Она позволяет реализовать право ребенка на выбор интересного для него вопроса, дела, стимулировать интерес к участию в разных видах деятельности, получить удовлетворение от результатов своего труда, прочувствовать ситуацию успеха, проявить творческую и социальную активность Выявлено, что проектирование, изменяет отношение детей к экологическим ценностям.

Педагогика сотрудничества. Данная технология позволяет активизировать психолого-педагогические основы обучения, разнообразить отношения участников образовательного процесса. Основана на личностной ориентации педагогического процесса

Технология педагогической поддержки (О.С. Газман) является основой для личностно-ориентированного подхода. В широком подходе это создание благоприятной среды для развития личности. В узком смысле это помощь педагога, его содействие в решении проблем воспитанника.

Основными формами и методами ведения занятий являются:

• теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, гербария, моделей; с демонстрацией опытов и использованием технических средств;

· практические занятия – в помещении и на местности – наблюдение, игры (с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые), экскурсии, детский экологический проект «Птицы – наши друзья и помощники».

5. Механизм оценивания результатов реализации программы.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

· самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;

· контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;

· открытые занятия в игровой форме;

· участие в Международной экологической программе «День Земли и Марш Парков», празднике «День Земли», экологических акциях, экологических, биологических конкурсах, олимпиадах;

· выступление на Днях науки.

Анализ полученных результатов является основой для планирования дальнейшего процесса обучения, поиска индивидуального подхода к каждому участнику программы. Итоговым мероприятием данной программы является участие детей в экологической программе «День Земли и Марш Парков», празднике «День Земли», участие в экологических акциях, «Чистый город – мой город», «Елочка зеленая», проектной деятельности, республиканском проекте «Зеленая школа». В процессе подготовки и проведения праздника дети наглядно будут демонстрировать приобретенные знания и умения, представлять лучшие рисунки, поделки, участвуют в конкурсах.

6. Сведения об апробации дополнительной образовательной программы «Экологическая азбука».

Данная программа была апробирована среди учащихся 1-4 классов МОУ «СОШ №2 им. А.С.Пушкина» г. Костомукши, представлена на заседании школьного методического объединения учителей естественно- математического цикла, городском методическом объединении учителей географии. Опыт по реализации данной программы был представлен для учителей города Костомукши, специалистов заповедника «Костомукшский», национальных парков «Калевальский» и «Паанаярви» на экологическом семинаре «Формы и приемы в экопросвещении школьников» 21 сентября 2009года.

7. Условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

1. квалифицированные кадры;

2. наличие учебного кабинета, а в нём уголка природы;

3. постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);

4. доступность Интернета; АРМ -учителя

5. возможность выезда за пределы города Костомукши;

6. определённый возрастной диапазон детей, необходимый для нормального общения в подростковой среде;

7. многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности;

сохранение единого пространства для участников всех ступеней образовательного процесса

8. Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации программы используются школьные предметные кабинеты географии, биологии, химии, в которых имеется выход в Интернет, находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, коллекция электронных пособий, живой уголок( собрано свыше 100 видов растений), школьный музей «История земли- Калевалы», кабинет экологического просвещения ГПЗ «Костомукшский».

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

1. методико – дидактическое обеспечение;

2. пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;

3. фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;

4. видеотека;

5. набор учебных плакатов по экологии;

6. участие педагога клуба в семинарах, курсах повышения квалификации;

7. проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;

8. пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;

9. технические средства обучения: микроскопы, АРМ учителя;

10. финансовые средства на методическое обеспечение, издательскую деятельность, призовой фонд, укрепление материальной базы, поездки и экскурсии;

11. для непосредственного общения детей с природой необходимо наличие уголка природы.

12. лабораторное оборудование: наборы- лаборатории для экологического и аналитического контроля воды, наборы- методики для экологического и аналитического контроля воды;

13. фарфоровая и химическая посуда;

14. гербарии: растения- индикаторы загрязнения воздушной среды, растения- индикаторы загрязнения почвенной среды, растения различных природных зон;

15. карты: природные зоны России, физическая карта России, Карелии, экологическая карта России.

16. модели: динамическая модель биоценоза, динамическая модель зарастания пресноводного водоема.

9. Глоссарий

Акселерация -(от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма. Обычно используется для описания ускоренного физиологического развития человека, наблюдаeмого в последниe 150 лет, но в принципе термин применим и к другим живым организмам.

Биотические факторы среды, совокупность влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов. Эти влияния носят самый разнообразный характер. Живые существа могут служить источником пищи для других организмов

Гала́ктика (др.-греч. Γαλαξίας — Млечный Путь) — гравитационно-связанная система из звёзд, межзвёздного газа, пыли и тёмной материи. Все объекты в составе галактик участвуют в движении относительно общего центра масс.

Глоба́льное потепле́ние — процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана .

Грибы́ (лат. Fungi или Mycota) — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных.

Заповедник- участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.

Запове́дник — используется в трех значениях: 1) особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключенная из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также слежения за природными процессами; 2) Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» государственный природный заповедник одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, полностью изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных; 3)одноименное соответствующему государственному природному заповеднику (см. значение 2) федеральное государственное учреждение имеющее целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем на переданной ему в постоянное (бессрочное) пользование территории или входящей в границы заповедника акватории.

Ко́смос (греч. κόσμος, «упорядоченное», «красивое») — строение, мир, вселенная, мироздание, материальный мир

Красная книга— аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Лиша́йники (лат. Lichenes) — симбиотические ассоциации грибов и микроскопических зелёных водорослей и/или цианобактерий.

Минера́л (minéral, от позднелат. minera — руда ) — природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой.

Мирово́й океа́н — основная часть гидросферы, составляющая 94,1 % всей ее площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и отличающаяся общностью солевого состава

Пещера — естественная полость в верхней толще земной коры, сообщающаяся с поверхностью земли одним или несколькими выходными отверстиями, проходимыми для человека. Наиболее крупные пещеры — сложные системы проходов и залов, нередко суммарной протяженностью до нескольких десятков километров. Пещеры — объект изучения спелеологии.

Полярное сияние — свечение (люминесценции) верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.

Полезные ископаемые — природные минеральные образования земной коры, которые могут быть использованы в сфере производства. Формируются в ходе геологической истории Земли.

Природная среда — совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы.

Растения-барометры. Способность чутко реагировать на всевозможные изменения погоды — одна из характерных особенностей растений. Высоко поднялось солнце, ярко зеленеет весенний луг, на голубом небе разбросаны небольшие белые облака, стоит тишина.

Синантропные организмы, синантропы (от греч. sýn — вместе и ánthropos — человек), животные, растения и микроорганизмы, в разной степени связанные с человеком

Созвездия — в современной астрономии участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами

Фенология -(от φαινομαι — появление) — система знаний о сезон ных явлениях природы

Флора (новолат. flora, от лат. Flora — богиня цветов и весны), исторически сложившаяся совокупность видов растений, приуроченная к определенному географическому пространству, связанная с его современными природными условиями.

Фауна (новолат. fauna, от лат. Fauna — богиня лесов и полей, покровительница стад животных), совокупность видов животных, обитающих на определённой территории или акватории.

Экология- (от греч. οικος — дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος — понятие, учение, наука) — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Термин впервые предложил в книге «Общая морфология организмов» («Generalle Morphologie der Organismen») в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель.

Составлено на основе Интернет- сайтов:

10.Литература

Для учителя:

1. Бабакова Т.А., Момотова А.П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения . _ Петрозаводск: Карелия, 1988.

2. Березин В.В.Почему гибнут дикие животные. Серия «Знание- «биология»№12, 1989.

3. Величевский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие, М.: Новая школа, 1997.

4. Гржимек.Б. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1998.

5. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М.: 1989.

6. Дежкин В.В. Беседы об экологии. М.:Молодая гвардия, 1980.

7. ЕгоренковЛ.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников.М.: Аркти, 2000.

8. Зверев И.Д.Экологическое образование в школе. Концепция.1994.

9. Красная Книга России и Карелии.

10. Кузнецов В.Н.Справочный и дополнительный материал к урокам экологии, М.: Дрофа, 2002.

11. Родзевич Н.Н., Пашканг Н.В. Охрана и преобразование природы.М.:1989.

12. Реймерс.Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы, 1990.

13. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.

14. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.

15. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.

16. Биология газеты.

17. Биология в школе (журналы).

18. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.

19. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.

20. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Республике Карелия.. 2006г.

Для учащихся:

1. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

2. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

3. Кашинская Е,А. Всё обо всём. М 1999г.

4. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

5. Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.

6. Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.

7. Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.

8. Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *